Неизвестный внедорожник «бора»

Наш «АвтоВАЗ»: российский внедорожник «Бора» покорил сердца арабских шейхов

В 90-е годы Волжский автозавод выпустил большое количество интересных прототипов. Некоторые из них успели покрасоваться на крупнейших выставках в качества шоу-каров, другие отправились в музей и частные коллекции, остальные же со временем были разобраны или отправились под пресс.

Одним из таких автомобилей является ВАЗ-21 «Бора», сохранившаяся в России в единственном экземпляре.

Проект данного внедорожника был спланирован еще в 1989 году как утилитарное средство передвижение на базе восстановленных узлов и агрегатов Жигулей.

Предполагалось, что на такой «тележке» будут ездить работники коммунального хозяйства и труженики агропрома, однако «молодежный» потенциал автомобиля никто не отменял.

kolesa.ru

Внедорожник выглядит открыто и бесхитростно. Автомобиль имеет мощную рамную конструкцию, покрытую внешними панелями из легкого и прочного пластика. В движение его приводит знакомый всем двигатель ВАЗ-2106, а привычные «нивовские» агрегаты дают постоянный полный привод, блокировку межосевого дифференциала и понижающие передачи.

Широкой общественности «Бора» впервые была показана в 1994 году на выставке инвестиционных проектов СИТЕКС в Лондоне. Оттуда первый образец отправился в ОАЭ, где в условиях ближневосточной пустыне мог привлечь потенциальных покупателей. Благодаря небольшой снаряженной массе (900 кг) «Бора» показала отличную проходимость по различным видам песка, в том числе вязкому и сыпучему.

kolesa.ru

Во время испытаний «Боры» в Эмиратах произошел забавный казус: наследный принц Махмуд Амери прямо с выставочного стенда уехал в пески возле Дубаи, чтобы лично проверить российский прототип в деле.

Охрана принца тут же ринулась следом на Nissan Patrol – сопровождать его Величество во время испытаний «Боры». Однако именитый, но тяжелый японский внедорожник моментально отстал, застряв практически сразу же.

А вот принц остался доволен проверкой Боры настолько, что тут же захотел наладить выпуск подобных автомобилей в своих владениях.

Конечно, «Бора» далеко не красавица, однако для выполнения поставленных задач ей это и не нужно. Не стоит также забывать, что это прототип, чем объясняется грубость деталей экстерьера. Салон выглядит также лаконично, как и внешний вид.

Как и силовые агрегаты автомобиля, он полностью «нивовский» со схемой посадки 2+2. Единственным отличием интерьера «Боры» от своего прародителя является отсутствие бардачка, вместо которого находится поручень.

В отсутствие ремней безопасности за него приходится держаться пассажиру, чтобы не вывалиться при резком повороте.

kolesa.ru

Крышу внедорожника, по идее, должен прикрывать тент, однако на данном экземпляре он отсутствует в виду долгих лет эксплуатации. Поэтому автомобиль скорее напоминает «багги» с характерными для него особенностями управления.

Короткая база и широко расставленные по углам кузова колеса – залог прекрасной управляемости, которой может похвастаться «Бора».

Из-за отсутствия дверей выигрышным получается и обзор, ограниченный лишь возможностями вашего зрения.

Увы, но история «Боры» закончилась, так и не успев начаться. 90-е оказались наиболее сложными временами как для самого АвтоВАЗа, так и для страны в целом.

Несмотря на широкие экспортные перспективы (компания «Амири Моторс» выкупила первый экземпляр и начала вести переговоры относительно производства и сборки таких машин на территории ОАЭ), организовать поставку в 4000-5000 машинокомплектов не представлялось возможным.

kolesa.ru

В России же дальнейшие работы по производству «Боры» остановились по причине отсутствия у заказчика достаточных финансовых средств. Преобразованная компания «Бора ЛТД» должна была организовать производство внедорожника в Сызрани на предприятии «Луч», но новые хозяева «Луча» решили иначе, поэтому у «Боры ЛТД» попросту не оказалось подходящих производственных мощностей.

Таким образом, в мире остается всего лишь два экземпляра ВАЗ-21 «Бора», один из которых затерялся где-то в бескрайних песках Эмиратов. Однако пусть и недолгая, но яркая история данного автомобиля, способного составить серьезную конкуренцию своим оппонентам, заслуживает уважения.

Источник: https://slovodel.com/493883-nash-avtovaz-rossiiskii-vnedorozhnik-bora-pokoril-serdca-arabskih-sheihov

Неизвестная «Нива»… — Community «Красная книга DRIVE2.RU» on DRIVE2

Есть у меня такой автомобиль, со сложной судьбой…Ну что ж, начнём.

ВАЗ 21Бора — экспериментальный автомобиль Волжского автомобильного завода, выпущенный в кол-ве 2 экземпляров. Эти автомобили планировали экспортировать в южные страны (Египет, ОАЭ, Африка), т.к рынок простых, дешевых и надежных внедорожников в 1995 году был пуст.

Первый экземпляр

Первый экземпляр.

По сути это обычная 21ая Нива, только с алюминиевой рамой, подрамником и навесными панелями из АБС пластика.

Мой экземпляр — единственный на территории РФ.Кстати, вторая машина до сих пор жива, обитает в ОАЭ у арабского шейха.

Образец №1 в ОАЭ

Образец №1 в ОАЭ

Образец №1 в ОАЭ

Мой автомобиль, образец №2.

Мой автомобиль, образец №2.

Мой автомобиль, образец №2. Журнал Авторевю

История покупки началась не в совсем далёком 2006 году. Когда мне исполнилось 13 лет, я уговаривал отца купить мне Запорожец, на накопленные мною 3000 тысячи рублей.Папа покрутил пальцем у виска и сказал: «Это несерьезно, и вообще, я купил тебе прикольную машину, но приедет она летом, т.к ее реанимируют и она далеко.»

Теплым июльским вечером отец сказал что рано утром приедет мой первый автомобиль.Естественно я всю ночь не спал, только об этом и думал, а в 5 я проснулся, и увидел на дачном участке ЭТО! Отец сказал что это самоделка — ну пусть будет так.Кстати, предыдущие владельцы, люди, занимающиеся багги тоже думали так…

Машина жила в 300 км от Набережных Челнов, в гараже с обвалившейся крышей.
Отец говорил, что машина уже была зеленая, когда первый раз увидел.Мотор был мертв, вместо старого 1.6 поставили новый, инжекторный 1.7.

Большие колеса поставили, т.к в деревне непролазная грязь, а грязевые щитки, чтобы не закидывало грязь в салон.

Каркас и ковши внедрили потому что мне было всего 13,и естественно родители переживали, что вдруг я перевернусь/врежусь и тд.

2006 год.По большей части использовалась для покатушек за грибами.

водные процедуры:)

2006

В 2008 году, знакомый присылает мне статью из журнала «Авторевю», где тестируют мой автомобиль!

Откуда я узнал, что мой автомобиль не самоделка:)

Все стало на свои места, оказалось что это Бора. Позже я вышел на человека, под чьим руководством Бору создавали.Восстанавливать начал только в конце 2014,вот сейчас уже собрал более чем на 70%…Впереди попытка оформить.

Создание бампера.Это единственное, что не хватало для восстановление внешнего вида.

Процесс

Вот что получилось, на стадии сборки.

Вот что получилось, на стадии сборки.

Вот что получилось, на стадии сборки.

Было — стало

Источник: https://www.drive2.com/c/1786093/

«БОРА» ­ УБИЙЦА АВИАНОСЦЕВ

Ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» Черноморского флота Российской Федерации ­ один из уникальных военных кораблей, когда­либо созданных гением отечественной инженерной мысли.

Этот ракетный корабль был разработан в ЦКБ «Алмаз» группой специалистов во главе с генеральным конструктором В. Корольковым.

В боевых условиях задача ударного ракетного корабля на воздушной подушке заключается в том, чтобы внезапно подойти к эскадре противника и пуском противокорабельных ракет «Москит» уничтожить ее флагманский корабль, а затем на большой скорости уйти от преследования.

В настоящее время «Бора» вместе с однотипным ракетным кораблем «Самум» входят в состав 166­го Новороссийского дивизиона малых ракетных кораблей 41­й бригады ракетных катеров Черноморского флота и активно участвуют во всех учениях и мероприятиях, проводимых на флоте.

«Бора» обладает уникальными кораблестроительными качествами. В первую очередь к ним следует отнести трансформацию гидродинамической платформы и многовариантность использования двигательно­движительной установки. С одной стороны, корабль ­ это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой ­ быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью свыше 50 узлов.

Основным ударным комплексом корабля являются восемь противокорабельных ракет «Москит», которые находятся в двух счетверенных установках. Комплекс способен поражать противника на дальности до 90 километров.

Комплекс «Москит» был разработан в МКБ «Радуга» под руководством генерального конструктора И. Селезнева во второй половине 70­х ­ начале 80­х гг. прошлого века. Система управления ракеты создана в ГосНПО «Альтаир» под руководством С. Климова.

Ракета 3М80 предназначалась для замены крылатых ракет П­15. На Западе 3М80 получила обозначение SS­N­22 «Sunburn» (ASM­MSS).

Ракета 3М80 предназначена для поражения надводных кораблей и транспортов в условиях активного  противодействия противника в любых условиях окружающей среды, при этом она устойчива к разрушающему действию ядерного взрыва.

Крылатая ракета 3М80 предназначена для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок во главе с авианосцами, а также конвоев и одиночных кораблей,  как и на подводных крыльях и воздушной подушке, в условиях современных и перспективных средств огневого и радиоэлектронного противодействия противника.

Комбинированная система управления в составе инерциальной навигационной системы и активно­пассивной радиолокационной головки самонаведения обеспечивает высокую вероятность попадания в цель даже в условиях радиопротиводействия противника.

После старта ракета делает «горку», а затем снижается до маршевой высоты полета около 20 метров, при подходе к цели происходит снижение над гребнем волн до 7 метров. Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, за счет огромной кинетической энергии и своей полубронебойной боевой части «Москит» пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри.

В качестве комплекса самообороны на корабле  установлен зенитно­ракетный комплекс «Оса­МА», расположенный на кормовой надстройке корабля. Отличительная особенность комплекса в том, что он может самостоятельно решать задачу обнаружения целей с помощью радиолокационной станции, обеспечивающей обнаружение  целей, летящих на высоте 3,5­4 километра, на дальности до 25­30 километров.

Артиллерийское вооружение корабля состоит из двух установок АК­630М, установленных на носовой и кормовой надстройках, со скорострельностью 4000­5000 выстрелов в минуту и артиллерийской установкой АК­176, установленной на баке корабля.

Все эти достаточно сложные корабельные механизмы и современное оружие успешно обслуживает экипаж «Боры» под командованием капитана 3 ранга Александра Шадрина. Ранее Александр более трех лет командовал малым ракетным кораблем «Мираж».

Был на хорошем счету, ходил на боевую службу в Средиземное море, о чем свидетельствуют награды и поощрения, но службу на «Боре» считает очень ответственной и важной. Этот уникальный современный ракетный корабль на воздушной подушке является гордостью отечественного кораблестроения и грозным оружием для вероятного противника.

Двигатели «Боры» мощностью 72000 лошадиных  сил способны развить скорость до 55 узлов и обеспечить плавание на 2500 миль.

Боеспособный экипаж «Боры» насчитывает семь десятков специалистов ­ офицеров, мичманов, старшин, матросов по контракту и проходящих службу по призыву. Шефствующий над кораблем Мензелинский муниципальный район Республики Татарстан совместно с работниками военкомата заботятся о качестве комплектования экипажа корабля как по призыву, так и по контракту.

  Соотношение моряков по контракту и по призыву 85 процентов к 15. Поэтому Александру Шадрину есть на кого опереться.

Под стать командиру корабля командир БЧ­5 капитан­лейтенант Роман Паншин, техник ракетной батареи старший мичман Роман Фомин, старший мичман поста ПВО Олег Богданович, старший марсовый матрос по контракту Алексей Виноградский, матросы Ильгам Шайхуллин, Никита Сухотский, Руслан Хабибуллин и другие.

Корабль участвовал в праздничных мероприятиях в честь 70­й годовщины Великой Победы. Экипажу «Боры» было доверено занять место  в парадном кильватерном строю вместе с  лучшими кораблями Черноморского флота. Моряки «Боры» являются продолжателями ратной славы моряков­черноморцев.

Алексей ШАДРИН.

Фото автора

Источник: http://orientir.milportal.ru/bora-ubijtsa-avianostsev/

«Бора» и «Самум» — ракетоносцы на воздушной подушке

«Бора» — «ракетоносец в юбке».

Рассказывая о «Боре» и «Самуме», очень часто применяют слово «самый». Самые большие боевые корабли на воздушной подушке. Самые инновационные, самые наукоёмкие, самые быстроходные. И… самые непонятные по тактическому назначению.

В 60-е годы ХХ века концепции применения ВМС в грядущих войнах советским и западным специалистам виделись по-разному. Например, адмиралы из Пентагона делали ставку на ударные авианосцы, а многочисленные надводные корабли других классов так или иначе рассматривались лишь как средство их, авианосцев, защиты.

В СССР же перед надводным флотом ставились несколько иные задачи – в первую очередь, бороться с авианосными соединениями и отгонять от своих берегов вражеские атомные субмарины.

Причем по мере увеличения дальности полёта стартовавших с подлодок баллистических ракет вторая задача становилась менее актуальной, и вновь создаваемые советские корабли всё больше и больше ориентировались на первую.

«Убийцы авианосцев» – каким только носителям крылатых ракет не присваивалось это несколько заносчивое прозвище! В годы «холодной войны» так именовали и атомные подлодки нескольких проектов, и крейсера, и ракетные эсминцы… Однако здесь явно просматривается стремление выдать желаемое за действительное – в реальности «пробить» одними ракетами эшелонированную оборону американских авианосных групп было не так-то просто. Тем не менее, именно эта довольно простая по замыслу теория массированного удара (ракеты должны лететь дальше, а их число в залпе — как можно больше) в значительной степени определяла эволюцию советского ВМФ на протяжении трёх последних десятилетий его истории.

Читайте также:  5 советов по дизайну ванной комнаты с окном + фото

«Москит» — первая в мире сверхзвуковая противокорабельная ракета, принятая на вооружение нашего флота в 1983 г.

Влияния «ударной ракетной доктрины» не избежали даже малые надводные корабли. В советским ВМФ появился принципиально новый класс малых ракетных кораблей (МРК), не имевший аналогов за рубежом.

МРК предназначались для нанесения ракетных ударов по соединениям вражеских кораблей в открытом море на относительно небольшом удалении от своих берегов.

По сравнению с катерами они имели лучшую мореходность, несли более мощные ракеты и оснащались средствами загоризонтного целеуказания; от эсминцев они отличались существенно меньшими размерами и стоимостью. Фактически МРК – это миноносцы нового поколения, с той лишь разницей, что их главным оружием вместо торпед стали управляемые ракеты.

МРК «Штиль» проекта 1234.

Так получилось, что именно в классе малых ракетных кораблей появились очень экстравагантные его представители — корабли с динамическим принципом поддержания (КДПП). Своей необычностью они ввергли зарубежных экспертов в состояние крайнего изумления.

Ещё бы: 432-тонный МРК-5 (проект 1240, кодовое наименование «Ураган»), оснащённый глубокопогруженными титановыми подводными крыльями, на испытаниях развил ход почти 60 узлов, а катамаран на воздушной подушке «Бора» (проект 1239, кодовое наименование «Сивуч») водоизмещением более 1000 т – 53 узла (около 100 км/ч)! На Западе ничего подобного не было, да и нет до сих пор.

«Самум» — второй корабль проекта 1239 на ходовых испытаниях.

Собственно говоря, создание этих действительно уникальных и самых быстроходных кораблей в мире стало следствием заблуждения, будто бы высокая скорость обеспечит им принципиально новые боевые возможности.

Да, никто не спорит, что в течение предшествующих десятилетий борьба за скорость являлась одной из ключевых задач кораблестроителей, однако после Второй мировой войны ситуация резко изменилась.

Появление радиолокаторов, управляемых ракет и реактивной авиации, а затем – спутниковых систем разведки и загоризонтного обнаружения целей, привели к тому, что скорость военного корабля больше не играла особой роли: от ракеты не убежишь.

Неудивительно, что за последние полвека эта характеристика у вновь строившихся кораблей уже не росла, а скорее наоборот, снижалась. Но в СССР многие высокопоставленные чины эту тенденцию упорно игнорировали. И стремление к «сверхбыстроходности» боевых кораблей будоражило их умы ещё очень долго.

РКВП «Самум» в камуфляжной окраске.

Корабль проекта 1239 «Бора», первоначально имевший лишь литерно-цифровое обозначение МРК-27, разрабатывался Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» (г. Ленинград). По схеме он представляет собой двухкорпусное скеговое судно на воздушной подушке (СВП) или, как его ещё называли, катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой.

Корпус корабля целиком изготовлен из алюминиево-магниевых сплавов. Высокая скорость достигается благодаря уменьшению сопротивления движению за счёт воздуха, нагнетаемого под плоское днище, ограниченное по бортам продольными килями (скегами).

В носовой и кормовой части днища устанавливались гибкие ограждения с комплексом его подъёма и опускания (так называемая «юбка»), аналогичные применявшимся на обычных СВП.

Разработке окончательного проекта предшествовало создание крупномасштабных моделей-прототипов — быстроходных катеров «Икар» и «Стрепет».

Исследовательские и проектно-конструкторские работы растянулись на долгие годы, но их результат превзошёл все ожидания: корабль получился поистине уникальным и не имеющим себе равных.

Из-за солидного водоизмещения и внушительного вооружения «Бору» и последовавший за ней «Самум» отнесли ко 2-му рангу (вместо 3-го) и из МРК перевели в созданный специально под них класс ракетных кораблей на воздушной подушке (РКВП).

Принципиальная схема скегового СВП: 1 – гибкое ограждение; 2 – скег; 3 – нагнетающие вентиляторы.

РКВП «Бора», он же МРК-27, строился на Зеленодольском заводе имени A.M.Горького. Он был спущен на воду в 1987 году, в канун 1990 года его приняли в опытную эксплуатацию и включили в состав Черноморского флота.

Второй однотипный корабль – «Самум» (бывший МРК-17) был принят в опытную эксплуатацию в марте 1992 года. Он проходил испытания в Севастополе (1992-1993 гг,), а затем, после ряда работ на заводе-изготовителе, — в Балтийске (1996-2002 гг.).

В 2002 году его перевели на Чёрное море. Ныне оба корабля входят в состав Черноморского флота.

«Самум» во время испытаний на Балтике.

Полное водоизмещение РКВП проекта 1239 — 1050 т, наибольшая длина 63,9 м, ширина 17,2 м, осадка в водоизмещающем положении 3,3 м. Мощность газотурбинной установки 40 000 л.с., двух дизельных установок 20 000 л.с. и 6600 л.с. Скорость полного хода 52,7 узла, дальность плавания 12-узловым ходом 2500 миль. Экипаж насчитывает 68 человек, в том числе 9 офицеров.

«Самум» во время празднования Дня ВМФ в Севастополе, 2005 г.

Названия «Бора» и «Самум» для советского флота выглядят весьма экзотично. Особенно на фоне всевозможных «Комсомольцев Литвы» и «XXIII съездов КПСС»… Но на самом деле, ничего удивительного тут нет.

Еще в 1930-ее годы в Советском ВМФ появилась серия сторожевых кораблей (фактически – миноносцев) типа «Ураган», получивших «штормовые» наименования и потому прозванные моряками «дивизионом плохой погоды». Их преемниками стали МРК проекта 1234, унаследовавшие те же имена — «Буря», «Шторм», «Шквал» и т.п.

Продолжили эту традицию и РКВП. Бора – так называют в Причерноморье внезапно налетающий северный ветер, известный своим капризным характером (особенно много неприятностей приносит так называемая «новороссийская бора»).

Самум – это арабское название сильного горячего ветра, возникающего в Северной Африке и несущего пыльную бурю. Таким образом, имена российских ракетоносцев символизируют то, что они летят над водой со скоростью ветра.

РКВП «Самум».

Главное ударное оружие «Боры» – восемь сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит». Восьмиракетный залп продолжительностью всего 35 секунд с высокой точностью поражает цели на дальностях стрельбы от 10 до 120 км.

Счетверённая пусковая установка ПКРК «Москит» на РКВП «Самум».

Зенитный ракетный комплекс «Оса-М» предназначен для поражения низколетящих воздушных и морских целей на дальностях от 1,5 до 10 км. Боезапас составляет 20 зенитных ракет типа 9МЗЗМ. ЗРК может использовать целеуказание как от корабельной радиолокационной станции обнаружения воздушных целей типа «Позитив», так и производить самостоятельный их поиск и опознавание.

Пуск ракеты «Москит» с РКВП «Бора».

Станция типа 4Р-ЗЗА, входящая в состав комплекса «Оса-М», включает аппаратуру обнаружения, сопровождения целей и визирования своих ракет, а также передачи команд. Наведение ракет на цель осуществляется радиокомандным методом, а подрыв боевой части — неконтактным радиовзрывателем или по команде оператора.

Пуск зенитной ракеты «Оса» с РКВП «Бора».

Две автоматизированные артиллерийские установки АК-630М калибром 30 мм предназначены для самообороны корабля от противокорабельных ракет на ближнем рубеже. Малое рассеивание снарядов и высокая скорострельность (до 5000 выстр./мин.), применение осколочно-фугасных и осколочно-трассирующих снарядов позволяют с высокой вероятностью поражать ракеты противника.

30-мм артустановка АК-630М на РКВП «Самум».

В носовой части корабля размещена одна артиллерийская установка АК-176М калибром 76 мм и скорострельностью 120 выстр./мин. Она предназначена для самообороны корабля от низколетящих воздушных целей и поражения морских и наземных целей на дальности стрельбы до 11 км.

76-мм артустановка АК-176М на РКВП «Бора».

Опознавание и сопровождение целей, целераспределение, выработка данных для стрельбы артиллерийских установок АК-176М и АК-630М осуществляются автономной радиолокационной станцией типа МР-123-01, которая в свою очередь получает данные от РЛС «Позитив».

РКВП «Бора». Верхний сферический обтекатель – это антенный пост РЛС «Позитив», нижний – система управления ПКРК «Москит».

Средства радиоэлектронного противодействия — активные и пассивные комплексы МП-405, ПК-16 и ПК-10 — позволяют обнаруживать работу радиолокационных станций противника, формировать для них направленные помехи, создавать ложные уводящие или маскирующие цели с помощью выстреливаемых радиолокационных и оптико-электронных снарядов.

Установки системы пассивных помех на РКВП «Самум».

В настоящее время оба построенных корабля – «Бора» и «Самум» – находятся в составе Черноморского флота. Опыт эксплуатации подтвердил все их положительные качества. Корпус и гибкое ограждение, комбинированная дизель-газотурбинная механическая установка мощностью около 65 тыс. л.с.

, раздельные движители, в том числе подъёмные движители полного хода, позволяют кораблю применять оружие без снижения его эффективности при волнении моря 5 баллов, а безаварийное пребывание корабля в море — 8 баллов.

Находясь в положении «катамаран», РКВП может иметь скорость до 25 узлов, а в положении «корабль на воздушной подушке (КВП)» — до 50 узлов.

«Бора» и «Самум» выходят из Севастопольской бухты.

Раздельные движители дают возможность в каждом из этих положений идти как под дизелями, так и совместно под дизелями и турбинами. Всего существует 36 (!) вариантов использования двигательно-движительной установки.

Это позволяет кораблю иметь почти стопроцентную гарантию сохранения хода в любой ситуации.

За все годы эксплуатации РКВП «Бора» и «Самум» не было случая, чтобы они возвращались в базу на буксире из-за невозможности иметь ход.

Угловая движительная колонка РКВП «Самум» в поднятом положении.

На испытаниях «Боры» была подтверждена возможность сохранения хода в положении «КВП» при отключении всех движителей. Ход корабля достигался за счёт реакции истекающего воздуха из воздушной подушки в корму. Против ветра (7 м/с) при загрузке двигателей привода нагнетателей только на 50% он двигался со скоростью около 3 узлов.

«Самум» на ходу в режиме «катамаран».

Условия, в которые попали, начиная с 1991 года, корабли Черноморского флота, в том числе и РКВП «Бора», привели к своеобразной проверке эксплуатационной надежности конструкций корпуса.

В этот период Черноморский флот был лишен возможности выполнять предусмотренные проектом правила технической эксплуатации корпуса, соблюдать периодичность докования и среднего ремонта.

Тем не менее, по прошествии почти 14 лет корпус РКВП «Бора» был признан флотскими специалистами полностью пригодным к эксплуатации без каких-либо ограничений. Высокую надёжность показала и «юбка» — уникальное подъёмно-опускное гибкое ограждение, долговечность которого оказалась втрое больше расчётной.

«Самум» у причала в Севастополе.

«Бору» и «Самум» со всем основанием можно назвать подлинными шедеврами инженерной мысли, однако их тактическое назначение остаётся неясным. Из-за относительно небольшого радиуса действия они не имеют особых преимуществ перед авиацией берегового базирования.

Причем, невзирая на их выдающуюся скорость, самолёт всё равно достигнет заданного района куда быстрее и к тому же имеет больше шансов вернуться невредимым.

А если сюда добавить огромные расходы на создание и эксплуатацию КДПП, то станет понятно, почему в серию они не пошли, и за рубежом практически никто не рискнул повторить наш опыт.

Ну, разве что в Норвегии и Северной Корее появились ракетные катера похожей схемы, но те значительно меньше по размерам, мощности и цене… Подводя итог, можно сказать так: ракетоносцы проекта 1239 наглядно продемонстрировали возможности отечественной науки и техники, однако по критерию «стоимость-эффективность» обоснованность их постройки выглядит сомнительной.

«Бора» и «Самум» традиционно открывают морской парад в честь Дня ВМФ в Севастополе.

Вместо заключения. В 90-е годы прошлого века США в некотором роде пошли по пути СССР и взялись за создание быстроходных кораблей типов «Фридом» и «Индепенденс» — чрезвычайно дорогих и при этом весьма странных по концепции применения. Правда, тут не последнюю роль сыграли политические и экономические мотивы: после окончания «холодной войны» командованию американского флота очень не хотелось резкого сокращения финансирования, и оно предложило новую концепцию «литоральной» войны, в значительной степени высосанную из пальца. Складывается впечатление, что США решили повторить ошибки Советского Союза и «вбухать» огромные средства в крайне сомнительные проекты. Что ж, флаг им в руки

Источник: http://ocean-media.su/bora-samum-raketonostsy-na-vozdushnoj-podushke/

Подземная цитадель Тора-Бора: что уничтожила супербомба США в горах Афгана?

Изменить размер текста Аа

США применили в Афганистане самую мощную неядерную авиационную бомбу. Подобное оружие применяется для уничтожение самых важных объектов врага. Что же скрывало ИГИЛ в неприступных горах Нангархара?

Накануне Пентагон заявил, что ВВС США применили в Афганистане самую мощную неядерную бомбу GBU-43, известную так же как «Матерь всех бомб». Взрыв произошёл эффектный, но это не говорит об его эффективности. Что же так громко уничтожали американские военные в пустынных горах Афганистана?

По информации предоставленной Пентагоном, удар был нанесён по позициям ИГИЛ1* в горной провинции Нангархар. Целью стала некая сеть подземных ходов, использовавшаяся боевиками для переброски оружия.

Вероятно, эта сеть бункеров была настоящей цитаделью, раз для неё использовали столь мощный боеприпас. Однако за время войны в Афганистане США уже не первый раз применяет так называемые «Блокбастеры» — гигантские бомбы.

Но эффект от них был практически нулевой.

Читайте также:  11 советов по освещению дачного и загородного участка

Провинция Нангархар. Источник фото: wikipedia.org/Todd Huffman

Ещё во время присутствия армии СССР в Афганистане провинция Нангархар была оплотом боевиков, которые перевозили через неё оружие из Пакистана. В тот период при поддержке ЦРУ в Белых горах Нангархара боевики обустроили себе настоящую цитадель, названную Тора-Бора.

В конце 90-х, когда западная пресса усиленно оправдывала поддержку США афганских исламистов, был снят документальный фильм о Тора-Бора. Из него следовало, что это огромный комплекс пещер, простирающийся на 25 квадратных километров, отдельные ходы которого уходили вглубь гор на 400 и более метров.

Гарнизон крепости состоял из 2000 моджахедов, которые годами могли бы держать оборону. Более того, основные ходы были столь широки, что под землю можно было бы загонять даже танки.

Однако после терактов 11 сентября 2001 года отношение Вашингтона к Бен Ладену резко изменилось. По информации ЦРУ, террорист №1 обустроил своё логово как раз в Тора-Бора. Чтобы изловить злодея в район предполагаемой крепости Пентагон перебросил лучшие свои войска.

Наземные части спецназа провели разведку местности и лазерными целеукозателями обозначили скрытые объекты врага. В течение 72 часов авиация США наносила массированные ракетно-бомбовые удары. Применялись сотни бетонобойных бомб и управляемых ракет. Тогда же были сброшены и «матери всех бомб» своего времени.

Но самое интересное началось с началом штурма.

Бомбардировщик Б-52 в Афганистане. Источник фото: wikipedia.org/Master Sgt. Lance Cheung

Как позже в интервью PBS рассказал старший сержант одного из штурмовых подразделений, «цитадель» не имела ничего общего с тем, что показывали по телевидению.

Уникальный подземный комплекс оказался небольшой сетью естественных пещер. В каждой комнатке могло находиться от силы 2-3 человека. Ни о какой армии моджахедов и речи быть не могло.

По словам военного, сотни миллионы долларов ВВС США вбухали в уничтожение 100-150 боевиков.

Вполне вероятно, что точно такая же «цитадель» Тора-Бора была уничтожена накануне гигантской американской бомбой. В пользу этого говорит и тот факт, что в результате сокрушительного удара погибло только 36 человек. Однако в США уже преподносят бомбардировку как небывалую победу.

Так, Дональд Трамп назвал применение GBU-43 крупным успехом, а генералы подхватили его восторженную речь. По факту же можно лишь сказать, что это не более, чем очередное «послание», возможно Ким Чен Ыну, а возможно Башару Асаду.

И посланий таких может быть ещё больше, ведь «цитаделей» Тора-Бора в Нангархаре ещё великое множество, только вот к борьбе с терроризмом это никак не относится.

1 Террористическая группировка, деятельность запрещена на территории РФ решением Верховного суда.

Читайте iReactor в Яндексе

Источник фото: wikimedia.org

Источник: https://inforeactor.ru/69722-podzemnaya-citadel-tora-bora-chto-unichtozhila-superbomba-ssha-v-gorah-afgana

Ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» проекта 1239, шифр «Сивуч»

Ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» проекта 1239, шифр «Сивуч» является первым в серии из двух кораблей, построенных на Зеленодольском ССЗ им. А.М. Горького. Вторым кораблем данной серии является «Самум» (введен в состав Балтийского флота 26 февраля 2000 года, с 25 июля 2002 года в составе Черноморского флота).

Проект 1239 разработан в Центральном морском КБ «Алмаз» в Санкт-Петербурге под руководством генерального конструктора В.И. Королькова. В память о балтийской канонерской лодке, погибшей в неравном бою с германскими кораблями в августе 1915 года, данный проект получил шифр «Сивуч».

Корабли проекта 1239 являются крупнейшими в своём подклассе в практике российского и мирового кораблестроения быстроходными боевыми кораблями, использующими гидродинамическую платформу — катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой.

Проект создавался как развитие малых ракетных кораблей проектов 1234 и 1234.1 с учётом опыта применения МРК на боевой службе в Средиземном море.

Катамаран проекта1239 обладает высокой мореходностью, имеет большую палубу и более комфортные условия использования оружия и размещения экипажа.

При создании корабля широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа «Джейран», «Зубр» и др.

Главная энергетическая установка корабля состоит из двух раздельных двигательно-движительных установок маршевого и полного хода, способных работать раздельно и совместно.

Корабли проекта могут двигаться в трёх главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации.

Проверена возможность движения кораблей с выключенными движителями, так МРК при работе только двигателей-нагнетателей способен двигаться за счёт истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.

Назначением малых ракетных кораблей проекта 1239 является: уничтожение боевых кораблей и транспортов противника в прибрежных районах и открытом море; обеспечение прикрытия быстроходных десантных соединений и конвоев в районах формирования, на переходе морем, а также в районах высадки морских десантов от ударов кораблей и катеров противника; ведение разведки сил противника и несение дозора в операционной зоне наших сил; ведение борьбы с быстроходными боевыми катерами и кораблями противника.

РКВП «Бора» был заложен Зеленодольском ССЗ им. А.М. Горького первоначально как «МРК-27», строительный номер 208, потом строительный номер был изменен на 501. В 1987 году был спущен на воду. 30 декабря 1989 года было завершено строительство. Кораблю был присвоен бортовой номер 609.

14 февраля 1990 года был поднят военно-морской флаг, после чего на корабле начались испытания. С 01 мая 1990 года был присвоен бортовой номер 615. В апреле 1991 года корабль выполнил испытательную стрельбу четырьмя ракетами по четырем различным целям. После этого в Зеленодольске заложили второй корабль этой серии — «Самум».

18 марта 1992 года был переименован в «Бора», получив имя порывистого холодного дующего с гор ветра «Бора».

Основные характеристики: Водоизмещение полное 1050 тонн, стандартное 850 тонн. Длина 65,6 метра, ширина 17,2 метра, осадка 3,3 метра. Максимальная скорость 55 узлов. Дальность плавания 2500 миль при 12 узлах, 800 миль при 45 узлах. Автономность 10 суток. Экипаж 68 человек, в том числе 9 офицеров, 24 мичмана.

Силовая установка: 2 ГТУ М10-1 36000 л.с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках), два дизеля М-511А 20000 л.с.( на 2 винта), два дизеля М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы)

Вооружение: 2х4 пусковые установки ПКР «Москит» (8 ракет 3М80), 1×2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет), 1 76-мм артустановка АК-176, 2×6 30-мм артустановки АК-630.

05 мая 2013 года, в соответствии с ранее согласованным планом, начал переход из Севастополя в турецкий порт Стамбул, где с 07 по 10 мая принял участие в 11-й международной выставке оборонной промышленности. 12 мая покинул Стамбул и взял курс на Севастополь

14 августа 2013 года впервые принял участие в августовской активации Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия (ЧВМГ) «Блэксифор».

30 августа в составе Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор», завершив выполнение задач в море, прибыл в турецкий порт Синоп, где 03 сентября 2013 года завершилась летняя активация Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор».

14 октября 2014 года, завершив выполнение задач боевой подготовки в море, прибыл на рейд Международного детского центра «Артек».

В ночь с 17 на 18 марта 2015 года вышел в море для отработки задач по предназначению в рамках стратегической командно-штабной тренировки (КШТ) по управлению Вооруженными Силами РФ Черноморского флота.

Источник: http://www.korabli.eu/galleries/oboi/voennye-korabli/bora

gluhoybor.ru

Приближается зима. Все прекрасно понимают о смене летней резины на зимнюю. А вот  чтобы в мороз не устраивать «танцы с бубном» вокруг автомобиля, в надежде его завезти, необходимо заранее позаботится о надежном аккумуляторе. Рассмотрим…

Друзья! В этом году соревнованиям по внедорожному ориентированию исполнилось 5 лет, так сказать первый юбилей. В связи с этим, представляем вашему вниманию ролик из лучших моментов, посвященный этой дате. Заходите в гости в нашу…

Что делать если не попал на соревнования по внедорожному ориентированию? Конечно проехать этот маршрут самому. Главное не увлекаться ведь помочь ни кто не сможет

Друзья! Подводим итоги  V cоревнований по внедорожному ориентированию Глухой бор 2018. Поздравляем победителей! Итоговый протокол соревнований доступен для скачивания

Фотоотчет с соревнований по внедорожному ориентированию в Новоржевском районе»Глухой Бор 2018″ » order_by=»sortorder» order_direction=»ASC» returns=»included» maximum_entity_count=»500″]

Друзья! Поздравляем всех с ДНЕМ РОССИИ! Выражаем огромную благодарность участникам за бесстрашное преодоление всех препятствий и преград, а так же зрителей, за создание великолепной атмосферы праздника! Будем рады еще ни раз встретиться с Вами!!!

Уважаемые друзья! Приглашаем Вас принять участие в соревнованиях по внедорожному ориентированию «Глухой Бор — 2018» Вас ждут незабываемые эмоции и отличное время отдыха! Старт соревнований 11 июня 2018 в 11-00 Правила соревнований ⇒  ПОЛОЖЕНИЕ…

Зависимый внедорожник. Правда о зависимой подвеске. С прошествием времени все меняется. Раньше была зависимая подвеска, сейчас многорычажная. Раньше легковые автомобили были как внедорожники, сейчас внедорожники стали легковыми автомобилями. В настоящее время производители стали выпускать…

Завязли в грязи? Hi jack поможет! Завязая в грязи в дали от дорог, не приходится рассчитывать на постороннюю помощь. Выбираться из грязи придется самому. В этом поможет реечный домкрат или проще HiJack (хайджек). Само…

Использование силовых обвесов Любой начинающий джиппер, или просто обладатель внедорожника, хочет внести свои изменения в автомобиль, сделать его уникальным. И, за частую, эти изменения не касаются изменения подвески, лифта автомобиля, изменения мощности мотора и…

Больше значит лучше? Когда у Вас есть внедорожник и тем более когда вы уже съезжали с привычных накатанных дорог, то волей не волей начинаете задумываться о приобретении больших внедорожных колес. Ведь кажется: что может…

Для кого-то преодоление брода — тяжкий труд, а для нас — ерунда! При прохождении бездорожья периодически возникают трудности с преодолением водной преграды. Они являются наиболее опасными для машины и техника преодоления брода должна быть…

Кроссоверы и внедорожники Сегодня внедорожники и кроссоверы имеют огромные популярность и распространенность по всему миру. Но по внешним данным они сильно схожи, зачастую их крайне затруднительно отличить. Подробный обзор кроссоверов позволит определиться с различиями,…

Chevrolet Silverado — брутальный грузовичок  И вроде бы нынешний Silverado совсем не стар — модели всего пять лет. Но пикап без жалости попросили подвинуться. Потому что были причины. Во-первых, от заклятого конкурента — Ford F-150 — утилитарный Chevrolet, даже будучи мировым бестселлером,…

Рамные внедорожники: преимущества и недостатки Автомобили для бездорожья существуют с разными конструкциями кузова – у одних несущим является кузов, у других – рама. Давайте рассмотрим последних и попытаемся определить, какой же рамный внедорожник является…

Источник: http://gluhoybor.ru/

Новороссийская Бора / Novorossiyskaya Bora

Новороссийская Бора

Новороссийская Бора

Новороссийская Бора

Новороссийская Бора

Новороссийская Бора

Новороссийская Бора

НОВОРОССИЙСК © Торгачкин Игорь Петрович * * *

Новороссийская Бора

Морской порт Новороссийск, Суджукская лагуна, полуостров Абрау, Новороссийская (Цемесская) бухта, Черноморское побережье Кавказа. Краснодарский край, Россия.

* * *

Новороссийская Бора — сильный северо-восточный ветер, первый признак, это белая «борода» над Маркотхским хребтом в районе Шесхариса. На горах так называемая борода это потоки холодного воздуха. Норд-ост или Бора сильный северо-восточный ветер с гор на море обычно порывы ветра от 30 до 50 м/сек. Это визитная карточка города-героя Новороссийска, где в году 360 дней ветер!

* * *

Бора (итал. bora, от греч. βορέας — северный ветер; «борей» — холодный северный ветер) — холодный порывистый местный ветер, возникающий в случае, когда поток холодного воздуха встречает на своём пути возвышенность; преодолев препятствие, бора с огромной силой обрушивается на долину. Вертикальные размеры боры — несколько сот метров. Затрагивает, как правило, небольшие районы, где невысокие горы непосредственно граничат с морем. В России особенно сильны боры Новороссийской бухты и Геленджикской бухты где имеют северо-восточное направление и дуют свыше 40 дней в году, Новой Земли, берегов Байкала. В Европе наиболее известны боры Адриатического моря (Триест, Риека и др.). Продолжительность боры — от суток до недели. Суточный перепад температур во время боры может достигать 40 °C. Перед появлением боры у вершин гор можно наблюдать густые облака, которые жители Новороссийска называют «борода». Первоначально ветер крайне неустойчив, меняет направление и силу, но постепенно приобретает определённое направление и огромную скорость — до 60 м/с на Маркотхском перевале близ Новороссийска. В 1928 году был зарегистрирован порыв ветра в 80 м/сек. Иногда бора вызывает значительные разрушения в прибрежной полосе (так, в Новороссийске в 2002 бора стала причиной гибели нескольких десятков человек); на море ветер способствует сильному волнению; усилившиеся волны затапливают берега и также приносят разрушения; при сильных морозах (в Новороссийске — 20-24° ниже нуля) они застывают, и образуется ледяная корка. Иногда бора ощущается и далеко от берега.

Читайте также:  Правильная установка умывальника: подвесного, накладного (настольного), напольного

* * *

Новороссийская Бора — холодный и сухой северо-восточный степной ветер, внезапный и резко порывистый обвал холодного воздуха с гор, усиленный из-за особенностей рельефа. Скорость ветра при Новороссийской Боре достигает 45-50 м/с, а при порывах до 100 м/с. Первый признак приближения Боры это так называемая белая «борода» над Маркотхским хребтом в районе Шесхариса, горы покрываются облачной шапкой. Верхняя часть западного склона хребта имеет большой уклон (до 40°); при Новороссийской Боре здесь возникают стационарные вихри с горизонтальной осью, поддерживающиеся за счет непрерывного стока воздуха с гор. Температура воздуха на перевале бывает на 15 °С ниже, чем в Новороссийске, при морозах на станции Крымская температура опускается до -35 °С. Большая разность температуры с обеих сторон Маркотхского хребта является главной причиной развития холодного воздушного потока направленного к теплому морю. В открытом море Новороссийская Бора обычно прослеживается до 10 км, но ее влияние распространяется на более значительную акваторию. В прибрежной полосе при Новороссийской Боре море парит, штормовой ветер срывает с волн капли, которые быстро намерзают на строениях и судах в бухте. Отмечены случаи, когда корка льда достигала толщины 4 м. Обледенение может привести к опрокидыванию судов. Продолжительность Новороссийской Боры составляет 2-7 дней. Ежегодно в Новороссийске бывает около 50 дней с Борой, особенно часто она наблюдается в ноябре и марте. Новороссийская Бора иногда охватывает все побережье, от Анапы до Туапсе, включая Джубгу. Различают Новороссийскую Бору холодного фронта (наиболее сильную), муссонную, внутримассовую, чисто стоковую и смешанную. Новороссийская Бора возникает при формировании глубокого циклона с ложбиной над восточной частью Черного моря и усилении юго-западного отрога сибирского антициклона, который обусловливает накопление холодного воздуха на северо-востоке от горного хребта Маркотх. В этой связи Новороссийскую Бору можно рассматривать как зимний черноморско-кавказский муссон. При Новороссийской Боре облачная зона приобретает вид гигантского веера, распространяющегося в море полосами по ветру в виде трапеции иногда на расстояние 300-400 км от берега. За счет расходимости воздушного потока скорость ветра по мере удаления от берега уменьшается и на расстоянии 300 км она вдвое или втрое меньше, чем на побережье.

Новороссийская Бора, исторические факты.

В 1838 г. на восточном побережье Черного моря на берегу глубокой и удобной Цемесской бухты был основан город-порт Новороссийск. Первоначально будущее города-порта казалось безмятежным. Удобное географическое положение обещало ему быстрое развитие. И вдруг через десять лет проявилось необычное обстоятельство, резко осложняющее развитие Новороссийского порта.

Оказалось, что акватория порта подвержена воздействию сильнейшего ветра, дующего с гор. Ветер этот получил название бора (от греч. слова бореаос — северный ветер). Впрочем, еще командующий Черноморским флотом адмирал Лазарев отмечал трудные условия стоянки судов в будущем Новороссийском порту.

«Суджукская бухта, невзирая на то, что есть лучшее пристанище для судов по всему восточному берегу Черного моря, не может, однако же, почитаться совершенно безопасной для флота, особенно в осеннее время, когда свирепствующие в оной боры, дующие с большей еще-силой, нежели в Геленджике, нередко принуждают суда слушать стеньги и реи и даже срывают самые суда с якорей».

 Новороссийская бора была описана в лоции Черного моря, изданной до 1847 г., однако первый страшный удар по российским кораблям пришелся именно на 1847 г. До этого времени бору недооценивали… Бора свирепствовала с 27 октября 1847 г. с переменной силой до января 1848 г. Сильнейший удар бури обрушился на город 28 ноября. К концу второго дня ветер превратился в настоящий ураган.

Эскадра контр-адмирала Юрьева, стоявшая на рейде в Цемесской бухте, подверглась тяжелейшим испытаниям. Корабли, однако, уцелели. В городе были сорваны многие крыши, дома повреждены. Следующий, еще более страшный удар урагана разразился 12 января. Эскадра, крейсировавшая у северо-восточных берегов Черного моря, на свою беду опять оказалась на рейде Цемесской бухты.

Под флагом адмирала на якоре у бочке стоял 18-пушечный фрегат «Мидия»; невдалеке находились корвет «Пилад», бриг «Пиламед», шхуна «Смелая», тендер «Струя» ; на якорях в бухте — транспорт «Гастогай» и пароход «Боец». Ночью с 12 на 13 января 1848 г. ураган стал всесокрушающим. Мороз, толщи льда, ураганный ветер, темнота среди бела дня, гул и свист — все это продолжалось трое суток.

 Первым начал дрейфовать «Пиламед». В пять утра он ударился кормою в берег; пять матросов, пытавшихся подать трос, погибли. Остальной экипаж днем сумел перебраться на берег. Многие были обморожены. 13 января на берег были выброшены транспорт «Гастогай» и корвет «Пилад». Удержались на якорях и уцелели лишь флагман «Мидия» и шхуна «Смелая». Трагична судьба тендера «Струя».

Покрытый толстым слоем льда тендер затонул вместе со всем экипажем в 52 человека. Как крест на могиле из воды осталась торчать только мачта. На всех судах было много обмороженных. Моряки вели себя героически, но сила стихии была невероятной. Противостоять ей было выше человеческих возможностей. Катастрофические боры случались несколько раз в конце прошлого столетия. В январе 1893 г.

дикий ветер парализовал жизнь города, со зданий срывало крыши, опрокидывало фаэтоны, сбивало людей с ног. Ветер передвигал железнодорожные вагоны. Все 12 судов в гавани покрылись ледяной коркой, у многих были сломаны мачты.

Два судна на рейде были сорваны с якорей и выброшены на берег! Одно из них стояло на трех якорях, а второе, английский пароход, оказалось на берегу из-за разрыва якорной цепи. Сильная бора 3 и 4 октября 1896 г. потрепала броненосцы, крейсеры и миноносцы и транспорты практической эскадры Черноморского флота, прибывшей в Новороссийск.

Ветер достигал 26 м/сек, в воздухе висел туман из мельчайших льдинок, скрывавший огни стоявших рядом кораблей. Часть эскадры была вынуждена перебазироваться в Феодосию. Более губительной по своим последствиям оказалась бора 17-24 ноября 1899 г. Водяная пыль, снег образовали на набережной Новороссийска слой льда высотой до 4 м.

Были сорваны крыши многих домов, опрокинуты лавочки, столбы, перевернуты груженые железнодорожные вагоны. Бора расправилась с четырьмя парусными судами в порту, ветер разбил их, опрокинул, посадил на мель. Пароходы «Северная Звезда», «Кура» снесены к городскому берегу, пароход «Игорь» посажен на мель и весь покрылся льдом. Экипаж спасли с огромным трудом. В ночь на 7 января 1935 г.

жестокая бора выбросила на берег старой крепости Новороссийского порта датский пароход «Борнхольм», отстаивавшийся в Цемесской бухте. Несколько дней шторма и ветра превратили пароход водоизмещением 5500 т в гигантскую глыбу льда. Судно удалось спасти только с помощью спасателей. В 1954 г.

очень сильная бора свирепствовала на широком фронте от Анапы до Туапсе и особенно в Новороссийске с 1 по 6 февраля. Ее составляющие: сильный, даже ураганный ветер, снег, мороз до 15-17°, волнения в бухте.

В Новороссийске возникли сугробы, местами до 3—4 м; одноэтажные дома были занесены вровень с крышами, линии электропередач и связи разрушены, прекратилось движение автомобильного и железнодорожного транспорта. В порту погиб от обледенения рыболовецкий мотобот. Обмороженная команда успела спастись.

Со швартовых сорвало теплоход «Николаев», и только героическими усилиями его команды и двух портовых буксиров удалось спасти судно от гибели. Иногда суда погибают от ударов боры из-за невыполнения капитанами предписаний портовой администрации и, в конечном итоге, из-за недооценки этого страшного явления природы. В январе 1963 г. греческий пароход «Бендита» водоизмещением 10 тыс.

т и ливанский «Айлос II» такого же водоизмещения стали игрушкой боры. Они были сорваны ураганным ветром с якорей и выброшены на отмель Суджукской косы. Капитаны этих судов получили предупреждения о боре, но понадеялись на большие размеры своих судов и не ушли в море. Осенью 1993 г. бора вновь напомнила о себе.

12 ноября телевидение сообщило о боре, в сферу действия которой попали Новороссийск, Туапсе, Анапа. Как всегда, наиболее сильный ветер проявился в Новороссийске. Бора сопровождалась усилением мороза до 10°. Отдельные порывы ветра достигали скорости 40—50 м/сек. Бора продолжалась несколько дней. На 19 ноября от боры пострадало 9 судов, стоявших в порту.

Часть из них затонула (три старых судна типа «Комета», два рыбацких судна и теплоход «Профессор Щеголев»). Теплоход «Профессор Щеголев» выбросило на берег. На борту его находилось 23 человека, всех их удалось спасти. На рыбацких судах погибло 5 человек. В городе Новороссийске не было света, энергии, связи — все линии электропередач и связи были нарушены. 190 домов остались без крыш.

Убытки городского хозяйства оцениваются в 14 млрд. руб., не считая потерь в прилежащих селах и других портах. Приведенный перечень «безобразий» новороссийской боры далеко не полон. Это только самые заметные события, получившие отражение в литературе. Фактически бед, вызванных борой, было гораздо больше. Л.З.

Прох утверждает: «За полстолетия в Новороссийске отмечено 636 случаев боры; в среднем почти раз в год она имела катастрофический характер. Известны случаи, когда буря не прекращалась больше недели». Другие авторы говорят даже о большей длительности бор. Мне довелось в семидесятые годы пережить удар северо-восточного ветра у Новороссийска, и это очень запомнилось.

На небольшом буровом судне АН Украины «Геохимик» летом мы вышли из Керчи в Пицунду, где нас ждали грузинские коллеги для проведения совместных буровых работ. При выходе из Керченского пролива начался небольшой ветер, который усиливался по мере приближения к Новороссийску. Заход туда был обязателен по требованию пограничной охраны. Мы с трудом вошли в порт.

Ветер усилился, он срывал верхушки волн прямо в Цемесской бухте. Через полчаса мы вышли из Новороссийска, прижимаясь к берегу. Вскоре стало тише. С каждой милей погода успокаивалась. Мимо остова большого выброшенного на берег танкера к югу от Новороссийска мы прошли уже в спокойную погоду. Что же такое бора? Бора — это, по определению Н.А.

Коростелева, характерная буря с сильным северо-восточным ветром, свергающимся с гор. Как правило, она свирепствует на Кавказском берегу Черного моря между Анапой и Туапсе, но особо сильна в зимнее время в Новороссийске, где ветер достигает ураганной силы, а температура снижается до -20°. Замерзает даже вся Цемесская бухта, как это было, например, в 1899 г.

Бора — это не только черноморское явление. Бора бывает на Новой Земле, на Байкале, в Антарктиде. Она известна и на северо-восточном побережье Адриатического моря, где природные условия сходны. Но там бора не достигает подобной силы и не столь опасна для судоходства. Вот как характеризует бору русский писатель А.И.

Куприн: Бора — это «яростный таинственный ветер, который рождается где-то в плешивых облезших горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и разводит страшные волнения по всему Черному морю.

Сила его так велика, что он опрокидывает с рельсов груженые товарные вагоны, валит телеграфные столбы, разрушает только что сложенные кирпичные стены, бросает на землю людей, идущих в одиночку… Ветер этот страшен своей неожиданностью: его невозможно предугадать — это самый капризный ветер на самом капризном море». Географические условия Новороссийска весьма своеобразны. Над Цемесской бухтой и болотистой долиной р. Цемес нависает крутой, но невысокий горный хребет Маркотх (Варада) (400—650 м над уровнем моря). Под влиянием сильных северо-восточных ветров в условиях подъема давления на континенте при резком падении давления в сторону моря происходит настоящий воздухопад — резкое движение воздуха в сторону моря. Огромные массы холодного зимнего воздуха с хребта Маркотх устремляются в Цемесскую бухту. Разработана даже классификация бор в зависимости от мощных потоков холодного воздуха, их двуслойности, с движением холодных фронтов и т.д.» Потоки холодного воздуха уничтожают растительность на хребте Маркотх, создают на нем суровый лунный ландшафт. Разные авторы указывают разные предельные скорости ветра. Л.З. Прох считает: при средней скорости боры 35 м/сек порывы ветра могут быть в два, а то и в три раза больше! Все это сопровождается понижением температуры до -20° и больше. Понятны отсюда все те разрушения и несчастья, которые уже упомянуты. Текст из книги «КАТАСТРОФЫ В ЧЕРНОМ МОРЕ», авторы: Е.Ф. Шнюков, Л.И. Митин, В.П. Цемко

Источник: http://www.torgachkin.ru/2011/11/novorossiyskaya-bora.html

Ссылка на основную публикацию