Как советский летчик сергей соколов обманул смерть

Новая жизнь: как советский летчик Сергей Соколов обманул смерть

В истории отечественных военно-воздушных сил операция в Афганистане всегда будет стоять особняком. По масштабу боевого применения, объемам израсходованных средств поражения и общему числу задействованных для поддержки наземных войск авиации она, вне всякого сомнения, еще долго будет находиться во главе списка.

В ходе афганской кампании так же имели место сотни, если не тысячи подвигов личного состава, материалы о которых постепенно публикуются в свободном доступе.

История старшего лейтенанта Соколова в общей картине подвигов советских военных в Афганистане выглядит не просто как готовый сюжет для фильма: в реальности тягот и лишений на долю летчика выпало существенно больше, чем может вместить полуторачасовой художественный фильм.

О самолетах и бомбах

Масштабы боевой работы советской авиации в ходе афганской кампании до сих пор являются самой обсуждаемой темой среди военных историков. Как поясняют специалисты, на сегодняшний день невозможно подсчитать точное количество авиационных боеприпасов различного калибра, израсходованных за десять лет противостояния.

Историки отмечают, что одних только фугасных авиабомб, использованных советской авиацией, вполне хватило бы, чтобы превратить в равнину горный массив вроде Эльбруса, Мауна-Кеа или Килиманджаро.

Именно в Афганистане советская авиация столкнулась, пожалуй, с наиболее ожесточенным сопротивлением с земли: каждый боевой вылет (в особенности это касалось штурмовой авиации) был своеобразной лотереей с примерно равной вероятностью погибнуть и вернуться обратно на аэродром.

Отдельного упоминания в контексте боевой работы на передовой заслуживают летчики, осуществлявшие боевые вылеты на самолетах Су-25.

Именно на долю «Грачей» в Афганистане пришлось большинство таких повреждений, с которыми любой другой самолет не смог бы не только вернуться на аэродром, но и выбраться из района проведения бомбометания.

Чего стоит одно приземление на аэродром Су-25 лейтенанта Голубца!

После осмотра борта стало ясно, что ракета из ПЗРК пробила в корпусе дыру размером полтора на полметра, вывела из строя правый двигатель и разворотила мотогондолу, в которой он размещался.

Отказал руль высоты, а сам самолет вообще держался на честном слове.

Таких случаев участвовавшие в афганской кампании летчики могут вспомнить добрую сотню, но всегда в разговорах отмечают, что сам по себе самолет – всего лишь металл, собранный на заводе в готовое изделие, а настоящей машиной смерти его делает летчик.

О судьбе отдельно взятого человека

Сергей Александрович Соколов, прибывший в Афганистан в должности командира звена истребителей-бомбардировщиков Су-17, был обычным советским военным.

Скорее всего, из числа всех отлетавших в афганском небе строевых летчиков Соколов никогда бы не выделился, если бы не одно происшествие, навсегда изменившее его собственную судьбу и в значительной мере повлиявшее на всю боевую работу летчиков во время афганской кампании.

Во время своего 119-го вылета в конце апреля 1984 года на высоте 1 200 метров самолет Су-17 под управлением Соколова настигла ракета американского ПЗРК, которыми афганских моджахедов через подконтрольные приграничные каналы активно снабжало ЦРУ. Времени на принятие решения не оставалось, и летчик рванул ручку катапульты.

Простая процедура по спасению из подбитой машины в этот раз прошла не так, как нужно: купол парашюта раскрылся в самый последний момент, практически одновременно с касанием летчика поверхности.

Однако с жесткого приземления проблемы летчика только начинались: противник стремительно продвинулся в район приземления и начал окружение.

Завязался бой, в ходе которого Соколов, непрерывно отстреливаясь, был серьезно ранен.

Положение казалось безнадежным: из стремительно иссякавшего боекомплекта оставалась лишь граната, которую обессиленный летчик решил использовать в том случае, если «духи» соберутся брать его в плен.

Выдернув чеку и зажав гранату рукой, Соколов начал постепенно терять сознание, мысленно прощаясь не только с сослуживцами, но и с жизнью вообще. Спасательный вертолет с отрядом, отбившим его и спасшим из окружения, подоспел в самый последний момент.

Лишь при погрузке летчика члены спасательного отряда заметили гранату с выдернутой чекой.

Новая жизнь

Соколов погиб. Именно такое сообщение получили в штабе полка. Но, несмотря на известие о собственной смерти, он умирать не собирался.

Сообщение, улетевшее в штаб полка, гласило, что советский летчик умер по пути в Ташкент.

Реальность же была такова, что именно в санитарном самолете, в полевых условиях, советскому летчику была сделана жизненно важная операция. Сознание вернулось к Сергею Соколову лишь спустя четверо суток.

За период с 1984 по 1987 год Сергей Соколов перенес 13 операций и в буквальном смысле слова учился заново ходить. Однако восстановительная медицина оказалась не всесильной: левая стопа летчика, невзирая на все усилия врачей и его самого, не двигалась. В середине 1985 года из-за ранения и полученных травм Сергея Соколова списали с летной работы.

Несмотря на состояние здоровья и завершение карьеры летчика, Соколов сдаваться даже не думал: параллельно с восстановительными процедурами он поступил на факультет штурманов ВВА им. Ю. А.

Гагарина и постепенно вернулся в строй – в 1991 году приступил сначала к парашютным прыжкам, а затем и к освоению авиационной техники, в том числе реактивных самолетов L-39 и МиГ-29.

А ведь пережившему сложнейшие испытания летчику на момент трагедии было всего 25!

В 1994 году Соколов в составе большой экспедиции совершает прыжок с парашютом на Северном полюсе, а чуть позже, весной 1995 года, указом президента России за проявленное мужество получает звание Героя Российской Федерации. Злодейка-судьба «сломала зубы» о характер летчика: сначала под надзором летчика-испытателя, а затем и самостоятельно Соколов снова начал летать.

Герой России, кавалер орденов Красного Знамени, Красной Звезды, «За военные заслуги» и целого ряда других наград ныне здравствует и работает в РОСТО – готовит спортсменов-парашютистов и помогает молодняку делать первые шаги в авиации, на личном примере доказывая, что предела человеческим возможностям нет.

Слава Героям России!!!!

Источник: https://cont.ws/post/288877

Соколов Сергей Александрович: Встань и иди | НЕ ИНВАЛИД.RU

Герой России летчик — истребитель Сергей Соколов. Первый летчик в России после Маресьева, который смог «вернуться в небо», имея тяжелейшие ранения.

Родился 7 января 1959 года в городе Тула. Русский. Окончил среднюю школу. Активно занимался спортом, входил в юношескую сборную города и области по спортивной гимнастике.

После школы поступил в 1976 году в Качинское военно-авиационное училище летчиков. Младший сержант Соколов был заместителем командира взвода — командиром летного отделения. Освоил учебный реактивный самолет L-29 и истребитель МиГ-21.

По окончанию училища в 1980 году получил направление в Туркестанский военный округ.
На авиабазе в городе Мары лейтенант Соколов освоил новую для него технику — истребитель-перехватчик Су-15. А еще через год пересел в кабину истребителя-бомбардировщика Су-17.

Теперь главными стали полеты на малой и предельно малой высоте и бомбоштурмовые удары по наземным целям.

В октябре 1983 года старший лейтенант Соколов прибыл на афганскую авиабазу в Баграме командиром звена. За короткий срок он совершил 119 боевых вылетов. Авиационное звено под его командованием участвовало в 6-ти крупных общевойсковых армейских операциях, уничтожая живую силу и боевую технику противника.

25 апреля 1984 года в ходе Панджшерской операции при выполнении задачи по уничтожению средств ПВО противника в 27 км от аэродрома Кабул самолет Соколова был сбит сбит зенитной ракетой «стингер». Летчик катапультировался.

На земле более часа вел бой, уничтожил до 20 моджахедов. Был ранен в ноги, теряя сознание выпустил последнюю очередь в ближнего «духа». В это время подошли вертолеты.

Уже на борту увидели, что у живота он держит гранату с взведенной чекой.

Очнулся Соколов в ташкентском госпитале только через четверо суток. В полк уже сообщили, что он умер по пути в Ташкент, но в воздухе ему успели сделать операцию.

С 1984 по 1987 год Соколов провел в госпиталях почти два с половиной года, перенес 12 операций, из них 7 тяжелых. Заново учился ходить.

Невыносимые боли приводили его к мысли о самоубийстве… Но огромная сила воли и целеустремленность помогли преодолеть все запреты чиновников и врачей, и вернутся в военную авиацию.

1985 году решением ВВК был списан с летной работы. Добился оставления в рядах МО РФ, а в 1986 году признан ВТЭК инвалидом войны.

В декабре 1984 года награжден орденом Красной Звезды, а в 1988 году — афганским орденом Красного Знамени.
Капитан Соколов, несмотря на инвалидность вернулся в строй, окончил Военно-Воздушную академию.

Проходил службу в Авиационной поисково-спасательной службе, и 1989 году был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Вопреки запретам врачей вернулся в небо. Прошел сложный курс реабилитации и в 1991 году приступил к парашютным прыжкам. В 1991 году освоил парашютные прыжки. С 1992 года — полеты. Сначала на вертолете Ми-2, потом облетал Як-52, вертолет Ми-8, самолеты Ан-2, L-39 и, наконец, боевой истребитель МиГ-29. В 1995 году добился официального разрешения и возвращения на летную должность.

18 апреля 1994 года, в составе международной арктической экспедиции, Сергей Соколов первым в мире среди инвалидов совершил прыжок на парашюте на Северный полюс.

Читайте также:  7 материалов для отделки полов в ванной комнате

Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1995 года за личное мужество и героизм, проявленные при выполнении первого среди инвалидов мира прыжка с парашютом на Северный полюс и освоении авиационной техники подполковнику Соколову Сергею Александровичу присвоено звание Герой Российской Федерации с вручением знака особого отличия — медали «Золотая Звезда» (№126).

В сентябре 1995 года Герой России полковник Соколов возглавил Егорьевский аэроклуб РОСТО. За 21 год летной работы освоил 11 типов самолетов и вертолетов такие, как Л-29, МиГ-21, Су-15, Су-17м3 из них 7 типов будучи инвалидом: Як-52, Ан-2, Л-39, Ми-2, Ми-8, Як-18Т, МиГ-29.

В настоящее время летает на самолетах Як-52, Л-29, Ан-2 и вертолетах Ми-2, Ми-8. Имеет общий налет более 2500 часов.

В 1997 – 1998 годах трижды в качестве командира вертолета Ми-8 совместно с МВД РФ принимал участие в обезвреживании преступных группировок на территории Липецкой, Ивановской и Московской областях.

Полковник Соколов живет в Москве, является членом Центрального совета РОСТО, заместителем председателя Московского областного совета РОСТО по авиации.

С 1997 по 2005 год являлся Вице-президентом федерации вертолетного спорта России а с 2006 года Президентом Федерации авиационных видов спорта Московской области.

Награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, «За военные заслуги», а также орденом Красного Знамени Республики Афганистан, медалями.

 В 2010 году о Сергее Соколове режиссером Геннадием Акименко был снят фильм документальный фильм «Встань и иди. Сергей Соколов. Возвращение в небо».

Это фильм из цикла, эпиграфом к которому является цитата из Библии «Встань и иди и вера твоя поможет тебе». В цикле — фильмы о людях, переживших трагедию, но не сломавшихся.

Пилоты, врачи, циркачи, военные, актеры, певцы – люди разных профессий, оказались способными пережить катастрофу, и начать все заново. Их пример может кардинальным образом изменить жизни других людей.

«Фильмы о том, что жизнь замечательна, и всегда есть шанс выжить» – резюмируют авторы цикла.

У Сергея Соколова есть жена, двое взрослых детей, но они решились еще на один самоотверженный поступок – они усыновили двоих детей дошкольного возраста.

Теги

Соколов Сергей Александрович

код для сайта или блога

Источник: http://neinvalid.ru/sokolov-sergej-aleksandrovich-vstan-i-idi/

Новая жизнь: как советский летчик Сергей Соколов обманул смерть

Новая жизнь: как советский летчик Сергей Соколов обманул смертьmysoulgardenJune 5th, 2016В истории отечественных военно-воздушных сил операция в Афганистане всегда будет стоять особняком.

По масштабу боевого применения, объемам израсходованных средств поражения и общему числу задействованных для поддержки наземных войск авиации она, вне всякого сомнения, еще долго будет находиться во главе списка.

В ходе афганской кампании так же имели место сотни, если не тысячи подвигов личного состава, материалы о которых постепенно публикуются в свободном доступе.

История старшего лейтенанта Соколова в общей картине подвигов советских военных в Афганистане выглядит не просто как готовый сюжет для фильма: в реальности тягот и лишений на долю летчика выпало существенно больше, чем может вместить полуторачасовой художественный фильм.

О самолетах и бомбах

Масштабы боевой работы советской авиации в ходе афганской кампании до сих пор являются самой обсуждаемой темой среди военных историков. Как поясняют специалисты, на сегодняшний день невозможно подсчитать точное количество авиационных боеприпасов различного калибра, израсходованных за десять лет противостояния.

Историки отмечают, что одних только фугасных авиабомб, использованных советской авиацией, вполне хватило бы, чтобы превратить в равнину горный массив вроде Эльбруса, Мауна-Кеа или Килиманджаро.

Именно в Афганистане советская авиация столкнулась, пожалуй, с наиболее ожесточенным сопротивлением с земли: каждый боевой вылет (в особенности это касалось штурмовой авиации) был своеобразной лотереей с примерно равной вероятностью погибнуть и вернуться обратно на аэродром.

Отдельного упоминания в контексте боевой работы на передовой заслуживают летчики, осуществлявшие боевые вылеты на самолетах Су-25. Именно на долю «Грачей» в Афганистане пришлось большинство таких повреждений, с которыми любой другой самолет не смог бы не только вернуться на аэродром, но и выбраться из района проведения бомбометания.

Чего стоит одно приземление на аэродром Су-25 лейтенанта Голубца! После осмотра борта стало ясно, что ракета из ПЗРК пробила в корпусе дыру размером полтора на полметра, вывела из строя правый двигатель и разворотила мотогондолу, в которой он размещался. Отказал руль высоты, а сам самолет вообще держался на честном слове.

Таких случаев участвовавшие в афганской кампании летчики могут вспомнить добрую сотню, но всегда в разговорах отмечают, что сам по себе самолет – всего лишь металл, собранный на заводе в готовое изделие, а настоящей машиной смерти его делает летчик.

О судьбе отдельно взятого человека

Сергей Александрович Соколов, прибывший в Афганистан в должности командира звена истребителей-бомбардировщиков Су-17, был обычным советским военным.

Скорее всего, из числа всех отлетавших в афганском небе строевых летчиков Соколов никогда бы не выделился, если бы не одно происшествие, навсегда изменившее его собственную судьбу и в значительной мере повлиявшее на всю боевую работу летчиков во время афганской кампании.

Во время своего 119-го вылета в конце апреля 1984 года на высоте 1 200 метров самолет Су-17 под управлением Соколова настигла ракета американского ПЗРК «Стингер», которыми афганских моджахедов через подконтрольные приграничные каналы активно снабжало ЦРУ. Времени на принятие решения не оставалось, и летчик рванул ручку катапульты.

Простая процедура по спасению из подбитой машины в этот раз прошла не так, как нужно: купол парашюта раскрылся в самый последний момент, практически одновременно с касанием летчика поверхности. Однако с жесткого приземления проблемы летчика только начинались: противник стремительно продвинулся в район приземления и начал окружение.

Завязался бой, в ходе которого Соколов, непрерывно отстреливаясь, был серьезно ранен.Положение казалось безнадежным: из стремительно иссякавшего боекомплекта оставалась лишь граната, которую обессиленный летчик решил использовать в том случае, если «духи» соберутся брать его в плен.

Выдернув чеку и зажав гранату рукой, Соколов начал постепенно терять сознание, мысленно прощаясь не только с сослуживцами, но и с жизнью вообще. Спасательный вертолет с отрядом, отбившим его и спасшим из окружения, подоспел в самый последний момент. Лишь при погрузке летчика члены спасательного отряда заметили гранату с выдернутой чекой.

Новая жизнь

Соколов погиб. Именно такое сообщение получили в штабе полка. Но, несмотря на известие о собственной смерти, он умирать не собирался. Сообщение, улетевшее в штаб полка, гласило, что советский летчик умер по пути в Ташкент.

Реальность же была такова, что именно в санитарном самолете, в полевых условиях, советскому летчику была сделана жизненно важная операция. Сознание вернулось к Сергею Соколову лишь спустя четверо суток… ПОЛНОСТЬЮ ЗДЕСЬ:

http://tvzvezda.

ru/news/forces/content/201606050820-4z2w.htm?pasass&utm_source=rnews

Источник: https://mysoulgarden.livejournal.com/1845555.html

Побег из СССР на Истребителе. Судьба летчика-дезертира

В начале сентября 1976 г. на Дальний Восток прибыл маршал Савицкий с проверкой боеготовности сил противовоздушной обороны. В этот день летчикам предстояли тренировочные полеты, и они знали, что их нужно выполнить безукоризненно. Во время учебной тренировки самолет Беленко исчез с радаров.

Он неожиданно набрал высоту, а затем начал пикировать в море. Было похоже на то, что какая-то техническая неисправность привела к падению самолета и гибели летчика. В воздух тут же подняли дежурные самолеты и вертолеты.

Позже выяснилось, что летчик обманул радары: он пошел на снижение, имитируя падение, а затем скрылся за огромной сопкой.

Этот снимок был сделан сразу после приземления МиГа на гражданский аэродром в Японии

На острове Хоккайдо самолеты японских ПВО были подняты по тревоге. Едва им удалось отследить неизвестный объект, как он тут же исчез. Как оказалось, он резко пошел на снижение и совершил посадку на ближайшем гражданском аэродроме. Летчик вышел из самолета и тут же потребовал его спрятать от посторонних глаз. Затем беглец запросил политического убежища в США .

Угнанный самолет прятали от посторонних глаз

В побег Беленко долго не верили: думали, что причиной таких действий была какая-то поломка или техническая ошибка, а посадка была вынужденной, что самолет попал в зону плохой видимости и сбился с курса, что пилота захватили в заложники и удерживают насильно, а на допросах применяют психотропные средства. Затем в часть пришёл приказ — повторить полёт Беленко до воздушного пространства Японии, опираясь на данные, зафиксированные радарами.

Когда эксперимент был проведён, стало очевидно — лётчик МиГ-25 сознательно применял манёвры, пытаясь уйти от наблюдения, летел на низкой высоте. Сомнений в том, что Беленко пошёл на свой поступок обдуманно, не осталось.

Истребитель, угнанный летчиком Виктором Беленко

В 1976 г.

в новостях объявили, что советский самолет совершил вынужденную посадку на аэродроме Японии, привезли мать и жену Беленко в Москву, где они на пресс-конференции отрицали версию о том, что летчик мог попросить убежища за рубежом и умоляли о его незамедлительном возвращении на родину. Старшему лейтенанту Виктору Беленко было на тот момент 29 лет, и бдительные органы госбезопасности не имели на него никакого компромата. Уроженец Нальчика, он окончил школу с серебряной медалью, отслужил в армии, затем поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое закончил в 1971 году. Затем служил лётчиком-инструктором в Ставрополе, характеризовался положительно, состоял в партии, был членом партбюро. В 1975 году по собственной просьбе был переведён на службу в истребительный полк ПВО на Дальнем Востоке.

Читайте также:  15 советов по оформлению дверного проема без двери + фото

Летчик-дезертир Виктор Беленко

МиГ-25 хотели бы заполучить разведки всего мира, так как это был самолет уникальной конструкции, с рекордной скоростью и высотой полета, самый современный и самый засекреченный истребитель военно-воздушных сил СССР. Все базы, на которых были самолеты МиГ-25, охранялись особыми подразделениями десантников.

Истребитель, угнанный летчиком Виктором Беленко

СССР потребовал немедленно вернуть летчика и самолет. Пока шли международные переговоры, истребитель разобрали и отправили в контейнерах в США. Там его тщательно изучили, и самолет перестал быть секретным оружием СССР.

Японцы вернули истребитель только через два месяца, в разобранном виде. Нанесенный ущерб оценили в 2 млрд рублей. Пришлось спешно менять систему опознавания «свой-чужой» на всех воздушных судах.

В результате СССР получил компенсацию в 7,7 млн рублей.

Беленко был отличником боевой подготовки и первоклассным пилотом. Но те, кто был с ним знаком, говорили, что летчик был чересчур амбициозным и честолюбивым и считал, что его заслуги не оценены по достоинству. Выдвигались и версии о его вербовке.

Говорили, что такие действия больше похожи на хорошо подготовленную акцию, чем на импульсивный поступок диссидента, недовольного политическим строем.

Предполагалось, что он должен был посадить самолет на военной базе США в Японии, но он побоялся, что его могут сбить, и приземлился на ближайшем аэродроме.

Странности в его поведении сослуживцы замечали уже давно: отпуск он предпочитал проводить в небольшом дальневосточном городке, при этом не распространялся о том, как отдыхал, учил английский язык, рвался в эскадрилью истребителей, хотя из-за возрастных ограничений он там уже не мог рассчитывать на повышение по службе.

Удостоверение Виктора Беленко

После побега Беленко все военные самолеты начали заправлять в расчете на выполнение только одного задания, чтобы горючего не хватило для того, чтобы улететь за границу.

После переезда в США летчик оказался в центре внимания прессы.

Он читал лекции в одной из военных академий в качестве эксперта в области изучения советских авиасистем ПВО, выступал на симпозиумах, завершая свои доклады рассказом об ужасах советской действительности.

За вклад в укрепление национальной безопасности Америки Беленко получил гражданство США. Вскоре он женился на американке и прожил с ней 15 лет. Из военной академии Беленко вскоре уволили, ведь он больше не представлял интереса для спецслужб.

О его дальнейшей судьбе известно немного. Согласно одним источникам, он до сих пор живет в США. В других утверждается, что Виктор Беленко развелся с женой, стал злоупотреблять алкоголем, последние годы провел в одиночестве и скончался в 2006 г. то ли в автокатастрофе, то ли от инфаркта. Был ли он завербованным шпионом или просто дезертиром – до сих пор остается загадкой.

Источник

Источник: https://www.kramola.info/vesti/novosti/pobeg-iz-sssr-na-istrebitele-sudba-letchika-dezertira

Как летчик Соколов уничтожил смертоносную колонну фашистов

Фото: Еженедельник «Звезда»

Николай Соколов, бывший авиадиспетчер, а ныне пенсионер, показывает мне фотографию своего отца. С чернобелой карточки смотрит молодой старлей с обаятельной улыбкой и грудью в орденах. Отца тоже зовут Николай, он летчик-штурмовик, 70 с лишним лет назад громил фашистов до самого Берлина.

А на груди у него не хватает еще одной награды — Звезды Героя Советского Союза. Соколов-сын узнал об этом два года назад благодаря созданному Минобороны интернет-сайту «Подвиг народа».

Оказалось, в 1945 году отца представили к этому званию, бумаги подписали все командиры и даже маршал Георгий Жуков. Но…

Чтобы понять, почему награда не нашла героя, Соколов-сын копался в архивах и писал письма. Но так и не разобрался. Скорее всего, думает он, произошла какая-то ошибка, досадная и обидная оплошность штабистов, когда бумага по какой-то технической причине не оказывается там, где должна. И то, что отец не получил заслуженной по праву награды, не дает сыну фронтовика покоя.

Шелестя бумагами в папках, Николай Соколов-младший рассказывает мне историю своего отца, семьи и поисков правды.

Дотянуть до своих

Николай Соколов-старший с детства грезил о небе. Он жил в Ашхабаде и, как только позволил возраст, записался в аэроклуб. В 1939-м парня призвали в армию. Как имеющего летные навыки, Николая направили в авиашколу, а потом в Краснодарское летное училище. Там отпускать перспективного летчика не захотели: после окончания в 1940-м Николай стал летчиком-инструктором.

— Его и на фронт поначалу не пускали, — говорит его сын, тоже Николай Соколов. — Думаю, поэтому отец и остался жив.

Ведь в то время в войска приходило много только оперившихся, еще не научившихся как следует летать летчиков-лейтенантов, которые гибли в первых же боевых вылетах. А папа, будучи инструктором, налетал много.

Но он постоянно подавал рапорты о переводе в боевую часть. И в марте 1943 года рапорт удовлетворили. Боевым крещением стала битва на Курской дуге.

Молодой офицер словно пытался наверстать упущенное. Первым делал шаг вперед, когда вызывали добровольцев. К концу лета в его послужном списке было уже 30 активных боевых вылетов. А к следующему марту — 50.

«В результате бомбардировочно-штурмового удара было уничтожено: 4 миномета, 6 орудий, 4 автомашины.

Подожжено 3 дома и уничтожено до 40 гитлеровцев», — эта цитата из приказа о награждении Соколова орденом Красного Знамени описывает лишь один такой боевой рейд.

Судьба словно берегла Соколова. Его товарищи гибли, но сам Николай неизменно возвращался целым и невредимым. Хотя бои были адские. Однажды, возвращаясь с аэрофотосъемки немецких позиций, Николай столкнулся с тремя истребителями немцев.

«Соколов принял воздушный бой, отбил 3 атаки и на подбитом самолете вернулся на свой аэродром», — эти строки еще из одного приказа о награждении не в полной мере отражают произошедшее. В том бою осколком убило боевого друга, стрелка Федора Головина.

Другим осколком разбило приборную панель, сделав самолет почти неуправляемым. Сделанные снимки позиций командованию были необходимы как воздух, нужно было во что бы то ни стало вернуться.

Соколов перевел Ил-2 в крутое пике, из которого сумел выйти буквально в 50 метрах от земли. На искореженной машине пилот смог дотянуть до своих.

Оруженосец в юбке

В ноябре 1944 года Соколов становится командиром эскадрильи. Тогда же встречает любовь всей жизни — Лида Горшунова пошла на фронт добровольцем, окончила курсы специалиста по вооружению и получила звание сержанта. Девушка отвечала за исправность оружия на штурмовике Соколова — чистила пулеметы и пушки, пополняла боезапас.

От этой, казалось бы, рутины зависела жизнь, ведь если в воздушном бою заклинит пулемет… От девичьих рук оружейная сталь словно млела: все механизмы работали бесперебойно. Каждый раз с замиранием сердца девушка ждала возвращения своего капитана.

А боевых вылетов у Соколова было еще много: в 44-м и 45-м годах Соколов вместе с эскадрильей бил немцев в Белоруссии, Польше, Германии, участвовал в Висло-Одерской операции и штурме Зееловских высот.

— Отец вспоминал, что, когда в Польше шли бои, линии фронта не было, войска располагались как слоеный пирог, — рассказывает Николай Соколов-младший. — В наших войсках каждый день менялись системы условных сигналов, по которым летчики могли отличить своих.

Однажды вместе с эскадрильей он совершал боевой рейд и заметил колонну. Из ее хвоста взмыли три ракеты, они соответствовали условному знаку. Но в тот день сигнал должен был подаваться только из головы колонны.

Отец приказал остальным встать в круг, а сам развернулся и на бреющем полете в нескольких десятках метров от земли прошел над колонной снова.

Он сумел разглядеть форму на фашистах, а на одном танке под маскировкой увидел крест. И он приказал атаковать. По рации ему возражали: это ведь наши, дескать. Но папа сказал, что берет ответственность на себя. Эскадрилья обрушилась на немцев и практически уничтожила колонну. А после возвращения папу тут же сдали и арестовали — думали, он разбомбил своих.

Но в заключении он провел всего два дня, потом приехали польские офицеры, нашли отца и принялись благодарить. Оказывается, его эскадрилья уничтожила полк, который выдвигался в тыл и был серьезной угрозой. Папу даже на место свозили. Он говорил, что это был единственный раз, когда он мог с земли посмотреть на результат своих трудов.

Горы трупов, искореженное железо… Польша за это наградила отца золотым крестом «За храбрость».

Читайте также:  Бийск 1971 года

Вместе со своей эскадрильей Николай дошел до самого Берлина. За время войны на его счету 122 успешных боевых вылета, из них 100 — ведущим группы штурмовиков.

Соколов был награжден двумя орденами Боевого Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Александра Невского и еще двумя орденами Отечественной войны — I и II степени.

Он уничтожил 12 самолетов, столько же танков, 68 вагонов и платформ с боевой техникой врага, 5 складов с боеприпасами и один железнодорожный мост. Огнем его Ил-2 было разрушено 30 домов и 25 огневых точек, уничтожено до 300 гитлеровцев.

Все эти цифры есть в представлении Николая Соколова к званию Героя Советского Союза. На документе есть все необходимые для награждения визы — и командующего 16-й воздушной армии Сергея Руденко, и члена военного совета Первого Белорусского фронта генерал-лейтенанта Телегина, и автограф маршала Георгия Жукова… Нет только сведений о присвоении звания Героя…

Письмо министру

— Для меня отец в любом случае герой,- говорит сын летчика. — С наградой, без нее — нет разницы. Но я бы хотел восстановить историческую справедливость и понять, что же произошло. От меня этого требует и семья, а она у нас большая.

Внуки, дети, внуки и дети моей старшей сестры и другие родственники — все спрашивают: как же так, почему прадеду не дали Героя? Я знаю, что летчикам Ил-2 и за 80 боевых вылетов Героя давали, а у отца их было 122.

Пусть Минобороны разберется.

Соколов-сын вспоминает, что папа несколько раз упоминал о представлении к званию Героя, рассказывал без сожаления: не дали, дескать, и ладно. Фронтовик так и не узнал причины, да и не пытался искать. Ведь не за награды воевал. А после войны Соколов-старший два года провел в Германии, потом жил в Самарканде, остался верен авиации, военной и гражданской, работал до самого смертного часа.

— Мы бы тоже, наверное, ничего бы не узнали, если бы не сайт «Подвиг народа», — говорит Соколов-сын. — Накануне 70-летия Победы я решил посмотреть, что есть про моего отца. Несколько раз перечитывал представление: все правильно.

Вот описание боевого пути, вот заключение: «Достоин высшей правительственной награды — присвоения звания Героя Советского Союза». Что могло помешать моему отцу получить это звание? Выше ведь только Верховный, то есть Сталин.

Но никаких документов о том, что в присвоении звания отказано или о замене награды. Я обратился с письмом к Сергею Шойгу. Но до министра обороны оно, конечно, не добралось. Из министерства письмо переслали в центральный архив в Подольске.

И оттуда пришел ответ: да, представление имеется, но вместо звания Героя был вручен орден Александра Невского. Но это не так. На Александра Невского было отдельное представление, и мой отец его получил.

Сын Героя показывает мне документы. Представление датировано 14 июня 1945 года. Действительно, никто не высказал возражений, летчик должен был стать Героем.

Что же случилось? Может быть, кто-то потерял документ в победном наградном круговороте? Завалилась бумага за стол, затерялась в ворохе других?..

А когда нашлась, этот кто-то не захотел признаваться в оплошности? Но тогда восстановить справедливость — меньшее, что сейчас можно сделать для памяти ветерана.

— Мы не ждем никаких привилегий, — сказал мне на прощание Николай Соколов. — Нам просто обидно за отца. Он воевал, каждый день рисковал жизнью, каждым вылетом и выстрелом приближал Победу. Но, возможно, из-за какой-то канцелярской ошибки, из-за чьего-то недосмотра он не получил то, чего был по праву достоин. Если это так, надо обязательно исправить эту ошибку.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Источник: http://ya-russ.ru/kak-letchik-sokolov-unichtozhil-smertonosnuyu-kolonnu-fashistov/

Российские летчики и их убийцы: что известно на этот час

Минувший вторник стал черным для российской группировки, по просьбе законного сирийского правительства воюющей с террористами запрещенной в РФ группировки «Исламское государство»1, захватившей значительную часть территории Сирии.

Только за 24 ноября Россия потеряла в Сирии, как минимум, двух своих граждан. С высокой долей вероятности можно утверждать о гибели одного из пилотов сбитого турецкими военными российского фронтового бомбардировщика Су-24. Судьба второго пилота стала известна только сегодня — он жив.

Также во время поисков катапультировавшихся летчиков был подбит российский военный вертолет Ми-8. После того, как машина совершила вынужденную посадку, она была обстреляна контролирующими этот район исламистами, воюющими против правительственных сирийских войск. В результате обстрела погиб военнослужащий-контрактник – морской пехотинец. Его гибель подтвердили в Минобороны России.

В Интернете есть видеоролик, на котором, предположительно, запечатлен эпизод, когда был подбит российский вертолет.

Самолет Су-24 был сбит турецкими военными около десяти утра вторника, а примерно в 13 часов появилось видео, якобы переданное журналистам одной из повстанческих группировок, которые контролируют сирийскую территорию там, где рухнул самолет (эта территория населена сирийскими туркменами, которые называются туркоманами).

На видео, обнародованном на YouTube, предположительно, был запечатлен убитый российский летчик, рядом с которым находились вооруженные люди, выкрикивающие «Аллах Акбар!».

Минобороны только поздно вечером подтвердило факт гибели российского пилота, не называя, впрочем, его имени.

Судьба второго летчика

Долгое время непонятной оставалась и судьба второго летчика, который катапультировался из подбитой машины. По данным британского телеканала ITV, оба пилота погибли после того, как у них раскрылись парашюты – туркменские повстанцы просто расстреляли их с земли.

Об этом изданию сообщил заместитель командира военной бригады сирийских туркменов Алпаслан Селик, по словам которого, при падении на землю оба пилота уже были мертвы.

В качестве доказательства туркменский офицер показал порванный парашют, якобы принадлежащий одному из российских пилотов.

Эту информацию косвенно подтверждал распространенный видеоролик, на котором видно, как два парашютиста спускаются под звуки автоматных и пулеметных очередей, сопровождаемые воинственными выкриками.

Впрочем, ранее некоторые ресурсы распространили другое видео якобы расстрела российских пилотов, которое оказалось фейковым и не имеющим к данному инциденту никакого отношения.

По последним данным, официально озвученным министром обороны Сергеем Шойгу, второй летчик был отбит у захвативших его боевиков сирийским спецназом и передан на российскую базу «Хмеймим». Некоторые турецкие СМИ ранее утверждали, что возможно второй летчик жив, и власти делают всё возможно, чтобы «выкупить» его у туркменских повстанцев.

Убийцы

Специалист по Ближнему Востоку блогер Анатолий Несмиян (Эль Мюрид) опубликовал в своем блоге и страшные фотографии расправы или надругательства над мертвым телом, которое совершают некие вооруженные люди. Лицо жертвы скрыто, но блогер дает понять, что, возможно, это расстрелянный российский летчик. По мнению Несмияна, те, кто виновен в смерти россиянина и надругательстве над его телом, должны быть уничтожены.

«И в данном случае ждать соизволения от первого лица не обязательно: такой приказ обязан отдать командир погибших российских военных», — считает блогер.

По словам Несмияна, думать, «как выкрутиться из сложившейся ситуации и как спустить ее на тормозах» – это дело политиков. «У военных другая задача. Оставлять в живых этих людей точно нельзя. Без объяснения причин», — резюмирует Эль Мюрид.

Кто охотился на российских летчиков

Как пишет в своем блоге Эль-Мюрид, российский Су-24 был сбит над территорией, контролируемой группировкой «Джабаль аль-Туркман», состоящей из нескольких отрядов общей численностью около десяти тысяч человек.

Группировка, в основном состоящая из местных туркменов, получает помощь и подкрепления с территории Турции.

«Во времена режима Асадов сирийские туркоманы, как и другие нацменьшинства, подвергались довольно жесткой дискриминации, что и обусловило их враждебное отношение к сирийскому правительству во время нынешней войны», – утверждает Несмиян.

Бригада «Джабаль аль-Туркман» ранее формально входила в Свободную сирийскую армию, которую Запад признает в качестве так называемой «умеренной» оппозиции. До инцидента с самолетом МИД РФ также вел переговоры с ССА.

В настоящее время «Джабаль аль-Туркман» координирует свои действия с группировками «Фронт ан-Нусра» и «Ахрар аш-Шам», также действующими в этом районе. Россия считает группировку «Фронт ан-Нусра» террористической.

P.S

В 12.30 на сайте Кремля появился текст Указа президента России «О награждении государственными наградами Российской Федерации военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации». Речь идет о военных, ставших жертвами инцидента со сбитым Турцией самолета Су-24.

В указе говорится, что за героизм, мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, звание Героя России посмертно присвоено подполковнику Олегу Пешкову.

Также названы еще два имени. «За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, капитан Мурахтин Константин Валерьевич и матрос Позынич Александр Михайлович (посмертно) награждены орденами Мужества», — говорится в указе президента.

Сообщается, что летчики Олег Пешков и Константин Мурахтин из Липецка, они проходили службу в Липецком авиаотряде.

1 Организация запрещена на территории РФ.

Источник: https://riafan.ru/484690-rossijskie-letchiki-i-ih-ubijcy-chto-izvestno-na-etot-chas

Ссылка на основную публикацию