Советский танк кв-2

Тяжелый танк КВ-2 (СССР)

Едва тяжелый танк КВ-1 был принят на вооружение, стало понятно, что не смотря его 76,2-мм орудие, для своего времени способное справится с любым бронированным противником, для борьбы с ДОТами и бетонными укреплениями его мощности недостаточно.

Было принято решение не выдумывать что-то заново, а просто вооружить уже существующие КВ-1 152-мм гаубицей. Для решения этой задачи были привлечены инженеры артиллерийского КБ Кировского завода, а на разработку проекта было отведено всего несколько дней.

Конструкторы были переведены на казарменное положение и работали по 16-17 часов сутки. Уже через две недели проект был готов.

Новый танк не отличался изяществом форм или особой красотой — вместо аккуратной небольшой башни обычного КВ-1, на платформу был установлен по виду громадный железный короб с гаубицей М-10.

Машина получила название МТ-1, но к моменту запуска в серию, ей присвоили уже новое, хорошо известное нам имя — КВ-2 (Клим Ворошилов 2).

Особенности конструкции танка КВ-2

10 февраля 1940 года в заводском тире были проведены первые стрельбы МТ-1. Ствол гаубицы первоначально оснастили крышкой, по замыслу, предохраняющей его от попадания пуль и осколков. Крышка была автоматической — открывалась только при выстреле, однако первый же реальный залп просто сорвал её, после чего стала ясна бесперспективность этой идеи.

В остальном нареканий не было и спустя неделю, 17 февраля два первых МТ-1 убыли на испытания в боевых условиях — советско-финская война была для них идеальным испытанием. Сразу же после этого машины, уже под индексом КВ-2 были приняты на вооружение РККА и запущены в серийное производство.

Башня серийных машин отличалась от прототипа — боевые стенки были закруглены, задняя часть также подверглась небольшим изменениям (однако пулемет и заднюю дверь оставили на месте), а пушка получила новую маску.

Укороченная гаубица М-10 посылала 52 кг снаряды с начальной скоростью 436 м/с. Для стрельбы применялись только фугасные снаряды с уменьшенными зарядами.

Допускалось применение морского полубронебойного снаряда, но он применялся только во флоте и на складах РККА отсутствовал.

Боезапас танка составлял 36 выстрелов раздельного заряжания, размещенных главным образом в башенной нише. В боекомплект входили также 3087 патронов к 2 пулеметам ДТ.

Тяжелый танк КВ-2.

По сравнению с КВ-1, экипаж КВ-2 увеличили на одного человека. Экипаж состоял из командира танка, командира орудия, помощника, наводчика, механика-водителя и стрелка-радиста.

Кроме 152-мм гаубицы КВ-2 пробовали вооружить и длинноствольными орудиями.В мае 1941 года в башню танка установили 107-мм орудие ЗИС-6, также пробовали ставить на него и 85-мм пушку Ф-39, однако ни один из этих экспериментов не был признан удачным.

Боевое применение танка КВ-2

Первые встречи солдат вермахта с КВ-2, на начальном этапе Великой Отечественной войны, можно охарактеризовать одним словом — шок. Практически неуязвимый для вражеских снарядов (в германской армии того времени редко можно было встретить орудие калибром больше 37-мм), страшный даже с виду, к тому же ведущий огонь… ну да, 152-мм снарядами, КВ-2 был чрезвычайно грозным противником.

Известны случаи когда КВ-2 в одиночку сдерживали наступление целых танковых групп противника, однако в силу того, что на весь фронт этих танков было совсем немного (всего до октября 1941 года было произведено 334 КВ-2), существенного влияния на исход сражений начального периода войны они не оказали.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Источник: http://armedman.ru/tanki/1937-1945-bronetehnika/tyazhelyiy-tank-kv-2-sssr.html

Танк КВ 2, советский тяжелый, обзор, и характеристики, какова история создания, описание конструкции и схема, боевое применение

История мирового танкостроения знает немало случаев, когда созданная техника по своим тактико-техническим параметрам и характеристикам с трудом вписывалась в существующую на данный период военную концепцию.

Подобная ситуация возникла и с появлением на поле боя стального монстра, советского тяжелого танка КВ-2.

Несмотря на то, что оружие такого формата не смогло найти своего реального места на поле боя, появление подобного танка стало знаковым событием не только для вооруженных сил СССР, но и для мирового танкостроения. Этому способствовал ряд факторов, как стратегических, так и политических.

Советские тяжелые танки, созданные перед началом Великой Отечественной войны, своим появлением дали мощный толчок последующему развитию этого рода войск. Стальные громадины, неуязвимые для огня артиллерии, способствовали появлению новых тактических приемов в существующей концепции использования танков.

История создания танка КВ-2

Причины, побудившие советских конструкторов создать столь необычный танк, лежат на поверхности. В конце 30-х годов бронетанковые войска РККА были едва ли не самыми многочисленными в мире.

Основной парк Красной Армии был представлен моделями легких танков Т-26 и серии БТ. Маневренные и легкие машины представляли собой основную ударную силу, способные быстро решать оперативно-тактические задачи на открытой местности.

Для своего времени это были достаточно удачные машины. Единственным недостатком советских танков была слабая броневая защита.

Противопульное бронирование не могло обеспечить советским Т-26 и БТ надежную защиту от огня вражеской артиллерии. Военные действия на Карельском перешейке в ходе «Зимней войны» 1939-1940 года наглядно показали уязвимость советской бронетехники перед артиллерийским огнем обороняющихся финнов.

К тому же, советским войскам пришлось столкнуться с преодолением глубокоэшелонированной обороной, основу которой составляли долговременные укреплениями линии Маннергейма.

Легкие и маневренные танки, вооруженные 45 мм пушками, со слабой броней, стали бесполезными для ведения наступательных действий в условиях прочной и долговременной обороны противника.

Финские ДОТы и ДЗОТы, вооруженные пулеметами и артиллерией спокойно расстреливали наступающую пехоту, легко уничтожали советские танки еще в предполье оборонительных позиций. Обстрел укреплений финнов советской крупнокалиберной артиллерией и авианалеты не давали должного эффекта.

Советские танки на линии Маннергейма

Требовалось эффективное средство уничтожения для ближнего боя, способное уничтожить долговременные огневые точки выстрелами в упор. Необходима была техника, способная доставить тяжелое крупнокалиберное орудие на передок, из которого можно было вести огонь прямой наводкой.

Самоходная артиллерия в то время находилась в зародышевом состоянии, основной упор делался на тяжелые танки. Действенным средством выхода из сложившейся ситуации стал тяжелый штурмовой танк КВ-2, появившийся в составе Северо-Западного фронта в январе 1940 года.

Этот гигант с несоразмерно большой башней обладал не только огромной огневой мощью, но и был неуязвим для огня вражеской артиллерии.

Новый танк был способен подойти на близкое расстояние к вражеским долговременным огневым точкам, расстреливая их из мощного 152 мм орудия.

С расстояния в 200-400 метров советские бетонобойные и фугасные снаряды такого калибра превращали бетонные укрепления в груду обломков. Сам танк практически оставался невредимым.

Единственным оружием, которое могло остановить стальную громаду, стали финские противотанковые мины.

Описание конструкции тяжелого танка КВ-2

Новый танк продолжил серию советских тяжелых танков КВ (аббревиатура КВ – Климент Ворошилов) машин нового поколения. Первая машина этого типа КВ-1 имела мощную броню и вооружалась 76 мм орудием. Танк был рассчитан для прорыва обороны противника в полевых условиях.

Достаточно высокие тактико-технические характеристики новой машины позволили ей успешно действовать на поле боя в подходящих условиях.

Ярким примером высокой эффективности советской тяжелой танковой техники нового поколения является тот факт, что советские первые КВ прошли испытание огнем не только во время Зимней войны, но и продолжали стоять на вооружение РККА весь начальный период Великой Отечественной войны.

Первый образец под индексом У-1 вышел на военный полигон уже в январе 1940 года.

Обзор новой машины следует начинать не с ходовой части, которая в основном сохранилась от предыдущей машины, а с его башни. Подобного в истории мирового танкостроения еще не было.

На танковое шасси конструкторы решили установить 152 мм гаубицу М-10 в танковом варианте, с укороченным стволом. Новое орудие получило индекс м-10Т. Установка такого мощного для танка орудия потребовала создание новой башни больших размеров.

Использования танка в качестве артиллерийской платформы не ставило перед советскими конструкторами ограничения для достижения малозаметности машины на поле боя. В процессе разработки было использовано два варианта башни МТ-1 и МТ-2.

После проведения огневых испытаний военные эксперты и конструкторы остановились на втором варианте, при котором башня имела меньшую площадь поражения.

Главные опасения разработчиков новой машины, были связаны с воздействием огромной силы отдачи, возникающей при стрельбе из гаубицы, на положение машины, не оправдались. Танк после выстрелов продолжал сохранять устойчивость. Корпус танка обшивался броней толщиной 30, 40, 65 и 75 мм на бортах и в лобовой части. Отдельно стоит остановиться на бронировании танковой башни.

Для этих целей были использованы бронированные плиты толщиной 75 мм. Маска орудия имела толщину 110 мм. Такого мощного бронирования в то время не имела ни одна модель танка в мире. Существующие на тот момент образцы танковых и противотанковых орудий были бессильны пробить такую толстую броню, ведя огонь с любого расстояния.

Башня оснащалась в кормовой части дверцей, облегчающие действия экипажа в боевых условиях.

Для столь крупной башни потребовалось увеличить погон до 1535 мм. Башня, установленная на боевое отделение, фиксировалась специальными зажимами, обеспечивающими ей устойчивость во время ведения огня и при сильном крене машины.

Танковая башня КВ-2 имела углы поворота, рассчитанные на ведение огня прямой наводкой и с закрытых огневых позиций. Внутри башни места хватало для работы боевого расчета артиллерийского орудия, состоящего из 4-х человек.

В боевом отделении размещались места механика – водителя и стрелка-радиста. Посадка и эвакуация экипажа машины обеспечивалась через люк и кормовую дверцу, расположенную в башне, через люк в боевом отделении. В днище танка также имелся аварийный входной/выходной люк.

Доступ ко многим узлам и агрегатам танка обеспечивался через днище танка, в котором для этих целей имелись специальные технологические отверстия.

Боевое применение танка КВ-2

Обзор боевого применения новой машины следует начинать с ее действий на полях сражений во время советско-финской войны. Танк специально создавался для преодоления укреплений линии Маннергейма.

Как оказалось, с поставленной задачей новый тяжелый штурмовой танк успешно справлялся.

Несмотря на то, что к моменту появления тяжелого стального монстра на Карельском перешейке, финская армия была обескровлена, действие новой машины показало правильность принятого решения.

Причины столь больших потерь заключаются не в слабости конструкции советского тяжелого танка, а в отсутствии необходимых технических и боевых условий для эффективной эксплуатации оружия данного типа.

Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны пришлось вести оборонительные сражения. Необходимость в штурмовых танках для использования на поле боя, как таковая отсутствовала.

Советским танкистам приходилось вести танковые бои в условиях полного или частичного окружения. При непосредственном столкновении с немецкими танковыми частями советский КВ-2 был безусловно непревзойденным оружием.

Немецкие средние танки PzKpfw-III PzKpfw-IV не могли огнем своих орудий поразить советского левиафана. Немецкие танковые части выигрывали сражения за счет лучшей системы управления на поле боя и благодаря маневренности своих машин.

Ни одно из противотанковых орудий немецкой армии в начальный период войны не могло пробить 75 мм броню КВ-2. Однако даже при отсутствии на поле боя равного противника советские тяжелые танки несли огромные потери. Сказалось отсутствие должного управления танковыми частями в войска.

Нередко отсутствие боеприпасов, запасных частей и топливо приводило к тому, что экипажи вынуждены были оставлять свои машины на поле боя. Большая часть советских тяжелых танков в первые месяцы войны была потеряна по техническим причинам.

Лишь малая часть, не более трети от всего имеющегося количества танков КВ-2 в войсках, была уничтожена в результате действий немецкой штурмовой авиации и от огня тяжелой артиллерии.

Технические характеристики танка КВ-2 образца 1940 года

  • Годы производства: 1940-1941гг.
  • Всего изготовлено: 204-304 шт.
  • Боевое применение: Великая Отечественная война.
  • Экипаж — 6 человек.
  • Боевая масса: 52-54 т.
  • Длина — 6,67 м, ширина — 3,32 м, высота — 3,24 м, клиренс — 430 мм.
  • Вооружение: 152-мм гаубица-пушка (заряжание раздельно-гильзовое, боекомплект — 36 выстрелов).
  • Основные типы боеприпасов: бронебойный и бетонобойный снаряды, осколочно-фугасная стальная гаубичная граната.
  • Толщина брони: лоб корпуса — 75 мм, борт — 75 мм, башня — 75 мм.
  • Двигатель дизельный, мощность — 600 л.с.
  • Максимальная скорость по шоссе — 35 км/ч.
  • Запас хода по шоссе — 225 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,87 м, ров — 2,7 м.

Фото танка

Видео о КВ-2

Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/kv-2/

Легендарный советский тяжёлый штурмовой танк КВ-2

«Танки — война умов», так говорил выдающийся советский конструктор Жозеф Котик, в этой инженерной войне Советский Союз не имел себе равных. Тяжелые танки семейства Клим-Ворошилов прямое тому подтверждение.

Бои на линии Маннергейма показали ограниченные, огневые возможности нового советского танка. 76 миллиметровое орудие Клима-Ворошилова оказалось слишком слабым для борьбы против железобетонных оборонительных точек.

Выход искали в создании самоходных установок, одетых броней с орудийными системами калибра 130, 152, 210, 230 мм. По программе названной «большой триплекс», советские конструкторы разработали несколько таких машин. Однако опытные образцы на базе тяжелого танка Т-35 получились громоздкими, маломаневренными и уязвимыми для противотанковой артиллерии противника.

Читайте также:  Освобождение польши: как оно виделось западным союзникам 70 лет назад

Все это не позволяло эффективно использовать их огневую мощь. Оригинальное решение, предложил конструктор Кировского завода Николай Духов.

Духов Николай  Леонидович – выдающийся разработчик бронетанковой техники, ядерного и термоядерного оружия, генерал-лейтенант инженерно-технической службы, трижды герой социалистического труда, академик.

Годы жизни 1904-1964 г. С 1936 года занимался конструированием тяжелых танков на Ленинградском — Кировском заводе, после окончания Великой Отечественной войны, руководил разработками конструкции первого советского плутониевого заряда и атомной бомбы.

Духов установил на танке Клим-Ворошилов 152 миллиметровую гаубицу М-10. Для мировой практики танкостроения того времени это был уникальный случай. Орудие такого калибра на бронированных машинах, с вращающейся башней еще не ставили.

Новый тяжелый танк был создан, за рекордно короткие сроки 2 недели. В середине февраля две опытные машины отправились в Карелию, где советские войска штурмовали финские оборонительные позиции.

С помощью бетонобойных снарядов, танки сделали проходы в гранитных надолбах, затем они уничтожили доты, которые мешали продвижению стрелковых подразделений.

После боя на броне советских машин насчитывалось 48 вмятин, от попаданий снарядов противотанковой артиллерии, пробоин не было. Танк успешно выдержал испытание и был принят на вооружение Красной армии.

КВ-2 тяжелый танк, боевая масса 52 тонны, длина корпуса 7 метров, ширина корпуса 3,3 метра, толщина лобовой брони 75 мм, двигатель дизельный мощностью 600 лошадиных сил, скорость до 34 км/ч. Вооружение 1 пушка калибра 152 мм, три пулемета калибра 7,62 мм., экипаж 6 человек.

Серийное производство КВ-2 началось в феврале 40 года и продолжалось до октября 41 года. Кратковременность заводских и полигонных испытаний, спешное налаживание серийного производства танка, не позволили реализовать многие преимущества модели.

Тем не менее, появление КВ для частей вермахта, стало неприятным сюрпризом, оказалось, что не одна немецкая танковая и противотанковая пушка, не может пробить 75 миллиметровую броню.

Единственным эффективным средством борьбы с новыми советскими машинами, стали 88 миллиметровые зенитные орудия. Поэтому германское командование, запретило своим танкистам, вступать в открытый бой с танками КВ. Несмотря на мощную броню, вооружение и героизм отдельных экипажей, танк КВ не сыграли в летних боях 41 года существенной роли.

Основная часть этих машин вышла из строя по техническим причинам, из-за неграмотной эксплуатации, отсутствия запасных частей, средств эвакуации и ремонта, около 50 КВ брошенных или подбитых были восстановлены немцами.

Они воевали в составе германских моторизованных и танковых дивизий. Несколько КВ-2 было отправлено в Германию для исследования. Такая непростая судьба постигла один из лучших танков Отечественной войны КВ-2.

18.05.2018 09:22

Источник: https://densegodnya.ru/istorya/article_post/legendarnyy-sovetskiy-tyazhelyy-shturmovoy-tank-kv-2

Танк КВ-2, советская тяжелая машина, история, описание, обзор и характеристики, вид внутри и снаружи, участие в боях

24 июня 1941 года в дневнике генерал-полковника Франца Гальдера появилась такая запись: «На фронте Группы Армий «Юг» появились новые русские тяжелые танки, которые вооружены, скорее всего, пушкой калибра 80 мм, или даже калибра 150 мм, что, впрочем, маловероятно».

Немецкий генерал ошибался. К моменту начала войны Красная армия имела на вооружении более двухсот тяжелых танков КВ-2, вооруженных гаубицей калибра 152 мм. В то время ни одна из армий мира не имела ничего подобного ни по мощности вооружения, ни по надежности броневой защиты.

КВ-2 – это советский тяжелый танк, разработанный конструкторами Кировского завода (ЛКЗ), на базе КВ-1. Эта боевая машина предназначалась для прорыва долговременных вражеских укреплений, поэтому главной ее «изюминкой» стала мощнейшая 152-мм гаубица М-10Т.

На момент своего принятия на вооружение КВ-2 (как и КВ-1) был, без сомнения, новаторской машиной, в конструкции которой были реализованы самые передовые идеи танкостроения того времени: дизельный двигатель, противоснарядное бронирование, рациональные углы наклона брони, индивидуальная торсионная подвеска и компоновку корпуса с моторным отделением в корме.

Танк КВ-2 был разработан в кратчайшие сроки и принят на вооружение в феврале 1940 года. Решение о создании танка было принято под впечатлением финской войны, учитывая опыт прорыва «Линии Маннергейма». Серийный выпуск этой машины был налажен на Кировском заводе. История тяжелого танка КВ-2 оказалась недолгой.

22 июня 1941 года началась совсем другая война, в которой советским танкистам было не до прорывов вражеских укреплений, поэтому уже в июле производство второго КВ было остановлено. Танк КВ-2 использовался в первые месяцы войны, но большая часть этих машин была потеряна на марше, еще до встречи с противником.

История создания

История танка КВ-2 началась еще в середине 30-х годов, когда советские военачальники пришли к мнению, что Т-35 – тяжелая пятибашенная машина прорыва – уже не соответствует предъявляемым к нему требованиям. В первую очередь военных не устраивал его уровень защищенности.

Поэтому в 1937 году специалистам харьковского завода № 183 было поставлено задание, создать новый тяжелый танк (массой до 60 т) с противоснарядным бронированием.

Вскоре к работам были подключены и конструкторы ленинградского Кировского завода, которые имели за плечами опыт создания трехбашенного Т-28.

В конце 1938 года Комитету Обороны были представлены проекты двух тяжелых танков прорыва: СМК и Т-100.

Однако представители обоих заводов заявили, что при сохранении трехбашенной схемы, уложиться в заданную массу 60 тонн они не смогут. Поэтому после обсуждения от второй башни решено было отказаться.

При этом ленинградцы предложили параллельно начать разработку однобашенного тяжелого танка, который бы по своим основным характеристикам был аналогичен СМК.

Однобашенная машина получила индекс КВ («Клим Ворошилов»), работы над ней начались в феврале 1939 года.

Имея значительный массив наработок на СМК, ленинградские танкостроители уже к апрелю создали полноразмерный деревянный макет будущего танка, а в мае 1939 года чертежи были отправлены на производство.

Изначально рассматривались два варианта боевой машины: с карбюраторным двигателем и дизельным, но затем от использования бензинового мотора решили отказаться. В единственной башне танка были установлены два орудия: калибра 45 и 76 мм.

Первые бои Зимней войны наглядно продемонстрировали эффективность тяжелого танка КВ, однако 76-мм пушки было недостаточно для поражения многих видов оборонительных вооружений. С помощью этого орудия можно было уничтожить деревоземляную пулеметную точку, но подавить бетонный ДОТ она не могла.

В январе 1940 года на Кировском заводе началось производство установочной партии КВ, первые четыре машины из которой должны были получить в качестве основного вооружения гаубицу калибра 152 мм.

Предыдущий опыт эксплуатации орудия в полевой артиллерии показал ее достаточную мощь для уничтожения серьезных укреплений противника. Первоначально на танк планировали вооружить гаубичным орудием образца 1909/30 годов.

Однако к 1940 году его характеристики уже были недостаточны, хотя эта пушка имела подходящие габариты для установки в башню танка.

В советских документах того периода КВ-2 именуется «танком с большой башней», а базовая модификация машины, соответственно, – «танком с малой башней».

Разработчики обратили свое внимание на гаубицу М-10, которая была принята на вооружение в 1938 году. Она имела отличные характеристики, но в башню стандартного КВ не влазила.

Поэтому для нового штурмового танка была разработана новая башня, с большими размерами, но со старым диаметром погона. Это позволило не переделывать весь бронекорпус машины. Боекомплект орудия составлял 36 снарядов раздельного заряжания.

Его установка производилась через специальную дверь в задней части башни.

Уже 17 февраля первые два тяжелых танка прорыва со 152-мм орудиями были направлены на фронт, всего же в боевых действиях участвовало три КВ-2. Испытания в реальных боевых условиях показали, что новые машины практически неуязвимы для огня противотанковой артиллерии противника, но при этом имеют слишком слабый двигатель для своей массы.

По этому поводу представитель военной приемки на Кировском заводе инженер Каливода написал возмущенное письмо главе наркомата госконтроля Мехлису, в котором он жаловался, что предприятие не спешит устранять многочисленные дефекты танка. В этом же документе есть описание основных «болезней» новой машины.

На завод была послана комиссия, по результатам работы которой Мехлис написал записку на имя Сталина и Ворошилова. В ней он указывает, что новый тяжелый советский танк имеет весьма серьезные недоработки. Однако и этот сигнал остался без последствий.

Руководство страны продолжало спускать на завод директивы, предписывающие увеличить производство танков, при том, что их качество оставляло желать лучшего.

Если в 1940 году Кировский завод выпустил чуть более 240 тяжелых танков, то план на 1941 год предусматривал производство 1 тыс. машин КВ-1 и КВ-2.

Описание конструкции

Тяжелый танк КВ-2 выполнен по классической для советской школы танкостроения схеме компоновки, с задним расположением двигателя и трансмиссии. Корпус танка сваривался из катаных броневых листов толщиной от 20 до 75 мм. Внутри танка КВ-2 находился экипаж, состоящий из шести человек. Первые КВ-2 несколько отличались формой башни от последующих серийных машин.

В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором размещалось рабочее место механика-водителя и стрелка-радиста.

Здесь же располагались органы управления танком и приборы, радиостанция, баллоны со сжатым воздухом для запуска двигателя и аккумуляторные батареи.

Над местом механика-водителя находился смотровой люк, который закрывался броневой крышкой с триплексом. В бою он обеспечивал обзор водителю. Люк был и над местом радиста.

Вдоль бортов боевого отделения машины размещались топливные и масляные баки, а также часть боекомплекта. Обзор поля боя осуществлялся за счет зеркальных смотровых приборов, размещенных в крыше башни и в ее кормовой части.

Смотровые щели также имелись и в бортах башни. В кормовой части танковой башни располагался люк, который использовался для установки и демонтажа орудия.

Позже он стал использоваться для посадки и высадки экипажа, а также загрузки боеприпасов.

КВ-2 имел механическую трансмиссию с пятиступенчатой коробкой передач, которая, по мнению большинства экспертов, была самым слабым элементом его конструкции.

Танк имел ходовую часть с индивидуальной торсионной подвеской, на каждый борт приходилось по шесть опорных катков. Ведущие колеса находились сзади, а ленивцы – спереди.

Все танки КВ-2 оснащались коротковолновыми радиостанциями 71-ТК-3 и внутренним переговорным устройством.

На танк КВ-2 устанавливалась 152-мм гаубица М-10Т с боекомплектом 36 снарядов раздельного заряжания. Он комплектовался только одним видом боеприпасов – осколочно-фугасной гранатой ОФ-530 массой 40 кг.

Боевое применение и общая оценка проекта

К началу восточной кампании немецкие военные имели крайне смутные представления о советских танковых войсках, количестве боевых машин, находящихся на вооружении РККА и их основных характеристиках.

В своей книге Achtung Panzer Гейнц Гудериан оценивает общее количество советских танков на уровне 10 тыс. штук. Гитлер этим цифрам не верил, считая их сильно завышенными.

Немецкий генерал действительно ошибался, но не в большую, а в меньшую сторону: по оценкам российских историков на момент начала войны СССР имел более 25 тыс. танков и других видов бронетехники.

В прямом боестолкновении с советскими КВ и Т-34 у немецких танкистов практически не было шансов. Броневая защита тяжелых танков КВ-1 и КВ-2 была абсолютно не уязвима для германской противотанковой артиллерии и орудий танков. При этом 152-мм пушка КВ-2 гарантировано поражала все виды бронетехники вермахта. Однако при этом 1941 год стал настоящим «танковым погромом» для Красной армии.

Причина танковых — да и не только — побед немецкой армии 1941 года кроется не в количественном превосходстве вермахта над РККА — на протяжении всей войны оно было за Красной армией — и не в лучших характеристиках германских танков, а в грамотной стратегии и отличной подготовке танковых экипажей. В начале войны СССР имел огромное количество танков, но не имел танковых войск, как полноценного боевого инструмента.

Если говорить о боевом использовании конкретно тяжелого танка КВ-2, то оно было не слишком эффективным. Во-первых, эту боевую машину можно назвать высокоспециализированной, она изначально разрабатывалась для борьбы с хорошо защищенными укреплениями противника, а не с его бронетехникой.

152-мм гаубица, конечно же, пробивала броню любого немецкого танка, но ее скорострельность была ниже, чем 76-мм орудие КВ-1 и Т-34. Во-вторых, масса КВ-2 была больше (52 тонны), чем у КВ-1 (43 тонны), что делало «двойку» еще менее маневренной на поле боя.

Именно по этим двум причинам производство КВ-2 было остановлено практически сразу после начала войны.

Однако главным минусом этих тяжелых машин было несовершенство их конструкции. Именно поэтому большая часть этих тяжелых боевых машин были потеряны еще до реального столкновения с противником. Надежность танка явно оставляла желать лучшего.

Больше всего хлопот танкистам доставляла трансмиссия, она просто не выдерживала массы тяжелой машины. Не меньше нареканий было и на работу воздушного фильтра. Кроме того, несовершенными были приборы наблюдения, которые не обеспечивали экипажу нормальный обзор в бою.

Все это приводило к тому, что в условиях отступления танки КВ-2 даже с небольшими дефектами приходилось бросать или уничтожать. Парадоксальнее всего тот факт, что все слабые места конструкции КВ-1 и КВ-2 были хорошо известны советским военным еще до начала войны.

Докладывалось о них и высшему руководству страны, но для их устранения ничего сделано не было.

Читайте также:  5 советов по выбору охранной сигнализации для дома и квартиры: виды, устройство

Если же КВ-2 все же доезжал до поля боя, то у немцев начинались серьезные проблемы. Уничтожить советского «стального монстра» можно было только с помощью 88-мм зениток или артиллерии калибра более 100 мм. Иногда для поражения КВ-2 немцы использовали авиацию.

Источник: https://WarWays.ru/boevye-mashiny/tanki/tank-kv-2.html

Тяжелый танк КВ-2

Танк КВ-2 – известный советский тяжелый танк Второй мировой войны. Выпускался Кировским заводом в Ленинграде в период с мая по июль сорок первого года. Всего выпущено 204 машины. Самый тяжелый танк начального периода войны. Большинство танков потеряно по техническим причинам уже к осени сорок первого года. 

Основания появления танка КВ-2

Общеизвестно, что вооружение танка КВ, на момент принятия на вооружение 1.12.39 г., состояло из 76-мм ТП, а также пары пулеметов ДТ. Опытный танк, с аналогичным вооружением, отбыл днем ранее для проведения испытаний на Карельский перешеек.

В то время РККА вела наступательные бои по прорыву оборонительной полосы — т.н «Линии Маннергейма».

Оборона финской армии представляла собой полосу ДОТ, усиленных большим числом инженерных заграждений, прикрытую пулеметным и артиллерийским огнем, а также оборудованным полевыми фортификационными сооружениями.

ДЗОТы были вооружены орудиями и пулеметами. Ситуацию осложняли сильные морозы и высокий снежный покров.

Как следствие, Военсовет С-З фронта предложил вооружить первые 4 машины 152-мм гаубицей. Гаубица должна была служить средством для преодоления инженерных заграждений, тогда как подавление ДОТ и ДЗОТ была вторым по важности пунктом.

Проектирование

Поскольку монтаж 152-мм гаубицы являлся задачей для того времени нетривиальной, то необходимо было решить множество технических проблем. Для этого была выделена инженерная группа артиллерийского КБ Кировского завода, под началом Н.Курина. Конструкторская группа была чрезвычайно ограничена по времени и проектные работы велись едва ли не круглыми сутками.

Вначале планировали использовать для вооружения 152-мм гаубицу обр. 1909/30 г., но позднее от нее отказались в пользу гаубицы обр. 1938 г., как обладающей лучшими баллистическими характеристиками.

Для монтажа гаубицы требовалась увеличенных размеров башня, каковая и была создана совместными усилиями конструкторской группы Курина и СКБ-2, которое вело работы по проектированию и сопровождение выпуска танка. В устройство гаубицы пришлось внести некоторые изменения: сократили длину отката, с тем, что бы орудие поместилось в башню будущего танка КВ-2;
уменьшили длину ствола.

Данное орудие в документации тех лет проходило как МТ-1 (аббревиатура Мотовилиха -танковая), по месту ее будущего производства. Существовало и иное обозначение М-10Т. С целью упрощения производства было принято решение оставить без изменения диаметр башенного погона.

Поначалу танки КВ обозначали как с «малой» и «большой» башней, но уже в сорок первом году их сменили более простые индексы КВ-1 и КВ-2, соответственно для машин с трехдюймовым и шестидюймовым орудием.

Интересно, что танк КВ-2, как отдельный образец БТТ, формально на вооружение не поступал.

10.02.1940 г., в условиях полигона Кировского завода были проведены тестовые стрельбы из новой установки, которую собрали на базе танка КВ № У-0. Через семь дней У-0 совместно с У-1 (обе с установленными 152-мм ТП) отбыли на Карельский перешеек.

Ствол орудия установленного на У-1, был дополнительно оборудован специальной защитной крышкой, которая должна предотвратить попадания пуль и прочих посторонних предметов. Во время испытаний танков КВ-2 механизм управления крышкой действовал неудовлетворительно и от нее более не устанавливали.

Для защиты самого орудийного ствола на него надели кольца из бронелиста толщиной в десять миллиметров- решение которое нашло свое применение во всей серии.

22.02. 40 г, на фронт отправлена машина У-2 с башней танка У-0 оборудованной 76-мм ТП, а неделю спустя — У-3 с 152-мм ТП. В следующем месяце — 13.03 сдан У-4 (также с 152-мм ТП), но последний запоздал для фронтовых испытаний.

Первые танки в серии, начиная с У-1 по У-4, аналогичны опытной машины. Перед отправкой на фронт их испытали пробегом на дистанцию в тридцать-пятьдесят километров, с гарантийным километражем в двести километров.  Результаты боевых действий с участием опытных танков составлен 4.03.1941г.,относительно танков КВ в нем говорилось следующее.

В ходе боев обнаружилось значительное количество конструкторских и производственных дефектов. С целью улучшения конструкции и качества сборки, группе специалистов военприемки завода Кирова было поручено в кратчайшие сроки выявить и устранить недостатки в танках КВ первой установочной партии из десяти машин.

Как следствие, заводом, начиная с машины У-5 начат процесс проверки конструкции узлов и агрегатов. О ходе проверки представители военприемки в своем мартовском отчете сообщали.

Производство танка КВ-2

Согласно первому плановому заданию завод Кирова в текущем сороковом году был обязан представить только пятьдесят тяжелых танков, в процессе изготовления осуществить его доводку, а затем, начиная со следующего года приступить к крупносерийному производству. Но уже в начале лета сорокового года, после выпуска десяти опытных машин с номерами У-1 по 10, 4 из которых с вооружением из 152-мм гаубицы, плановое задание было увеличено до двухсот тридцати машин. 

Выполнения программы выпуска 230 танков потребовало реорганизации работы всего предприятия. Для производства танков КВ были задействованы не только цеха, ранее участвовавшие в производстве танков, но большинство других.

Параллельно с реорганизацией производства проходил процесс технического и технологического усовершенствования конструкции КВ. Для чего на протяжении первых летних месяцев машины У-1 и У-7 прошли испытания, вследствие чего в конструкцию пришлось внести множество исправлений.

Невзирая на затраченные усилия, качество собранных машин было не на высоте. И как следствие военные представители прервали приемку до устранения недостатков. Наиболее существенными были:

  • конструкция фильтра воздуха танка КВ-2, каковой, по сути, воздух не очищал, в результате часто ломался мотор;
  • низкая износостойкость шестерен КПП;
  • перегрев бортовых фрикционов.

В июне сорокового удалось сдать десять танков КВ-2 и пять КВ-1.

Для улучшения качества танков, руководством завода по согласования с представителем заказчика в конструкцию должны были внесены изменений —  новой конструкции воздушный фильтр сухого типа, замок на КПП и прочее. Нововведения были испытаны в августе на танке У-7. Зарекомендовавшие себя с лучшей стороны изменения были внесены в конструкцию серийных машин.

Всего, в течение августа сорокового года сданы десять танков КВ-2 и еще десять КВ-1. В следующем месяце завод отчитался в изготовлении пятидесяти двух КВ, из коих двадцать четыре танка КВ-2.

К этому времени выяснилось, что спешно разработанная, «большая башня» требует значительного улучшения. К ее недостаткам относили:

  • излишний вес;
  • большие усилия, затрачиваемые на вращение башни, вследствие конструктивного несовершенства поворотного механизма;
  • частые срывы стопора танковой башни КВ-2.

В соответствии с заданием, полученным от ГАБТУ КА СКБ-2 в августе сорокового года начало проектные работы по «большой пониженной башне». Уже к сентябрю башня новой конструкции была получена с Ижорского завода и установлена на шасси.

В этом же месяце, танк КВ-2 с этой башней прошел испытания на полигоне вблизи Ленинграда. Итоги посчитали удовлетворительными, и Ижорский завод получил заказ на башню новой конструкции. В сопоставлении с прежней конструкцией, новая башня обладала меньшим весом и габаритами и лучшей технологичностью.

Первоначально изготовление танков КВ-2 предполагали организовать в октябре сорокового года, но эти сроки были сорваны по более длительного чем рассчитывали цикла испытаний. В своей докладной записке военпред объяснял запаздывание с выпуском КВ-2 следующим образом.

Серийное производство КВ-2, начато только в мае сорок первого года. Тогда Кировский завод отчитался в изготовлении шестидесяти КВ-2, еще сорок было предъявлены заказчику в следующем месяце. На этом производство танков КВ-2 было остановлено.

Следовательно, за все время выпуска танка КВ-2 их было изготовлено 204 штуки, включая 24 машины с ранним вариантом башни.

Производство танков КВ-2

январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
1940. 3 2 10 10
1941г. 60 40

Опытные машины на базе танка КВ-2

Единственный вариант опытной машины на основе танка КВ-2, это попытка поставить в башню 107-мм ТП ЗИС-6. Данное орудие предназначалось для танка КВ-3 и проектировал его горьковский завод №92.

Серийный выпуск КВ-3 должен был освоен уже в середине лета сорок первого. Один из КВ-2 без вооружения, был доставлен в Горький в декабре сорокового года. В июне следующего года ЗИС-3 была установлена в башню и направлена на испытания стрельбой.

Вследствие того что танк КВ-3 в производство не поступил, проект установки ЗИС-6 был закрыт.

Другой интересный проект, правда, так и не воплощенный, это экранирование КВ-2 листами дополнительной брони толщиной в двадцать пять — тридцать миллиметров. Работы по нему были начаты согласно постановлению СНК от 15.03.1941 г.

Согласно постановлению, Ижорский и Кировский заводы к 15 мая текущего года должны были представить чертежи и отработать технологию. С тем, чтобы с июня не только полностью перейти на выпуск экранированных танков КВ, но и экранировать выпущенные ранее.

Проект был поставлен под сомнение на этапе рассмотрения комиссией из конструкторов обоих заводов и представителей заказчика. Причиной этого решения стала как перегрузка самого танка КВ-2, так целесообразность столь мощного бронирования, когда это приведет к потере технической надежности машины.

Для окончательного решения руководство Кировского завода отправило свои соображения по поводу проекта экранирования КВ-2 непосредственно замкомнаркома Кулику, который поддержал заводчан. Впрочем, окончательное решение, вплоть до остановки производства КВ-2 так и не было принято, и танк выпускался без экранов.  

Видео с танком КВ-2

Источник: http://ww2tanki.ru/tanki-vtoroj-mirovoj/sovetskie-tanki-vtoroj-mirovoj-vojny/tjazhelye-tanki-sssr/kv-2

Советский танк КВ 2 — гитлеровцы были в шоке!

Когда немецкая разведка донесла генералам о новом изобретении СССР, невероятно мощном советском танке, то высшее военное руководство вермахта посчитало это дезинформацией.

Такое трудно себе даже представить, а уж о создании и речи быть не могло. Гигантская машина весом 52 тонны и имеющая на вооружении 152 мм гаубицу, просто поражала воображение.

Тем более, что броню этого монстра не могла взять, на момент, ни одно противотанковое орудие. 

К слову об вооружении танка, бронебойных снарядов в начале войны советской промышленностью  выпускалось крайне мало,  но советские танкисты не отчаивались, ведь попадание из 152-мм орудия бетонобойным снарядом, которые использовали взамен бронебойных, превращало практически любую немецкую бронетехнику в труху.

 Рапорты с поля боя, где участвовали КВ-2, ужасали командование 3 рейха. Генерал Рейнгардт позже вспоминал: мы вели бой русскими танками, стреляли бронебойными снарядами по ним с трёх сторон, но все напрасно. Монстры с красной звездой наступали как ни в чем не бывало. Советский гигант просто переехал наш застрявший в болоте танк, это был кошмар.

Тогда к нам в помощ выступила 150-мм гаубица и открыла по танкам огонь прямой наводкой, только тогда железный монстр встал, но как оказалось не надолго.» Он движется» закричал кто из солдат. Танк стал неотвратимо приближаться к нашим позициям. А затем КВ-2 просто проехал орудие, вдавив его в грязь словно игрушку.

Мы отступили, что бы избежать не просто поражения, а полнейшего разгрома.

Часто в боях с вермахтом при столкновении советские КВ-2 оказывали очень серьёзное и упорное сопротивление. Так например одна машина вела бой с 6 танковой дивизией вермахта.

В течение 24-ех часов советский колосс удерживал колонну немецких танков в пригороде Рассеная. В гусеницу танку попал снаряд 105 мм гаубицы и машина не могла продолжать дальнейшее движение.

Но несмотря на это танкисты продолжили бой.

Источник: http://ussrvopros.ru/dostizheniya-sssr/voenno-promyshlennyj-kompleks-sssr/649-tank-diviziyu-ostanovil

Очень часто оказывалось так что немцы привлекали тяжелую полевую артиллерию для того чтобы уничтожить КВ-2. Артиллеристы могли нанести серьёзный урон машине только при прямом наведении. Для уничтожения советского гиганта немцы организовывали специальные штурмовые отряды , которые подрывали танк с близкого расстояния, приблизившись в плотную специальными боекомплектами. 

Однако подобраться с советскому танку было не так то непросто. Ведь помимо 152 мм главного орудия КВ-2 был вооружён ещё 3 пулемётами ДТ калибром 7.62.

Один пулемет спаренный с орудием, второй установлен в боковой стене башни танка, третий находиться в передней части лобовой брони левее места механика-водителя. Броня КВ-2 была очень впечатляющей, катаные листы броневой стали 75 миллиметровой толщины. Все сочленения соединялись электросваркой.

Немцы на тот момент не могли пробить такую толстую броню ни одним специализированным, из имеющихся, орудием. И боезапас был тоже тоже подстать, 36 снарядов для гаубицы, в том числе бетонобойные и осколочные, и пулеметных 3087 патронов.

С фронта и по бокам машина защищались лучше всего (75-мм стали), ведь именно туда приходились основные удары. С задней части танка был лист толщиной 60 мм., 40 мм лист защищал днище и 30 мм стали крыша. 

Читайте также:  Чем развлекали себя дети в ссср

На момент 41 года броне КВ-2 нанести серьезный урон не могло практически ни одно орудие, установленное на немецких машинах.

Бывали случаи когда в русского гиганта во время боя попадало более до 100 снарядов, и танк при этом продолжал вести боевые действия.

Более менее эффективно бороться с советской машиной могла лишь зенитная установка Flak, имеющая калибр 88 мм и пикирующий бомбардировщик люфтваффе Ju 87.

По началу танк КВ-2 конструировался с целью штурма полевых укреплений. Пара стальных гигантов в феврале 1940-го года проходили полевые испытания и участвовали в прорыве линии Маннергейма во время финской компании.

Своими мощными орудиями танки расчищали дорогу мотострелковым подразделениям. Попаданий из 152 мм гаубицы не выдерживали ни доты, ни бетонные полевые укрепления при этом сами танки были неуязвимы.

На броне одного из танков после боя насчитали около 50 вмятин от без результативных выстрелов Финских орудий.

Но все же раскрыть весь свой потенциал КВ-2 не смог. По началу, в Финскую войну, сказалось плохая обученность экипажей, зачастую машины выходили из стоя именно по их вине. А в особо мобильных боях предполагаемых планом «Барбаросса», танкам порой не хватало маневренности и скорости.

К примеру, в 1941 ом году на 6 июля 41-ая танковая дивизия имела только 9 танков из первоначального состава в 32 машины. Из которых 5 было потеряно в боях с вермахтом, 12 имели поломки, которые считались не подлежащими восстановлению, 5 ожидали серьёзного капитального ремонта.

Источник: http://ussrvopros.ru/dostizheniya-sssr/voenno-promyshlennyj-kompleks-sssr/544-tank-t-34-ot-moskvy-do-berlina

Тест-драйв ТАНКА КВ-2

Источник: http://ussrvopros.ru/dostizheniya-sssr/voenno-promyshlennyj-kompleks-sssr/613-sovetskij-tank-kv-2-gitlerovtsy-byli-v-shoke

Тяжелый танк КВ-2

  • Т-26
  • Т-28
  • БТ-7
  • T-60
  • Т-70
  • Т-35
  • Т-34
  • КВ-1
  • КВ-2
  • КВ-85
  • ИС-2

19 декабря 1939 года было подписано Постановление Комитета Обороны СССР № 443сс, согласно которому танк КВ-1 был принят на вооружение РККА.

В это время опытный образец танка КВ-1 проходил войсковые испытания и принимал участие в Советско-Финской войне.

В ходе боев, советское командование пришло к выводу, что необходимо иметь кроме танка, вооруженного 76,2-мм пушкой, еще и тяжелый танк, способный бороться с ДОТами, надолбами и другими фортификационными сооружениями. 

По требованию Военного Совета Северо-Западного фронта первые 4 машины из установочной партии КВ, должны были быть вооружены 152-мм гаубицей. Для решения этой задачи были привлечены инженеры артиллерийского КБ Кировского завода.

На разработку проекта было отведено несколько дней. Конструкторы были переведены на казарменное положение и работали по 16-17 часов сутки. За две недели проект был готов.

По первоначальному проекту предусматривалось установить в башне КВ 152-мм гаубицу обр. 30 года. 

В дальнейшем от этой артсистемы отказались в пользу гаубицы М-10 обр. 1938/40 года. Для установки такой громоздкой артсистемы потребовалось разработать новую башню.

По выданным артиллеристами размерам такая башня была спроектирована инженерами СКБ-2, причем погон большой башни, был равен погону стандартной (малой) башни КВ.

Эта новая, огромных размеров башня с гаубицей М-10 получила название МТ-1. В начале 1941 года танки стали называть КВ-2. 

Первую установку МТ-1 смонтировали на опытном танке, вместо малой башни. Уже 10 февраля в заводском тире были проведены первые стрельбы. Не имея опыта установки на танк артсистем такого класса, конструкторы оснастили ствол пушки крышкой, предохраняющей ствол от попадания в него пуль и осколков. 

Эта крышка должна была при выстреле автоматически открываться, а потом закрываться. Однако после первого же выстрела крышку сорвало, и в дальнейшем от нее отказались. 17 февраля два первых танка с установкой МТ-1 убыли на фронт. 

По результатам войсковых испытаний танк КВ-2 в 1940 году был принят на вооружение РККА и запущен в серийное производство. В серии, конструкцию башни немного видоизменили. У новой башни закруглили боковые стенки, установили другую маску пушки и изменили заднюю часть, оставив в ней большую дверь и пулемет ДТ. 

Укороченная гаубица М-10 посылала 52 кг снаряды с начальной скоростью 436 м/с. Для стрельбы применялись только фугасные снаряды с уменьшенными зарядами.

Допускалось применение морского полубронебойного снаряда, но он применялся только во флоте и на складах РККА отсутствовал.

Боезапас танка составлял 36 выстрелов раздельного заряжания, размещенных главным образом в башенной нише. В боекомплект входили также 3087 патронов к 2 пулеметам ДТ. 

По сравнению с КВ-1, экипаж КВ-2 увеличили на одного человека. Экипаж состоял из командира танка, командира орудия, помощника, наводчика, механника-водителя и стрелка-радиста. Выпуск КВ-2 продолжался до октября 1941 года. Всего было выпущено 334 танка КВ-2. 

Кроме 152-мм гаубицы танк пробовали вооружить длинноствольными орудиями. Одна из таких попыток была предпринята в мае 1941 года. В башню танка установили 107-мм орудие ЗИС-6, первоначально разработанное для установки в танки КВ-3 и КВ-5. До середины июня танк с ЗИС-6 проходил заводские испытания, потом был отправлен на АНИОП. Танк этих испытаний не выдержал. 

Кроме ЗИС-6, на танк КВ-2 в опытном порядке устанавливалось 85-мм орудие Ф-39. По решению НКО, в марте прошли испытания этого орудия в танке КВ-2. 

К началу войны танки КВ имелось в составе 2-й танковой дивизии 3-го механизированного корпу­са Прибалтийского Особого военного округа (78 КВ) 4, 7-й танковых дивизиях 6-го механизиро­ванного (63 и 51 КВ соответственно), 29, 33-й танковых дивизиях 11-го механизированного (2 и 1 КВ соответственно) корпусах Западного Особого военного округа, 4-м механизированном (101 КВ), 8-м механизированном (71 КВ), 15-м механизированном (64 КВ), 22-м механизированном (31 КВ) и 19-м механизированном (5 КВ) корпусах Киевского Особого военного округа, 2-м механизи­рованном (10 КВ) корпусе Одесского военного округа, а также в Саратовском танкотехническом училище (19 КВ), Орловской танковой школе (8 КВ), Ленинградских курсах усовершенствования комсостава танковых войск (6 КВ), в Московской академии моторизации и механизации им. Стали­на (4 КВ) и Харьковском военном округе.

В первых же июньских боях 1941 года появление танков КВ для частей Вермахта стало неприят­ным сюрпризом. Вот как описывает столкновение с танками КВ из состава 2-й танковой дивизии командир 41 -го танкового корпуса немцев генерал Рейнхарт (речь идет о боях 23-24 июня в рай­оне Рассиняй):

«Около сотни наших танков, треть из которых составляли Pz.1V, приготовились к контратаке Часть из них находилась прямо перед противником, но большинство размещалось на флангах. Не­ожиданно с трех сторон они были зажаты стальными монстрами, пытаться уничтожить которые бы­ло пустым делом. Напротив, вскоре часть наших танков была выведена из строя… Гигантские русские танки подходили все ближе и ближе. Один из них приблизился к берегу заболоченного пруда, у которого стоял наш танк. Без колебаний черный монстр столкнул его в пруд. То же са­мое случилось с немецкой 15-см пушкой, которая не сумела быстро увернуться. Ее командир, ко­гда увидел приближающиеся тяжелые танки противника, открыл по ним огонь. Однако это не при­чинило им даже минимального ущерба. Один из гигантов стремительно бросился на пушку, кото­рая находилась в 100 метрах от него. Вдруг один из выпушенных снарядов поразил танк. Он оста­новился, словно пораженный молнией. «Он готов», — подумали артиллеристы с облегчением. «Да, он готов», — сказал себе командир орудия. Но вскоре их чувства сменились воплем: «Он еще дви­жется!» Без всякого сомнения, танк двигался, его гусеницы скрипели, он приближался к пушке, отбросил ее как игрушку и, вдавив в землю, продолжал свой путь».

Рассказ генерала Рейнхарта дополняют воспоминания одного из офицеров 1-й танковой дивизии:

«КВ-1 и КВ-2 оказались в 800 метрах от нас. Наша рота открыла огонь — безрезультатно. Мы про­двигались все ближе и ближе к противнику, который продолжал идти вперед. Несколько минут нас разделяло всего 50-100 м. Каждый открыл огонь, но безуспешно: русские продолжали свой путь, все наши снаряды отскакивали от них.

Мы оказались в угрожающей ситуации: атакующие русские опрокинули нашу артиллерию и вклинились в наш боевой порядок. Лишь подтянув зенит­ные орудия и стреляя с коротких дистанций, удалось остановить натиск вражеской брони. Затем наша контратака оттеснила русских и установила линию обороны у Василискис.

Борьба заверши­лась».

По воспоминаниям Д. Осадчего, командира роты танков КВ-1 в 2-й танковой дивизии, «23-24 ию­ня, еще до вступления в бой, многие танки КВ, особенно КВ-2, вышли из строя в ходе маршей. Особенно большие проблемы были с коробкой передач и воздушными фильтрами.

Июнь был жар­кий, на дорогах Прибалтики пыли было огромное количество и фильтры приходилось менять через час-полтора работы двигателя. Перед вступлением в бой танки моей роты сумели их заменить, а в соседних нет.

В результате, к середине дня большинство машин в этих ротах поломалось».

Печальна судьба КВ из состава 6-го механизированного корпуса Западного Особого военного ок­руга. Практически не сумев сделать по противнику ни одного выстрела, эти КВ из-за отсутствия горючего были либо подорваны своими экипажами, либо просто брошены.

Более активно действовали танки КВ на Юго-Западном фронте. Но и здесь основные потери этих машин были не от огня противника, а из-за неграмотной эксплуатации, отсутствия запасных час­тей и технических неисправностей.

Из доклада командира 41-й танковой дивизии 22-го механизированного корпуса от 25 июля 1941 года о боевых действиях дивизии (к началу войны в дивизии имелся 31 КВ-2):

«31 [танк] КВ с морскими башнями, вооруженные 152-мм пушками (КВ-2), не имели ни одного сна­ряда…

Водительский состав танков КВ еще не был подготовлен, так как танки получены за 7-8 дней до начала войны. 15 танков КВ, прибывшие перед началом войны, [оказались] с большими неисправ­ностями (бортовые фрикционы, воздухоочистители). Один танк КВ в боях имеет пять пробоин от ротного противотанкового ружья, глубина пробоин 50-52 мм…

Материальная часть дивизии… в период с 26.6 по 7.7.41 г. прошла 900-1000 км, не имея запас­ных частей и переходящих моторов, что в основном и вывело ее из строя… Во время марша вы­шло из строя 23 КВ. Отсутствие тракторов усугубляло проблему восстановления неисправных ма­шин.

Разность скоростей движения (КВ — 3-4 км/ч, Т-26 — 12-15 км/ч) и несоответствие района действий для тяжелых танков (р.

Стоход) подорвали их работу, так как во всех районах севернее и северо-восточнее Ковеля нет ни одного моста, способного выдержать 60 тонн, а отыскание об­ходов и бродов увеличило не менее как 30-40% их общий пройденный путь».

КВ-2 из 2-й танковой дивизии в одиночку в течение суток сдерживал продвижение отдельных частей 6-й немецкой танковой дивизии в районе города Рассеная. Танк был обездвижен немецкой 105-мм гаубицей но продолжал бой. Брошен экипажем когда кончились снаряды. 

Вот что записал в своем дневнике немецкий командир 11-го танкового полка (6-я танковая дивизия 4-й танковой группы) 25 июня 1941 года: 

«С утра 2-й батальон 11-го танкового полка совместно с группой фон Шекендорфа (von Seckendorff) наступали вдоль дороги, обходя болото справа.

Весь день части отражали постоянные атаки русской 2-й танковой дивизии. К сожалению, русские 52-тонные тяжелые танки показали, что они почти нечувствительны к огню наших 105-мм орудий.

Несколько попаданий наших 150-мм снарядов также оказались неэффективны.

Группе «Раус» удалось удержать свой плацдарм, но в полдень, получив подкрепления, противник контратаковал на левом фланге в северо-восточном направлении на Расеняй и обратил в бегство войска и штаб 65-го танкового батальона.

В это время русский тяжелый танк перерезал путь, связывавший нас с группой Раус, и связь с этой частью отсутствовала в течении всего дня и последующей ночи. Для борьбы с танком была направлена батарея 88-мм зенитных орудий. Атака оказалась такой же неудачной, как и предыдущий бой с батареей 105-мм гаубиц.

Ко всему прочему, попытка нашей разведгруппы подобраться к танку и сжечь его зажигательными бутылками провалилась. Группе не удалось подобраться на достаточно близкое расстояние из-за сильного пулеметного огня, что вел танк»

 Производство КВ-2 было прекращено с началом Великой Отечественной Войны. Основная масса выпущенных танков потеряна или брошена  из-за поломок или отсутствия горючего в оборонительных боях 1941 года. Танк предназначавшийся для уничтожения сильно укрепленных огневых точек противника оказался не «у дел» для отступающей Красной Армии.
 

1  2  3  4  5  6  7 

1  2  3  4  5  6  7 

RSS лента комментариев этой записи
Обновить список комментариев

Источник: http://vspomniv.ru/kv2

Ссылка на основную публикацию