Танк ни-1

Танк «На испуг» (НИ-1) — Сообщество «Военно-Техническое Общество» на DRIVE2

Танк «На испуг» (НИ-1) — импровизированный лёгкий танк (бронетрактор), спешно сконструированный в Одессе во время обороны города летом—осенью 1941 года с учётом возможностей промышленности осаждённого города. Заводы Одессы выпустили около полусотни этих танков, которые использовались частями РККА в ходе обороны города.

Во время обороны Одессы в 1941 году защитники города испытывали огромную потребность в бронетехнике. Чтобы хоть как-то облегчить положение, главный инженер Одесского машиностроительного завода им.

Январского восстания П. К. Романов предложил изготовить эрзац-танки, обшив имеющиеся гусеничные трактора СТЗ-5 бронёй и установив лёгкое вооружение.

Предложение было принято, и заводу выделили три трактора СТЗ-НАТИ, материалы и вооружение.

Детали башен изготавливали в трамвайных мастерских (где имелся карусельный станок), бронекорпуса были изготовлены на заводе имени Октябрьской революции, а производство бронетракторов было освоено в танкоремонтных мастерских (созданных в цехах завода им. Январского восстания после начала осады города).

Разработкой конструкции и производство бронетракторов руководили главный инженер завода им. Январского восстания П. К. Романов, военинженер И. А. Обедников и инженер по артиллерийским приборам из штаба Одесской военно-морской базы У. Г. Коган[3]. Также в производстве бронетракторов участвовали рабочие Одесского судоремонтного завода

При переоборудовании верхняя часть корпуса трактора срезалась.

В дальнейшем, производилось бронирование. В условиях дефицита броневой стали была использована комбинированная броня из двух разнесённых стальных листов[5], между которыми были проложены доски (листовую корабельную сталь предоставила Одесская морская база).

В центральной части корпуса бронетрактора устанавливалась вращающаяся башня с люками, в которую устанавливали вооружение.

Первые три машины (две — вооружённые пулемётами и одну — вооружённую 37-мм пушкой) изготовили в течение десяти дней, и 20 августа 1941 года, укомплектовав экипажами, отправили в Южный сектор[3].

Под командованием ст. лейтенанта Н. И. Юдина танковый взвод из одного настоящего танка и трёх бронетракторов возглавил контратаку 25-й стрелковой дивизии, в результате которой противник был выбит из окопов и отступил. Боевые испытания техники были признаны успешными.

Осмотр возвратившихся из боя машин показал, что броня выдерживает попадания пуль и осколков (хотя попавший 45-мм снаряд пробил её навылет), после чего Военный совет Одесского оборонительного района поручил производственной группе переоборудовать в НИ ещё 70 тракторов.

В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом основная ставка была сделана на психологический эффект применения танков. Танки с включёнными фарами и сиренами двинулись на румынские траншеи без артиллерийской поддержки. Противник был обращён в бегство.

После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг». Подобное название объясняется ещё и тем, что за неимением орудий большого калибра стволы легких пушек наращивались для придания танкам более «серьёзного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий.

Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танки издавали ужасающий грохот.

В дальнейшем, с увеличением количества выпущенных бронетракторов, из НИ был создан танковый батальон под командованием ст. лейтенанта Н. И. Юдина.

2 октября 1941 года танковый батальон Н. И. Юдина участвовал в атаке позиций 4-й румынской армии, в результате которых не ожидавшие атаки румынские части были разгромлены, а танкисты захватили 24 артиллерийских орудия, миномёты и пулемёты. Тем не менее, в ходе атаки были потеряны шесть или семь бронетракторов (подбитые артиллерийским огнём и вышедшие из строя по технической неисправности).

По воспоминаниям секретаря Ленинского райкома партии Н. Г. Луценко, с 20 августа по 15 октября таким образом было переоборудовано 55 тракторов[7]. Вооружались машины лёгкими пушками или пулемётами во вращающихся башнях, причем использовались как башни от подбитых танков, так и самодельные конструкции. Как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемёта ДТ.

15 октября 1941 года, при эвакуации войск, защищавших Одессу, уцелевшие бронетрактора были брошены в городе и некоторые из них использовались захватившими Одессу румынами в учебных целях.

Надо сказать, что НИ-1 был далеко не единственным бронетрактором, произведённым в годы Великой Отечественной войны.

В условиях недостатка бронетехники во многих городах, располагавших более или менее развитой промышленностью, создавались и изготавливались самодельные образцы бронетехники — бронетрактора, эрзац-танки, самодельные бронеавтомобили.

К примеру, по имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 бронетракторов было выпущено Харьковским тракторным заводом. После кратковременных сравнительных испытаний в качестве базы для танка был избран трактор СТЗ-3.

При бронировании шасси трактора было усилено, а для более плавного хода на него установили обрезиненные катки и мелкозвенчатую гусеницу с транспортного трактора СТЗ-5. Толщина брони составляла 10-25 мм.

В броневой рубке, смонтированной на месте кабины водителя, устанавливалась 45 мм танковая пушка с ограниченными углами обстрела. Для обороны в ближнем бою внутри перевозился пулемёт Дегтярёва или пулемёт ДП.

При постановке на серийное производство на ХПЗ эта машина получила индекс ХТЗ-16. Точных данных о боевом использовании этих машин нет, но есть основания полагать, что они использовались при обороне Харькова осенью 1941 года.

Имеются обрывочные сведения о состоявшем на вооружении Украинской повстанческой армии импровизированном танке[8]. Танк был собран в 1943 году в районе Ковеля — в подконтрольной УПА военной мастерской трактор был обшит сталью и оснащен двумя пулемётами.

Танк использовался в боях с польской Армией крайовой. По другой версии[9], бронемашина была сконструирована из корпуса танка Т-26, установленного на шасси трактора СТЗ-5; нельзя исключить вероятности существования двух разных повстанческих эрзац-танков.

Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами.

Читайте также:  Как выбрать замок для входной двери: виды, безопасность, производители

на заднем плане НИ

Источник: https://www.drive2.ru/c/2810124/

Танк ни 1

НИ-1 – на испуг

Во время обороны Одессы в 1941 году защитники города испытывали огромную потребность в танках. Чтобы хоть как-то удовлетворить эту нужду, на Одесском машиностроительном заводе им. Январского восстания на базе тракторов СХТЗ-НАТИ было собрано 62 танка. Проект танка разработали главный инженер завода им. Январского восстания П.

Игра «Союз нерушимый»: Что такое «На испуг-1»?

К. Романов, А. И. Обедников и капитан У. Г. Коган. Сельскохозяйственные машины были обшиты легкой броней толщиной 10–20 мм (или просто стальными листами с судоремонтного завода), на некоторые из них (не на все) установили башни от поврежденных и подбитых танков Т-26 1930-х годов выпуска.

Тяжелых пушек в наличии не было, да и не выдержали бы тракторы подобной нагрузки, и на самодельные «танки» были установлены мелкокалиберные орудия и пулеметы. На те тракторы, для которых пушек не хватило, установили муляжи орудий! Самым лучшим вариантом было вооружение двумя 7,62-мм пулеметами ДТ-29, но такая роскошь досталась менее чем половине «танков».

В атаку эрзац-танки шли задним ходом, потому что самым уязвимым их местом были передние скаты гусениц.

Как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемета, хотя на некоторых экземплярах устанавливались либо наши сорокопятки, либо трофейные немецкие и румынские 37-47-миллиметровые орудия, а вместо ДТ ставился ДШК или Максим.. По крайней мере на один тану была установлена серийная башня от Т-26.

Танки покрывались броней из судостроительном стали толщиной 14-20 мм, на броневиках броня доходила до 25 мм. Между броней и внутренней обшивкой прокладывались деревянные брусья. К 14 сентября была изготовлена 31 машина, что позволило сформировать танковый батальон. 14 сентября началось бронирование еще 15 тракторов.  

15 сентября обороне города пришел приказ «продержаться еще несколько дней» – до прибытия подкрепления.

20 сентября 1941 года отряд из 60 бронированных тракторов в составе 210-го бронетанкового батальона принял участие в боевых действиях под селом Великий Дальник на Южном секторе обороны.

Ставка была сделана скорее на психологический эффект, нежели на боевую мощь: тракторы издавали чудовищный шум, к тому же румынское командование было уверено в том, что силы города на исходе и ни о каких боевых машинах речи идти уже не может.

В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом особая ставка была сделана на психологический эффект применения танков. На танках были включены фары и сирены и они без артиллерийской поддержки двинулись на румынские траншеи.

Внезапная ночная атака бронетракторов имела оглушительный успех. Включенные сирены и прожектора, дикий грохот и стрекотание пулеметов вкупе с неожиданностью вынудили румын не просто отступить с насиженных позиций, а откровенно бежать.

После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг».

Подобное название объясняется еще и тем, что за неимением орудий большого калибра стволы легких пушек наращивались для придания танкам более «серьезного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий. Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.

При эвакуации в Крым  войск Одесского оборонительного района в октябре 1941 года, бронетрактора были брошены в Одессе, и некоторые из них использовались румынами для учебных целей.

Источник: https://motors4x4.ru/tank-ni-1/

Машина войны

Это один из знаменитых танков НИ-1 («На Испуг») — выпускавшийся во времена обороны Одессы в 1941 году и представляющий собой обычный сельскохозяйственный гусеничный трактор СТЗ-НАТИ, обшитый листами брони. У данного экземпляра «пушка» представляет из себя чистую бутафорию.

Проект танка разработали главный инженер завода им. Январского восстания П. К. Романов, А. И.

Обедников и капитан У. Г. Коган. Тракторы защищались сварными броневыми (а в ряде случаев и просто стальными) листами, взятыми с Одесского судоремонтного завода. Вооружались машины легкими пушками или пулеметами во вращающихся башнях, причем использовались как башни от подбитых танков, так и самодельные конструкции.

Как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемета ДТ.

В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом особая ставка была сделана на психологический эффект применения танков.

На танках были включены фары и сирены и они без артиллерийской поддержки двинулись на румынские траншеи. Противник был обращен в бегство.

После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг».

Подобное название объясняется еще и тем, что за неимением орудий большого калибра дула легких пушек наращивались для придания танкам более «серьезного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий (как у машины на фотографии). Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.

По имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 бронетракторов было выпущено Харьковским тракторным заводом. История их создания такова:

После ряда поражений, понесенных Красной Армией летом 1941 года, и больших потерь в танках, советским руководством был принят ряд срочных мер. 20 июля 1941 года по результатам заседания ГКО СССР было принято постановление № 219 «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов».

В соответствии с ним серийное производство бронетракторов планировалось развернуть на двух ведущих тракторостроительных предприятиях: Харьковском тракторном (ХТЗ) и Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах.

Причем бронетрактора должны были быть побочной продукцией: одновременно на заводах шла подготовка к производству танков — средних Т-34 на Сталинградском, и легких Т-60 на Харьковском.

Проект поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Предполагалось бронировать и вооружать трактора 45-мм танковыми пушками и использовать в качестве противотанковых самоходных орудий. В начале августа в НАТИ испытывали четыре экспериментальных образца бронетракторов с 45-мм пушками, построенных на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ и СТЗ-5.

Читайте также:  8 советов по выбору наливных полов

Для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-3, при бронировании шасси трактора было усилено, а для плавности хода на него установили обрезиненные катки и гусеницы с трактора СТЗ-5.

Кабина водителя демонтировалась, на ее место устанавливалась броневая рубка с толщиной брони 10-25 мм. Бронетрактор вооружался 45-мм танковой пушкой 20К образцов 1932/34/37 годов.

Для ближнего боя экипаж имел пулемет ДП, перевозимый внутри.

Устанавлемая пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести ее на цель необходимо было разворачивать весь трактор. При постановке на серийное производство машина получила индекс ХТ3-16 (иногда проходила в документах, как Т-16).

Принимая во внимание, что СТЗ уже освоил производство танков Т-34, а на ХТЗ только начались работы по подготовке к выпуску Т-60, наркомом танковой промышленности В. А. Малышевым было принято решение основной объем производства бронетракторов развернуть в Харькове.

Планом предусматривалось изготовить к октябрю 1941 года на Харьковском тракторном около тысячи ХТЗ-16, еще 500 в Сталинграде. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод.

Последний, в свою очередь, получал прокат с Мариупольского завода имени Ильича.

Производство бронетракторов было начато в конце августа 1941 года, но из-за постоянных сбоев с комплектующими, так и не вышло на крупносерийный уровень. Точных данных о боевом использовании этих машин нет, но есть все основания полагать, что они использовались при обороне Харькова осенью 1941 года.

Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами.

Об «эзельских танках» уже после войны очень подробно вспоминал бывший в 1941 году переводчиком одного из двух эстонских батальонов БОБР островитянин А.Клаас. Дадим ему слово:

«… трактор-танк был построен в Курессаарском ремесленном училище под руководством мастеров Хельги и Оясауна.

Основой танка послужил трактор типа НАТИ, взамен кабины и капота была изготовлена непроницаемая для пуль надстройка. Опытным путём было установлено, что шестимиллиметровый стальной лист, даже взятый вдвое или втрое, не защищает от винтовочной пули.

Тогда мастера избрали такой способ: между двумя стальными листами оставляли промежуток в 3 — 4 сантиметра и заливали его цементом. Эти плиты защищали даже от бронебойных пуль. Вся надстройка танка была сварена из плоских кусков плиты, так как в условиях училища гнуть плиты было невозможно.

Не удалось сделать и вращающуюся башню — пришлось с каждой стороны башни проделать отверстие для стрельбы, из которого можно было высунуть дуло винтовки или лёгкого пулемёта. В танке могло поместиться трое. Всего в Курессаарском ремесленном училище было построено четыре таких танка».

Источник: http://warcyb.org.ru/news/tank_ni_1/2010-05-15-21

Танк НИ-1, Одесса

Танк НИ-1 http://litnik.pp.ua

Памятник танку НИ-1 установлен в Одессе, на улице Разумовской.

Танк НИ-1 (На испуг) — советский бронетрактор (эрзац-танк), который выпускался во время обороны Одессы в 1941 году. Танк НИ-1 представляет из себя обшитый листами брони артиллерийский тягач, на который установлено лёгкое стрелковое оружие или пушечное вооружение. Как правило, танк был вооружен двумя пулеметами ДТ калибра 7,62-мм.

В 1941, главным инженером Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания, было предложено обшить трактора СТЗ-5 легкой броней. Первые две машины изготовили 20 августа 1941 года.

Бронекорпуса танков были изготовлены из комбинированной брони, состоявшей из двух стальных листов (часто использовались стальные листы, взятые с судоремонтного завода), с проложенными между ними досками. Начиная с 20 августа и по 15 октября 1941 года, было построено около 60 танков НИ-1.

На танки устанавливалась вращающаяся башня, вооруженная лёгкими пушками или пулемётами. Использовались башни, как от подбитых танков (на некоторых танках были установлены башни от танка Т-26), так и самодельные конструкции.

Ночью 20 сентября 1941 года, в бою против румынских частей, были использованы 20 танков НИ-1. Танки, издавая жуткий грохот, с включенными фарами и сиренами, двинулись на позиции противника без артиллерийской подготовки. После этого боя, результатом которого стало обращение противника в бегство, за танками и закрепилось название «НИ-1» — «На испуг».

Фотографии танка сделаны в 2012 году.

Боевая масса 7 т.
Экипаж 2-3 чел.
Годы производства  1941
Годы эксплуатации 1941
Количество выпущенных танков около 60
Длина  4200 мм.
Ширина  1900 мм.
Высота  2400 мм.
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса 10-20 мм.
Борт корпуса 10-20 мм.
Корма корпуса 10 мм.
Днище 10 мм.
Крыша корпуса 10 мм.
Лоб башни 20 мм.
Борт башни 20 мм.
Корма башни 20 мм.
Крыша башни 10 мм.
Тип двигателя четырехцилиндровый карбюраторный 1МА
Мощность двигателя 52-56 л.с.
Скорость по шоссе  20 км./ч.
Запас хода по шоссе 140 км.
Преодолеваемый подъём 40°  (по твердому грунту)
Вооружение на ряде машин легкая пушка калибра 37-45 мм.Пулемёты 1-2 пулемета ДТ, калибра 7,62-мм.

Посмотрите также еще фотографии бронетехники на нашем сайте:

БРДМ-2

БМП-1

БТР-60ПА

2С3 Акация

Источник: http://litnik.pp.ua/btt/tank-ni-1-odessa

Танк «На испуг» (НИ-1)

Танк «На испуг» (НИ-1) — эрзац-танк (бронетрактор), выпускавшийся во времена обороны Одессы в 1941 году и представляющий собой обычный артиллерийский тягач, обшитый листами брони, с установленным лёгким стрелковым или пушечным вооружением. Подобные машины также выпускались рядом других тракторных заводов в попытке хоть как-то смягчить нехватку танков на этом направлении.

Читайте также:  Теплый пол под ламинат: как выбрать и установить своими руками

История появления
 

НИ-1 (схема):1 — корпус, 2 — боковые части корпуса, 3 — моторный отсек, 4 — башня, 5 — грязевые щитки, 6 — бронещиток ходовой части, 7 — маска пулемёта, 8 — пулемёт ДШК, 9 — монтажный рым, 10 — инструментальный ящик, 11 — выхлопная труба, 12 — боковые консоли рамы, 13 — передний лист рамы, 14 — буксировочный крюк, 15 — натяжное колесо, 16 — поддерживающий ролик, 17 — ведущее колесо, 18 — каток каретки, 19 — пулемёт ДТВо время обороны Одессы в 1941 году защитники города испытывали огромную потребность в бронетехнике. Главный инженер Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания П. К. Романов предложил обшить имеющиеся трактора СТЗ-5 бронёй. Первые две машины были готовы 20 августа; их бронекорпуса были изготовлены на заводе имени Октябрьской революции. В условиях дефицита броневой стали была использована комбинированная броня из двух разнесённых стальных листов, между которыми были проложены доски. По воспоминаниям секретаря Ленинского райкома партии Н. Г. Луценко, с 20 августа по 15 октября таким образом было переоборудовано 55 тракторов. Вооружались машины лёгкими пушками или пулемётами во вращающихся башнях, причем использовались как башни от подбитых танков, так и самодельные конструкции. Как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемёта ДТ.В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом особая ставка была сделана на психологический эффект применения танков. Танки с включёнными фарами и сиренами двинулись на румынские траншеи без артиллерийской поддержки. Противник был обращен в бегство. После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг».Подобное название объясняется ещё и тем, что за неимением орудий большого калибра стволы легких пушек наращивались для придания танкам более «серьёзного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий. Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.

Схожие машины
 
По имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 бронетракторов было выпущено Харьковским тракторным заводом. После кратковременных сравнительных испытаний в качестве базы для танка был избран трактор СТЗ-3.

При бронировании шасси трактора было усилено, а для более плавного хода на него установили обрезиненные катки и мелкозвенчатую гусеницу с транспортного трактора СТЗ-5. Толщина брони составляла 10-25 мм.

В броневой рубке, смонтированной на месте кабины водителя, устанавливалась 45 мм танковая пушка с ограниченными углами обстрела. Для обороны в ближнем бою внутри перевозился пулемёт Дегтярёва (ДТ или ДП). При постановке на серийное производство на ХПЗ эта машина получила индекс ХТЗ-16.

Точных данных о боевом использовании этих машин нет, но есть все основания полагать, что они использовались при обороне Харькова осенью 1941 года.Кроме того, имеются обрывочные сведения о состоявшем на вооружении Украинской повстанческой армии импровизированном танке.

Танк был собран в 1943 году в районе Ковеля — в подконтрольной УПА военной мастерской трактор был обшит сталью и оснащен двумя пулеметами. Танк использовался в боях с польской Армией крайовой.

По другой версии, бронемашина была сконструирована из корпуса танка Т-26, установленного на шасси трактора СТЗ-5; нельзя исключить вероятности существования двух разных повстанческих эрзац-танков.Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами.

Сохранившиеся экземпляры

Ряд бронетракторов, изготовленных различными советскими предприятиями в годы Великой Отечественной войны, сохранились до наших дней, однако точно идентифицировать их и определить их конкретную принадлежность весьма затруднительно.В частности, три бронетрактора имеются в Одессе.

Один из них установлен на Мемориале героической обороны Одессы, а второй — на углу улиц Разумовской и Мясоедовской. Вместе с тем, есть основания полагать, что эти бронетрактора представляют собой лишь позднейшие макеты, изготовленные специально для экспозиции и не имеющие отношения к танку НИ-1.

Кроме того, известно о сохранности по меньшей мере двух бронетракторов за пределами Одессы. Один из них находится в бронетанковом музее в Кубинке, хотя по каким-то причинам в экспозицию он не включен и стоит позади ангаров.

Хотя данный экспонат позиционируется музеем, как НИ-1 (о чем говорит информационная табличка перед ним), в реальности выявить предназначение и принадлежность этой машины довольно трудно. Вероятнее всего, машина представляла собой учебный танк с макетированной башней и вооружением либо дезинформационный макет, и также не имеет отношения к танкам НИ.

Единственный на ходу бронетрактор НИ-1 используется в Днепропетровске для масштабных пейнтбол-игр.

Также бронетрактор можно увидеть в военном музее города Киева, однако этот экземпляр, вероятнее всего, представляет собой один из эрзац-танков, изготовленных на ХТЗ во время обороны Харькова.

Классификация бронетракторБоевая масса, т ~ 7 т.Компоновочная схема с передним расположением двигателяЭкипаж, чел. 2-3ИсторияГоды производства 1941Годы эксплуатации 1941Количество выпущенных, шт.

порядка 60Основные операторы РазмерыДлина корпуса, мм ~ 4200Ширина корпуса, мм ~ 1900Высота, мм ~ 2400БронированиеТип брони стальная катанаяЛоб корпуса, мм/град. 10-20 ммБорт корпуса, мм/град. 10-20 ммКорма корпуса, мм/град. 10 ммДнище, мм 10 ммКрыша корпуса, мм 10 ммЛоб башни, мм/град.

20 ммБорт башни, мм/град. 20 ммКорма башни, мм/град. 20 ммКрыша башни, мм 10 ммВооружениеКалибр и марка пушки легкое орудие калибра 37-45 мм (на ряде машин).Пулемёты 1-2 × 7,62-мм ДТПодвижностьТип двигателя четырехцилиндровый карбюраторный 1МА, многотопливныйМощность двигателя, л. с.

52-56Скорость по шоссе, км/ч ~ 20Запас хода по шоссе, км 140Удельное давление на грунт, кг/см² 0,64Преодолеваемый подъём, град. 40 (по твердому грунту)

Источник: http://world-weapon.at.ua/blog/tank_na_ispug_ni_1/2011-09-12-1496

Ссылка на основную публикацию