Советский раф-2203

Мифы и факты о РАФ-2203

Кажется, он бегал по нашим улицам совсем недавно – мы все его помним, симпатягу «рафика». Но в лучшие годы его руль был доступен лишь избранным, и потому микроавтобус был овеян тонким ореолом загадочности и романтики. Сегодня у нас есть возможность покопаться в его подноготной…

В наших руках сегодня – последняя из моделей Рижской автомобильной фабрики, РАФ-2203, в одной из самых распространенных версий – пассажирской.

Молва приписывает ей целый комплект эксклюзивных особенностей – разберемся с ними.

РАФ – только для госслужбы

Удачным местом для сбора воспоминаний про этот некогда самый популярный «бусик» СССР оказалась конечная остановка крупного спального массива. Сегодня здесь разворачиваются совсем иные маршрутки, но РАФ еще помнят, причем не только в «маршруточной» ипостаси.

Так, некоторые мужчины постарше сокрушались, что РАФ-2203 не передавался в частную собственность, и что вместо Жигулей они с радостью бы выбрали вместительный, просторный и грузоподъемный микроавтобус – просто мечту активного дачника и автотуриста.

Спешим развеять этот миф об исключительно «служебной» роли данного автомобиля. Дело в том, что во второй половине 80-х годов около 0,5% от годового количества произведенных «рафиков» (примерно 80-90 единиц) передавались в частное пользование многодетным семьям, в которых воспитывалось 4 и больше детей.

В отличие от инвалидных машин (также распространявшихся через гор- и райсобесы), микроавтобусы не подлежали возврату государству и бесплатной замене через определенный период времени.

Но все же большая часть машин использовалась в качестве маршрутных такси, служебных авто для поездок персонала в различных учреждениях, в качестве кареты скорой помощи, в органах МВД и прочих госструктурах.

Комфортный и динамичный

На нашей остановке ждали желтых автобусов и представительницы прекрасного пола. Приятно удивленные отлично отреставрированным ярко-зеленым минивэном, женщины отмечали, что РАФ-2203 запомнился им как комфортабельный автомобиль.

Это правда. Даже обычные пассажирские версии оснащались мягкими широкими сиденьями, а не примитивными «табуретками», как на современных маршрутках. Чего уже говорить о «люксовых» исполнениях прибалтийского микроавтобуса – а таких выпускалось немало. Комфорт также обеспечивала вполне себе «легковая» подвеска с длинным ходом, мягкими пружинами и рессорами.

О динамичности опробованного нами автомобиля можно спорить, но скучным он мне точно не показался. Впечатления за рулем самые яркие: сижу перед передней осью, дорога бежит буквально мне под ноги, и естественно, динамика разгона в такой позиции ощущается ярче, чем в авто традиционной капотной компоновки.

С полной загрузкой (грузоподъемность микроавтобуса равна 895 кг, мощность двигателя – 95 л.с.) Латвия с места до 60 км/ч разгонялась за 14 секунд, до «сотни» – более 25 секунд. Даже по меркам 1980-х цифры не ахти, но, повторюсь, микроавтобус с одним-двумя пассажирами субъективно кажется достаточно резвым.

Недолговечный

В автохозяйствах рижский автомобиль снискал славу надежного и неприхотливого транспорта, за что стоит благодарить в первую очередь донора платформы – Волгу ГАЗ-24. Одновременно автомобиль был слаб конструкцией кузова, из-за чего машину официально могли списывать уже через три года интенсивной эксплуатации.

Кузов неважно переносил перегрузки и езду по плохим дорогам, на маршрутных такси часто трескался кузов в районе центральных стоек. С этой напастью конструкторы боролись добавлением дополнительного усилителя, но проблема окончательно не исчезла.

По меркам огромной страны РАФ выпускался недостаточным тиражом, и из-за его дефицитности в условиях СССР многие экземпляры неоднократно ремонтировались, переваривались и восстанавливались для продления эксплуатации.

Только пассажирский микроавтобус

Следующий миф о РАФе можно развеять даже кратким перечнем других типов кузовов этого авто: фургон, бортовой грузовичок, пикап, и даже седельный тягач. И этот список еще можно продолжать.

Появление первой группы нетрадиционных для Рижской автомобильной фабрики автомобилей было связано с проведением в Москве ХХ Олимпийских игр. Именно под это событие в Латвии построили несколько вариантов специализированных пикапов и седельных пассажирских автопоездов.

Вторая, более обширная, группа различных вариаций кузовов, отличных от пассажирского микроавтобуса, появилась на рубеже 90-х. Когда распался Советский Союз и все предприятия потеряли гарантированных плановой экономикой потребителей, им пришлось заново завоевывать рынки и искать потенциальных клиентов.

Для нового рынка прибалты создали бортовые грузовики с усиленным шасси в вариантах двух- и пятиместной кабины, паталогоанатомические фургоны, инкассаторские бронеавтомобили, «кинопередвижки» и пр. К сожалению, такое расширение модельного ряда не спасло предприятие от банкротства и закрытия.

Лучшая советская маршрутка

Дожидаясь своей желтой маршрутки – полноценного девятиметрового автобуса, один из современных пассажиров поведал нам, что считает именно РАФ-2203 идеальным маршрутным такси Советского Союза. С ним мы не можем не согласиться.

Во многих городах бывшего СССР Латвии трудились на маршрутах отдаленных микрорайонов, куда запуск полноразмерных автобусов был не целесообразен. С конечной остановки «рафики» отправлялись по мере заполнения сидячих мест, стоячих пассажиров не брали, все размещались в удобных креслах и диванах и могли выйти по требованию – везде, где позволяли Правила дорожного движения.

Источник: https://myhistori.ru/blog/43364230411

РАФ-2203: отзывы владельцев, технические характеристики, фото

Автомобили 2 апреля 2016

«Рафик 2203» — любимец многих автолюбителей, он и сегодня вызывает в их душах ностальгические нотки. И даже сейчас, когда этой модели давно уже нет в производстве, этот микроавтобус остаётся ценным раритетным экземпляром для любителей ретро и старины.

Шустрый и маневренный РАФ-2203

РАФ модели 2203 производился в Риге с 1976 по 1987 год. Предназначался он для самых различных целей. Наиболее часто это транспортное средство использовались как маршрутные авто, кареты скорой медицинской помощи и просто как гражданские и служебные автомобили.

Компоновка микроавтобуса РАФ-2203 — вагонная. Его салон состоит из 2-х отделений:

  1. Переднее отделение, где расположено место водителя и одно место для пассажира.
  2. Заднее отделение, оснащенное девятью пассажирскими сидениями, за которыми имеется багажное пространство.

Надо сказать, что о микроавтобусе РАФ-2203 отзывы исключительно положительные. Люди, которым довелось поработать на этом «рафике», не скрывают своих восторгов по поводу названного транспортного средства.

По их словам, машина великолепная, скоростная, выносливая и экономичная.

Кроме этого, высоко оценена хорошая сборка, отличная маневренность и вёрткость при поворотах и разворотах этого послушного в управлении автомобиля.

Мотор – сердце любого авто

Двигатель РАФ-2203 с карбюраторной подачей топлива, которым был оснащён микроавтобус, работал на бензине. Для этой модели использовали двигатель от ГАЗ-24. Располагался он спереди и приводил в действие задние колёса. Двигатель имел рядную компоновку, 4 клапана и 8 цилиндров. Собственно, надо сказать, что данная модель оснащалась двумя типами двигателей:

То, что второй двигатель был более мощным, было единственным отличием между ними. Впрочем, имелся ещё один отличительный нюанс — первый движок работал на бензине АИ-76, а второй — на АИ-93.

Механическая 4-ступенчатая трансмиссия микроавтобуса имеет синхронизаторы на всех передачах переднего хода, что увеличивало срок службы коробки передач «рафика».

Машина могла развивать скорость, которая составляла сто двадцать — сто тридцать километров в час.

Видео по теме

Кузов и подвеска микроавтобуса

Кузов РАФ-2203 — несущий, цельнометаллический. Автомобиль имеет 4 одностворчатые двери:

  • 2 из них — справа — предназначены для посадки пассажиров;
  • дверь слева предназначена для водителя;
  • задняя дверь открывает доступ к багажному пространству.

Подрессоренная подвеска микроавтобуса с амортизаторами, а что касается тормозной системы «рафика», то выполнена она по системе барабанных тормозов, установленных на все четыре колеса машины. При необходимости сделать ремонт РАФ-2203 можно было на многих отечественных СТО.

Производство — Латвия

Самые первые серийные модели микроавтобусов РАФ-2203, фото которых вы можете видеть в этой статье, съехали со сборочной линии нового латвийского автозавода в декабре 1975 года. И уже на следующий год была открыта зелёная улица для их массового производства. Год спустя на конвейер встала и отдельная модификация — карета скорой медпомощи РАФ-22031.

При модификации автомобиля как микроавтобуса, вместимость его позволяла осуществлять перевозку до одиннадцати человек кряду.

Благодаря этому и прочим другим своим качествам РАФ-2203 широко был распространён на всей территории СССР.

После распада страны на отдельные государства эти микроавтобусы были вытеснены новыми моделями, в частности автомобилем «Газель». Но отдельные экземпляры до сих пор сохранились в некоторых странах бывшего союза.

Некоторые технические характеристики автомобиля

Технические данные и размеры РАФ-2203 таковы:

  1. В длину автомобиль достигает 4 м 980 см, в ширину — 2 м 035 см, а высота машины — 1 м 970 см.
  2. Колея передних колёс «рафика» – 1 м 474 см, колея задних – 1 м 420 см.
  3. Масса микроавтобуса со снаряжением — 1670 кг.
  4. Его полная масса — 2710 кг.
  5. Двигатель карбюраторный, 4-цилиндровый, ЗМЗ 2203/ 2,445 л.
  6. Число мест — 11, плюс водительское.
  7. Тормозной путь при скорости в 60 км/ч равен 25,8 м.
  8. Передний свес равен 1 м 200 см.
  9. Задний свес — всего 1 м 120см.
  10. Высота ступеньки машины над уровнем дороги — 40 см.
  11. Сухое однодисковое сцепление.
  12. Механическая коробка передач.
  13. Гидравлические амортизаторы.
  14. Пружинная передняя подвеска независимая на поперечных рычагах.
  15. Зависимая задняя подвеска на продольных полуэллиптических рессорах.

Особенности микроавтобуса РАФ

Полюбившиеся всем микроавтобусы, которые в народе ласково прозвали «рафиками», отличались скруглённым передним бампером без «клыков», форточками окон передних дверей, габаритными белыми огнями на крыше, круглыми зеркалами заднего вида и хромированными колёсными колпаками-дисками, как у «Волги» ГАЗ-21.

До завершения 1976 года серийный микроавтобус РАФ-2203 комплектовался оригинальной высокой панелью приборов, оснащённой круглыми циферблатами. В 1977 году модель обзавелась новой панелью с комбинацией приборов, перенятой у автомобиля ГАЗ-24. Тогда же решено было отказаться от вентиляционного отверстия, расположенного под средним окном с левого борта.

Отзывы о «рафике»

Обратимся к тому, что говорят люди про РАФ-2203. Отзывы владельцев, как уже упоминалось выше, очень хорошие. Есть лишь некоторые мелкие детали, которые можно считать минусом, но они не столь значительны для общего положения дел.

Представители компаний, а также те, кто приобретал РАФ для бизнеса, утверждают, что учитывая небольшую цену машины, окупаемость у неё просто великолепная. Это во-первых, а во вторых, немаловажным фактом является отсутствие проблем с запчастями.

Практически все, что нужно, подходит от автомобиля «Волга», кроме кузовного железа.

Маленький надёжный «танк» — так называют некоторые автолюбители РАФ-2203. Отзывы владельцев в большинстве своём проникнуты уважением к этому авто-трудяге.

Некоторыми отмечена удобная посадка в автомобиле, благодаря чему привыкнуть к нему возможно буквально за один день. И хотя панель приборов не оценена по высшему баллу, но зато большинство сочли её вполне удобной.

Высокий клиренс микроавтобуса делает доступной езду по грунтовой дороге.

Из отрицательного сказано, что зимой с управляемостью немного похуже, но опять-таки тут необходима привычка. Немного тренировки для водителя, а сноровка придёт. Как минус отмечено и то, что положение двигателя впереди, из-за чего вес микроавтобуса смещен на переднюю его часть. И, конечно же, к минусу можно отнести большой расход топлива РАФ-2203.

Характеристики микроавтобуса (в чём сошлись все высказывающиеся) делают его прекрасно подходящим для малого бизнеса, так как этот автомобиль недорогой и весьма практичный.

Читайте также:  9 материалов для отделки пола на балконе и лоджии

Начало выпуска модели 2203

В конце 60-х годов латвийский автопром испытывал катастрофическую нехватку производственных площадей. По причине этого удовлетворить потребности большой страны в микроавтобусах было практически невозможно. И потому в 1969 году приступили к строительству нового завода, который располагался в 25 км от Риги в городе Елгаве.

Собственно, этот гигантский завод изначально проектировался и строился под выпуск новой модели микроавтобуса и был оснащен самым на то время современным оборудованием. Официально производство начало свою работу в 1976 году. Именно в этом же году началось производство серийного выпуска микроавтобуса с индексом 2203.

Серийное производство

По темпам производства микроавтобус «рафик-2203» значительно превзошел предшественника, 977 модель. В 1984 г., в феврале, завод выпустил юбилейный стотысячный РАФ-2203 – и это спустя всего лишь 9 лет после запуска серийного производства!

В наступивших 80-х годах на заводе в Елгаве уже выпускали приблизительно до 17 тысяч микроавтобусов в год. Для этого были задействованы также и все старые цеха и корпуса предприятия в Риге, но в основном в них теперь собирались небольшие мелкосерийные партии автомобилей по спецзаказам. В Риге находилось и само конструкторское бюро, и спецбюро, предназначенное для испытаний.

Моменты истории

Самые ранние автомобили РАФ имеют свои отличительные признаки, такие как подфарники от ГАЗ-24 и наличие заводской эмблемы на задней двери.

Рубеж 1978-1979 годов ознаменовался заменой оптики от «Волги» едиными автобусными повторителями поворотов, плюс с задней двери была убрана эмблема завода.

Далее практически в течение 10 лет микроавтобусы выпускались именно в таком виде без внесения каких-либо существенно значимых изменений.

Знак качества на пике достигнутого

В 1979 году за свою продукцию завод РАФ получил Государственный знак качества. Но по какой-то иронии судьбы сразу после этого качество выпускаемых автомобилей с каждым годом стало падать.

Завод всё чаще стал получать претензии, жалобы и рекламации, особенно от медицинских работников, пользующихся автомобилем скорой медицинской помощи.

Неприятный инцидент случился и в феврале 1986 года, тогда госприёмка практически около 13% новых микроавтобусов возвратила заводу для устранения обнаруженных дефектов.

Разногласия среди руководящего звена

В том же 1986 году среди руководства завода развернулась публичная дискуссия. Остро поднятая тема как раз касалась причин неуклонного снижения качества продукции елгавского автозавода. В ходе конфликта пришли к решению, что для улучшения сложившейся ситуации заводу требуется выпуск не только новых моделей микроавтобусов, но также и другой директор.

После проведённых выборов им стал Виктор Боссерт. В связи со всем Рижская автобусная фабрика получила из бюджета страны значительные средства для тотального технического перевооружения с требованием, чтобы у выпускаемых моделей, в том числе и РАФ-2203, технические характеристики были значительно улучшены.

Прекращение производства

После того как распался СССР, завод РАФ, как и многие другие подобные промышленные прибалтийские гиганты, оказался обречённым. Разрыв с Россией не сыграл на руку производству.

Потому что цикл производственных работ завода требовал поставок из России, и это касалось практически всех комплектующих.

В это же время, всё так же по причине разрыва связей с Россией, рынок сбыта резко сократился, из-за чего производство пришлось сократить до выпуска 4-5 тысяч машин в год.

Стараясь выжить и остаться на плаву, руководство завода предприняло попытки расширения ассортимента продукции. В производство запустили ряд новых грузопассажирских авто и микроавтобусов спецназначения на базе РАФ-2203.

Небольшими партиями осуществлялись выпуски фургонов РАФ-2920, грузопассажирских пикапов РАФ-3311 и других автомобилей.

Но, к сожалению, подобные меры успеха производству не принесли, ведь, собственно, сама базовая модель «рафика-2203» к этому времени совсем уже безнадежно устарела.

Производство нашумевшего «рафика» закрылось окончательно

1993 год ознаменовался началом производства нижегородской «Газели», в результате чего прибалтийский завод, выпускающий «рафики», окончательно потерял свой самый большой рынок сбыта – Россию. Местные, то есть прибалтийские граждане, тоже не особенно проявляли свой интерес к продукции, их предпочтения были отданы б/у автомобилям из Западной Европы.

Помочь предприятию могла бы смена базовой модели, тем более что примерно в конце 80-х завод создал сразу 2 современных концепта, это «Роксана» и «Стилс». На эти модели возлагались большие надежды.

Но чтобы перейти к их серийному производству, требовалась коренная модернизация предприятия и значительные инвестиции.

Поиски инвестора не принесли успеха, число выпускаемых “рафиков” ежемесячно становилось меньше, и к тому же росли долги завода.

Наступил момент, когда в 1997 году прибалтийский завод РАФ выпустил свою последнюю партию продукции, и уже весной 1998 г. предприятие объявили банкротом. Вот на этом и была закончена история самого массового микроавтобуса за всю историю Советского Союза, а также вместе с ней закончилась и история латвийского автопрома.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/1809/

РАФ‑2203-01 — детище советского автопрома — журнал За рулем

РАФ‑2203–01

РАФ‑2203–01

Здание на улице Дунтес в Риге работы архитектора Гуревича, где некогда располагались НТЦ и экспериментальный цех Рижской автобусной фабрики и возле которого мы фотографировали РАФ-2203-01, выпущенный в 1990 году, появилось куда позже модели 2203. И все же у микроавтобуса и кирпичного корпуса есть много общего. И тот и другой выглядят необычно, оригинально. А все потому, что проектировали их с душой…

РИГА — МОСКВА — ЕЛГАВА

Материалы по теме

Жил-был небольшой завод на рижской улице Дунтес. Делали там около трех тысяч микроавтобусов РАФ‑977 в год. Конвейер — ручной: кузова перекатывали на тележках по рельсам, уложенным на бетонный пол.

Конечно же, руководители завода — директор Илья Иванович Позняк и главный инженер Реджинальд Альбертович Баллод-Наградов — понимали: чтобы получить добро на строительство нового мощного предприятия (на Дунтес расширяться было некуда), нужно показать в Москве совсем новую модель.

«Совсем новую» — конечно, относительно, поскольку узлы и агрегаты могли быть заимствованы только у серийных советских машин.

Рижане выбрали не самый обычный для СССР способ создания нового автомобиля — соревнование двух независимых групп художников и инженеров. В 1967‑м увидел свет микроавтобус группы Мейзиса с условным названием РАФ‑982‑I. Машина выглядела вполне современно, но неоригинально — напоминала Ford Transit.

Группа Артура Эйсерта закончила РАФ‑982‑II лишь в 1968‑м. Зато ее угловатый микроавтобус с прямоугольными фарами выглядел если и не пришельцем из другой галактики, то уж точно не менее смело, чем иные западные концепты.

Агрегаты и узлы у обоих автобусов были, конечно, серийные.

Кстати, на второй образец, футуристический, поначалу поставили не волговский двигатель, а совсем новый тогда 75‑сильный агрегат от «Москвича‑412», который мощностью не уступал мотору ЗМЗ‑21.

Первый прототип РАФ‑982

Первый прототип РАФ‑982

На самых дальних подступах к новому РАФу стоял первый прототип РАФ‑982, созданный в 1965 году на узлах ГАЗ‑21 группой Мейзиса. В 1967‑м построили два следующих прототипа, которые отличались от первого внешними элементами.Прототип группы Эйсерта

Прототип группы Эйсерта

Прототип группы Эйсерта появился в 1968 году. На футуристической машине стоял двигатель от «Москвича‑412». Оба микроавтобуса погнали в Москву, где показали межведомственной комиссии, в которую входили даже медики — РАФы были основными санитарными машинами СССР.

Начальство тогда одобрило образец с более традиционным дизайном, что не понравилось рижанам. Им был милее авангардный автомобиль. Кроме того, они считали, что именно под такую машину разрешат-таки построить большой и современный завод. В итоге рижане победили.

Немного приглаженный (в прямом смысле — линии кузова стали менее резкими) РАФ‑2203 с газовскими двигателем, коробкой передач и подвесками встал на конвейер нового завода в Елгаве, нареченного, как было принято в те времена, в честь ХХV съезда КПСС.

Первые машины выпустили в 1975‑м, а крупносерийное производство начали в феврале 1976 года.РАФ‑2203–01

РАФ‑2203–01

Сегодня он на своих узеньких колесиках в широких арках выглядит немного странно: с некоторых ракурсов — очень современно, с иных — наивно и смешно. Но уж точно узнаваемо. Вот ведь как повернулась жизнь! Еще совсем недавно такие машины вызывали интерес разве что у самых отъявленных автобусолюбителей.

Теперь даже в Латвии, где советское автомобильное наследство исчезает с дорог особенно быстро, наш полосатый «рафик» вежливо пропускали при перестроениях. Чтобы поприветствовать, даже высовывали руку из прохладного салона в небывалую для Риги жару. К слову, у нас в РАФе для борьбы с ней — лишь не до конца опускающиеся стекла дверей да сдвижные сзади.

Чтобы быстро занять или покинуть водительское место, нужны определенные навыки: кресло-то — над самым колесом. Но удобное: спина за пару сотен километров совсем не устала. К рычагу коробки передач, сильно смещенному назад (оригинальную крышку к стандартной волговской коробке делали в Риге), привыкнуть тоже недолго.

Не очень сподручно включать четвертую и заднюю, но и с этим свыкнуться можно. Особенно учитывая, что конструкции четыре десятка лет. Динамика, конечно, совсем не современная. Стосильный нижневальный заволжский мотор, подстегиваемый частым включением пониженных передач, как может удерживает автомобиль в городском потоке ХХI века.

Но на шоссе идти на разрешенных правилами 90–100 км/ч нетрудно. Вот только машина шумит всем, чем может, — да так, что более-менее спокойным голосом можно разговаривать лишь с сидящим рядом. На пол идет неприятная вибрация — вероятно, от посредственно отбалансированного карданного вала. А если перевалить за 100 км/ч, автомобиль на вполне ровной дороге начинает плавать.

Справедливости ради: на более низких скоростях РАФ‑2203 ведет себя вполне прилично.РАФ‑2203–01. Ни с точки зрения безопасности, ни по части удобства расположение замка зажигания отнюдь не идеальное. Ну, не нашли другого… Пластмассовая площадка с бортиками, закрепленная на кожухе двигателя, — заводская комплектация поздних машин.

РАФ‑2203–01.

Ни с точки зрения безопасности, ни по части удобства расположение замка зажигания отнюдь не идеальное. Ну, не нашли другого… Пластмассовая площадка с бортиками, закрепленная на кожухе двигателя, — заводская комплектация поздних машин.

Бывшие рафовцы говорят, что для обычной конвейерной машины (этот РАФ‑2203–01 выпущен в 1990 году, пробег 24 500 км) всё это нормально. Испытатели и наиболее дотошные и трудолюбивые водители дорабатывали машины под себя: пристраивали дополнительную шумоизоляцию, балансировали и регулировали всё и вся.

РАФ, как и большинство советских автомобилей, соткан из противоречий. Плавность хода даже с четырьмя ездоками — отличная. А ведь машина рассчитана на двенадцать человек. Только вот волговская передняя подвеска родом из 1950‑х со шкворнями и резьбовыми втулками изнашивалась очень быстро.

На негруженой машине тормоза работают вполне прилично, но если взять на борт те самые двенадцать персон, барабаны и колодки от «Волги» справляются со своей работой уже с трудом.

Хотя под фанерным полом трудятся аж два москвичовских гидровакуумных усилителя (мягко говоря, далеко не самые надежные узлы в истории советского автопрома): один — на передний контур, другой — на задний. Ну и последний штрих к беглому портрету: ноги водителя и переднего пассажира защищены лишь тоненькой стенкой с модными в 1970‑х прямоугольными фарами.

Впрочем, в этом смысле современные автобусы уехали от «рафика» не очень далеко.РАФ‑2203–01. Нынешний владелец снял несколько сидений, чтобы зарегистрировать автомобиль как легковой.

РАФ‑2203–01. Нынешний владелец снял несколько сидений, чтобы зарегистрировать автомобиль как легковой.

Для СССР середины 1970‑х годов РАФ‑2203 — вполне современный автомобиль, как и завод в Елгаве. Кстати, даже в самые застойные семидесятые в стране строили заводы (вспомним также ВАЗ и КамАЗ), пусть и не столь интенсивно, как нынче — торговые центры.

Читайте также:  7 материалов для отделки потолка в детской

Новый «рафик» (к началу 1970‑х это прозвище устоялось еще по отношению к модели 977) с надписью Latvija на капоте казался, как и многое прибалтийское, немного заграничным. Ну, например, как латвийский трикотаж, архитектура югендстиля в центре Риги, маленькие уютные кафе и невозмутимый Раймонд Паулс с его «Желтыми листьями», ставшими одним из советских хитов 1975 года.

Именно с этой песни началась всесоюзная слава композитора. Завод, рассчитанный на 16 тысяч машин, в год делал иногда под 18 тысяч. Потребность в микроавтобусах была огромна, поскольку у «рафика» аналогов в СССР, по сути, не было.

Маршрутки и санитарки, спецмашины для милиции и просто «разгонные» автомобили на предприятиях… Чуть позже к ним прибавилась куча модификаций для Олимпиады‑80, опытные электромобили. Рижане лучше других понимали, что машину надо модернизировать. Новые фонари и бамперы, рулевое и панель приборов (их постепенно все же внедрили) — это хорошо.

Но машине нужен был более мощный двигатель, иная подвеска (хотя бы спереди) и тормоза. Пробовали импортные дизели, ЗМЗ‑406 и даже вазовский роторный мотор. В НАМИ под руководством конструктора В.А. Миронова создали оригинальную подвеску типа McPherson, но с вынесенными амортизаторами, прозванную в Риге «Мак-Мироном».

Сделали образцы с дисковыми тормозами спереди с двумя суппортами от «Нивы». Таким вполне мог стать РАФ‑22038. Но не стал. В СССР никто не брался делать оригинальные узлы для столь небольшого автозавода с относительно скромными объемами выпуска.РАФ‑2203–01. Багажник, в общем-то, условный. Зато запаска, к счастью, не под брюхом

РАФ‑2203–01. Багажник, в общем-то, условный. Зато запаска, к счастью, не под брюхом

Багажник, в общем-то, условный. Зато запаска, к счастью, не под брюхом

А вскоре СССР стал распадаться, как сильно изношенный и плохо ухоженный «рафик». Завод в Елгаве сотворил массу самых разных, порой причудливых модификаций. Скажем, грузовички с бортовой платформой и сомнительной управляемостью, передвижные лавки и другие спецмашины.

Проектировали и совсем новые модели, но к середине 1990‑х предприятие фактически погибло. Грустная, но, в общем-то, логичная для той эпохи история. Казалось бы, в неблагоприятном климате последних десятилетий оставшимся рижским микроавтобусам суждено было сгнить окончательно.

Но некоторые из них сохранились, а этот, напомню, и 25 тысяч километров не прошел! Получается, он — почти новый РАФ. Вспомним, что так эти машины называли в 1970‑х, и порадуемся: на свете и сегодня есть рижский автобус, заслуживающий такого же эпитета.

Редакция благодарит Андриса Дамбиса за предоставленный автомобиль и Валдиса Бранта за помощь в подготовке материала.

На берегах Лиелупе

Город Елгава (латыши говорят Ялгава, с ударением на первом слоге; по-русски прежде назывался Митава) основан в 1573 году. В ХVI-ХVIII вв. был столицей Курляндии.

Среди достопримечательностей — Митавский (Елгавский) замок, построенный Растрелли и датским архитектором Северином Йенсеном для герцога Курляндии Эрнста Бирона.

Еще до постройки РАФа в Елгаве были небольшие металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия.

С 2005‑го работает завод АMO-Plant, дособирающий импортные автобусы и тракторы. Основной владелец — департамент имущества правительства Москвы.

Выше, длиннее, сложнее

За долгую жизнь РАФ‑2203 обзавелся десятками модификаций, начиная от всем известных маршрутных такси и карет скорой помощи. Только для Олимпиады‑80 сделали полтора десятка версий. Вспомним некоторые, особенно интересные.(1) РАФ‑2909 — автомобиль сопровождения велогонок.

(2) РАФ‑2921 — прототип с высокой крышей для перевозки инвалидов. (3) РАФ‑3407 с прицепами РАФ‑9225 и —9226 для обслуживания Олимпийской деревни. Позднее автопоезда работали на ВДНХ СССР. (4) Реанимобиль с высокой крышей, построенный совместно с финской фирмой Tamro.

(5) РАФ‑2911 — судейский автомобиль для московской Олимпиады 1980 года.

(1) РАФ‑2909 — автомобиль сопровождения велогонок. (2) РАФ‑2921 — прототип с высокой крышей для перевозки инвалидов. (3) РАФ‑3407 с прицепами РАФ‑9225 и —9226 для обслуживания Олимпийской деревни. Позднее автопоезда работали на ВДНХ СССР.

(4) Реанимобиль с высокой крышей, построенный совместно с финской фирмой Tamro.

(5) РАФ‑2911 — судейский автомобиль для московской Олимпиады 1980 года.

(1) РАФ‑2909 — автомобиль сопровождения велогонок. (2) РАФ‑2921 — прототип с высокой крышей для перевозки инвалидов. (3) РАФ‑3407 с прицепами РАФ‑9225 и —9226 для обслуживания Олимпийской деревни. Позднее автопоезда работали на ВДНХ СССР. (4) Реанимобиль с высокой крышей, построенный совместно с финской фирмой Tamro.

(5) РАФ‑2911 — судейский автомобиль для московской Олимпиады 1980 года.

РАФ‑2203 дебютировал в 1975 году. Крупносерийно микроавтобус выпускали с 1976‑го. На нем стояли 95‑сильный двигатель, четырехступенчатая коробка передач, передняя подвеска и задний мост от «Волги» ГАЗ‑24. Модернизированный РАФ‑2203–01 имел 100‑сильный мотор и измененные детали экстерьера и интерьера, а версия РАФ‑22038- 02 — еще и иное рулевое управление, а также систему отопления. Помимо микроавтобусов выпускали санитарные машины, маршрутные такси, версии для спецслужб, автопоезда для парков, мелкосерийные машины для спортсменов, электромобили, позднее — модификации с высокой крышей, бортовые грузовики. Производство окончательно прекратили в 1997 году. За все время выпустили около 180 тысяч РАФ‑2203 всех модификаций.

Фотогалерея

РАФ‑2203–01: хорошо забытое новое

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/762124-raf2203-01-xorosho-zabytoe-novoe/

Микроавтобус RAF 2203

К сожалению, эта модель уникальна в своем ценовом диапазоне или больше не выпускается.

RAF 2203, 1987 г

РАФ 2203 (Латвия или «Рафик») — микроавтобус, выпускавшийся рижской автобусной фабрикой в 1976-1997 годах. Автобусы этого типа использовались как автомобили скорой помощи, милицией, как маршрутные такси, в роли служебного транспорта, в связи с этим модификации салонов менялись, как, впрочем, и вид торпедо, и сам салон.

Постепенно РАФы были вытеснены ГАЗелями и прочими микроавтобусами иностранного производства. Я, когда приобрела такой автомобиль, помню, что впервые чуть не плакала от того, что руль неуправляем и машина ходит из стороны в сторону. Но потихоньку привыкла к этому и, признаюсь, довольно ловко научилась обращаться с ним, что приводило в шок мужчин.

Единственно, что было трудно всегда — это разворот на RAF 2203, так как рулевой механизм из 2-х маятников и редуктора отГАЗ-21, или 24. Хоть я и отдавала на переборку редуктор, но толку не было, а про замену маятников говорить нечего, таких теперь нет просто.

Признаюсь, я полюбила эту машину, мелкий ремонт я делала сама, пыталась не то, чтобы сэкономить на ремонте, а мне самой было интересно это сделать. Машину купила для работы, оставила в салоне 5 кресел, остальные попросту выбросила, мне нужен был объём багажника. Почему купила? Денег хватало только на него, устраивали габариты машины, доступный ремонт, детали.

Что чинила сама? Карбюратор, он был от Жигули, скорее от «пятерки», воздушный фильтр от «Волги» попросту не влезал под крышкой капота. Карбюратор я с самого начала купила новый, но он оказался просто бракованным. Электрика — замена ламп, замена пучков проводов, установка магнитолы, колонок, замена стартера, ремонт генератора — это было моё.

Сложно было с заменой помпы, надо было снимать решётку радиатора, то есть разбирать весь передок. Ломался ли RAF 2203 на дороге? Да. За 3 года раза 2-3. Машина неплохая была в свои года. Но сейчас это уже больше металлолом, чем транспорт.

   Достоинства: отличный автомобиль в свои годы, когда ему не было замены. По разгону лично за мной, например, не каждая газель могла угнаться.

   Недостатки: Фанерное днище. На льду — как корова. РАФу нужны хорошие дороги. На скорости при повороте страшный крен кузова, страшно, но умеючи, проходит хорошо.

  Ольга, Тверь

Выберите на карте ближайшего к Вам официального дилера RAF.

×

Чтобы посмотреть контактные телефоны дилера, часы работы, фотографии автосалона, отзывы о нём и схему проезда — нажмите ссылку «Увеличить карту».

Источник: https://avto-russia.ru/autos/raf/raf_2203.html

РАФ-2203 Латвия — 7 Октября 2012 — Автомобили СССР классические

Микроавтобусы РАФ В советское бремя моЖно было Встретить по Всей стране. Они работали маршрутными такси, Выполняли обязанности карет скорой помощи, служили надежными помощниками В дальних командировках. Их любили, и со Временем ласкоВо-уменыиительным словом «рафик» Жители страны Советов стали называть любой микроавтобус, независимо от е;:о марки и страны происхождения.

Работа над новой моделью микроавтобуса началась в Риге в 1963 году. В это же время руководство страны провозгласило приоритет химической промышленности. Инновационные материалы стали активно внедряться во всех отраслях промышленности, в том числе и в автопроме.

Новый автомобиль на Рижской автобусной фабрике (РАФ) решили делать пластмассовым, из армированного стекловолокна, которое все более входило в моду в автокузовостроении. В Латвии это была первая попытка применения стеклопластика, поэтому вместе с конструкторской группой (главный конструктор В.

Силс) работала группа химиков во главе с А. Роскалнсом. Внешним видом будущего микроавтобуса, получившего обозначение РАФ-982, занимались художники и дизайнеры под руководством И. Акиса. Смещение Н. Хрущева с должности Генерального секретаря ЦК КПСС в 1964 году пагубно отразилось на этом проекте.

В стране были приостановлены работы по изучению неметаллических материалов. Новое

руководство РАФа поспешило свернуть проектирование стекловолоконного кузова, тем более что в 1965 году единственный изготовленный опытный образец РАФ-982 при возвращении с показа из Москвы попал в серьезную аварию, в которой пострадали пассажиры.

Это и послужило поводом для прекращения на РАФе экспериментов с пластмассовыми кузовами. Правда, в 1970 году был построен микроавтобус РАФ-982П со стеклопластиковым кузовом, но уже не на РАФе, а в московском НАМИ.

После неудачи со стеклопластиком на заводе вернулись к созданию перспективных микроавтобусов с металлическими кузовами, теперь уже на конкурсной основе между двумя творческими группами. Каждый коллектив должен был спроектировать свой вариант и построить по два опытных образца (всего 4 автомобиля).

Первую группу возглавил А. Мейзис (машины получили индекс РАФ-982-1), вторую А. Берге (РАФ-982-2). Обязательное условие, предъявлявшееся к проектам: микроавтобус

должен базироваться на агрегатах ГАЗ-21 «Волга» и быть двенадцатиместным. Первыми увидели свет автомобили группы Мейзиса. Они полностью соответствовали техническому заданию. Более того, на них попытались устранить главный недостаток всех «рафиков» перегруженный передний мост.

Для этого конструкторы применили новую полукапотную компоновку, переместив водителя за переднюю ось (как на современной «Газели»). Это значительно улучшило перераспределение веса между осями.

Кроме того, повысилась безопасность пассажиров на передних местах, а доступ к двигателю для обслуживания стал более удобным. Внешний дизайн РАФ-982-1 разработан непосредственно рижскими конструкторами, а вот для проектирования салона микроавтобуса были приглашены специалисты из НАМИ.

Несмотря на новую компоновку, РАФ-982-1 внешне получился очень консервативным и массивным, да и вообще машина оказалась слишком тяжелой.

Совсем с другой стороны к делу подошли в группе Бергса. Они не стали менять привычную для «рафиков» компоновку, а постарались сделать новую машину как можно легче, воздушнее, с совершенно футуристическим дизайном.

Правда, с проектными работами они сильно задержались, их первая и пока единственная машина была готова лишь в начале 1968 года. Первый образец РАФ-982-2 имел необычный и красивый кузов, нарисованный Артуром Эйсертом, членом Союза художников СССР.

По сравнению со старой моделью РАФ-977ДМ, новый микроавтобус

более «приземленную» модель РАФ-982-1. Его недостатки в конструкции казались легче устранимыми.

Но этим решением был очень недоволен тогдашний директор РАФа Илья Иванович Позняк. Он полагал, что только «ультрамодный» РАФ-982-2 сможет подвигнуть министерство принять решение о строительстве нового автозавода РАФ. Предприятие в Риге уже задыхалось в старых цехах, построенных еще в 30-х годах и не рассчитанных на интенсивный рост производства.

А спрос, особенно на медицинские версии «РАФов», оставался неудовлетворенным.

Читайте также:  6 советов по освещению гостиной

Здесь монтировали наиболее современное по тем временам оборудование: мощные прессы для штамповки крупных панелей, автоматизированные сварочные линии сборки кузова, высокопроизводительные установки для грунтовки и окраски машин. Завод в Елгаве стал самым большим предприятием по производству микроавтобусов в Советском Союзе.

Пока шло строительство завода, специалисты РАФа совместно с коллегами из НАМИ занимались доводкой опытной машины. При работе над ней стремились решить четыре важнейшие задачи: улучшить

Менять компоновку «рафикоО» не стали, а постарались сделать машину с совершенно футуристическим дизайном

стал чуть-чуть шире и немного короче, а вместимость, вопреки техзаданию, осталась прежней, 11 человек. Первые же испытания РАФ-982-2 показали, что главная проблема неравномерного распределения веса по осям у машины не только не исчезла, но и усугубилась. Не был решен и вопрос безопасности пассажиров на передних местах.

На показ в Министерство автомобильной промышленности в Москве в 1968 году привезли оба варианта, чтобы продемонстрировать высокий потенциал небольшого завода. Межведомственная комиссия, куда, помимо сотрудников министерства, входили представители НАМИ и медики (завод РАФ являлся основным поставщиком медицинских автомобилей), склонялась к тому, чтобы запускать в производство

Поэтому руководству завода путем лоббирования своих интересов все же удалось убедить министерство еще раз вернуться к вопросу выбора прототипа для серийного производства.

Тем более, к повторному показу в Москве в 1971 году подоспел второй экземпляр опытного РАФ-982-2 (напомним, каждая группа строила по два экземпляра своих микроавтобусов). На этой машине авторы проекта постарались учесть и исправить многие недочеты первого.

Он уже не был столь авангардно-вызывающим, хотя и сохранил общую стилистику кузова.

Усовершенствованный автомобиль выглядел намного более выигрышно, и окончательное решение не заставило себя долго ждать: под РАФ-982-2 начал строиться новый автозавод в 50 км от Риги в Елгаве.

технико-экономические показатели, сделать микроавтобус конкурентоспособным на внешнем рынке, предусмотреть возможность создания на его базе большого количества модификаций. Наконец, поскольку новая модель создавалась под новый завод, она должна была хорошо приспособиться к массовому производству.

В результате этой работы из РАФ-982-2 получился практически новый автомобиль со своим собственным индексом РАФ-2203. Несущий кузов переработали настолько, что опытные РАФ-982-2 в нем узнавались уже с трудом.

Агрегаты для РАФ-2203 позаимствовали от нового легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга» (двигатель, КПП, рулевой механизм), а ряд узлов и деталей унифицировали с другими машинами, производимыми в СССР. Так, рессоры задней подвески у него были аналогичны рессорам автомобиля «Чайка».

Новый «РАФ» стал безопаснее и комфортабельнее по сравнению с моделью РАФ-977ДМ. Изменились пропорции, снизился центр тяжести, что вместе с удачным выбором элементов подвески сделало машину более устойчивой, маневренной и удобной, хотя проблемы с развесов-кой по осям сохранились.

Повышала безопасность и двухконтурная раздельная система привода тормозов. В салоне устанавливались травмобезопасные раздельные сидения для всех пассажиров.

Для обеспечения пассивной безопасности выступающие детали салона закрывались накладками из эластичного материала, а стёкла выполнялись трехслойными, типа «триплекс».

Олимпийская серия

В преддверии 0лимпиады-80 Рижскому заводу поручили подготовить несколько специальных версий микроавтобусов для ее обслуживания. Всего с 1979-го по январь 1980 года было создано семь различных модификаций, выпущенных общим тиражом около 300 экземпляров. Все они разработаны рижскими конструкторами и изготовлены в цехе мелких серий в Риге, на старой территории завода.

Любая Олимпиада начинается с традиции зажигать огонь в Олимпии. Почетную миссию — обеспечить сохранность огня на всем пути из Греции в СССР возложили на специальные автомобили сопровождения олимпийского огня РАФ-2907. Их салоны оснастили столом, двумя диванами, небольшим гардеробом,холодильником и кондиционером. В машине ехали хранители олимпийского огня. В задней части автомо-

биля располагались запасные факелы,три из которых горели постоянно, а три находились в полной готовности. Доступ к ним был возможен на ходу как изнутри кабины, так и снаружи, ведь каждые 10 минут в факелах в руках спортсменов, бегущих рядом с машиной, требовалось заменять газовый баллон.

Весь путь на равнинных и горных дорогах эти микроавтобусы ехали со скоростью бегуна. Обычная серийная машина на такой скорости давно бы перегрелась, но на РАФ-2907 стоял радиатор большого объема, а вентилятор системы охлаждения приводился в действие специальным электрическим мотором.

Этих машин было несколько, так как на границе огонь разделили, а отсюда эскорты отправились не только в Москву, но и в Таллинн, Минск, Киев.

Также для нужд Олимпиады были созданы специальные автопоезда, курсировавшие по Олимпийской деревне.

Модернизация

Первый серийный РАФ-2203 выехал со сборочной линии в декабре 1975 года, а в феврале 1976-го началось массовое производство данной модели. Автомобили 1976 года выпуска имели ряд особенностей, прежде всего, приборную панель с круглыми циферблатами. Год спустя на

«рафики» поставили комбинацию приборов от ГАЗ-24 «Волга», а по левому боку в районе среднего окна появилась небольшая вентиляционная решетка, впрочем, скоро упраздненная.

В 1976 году завод переименовали в честь XXV съезда КПСС, а в 1979-ом выпускаемому микроавтобусу присвоили Знак качества,

подтверждающий высокии технический уровень и приличное качество выпускаемых машин, сильно ухудшившееся, однако, к концу 80-х годов. Накануне 1980 года на микроавтобусах исчезли спереди «волгов-ские» подфарники, а лампочки габаритных огней стали монтировать в фары. С задней подъемной двери убрали надпись «РАФ».

Вариант из Суоми

В 1979 году финская компания TAMRO по заказу Советского Союза начала переоборудовать микроавтобусы РАФ в реанимационные и специальные медицинские автомобили.

Проект оказался слишком дорогим, поэтому сотрудничество с финнами не было долговременным.

Тем не менее, такие реанимационные автомобили скорой помощи в течение нескольких лет поставлялись в нашу страну и выделялись из общего потока необычной раскраской (лимонного цвета с ярко-оранжевыми полосами) и высокой

крышей, позволяющей реанимационной бригаде работать в салоне машины в полный рост. «Реанимации» имели некоторые незначительные внешние отличия между отдельными партиями.

Помимо реанимационных автомобилей, TAMR0 поставила в СССР партию специальных патологоанатомических автомобилей. От других микроавтобусов РАФ их отличало полное отсутствие остекления грузового отсека.

Внутри располагалась холодильная камера, которая работала как от генератора автомобиля, так и от наружной силовой электросети.

Эмблема

РАФ-2203 получил собственную оригинальную заводскую эмблему, устанавливаемую на радиаторную решетку спереди. На ней название завода было замысловато вписано латиницей в силуэт микроавтобуса. Кстати, редкий случай в авто-

мобильной геральдике: на эмблеме был изображен тот автомобиль, на котором она установлена. Пикантности эмблеме добавляли и латинские буквы (несмотря на государственность русского языка в СССР), придающие налет «заграницы» всем микроавтобусам РАФ.

РАФ-22031

Наиболее массовой и востребованной была медицинская модификация. Этих машин выпускали лишь немногим меньше, чем базовых пассажирских.

«Скорая» предназначалась для доставки медицинского персонала, аппаратуры и лечебных средств к пострадавшему или больному, оказания помощи непосредственно в салоне автомобиля, доставки пациента в больницу.

РАФ-22031 снабжался поворотными прожекторами спереди и сзади, двумя опознавательными фонарями красного креста, синим проблесковым маячком, двухтональным звуковым сигналом и радиостанцией.

РАФ-22032

Маршрутное такси проектировалось с учетом опыта эксплуатации машин этого типа в крупных городах, в первую очередь, в Москве и в Таллинне.

Такси отличалось от базовой модели круговой планировкой салона и сиденьями упрощенной конструкции. Двигатель на этой машине устанавливался ЗМЗ-24-01, работающий на бензине А-76.

Первые РАФ-22032 оборудовались приводом, позволявшим открывать и закрывать дверь салона с места водителя.

Но через несколько лет от выпуска данной модификации отказались из-за неудачной планировки салона.

РАФ-22033

Автомобиль ГАИ оборудовался соответствующими средствами связи, поворотными прожекторами и синими проблесковыми маяками.

Опытный автомобиль дополнительно оснащался для фиксации места ДТП на плёнку в стереоизображении специальной системой, которая позволяла быстро составлять схему ДТП без замеров расстояний. Для этой системы в крыше имелся сдвижной люк.

В серию такой автомобиль не пошел. Хотя сами РАФ-22033 применялись для оперативных целей в милиции и в ГАИ, это были микроавтобусы, переоборудованные силами МВД.

РАФ-22034

Оперативный штабной автомобиль пожарной охраны предусматривался в типаже микроавтобусов РАФ-2203, даже были построены опытные образцы такой машины.

В салоне РАФ-22034 устанавливались столы и кресла, а в багажном отделении размещалась спецодежда, индивидуальные средства защиты и средства связи. Серийно штабные машины на РАФе не производились, а изготавливались впоследствии различными предприятиями пожарной охраны на базе стандартных «рафиков».

РАФ-22035

Автомобиль для централизованной перевозки крови (АЦПК) со станций переливания в лечебные учреждения производился в небольших количествах с 1977 года.

Его раскраска напоминала автомобили скорой медицинской помощи, но машина не оснащалась синими проблесковыми маячками, а остекление салона выполнялось полностью матовым. В грузовом отсеке размещались два специальных стеллажа для термоизоляционных контейнеров с донорской кровью.

РАФ-22036

Интересная разработка, совместившая сразу две функции: «скорую» и патрульный автомобиль ГАИ. Предполагалось, что такие машины будут дежурить у стационарных постов ГАИ вместе с врачебным персоналом и первыми прибывать на место ДТП.

Объединив усилия, они смогли бы одновременно начать следственные действия и оказать первую медицинскую помощь. К сожалению, начинание так и осталось в единственном опытном образце из-за несогласованности действий МВД и Минздрава.

Схема автомобиля РАФ-2203

Число мест 11

Максимальная скорость 120 км/час

Расход топлива при скорости 40 км/час 12 л/100 км

Электрооборудование 12 V

Аккумуляторная батарея 6СТ-60ЭМ

Генератор Г-250-Н1

Реле-регулятор РР-350

Стартер СТ-230Б

Прерыватель-распределитель Р119-Б

Свечи зажигания А-17В

Размер шин 185R15

Масса:

снаряженная 1750 кг

полная 2710 кг

на переднюю ось 1275 кг

на заднюю ось 1435 кг

Дорожные просветы:

под передней осью 190 мм

под задней осью 175 мм

Наименьший радиус поворота:

по колее переднего наружного колеса 5,9 м

по наиболее выступающей части б, б м

Рулевой механизм:

глобоидальный червяк с трехгребневым роликом

Подвеска передняя:

независимая, рычажная на двух цилиндрических пружинах, с поперечно качающимися рычагами, амортизаторы гидравлические телескопические

Подвеска задняя:

зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические телескопические

Тормоза:

рабочий барабанный, привод гидравлический, раздельный с двумя гидровакуумными усилителями

стояночный на задние колеса с механическим приводом от ручного рычага

Коробка передач:

механическая, четырехступенчатая, синхронизированная

Сцепление:

однодисковое, сухое

Передаточные числа:

1-3,50; И-2,26; Ш-1,45, IV-1,00, задний ход 3,54

Главная передача и ее передаточные числа:

4,1

Двигатель:

3M3-2203, рядный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый

Диаметр цилиндра

Ход поршня

Литраж двигателя

Степень сжатия

Порядок работы цилиндров двигателя

92 мм

92 мм

2445 см3

8,2

1-2-4-3

Карбюратор:

К-126Г

Максимальная мощность:

95 л. с. при 4500 об/мин 19 кгс. м при 2200-2400 об/мин

Источник: http://sovetskie-avto.ucoz.com/news/raf_2203_latvija/2012-10-07-9

Ссылка на основную публикацию