7 великолепных фильмов, снятых в годы ссср

7 великих фильмов, снятых в СССР

12 октября 1957 года состоялась премьера фильма «Летят журавли». Эта картина является единственным русским фильмом-лауреатом Каннского кинофестиваля, хотя советский кинематограф не скупился на шедевры. Вспомним 7 великих фильмов, снятых в СССР.

ЛУЧШАЯ ДРАМА. «ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ». МИХАИЛ КАЛАТОЗОВ

Это единственный советский и российский фильм, завоевавший «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале в 1958 году. Эта трагическая история двух влюбленных, которых навсегда разлучила война.

На съёмках ассистентом оператора работал Клод Лелуш, который по возвращении во Францию рекомендовал фильм к участию в конкурсной программе Каннского фестиваля. Фильм не понравился тогдашнему генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, который назвал главную героиню драмы «шлюхой».

О триумфе картины на её Родине вышла всего одна заметка в «Известиях» без фотографий и указаний режиссера и автора сценария.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ-РАЗМЫШЛЕНИЕ. «ЗЕРКАЛО». АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ.

„Зеркало“ — антимещанское кино, и поэтому у него не может не быть множества врагов. „Зеркало“ религиозно.

И конечно, непонятно массе, привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть живопись… Никаким массам искусства и не надо, а нужно совсем другое — развлечение, отдыхательное зрелище, на фоне нравоучительного „сюжета“». «Зеркало» — фильм исповедальный и глубокий.

Должное ощущение от просмотра – катарсис. Тарковский – один из немногих советских режиссеров, кто до сих пор на Западе «отвечает» за русское кино. И это не может не радовать.

ФИЛЬМ, ОКАЗАВШИЙ САМОЕ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВОЕ КИНО. «ЧЕЛОВЕК С КИНОАППАРАТОМ». ДЗИГА ВЕРТОВ

Дзига Вертов, может быть, главный изобретатель советского кино. Фильм «Человек с киноаппаратом» — одна из вершин монтажной мысли. Это огромный эксперимент, в котором из массы отснятых не связанных друг с другом сцен на монтажном столе родилось произведение искусства.

Фильм называют симфонией монтажа и сравнивают с джойсовским «Улиссом». В «Человеке с киноаппаратом» Вертов отказывается от титров, сценария, декораций и актёров, считая эти элементы не кинематографичными.

Он очищает фильм от литературы, живописи и театра, оставляет в своём арсенале исключительно средства съёмки и монтажа. И тем самым создаёт «чистое» кино.

ЛУЧШАЯ МЕЛОДРАМА. «МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ»

Говорят, перед переговорами с Михаилом Горбачевым американский президент Рейган смотрел этот фильм 5 раз! И все для того, чтобы понять «русскую душу». Хотя фильм не столько о русской душе, сколько о природе успеха советского гражданина, или гражданки, как в случае с фильмом.

«Москва слезам не верит», как известно, выиграл «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Западный зритель его понял по-разному: так, американские борцы за права женщин поняли этот фильм как феминистский.

В Советском Союзе же фильм разошёлся на цитаты и сделал совершенно бешеные сборы, хотя в успех картины до последнего момента не верил даже режиссер. Фильм казался ему слишком мелодраматичным и легковесным.

ЛУЧШИЙ БОЕВИК. «ПИРАТЫ XX ВЕКА».

Самый кассовый (по посещаемости) за всю историю советского и российского кинопроката фильм.

Секрет успеха «Пиратов» не в уникальном сюжете и не в блестящей игре актеров, а в первой демонстрации на большом советском экране приемов восточных единоборств. Фильм популяризировал каратэ, сделав его настоящим культом.

Фильм и сегодня смотрится на одном дыхании. Динамичная монтажная склейка, оптимальный хронометраж, масса трюковых сцен – советский боевик без недостатков.

ЛУЧШАЯ КОМЕДИЯ. «БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА».

«Бриллиантовая рука», экцентрическая комедия Леонида Гайдая, стала одним из самых любимых советских фильмов, конечно, не случайно. Фирменный гайдаевский юмор не смогла «убить» советская цензура. Режиссёр очень ловко ушёл от купюр спорных (по мнению цензурного комитета) сцен, использовав метод «розового слона».

В первоначальную версию фильма режиссер добавил кадры ядерного взрыва в море, и заявил, что сможет «уступить» только одну сцену. В итоге, взрыв и убрали. «Бриллиантовая рука» стала «звёздным часом для 27-и летнего Андрея Миронова, в фильме снялась вся семья Юрия Никулина, его сын сыграл мальчика «идущего по воде», а жена — экскурсовода.

В «Бриллиантовой руке» есть отсылки к фильмам о Джеймсе Бонде Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичною сцену из фильма «Живёшь только дважды». Рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая замки на входной двери отсылает к перстню на руке бондовского злодея Блофельда.

Нельзя не упомянуть также о знаменитой сцене в исполнении Светланы Светличной. Такой эротики советский зритель ещё не видел.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ УЖАСОВ. «ВИЙ»

Фильм «Вий» стал в нашем рейтинге лучшим фильмом ужасов не потому, что выбирать не из чего, хотя, стоит заметить, жанр хоррора в СССР развития не получил. Этот фильм действительно страшный. В хорошем смысле этого слова.

Главные роли в нём исполнили актёры, которых в подобном амплуа видеть по меньшей мере непривычно. Наталья Варлей, прославившаяся до этого ролью «спортсменки- комсомолки-красавицы» в «Кавказской пленнице» и Леонид Куравлёв, которого мы любим, прежде всего, за характерные комедийные роли.

Автором идеи съёмок фильма был Иван Пырьев, работу он доверил студентам Высших режиссерских курсов Константину Ершову и Григорию Кропачёву. Съёмочный процесс нельзя было назвать ровным. С актёрами и группой постоянно случалась «мистика». Это не удивительно.

Фильм снят по мотивам одноименной повести Гоголя, самого «мистического» русского писателя.
источник

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=28212

7 самых страшные фильмов СССР

Считается, что в советском кино был слабо развит жанр хоррора. Мы решили доказать обратное. Страшных фильмов в СССР снимали немало, и за основу сценариев часто брали классику литературы: от Гоголя до Александра Грина.

Нестареющая классика советского хоррора. Первый и лучший советский фильм ужасов, снятый по одноименной повести Николая Гоголя.

Главные роли в «Вие» исполнили актёры, которых в подобном амплуа видеть по меньшей мере непривычно. Наталья Варлей, прославившаяся до этого ролью «спортсменки— комсомолки-красавицы» в «Кавказской пленнице» и Леонид Куравлёв, которого мы любим, прежде всего, за характерные комедийные роли.

Автором идеи съёмок «Вия» был Иван Пырьев, работу он доверил студентам Высших режиссерских курсов Константину Ершову и Григорию Кропачёву. Съёмочный процесс нельзя было назвать ровным.

С актёрами и группой постоянно случалась «мистика», хотя, вероятно, часть легенд появилась уже позже, как часть пиар-компании советского образца.

Десять негритят

«Десять негритят» — фильм уникальный в том отношении, что только в СССР экранизация романа Агаты Кристи вышла под оригинальным названием. На Западе в названии вместо негритят были «маленькие индейцы».

Фильм Станислава Говорухина можно назвать шедевром. Великолепный актерский ансамбль (Абдулов, Зельдин, Кайдановский, Жарков, Друбич, Ромашин…), музыка, которая создает характер фильма, нагнетает отчаяние, страх и предчувствие надвигающейся беды и возмездия.

Сюжет картины практически полностью совпадает с сюжетом романа Агаты Кристи.

Десять человек под разными предлогами приглашены на Негритянский остров. Оказавшись в замке, каждый слышит записанный на пластинку смертный приговор. На столе — черные фигурки негритят, в каждой спальне — стишок на стене. «Десять негритят решили пообедать, один из них вдруг поперхнулся, и их осталось девять».

Умирает человек — исчезает фигурка негритенка…

Господин оформитель

«Господин оформитель» во время своей премьеры подавался советской прессой как первый мистический триллер, главную роль в нем исполнил Виктор Авилов, а великолепную музыку к картине написал Сергей Курёхин.

Для большой армии поклонников и первого и второго «Господин оформитель» является культовым фильмом. За основу сценария Юрием Арабовым был взят рассказ Александра Грина «Серый автомобиль».

По сюжету, художник Платон Андреевич в 1908 году ищет модель для манекена и находит девушку Анну, больную чахоткой. После того, как художник завершает работу, девушка умирает.

Через несколько лет, в 1914 году, прозябающему в бедности Платону поступает заказ от богача Грильо, чья жена оказывается как две капли воды похожа на Анну… Не будем спойлерить, рассказывая, чем все заканчивается. Этот фильм, снятый в стиле модерн, достоин просмотра.

Читайте также:  Какой деревянный пол лучше? выбираем породу дерева и тип напольного покрытия

Письма мертвого человека

Постапокалиптический триллер «Письма мертвого человека» вышел практически одновременно с Чернобыльской трагедией, что придало картине поистине жуткую актуальность. По сюжету картины из-за оплошности ракетчика, подавившегося кофе, происходит запуск ядерной ракеты и мир погружается в ядерную зиму.

Группа выживших, среди которых Нобелевский лауреат и создатель это самой бомбы доктор Ларсен, прячется в подземельях Исторического музея. Каждый из героев проводит время по-своему. Кто-то пишет роман, кто-то готовит послание потомкам, сам Ларсен пишет письма своему скорее всего погибшему другу Эрику, в которых исповедуется и пытается оправдать человечество.

Со временем группа решает переехать в более надежное укрытие — в центральный бункер, возможно навсегда, но мест на всех там не хватает и доктор Ларсен решает остаться вместе с больными детьми из приюта. В итоге сам Ларсен умирает, а дети уходят в беспросветную темноту ядерной ночи.

Дикая охота короля Стаха

В 1979 году режиссер Валерий Рубинчик снял по одноименной повести белорусского писателя Владимира Короткевича, опубликованной в 1964 году. Сюжет фильма отличается от первоисточника, в киноверсии был убран политический контекст о независимости белорусского народа, заложенный в повести Короткевича.

«Дикую охоту короля Стаха» можно назвать готическим триллером.

По сюжету, молодой фольклорист Андрей Белорецкий приезжает в белорусское Полесье, чтобы собрать народные предания и селится в поместье, хозяйка которого, Надежда Яновская, рассказывает этнографу страшную легенду окороле Стахе, устраивающем время от времени охоту на старинный род, последней представительницей которого она является. Белорецкий решает помочь Яновской.

Фильм сегодняшнему зрителю, испорченному клиповым восприятием, может показать затянутым и даже скучным, но именно эта напряженная неторопливость, депрессивный саундтрек, гипертрофированная замедленность движений и вызывают эффект, который может оказать только качественный готический триллер.

Жажда страсти

Анастасия Вертинская, которая прославилась ещё в 15 лет ролями в фильмах «Алые паруса» и «Человек амфибия» в 1991 году снялась в мистическом триллере «Жажда страсти».

Основой для сценария послужили рассказы Валерия Брюсова, поэтому не удивительно, что фильм получился с налетом декаденства, но от этого он только выигрывает, учитывая общую атмосферу крайне необязательного кинематографа переходной эпохи.

Вертинская играет женщину, обвиненную в убийстве мужа, а её душой завладели темные силы, которые её разрушают.

Хорошо сыграл роль инспектора, расследующего убийство, Игорь Косталевский. В общем и целом, фильм можно назвать авторским, но посмотреть его стоит, он действительно страшный. После просмотра возможны «побочные эффекты» в форме страха перед зеркалами.

Пьющие кровь

Вампирская тема, поддерживаемая в русской культуре сегодня только периодическими инъекциями романов Виктора Пелевина, всегда занимала важное место как в нашем фольклоре, так и в литературе. Одним из признанных мастеров мистических рассказов был Алексей Толстой.Именно по его повести «Упырь», изданной ещё в 1841 году, на закате Советского Союза, в 1991 году режиссер Евгений Татарский снял фильм с жутким названием «Пьющие кровь». Несмотря на кровожадное название, в фильме нет обычных для картин о вампирах кровавых сцен, но кино от этого не становится менее жутким.Сюжет его практически полностью повторяет сюжет повести. Князь Руневский в исполнении молодого Андрея Соколова оказывается на балу, где узнает, что среди танцующих много упырей, возглавляет которых генеральша Сугробина, бабушка Даши, возлюбленной Руневского. Упыри приглашают князя погостить у них в доме… Роль генеральши исполнила Марина Влади, которая согласилась сниматься в этом фильме бесплатно, ещё в одной роли снляся Донатас Банионис. В целом фильм удался. Атмосферу жути и напряжения помогает передать великолепный саундтрек авторства Сергея Курехина.

Источник: https://kino.rambler.ru/movies/40380204-7-samyh-strashnye-filmov-sssr/

7 великолепных фильмов, снятых в годы СССР

За времена СССР было снято великое множество фильмов, которые сейчас с удовольствием смотрят по всему миру люди самых разных возрастов. Вспомним 7 великих фильмов, которые были сняты в СССР. Предлагаю вам тоже составить свой личный топ любимых фильмов в комментариях.

ЛУЧШАЯ ДРАМА. «ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ». Это единственный советский и российский фильм, завоевавший «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале в 1958 году.Эта трагическая история двух влюбленных, которых навсегда разлучила война.

На съёмках ассистентом оператора работал Клод Лелуш,который по возвращении во Францию рекомендовал фильм к участию в конкурсной программе Каннского фестиваля.

Фильм не понравилсятогдашнему генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, который назвал главную героиню драмы «шлюхой». О триумфе картины

на её Родине вышла всего одна заметка в «Известиях» без фотографий и указаний режиссера и автора сценария.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ-РАЗМЫШЛЕНИЕ. «ЗЕРКАЛО»

„Зеркало“ — антимещанское кино, и поэтому у него не может не быть множества врагов. „Зеркало“ религиозно.

И конечно, непонятно массе, привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть живопись… Никаким массам искусства и не надо, а нужно совсем другое — развлечение, отдыхательное зрелище, на фоне нравоучительного „сюжета“». «Зеркало» – фильм исповедальный и глубокий.

Должное ощущение от просмотра – катарсис. Тарковский – один из немногих советских режиссеров, кто до сих пор на Западе «отвечает» за русское кино. И это не может не радовать.

ФИЛЬМ, ОКАЗАВШИЙ САМОЕ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВОЕ КИНО. «ЧЕЛОВЕК С КИНОАППАРАТОМ».

Дзига Вертов, может быть, главный изобретатель советского кино. Фильм «Человек с киноаппаратом» — одна из вершин монтажной мысли. Это огромный эксперимент, в котором из массы отснятых не связанных друг с другом сцен на монтажном столе родилось произведение искусства.

Фильм называют симфонией монтажа и сравнивают с джойсовским «Улиссом». В «Человеке с киноаппаратом» Вертов отказывается от титров, сценария, декораций и актёров, считая эти элементы не кинематографичными.

Он очищает фильм от литературы, живописи и театра, оставляет в своём арсенале исключительно средства съёмки и монтажа. И тем самым создаёт «чистое» кино.

ЛУЧШАЯ МЕЛОДРАМА. «МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ»

Говорят, перед переговорами с Михаилом Горбачевым американский президент Рейган смотрел этот фильм 5 раз! И все для того, чтобы понять «русскую душу». Хотя фильм не столько о русской душе, сколько о природе успеха советского гражданина, или гражданки, как в случае с фильмом.

«Москва слезам не верит», как известно, выиграл «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Западный зритель его понял по-разному: так, американские борцы за права женщин поняли этот фильм как феминистский.

В Советском Союзе же фильм разошёлся на цитаты и сделал совершенно бешеные сборы, хотя в успех картины до последнего момента не верил даже режиссер. Фильм казался ему слишком мелодраматичным и легковесным.

ЛУЧШИЙ БОЕВИК. «ПИРАТЫ XX ВЕКА»

Самый кассовый (по посещаемости) за всю историю советского и российского кинопроката фильм.

Секрет успеха «Пиратов» не в уникальном сюжете и не в блестящей игре актеров, а в первой демонстрации на большом советском экране приемов восточных единоборств. Фильм популяризировал каратэ, сделав его настоящим культом.

Фильм и сегодня смотрится на одном дыхании. Динамичная монтажная склейка, оптимальный хронометраж, масса трюковых сцен – советский боевик без недостатков.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ УЖАСОВ. «ВИЙ»

Фильм «Вий» стал в нашем рейтинге лучшим фильмом ужасов не потому, что выбирать не из чего, хотя, стоит заметить, жанр хоррора в СССР развития не получил. Этот фильм действительно страшный. В хорошем смысле этого слова.

Главные роли в нём исполнили актёры, которых в подобном амплуа видеть по меньшей мере непривычно. Наталья Варлей, прославившаяся до этого ролью «спортсменки-комсомолки-красавицы» в «Кавказской пленнице» и Леонид Куравлёв, которого мы любим, прежде всего, за характерные комедийные роли.

Автором идеи съёмок фильма был Иван Пырьев, работу он доверил студентам Высших режиссерских курсов Константину Ершову и Григорию Кропачёву. Съёмочный процесс нельзя было назвать ровным. С актёрами и группой постоянно случалась «мистика». Это не удивительно.

Фильм снят по мотивам одноименной повести Гоголя – самого «мистического» русского писателя.

ЛУЧШАЯ КОМЕДИЯ. «БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА»

«Бриллиантовая рука» – экцентрическая комедия Леонида Гайдая, стала одним из самых любимых советских фильмов, конечно, не случайно. Фирменный гайдаевский юмор не смогла «убить» советская цензура. Режиссёр очень ловко ушёл от купюр спорных (по мнению цензурного комитета) сцен, использовав метод «розового слона».

Читайте также:  4 совета, как выбрать саморезы: виды саморезов, размеры, назначение

В первоначальную версию фильма режиссер добавил кадры ядерного взрыва в море, и заявил, что сможет «уступить» только одну сцену. В итоге, взрыв и убрали. «Бриллиантовая рука» стала «звёздным часом для 27-и летнего Андрея Миронова, в фильме снялась вся семья Юрия Никулина, его сын сыграл мальчика «идущего по воде», а жена — экскурсовода.

В «Бриллиантовой руке» есть отсылки к фильмам о Джеймсе Бонде Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичною сцену из фильма «Живёшь только дважды». Рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая замки на входной двери, отсылает к перстню на руке бондовского злодея Блофельда.

Нельзя не упомянуть также о знаменитой сцене в исполнении Светланы Светличной. Такой эротики советский зритель ещё не видел.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://kinoistoria.ru/blog/43500279117

7 великих фильмов, снятых в СССР

12 октября 1957 года состоялась премьера фильма «Летят журавли». Эта картина является единственным русским фильмом-лауреатом Каннского кинофестиваля, хотя советский кинематограф не скупился на шедевры. Вспомним 7 великих фильмов, снятых в СССР.

ЛУЧШАЯ ДРАМА. «ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ». МИХАИЛ КАЛАТОЗОВ

Это единственный советский и российский фильм, завоевавший «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале в 1958 году. Эта трагическая история двух влюбленных, которых навсегда разлучила война. На съёмках ассистентом оператора работал Клод Лелуш, который по возвращении во Францию рекомендовал фильм к участию в конкурсной программе Каннского фестиваля. Фильм не понравился тогдашнему генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, который назвал главную героиню драмы «шлюхой». О триумфе картины на её Родине вышла всего одна заметка в «Известиях» без фотографий и указаний режиссера и автора сценария.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ-РАЗМЫШЛЕНИЕ. «ЗЕРКАЛО». АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ

„Зеркало» — антимещанское кино, и поэтому у него не может не быть множества врагов. „Зеркало» религиозно. И конечно, непонятно массе, привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть живопись… Никаким массам искусства и не надо, а нужно совсем другое — развлечение, отдыхательное зрелище, на фоне нравоучительного „сюжета»». «Зеркало» – фильм исповедальный и глубокий. Должное ощущение от просмотра – катарсис. Тарковский – один из немногих советских режиссеров, кто до сих пор на Западе «отвечает» за русское кино. И это не может не радовать.

ФИЛЬМ, ОКАЗАВШИЙ САМОЕ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВОЕ КИНО. «ЧЕЛОВЕК С КИНОАППАРАТОМ». ДЗИГА ВЕРТОВ

Дзига Вертов, может быть, главный изобретатель советского кино. Фильм «Человек с киноаппаратом» — одна из вершин монтажной мысли. Это огромный эксперимент, в котором из массы отснятых не связанных друг с другом сцен на монтажном столе родилось произведение искусства. Фильм называют симфонией монтажа и сравнивают с джойсовским «Улиссом». В «Человеке с киноаппаратом» Вертов отказывается от титров, сценария, декораций и актёров, считая эти элементы не кинематографичными. Он очищает фильм от литературы, живописи и театра, оставляет в своём арсенале исключительно средства съёмки и монтажа. И тем самым создаёт «чистое» кино.

ЛУЧШАЯ МЕЛОДРАМА. «МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ»

Говорят, перед переговорами с Михаилом Горбачевым американский президент Рейган смотрел этот фильм 5 раз! И все для того, чтобы понять «русскую душу». Хотя фильм не столько о русской душе, сколько о природе успеха советского гражданина, или гражданки, как в случае с фильмом.

«Москва слезам не верит», как известно, выиграл «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Западный зритель его понял по-разному: так, американские борцы за права женщин поняли этот фильм как феминистский. В Советском Союзе же фильм разошёлся на цитаты и сделал совершенно бешеные сборы, хотя в успех картины до последнего момента не верил даже режиссер.

Фильм казался ему слишком мелодраматичным и легковесным.

ЛУЧШИЙ БОЕВИК. «ПИРАТЫ XX ВЕКА»

Самый кассовый (по посещаемости) за всю историю советского и российского кинопроката фильм. Секрет успеха «Пиратов» не в уникальном сюжете и не в блестящей игре актеров, а в первой демонстрации на большом советском экране приемов восточных единоборств.

Фильм популяризировал каратэ, сделав его настоящим культом. Фильм и сегодня смотрится на одном дыхании. Динамичная монтажная склейка, оптимальный хронометраж, масса трюковых сцен – советский боевик без недостатков.

ЛУЧШАЯ КОМЕДИЯ.

«БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА»

«Бриллиантовая рука» – экцентрическая комедия Леонида Гайдая, стала одним из самых любимых советских фильмов, конечно, не случайно. Фирменный гайдаевский юмор не смогла «убить» советская цензура. Режиссёр очень ловко ушёл от купюр спорных (по мнению цензурного комитета) сцен, использовав метод «розового слона». В первоначальную версию фильма режиссер добавил кадры ядерного взрыва в море, и заявил, что сможет «уступить» только одну сцену. В итоге, взрыв и убрали. «Бриллиантовая рука» стала «звёздным часом для 27-и летнего Андрея Миронова, в фильме снялась вся семья Юрия Никулина, его сын сыграл мальчика «идущего по воде», а жена — экскурсовода. В «Бриллиантовой руке» есть отсылки к фильмам о Джеймсе Бонде Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичною сцену из фильма «Живёшь только дважды». Рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая замки на входной двери, отсылает к перстню на руке бондовского злодея Блофельда. Нельзя не упомянуть также о знаменитой сцене в исполнении Светланы Светличной. Такой эротики советский зритель ещё не видел.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ УЖАСОВ. «ВИЙ»

Фильм «Вий» стал в нашем рейтинге лучшим фильмом ужасов не потому, что выбирать не из чего, хотя, стоит заметить, жанр хоррора в СССР развития не получил. Этот фильм действительно страшный. В хорошем смысле этого слова.

Главные роли в нём исполнили актёры, которых в подобном амплуа видеть по меньшей мере непривычно. Наталья Варлей, прославившаяся до этого ролью «спортсменки-комсомолки-красавицы» в «Кавказской пленнице» и Леонид Куравлёв, которого мы любим, прежде всего, за характерные комедийные роли.

Автором идеи съёмок фильма был Иван Пырьев, работу он доверил студентам Высших режиссерских курсов Константину Ершову и Григорию Кропачёву. Съёмочный процесс нельзя было назвать ровным. С актёрами и группой постоянно случалась «мистика». Это не удивительно.

Фильм снят по мотивам одноименной повести Гоголя – самого «мистического» русского писателя.

  • +11
  • 20 октября 2013, 20:23
  • Freedom

Источник: https://down-house.ru/blog/Novosti/42059-7-velikih-filmov-snyatyh-v-sssr.html

Дикий Восток: Как в Советском Союзе снимали ковбойское кино

«Борщ-вестерны», «истерны», «красные вестерны» — разбираемся с тем, как в Советском Союзе интерпретировали ковбойское кино.

Вчера вышел в прокат приключенческий боевик «Беглецы» с Петром Федоровым и Елизаветой Боярской в главных ролях. Тайга, конные погони, перестрелки — фильм явно наследует богатую советскую традицию истернов, переосмыслявших ковбойское кино в реалиях коммунистического общества.

Истерн, он же остерн (нем. Ost — Восток), он же борщ-вестерн, — советский субжанр приключенческих боевиков, как правило, повествующий о событиях гражданской войны и снятый в декорациях тайги или азиатской пустыни.

Начало гражданской войны в России принято отсчитывать с февраля 1917 года. Но интересующий нас этап начался с весны 1920-го: адмирал Колчак уже казнён, Деникин на дредноуте «Мальборо» отбыл в Англию, туда же через Эстонию бежал Юденич, а барон Врангель осел в Константинополе.

Разбив белое движение и заключив мир с Польшей, большевики вступили в затяжное противостояние с повстанцами на границах бывшей империи.

Самое организованное и серьёзное по масштабам сопротивление советская власть встретила на юге, где местные общественные организации под шумок решили создать Туркестанскую автономию на территории современных Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана.

Противостоявших большевикам пантюркистов прозвали «басмачами», а среднеазиатские пустоши в народном сознании стали последним, не считая внутреннего, фронтом борьбы с контрреволюционерами. Представители важнейшего из искусств, в свою очередь, обрели почти неиссякаемую тему для фильмов и благодатную фактуру, вполне сопоставимую с Диким Западом.

Первым знаковым истерном принято считать «Красных дьяволят» Ивана Перестиани, что, впрочем, не совсем верно. Немая экранизация повести Бляхина рассказывает о молодых романтиках из украинского посёлка, которые решаются дать отпор банде Махно.

В данном случае ни о какой вторичности фильма по отношению к американским вестернам речи не идёт, просто в основу литературного первоисточника легли приключенческие романы Фенимора Купера и Майн Рида.

В любом случае фильм стал настоящим экшен-хитом, по легенде даже Владимир Маяковский лично высказал Перестиани свое восхищение, и режиссёр снял ещё четыре продолжающих франшизу «Дьяволят» истории в течение одного 1926 года.

Намного больше соответствовал канонам жанра снятый в 1928-м «Потомок Чингисхана», хотя стороны конфликта в нём были не совсем традиционные — честные монгольские охотники против английских колонизаторов.

После него истернам пришлось взять длительную передышку — в 1929-м с подачи статьи литературного критика Рыкачёва в журнале «Молодая гвардия» в СССР началась травля всего, что связано с приключенческим жанром. «Лихая индивидуальная предприимчивость» и «вульгарная романтика игры со смертью» были объявлены глубоко вредными для воспитания советского человека вещами, и на место приключенческому кино пришло «антиприключенческое кино».

Туркестанская автономия

непризнанное государство, просуществовавшеес 27 ноября 1917 года по 22 февраля 1918-го

на территории современных Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана.

«Красные дьяволята»

Если верить журналисту Федору Раззакову, ренессанс истерна санкционировал сам Иосиф Сталин. Наслаждаясь американскими вестернами 1930-х в компании членов политбюро, вождь изрек: «У нас много своей пустыни.

Разве у нас некому снимать такие приключенческие картины?» Слова Сталина было принято воспринимать как руководство к действию, и вскоре высшие чины советского кино принялись активно стимулировать съёмки отечественных аналогов.

В 1936-м на экраны вышел «Джульбарс» Владимира Шнейдерова — уже вполне каноническая история про борьбу пограничников с бандой басмачей.

За ним последовал «Тринадцать» Михаила Ромма, ставший культовым не только в Советском Союзе — в 1944-м американский ремейк «Сахара» с Хамфри Богартом в главной роли получил три «Оскара». Кстати, в 1995 году вышел ещё один ремейк — на этот раз с Джеймсом Белуши.

После Второй мировой войны в СССР попали тысячи трофейных фильмов, в основном американского производства. Иосиф Виссарионович вновь стал пропадать в своем «домашнем» кинотеатре и, посмотрев «Дилижанс» Джона Форда, практически повторил свой вопрос руководителю кинокомитета.

Вскоре советские зрители увидели первый истерн, действие которого происходило уже не в годы гражданской, а во времена Великой Отечественной войны, — «Смелые люди». По сюжету работники коневодческого завода под Кисловодском совершают дерзкие набеги на коммуникации фашистских захватчиков. Сталину понравилось.

Впрочем, следующая волна популярности истернов нахлынула уже после его смерти.

Ещё одним социалистическим субжанром вестерна стали красные вестерны, действие которых разворачивалось на американском Диком Западе, но по понятным идеологическим причинам герои менялись местами с антигероями: зрителю предлагалось поболеть за индейцев и мексиканцев, противостоящих гнету ковбоев-империалистов. Локомотивом красных вестернов стала восточногерманская студия DEFA, а главным супергероем-индейцем — югослав Гойко Митич.

В 1960 Джон Стёрджес, вдохновившись «Семью самураями» Акиры Куросавы, снял свою «Великолепную семёрку», а через пару лет фильм взорвал советский прокат. Оглушительный успех у зрителей уравновешивался гулом критики в газетах: эксперты-коммунисты увидели за эффектными сценами идеологическую пропаганду американской агрессии.

Критиков поддержал Никита Хрущёв, и «Совтелеэкспорт» отказался от дальнейшей закупки вестернов. Зато внутренние производители начали активно заменять продукт — в 1960-е вышло несколько, пожалуй, самых известных истернов в истории жанра. Это, конечно, «Неуловимые мстители» (1966) и «Белое солнце пустыни» (1969).

Непризнанной жемчужиной истернов того периода остаётся «Никто не хотел умирать» Витаутаса Жалакявичюса. Мрачная лента о литовских «лесных братьях» под жанровой оболочкой несла в себе слишком очевидный и пропитанный европейско-католическим духом заряд рефлексии, так что народным хитом фильму стать было не суждено.

Кстати, именно режиссёру Жалакявичюсу было предложено возглавить проект «Пустыня», но он, как и Андрей Тарковский, отказался. В итоге за фильм взялся «неблагонадёжный» Владимир Мотыль, а название заменили на «Белое солнце пустыни».

Картину очень прохладно встретили критики, считается, что она вообще попала в прокат только благодаря тому, что понравилась ещё одному властному любителю боевиков — Леониду Брежневу. Сейчас в это даже трудно поверить — «Белое солнце пустыни» входит в коллекцию легенд советского кино, а реплики героев разошлись на цитаты.

Фильм Мотыля серьёзно поднял планку для советских истернов, размыв совсем смешные уже по меркам 1960-х идеологические пунктиры героев.

Протагонист из светлоликого ангела коммунизма превратился в простого смертного с его негеройскими противоречиями, а злодей приобрёл немного голливудской харизмы. Следующей вехой стал дебют Никиты Михалкова — «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974).

В нём по-своему привлекательных антигероев уже несколько, а жанровая упаковка становится ещё более условной.

В поздние 1970-е и 1980-е кинопроизводство в СССР достигло пика продуктивности, наступила эпоха так называемого серого кино, и истерны выходили пачками, но уже не могли претендовать на такое внимание аудитории, как раньше. Географически же локации приключенческого кино основательно сместились в тайгу и степь.

Не будет преувеличением сказать, что истерны умерли вместе с советской империей. Когда стенки относительно герметичной массовой культуры прорвала гласность и туда хлынули городские боевики и фильмы про боевые искусства, истерн с его устаревшими мифами окончательно потерял актуальность.

Афганистан и Чечня отодвинули на задворки народного сознания память о войнах начала века. Закрыл тему постмодернистский пастиш Рашида Нугманова «Дикий Восток» (1993).

Антиутопия, инспирированная франшизой про «Безумного Макса», полностью отказалась от советских мифов и выстроила своё пространство скорее по мотивам реальности 1990-х: байкеры-бандиты, дети в огромных тренчах, немецкая порнография и деньги в качестве основной мотивации как плохих, так и хороших героев.

Говорят, главная роль предназначалась погибшему Виктору Цою, а на одну из второстепенных хотели позвать Дольфа Лундгрена, но и без них «Дикий Восток» генерирует достаточный градус безумия.

Лучшей ленты на роль последнего истерна и придумать сложно: холодная война закончилась, гражданскую забыли, а область Дикого Востока в то время внезапно покрыла всю территорию развалившейся страны. Среднеазиатская пустыня с городком в скалах, логовом байкеров и старым кабриолетом «Чайка» на этом фоне смотрится не столько последним фронтиром, сколько эскапистским оазисом.

В поздние 1970-е и 1980-е кинопроизводство в СССР достигло пика продуктивности, наступила эпоха так называемого серого кино, и истерны выходили пачками.

Источник: http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/176543-dikiy-vostok-kak-v-sovetskom-soyuze-snimali-kovboyskoe-kino

Ссылка на основную публикацию