Автомобили первых лиц ссср

Автомобили первых лиц России и СССР. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 7 мая 2018 года в церемонии инаугурации Владимира Путина, вступившего в должность президента России, впервые использовался новый российский лимузин серии «Кортеж» (проект «Единая модульная платформа», реализуется с 2013 года, общая стоимость работ — более 12 млрд руб.).

Черный седан доставил Владимира Путина из Первого корпуса Московского Кремля, где находится его рабочий кабинет, к Большому Кремлевскому дворцу.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об автомобилях, которыми пользовались первые лица Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации.

Николай II

Первым автомобилем в распоряжении российских монархов стала машина французской марки Delaunay-Belleville, которую предоставил императору Николаю II князь Владимир Орлов. Он же вызвался исполнять обязанности шофера. Осенью 1905 года Николай II распорядился приобрести пять автомобилей немецкой фирмы Mercedes, «чтобы не злоупотреблять добротой Орлова».

Николай II и барон Фредерикс в автомобиле, 1912 год

Годом позже для растущего монаршего автопарка был построен гараж в Царском Селе. Другая часть машин размещалась в здании Конюшенного ведомства в Санкт-Петербурге, еще одна — в Петергофе.

В структуру министерства императорского двора гараж официально вошел в феврале 1907 года, руководил им князь Орлов. Весной 1911 года гараж на 25 машин появился и в Ливадии — для нужд двора во время пребывания в Крыму.

К марту 1917 года в царском гараже насчитывалось 56 автомобилей — Меrсеdes, Delaunay-Belleville, Renault и Peugeot, Rolls-Royce различных моделей.

Николай II по репутационным соображениям предпочитал открытые лимузины — царь считал, что должен быть виден народу.

Владимир Ленин (Ульянов)

После Февральской революции 1917 года императорский гараж был реквизирован и стал автомобильной базой Временного, а после Октябрьской революции — советского правительства.

Первым служебным автомобилем основателя Советского государства, первого председателя Совета народных комиссаров Владимира Ленина был французский ландо-лимузин Turcat-Mery (по разным данным, 1908 или 1915 года выпуска).

Этой машиной до февраля 1917 года пользовалась вторая дочь Николая II, великая княжна Татьяна.

В декабре 1917 года автомобиль был угнан со двора Смольного, позднее был найден на границе с Финляндией и возвращен в гараж.

Также предводитель партии большевиков пользовался семиместным Delaunay-Belleville 45 1912 года выпуска. Ленин находился в нем 1 января 1918 года, когда автомобиль был обстрелян неизвестными.

Основатель РСДРП(б) не пострадал, однако машина получила значительные повреждения и была списана.

Владимир Ленин перед отъездом с Ходынского поля после военного парада, 1918 год

После переноса столицы из Петрограда в Москву в 1918 году бывший царский гараж разместился на территории Московского Кремля. Известно еще об одном происшествии с автомобилем Ленина: 6 января 1919 года Renault 40CV, в котором глава государства направлялся в Сокольники, был остановлен бандитами, которые Ленина высадили, а саму машину угнали.

1 января 1921 года кремлевский Особый гараж был выведен из подчинения автобазы Совнаркома в самостоятельное предприятие — Гараж особого назначения (ГОН, ныне — Гараж особого назначения Федеральной службы охраны, ГОН ФСО России). Автопарк пополнила закупленная в Великобритании партия из 15 автомобилей марки Rolls-Royce Silver Ghost. Один из них в 1921 году был переоборудован в автосани — снабжен гусеницами и лыжами для передвижения по снегу.

Иосиф Сталин (Джугашвили)

С 1925 года в кремлевский гараж стали поступать американские автомобили различных марок — Buick, Cadillac, Lincoln, Packard.

Генеральный секретарь ЦК КПСС (1922-1953), председатель Совета народных комиссаров (1941-1946) и Совета министров (1946-1953) СССР Иосиф Сталин сначала ездил на 8-цилиндровом лимузине Packard, но в 1933 году пересел на 12-цилиндровый фаэтон этой же марки.

В 1935 году американский посол передал руководителю СССР подарок президента США Франклина Рузвельта — бронированный лимузин Packard Twelve массой свыше 6 т.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Иосиф Сталин у автомобиля ЗиС

В 1933 году ленинградский завод «Красный путиловец» создал по образцу американского Buick-32-90 автомобиль Л-1 («Ленинград-1»), но в крупную серию эта машина не пошла. Разработку лимузинов для первых лиц советского государства перепоручили автомобильному заводу им. Сталина (ЗиС, позднее — автозавод им. И. А. Лихачева, ЗиЛ; Москва), создавшему в 1942 году автомобиль высшего класса ЗиС-101.

Специально для Сталина выпускалась бронированная версия этой машины — ЗиС-115 массой 5 т, с двигателем мощностью 162 лошадиных силы. Однако руководитель СССР продолжал пользоваться и лимузинами Packard.

Никита Хрущев

Первый секретарь ЦК КПСС (1953-1964), председатель Совета Министров СССР (1958-1964) Никита Хрущев первоначально пользовался бронированным ЗиС-115 и кабриолетом ЗиС-110. В 1958 году конструкторами завода им. Лихачева с учетом американской автомобильной моды того времени были разработаны представительский ЗиЛ-111 и модификация ЗиЛ-111В в кузове фаэтон.

Тогда же программа выпуска в СССР легковых автомобилей высшего класса была значительно сокращена: с 200-250 ЗиС-110 в год до 10-12 ЗиЛ-111.

Сборку перенесли с главного конвейера завода в спеццех, она стала ручной, штучной и очень дорогой.

В 1962 году был создан обновленный вариант лимузина, ЗиЛ-111Г, отошедший от оформления в «аэродинамическом» стиле и менее походивший на ГАЗ-13 «Чайка» — советский автомобиль для чиновников в ранге от министра и выше.

Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев во время визита в Албанию, 1959 год

Из поездки в США осенью 1959 года советский руководитель привез подаренный ему лимузин Cadillac Fleetwood 75.

Полученные в подарок иномарки Хрущев не использовал в качестве автомобилей для официальных выездов и зачастую дарил другим советским гражданам и организациям.

Так, Mercedes-Benz 300 SL был передан Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры, кабриолет Renault Florida получила дочь Хрущева Рада, двухместный Fiat 2300 достался сыну Сергею. Лимузин Rolls-Royce Silver Cloud был передан дому-интернату пожилых большевиков.

Леонид Брежнев

Первый (1964-1966), а затем генеральный (1966-1982) секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного Совета СССР (1960-1964, 1977-1982) Леонид Брежнев в качестве официального автомобиля использовал ЗиЛ-114.

За то время, когда Брежнев занимал высшие государственные посты, экстерьер этой модели обновлялся трижды — в 1967, в 1971 и в 1978 годах (тогда машина получила новый индекс 4104). Кроме того, в 1975 году обслуживавшее генсека четвертое управление Минздрава СССР получило универсал экстренной медицинской помощи ЗиЛ-114А.

Охотничье хозяйство Завидово обслуживала полноприводная ГАЗ-24-95 «Волга» с трансмиссией от УАЗ-469.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев у автомобиля «Чайка», 1972 год

В отличие от большинства других руководителей СССР, Брежнев серьезно увлекался автомобилями. Еще в 1939 году на посту одного из руководителей Днепропетровского обкома партии он пользовался американской легковой машиной Buick 90 Limited.

В числе автомобилей, в разные годы подаренных Брежневу, были Rolls-Royce Silver Shadow 1968 года выпуска, от американского предпринимателя Арманда Хаммера, Maserati Quattroporte 1968 года выпуска (от коммунистов Италии), несколько Mercedes-Benz различных моделей (включая подарок канцлера ФРГ Вилли Брандта), Cadillac Eldorado 1972 года (подарок президента США Ричарда Никсона) и Lincoln Continental 1973 года (был передан советскому лидеру американскими бизнесменами) и др.

Брежнев регулярно пользовался подаренными ему автомобилями. По воспоминаниям окружения генерального секретаря, поездки за рулем были его любимым хобби.

Юрий Андропов, Константин Черненко

Официальной автомашиной генерального секретаря ЦК КПСС (1982-1984), председателя Президиума Верховного Совета СССР (1983-1984) Юрия Андропова был основной «кремлевский» лимузин ЗиЛ-4104, подвергнутый незначительному изменению внешнего вида и получивший индекс ЗиЛ-41045.

Константин Черненко, занявший руководящие посты в партии и правительстве после смерти Андропова, также пользовался этими представительскими машинами.

Основным официальным автомобилем последнего генерального секретаря ЦК КПСС (1985-1991), первого и единственного президента СССР (1990-1991) Михаила Горбачева был ЗиЛ-41047 (модель 1985 года) традиционных для 1970-х годов угловатых форм. В середине 1980-х годов на заводе им. Лихачева была разработана обновленная модификация ЗиЛ-4102 с более плавными обводами кузова, однако проект свернули в рамках принятого властями СССР курса на борьбу с привилегиями.

Автомобиль президента СССР Михаила Горбачева ЗИЛ-41052 на выставке старинных автомобилей «Олдтаймер-Галерея», 2011 год

В 1988 году в гараже первого лица СССР появился защищенный вариант ЗиЛ-41047 — ЗиЛ-41052 массой около 5,5 т, с бронекапсулой производства Курганского машиностроительного завода.

Борис Ельцин

Первый президент России (1991-1999) Борис Ельцин первоначально пользовался бронированным ЗиЛ-41052 и его модификациями. Позднее в гараже особого назначения появились Mercedes-Benz S500, изготовленные в Германии по специальному заказу. В 1994 году было выпущено два таких автомобиля синего цвета, еще два темно-синих пополнили президентский гараж в 1997 году.

Президент РФ Владимир Путин (2000-2008, 2012 — н. в.) ездил уже в основном на черных Mercedes-Benz S600 Pullman Guard W220. Эта модель имеет заводское бронирование, пулестойкие стекла, удлиненный на 1 м кузов и систему аварийного пробега, позволяющую машине ехать не менее 30 км со скоростью до 80 км/ч даже при резком падении давления воздуха в шинах).

Для зарубежных визитов президента РФ также иногда использовались бронированные ЗиЛ-41052 (последний экземпляр был выпущен в 2000 году).

Автомобиль президента России Владимира Путина у президентского дворца «Кубба», 2015 год

Третий президент РФ Дмитрий Медведев использовал Mercedes-Benz S600 Pullman Guard W221. Кузов этой машины был удлинен на 1,15 м, а высота крыши над задней частью салона — увеличена. Автомобили этого типа после 2012 года также используются президентом РФ Владимиром Путиным.

В 2012 году в единственном экземпляре был выпущен новый лимузин ЗиЛ-4112Р, но в качестве автомобиля первого лица РФ он не использовался.

В 2013 году завод ЗиЛ прекратил существование, штучную сборку лимузинов этой марки, а также реставрацию ранее выпущенных экземпляров продолжает московская компания «Механосборочный цех №6 завода им. Лихачева».

Президент РФ Дмитрий Медведев на Красной площади перед началом встречи с участниками дискуссионного клуба «Валдай», 2009 год

Источник: https://tass.ru/info/5181355

Притворяшки: Правительственные автомобили

Глядя на машины первых лиц государства и автомобили спецслужб, советские люди думали, что перед ними обычные ЗиСы, «Победы» и «Волги». Однако наши граждане заблуждались: машины имели отнюдь не серийную начинку

ЗиС-110б Фаэтон на базе ЗиС-110 стал первым автомобилем в СССР, на котором первые лица страны принимали военные парады (до этого использовали лошадей)

Такой же, как все Издалека специальную версию 110-го можно было заметить по необычным колесам: боковины шин стандартных машин окрашивались в белый цвет, в то время как на броневиках они оставались черными. Колпаки на колесах были чуть больше стандартных. В темное время суток нестандартную машину могла выдать дополнительная фара на бампере. Стекла отдавали в желтизну

Самый главный ЗиС Автомобиль Сталина отличался глухими задними форточками и более удобными страпонтенами (откидными сиденьями среднего ряда), на которых почему-то очень любил сидеть вождь.

Традиционная стеклянная перегородка за передними сиденьями в автомобиле генералиссимуса отсутствовала.

«У меня нет секретов от народа, и перегородку можно не ставить», — сказал Сталин, принимая автомобиль на заводе

Когда я был маленький, меня очень интересовало, можно ли встретить в метро Леонида Ильича Брежнева. Я, конечно, знал, что в торжественных случаях его возят на большой машине, но на работу-то он точно должен был ездить на метро.

Всеми любимый и добрый, как родной дедушка, дорогой Леонид Ильич… Невдомек было мне, неразумному, что для обслуживания первых лиц государства существуют специальные автомобили, причем среди них имеются столь секретные экземпляры, что в советские времена найти какое-либо упоминание о них даже в справочнике было невозможно.

Для конспирации они имели облик серийных автомобилей, но внешность, как известно, бывает обманчива.

Читайте также:  7 советов по обустройству игровой площадки для детей на даче

ЗиСы в броне

Одним из первых автомобилей-притворяшек был ЗиС-115. Внешностью он практически повторял лимузин ЗиС-110. На 110-х после войны ездила вся партийная верхушка страны, но не только верхушка.

Эти машины работали также в качестве скорой помощи, такси. Кстати, на такси Зис-110 любой желающий мог прокатиться из Москвы в Симферополь! Вот такая демократия по‑сталински.

Правда, сам Иосиф Виссарионович не рисковал ездить на стандартной машине.

Поставленная перед конструкторами задача создания для гаража генералиссимуса автомобиля скрытого бронирования была успешно решена в 1946—1947 годах. Главной деталью ЗиС-115 был бронекорпус, получивший название «Изделие № 100», выпускавшийся на военном подмосковном заводе.

Ответственным за выполнение спецзаказа был назначен Лаврентий Павлович Берия. Каждая деталь «Изделия» была промаркирована индивидуальным порядковым номером машины, проходила военную приемку и подвергалась испытательному обстрелу.

Многослойные стекла толщиной 75 мм были очень тяжелыми, и для их подъема в дверях установили гидравлические домкраты.

За 1949−1952 годы на ЗиСе (Завод имени Сталина) предположительно было создано 32 автомобиля ЗиС-115. Вся информация по ним была засекречена КГБ, то есть официально таких машин не существовало. Народ думал, что вождь ездил на самой обычной машине.

На самом деле внешние отличия были, но они не бросались в глаза.

Покрышки броневика были черными, в отличие от обычных, имевших белые борта; иным был вырез заднего крыла; стекла казались немного желтыми, а колпаки колес — более выпуклыми; в центре переднего бампера стояла дополнительная фара.

Внутренних отличий было значительно больше. Выросшая в несколько раз масса автомобиля (более 7,5 т!) потребовала радикально пересмотреть конструкцию. Специально для ЗиС-115 на Ярославском шинном заводе разработали покрышки и камеры размером 7,5 х 17″, вместо 7,5 х 16″ у ЗиС-110; изменения коснулись всех узлов шасси мостов, подвески, коробки передач.

Двигатель, при внешней схожести, стал выдавать 160 л.с. в отличие от обычного, 140-сильного, но для тяжелой машины этого было недостаточно, поэтому максимальная скорость упала до 120 км/ч.

Для пущей надежности у автомобиля было два аккумулятора, которые могли работать как порознь, так и вместе, а также вибратор в системе зажигания, позволявший продолжать движение при отказе прерывателя или катушки.

Сиденья переднего ряда были обтянуты черной кожей, а на обивку сидений пассажирского отделения шло дорогое американское сукно с набивкой из гагачьего пуха, под ногами пассажиров лежал ковер из американского бархата.

Каждая пружина сиденья генералиссимуса была зашита в двойной чехол, чтобы не дай бог не скрипнуть под драгоценной попой! Согласно секретному протоколу испытаний, на заднем сиденье при подборе этих пружин катали мешок с песком массой 53 кг (что позволяет сделать выводы о секретном весе этой самой попы). Несколько автомобилей было оборудовано системами кондиционирования воздуха. Стоимость каждой машины была баснословной, но кто об этом тогда думал?

В 1960—1980-х годах броневики ЗиС-115 методично привозились на родной завод, переименованный к тому времени в ЗиЛ (Завод имени Лихачева), для уничтожения, которое происходило в обстановке полной секретности. Тем не менее несколько машин все-таки уцелело.

Некоторые из них были переданы вождям дружественных социалистических государств и впоследствии разошлись по музеям и частным коллекциям. Одна машина (порядковый номер 2) долгие годы использовалась при испытаниях покрышек на Ярославском шинном заводе и была передана в Рижский автомобильный музей.

Туда же попал и экземпляр, разбитый в 1980-х в ходе изучения поведения бронекапсулы при аварии.

Самый лучший на сегодняшний день ЗиС-115 находится в подмосковном Музее техники Вадима Задорожного. История автомобиля драматична. Машину № 18 в 1970 году передали в МВТУ имени Баумана из Георгиевского переулка, со станции техобслуживания ЗиСов ГОНа (Гаража особого назначения), для исследования.

Так как «Изделие № 100» было секретным и передавать комплектную машину студентам было нельзя, с автомобиля сняли двигатель и отдали в виде кузова с шасси, что было не запрещено. Простоявший пару десятилетий на территории филиала института МВТУ им.

 Баумана броневик в 1992 году выкупил кандидат технических наук, руководитель группы испытателей, ныне доцент МВТУ им. Баумана, доктор философии, эксперт ООН, Леонид Константинович Поляковский. Он поставил его у себя на даче и эстетствовал, сидя в салоне со стаканом чая.

В 1998 году гнилой и разоренный бронемобиль поступил в реставрационную мастерскую Музея техники. Кстати, это именно та машина, которой пользовался Иосиф Виссарионович.

ГАЗы для приближенных

Тюнинг, хот-родинг… Оказывается, советские спецслужбы уже давным-давно играют в такие игры, просто раньше никто не знал, как это называется. Для выполнения секретных задач имелся достаточно обширный парк суперкаров, внешностью не отличавшихся от серийных машин.

Для сопровождения правительственных кортежей существовала «Победа» ГАЗ-М20Г. Про эту машину мало что известно, ни один экземпляр до наших дней не дошел. Но если верить очевидцам, под ее капотом стоял шестицилиндровый нижнеклапанный мотор ГАЗ-12 объемом 3,5 л и мощностью 90 л.с.

Собственно, ничего хитрого тут нет, ибо изначально подкапотное пространство ГАЗ-М20 проектировалось под установку именно такого двигателя, но когда другу всех физкультурников показали в Кремле два варианта «Победы» — шести- и четырехцилиндровый, тот сделал выбор в пользу последнего, более экономичного. Интересной особенностью этой машины была крышка багажника, открываемая изнутри.

В случае погони убиралась спинка заднего сиденья и из багажника открывался пулеметный огонь по преследователям.

В 1960-х улицы страны заполонили автомобили ГАЗ-21 «Волга». Многие помнят эти замечательные машины по фильмам «Берегись автомобиля», «Три плюс два», «Три тополя на Плющихе», «Бриллиантовая рука» и т. д.

Комитетом государственной безопасности перед Горьковским автозаводом была поставлена задача создать на базе «Волги» автомобиль для сопровождения кортежей и скрытого наблюдения, или в обиходе «догонялку».

Ведущим конструктором ГАЗ-23 был назначен Борис Акимович Дехтяр.

За основу силового агрегата взяли V-образный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный, короткоходный двигатель с автоматической коробкой перемены передач от представительского ГАЗ-13 «Чайка» объемом 5,53 л и мощностью 195 л.с.

Мотор имел внушительные габариты, поэтому, для того чтобы не задеть рулевую колонку и пропустить назад выхлопные трубы, его пришлось повернуть на два градуса по оси коленвала и изготовить новый левый выхлопной коллектор. Кстати, сзади у машины для конспирации торчала только одна труба.

Управление АКПП вывели на подрулевой рычаг (как у ГАЗ-21). У автомобиля было две педали — «газ» и «тормоз».

Из-за того что машина получилась тяжелой («сухой» вес — 1610 кг), пришлось усилить пружины передней подвески. Тем не менее, по моим воспоминаниям, а я застал одну ГАЗ-23, работавшую в заводоуправлении МРТЗ (Московского радиотехнического завода), передок со временем проседал.

Водители, работавшие на «догонялках», называли себя «камикадзе». Машина не имела усилителей рулевого управления и тормозов! Тяжелый, мощный автомобиль на скоростях за 160 км/ч становился неуправляемым, корма начинала «плавать».

Не помогали даже штатные чугунные плиты и дополнительные бордюрные камни, устанавливаемые в багажник.

Но разве это волновало «отцов народа», ЗиЛы которых и на более высоких скоростях держали дорогу как приклеенные? Приказано сопровождать — выполняй! Сейчас уже и не подсчитать, сколько их побилось, из 602 выпущенных… В 1970 году и ГАЗ-21, и, соответственно, ГАЗ-23 сняли с производства. На конвейер встала базовая модель ГАЗ-24.

На базе ее и последующих модификаций (ГАЗ-2410, ГАЗ-3102) для нужд отечественных Бондов были созданы ГАЗ-2424, ГАЗ-2434 и ГАЗ-31013. Они мало различались между собой, под их капотами стояли моторы V-8 с автоматической коробкой от «Чайки» ГАЗ-14.

В целях секретности машины имели одну выхлопную трубу, по три педали, две из которых работали как одна, тормозная, и стандартный напольный рычаг как бы механической коробки передач, даже с нарисованной Н-образной схемой переключения. Правда, встречались и отступления.

Вакуумный усилитель тормозов и гидравлический усилитель рулевого управления, конечно, облегчали жизнь водителю, но все равно «детские болезни» ГАЗ-23 давали о себе знать, поэтому часть машин имела закрепленные в багажнике чугунные плиты. Область применения «Волг» была широка: их использовали для сопровождения кортежей, несколько машин наружного наблюдения принадлежало гаражу 9-го управления, еще четыре штуки работало в 10-м спецбатальоне ГАИ на улице Добролюбова…

Турбокирпич

В конце 1960-х на Московском ипподроме пользовался бешеной популярностью гонщик по фамилии Кирпичников, а по прозвищу, соответственно, Кирпич. Он в свободном классе выступал на новом тогда автомобиле ЗАЗ-966 «Запорожец» с «волговским» мотором. Ему не было равных.

Сочетание мощного двигателя с легким кузовом не оставляло конкурентам шансов на победу. По заданию Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) Кирпич в 1968 году изготовил еще две такие машины для скрытого наблюдения.

Они имели по два радиатора охлаждения, стоявших слева и справа от мотора и обдуваемых через стандартные «уши» и короткие глушители. Собственно, звук выхлопа их и выдавал, весь остальной конспиративный антураж был соблюден до мелочей — от плюшевой игрушки за задним стеклом до простецкого деревенского парня за рулем.

Одну машину разбили почти сразу, другая, василькового окраса, жила в гараже на Петровке и успешно выполняла различные оперативные задания до середины 1970-х.

Источник: https://www.PopMech.ru/vehicles/9440-pritvoryashki-pravitelstvennye-avtomobili/

Первый автомобиль государства: От Ленина до Путина

В 2014 году на высшем государственном уровне было принято решение о том, что автопарк президента России должен состоять исключительно из автомобилей отечественного производства. После этого в РФ начались дискуссии об автомобиле первого лица страны.

Скептики использования исключительно российских автомобилей утверждают, что таким образом безопасность первого лица государства может оказаться под угрозой, а сторонники уверены, что никто не создаст лучший автомобиль для президента, чем автопром родного государства.

Однако, даже в годы расцвета отечественного автопрома, лидеры СССР и России передвигались на иностранных машинах.  

Ленин и автомобильное наследство Николая II

Первый руководитель СССР Владимир Ленин передвигался на французском автомобиле Turcat-Mery 1915 года выпуска, которым до этого владела старшая дочь царя Николая II Великая Княжна Татьяна. После Татьяны недолгое время на автомобиле передвигался председатель временного правительства Александр Керенский.

С этим автомобилем связана криминальная история, когда Turcat-Mery угнали прямо из под стен Смольного и хотели переправить за границу. На поиск транспортного средства были подняты лучшие кадры сыска. Через время автомобиль нашли в гараже пожарной части в районе советско-финской границы.После угона Владимир Ленин пересел на другой автомобиль.

Его выбор пал на Delaunay-Belleville 45 французского производства, который также был взят с императорского дворца. Однако «Ильич» проездил на Delaunay-Belleville менее недели. 1 января 1918 года во время покушения на Ленина злоумышленники превратили в решето кузов автомобиля, и он не подлежал восстановлению.

 
Для нового автомобиля соратники «Вождя мирового пролетариата» поступили по привычке — обратились к гаражу Николая II. Новым автомобилем стал Renault 40CV, но и этот автомобиль не долго прослужил Ленину. В начале 1918 года машину угнали, как и Turcat-Mery, при этом угонщики буквально вышвырнули из салона первого руководителя СССР.

Следующий автомобиль — открытый гоночный Rolls-Royce Silver Ghost 1914 — озадачил своим выбором соотечественников. Поскольку автомобиль был предназначен для гонок, его салон был очень неудобным. Однако именно благодаря спортивному предназначению автомобиля Ленин смог выжить после покушения Фанни Каплан.

После ранения водитель Rolls-Royce на большой скорости смог уехать с места покушения и доставить раненого к больнице.

Кто знает, если бы не быстрый Rolls-Royce Silver Ghost 1914, то «Вождя» могли и не довести до больницы. После покушения Ленин пересел на лимузин Rolls-Royce Silver Ghost, вместо гоночной машины.

На этом автомобиле первый руководитель СССР проездил до самой смерти. В 1921 году автомобильные инженеры решили пойти на эксперимент и вместо задних колес установил гусеницы, а вместо передних… лыжи, превратив автомобиль в автосани.

Любитель «американцев» Иосиф Сталин

Следующий руководитель СССР Иосиф Сталин пересел на новый автомобиль с первого дня правления государством. Место Rolls-Royce Silver Ghost занял американский Buick.

Сталин, в отличие от Ленина, не любил автомобили британского или французского производства и практически всю жизнь на посту первого лица СССР передвигался на технике из США. После пересел на бронированный лимузин Packard Twin Six, подаренный ему президентом США Франклином Рузвельтом.

Именно этот автомобиль стал свидетелем одних из самых значимых событий XX века — ялтинской и постдамской конференции, из его окна осматривал Берлин в 1945 году Иосиф Сталин.

Несмотря на любовь к американским автомобилям, Сталин все же решил, что руководитель страны должен передвигаться на отечественной технике и дал задание автомобильным заводам разработать транспортное средство для первого лица государства.

Читайте также:  Топ 5 лучших советских истребителей

Ленинградский завод Красный путиловец создал автомобиль Ленинград-1, но тот не понравился Иосифу Виссарионовичу, а вот детище завода имени Сталина — ЗИС-1 — пришлось по душе.

В годы Великой Отечественной войны завод имени Сталина усовершенствовал автомобиль и выпустил ЗИС-115 с двигателем мощностью 162 лошадиных силы и защищенный лучшей на то время броней. 

Щедрый Никита Хрущев

Пришедший после Сталина к власти Никита Хрущев любил американские автомобили, но после назначения на главный пост СССР пересел на все тот же ЗИС-115 и открытый ЗИС-110.

Время от времени Хрущев передвигался на любимом Cadillac, но большую часть времени автомобиль простаивал. Во время Женевской конференции 1955 года Хрущев увидел автомобиль Chrysler американского президента Эйзенхауэра и захотел передвигаться на таком же.

С оглядкой на Packard Сaribbean советские инженеры к 1958 году создали ЗИЛ-111.

Никита Хрущев часто дарил свои автомобили. Так, Ленинградскому НИИ достался Mercedes-Benz 300 SL, кабриолет Renault Florida — дочери Раде, а его сын Сергей передвигался на Fiat 2300. Самый щедрый подарок получил дом-интернат пожилых большевиков, которому генсек презентовал Rolls-Royce Silver Cloud времен Ленина.

Лихач Леонид Брежнев

Леонид Брежнев вошел в историю не только как пятикратный Герой Советского Союза, но и большой любитель автомобилей. К закату карьеры автопарк «дорогого Леонида Ильича» исчислялся 50 машинами, часть из которых генсек получил в подарок.

Так, королева Великобритании Елизавета II подарила ему Rolls-Royce Silver Shadow, Ричард Никсон презентовал Cadillac Eldorado и Lincoln Continental, канцлер ФРГ Вилли Брандт вручил ключи от Mercedes-Benz 600 Pullman, а итальянские коммунисты — Maserati Quattroporte.

Но на официальные мероприятия Брежнев приезжал, причем, не редко и сам был за рулем и водил автомобиль на большой скорости, на отечественном ЗИЛ-114, который неоднократно изменялся за годы правления Леонида Ильича. В последние годы пребывания у власти генсек передвигался на переделанном ЗИЛ-114 в инвалидный автомобиль, поскольку на другом транспорте теряющий здоровье Брежнев передвигаться попросту не мог.

Последние три правителя СССР — Андропов, Черненко, Горбачев — использовали автомобили, которые достались им от Брежнева и особенными предпочтениями не запомнились. Единственное, на что стоит обратить внимание, так это на усовершенствованный ЗИЛ-41045, созданный для Юрия Андропова, которым, кстати, пользовался и первый президент России Борис Ельцин.

Однолюб Борис Ельцин

ЗИЛ-41045, перевозивший Бориса Ельцина, был его единственным служебным автомобилем за все почти 10 лет правления. Стекла лимузина могли выдержать выстрел снайперской винтовки, защитить от атаки с автомата Калашникова, а салон защитил бы президента от взрыва ручной гранаты. В салоне автомобиля не было никаких излишеств — элементы интерьера были выполнены из кожи и карельской березы.

На данный момент ельцинский ЗИЛ находится в музея Бориса Ельцина в Екатеринбурге. В конце карьеры Борис Ельцин пересел на Mercedes Pullman, но поездить на немецком автомобиле ему удалось совсем недолго из-за подачи в отставку.

Скромный автопарк Владимира Путина

Владимир Путин еще со времен премьерства ездил исключительно на шестиметровом Mercedes Pullman S600 Guard, который защищает первое лицо государства не только от стрелкового оружия и гранат, но и газовой атаки, и оснащен системой тушения огня. В отличие от автомобиля Бориса Ельцина, салон Mercedes оснащен по последнему слову техники и представляет из себя офис на колесах.

Путин известен как большой любитель автомобилей, но, по официальной информации, он владеет очень скромным автопарком. В декларации за 2014 год президент России указал, что владеет тремя автомобилями — ГАЗ М21, ГАЗ М-21-Р и Нива.

Сергей Сидорин

Источник: https://svopi.ru/automedia/96056

История с пробегом // Откуда на рынке появляются ретро-автомобили первых лиц СССР

Лимузин Бориса Ельцина выставлен на продажу. Стартовая цена Mercedes-Benz S-класса составляет почти 20 млн руб. Кто продает официальные автомобили первых лиц? И много ли на рынке их копий? Выясняла Аэлита Курмукова.

За последний месяц в России на торги выставили сразу два автомобиля, которые якобы принадлежали Борису Ельцину — один из них Mercedes-Benz S-класс Pullman продали через интернет, стартовая цена почти 34 млн руб.

Этот автомобиль экспонировался на Франкфуртском автосалоне 1995 года и предназначался канцлеру Гельмуту Колю, который от него отказался и передал своему другу Борису Ельцину, — так, по крайней мере, написал владелец машины, который разместил объявление на автопортале.

К лимузину прилагались документы Гаража особого назначения (ГОН), однако подлинны ли они, неизвестно.

Сейчас еще один Mercedes выставлен на продажу в автосалоне Санкт-Петербурга.

Есть документы из ГОН и фотография Бориса Ельцина рядом с этим автомобилем, рассказал «Коммерсантъ FM» владелец автосалона Gregory`s cars Григорий Брудный: «У первого российского президента был бронированный автомобиль, удлиненный на полметра, позже ему был привезен другой, уже длиннее на один метр. Машина находится в собственности автосалона, и уже есть покупатели. Стоимость сделки мы не разглашаем. Цена, которая указана в интернете, является справочной».

Стартовая цена автомобиля — 19,99 млн руб. Господин Брудный отказался сообщить имя последнего владельца Mercedes Ельцина, подчеркнув, что салон выкупил эту машину.

Генсеков обслуживали десятки автомобилей, и нередко на рынок попадает машина, которая лишь однажды перевозила первое лицо, говорит директор музея «Московский транспорт» Дмитрий Октябрьский: «Во всех республиках держали и представительские машины для визита первых лиц, и свои гаражи, которые никуда не делись после распада СССР. Так что, неудивительно, что есть автомобили, пассажирами которых первые лица государства были один раз в своей жизни».

В свободную продажу и на аукционы как раз и попадают машины генсеков из гаражей бывших советских республик. Автомобили, подаренные первым лицам президентами и послами других государств, никогда не выставлялись на торги.

По крайней мере, официальной информации не было. При этом, по словам Дмитрия Октябрьского, счет идет на тысячи, и большая часть из них осталась в России — в Гараже особого назначения ФСО, в музеях и частных коллекциях.

Так, известно, что изначально Иосиф Сталин питал страсть к американским машинам Packard. Но в 1947 году все правительственные иномарки заменили отечественными ЗИСами, бронированный лимузин остался только у генсека.

Во времена Хрущева бронированные машины исчезли, так как он предпочитал кабриолеты — ЗИС превратился в завод им. Лихачева, а Хрущев пересел в ЗИЛ-111 с открытым верхом. Леонид Брежнев на официальных приемах ездил на ГАЗ-13 и был ярым гонщиком.

Ему приписывают коллекцию, в которой было больше 300 автомобилей. Однако этот миф рассчитан на покупателей, говорят опрошенные «Коммерсантъ FM» эксперты.

Чтобы подтвердить провенанс, как принято говорить в антикварных кругах, и дороже продать лот, продавцы подделывают не только документы ГОНа, но и сами автомобили генсеков, делится коллекционер ретро-автомобилей Дмитрий Ломаков: «В серии Mersedes Benz «Gross», например, вышли всего 26 автомобилей.

Это машины начала 1930-х годов могли развивать скорость до 250 км/ч. Сейчас их в мире сейчас насчитывается 44, цена каждой машины —$5 млн. Такие экземпляры появляются после того, как новый кузов ставится на старые шасси и наоборот. Подобная практика была очень распространена в Польше, Германии и США».

Бронированный правительственный ЗИЛ стоит $1 млн, а если на нем ездили первые лица государства, цена возрастает в пять-десять раз.

Машины генсеков выставляют на торги и известные аукционные дома. Sotheby's в свое время даже организовал специальный аукцион ретрокаров в России. Среди лотов был ЗИЛ-41052 — автомобиль-бронекапсула,который возил Михаила Горбачева и Бориса Ельцина. При эстимейте в $450 тыс. покупателей так и не нашлось.

Источник: https://surfingbird.com/surf/istoriya-s-probegom-otkuda-na-rynke-poyavlyayutsya—3o.a47312

Гараж особого назначения: автомобили первых лиц государства от Николая II до Путина

Максим Стулов / Ведомости

В Сокольниках проходит «Олдтаймер-галерея» — выставка старинных автомобилей и технического антиквариата. Один из павильонов займет экспозиция, посвященная 95-летию Гаража особого назначения: коллекции автомобилей первых лиц государства. Выставка продлится всего пять дней, начиная с 4 марта (на фото: ЗИЛ-4105)

1/21

Максим Стулов / Ведомости

Полная масса ЗИЛ-4105 составляет более 5 т, для своего времени он являлся эталоном безопасности. На тестах бронированное стекло автомобиля треснуло от пули снайперской винтовки. Стекло пуля не пробила

2/21

Максим Стулов / Ведомости

Полноприводная «Волга» — ГАЗ-24-95 — была создана на базе УАЗа для поездок Леонида Брежнева на охоту. Корпус автомобиля сделали комфортным — от «Волги». Всего для Гаража особого назначения построили партию из пяти таких автомобилей, до наших дней сохранилось лишь два

3/21

Максим Стулов / Ведомости

Правительственный лимузин ЗИЛ-114 появился уже через три года после прихода к власти Брежнева

4/21

Максим Стулов / Ведомости

Рестайлинговая модель ЗИЛ-111Г получила в ГОНе прозвище «Григорий». На выставке будет показан автомобиль, обстрелянный у Боровицких ворот при покушении на Брежнева 22 января 1969 г.

5/21

Максим Стулов / Ведомости

ГАЗ-13 «Чайка» — представительский легковой автомобиль, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 г.

6/21

Максим Стулов / Ведомости

Капсульное бронирование, стекла толщиной 80 мм и пулестойкие шины делали ЗИС-115 1949 г. выпуска самым защищенным автомобилем в мире

7/21

Максим Стулов / Ведомости

В техзадании ЗИС-115 особо оговаривалось: внешне броневик не должен отличаться от серийных собратьев. Рычаг, расположенный в центре обшивки двери, помогает открыть тяжелое бронированное стекло

8/21

Максим Стулов / Ведомости

«Роллс-Ройс Фантом 1» 1925 г. выпуска — автомобиль вождя СССР Владимира Ленина. На протяжении 20-х гг. «роллсы» оставались любимой маркой советской номенклатуры

9/21

Максим Стулов / Ведомости

Гараж российского императора начался с «Делонэ Бельвиль Белвалет», и очень скоро царские «делонэ» с легко узнаваемыми бочкообразными капотами превратились в автомобильный символ российского самодержавия. Целый парк этих дорогих и престижных автомобилей достался по наследству руководителям молодого государства рабочих и крестьян

10/21

Максим Стулов / Ведомости

ЗИС-101, первый советский серийный лимузин — «советский бьюик», выпускавшийся на заводе им. Сталина (ЗИС), — стал флагманом автопрома предвоенных лет. Изначально он предназначался для обслуживания первых лиц государства

11/21

Максим Стулов / Ведомости

ЗИС-101А — модернизированная версия ЗИС-101, упрощенная и более приспособленная к советским дорогам не всегда с асфальтовым покрытием

12/21

Максим Стулов / Ведомости

BMW R1200RT выпускается с 2010 г. Эти мотоциклы находятся в распоряжении почетного эскорта первых лиц государства с 2012 г.

13/21

Максим Стулов / Ведомости

Ни в одном государстве мира нет эскортов первых лиц, которые сопровождают мотоциклы с колясками, утверждают организаторы выставки. Это зимний вариант почетного эскорта в России

14/21

Максим Стулов / Ведомости

ЗИЛ-41072 «Скорпион», 1989 г. Специальный автомобиль охраны и сопровождения оборудован подножками, наружными и внутренними поручнями по бокам кузова и в салоне

Читайте также:  9 советов по выбору ковра на пол: в гостиную, детскую, спальню

15/21

Максим Стулов / Ведомости

Автомобиль поддержки Chevrolet Suburban К2500 Silverado обычно идет позади кортежа. Пластиковые накладки на «кенгурятник» защищают фары автомобиля от камней. Тяжелый внедорожник с мощным мотором отлично подошел на роль автомобиля сопровождения и охраны

16/21

Максим Стулов / Ведомости

Бронированные «Гелендвагены» президентской охраны имеют отличия от обычных машин. Изменения направлены на обеспечение сектора обстрела из машины практически по кругу, в том числе и на скорости

17/21

Максим Стулов / Ведомости

«Мерседес-Бенц S600». Первые лица СССР для официальных поездок использовали исключительно отечественные автомобили. Но при Ельцине в главный гараж страны начали поступать иномарки, а наиболее востребованными оказались шестисотые «мерседесы»

18/21

Максим Стулов / Ведомости

«Мерседес-Бенц 600» в кузове W100 Леонида Брежнева

19/21

Максим Стулов / Ведомости

«Мерседес-Бенц S600 Пульман Гард» — заводская версия бронированного лимузина. На таком автомобиле передвигается в Москве российский президент Владимир Путин

20/21

Максим Стулов / Ведомости

Охотничий «Мерседес» первого президента России Бориса Ельцина. Пассажирское сиденье справа от водителя снято, чтобы Ельцин мог комфортно сидеть при его высоком росте. На стекле этого автомобиля есть специальная накладка, чтобы стрелять из ружья, не выходя из машины

21/21

Источник: https://www.vedomosti.ru/auto/galleries/2016/03/04/632571-avtomobili-pervih-lits-gosudarstva

Автомобили вождей СССР

Главе государства обычный автомобиль не пойдет. Ему нужно что-то особенное. Мощное, быстрое, комфортное. А главное — безопасное, на случай покушения. В СССР к пониманию важности этих пунктов пришли не сразу.

Злоключения отца революции

Когда революция отгрохотала, Владимир Ленин ездил по петроградским улицам на Turcat-Mery, выпушенном в 1915 году.

Прежде автомобиль был собственностью старшей дочери Николая Второго Татьяны, а затем достался по «наследству» Александру Керенскому. Вообще, биография у этого «француза» богатая. В 1917 году его даже угоняли.

Причем со двора Смольного. Покусились на него контрабандисты, но автомобиль был быстро найден недалеко от границы с Финляндией.

После Turcat-Mery Ленину достался Delaunay-Belleville 45, который тоже ранее принадлежал Романовым. Но на нем долго он не проездил. На Владимира Ильича совершили покушение. И хоть он сам не пострадал, но машина после обстрела не подлежала восстановлению.

Место Delaunay-Belleville занял Renault 40CV (также из гаража царской семьи). В 1919 году машину угнали. Ленин не пострадал и присмотрел себе открытый 55-сильный Rolls-Royce Silver Ghost. До переворота этот автомобиль принадлежал Михаилу Романову, родному брату свергнутого императора. Это машина была не похожа на предыдущие.

Она предназначалась для горных гонок. И соответственно, была узкой, не отличалась комфортом и много кушала. Зато эта «тачка» оказалась скоростной. По мнению историков, именно этот автомобиль спас жизнь Ленину после покушения Фанни Каплан. Если бы машина была не такой быстрой, отец революции умер бы в пути от потери крови.

Читайте по теме

Автомобили-лилипуты армии СССР

Маленькие герои предполагаемой большой войны

Затем СССР закупил аж 73 длиннобазных Rolls-Royce. На одном таком автомобиле Ленин и ездил до самой смерти.

Американские вкусы Сталина

Иосиф Сталин также ценил в автомобилях скорость. Сначала он перемещался по столице на Vauxhall, доставшимся от императрицы Александры Федоровны. Затем ему достался 12-цилиндровый Packard Twin Six с брезентовой крышей.

Когда власть оказалась в руках Сталина, он распорядился выписать из-за океана партию Cadillac, Buick, Lincoln и Packard. Последняя предназначалась именно Иосифу Виссарионовичу.

А в 1935 году американский посол передал ему подарок от президента США Франклина Рузвельта — бронированный Packard Twelve. Именно этот автомобиль стал любимым у отца народов.

На нем он приезжал и на Тегеранскую, Ялтинскую и Потсдамскую конференции. Из-за стекол этого лимузина он глядел на поверженный Берлин.

Как известно, Сталин поручил ленинградскому заводу Красный Путиловец создать автомобиль, взяв за образец Buick-30−90. Но… модель Ленинград-1 получилась не слишком удачной. Поэтому за дело взялся завод имени Сталина. Именно там был создан ЗИС-101 — автомобиль представительского класса. Затем появился ЗИС-110. И его спецверсия для вождя — ЗИС-115.

Догонялки с США

Как и предшественник, Никита Сергеевич Хрущев души не чаял в творениях американского автопрома. Еще в начале карьеры, когда он занимал должность первого секретаря ЦК КП (б) Украины, Хрущев гонял на 12-цилиндровом Lincoln Zephyr. Когда же закончилась война, он получил Cadillac Fleetwood. Кстати, эту машину добыли из ставки Гитлера под Винницей.

Впрочем, когда дело доходило до официальных мероприятий, Хрущев приезжал на «сто десятом» ЗИСе. Любопытно, что после повышения, Хрущев забрал с собой в Москву Cadillac Fleetwood. Правда, потом он от него избавился.

В столице Никита Сергеевич ездил либо на «сто десятом», либо на «сто пятнадцатом» ЗИСе. Но в 1955 году на Женевской конференции он увидел «Крайслер» Дуайта Эйзенхауэра.

Этот автомобиль его неприятно поразил, поскольку на его фоне отечественные ЗИСы смотрелись допотопными. Советским инженерам дали задание — создать нечто подобное. Так появился ЗИЛ-111.

А его «музой» стал Packard Сaribbean.

ЗИЛ не смог стать законодателем мод. Тому виной Lincoln Continental, на котором разъезжал Джон Кеннеди. Вновь была поставлена задача наверстать упущенное. Но «догнать и перегнать Америку» не получилось. Хотя, надо отдать должное, ЗИЛ-111 был на тот момент вполне современным автомобилем. На этом игру в догонялки с США решили прекратить.

«Колеса» для Брежнева

Леонид Брежнев был заядлым автомобилистом. Начинал он с Buick 90 Limited. А к концу жизни генсек владел автопарком, насчитывающим порядка полусотни различных автомобилей. Кстати, там были не только иномарки, но и творения отечественного автопрома. Главной же звездой коллекции считался 6-дверный пульмановский Mercedes-Benz. Тогда этот «немец» считался лучшим из лучших.

Кроме этого, в гараже Брежнева находились: Maserati Quattroporte, Cadillac Eldorado, Lincoln Continental, Nissan President, Rolls-Royce Silver Shadow и многие-многие другие автомобили. Примечательно, что почти все они — подарки. Например, от королевы Елизаветы II и президента Ричарда Никсона.

Кроме автомобилей, Брежнев любил охоту. Поэтому специально для него на Горьковском автозаводе было создано несколько полноприводных ГАЗ-24−95. В седан была имплантирована трансмиссия от «четыреста шестьдесят девятого» УАЗа. Машина была и комфортной, и проходимой.

Читайте также

Горбачев и новое время

Юрий Андропов и Константин Черненко у власти пробыли слишком мало, и потому никакими особенными автомобилями обзавестись не успели.

Когда бразды правления перешли к Михаилу Горбачеву, ему достался ЗИЛ-41047. Этот же автомобиль впоследствии перекочевал к Борису Ельцину.

В горбачевский период был создан и последний советский лимузин — ЗИЛ-4102. Этот автомобиль отличался несущим кузовом и полностью независимой подвеской. После него новых отечественных моделей представительского класса больше не выпускалось. В эпоху перемен стало не до них, и на первые роли вышли Mercedes-Benz S-класса.

Источник: https://svpressa.ru/auto/article/179601/

Козырные колёса: на чём ездили первые лица СССР

Чешский писатель-коммунист Адольф Гофмейстер писал о своих впечатлениях от очередного визита в Москву 1920-х: «Я ещё никогда не видел такого скопления Роллс-Ройсов, которое наблюдал однажды вечером на набережной Москвы-реки».

Загрузка…

Первым руководителям CCCР достался автопарк последнего российского императора, его приближённых, а также автомобили, реквизированные у частников.

Среди машин, которыми сразу после революции пользовались члены ВЦИК и Совета Народных Комиссаров во главе с Лениным, были модели самых престижных в то время марок, в том числе Delannay-Belleville, Turcat-Mery и большой Renault 40 CV с 7,5-литровым мотором.

Именно этот автомобиль (на фото) использовали во время следственного эксперимента после покушения в 1918-м на Ленина. Правда, на какой машине вождь мирового пролетариата в тот роковой день приехал на завод Михельсона, историки спорят до сих пор.

Знаменитый Rolls-Royce 40/50 НР Silver Ghost с 50-сильным двигателем, на котором действительно возили Ильича, прекрасно сохранился.

С начала 1920-х годов руководство РСФСР очень полюбило самую престижную британскую марку. Машины покупали в Англии новыми и не очень подержанными.

Этот автомобиль с кузовом фирмы Barker сделали и отправили в Советскую Россию в 1921 году. В 1959-м отреставрированную на ЗИЛе машину перевезли в музей Ленина.

Второй автомобиль, тоже связанный с именем Ленина и тоже сохранившийся. Шасси изготовили 13 декабря 1922 г. и вскоре отправили в Петроград. А кузов — отечественный, сделанный на бывшей фабрике П. Ильина в Каретном ряду в Москве, ставшей 4-м Государственным автозаводом (4-й ГАЗ).

На этой машине Ильича возили вплоть до его смерти в 1924-м (в тот год в Гараже особого назначения числились уже восемь Роллс-Ройсов), но не на гусеничном ходу, как писали многие годы. На гусеничный ход конструкции Адольфа Кегресса — эмигрировавшего после революции начальника Императорского гаража, этот автомобиль поставили лишь в 1928 году.

А Ленина зимой возили, скорее всего, на американском автомобиле Packard, поставленным на гусеничный ход ещё до революции.

Первый советский автомобиль, имевший шансы (хотя и мизерные) стать правительственным.

БТАЗ-1 (Бронетанковый автомобильный завод), известный также под именем Промбронь-С, представлял собой модернизированный, еще предвоенный Руссо-Балт серии С.

Одну машину в 1922-м подарили председателю ВЦИК Калинину, еще одну, в 1923-м, передали для Ленина. Судя по всему, вождей на этих машинах так и не возили.

До середины 1930-х годов автомобили Rolls-Royce были одними из основных в главном гараже страны. Пока еще даже высшее руководство (на фото — И. Сталин, К. Ворошилов и С. Буденный) ездили в открытых машинах. Но скоро этому надолго придет конец.

Кроме британских автомобилей для руководства СССР покупали и иные, но тоже самые дорогие, самых престижных в мире марок. В Москве попадались Hispano-Suiza, Isotta-Fraschini и, конечно, американские машины Cadillac, возможно, даже серии 452 — с двигателем V16. Один из Кадиллаков, в частности, был закреплен за С. Орджоникидзе — членом Политбюро ЦК ВКП(б), наркомом тяжёлой промышленности.

Немало закупили и американских Линкольнов серии К с двигателями V12. Такие машины служили не только в правительственном гараже, но даже и в Интуристе, где обслуживали самых почётных гостей СССР. На фото: Lincoln охраны первых лиц государства.

Кроме открытых, в Страну Советов поступали и закрытые Линкольны. Один из них в 1934-м подарили «буревестнику революции», пролетарскому писателю Максиму Горькому. Он тоже в известной степени был вождем — советских «акул пера». После смерти писателя машина долго оставалась в его семье, нынче — в Рижском Мотор-музее.

Во второй половине 1930-х руководители постепенно пересели на американские лимузины Packard. Увидеть руководителей в открытых машинах стало немыслимым. Флагманом страны стал 12-цилиндровый Packard Twelve серии 1508 с базой 3670 мм. Двигатель объемом 7,7 л развивал 180 л.с.

Первый бронированный автомобиль в ГОНе появился в 1936-м. Есть версия, что его подарил Сталину президент США Рузвельт. Впрочем, это маловероятно, хотя бы потому, что у президентов США бронеавтомобили появились позже.

Более правдоподобная история, которую некогда довелось слышать из «компетентных источников»: машину полностью бронировали уже в СССР.

Советский ЗИС-101, производство которого начали в 1936-м, высших руководителей никогда не возил. На нем ездили начальники куда ниже рангом. В 1937-м в ГОНе было девять Роллс-Ройсов, шесть Кадиллаков и десять Паккардов.

Большинство последних — небронированные модели Eight с «восьмеркой» мощностью 120 л.с. Немало Паккардов дожили в частных руках до совсем других времен.

Некоторые (в частности, тот, что на фото) в 1970-е выезжали на парады старых автомобилей.

Помимо наиболее дорогих американских моделей руководители иногда, особенно во время войны, пользовались и автомобилями рангом пониже, пишет автор сайта ЗаРулём.

Packard главного гаража страны, возивший во время Ялтинской конференции премьер-министра Великобритании У. Черчилля. Февраль, 1944 год, аэродром Саки.

Источник

Источник: https://freedom-news.ru/kozy-rny-e-kolyosa-na-chyom-ezdili-pervy-e-l/

Ссылка на основную публикацию