Зил-4906 «синяя птица»

Поисково-эвакуационные вездеходы семейства ЗИЛ-4906 «Синяя птица»

Машина с тестовой нагрузкой. Вскоре Специальное конструкторское бюро Завода им. Лихачева во главе с В.А.

Грачевым создало новый опытный вездеход ЗИЛ-49042, при помощи которого проверили новый вариант трансмиссии, построенный на упрощенных и облегченных агрегатах.

Этот проект признали удачным, и его наработки следовало использовать при создании следующего образца техники, предназначенного для практической эксплуатации.

Новый поисково-эвакуационный вездеход получил заводское обозначение ЗИЛ-4906. Цифры такого индекса определяли машину как специальную технику с полной массой от 8 до 14 т. Шестерка в конце указывала на порядковый номер проекта такого рода в списке разработок Специального конструкторского бюро.

Вместе с базовой амфибией транспортного назначения была создана пассажирская машина ЗИЛ-49061. Оба этих образца, а также еще один вездеход необычного вида вошли в состав поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490. После принятия на снабжение комплекс и его машины получили прозвище «Синяя птица».

Вид на борт и корму. Вездеходы комплекса ПЭК-490 должны были иметь максимально унифицированную конструкцию.

Машины ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 фактически отличались только оборудованием грузовой площадки в кормовой части корпуса.

В первом случае вездеход предлагалось оснастить подъемным краном и ложементом для спускаемого аппарата, во втором – закрытой пассажирской кабиной. Корпус, силовая установка, шасси и т.д. обеих машин были одинаковыми.

По опыту предыдущих проектов спасательные вездеходы-амфибии построили на основе корпуса рамной конструкции. В его основе лежала облегченная сварная алюминиевая рама, состоявшая из продольных и поперечных профилей, а также нескольких косынок и раскосов в нагруженных местах. Рама скреплялась со стеклопластиковым водоизмещающим корпусом.

Передний свес корпуса выполнили в виде изогнутого агрегата с несколькими продольными ребрами жесткости. Над колесами помещался вертикальный борт с крупными колесными арками. Задняя часть корпуса с вертикальной кормовой панелью, имела поднимающееся днище. Такая его форма была связана с необходимостью установки пары наружных гребных винтов.

Компоновка корпуса ЗИЛ-4906/49061 повторяла особенности некоторых предыдущих «космических» машин. Передняя часть корпуса отдавалась под приборный отсек и кабину экипажа. Кабина получила характерный стеклопластиковый колпак, выступающий над крышей-палубой корпуса.

За ним располагалось силовое отделение, крышка которого находилась на уровне среза бортов. Чуть более половины корпуса, в его центре и корме, предназначалось для монтажа целевого оборудования, соответствующего назначению машины. Значительная часть внутренних объемов шасси вмещала агрегаты трансмиссии.

В моторном отсеке корпуса помещался переработанный бензиновый двигатель ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с. Рядом с двигателем находились радиатор со средствами обдува, топливный бак и другая аппаратура. Выхлопную трубу с глушителем вывели на крышу корпуса.

Предыдущие вездеходы СКБ ЗИЛ комплектовались автоматической трансмиссией, но на этот раз решили использовать механические устройства. С двигателем соединялась пятиступенчатая коробка передач с ручным управлением.

Экипаж ЗИЛ-4906 занят погрузкой спускаемого аппарата. С коробки передач крутящий момент поступал на раздаточную коробку, при помощи которой реализовывалось т.н. бортовое распределение мощности.

Межбортовой дифференциал раздаточной коробки распределял крутящий момент на колеса разных бортов. При помощи системы карданных валов и бортовых передач обеспечивался привод всех шести колес машины.

Также от раздаточной коробки отходили валы для кормовых гребных винтов.

В проекте ЗИЛ-4906 сохранили трехосную ходовую часть с полным приводом и колесами большого диаметра. На этот раз колеса всех трех осей оснастили независимой торсионной подвеской. Передние и задние колеса были управляемыми и контролировались при помощи гидравлического усилителя.

Для улучшения маневренности рулевая система разворачивала задние колеса с некоторым запозданием относительно передних. Вновь использовались колеса с шинами большого диаметра, связанные с централизованной системой регулировки давления.

Колеса имели дисковые тормоза, размещенные внутри корпуса машины.

Для передвижения по воде вездеход получил пару гребных винтов, помещенных под кормой корпуса. Позади каждого из них находился собственный подвижный руль, обеспечивавший маневрирование. Винты и рули контролировались с рабочего места водителя.
Обе перспективные машины получили унифицированную кабину.

Экипаж размещался под общим стеклопластиковым колпаком с развитым остеклением. Доступ в кабину обеспечивался парой люков в крыше. Боковые двери отсутствовали. Для уменьшения габаритов вездехода в транспортном положении колпак мог демонтироваться.

В левой части кабины имелся пост управления водителя, оснащенный необходимыми приборами и устройствами для контроля за всеми системами машины.

Другой вариант полезной нагрузки — шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-2906. В распоряжении экипажа имелись средства навигации и связи, обеспечивавшие поиск приземлившихся космонавтов и обмен информацией.

Уже после начала серийного производства и эксплуатации техники была выполнена модернизация, предусматривавшая установку самой новой радиоэлектронной аппаратуры. Вследствие этого поисковые работы заметно упростились.

Грузовая модификация поисково-спасательной машины с обозначением ЗИЛ-4906 имела открытую кормовую площадку с некоторым целевым оборудованием. Для перевозки спускаемого аппарата на грузовой площадке помещался ложемент соответствующей конфигурации.

Также имелся набор строп для фиксации подобного груза на своем месте. При необходимости вездеход-грузовик мог брать на борт и другие объекты. К примеру, именно с его помощью планировалось транспортировать шнекороторный снегоболотоход, включенный в комплекс ПЭК-490.

Перед кузовом и позади него на амфибии ЗИЛ-4906 помещались опорные устройства двухбалочного подъемного крана, выводимого на левый борт. При помощи стрел, балки с крюком и другого оснащения экипаж мог погрузить на борт машины космический аппарат или иной груз. На общем основании со стрелами устанавливались откидные опоры-домкраты, стабилизировавшие вездеход во время погрузки.

Серийный вездеход ЗИЛ-49061. Унифицированная амфибия ЗИЛ-49061 имела иное оснащение. Всю заднюю половину ее корпуса занимал закрытый пассажирский салон, закрытый стеклопластиковым колпаком больших размеров.

В бортах салона имелось несколько крупных окон. Доступ внутрь обеспечивался люком в невысокой передней стенке, ведущим на крышу-палубу моторного отсека, и задней дверью.

В связи с большой высотой вездехода рядом с этой дверью предусматривалась откидная лесенка.

Вдоль бортов салона помещалось несколько диванов складной конструкции, на которых можно было разместить команду спасателей и эвакуируемых космонавтов. Так, при трех лежачих пассажирах четыре человека могли сидеть.

В распоряжении экипажа имелось разнообразное снаряжение для работы в разных условиях, медицинское оснащение, шанцевый инструмент и т.д. Комфортные условия в кабине и салоне обеспечивались отопителями и кондиционерами.

Запас воды и продовольствия позволял космонавтам и спасателям работать на удалении от баз в течение нескольких суток.

Интерьер пассажирской машины. В ходе разработки проектов ЗИЛ-4906/49061 специалисты СКБ ЗИЛ создали новый вариант окраски техники. Предыдущие поисково-эвакуационные машины получали яркую окраску в красно-оранжевых тонах, которая не давала им затеряться на фоне снега.

Новые амфибии, с учетом возможной эксплуатации в самых разных регионах и на различных ландшафтах, решили красить иначе. Машины должны были иметь ярко-синий цвет, обеспечивающий хорошую видимость на снегу, в полях, в пустынях и т.д.

Именно из-за такой цветовой схемы вездеходы получили прозвище «Синяя птица».

Вездеходы комплекса ПЭК-490 имели схожие габариты и показатели массы. Длина обеих машин составляла 9,25 м, ширина – 2,48 м, высота – менее 2,6 м. Колесная база – 4,8 м при промежутках по 2,4 м. Колея – 2 м.

Конструкция трансмиссии позволила получить дорожный просвет на уровне 544 мм. Снаряженная масса незначительно превышала 8,3 т. Полная масса со всей допустимой полезной нагрузкой не превышала 9,3-9,4 т. По шоссе амфибии могли ездить со скоростью до 75 км/ч.

Максимальная скорость на воде ограничивалась 8 км/ч.

Использование всех основных наработок по предыдущим проектам привело к примечательным результатам. Объединяя в себе идеи и решения ряда предыдущих опытных и серийных машин, вездеходы ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 могли преодолевать самые разные препятствия, плавать и решать все поставленные задачи.

Впрочем, для проверки реальных возможностей техника должна была пройти испытания.
Первые опытные образцы новых моделей появились в середине 1975 года. Машины с неофициальными прозвищами «Кран» и «Салон» планировалось проверить в самых разных условиях, где могла понадобиться их помощь.

Несколько следующих лет ушли на испытания готовых вездеходов, совершенствование конструкции и изучение особенностей их применения в реальных операциях. На практике было подтверждено, что предложенный облик специальной спасательной машины полностью соответствует предъявляемым требованиям и решаемым задачам.

В то же время, некоторые особенности техники не устраивали создателей и заказчика, из-за чего требовались доработки.

К сожалению, Специальному конструкторскому бюро ЗИЛ пришлось завершать доводку амфибий ЗИЛ-4906 уже без В.А. Грачева. Главный конструктор многочисленных вездеходов и автор самых смелых идей ушел из жизни 24 декабря 1978 года. Комплекс ПЭК-490 «Синяя птица» стал последним крупным проектом, реализованным под его руководством.

Впрочем, оставшись без руководителя, специалисты конструкторского бюро продолжили работу и завершили все его начинания.
В 1981 году новый поисково-эвакуационный комплекс в составе грузового вездехода ЗИЛ-4906, пассажирской машины ЗИЛ-49061 и шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-2906 был принят на снабжение Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР.

Вскоре начался мелкосерийный выпуск новой техники.

«Синие птицы» на учениях, март 2017 г. Уже после начала эксплуатации серийной техники, в 1983 году, исходный проект ЗИЛ-4906/49061 был доработан с заменой части оборудования. Так, был создан новый транспортер ЗИЛ-49062. Он отличался усиленной рамой и доработанной рулевой системой. Улучшилась система охлаждения двигателя и появился новый гребной винт.

Позже, после проведения некоторых испытаний испытаний, опытная машина в порядке эксперимента получила двигатель ЗИЛ-550 с турбонаддувом, развивавший мощность до 150 л.с. На ней также испытывался подъемный кран-манипулятор с одной стрелой, по своим характеристикам не уступавший серийному изделию.

Опорно-поворотное устройство такого крана находилось в корме корпуса.

В 1985 году машина типа «Салон» в ходе дальнейшего развития получила новую навигационную аппаратуру и более современные системы связи. Также пассажирскую кабину оснастили более эффективным климатическим оборудованием.

Такой вариант вездехода назвали ЗИЛ-49065. В улучшенной версии амфибия могла быстрее и эффективнее искать космонавтов, а также обеспечивать больший комфорт для экипажа и пассажиров.

Вместимость кабины и грузоподъемность при этом не поменялись.

Процесс выгрузки шнекохода. Опытные образцы вездеходов ЗИЛ-49062 и ЗИЛ-49065 прошли испытания и подтвердили расчетные характеристики. Их не рекомендовали к серийному производству и эксплуатации, но основные идеи проектов не пропали.

Уже в 1986 году некоторые наработки по проектам модернизации были внедрены в конструкцию исходных машин ЗИЛ-4906/49061. Таким образом, новые серийные «Синие птицы» сочетали в себе черты техники базовой и модернизированной версий.

После развала СССР Завод им. Лихачева, как и многие другие отечественные предприятия, столкнулся с различными проблемами. Одним из результатов этого стало преобразование СКБ ЗИЛ в отдельное предприятие. Новая компания была названа «Вездеход ГВА» (Грачев Виталий Андреевич).

Уже в качестве независимой организации бывшее Специальное конструкторское бюро продолжило выпуск «космической» техники.

Интерес к машинам комплекса ПЭК-490 проявили министерство по чрезвычайным ситуациям, структуры вооруженных сил и даже одна из компаний добывающей промышленности.

Кран в работе. По известным данным, новые заказы на специальную технику позволили довести общую численность «Синих птиц» до 40-50 единиц. Большая часть этих машин до сих пор остается в эксплуатации и решает поставленные задачи.

Впрочем, имеются и исключения. Так, один из серийных пассажирских вездеходов-амфибий несколько лет назад стал экспонатом Государственного военно-технического музея в подмосковном с. Ивановское.

Эта машина сохранила белую окраску с трехцветными полосами, говорящую о ее службе в МЧС.

В конце восьмидесятых годов были приняты меры по увеличению срока службы серийной техники. За счет тех или иных работ предлагалось увеличить ресурс вездеходов с изначально назначенных 10 до 20 лет.

Эти предложения привели к желаемым результатам, благодаря чему машины ЗИЛ-4906 до сих пор остаются на снабжении и решают поставленные задачи. По мере необходимости они проходят ремонт и модернизацию.

К примеру, в середине двухтысячных годов началось оснащение «Синих птиц» современной аппаратурой спутниковой навигации.

Share on Vkontakte

Источник: https://surfingbird.com/surf/poiskovo-evakuatsionnye-vezdehody-semejstva-zil—675S6C919

ЗиЛ-4906 «Синяя птица»

Уникальный вездеход-амфибия

Когда речь идёт о вездеходе для поиска космонавтов, приземлившихся в самой непроходимой глуши, понятно сразу – это должен быть лучший вездеход в мире

К моменту начала разработки нового поисково-спасательного комплекса у конструкторского коллектива завода Лихачёва уже был огромный опыт создания универсальных автомобилей.

ПЭУ-1, ПЭУ-2, ПЭУ-3, ЗИЛ-4909, ЗИЛ-49092, ЗИЛ-5901 – эти модели зарекомендовали себя как лучшие поисково-спасательные машины в Советском Союзе, а то и во всём мире. Опыт предыдущих лет позволил сделать кое-какие выводы. Во-первых, поисково-спасательный комплекс должен состоять из двух автомобилей – грузового и пассажирского.

Во-вторых, было решено частично отказаться от шнековой конструкции вездеходов и оставить только маленький шнекороторный автомобиль для «крайних случаев», способный помещаться в грузовой модуль. Над новым проектом СКБ специальных автомобилей ЗИЛ приступило под руководством ведущих конструкторов Балашова и Борисов, а ведущим испытателем выступал В.Я. Воронин.

Комплекс «Синяя птица» стал последней разработкой, выполненной при жизни Виталия Андреевича Грачёва, легендарного автомобильного конструктора, чьё имя навсегда связано с заводом ЗИЛ.

В начале лета 1975 года были продемонстрированы первые экземпляры окончательной версии аэромобильного спасательного комплекса особо высокой проходимости.

Комплекс состоял из «двух с половиной» машин. Пассажирская версия ЗИЛ-49061 получила условное название «Салон». Унифицированный с «Салоном» грузовой вариант ЗИЛ-4906 назывался «Кран», благодаря специальному манипулятору, и шёл в комплекте с небольшим лёгким шнекоходом ЗИЛ-29061.

Компактный вездеход оборудовался двигателем от легкового автомобиля и мог быть использован спасательным отрядом в случае крайней необходимости – когда космонавты совершали аварийную посадку в совершенно недосягаемых местах.

Грузовой и пассажирский модули оборудовались базовым двигателем ЗИЛ-130, немного отличавшимся по конструкции от двигателя обычного грузовика в силу его амфибийных характеристик. Некоторые детали для двигателей изготавливались поштучно и вручную.

От автоматической коробки передач, применявшейся на спасательных вездеходах предыдущих поколений, было решено отказаться в пользу надёжной и простой в обслуживании пятиступенчатой «механики». Раздаточная коробка оснащалась межбортовым дифференциалом.

Для движения по воде вместо водомётов теперь применялись гребные винты. Подвеска всех трёх осей была независимой торсионной, тормоза – дисковыми. Колёса на передней и задней осях были управляемыми.

Читайте также:  Эко-стиль в интерьере: 10 рекомендаций по созданию + фото

Вездеходы были аэромобильными, поэтому за счёт материалов кузова конструкторы постарались сделать ЗИЛ-4906 как можно более лёгким: раму изготовили из алюминиевых профилей, сам кузов – из стеклопластика. Остеклённый колпак машины был съёмным – чтобы конструкция без труда помещалась в самолёт.

Стоит ли говорить, что средства навигации и связи на ЗИЛ-4906 были самыми продвинутыми и ничуть не уступали авиационным. Все машины комплекса были выкрашены в специальный ярко-синий цвет, чтобы было заметно и на снегу, и в пустыне, и в лесу. За это ЗИЛ-4906 и получил название «Синяя птица».

Официально комплекс «Синяя птица» поступил на вооружение спасателей в 1981 году. В течение десяти лет было построено 12 грузовых, 14 пассажирских и 5 шнекороторных машин. Но и с распадом Советского Союза ЗИЛ-4906 не ушёл на покой, а остался на службе у спасательных отрядов МЧС.

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://car-day.ru/blog/43856428446

Поисково-эвакуационные вездеходы семейства ЗИЛ-4906 «Синяя птица»

Со второй половины шестидесятых годов поисково-спасательная служба военно-воздушных сил СССР эксплуатировала вездеходы семейства ПЭУ-1, предназначенные для обнаружения и эвакуации космонавтов вместе с их спускаемым аппаратом. В начале следующего десятилетия возникла необходимость в новой технике такого рода.<\p>

0 Смотреть все фото в галерее

Вездеход ЗИЛ-4906 со спускаемым аппаратом.
После нескольких не вполне удачных экспериментальных образцов Специальное конструкторское бюро Завода им. И.А. Лихачева создало машину, пригодную к серийному производству и эксплуатации. Работать с космонавтами теперь должны были вездеходы ЗИЛ-4906.

В порядке дальнейшего развития специальной техники в 1972 году был создан опытный вездеход-амфибия ПЭУ-2, имевший самые серьезные отличия от предшественников. Имея соответствующие размеры, он мог перевозить команду спасателей, троих космонавтов и спускаемый аппарат.

Это давало определенные преимущества, но сокращало мобильность техники. Вездеход нельзя было перевозить существующими военно-транспортными самолетами. По результатам проекта ПЭУ-2 заказчик и СКБ ЗИЛ решили сохранить существующую схему эвакуационного комплекса с двумя отдельными машинами.

Одна из них должна была перевозить только людей, а другая – только спускаемый аппарат.

Машина с тестовой нагрузкой.Вскоре Специальное конструкторское бюро Завода им. Лихачева во главе с В.А.

Грачевым создало новый опытный вездеход ЗИЛ-49042, при помощи которого проверили новый вариант трансмиссии, построенный на упрощенных и облегченных агрегатах.

Этот проект признали удачным, и его наработки следовало использовать при создании следующего образца техники, предназначенного для практической эксплуатации.

Новый поисково-эвакуационный вездеход получил заводское обозначение ЗИЛ-4906. Цифры такого индекса определяли машину как специальную технику с полной массой от 8 до 14 т. Шестерка в конце указывала на порядковый номер проекта такого рода в списке разработок Специального конструкторского бюро.

Вместе с базовой амфибией транспортного назначения была создана пассажирская машина ЗИЛ-49061. Оба этих образца, а также еще один вездеход необычного вида вошли в состав поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490. После принятия на снабжение комплекс и его машины получили прозвище «Синяя птица».

Вид на борт и корму.Вездеходы комплекса ПЭК-490 должны были иметь максимально унифицированную конструкцию.

Машины ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 фактически отличались только оборудованием грузовой площадки в кормовой части корпуса.

В первом случае вездеход предлагалось оснастить подъемным краном и ложементом для спускаемого аппарата, во втором – закрытой пассажирской кабиной. Корпус, силовая установка, шасси и т.д. обеих машин были одинаковыми.

По опыту предыдущих проектов спасательные вездеходы-амфибии построили на основе корпуса рамной конструкции. В его основе лежала облегченная сварная алюминиевая рама, состоявшая из продольных и поперечных профилей, а также нескольких косынок и раскосов в нагруженных местах. Рама скреплялась со стеклопластиковым водоизмещающим корпусом.

Передний свес корпуса выполнили в виде изогнутого агрегата с несколькими продольными ребрами жесткости. Над колесами помещался вертикальный борт с крупными колесными арками. Задняя часть корпуса с вертикальной кормовой панелью, имела поднимающееся днище. Такая его форма была связана с необходимостью установки пары наружных гребных винтов.

Компоновка корпуса ЗИЛ-4906/49061 повторяла особенности некоторых предыдущих «космических» машин. Передняя часть корпуса отдавалась под приборный отсек и кабину экипажа. Кабина получила характерный стеклопластиковый колпак, выступающий над крышей-палубой корпуса.

За ним располагалось силовое отделение, крышка которого находилась на уровне среза бортов. Чуть более половины корпуса, в его центре и корме, предназначалось для монтажа целевого оборудования, соответствующего назначению машины. Значительная часть внутренних объемов шасси вмещала агрегаты трансмиссии.

В моторном отсеке корпуса помещался переработанный бензиновый двигатель ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с. Рядом с двигателем находились радиатор со средствами обдува, топливный бак и другая аппаратура. Выхлопную трубу с глушителем вывели на крышу корпуса.

Предыдущие вездеходы СКБ ЗИЛ комплектовались автоматической трансмиссией, но на этот раз решили использовать механические устройства. С двигателем соединялась пятиступенчатая коробка передач с ручным управлением.

Экипаж ЗИЛ-4906 занят погрузкой спускаемого аппарата. С коробки передач крутящий момент поступал на раздаточную коробку, при помощи которой реализовывалось т.н. бортовое распределение мощности.

Межбортовой дифференциал раздаточной коробки распределял крутящий момент на колеса разных бортов. При помощи системы карданных валов и бортовых передач обеспечивался привод всех шести колес машины.

Также от раздаточной коробки отходили валы для кормовых гребных винтов.

В проекте ЗИЛ-4906 сохранили трехосную ходовую часть с полным приводом и колесами большого диаметра. На этот раз колеса всех трех осей оснастили независимой торсионной подвеской. Передние и задние колеса были управляемыми и контролировались при помощи гидравлического усилителя.

Для улучшения маневренности рулевая система разворачивала задние колеса с некоторым запозданием относительно передних. Вновь использовались колеса с шинами большого диаметра, связанные с централизованной системой регулировки давления.

Колеса имели дисковые тормоза, размещенные внутри корпуса машины.

Для передвижения по воде вездеход получил пару гребных винтов, помещенных под кормой корпуса. Позади каждого из них находился собственный подвижный руль, обеспечивавший маневрирование. Винты и рули контролировались с рабочего места водителя.
Обе перспективные машины получили унифицированную кабину.

Экипаж размещался под общим стеклопластиковым колпаком с развитым остеклением. Доступ в кабину обеспечивался парой люков в крыше. Боковые двери отсутствовали. Для уменьшения габаритов вездехода в транспортном положении колпак мог демонтироваться.

В левой части кабины имелся пост управления водителя, оснащенный необходимыми приборами и устройствами для контроля за всеми системами машины.

Другой вариант полезной нагрузки — шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-2906.В распоряжении экипажа имелись средства навигации и связи, обеспечивавшие поиск приземлившихся космонавтов и обмен информацией.

Уже после начала серийного производства и эксплуатации техники была выполнена модернизация, предусматривавшая установку самой новой радиоэлектронной аппаратуры. Вследствие этого поисковые работы заметно упростились.

Грузовая модификация поисково-спасательной машины с обозначением ЗИЛ-4906 имела открытую кормовую площадку с некоторым целевым оборудованием. Для перевозки спускаемого аппарата на грузовой площадке помещался ложемент соответствующей конфигурации.

Также имелся набор строп для фиксации подобного груза на своем месте. При необходимости вездеход-грузовик мог брать на борт и другие объекты. К примеру, именно с его помощью планировалось транспортировать шнекороторный снегоболотоход, включенный в комплекс ПЭК-490.

Перед кузовом и позади него на амфибии ЗИЛ-4906 помещались опорные устройства двухбалочного подъемного крана, выводимого на левый борт. При помощи стрел, балки с крюком и другого оснащения экипаж мог погрузить на борт машины космический аппарат или иной груз. На общем основании со стрелами устанавливались откидные опоры-домкраты, стабилизировавшие вездеход во время погрузки.

Серийный вездеход ЗИЛ-49061. Унифицированная амфибия ЗИЛ-49061 имела иное оснащение. Всю заднюю половину ее корпуса занимал закрытый пассажирский салон, закрытый стеклопластиковым колпаком больших размеров.

В бортах салона имелось несколько крупных окон. Доступ внутрь обеспечивался люком в невысокой передней стенке, ведущим на крышу-палубу моторного отсека, и задней дверью.

В связи с большой высотой вездехода рядом с этой дверью предусматривалась откидная лесенка.

Вдоль бортов салона помещалось несколько диванов складной конструкции, на которых можно было разместить команду спасателей и эвакуируемых космонавтов. Так, при трех лежачих пассажирах четыре человека могли сидеть.

В распоряжении экипажа имелось разнообразное снаряжение для работы в разных условиях, медицинское оснащение, шанцевый инструмент и т.д. Комфортные условия в кабине и салоне обеспечивались отопителями и кондиционерами.

Запас воды и продовольствия позволял космонавтам и спасателям работать на удалении от баз в течение нескольких суток.

Интерьер пассажирской машины.В ходе разработки проектов ЗИЛ-4906/49061 специалисты СКБ ЗИЛ создали новый вариант окраски техники. Предыдущие поисково-эвакуационные машины получали яркую окраску в красно-оранжевых тонах, которая не давала им затеряться на фоне снега.

Новые амфибии, с учетом возможной эксплуатации в самых разных регионах и на различных ландшафтах, решили красить иначе. Машины должны были иметь ярко-синий цвет, обеспечивающий хорошую видимость на снегу, в полях, в пустынях и т.д.

Именно из-за такой цветовой схемы вездеходы получили прозвище «Синяя птица».

Вездеходы комплекса ПЭК-490 имели схожие габариты и показатели массы. Длина обеих машин составляла 9,25 м, ширина – 2,48 м, высота – менее 2,6 м. Колесная база – 4,8 м при промежутках по 2,4 м. Колея – 2 м.

Конструкция трансмиссии позволила получить дорожный просвет на уровне 544 мм. Снаряженная масса незначительно превышала 8,3 т. Полная масса со всей допустимой полезной нагрузкой не превышала 9,3-9,4 т. По шоссе амфибии могли ездить со скоростью до 75 км/ч.

Максимальная скорость на воде ограничивалась 8 км/ч.

Использование всех основных наработок по предыдущим проектам привело к примечательным результатам. Объединяя в себе идеи и решения ряда предыдущих опытных и серийных машин, вездеходы ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 могли преодолевать самые разные препятствия, плавать и решать все поставленные задачи.

Впрочем, для проверки реальных возможностей техника должна была пройти испытания.
Первые опытные образцы новых моделей появились в середине 1975 года. Машины с неофициальными прозвищами «Кран» и «Салон» планировалось проверить в самых разных условиях, где могла понадобиться их помощь.

Несколько следующих лет ушли на испытания готовых вездеходов, совершенствование конструкции и изучение особенностей их применения в реальных операциях. На практике было подтверждено, что предложенный облик специальной спасательной машины полностью соответствует предъявляемым требованиям и решаемым задачам.

В то же время, некоторые особенности техники не устраивали создателей и заказчика, из-за чего требовались доработки.

К сожалению, Специальному конструкторскому бюро ЗИЛ пришлось завершать доводку амфибий ЗИЛ-4906 уже без В.А. Грачева. Главный конструктор многочисленных вездеходов и автор самых смелых идей ушел из жизни 24 декабря 1978 года. Комплекс ПЭК-490 «Синяя птица» стал последним крупным проектом, реализованным под его руководством.

Впрочем, оставшись без руководителя, специалисты конструкторского бюро продолжили работу и завершили все его начинания.
В 1981 году новый поисково-эвакуационный комплекс в составе грузового вездехода ЗИЛ-4906, пассажирской машины ЗИЛ-49061 и шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-2906 был принят на снабжение Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР.

Вскоре начался мелкосерийный выпуск новой техники.

До конца существования Советского Союза – примерно за 10 лет – московский автозавод им. Лихачева успел построить около трех десятков вездеходов комплекса «490». Было изготовлено и передано заказчику 12 машин с подъемными кранами, 14 «Салонов» и 5 шнекороторных вездеходов. В тот период вся эта техника поставлялась только Единой поисково-спасательной службе.

Серийным «Синим птицам» неоднократно приходилось участвовать в спасательных операциях. Прежде всего, их задачей являлся поиск спускаемых аппаратов с космонавтами на борту. Обнаружив место посадки, экипажи вездеходов могли вывезти людей и технику.

Также имеются сведения об эксплуатации ПЭК-490 за рамками космической программы – при поиске мест крушения авиационной техники.

«Синие птицы» на учениях, март 2017 г.Уже после начала эксплуатации серийной техники, в 1983 году, исходный проект ЗИЛ-4906/49061 был доработан с заменой части оборудования. Так, был создан новый транспортер ЗИЛ-49062. Он отличался усиленной рамой и доработанной рулевой системой. Улучшилась система охлаждения двигателя и появился новый гребной винт.

Позже, после проведения некоторых испытаний испытаний, опытная машина в порядке эксперимента получила двигатель ЗИЛ-550 с турбонаддувом, развивавший мощность до 150 л.с. На ней также испытывался подъемный кран-манипулятор с одной стрелой, по своим характеристикам не уступавший серийному изделию.

Опорно-поворотное устройство такого крана находилось в корме корпуса.

В 1985 году машина типа «Салон» в ходе дальнейшего развития получила новую навигационную аппаратуру и более современные системы связи. Также пассажирскую кабину оснастили более эффективным климатическим оборудованием.

Такой вариант вездехода назвали ЗИЛ-49065. В улучшенной версии амфибия могла быстрее и эффективнее искать космонавтов, а также обеспечивать больший комфорт для экипажа и пассажиров.

Вместимость кабины и грузоподъемность при этом не поменялись.

Процесс выгрузки шнекохода.Опытные образцы вездеходов ЗИЛ-49062 и ЗИЛ-49065 прошли испытания и подтвердили расчетные характеристики. Их не рекомендовали к серийному производству и эксплуатации, но основные идеи проектов не пропали.

Уже в 1986 году некоторые наработки по проектам модернизации были внедрены в конструкцию исходных машин ЗИЛ-4906/49061. Таким образом, новые серийные «Синие птицы» сочетали в себе черты техники базовой и модернизированной версий.

После развала СССР Завод им. Лихачева, как и многие другие отечественные предприятия, столкнулся с различными проблемами. Одним из результатов этого стало преобразование СКБ ЗИЛ в отдельное предприятие. Новая компания была названа «Вездеход ГВА» (Грачев Виталий Андреевич).

Уже в качестве независимой организации бывшее Специальное конструкторское бюро продолжило выпуск «космической» техники.

Интерес к машинам комплекса ПЭК-490 проявили министерство по чрезвычайным ситуациям, структуры вооруженных сил и даже одна из компаний добывающей промышленности.

Кран в работе. По известным данным, новые заказы на специальную технику позволили довести общую численность «Синих птиц» до 40-50 единиц. Большая часть этих машин до сих пор остается в эксплуатации и решает поставленные задачи.

Впрочем, имеются и исключения. Так, один из серийных пассажирских вездеходов-амфибий несколько лет назад стал экспонатом Государственного военно-технического музея в подмосковном с. Ивановское.

Читайте также:  Рт-2пм тополь

Эта машина сохранила белую окраску с трехцветными полосами, говорящую о ее службе в МЧС.

В конце восьмидесятых годов были приняты меры по увеличению срока службы серийной техники. За счет тех или иных работ предлагалось увеличить ресурс вездеходов с изначально назначенных 10 до 20 лет.

Эти предложения привели к желаемым результатам, благодаря чему машины ЗИЛ-4906 до сих пор остаются на снабжении и решают поставленные задачи. По мере необходимости они проходят ремонт и модернизацию.

К примеру, в середине двухтысячных годов началось оснащение «Синих птиц» современной аппаратурой спутниковой навигации.

Большая часть вездеходов ЗИЛ-4906 и их модификаций, несмотря на солидный возраст, до сих пор остается в эксплуатации и решает возлагаемые на них задачи. Следует отметить, что замена этой технике в контексте поисково-спасательных операций в интересах космонавтики пока отсутствует.

Этому есть несколько объяснений. Главное из них – имеющаяся техника полностью отвечает актуальным требованиям и способна решать все поставленные задачи. Если принять во внимание сроки эксплуатации специальной техники от Завода им.

Лихачева, то можно утверждать, что комплекс «Синяя птица» оказался самой успешной разработкой в своей области.

Источник: http://eraavto.ru/poiskovo-evakuacionnye-vezdexody-semejstva-zil-4906-sinyaya-ptica/

Вездеход ЗИЛ-4906 «Синяя птица» — фото, видео, технические характеристики

Мало кто знает о существовании «специального конструкторского бюро», которое осуществляет свою деятельность под патронажем завода ЗИЛ.

Пожалуй, самым грандиозным проектом «СКБ ЗИЛ» было создание поисково-спасательного комплекса «Синяя птица».

Модель проекта имела название «ЗИЛ-4906» и была последним проектом, реализованным в СКБ при жизни Виталия Андреевича Грачёва – основателя и руководителя бюро. Весь модельный ряд ЗИЛ.

История вездехода

В далекие 60-е годы прошлого века в рассвет космического бума появилась потребность в специализированной технике, которая могла доставлять космонавтов из любой местности после приземления. В 1965 году экипаж ракеты «Восход-2» в составе Павла Беляева и Алексея Леонова отправился на орбиту.

Выполнение задач, поставленных перед Леоновым проходило с осложнениями. Так, мало того, при возвращении на Землю отказала автоматика, и Беляеву ничего не оставалось, как направлять спускаемый модуль вручную. В результате вместо привычной казахстанской степи экипаж приземлился в тайге под Пермью.

Вытащить людей из непролазных дебрей было попросту нечем. Измотанные перегрузками космонавты были вынуждены встать на лыжи и двое суток жить в лесу, пробираясь по глубокому снегу к поляне, с которой их забрал вертолет.

После этого случая Сергей Павлович Королёв и обратился в СКБ ЗИЛ к Грачёву с просьбой разработать машину, которая не просто имела бы высокую проходимость, а проходила бы вообще везде, даже сквозь тайгу по двухметровому снегу.

ЗИЛ-4906 вид сбоку

Долгие годы шла разработка автомобиля-вездехода. Решалось не мало вопросов, связанных с выбором рабочих элементом и деталей машины для ее максимальной эффективности. До того времени завод имени Лихачева уже производил машины типа шнекороторный снегоход – ЗИЛ-4904.

Проблема была в том, что такие авто не приспособлены к твердой поверхности, и в пути за космонавтами это могло создать трудности. Нужно было придумывать что-то более универсальное. Параллельно развивалась и тема колесного вездехода, как наиболее простого, надежного и неприхотливого.

Именно в те годы формировалась знаменитая грачёвская школа конструирования вездеходов, предполагавшая принципы: минимальный вес, шины максимально возможного размера, наибольший дорожный просвет, система централизованного изменения давления в шинах, нецентральные колесные редукторы, бортовой блокированный привод всех колес, передние и задние поворотные колеса, независимая торсионная подвеска, герметичные тормоза, бензиновый двигатель, максимальный динамический фактор, сверхнизкая устойчивая скорость. В общем всё, что нужно для вездехода.

ЗИЛ-4906 вид спереди

Почти все вездеходы СКБ были амфибиями, скорость на воде у некоторых из них превышала 15 км/ч. Именно «грачёвцы» первыми в мире придумали нагнетать воздух в агрегаты, оказывающиеся под водой для полной их герметизации. За границей к такому решению придут только десятилетие спустя.

И вот под началом Грачёва построен ПЭУ-1 — поисково-эвакуационная установка, представлявшая собой 6-колесный амфибийный вездеход с легкой стальной рамой, корпусом из стеклопластика.

Машина, с легкостью преодолевавшая двухметровые рвы, превзошла все ожидания заказчика, но из-за внутренних разногласий на ЗИЛе в серию так и не пошла.

Кабина и кузов

Пассажирская модификация «ЗИЛ-49061» вмещала 4 человек в кабине, имела 4 сиденья и 3 пары носилок в салоне, ведь именно 3 человека было в экипажах кораблей «Восток» и «Союз».

Отсек был оснащен медицинским оборудованием, отсеками для провианта, модернизированной климатической установкой и мог обеспечить полностью автономное пребывание людей в течение 3 суток.

Рабочие места водителя и трех членов экипажа располагались во встроенной в корпус рубке (кабине) экипажа, в которой также находились контрольно-измерительные приборы, радиокомпас и навигационная аппаратура. Сверху рубка закрывалась съемным колпаком.

Для посадки и высадки экипажа в крыше колпака были предусмотрены два люка с крышками. Ветровые стекла колпака оснащались трехщеточным пневматическим стеклоочистителем и электрическим омывателем стекол с ручным включением.

Вездеход ЗИЛ-4906

Сиденье водителя — полужесткого типа, анатомического профиля, регулировалось по росту водителя и углу наклона спинки. Для облегчения посадки и высадки экипажа через люки колпака кабины спинку сиденья водителя и правую спинку сиденья экипажа выполнили откидными. Сиденье членов экипажа могло откидываться вперед.

Двухместная спинка также откидывалась вперед, открывая доступ в багажник. Внутренняя полость спинки в откинутом положении могла служить в качестве стола. Рабочие места водителя и членов экипажа были оборудованы ремнями безопасности «Норма».

В пассажирском варианте в задней части водоизмещающего корпуса был встроен салон, предназначенный для размещения и обслуживания трех пассажиров и трех врачей. Для сообщения с рубкой в пассажирском салоне имелось радиопереговорное устройство (РПУ). Пол кабины был покрыт шерстяным или резиновым ковром. Посадка в салон производилась через дверь в задней стенке.

На плаву для входа в пассажирский салон использовался передний люк-лаз. Для погрузки носилок в задней стенке салона выполнили специальный люк-лаз.

Фотография ЗИЛ-4906

Остекление салона состояло из десяти глухих безопасных закаленных стекол. В темное время суток салон освещался двенадцатью плафонами.

В пассажирском салоне, кроме зависимой системы отопления, состоящей из двух воздушно-жидкостных отопителей, использующих тепло системы охлаждения двигателя, был установлен независимый воздушный отопитель и кондиционер.

Техническое задание предписывало возможность переброски машин на самолетах Ил-76 и Ан-12 и вертолетах Ми-6 и Ми-26. В угоду этому конструкторы не только «вписали» вездеход в максимально компактные габариты (9250х2480х2537 мм), но и сделали съемным остекленный колпак кабины.

А вот задний свес по сравнению с прототипом вырос — это позволило увеличить пассажирский отсек у ЗИЛ-49061 и нормально разместить двухбалочную стрелу манипулятора на грузовой площадке ЗИЛ-4906.

Технические характеристики

Двигатель

Тип двигателя ЗИЛ-375
Мощность 180 л. с. / 110 кВт
Количество цилиндров 8
Расположение цилиндров Продольно V-образно под углом 90о
Рабочий объем 6 л
Степень сжатия 6,5
Скорость на земле 75 км/ч
Скорость по воде 9 км/ч
Максимальный крутящий момент 402 Ньютон метра
Максимальный расход топлива 40 л на 100 км
Вид топлива Бензин
Трансмиссия
Коробка передач ЗИЛ-130
Тип КПП Гидромеханика
Количество ступеней 10
Сцепление Двухдисковое сухое
Передаточные числа 1 7,44
2 4,10
3 2,29
4 1,47
5 1,0
Задний ход 7,9
Ступени раздаточной коробки 2
Передаточные числа раздаточной коробки 1 3,02
2 1,05
Бортовая передача Одноступенчатая коническая

Раздаточная коробка с межбортовым дифференциалом объединена в один корпус с демультипликатором, отвечающим за пониженный ряд.

Ходовая. Все три оси получили независимую торсионную подвеску. Управляемые колеса — передние и задние, причем гидрообъемный рулевой механизм обеспечивает запаздывание поворота задних колес и автоматическую коррекцию этого запаздывания для улучшения управляемости. Давление в шинах регулируется с места водителя.

Для движения по воде вместо водомета применили пару гребных винтов с надежным приводом от «раздатки». В основе колесных вездеходов комплекса «Синяя птица» — рама из алюминиевых профилей, на которую установлен стеклопластиковый корпус.

Поворот амфибии осуществлялся передними и задними управляемыми колесами, а при движении на плаву — управляемыми колесами и водяными рулями.

ЗИЛ-4906 «Синяя птица»

Для повышения курсовой устойчивости поворот машины при больших радиусах поворота производился с помощью только передних колес при заблокированных задних. Поворот задних колес начинался после поворота передних на угол 5 в любую сторону.

Максимальные углы поворота внутренних и наружных управляемых колес были одинаковыми и составляли, соответственно, 20 и 17. На первых машинах был установлен гидрообъемный механизм управления задними управляемыми колесами без жесткой кинематической связи с передними.

Однако, практика показала, что механизм с жесткой механической связью более надежен в эксплуатации, и поэтому в дальнейшем вернулись именно к нему.

Габариты
Высота 2 944 мм
Длина 9 220 мм
Ширина 2 480 мм
Ширина с поплавками 3 900 мм
Длина грузового отсека 4 900 мм
Клиренс 590 мм
Колесная формула 6х6
Ширина колеи 2 000 мм
Шины 16.00-20 мод. И-159
Грузовые характеристики
Снаряженная масса 8 660 кг
Грузоподъемность 3 534 кг
Масса при полной загрузке 11 810 кг
Распределение массы по осям Передняя 3 860 кг
Средняя 3 860 кг
Задняя 4 090 кг

Модификации

ПЭУ-1 было построено всего 13 единиц, а в 1969-м в СКБ создали многоцелевой армейский плавающий автомобиль ЗИЛ-132А, построенный на той же элементной базе, но с более простой механической коробкой передач.

Та машина, увы, вообще осталась изготовленной в единственном экземпляре — кстати, как и последовавшая в 1970 году ПЭУ-2. Однако вторая попытка создания поисково-эвакуационной установки впечатляет по сей день.

Главной особенностью модификации была ее легкость и огромные размеры: длина — 11,7; ширина — 3,3; высота — 3 метра.

Именно эта, самая крупная комбинированная поисковая машина ПЭУ-2 (ЗИЛ-5901), появившаяся весной 1970 года, имела пару задних двигателей ЗИЛ-375 общей мощностью 360 л. с. Такой запас сил позволял машине развивать скорость на земле до 73 км/ч, на воде — до 10 км/ч и могла перевезти 10 человек.

Фотография ЗИЛ ПЭУ-1

Именно эта, самая крупная комбинированная поисковая машина ПЭУ-2 (ЗИЛ-5901), появившаяся весной 1970 года, имела пару задних двигателей ЗИЛ-375 общей мощностью 360 л. с.

Такой запас сил позволял машине развивать скорость на земле до 73 км/ч, на воде — до 10 км/ч и могла перевезти 10 человек. Проходимости добавляла еще одна идея конструкторов.

Огромные колеса имели диски из стеклопластика — по замыслу создателей, вездеход на высоких и легких колесах смог бы преодолевать препятствия из снега с легкостью передвижения лося по занесенным пургой полям.

На шасси также имелись салон для экипажа и платформа для спускаемого аппарата, который перегружала боковая крановая система. К сожалению, при двукратном повышении мощности, вместе с проходимостью и скоростью амфибии увеличились весовые и габаритные параметры, не позволявшие доставлять ее воздушным транспортом.

ЗИЛ ПЭУ-2

В кабине стояли два отопителя от ЗИЛ-130, в салоне — четыре от автобуса ЗИЛ-158, а также кондиционер от лимузина ЗИЛ-114 и дровяная печь на экстренный случай, если эвакуация затянется и перейдет в зимовку.

Машина успешно прошла всевозможные испытания, но для любой поездки по дорогам общего пользования на ПЭУ-2 требовалось специальное разрешение ГАИ, а кроме того, она не входила в грузовой отсек военно-транспортного самолета.

В целом стало понятно, что такая огромная машина при всех плюсах комфорта, автономности и почти абсолютной вездеходности для поисково-спасательных операций не очень годится.

Виды ЗИЛ-4906:

  1. ЗИЛ-4906 «Кран» – грузовик. Главной задачей этой модификации была транспортировка мини-шнекоротора;
  2. ЗИЛ-49061 «Салон» — пассажирский вездеход.

Таким образом был создан «Комплекс-490», в который вошли три машины — пара маневренных колесных вездеходов и легкий «шнек». Все три единицы комплекса были оснащены новейшим радиолокационным оборудованием и могли осуществлять постоянную связь между собой, наземной базой, транспортным самолетом и приземлившимся экипажем.

Комплекс обеспечивал стопроцентное обнаружение места посадки и позволял добраться к нему, где бы оно не находилось. А свое название «Синяя птица» комплекс получил в силу того, что все вездеходы в СКБ Грачёва красили в яркие цвета, чтобы их лучше было видно на местности.

Для «Комплекса-490» выбрали синий, ну а «птица» в названии появилась, очевидно, в силу небесно-космической тематики.

Подводим итоги

Говорят, директор завода П.Д. Бородин не слишком-то жаловал Грачёва, который имел большие связи в автопроме, армии и правительстве.

Грачёв с легкостью мог попросить металлургов создать специально для нужд СКБ особенный сплав, договориться об изготовлении комплектующих на авиационном заводе или проведении совместных с авиаторами тестов. У Бородина, со своей стороны, была должность директора и производственный план.

Поэтому, когда возник вопрос о возможности выпуска 30 экземпляров ПЭУ-1 для космонавтов, и выскочка Грачёв пришел к Бородину с просьбой дать проекту зеленый свет, директор завода отказал.

Фотография вездехода ЗИЛ-4906

Официально на ЗИЛе не нашлось ресурсов под выпуск этой техники.

Несмотря на это, комплекс «Синяя птица» все равно был выпущен и поступил на вооружение спасателей в 1981 году. В течение десяти лет было построено 12 грузовых, 14 пассажирских и 5 шнекороторных машин.

Но и с распадом Советского Союза ЗИЛ-4906 не ушёл на покой, а остался на службе у спасательных отрядов МЧС.

Советуем Вам прочитать статью: ЗиЛ – история автогиганта

ЗИЛ-4906 фото

Источник: http://all-auto.org/888-zil-4906.html

Тест-драйв ЗИЛ-49061 «Синяя Птица» — Колеса.ру

Буду краток: “Синяя птица” – это лучший ЗиЛ, на котором мне когда-либо приходилось ездить. И пусть попасть в него можно только через крышу, но оно того стоит.

Глядя на этот автомобиль снаружи, я чувствовал что-то вроде суеверного трепета: вдруг эта огромная снаружи машина, которая позаимствовала агрегаты массового советского грузовика, окажется на ходу неповоротливым, вяло ползущим чудовищем с жуткой эргономикой, неуправляемым и жутко неудобным? Вот это было бы разочарованием, хотя и несколько ожидаемым. Но нет! Наверное, Нильс, летевший в Лапландию на спине гуся, не испытал такого восторга от своей птички. Ну всё, хватит эмоций. Нахмурим чело и посмотрим, что это за машина.

Читайте также:  10 советов по оформлению контрастной акцентной стены в интерьере + фото

Многие, наверное, знают, что ЗиЛ-49061 был создан для поиска и дальнейшей перевозки спускаемых аппаратов (СА или «капсул»), которые нужны для возвращения космонавтов на Землю после полёта.

Одним из стимулов к созданию таких машин стала неприятная ситуация, к в которую попали космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов в 1965 году. После спуска в глухой пермской тайге им пришлось два дня топать на лыжах к специально вырубленной лесниками делянке, где их смог забрать вертолёт.

И это — после сложного полёта, в котором Леонов первым в истории побывал в открытом космосе.

В 1966 году была выпущена машина первого поколения ПЭУ-1 (поисково-эвакуационная установка), оборудованная краном и платформой для перевозки спускаемого аппарата. А в 1972 году была сделана ПЭУ-1М, кузов которой был пассажирским и приспособленным именно для перевозки людей, а не СА.

На фото: ЗиЛ ПЭУ-1 ‘1966–73

На фото: ЗиЛ ПЭУ-1М ‘1972–79

Первый прототип машин второго поколения ПЭМ был готов ещё в 1971 году, но производство началось в 1975-м.

И опять это была не одна машина, а комплекс из трёх: наш ЗиЛ-49061 назывался ПЭМ-1 и был пассажирским, ЗиЛ-4906 — это ПЭМ-2 (у него вместо кузова-салона стоял кран и ложемент под “капсулу”), а третья машина в составе комплекса КПЭМ — это вездеход со шнековым движителем ПЭМ-3 (ЗиЛ-29061).

Почему колёсные машины получили прозвища “Синяя птица” — доподлинно неизвестно, но это название, конечно, гораздо лиричнее прозаического ЗиЛ-4906, поэтому просим вашего позволения иногда называть ПЭМ-1 “Птицей”. Ну, красиво же, ей-богу!

На фото: ЗиЛ-4906 Синяя Птица ‘1975–91

Утверждение, что КПЭМ выезжают на место посадки своим ходом, ошибочно. Они базируются (всего сейчас их десять единиц 4906 и 49061) под Челябинском, а на место предполагаемой посадки их перевозят самолётом АН-12. И уже на месте приземления СА начинается их работа.

Шестилапые

Начнём, пожалуй, с того, почему у машины шесть колёс, и как они работают.

Задача перед конструкторами стояла сложная: нужно было сделать не только проходимый автомобиль, но ещё и плавающий. Причём достаточно лёгкий, но вместительный.

Огромные колёса с шинами И-159 и системой централизованной подкачки обеспечивают плавучесть, хотя, конечно, основное водоизмещение даёт кузов-лодка, сделанный из стеклопластика.

Шесть колёс позволяют ездить по пересечённой местности, а возможность их стравить — по грунтам, не выдерживающим большое удельное давление.

Так как габариты машины несколько поражают воображение (особенно длина в девять метров), то управляемыми пришлось делать колёса передней и задней осей. Отметим интересную особенность нашей машины: у неё в рулевом управлении нет жёсткой механической связи между передними и задними колёсами. А вот на более поздних машинах для устранения рассинхронизации углов поворота тяги всё-таки проложили.

Теперь перейдём к ещё более интересному вопросу: как все эти колёса крутятся? То есть, к трансмиссии.

Двигатель

Коробка передач тут стоит практически такая же, как у ЗиЛ-130. Отличия — в удлинённом вале под двухдисковое сцепление активного автопоезда ЗиЛ-137 с колёсной формулой 10х10. А вот всё после КПП — уникальное, сделанное специально для ПЭМ.

Здесь стоит бортовой блокированный привод всех колес, то есть, все три колеса одного борта всегда вращаются вместе, приводимые в действие карданами. Вполне очевидно, что блокировка тут может быть только одна — межбортового дифференциала.

Единственный планетарный дифференциал в раздаточной коробке нужен для блокировки, обеспечивающей одинаковую скорость вращения всех шести колёс при сложных дорожных условиях. Ну и, конечно, есть у ЗиЛа и колёсные редукторы.

А что там с двигателем? Наверняка у этого монстра где-то внутри стоит мотор, вызывающий потоки завистливых слёз Безумного Макса? А вот и нет. В ПЭМ-1 работает практически обычный V8 ЗиЛ-130 мощностью 150 л.с. Правда, собирали моторы для “Птицы” не на конвейере.

В процессе сборки конвейерных моторов отдельно обрабатывают картер сцепления и блок, а для моторов ПЭМ добавили ещё одну операцию — совместную обработку картера сцепления и блока с одновременной проверкой их на соосность.

Кроме того, сам “колокол” здесь тоже не от ЗиЛа-130, а от всё того же ЗиЛа-137.

И ещё одно отличие — в приводе спидометра. Тут есть выход для датчика тахометра, которого нет на ЗиЛ-130. Впрочем, это — всё то немногое, что отличает серийный мотор от мотора “Синей птицы”.

Кузов машины, как я уже говорил, сделан из стеклопластика. Для зиловцев этот материал к середине 60-х был уже знаком, так что кузов получился очень неплохим. Правда, сегодня он утратил часть своих свойств. Он просто-напросто постарел.

К сожалению, с возрастом эпоксидная смола, соединяющая многочисленные слои кузова, утратила эластичность. И если на испытаниях кузов ЗиЛа легко и непринуждённо валил деревья в руку толщиной, то сегодня кузов приходится беречь.

Впрочем, беречь “Синюю” птицу” — вещь обязательная в любом случае.

Интересно сделано крыло, которое идёт вдоль борта. Оно откидное. Его трудно сломать в кустах или лесу, но на воде его можно откинуть, и тогда получается мостик, по которому можно пройти вдоль всего борта. А вот пока они висят, как на фотографиях, они закрывают доступ к двум бензобакам, расположенным симметрично по обоим бортам.

А вот однозначного ответа на вопрос, зачем сзади висит баллон с азотом, получить не удалось. Наиболее распространённая версия — для продувки систем спускаемого аппарата после его посадки.

Сзади у “Птицы” виднеется разъём для подключения электрики прицепа. Он типично авиационный, не такой, какие стояли на автомобилях. С авиацией ЗиЛ роднят и антенны-плавники.

А теперь давайте залезем на крышу. И не потому, что хотим гонять голубей, а потому что иначе нам в кабину просто не попасть: дверь есть только в заднем модуле, изолированном от кабины экипажа.

Я точно знаю, что некоторые водители не очень высоко ценят удобство посадки в бескапотные кабины грузовиков. По сравнению с удобством попадания в кабину “Синей птицы” все эти бескапотники — просто ложа театра.

Тут надо сначала по колесу забраться на платформу позади кабины, с неё — на крышу, а уж оттуда через люк “провалиться” на сиденье водителя или пассажиров. А тем временем высота кабины — почти три метра.

Понятно, что машина рассчитана на военных (именно так, Роскосмос и МЧС “птичками” обделили), они люди подготовленные. Гражданским туда лезть сложно. А может, и не нужно?

На крыше модуля с пассажирским салоном лежит швартовочный круг. Мало ли, вдруг СА придётся вытаскивать из воды? Вот тут при швартовке круг и поможет. А как раз между кабинами и расположен двигатель.

Доступ к нему тоже организован здесь же. И он вполне удобен, что радует.

Больше тут смотреть нечего, но прежде чем совать своё гражданское тельце в кабину, посмотрим, что творится у “Птицы” в пассажирском салоне.

В утробе “Синей птицы”

Чтобы попасть в салон, нужно откинуть лестницу, закреплённую на задней стенке кузова. Поднявшись в отсек, захлопываем отпавшую от удивления челюсть и начинаем разбираться в этом богатстве.

В общем-то, тут есть всё не только для короткой поездки, но и для довольно длительного путешествия. И, конечно, для оказания первой помощи. Даже капельницы, висящие на потолке, тут есть во всей своей стеклянной красе.

Из видимых красот — переговорное устройство с кабиной экипажа, собственные отопитель и кондиционер, вполне удобные сиденья и шторки на окошках. Красиво и даже уютно (ещё бы фикус на подоконник, эх!).

Основная масса снаряжения находится под сиденьями. Тут лежат запас медикаментов, комплект медицинских шин, лётное зимнее обмундирование, носилки, грелки, термосы, запас воды, поильники и многое другое.

Здесь с удобством могут разместиться семь человек. Но нам тут неинтересно, нам хочется за руль.

Поэтому вылезаем из салона, прыгаем по колёсам и просовываемся в кабину экипажа (который, кстати, должен состоять из трёх человек).

Большую часть приборной панели занимают коротковолновые и ультракоротковолновые радиостанции, радиокомпасы и другие системы радионавигационного комплекса. Мы в них ковыряться не будем: нам интересна сама машина (а если честно, мы в них просто не разбираемся).

И всё же отмечу, что у нас тут стоит ранний образец техники, на более поздних машинах радионавигационное оборудование другое, а экипаж “Птицы” может свободно поддерживать связь и с другими машинами ПЭМ, и с вертолётами, и с самими космонавтами.

Но давайте пересядем на место водителя.

Кресло водителя отдельное, но на диване рядом могут спокойно сидеть два человека, а при желании — и три. Между сиденьями стоит рычаг КПП, который так же, как и руль, напоминает о “зиловском” происхождении амфибии. Но посадка вполне удобная.

Вообще рабочее место водителя получилось удивительно комфортным, таким непохожим на всё, что было создано сумрачным гением советского грузового автомобилестроения (взять тот же ГАЗ-52). Если не брать в расчёт специфику управления оборудованием машины, всё в кабине покажется знакомым любому, кто водил советский полноприводный грузовой автомобиль. Ну, например, ЗиЛ-131.

Да и приборы знакомы, разве что тормозная система гидравлическая, поэтому центральные места на приборке занимают не манометры пневматических контуров тормозов, а спидометр и манометр давления воздуха в шинах.

Остальное — классика жанра: амперметр, указатель уровень топлива, давление масла в двигателе, температура охлаждающей жидкости и тахометр. Сигнальные лампочки показывают включение света, блокировку дифференциала, включение пониженного ряда раздаточной коробки.

Ну, а теперь вытираем вспотевшие ладошки и щёлкаем два тумблера слева от рулевой колонки: выключатель “массы” и зажигание. Запускаем двигатель и — вперёд, «на поиски космонавтов».

Птица высокого полёта

В кабине “Птицы” кажется тише, чем в обычном ЗиЛ-130 или ЗиЛ-131. Наверное, из-за того, что мотор стоит за спиной. Но это ещё не всё. Сейчас я буду делать то, чего никогда раньше за всю карьеру не делал: лить патоку и пускать слюни на отечественную машину.

Мне впервые не пришлось смотреть под ноги, примеряясь к педалям. Они стоят именно там, где должны стоять. Их высота, взаимное расположение и даже адекватность усилий на них идеальны, как попа молодой Дженнифер Лопес.

Трогаемся с первой передачи, а дальше едем почти как на легковом автомобиле.

Тут не надо постоянно топтать педаль сцепления (коробка синхронизированная) и даже не нужно напрягать руки при повороте руля: ГУР справляется с работой отлично.

Но самое интересное — это ощущение от работы независимой торсионной подвески. В вездеходах всегда трясёт, это практически неизбежно — и в больших, и в маленьких.

Но тут при езде по просёлку я почувствовал, как боженька взял меня на руки и несёт по облачкам.

Конечно, на бездорожье скорость скинуть придётся (хотя бы просто потому, что жалко из-за своих глупых амбиций гонять эту замечательную машину), да и техника езды там не предусматривает дрэг-рейсинга. Но на то оно и бездорожье.

На асфальте же набрать максимальную скорость в 75 км/ч не составляет вообще никакого труда, причём машина, масса которой больше девяти тонн, со скромным вроде бы мотором в 150 л.с. великолепно слушается руля, адекватно реагирует на педаль газа и тормоза. Хотя, конечно, на дороге больше приходится тормозить двигателем, но это, опять же, нормально для тяжёлой внедорожной техники.

Полетав на “птичке” по дорогам и полям Подмосковья, нечаянно загоняю себя в сложную ситуацию: тупик с небольшой дорожкой вправо под большим уклоном вниз. Тут надо развернуться. Владелец амфибии, сидящий рядом, спрашивает:

— Сами справитесь? Может, я?

Я понимаю его переживания. На его месте я бы вообще никого не пустил за руль такого чуда. Но перекладывать трудности на чужие плечи — не в моих правилах (вообще-то, в моих, но в тот раз было интересно).

Разворот в очень ограниченном пространстве на этом ЗиЛе мне казался ещё более отчаянным манёвром, чем прослеживание взглядом проходящей мимо девочки в короткой юбке в присутствии жены. То есть, смертельно опасным.

И всё же сворачиваем направо, опустив кабину вездехода круто вниз. Теперь надо тронуться назад, не откатившись под уклон вперёд. Машина настолько легка в управлении, что сделать это удаётся чрезвычайно легко.

Мало того: прекрасный обзор в зеркала и в передние и боковые стёкла с хорошо читаемыми габаритами позволяет сделать это без разрушения забора, стоящего в опасной близости.

Ей-богу, тот, кто отвечал за управляемость и обзорность — чёртов гений! По-моему, на Lexus LX 450d привыкнуть к габаритам мне было намного сложнее.

* * *

Удивительно, но эти машины служат до сих пор. С момента выпуска последней амфибии прошло уже 27 лет, а ПЭМ-1 и ПЭМ-2 ещё работают. ПЭМ-3 практически не используют, но тоже поддерживают в рабочем состоянии.

А теперь представьте, каким запасом прочности обладают эти машины! И те люди, которые обязаны сохранять их работоспособность даже несмотря на то, что завода ЗиЛ не существует уже много лет.

Они заслуживают не меньшего уважения, чем сами амфибии и их конструкторы.

В общем, срочно собирайте манатки и дуйте в космос. Чёрт с ними, с этими перигеями-апогеями, главное — покататься после возвращения на “Синей птице”. Это по-настоящему великолепный аккорд в космической балладе. Браво ему и, конечно же, бис.

Выражаем благодарность за предоставленную на тест-драйв машину межрегиональной общественной организации содействия изучению и эксплуатации военной техники “Военно-техническое общество”.

Источник: https://www.kolesa.ru/redkie-avtomobili/i-v-ogne-pochti-ne-gorim-test-drajv-zil-49061-sinyaya-ptitsa

Ссылка на основную публикацию