Насколько актуальны советские объективы в наше время

Советские объективы на цифровых камерах. Зачем?

Коллекционеры — люди с ушибленной головой. Отлично знаю, т.к. сам такой :о) Резоны у коллекционеров свои и многим непонятны.

В этой статье мы подумаем над тем, стоит ли использовать советскую оптику на современных камерах. Причем подумаем с позиции фотолюбителя, который энтузиаст, но без фанатизма. Этот человек не испытывает удовольствия от просто верчения в руках древнего девайса. Ему нужна конкретная польза / выгода / результат.

Что представляет собой советский объектив?

Это изделие из стекла и металла. Очень надежное. Очень много оптики прошло сквозь все годы и сохранило работоспособность на 100%.

В советских объективах нет электроники. Не бывает автофокусных советских объективов. Вся советская оптика – мануальная.

Почти все советские объективы — фиксы. Т.е. имеют фиксированное фокусное расстояние. В Союзе выпускались трансфокаторы (на современный манер — зумы). Их было даже несколько видов. Но фиксы составляют абсолютное большинство парка советской оптики.

Среди советской оптики немало светосильной. Сделать светосильный фикс не так уж сложно. Оптика наука немолодая и светосильные объективы в Союзе делать вполне умели.

Сейчас все бренды предлагают фотолюбителям недорогие зеркалки. Прогресс не стоит на месте и качество матриц, скорость процессоров, цепкость фокусировки и прочие свойства любительских зеркалок все меньше отличаются от более продвинутых камер. Технологии и электроника дешевеют.

А вот с оптикой ситуация немного иная. Профессиональная оптика очень дорогая. Бюджетные зумы, которыми комплектуются любительские киты — заметно уступают в качестве продвинутой оптике. Довольно многие любители хотели бы попробовать что-то более качественное и светосильное. Но цены на оптику кусаются.

Вот в этом случае стоит обратить свое внимание на старую мануальную оптику вообще и советскую в частности.

Качество оптики советских объективов

Может ли советский объектив обгонять в качестве современные аналоги от крупнейших брендов? Если речь идет о совокупности таких свойств как резкость, контраст, отсутствие искажений, цветопередача, устойчивость к бликам в контровом свете и если подходить очень строго — НЕТ, не может.

Все-таки технологии развиваются. Корпорации разрабатывают новые виды оптического стекла, новые типы оптических элементов, новые материалы для просветления. Компьютеры просчитывают и моделируют оптические схемы куда эффективнее, чем это было возможно во времена СССР.

Можно ли говорить, что советская оптика — полный отстой? Тоже ни в коем случае нельзя. Технологии берут свое, но сформировать на пленке (матрице) изображение — не так уж сложно — можно и вообще без оптики. Стаканом с дыркой.

Если говорить по простому, сделать достойный фикс— это все-таки «не космическая наука». Все что для этого нужно в Союзе делать умели.

В итоге, преимущества современных объективов — есть, но они не всегда видны. И не всем видны. Часто, нужно сделать снимок в специально подобранных условиях, и попросить специалиста пристально его поразглядывать, чтобы тот нашел недочеты.

К чему я веду? К тому, что советская оптика скорее всего не даст прироста качества, т.е. не улучшит резкость, контраст, цветопередачу и т.д. Ну разве что у вас особо неудачная модель бюджетного зума. Все-таки фиксы изначально имеют фору по качеству перед зумами. Даже, если фикс старый, а зум современный.

Но и ухудшения качества фотографий вы с советским объективом вряд ли получите.

Качество изображения — совсем не тот критерий, который должен рассматриваться в первую очередь.

Качество сборки советских объективов

На этот счет есть немало легенд.

Кто-то считает, что советская оптика являет собой вершину технологий того времени. Потому,что могучая страна в первую очередь заботилась о качестве и надежности. И только потом о разных глупостях типа экономии затрат.

Кто-то напротив уверен, что на конвейерах сидели вечно пьяные разгильдяи, линзы забивались на посадочные места молотком, смазка в узлы диафрагмы лилась из ведра через край, а с потолка непрерывно сыпался песок.

Не правы ни те, ни те. Все как всегда сложнее и истина где-то посередине. Брак был и его было немало. Особенно удручающе все стало выглядеть с поздне-перестроечных времен. Тогда — да.

И винты частенько не дожимались и стружка металлическая на линзах откуда-то появлялась, и избыток смазки был. Была также техника сырая чисто конструктивно.

Она выходила из строя не из-за производственного брака, а по причине низкой надежности самой конструкции.

Но если рассматривать период, когда Союз не начал еще трещать отчетливо и рассматривать массовые проверенные временем и любимые фотографами модели объективов — нарваться на заводской брак шанс минимален. Не выше, чем при покупке современной техники.

Зачем? В основном для экономии!

Логика простая. Советские объективы не лучше современных. Но они существенно дешевле при прочих почти равных возможностях. Если вас перестал устраивать ваш штатный зум и вам хотелось бы чего-то поинтереснее и более светосильное, вы можете купить современный светосильный фикс. При этом вы получите максимум всего. Но заплатите как за чугунный мост.

А можете купить советский объектив. Заплатите в 10-20 раз меньше. Не во всех случаях. Есть сильно переоцененные советские объективы. Но недорогих отличных вариантов много. Потеряете автофокусировку и управление диафрагмой из тушки. Но все остальные плюшки будут ваши. И вполне высокое качество картинки и высокая светосила и высочайшая надежность и т.д.

Боке — как много в этом звуке

Есть еще один важный аспект. Говоря о качестве мы до сих пор имели в виду такие показатели как резкость, контраст, цветопередача. Эти показатели поддаются строгому инструментальному измерению и современные фирмы-производители объективов непрерывно совершенствуют эти характеристики у своей продукции. Советской технике тут не угнаться. Хотя бы потому, что она стоит на месте. :о)

Но есть показатель, который тоже очень важен, но его нельзя измерить. Это — Боке. Этим термином называют художественно привлекательное размытие заднего фона. Причем особенно важна именно художественная привлекательность.

Резкость можно измерить и резкие изображения одинаковы с т.з. резкости. А вот степень нерезкости, художественные свойства размытия объектов в зоне нерезкости — измерить нельзя. Восприятие красивости размытия — это вопрос субъективных ощущений. И фишка в то, что рисунок в зоне нерезкости объективы размывают по разному. Кому-то нравится размытие одного объектива, кому-то другого.

Технически размытие тем сильнее, чем более открыта диафрагма при снимке, чем дальше задний фон и длиннее фокусное расстояние объектива.

Но при одинаковой степени (силе) размытия объективы дают еще немного разный рисунок в зоне размытия. Т.е. размывают, возможно, одинаковой силой, но немного по разному.

Строго говоря, отличия не такие уж большие, но все же заметные. Очень характерным размытием обладают объективы семейства Гелиос-44 — они немного закручивают фон.

Так вот именно рисунок размытия является основным поводом использовать советскую оптику. Размытие — показатель субъективный, а следовательно, современные объективы не могут быть лучше по этому показателю. Они просто другие.

И еще. Если вы фотографируете пейзажи и у вас есть объектив, который вас устраивает, например, по резкости и разрешающей способности, то вам нет резона покупать второй объектив с аналогичными параметрами. Зачем второй такой-же резкий?

А вот если вы снимаете портреты, ваша логика может быть немного иной. Если ваш объектив имеет приятный индивидуальный рисунок размытия и вам он нравится, — вам все-таки вполне резонно попробовать объективы разных систем. Они будут придавать вашим снимкам художественное разнообразие.

Но покупать несколько современных объективов только чтобы получать разнообразие рисунков размытия — честное слово, накладно.

А вот завести 2-3 советских объектива это вполне разумно. Все эти модели будут из верхних строчек рейтингов советских портретиков, а стоить все вместе будут дешевле одного современного.

Поматросил и бросил

Рассматривая поводы приобрести советскую оптику я полагаю нужным рассмотреть еще такой аспект, как оптика для редкого использования.

Существуют объективы творческие и узкоспециализированные. Например, сверширокоугольники (фиш-ай, fish-eye) или сверхдлиннофокусники. Поснимать таким объективом очень интересно, но скорее всего ваши отношения с ним не выйдут за пределы понятия «поприкалываться». Очень уж специфическая оптика.

На Avito масса предложений новых 1-2 раза использованных объективов Фиш-ай. Попробовать хочется, но интерес быстро проходит, а ничего дельного в повседневной практике такая система предложить не может. Вот и несут продавать.

Покупать современный объектив из такого числа — пустая трата денег. А вот советский купить не так накладно. Правда, такого вида советская оптика стоит не копейки. 5-7 тысяч рублей придется выложить. Но все равно это в разы дешевле нового импортного изделия. Если очень уж хочется, можно себе позволить.

Т.е. резон в конечной степени по-прежнему сводится к экономии.

Неожиданно, но в случае сверхширокоугольных или сверхдлиннофокусных объективов — не так критичен основной недостаток советской оптики — отсутствие автофокуса.

У сверхширокоугольников такая большая ГРИП, что смело можно выставить объектив на гиперфокальное расстояние и забыть вообще о фокусировке.

А современные импортные сверхдлиннофокусники, если они как и советские имеют зеркально-линзовую конструкцию, — также лишены автофокуса. Эта конструкция объективов имеет очень низкую светосилу, что все равно не позволяет камерам фокусироваться автоматически.

За бортом

Хорошо, а какие советские объективы не стоит сейчас использовать? Заранее предупреждаю, что высказываю только свое частное мнение. И применимо это мнение только для людей, который в советских объективах видят только средство получения фотоизображения и ничего более.

А мнение это таково: Не стоит пытаться использовать широкоугольники от 28 мм и длиннее вплоть до 50 мм.

Почему? Потому, что от этих объективов требуется стандартный набор показателей, таких как резкость, контраст, разрешающая способность, цветопередача, отсутствие искажений, устойчивость к контровому свету.

Светосила им в большинстве случаев не нужна. Ее все равно разменивают на ГРИП. В итоге, те параметры, которые вам нужны — у вашего штатного зума — скорее всего не хуже.

Использовать ли объективы 50-58 мм?

А как хотите.

На полном кадре я считаю этот диапазон неудобным. Об этом есть небольшая отдельная статья. Соответственно, по моему мнению не стоит использовать. Разве что именно интереснее попробовать.

На кропе получите неплохой короткий портретик, поэтому есть смысл использовать.

Что попробовать?

1. Портретики

На полном кадре это: — Юпитер-37А 3,5/135 (2500 р. Здесь и далее показаны разумные цены на Avito на ноябрь 2016) — Юпитер-9 2/85 (4000 р.) — Таир-11А 2,8/135 (5000 р.)

— Юпитер-21М 4/200 (2500 р.)

Источник: http://fotoussr.ru/articles/sovetskie-obektivy/

5 Лучших объективов для портретной съемки сделанных в СССР

В настоящее время все больше фотографов используют старую советскую оптику на современных цифровых камерах. Причин тому несколько и самая главная из них – это, конечно, доступная цена. Объектив под знаком «Сделано в СССР» стоит в разы дешевле аналогичного современного.

У советских объективов имеется свой уникальный, художественный рисунок, который как раз хорошо подходит для фотографирования портретов. Кроме того, современные объективы характеризуются сложностью оптической схемы и применением в конструкции порой нескольких десятков линз.

Однако каждая новая линза приводит к неизбежным потерям на границах воздух – стекло или в самом стекле, причем порой не спасают даже специальные мульти просветляющие покрытия.

Старые фикс-объективы в большинстве своем основаны на несложной оптической схеме и имеют всего три – семь линз, что для портретной съемки можно рассматривать как преимущество, нежели недостаток.

Еще нужно отметить такой факт, что старые советские объективы отличаются прочной и надежной металлической конструкцией, использованием только настоящих стекол в оптической схеме. Поэтому, даже несмотря на год выпуска, они и сейчас находятся в превосходном состоянии.

Все представленные в рейтинге объективы можно устанавливать на любые современные цифровые камеры, использую специальные переходники.
(переходники на Canon, Nikon, Sony Alpha/NEX, Micro 4/3, FujiFilm, Samsung NX, Pentax, Nikon 1 можно приобрести здесь — www.fotorox.ru)

Читайте также:  Топ 5 лучших советских истребителей

Пять лучших советских портретных объективов

1. Гелиос 44-2 58мм f=2.0

Гелиос 44-2 является ярким представителем мягкорисующей оптики. Этот объектив позволяет создавать мягкие, «воздушные» изображения и скрывать мелкие недостатки или неровности кожи.

Гелиос 44-2 позволяет получать не слишком контрастные, «воздушные» фотографии с красивым, слегка закрученным боке. Применение подобного объектива с открытой диафрагмой f/ 2.

0 и контрастным освещением позволяет размыть задний план с созданием фона, не отвлекающего от основного сюжетного центра фотографии.
Гелиос 44-2 является самым недорогим объективом из данного рейтинга.

Приобрести этот объектив в отличном состоянии и с гарантией 12 месяцев можно здесь — helios44-2.ru

2. Юпитер-37А 135мм f=3.5

Объектив «Юпитер-37А» – один из лучших примеров советской оптики.

Данный объектив обладает множеством замечательных характеристик, включающих невысокую стоимость для такого фокусного расстояния, приличную светосилу, ирисовую 12-ти лепестковую диафрагму, резкость на открытой диафрагме f/3.

5, красивое боке которое даёт хорошее размытие дальнего плана, компактность. На кропе матрицы APS-C он выдает фокусное расстояние 200 мм. Изменение диафрагменного числа происходит плавно, значения не фиксируются.

На открытой диафрагме f/ 3.5 получаются достаточно мягкие, пластичные портретные снимки, а при закрытии диафрагмы возможностей объектива хватает на обеспечение необходимой резкости практически для любых задач.

Юпитер-37А имеет сразу двенадцать лепестков диафрагмы и отлично справляется с размытием заднего фона.

Чтобы не было размытости из-за дрожания рук, рекомендуется вести съемку на выдержках менее 1/200.

При использовании объектива на цифрозеркальных фотоаппаратах для получения высокого качества снимков следует выставлять режим повышенной цветовой насыщенности и контраста .

Если в камере отсутствует замер экспозиции, нужно сделать пробный снимок, и затем с помощью гистограммы или на глаз определить, какой она должна быть, сделать поправки.

Приобрести этот объектив в отличном состоянии и с гарантией 12 месяцев можно здесь — jupiter-37a.ru

3. Таир 11А 2,8/135

Таир 11А — это светосильный объектив с просветленной оптикой. Объектив разрбатывался для портретной, групповой съемки. В 1958 году на всемирной выставке в Брюсселе объектив Таир 11а удостоился Гран-при.

При съемке объектив позволяет контролировать глубину резкости и получать фотографии с красиво размытым фоном. Большая светослиа позволяет веделять небольшые зоные резкости, что имеет важное занчение для портретной съемки.

Достоинством объектива является 20 ти лепестковая диафрагма, благодаря этому получается ровное круглое боке.

Приобрести этот объектив в отличном состоянии и с гарантией 12 месяцев можно здесь — http://goo.gl/AmFiSY

4. Юпитер-9 2/85

Удачный аналог Carl Zeiss Sonnar 85/2. Обладает мягким, красивым рисунком и превосходным разрешением. Юпитер 9 имеет высокую светосилу для объектива с фокусным растоянием 85 мм, что дает возможность легко управлять глубиной резкости. В объективе используется диафрагма с 15 лепестками, которая отлично подходит для съемки портретов и создания красивого , ровного эффекта боке.

Приобрести этот объектив в отличном состоянии и с гарантией 12 месяцев можно здесь — http://goo.gl/6DaX4s

5. Гелиос 40-2 85мм f=1.5

Гелиос 40-2 единственный объектив из представленных в в рейтинге, который до сих выпускается на Красногорском Механическом Заводе. В настоящее время объектив производится ь малыми партиями с применением многослойного ахроматического просветления, кроме резьбового крепления М42 выпускаются объективы c байонетами Canon EF и Nikon F.

Объектив Гелиос 40-2 фокусным расстоянием 85 мм и светосилой f/ 1.5, безусловно, является одним из лучших советских портретных объективов. Он предназначен для портретной и уличной фотосъемки. Он имеет ирисовую диафрагму и кольцо предварительной установки.

Данная оптика достаточно массивная и громоздкая. Впрочем, это касается почти всех советских объективов. Гелиос 40-2 выпускался Красногорским механическим заводом с 1970 года. С точки зрения особенностей формируемого им изображения, можно отметить несколько деталей.

Во-первых, объектив Гелиос 40-2 создает объемную и очень пластичную картинку, он легко переводит двухмерное изображение в трехмерное. Во-вторых, этот советский объектив обеспечивает мягкую прорисовку деталей, фотографии получаются мягкими, не контрастными, без просветов и провалах в тенях.

Именно это качество делает его отличным портретным объективом.

В-третьих, на открытой диафрагме объектив Гелиос 40-2 обеспечивает резкость только в центре кадра. Это означает, что при съемке на диафрагме f/ 1.5 фотографу придется помещать главный объект съемки строго в центре кадра. В то же время эта особенность объектива позволяет отделить резкий объект от заднего фона, сделав фотографию более художественной и интересной.

Приобрести абсолютно новый в заводской упаковке объектив Гелиос 40-2 можно здесь — helios40-2.ru

Объектив Гелиос 40 + Canon EOS5 DMark II

Объектив Гелиос 40 + Canon EOS5 DMark II

Объектив Гелиос 40 + Nikon D610

Объектив Гелиос 40 + Nikon D800

Объектив Гелиос 40 + Nikon D7000

Объектив Гелиос 44-2

Объектив Гелиос 44-2

Объектив Гелиос 44-2

Объектив Гелиос 44-2

Объектив Гелиос 44-2

Объектив Гелиос 44-2

Объектив Гелиос 44 + Canon 1D

Объектив Гелиос 44 + Canon 550D

Объектив Гелиос 44 + Canon 650D

Объектив Гелиос 44 + Nikon D5100

Объектив Гелиос 44 + Nikon D7000

Объектив Юпитер 9

Объектив Юпитер 37А + Canon 5d

Объектив Юпитер 37А + Nikon D80

Объектив Юпитер 37А + Nikon D610

Объектив Юпитер 37А + Pentax kx

Объектив Юпитер 37А + Sony Nex 5R

Объектив Таир 11

Источник: http://helios44-2.ru/5-luchshih-obektivov-dlya-portretnoj-semki-sdelannyh-v-sssr/

Лучшие советские портретные объективы

Сегодня все больше фотографов обращают свое внимание на старые  советские или зарубежные объективы. А многие уже давно используют старую оптику в цифровой фотографии. Причин тому несколько и самая главная из них – это, конечно, доступная цена.

Объектив под знаком «Сделано в СССР» стоит в разы дешевле аналогичного современного, даже несмотря на необходимость покупки дополнительного переходника. На вторичном рынке в настоящий момент можно найти немало предложений советских объективов, многие из которых можно приобрести буквально за бесценок.

В этом обзоре мы расскажем о нескольких лучших советских портретных объективах.

Помимо привлекательной цены у старой советской оптики есть и другие несомненные достоинства. В частности, изображение, создаваемое такими объективами, обычно отличается пластичностью, объемом и хорошей проработкой тональных переходов.

Производители современных же объективов постоянно гонятся за повышением резкости и устранением всех видов аберраций, в результате чего картинка зачастую выглядит слишком резкой и контрастной.

Это не самая полезная особенность объектива, например, для портретной съемки.

У советских объективов имеется свой уникальный, художественный рисунок, который как раз хорошо подходит для фотографирования портретов. Кроме того, современные объективы характеризуются сложностью оптической схемы и применением в конструкции порой нескольких десятков линз.

Однако каждая новая линза приводит к неизбежным потерям на границах воздух – стекло или в самом стекле, причем порой не спасают даже специальные мульти просветляющие покрытия.

Старые фикс-объективы в большинстве своем основаны на несложной оптической схеме и имеют всего три – семь линз, что для портретной съемки можно рассматривать как преимущество, нежели недостаток.

Еще нужно отметить такой факт, что старые советские или немецкие объективы отличаются прочной и надежной металлической конструкцией, использованием только настоящих стекол в оптической схеме.

Поэтому, даже несмотря на год выпуска, относящийся, например, к 50 – 60 годам прошлого столетия, и активное использование объективов в самых разнообразных условиях, они и сейчас находятся в превосходном состоянии.

Впрочем, у старых объективов есть и свои недостатки, о которых необходимо знать. В первую очередь, это отсутствие автофокуса, что обеспечивает меньшее удобство при съемке и затрудняет ее оперативность.

Во-вторых, при использовании старой оптики на современных цифровых камерах отсутствует возможность автоматического управления диафрагмой.

Как бы то ни было, настоящих любителей фотографии, увлеченных самим процессом съемки, эти недостатки сильно не напрягают, тем более, что они с лихвой окупаются вышеупомянутыми достоинствами советской оптики.

Прежде чем, остановиться более подробно на самых лучших портретных объективах из нашего советского прошлого, стоит сказать пару слов о самой портретной оптике.

К ней, как правило, относят фикс-объективы, то есть оптику с постоянным фокусным расстоянием, которые, соответственно, имеют фокусное расстояние от 50 до 200 мм.

Фикс-объективы широко применяются именно в портретной съемке, поскольку они обычно имеют небольшое количество линз в своей оптической схеме.

В хороших объективах количество линз вообще сводится к минимуму, а новые линзы добавляются в конструкцию только в случае крайней необходимости, когда без них просто нельзя получить заданные характеристики объектива. Ведь каждая лишняя отдельная линза, как мы уже отмечали, это лишние потери.

Кроме того, объективы с фиксированным фокусным расстоянием характеризуются большой светосилой, что позволяет работать с большими диафрагмами и малой глубиной резкости. Соответственно, портретный фикс-объектив с высокой светосилой дает фотографу возможность сделать картинку более пластичной и объемной, выделить отдельные детали лица, например, глаза или ресницы.

Нужно ли упоминать о том, что высокая светосила позволяет также комфортно снимать портреты в условиях слабого освещения.

Хотя для портретной съемки  можно использовать и зум-объективы с фокусным расстоянием 70 – 200 мм, но в большинстве случаев они, все же, проигрывают фикс-объективам по светосиле и характеру рисунка боке.

Продолжая разговор о фикс-объективах, стоит отметить, что фокусное расстояние оптики серьезно влияет на портрет.

Чем больше фокусное расстояние  оптики, тем сильнее сжимается пространственная перспектива и тем больше размывается задний план при минимальной диафрагме.

В этой связи, например, фикс-объектив с фокусным расстоянием 50 мм подойдет для съемки ростового портрета, а оптика с фокусным расстоянием 85 мм позволяет без искажений снять «поясной» портрет. Для того, чтобы качественно и без искажений деталей снять крупным планом лицо человека, уже потребуется объектив с фокусным расстоянием 135 мм и выше.

В принципе, хороший портретный объектив должен обеспечивать достаточную резкость для выделения важных для фотографа областей (глаз, ресниц, волос), и в то же время он должен формировать изображение, отличающееся мягкостью, пластичностью и плавными тональными переходами.

Этим требованиям во многом соответствуют представленные ниже лучшие советские портретные объективы.

«Гелиос 40-2» 85 мм  f/ 1.5

Объектив Гелиос 40-2 с однослойным просветлением, фокусным расстоянием 85 мм и светосилой f/ 1.5, безусловно, является одним из лучших советских портретных объективов. Он предназначен для портретной и уличной фотосъемки.

Его оптическая схема была позаимствована у немецкого объектива CarlZeissJenaBiotar 75 мм f/1.5 (1938 года выпуска).

Объектив Гелиос 40-2 без проблем ставится на современные цифровые зеркальные и беззеркальные камеры с помощью переходника с присоединительной резьбой M42.

Он имеет ирисовую диафрагму и кольцо предварительной установки. Данная оптика достаточно массивная и громоздкая. Впрочем, это касается почти всех советских объективов.

Гелиос 40-2  выпускался Красногорским механическим заводом с 1970 года.

Примечательно, что с августа прошлого года Красногорский завод снова начал производить этот объектив малыми партиями, но уже с применением многослойного ахроматического просветления.

С точки зрения особенностей формируемого им изображения, можно отметить несколько деталей.

Во-первых, объектив Гелиос 40-2 создает объемную и очень пластичную картинку, он легко переводит двухмерное изображение в трехмерное.

Во-вторых, этот советский объектив обеспечивает мягкую прорисовку деталей, фотографии получаются мягкими, не контрастными, без просветов и провалах в тенях. Именно это качество делает его отличным портретным объективом.

В-третьих, на открытой диафрагме объектив Гелиос 40-2 обеспечивает резкость только в центре кадра. Это означает, что при съемке на диафрагме f/ 1.5 фотографу придется помещать главный объект съемки строго в центре кадра.

В то же время эта особенность объектива позволяет отделить резкий объект от заднего фона, сделав фотографию более художественной и интересной.

Поскольку объектив Гелиос 40-2 не самым лучшим образом держит боковой и контровый свет, то во время съемки рекомендуется использовать вместе с ним бленду.

«Гелиос 44-2» 58 мм f/ 2.0

Для портретной съемки во многих случаях очень выгодно использовать мягкорисующую оптику. Она позволяет создавать мягкие, «воздушные» изображения и скрывать мелкие недостатки или неровности кожи.

К мягкорисующим портретным объективам советского времени можно отнести Гелиос 44-2. Этот объектив выпускался в огромных количествах с 50-х – вплоть до начала 90-х годов.

Он являлся штатным объективом для камер «Зенит-ЕТ» и «Зенит-10», причем для штатной оптики объектив Гелиос 44-2 обладает действительно весьма неплохими оптическими свойствами.

Читайте также:  Зеркальная плитка в интерьере: 5 советов по применению + фото

Гелиос 44-2 — это объектив с оптической схемой, состоящей из шести элементов в четырех группах, и однослойным просветлением. Здесь предусмотрено ручное управление диафрагмой, с кольцом предварительной установки. Он, также как и Гелиос 40-2, имеет соединительную резьбу М42.

  Объектив Гелиос 44-2 с фокусным расстоянием 58 мм позволяет получать не слишком контрастные, «воздушные» фотографии с красивым, слегка закрученным боке. Применение подобного объектива с открытой диафрагмой f/ 2.

0 и контрастным освещением позволяет размыть задний план с созданием фона, не отвлекающего от осиного сюжетного центра фотографии.

«Юпитер-37А» 135 мм f/ 3.5

Советский портретный объектив Юпитер-37А имеет фокусное расстояние 135 мм, но при использовании на цифровых фотоаппаратах с кропнутой матрицей он превращается в настоящий телевик с фокусным расстоянием чуть больше 200 мм. Как и подобает «рабочей лошадке» советского времени, он отличается прочным, надежным металлическим корпусом и поддерживает работу в различных условиях съемки (от минус 15 до плюс 45 градусов по Цельсию).

Буква «А» в маркировке объектива означает, что на него можно установить адаптер или так называемый  сменный хвостовик, позволяющий менять «заднюю» часть объектива, которой он непосредственно крепится к байонету фотокамеры.

Соответственно, благодаря этому сменному хвостику данный объектив можно установить на фотоаппараты под резьбу М42 или байонет «Н».

Например, для использования с зеркалкой Canon достаточно к хвостику М42 добавить переходник «М42 -Canon EOS EF» и можно спокойно снимать.

Оптическая система советского объектива Юпитер-37А основывается на модели CarlZeissSonnar 135 мм f/3.5.

Хотя копия, очевидно, несколько хуже оригинала, тем не менее, данный объектив прекрасно подходит для портретной съемки. На открытой диафрагме f/ 3.

5 получаются достаточно мягкие, пластичные портретные снимки, а при закрытии диафрагмы возможностей объектива хватает на обеспечение необходимой резкости практически для любых задач.

Нужно отметить, что данный объектив имеет функцию предварительной установки диафрагмы – для того, чтобы воспользоваться ей, нужно просто удавить кольцо диафрагмы в сторону фотоаппарата и отпустить на нужном значении диафрагмы. Юпитер-37А имеет сразу двенадцать лепестков диафрагмы и отлично справляется с размытием заднего фона.

Здесь используется обычное просветление, которое довольно эффективно справляется с лишними бликами. Существует также версия этого же объектива  под названием «МС Юпитер-37А» с многослойным ахроматическим просветлением. Она намного устойчивее к контровому и боковому свету.

Преимуществом Юпитера-37А является его низкая цена в силу широкого распространения и массового производства этого объектива в советские времена.

«Юпитер-9» 85 мм f/ 2.0

Юпитер-9 – это один из самых известных советских портретных объективов, имеющий фокусное расстояние 85 мм и светосилу f/ 2.0.

Длиннофокусный светосильный объектив производился с начала 50-х годов сразу на трех предприятиях — заводе оптического стекла в Лыткарино, Красногорском механическом заводе и на киевском заводе «Арсенал».

Причем выпускались  варианты с многослойным ахроматическим просветлением (МС) и без него.

Оптическая схема советского объектива взята с оптики CarlZeissJenaSonnar  85 мм f/ 2.0.

Юпитер-9 имеет сравнительно высокую светосилу для объектива с фокусным расстоянием 85 мм, что дает возможность наилучшим образом управлять глубиной резко изображаемого пространства.

Тут предусмотрена диафрагма с 15 лепестками, которая отлично подходит для съемки портретов и создания красивого, ровного эффекта боке.

Нужно отметить, что советский объектив Юпитер-9 можно найти на вторичном рынке в двух вариантах – белом и черном. Старые белые Юпитеры отличаются лучшими оптическими характеристиками и меньшим количеством брака.

При портретной съемке таким объективом лучше всего снимать исключительно с открытой диафрагмой, он позволяет получать достаточно резкую, но объемную и пластичную картинку.

Благодаря невысокому разрешению Юпитер-9 может скрывать некоторые дефекты кожи.

Черные объективы дают менее контрастное и более мягкое изображение, поэтому здесь рекомендуется использовать диафрагму f/ 4.0.

У черных Юпитеров-9 достаточно большой процент брака, они страдают потерей контрастности и сильным софт-эффектом между диафрагмами 2.0-2.8.

Поэтому отдавать предпочтение следует белым Юпитерам-9, которые выпускались до 1965 года, либо модификациям объектива, которые шли на экспорт (название Юпитер там написано на латинице).

МС Калейнар-5Н 100 мм f/ 2.0

МС Калейнар-5Н – это отличный короткий телевик с диафрагмой f/2.8 и фокусным расстоянием 100 мм. Несмотря на свои сравнительно небольшие габариты, он отличается достаточно серьезным весом, что обусловлено использованием металлических деталей и линз из стекла. Обращает на себя внимание качественное изготовление линз и оправы.

Объектив имеет встроенную выдвижную бленду, которая будет очень полезной при съемке в условиях яркого дневного освещения.

При использовании с цифровыми зеркальными фотоаппаратами с кропнутой матрицей (например, на камерах NikonDX) фокусное расстояние объектива будет составлять уже 150 мм.

Отличное соотношение фокусного расстояния и светосилы, хорошая разрешающая способность – все это позволяет получать с объективом МС Калейнар-5Н  качественные портретные снимки. Помимо всего прочего, объектив отличается и весьма привлекательной ценой.

Впрочем, главное достоинство МС Калейнар-5Н не в этом. Данный объектив начал выпускаться в 1991 году для советских фотоаппаратов марки «Киев» с байонетом «Н», то есть с никоновским байонетным соединением.

Это означает, что сегодня его можно установить на любую зеркалку Nikon, выпущенную после 1960 года, без  каких-либо дополнительных переходников.

Причем после установки на аппара тNikon объектив может работать в полном автоматическом режиме управления диафрагмы с камеры и с подтверждением фокусировки.

Недаром этот советский объектив сегодня так популярен у обладателей фотоаппаратов Nikon. Правда, МС Калейнар-5Н обладает только ручной фокусировкой, поэтому с отсутствием автофокуса и оперативностью съемки все же придется мириться.

Из недостатков объектива также можно отметить наличие только шести лепестков в диафрагме.

Тем не менее, советский портретный объектив МС Калейнар-5Н обеспечивает получение хорошего качества фотоизображений с насыщенностью цветом и приятным размытием фона.

Таир-11А 135 мм f/ 2.8

И напоследок еще одна модель старой оптики, заслуживающая самого пристального внимания. Это светосильный объектив Таир-11А с просветленной оптикой, предназначенный для портретной съемки, фотографирования групповых сцен и удаленных объектов.

Он выполнен из металла и стекла, что обеспечивает ему серьезный вес (600 грамм). Однако такая громоздкость является и своеобразным плюсом, поскольку она помогает стабилизировать дрожания камеры во время съемки, немного уменьшая «шевеленку».

В 1958 году на всемирной выставке в Брюсселе объектив Таир-11А, входивший в состав набора советской оптики, удостоился высшей награды – «Гран-при». До сих пор он ценится западными любителями фотографиями и профессионалами.

Тем более, что объектив снабжен сменным хвостиком и предусматривает возможность установки на цифровые зеркальные камеры с байонетом F.

Нужно отметить, что популярность этого объектива у российских фотолюбителей не так высока в сравнении с другой советской портретной оптикой просто в силу его высокой стоимости и, как следствие, недоступности для широкой аудитории.

Благодаря фокусному расстоянию 135 мм и светосиле f/ 2.8 посредством объектива Таир-11А можно хорошо контролировать глубину резкости и получать фотографии с красиво размытым фоном.

Большая светосила позволяет выделять только небольшую зону резко изображаемого пространства, что имеет особое значение именно в портретной фотографии.

В то же время большое фокусное расстояние дает возможность использовать этот объектив как телевик, расширяя его сферу применения.

На камерах с кропнутой матрицей фокусное расстояние объектива Таир-11А получается уже более 200 мм.

Достоинством объектива является наличие двадцати лепестков диафрагмы, благодаря чему можно получать ровное, круглое боке с правильными кружочками в виде нерезкости. Также Таир-11А имеет встроенную бленду.

Он отлично подходит для использования с полнокадровыми цифровыми фотоаппаратами, а наличие сменного хвостика позволяет устанавливать Таир-11А на разные системы (камеры).

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

Источник: http://www.fotokomok.ru/luchshie-sovetskie-portretnye-obektivy/

Зачем знать год изготовления объектива, и как его определить?

У многих фотолюбителей и коллекционеров рано или поздно возникает такой вопрос.

Как это знание может повлиять на результат работы фотографа? Что, зная год изготовления своего объектива человек начнет снимать более интересные сюжеты, или улучшится его техника съемки? Конечно же нет. Для того чтобы хорошо снимать, фотограф должен знать другие свойства своего объектива: для каких задач он подходит лучше, как себя ведет при тех или иных условиях и т. п.

Вопрос о возрасте объектива, скорее эстетичный. Человек так устроен что любит все систематизировать, коллекционировать монеты, марки, … объективы.

В таком случае конечно же интересно знать что за объектив у него в руках, сколько ему лет, где и каким заводом был изготовлен, его оптическая схема и т. п.

Да, такие вопросы прежде всего интересны коллекционерам и тем, кто увлекается историей. Хотя есть приверженцы и среди фотографов.

Я интересуюсь старыми объективами. Когда берешь в руки такой объектив, непроизвольно возникает к нему интерес и хочется узнать его историю. Вот тут и начинаешь цепляться на любые признаки по которым можно хоть что-то про него узнать. Прежде всего хочется определить возраст объектива.

 

Как узнать возраст объектива?

Самый точный ответ кроется в серийном номере. Обычно он выбит на оправе или в хвосте. В нем, как правило, зашифрован год выпуска, а иногда место и дата изготовления. Зная расшифровку серийного номера можно все это прочитать. Для этого у фирмы изготовителя есть специальные описания.

Как определить год изготовления советского объектива?

Советские объективы определить проще всего. О годе изготовления свидетельствуют первые две цифры серийного номера. Но другие бренды имеют свой собственный код расшифровки.

Чтобы его узнать, нужны дополнительные справочники. Найти которые бывает очень сложно.

И если это не удается, приходится искать другие, косвенные признаки, с помощью которых можно определить с возраст точностью до десятка лет.

 

Косвенные признаки, свидетельствующие о возрасте объектива

1. Дизайн оправы объектива

По дизайну объектива можно определить, примерно когда он был выпущен. Можно выделить примерно 6 видов дизайна, соответствующих духу своего времени:

Первые объективы, конца XIX века; 

20—30-х годов прошлого века;

Объектив Jos. Schneider & Co Kreuznach Xenar 105 mm f/ 4.5 1928 года

40—50-х годов;

Объектив Bausch & Lomb Optical Co. Baltar 100mm f2.3 1942 год

60—70-х годов;

70—90-х готов;

Объектив Tamron 35-70 mm f/ 3.5 Adaptall-2

90-х годов и по наше время, автофокусные объективы

Объектив Tokina AT-X PRO 20-35mm 1:2.8 235 AF

2. Материал оправы

Также о годе выпуска свидетельствует материал оправы. Самые ранние объективы делали из латуни, и других сплавов, они как правило отличались бОльшим весом. Потом на смену им пришли более легкие сплавы, затем пришла пластмасса.

3. Просветление линз

До 40-х годов ХХ столетия объективы изготавливались без просветления. Потом появилось однослойное просветление, в большинстве случаев оно имеет фиолетовый или желтый оттенок. И в конце 60-х годов было внедрено многослойное просветление, которое используется и по сей день. Его качество непрерывно совершенствуется.

Итак, мы видим, что год изготовления объектива фотографу знать вовсе необязательно, но иногда полезно, особенно если это касается старых винтажных объективов.

Статьи про серийные номера объективов

Серийные номера объективов Goerz

Серийные номера объективов Kodak

Серийные номера объективов Meyer-Optik Görlitz

Источник: https://periscope.com.ua/teoriya/zachem-znat-god-izgotovleniya-obektiva-i

О резкости объективов | наше время

Date: Thu, 21 Oct 1999 20:23:50 +0000
From: Mike Johnston
To: MC Lau<\p>

Subject: 

Johnston's lens ramblings

*) Сейчас Майк Джонстон выпускает интернет-журнал The Online Photographer
Читайте также:  10 советов по зонированию кухни

Мне всегда трудно рассуждать об объективах. Это мое основное увлечение, и, наверное, половина всех моих занятий фотографией представляет собой тестирование различных стекол.

Я не эксперт по оптике в научном смысле слова, поэтому я часто говорю то, что вижу, в надежде что данному факту найдется какое-то научное название или объяснение. Я бы чувствовал себя как дома в Японии, где субъективная оценка — это часть давней традиции. Вот что я могу сказать об объективах:

Наблюдение:

Никто никогда не говорил, глядя на дагерротип, «недостаточно резко. наверное объектив мылит». Если вы когда-нибудь видели дагерротипы, вы поймете, о чем я.#Никто не знает, что такое вообще «резкость оптики». Способность воспроизводить сверхмелкие детали ? Контраст ? Подчеркивание краев деталей ? Кому-то нравится один вид резкости, кому-то другой.

#Резкость не имеет значения сама по себе. С точки зрения восприятия, образы могут быть весьма размытыми и нечеткими, но при этом оставаться узнаваемыми, так же как мы можем узнавать абстракции вроде «точка, точка, запятая»; сочетания пятен света и тени могут быть вполне выразительными.

Вы когда-нибудь видели большие картины, составленные из тысяч маленьких картинок ? Мелкие детали этой большой картины не имеют в принципе ничего общего с Мерлин Монро, или кого там эта большая картина изображает. Важно то, что мелкие детали, резкость и разрешение в целом не имеют ничего общего с искусством — они не вносят ничего в понимание или значение изображения.

Я могу составить сколь угодно длинный список художественных работ, на которых мелкие детали вообще едва различимы.После всего вышесказанного, почему объектив должен быть «резким», и что это вообще значит ?

#Большинство объективов снабжено аберрациями всех возможных сортов, многие из этих аберраций видны на изображениях.

  Но люди их не замечают, я думаю потому, что не знают,на что нужно смотреть, чтобы заметить аберрации. Или они не понимают, что это именно аберрации, а не что-то другое.

Это свойство объективов. Его видно на фотографиях. К чему его игнорировать ? Точно так же на фотографиях можно увидеть хроматические аберрации, дисторсию, кому, сферическую аберрацию, виньетирование и так далее. Но некоторые не видят даже «зайцев», что говорить о менее заметных искажениях.

#

 Некоторые объективы работают «хуже» или «лучше» с различными видами пленки.Многие фотографы, работающие с цветом, сильно озабочены правильной цветопередачей. А вот я пользуюсь пленкой, для которой это неважно.(Tri-X). Это грубый пример, но можно придумать другой, сколь угодно тонкий. Многие описания вида «Это объектив дает…» на самом деле должны выглядеть как «Этот объектив на этой пленке дает…».# Вино не покупают по этикетке, книги не покупают по обложке. В 1980-х немецкий промышленник Генрих Мандерманн приобрел торговые марки Rolleiи Schneider. Так вот, Schneider сделал набор отличных стекол для аппарата Rollei 6000. И что ? Их никто не покупал. Все хотели видеть волшебное слово «Zeiss» на оправе, и покупали старые, тяжелые, дорогие и менее качественные объективы. Большинство объективов Schneider теперь сняты с производства. Немецкие стекла не «лучше» японских, Лейка не лучше других фирм, итд.# С другой стороны, похоже, существуют определенные тенденции брендов. Цейсс делает упор на размытие картинки вне зоны фокуса; Никон делает объективы, дающие видимость супер-резкого изображения, ценой некоторой жесткости, которая плохо смотрится на лицах людей европеоидной расы; Кэнон предпочитает мягкость, высокое разрешение, но не слишком высокий контраст, что хорошо работает с цветными пленками (так как цвет повышает видимый контраст: он позволяет лучше различать смежные области. Представьте себе два цветных пятна одинаковой интенсивности, но одно красное, другое зеленое. В черно-белом варианте они могут быть вообще неразличимы). Всегда. Из этого правила нет исключений. Многие из таких тестов даже не дают информации о том, как именно определялась финальная оценка ! А что если, например, цена для вас несущественна, а качество имеет принципиальное значение, но в каком-то тесте цена берется с высоким коэффициентом ? Что если в данном тесте искажения рассматриваются как несущественные, а вы фотографируете архитектуру ? Что если объектив получил низкую оценку за виньетирование на открытой диафрагме, а вы собрались снимать портреты на однородном черном фоне ? Что если они оценили высочайшее разрешение объектива, а вы используете пленку с большим зерном и низким разрешением ? Что если «тесты» показали, на что способен объектив при диафрагме 8 с полутора метров, а вы хотите делать снимки с самолета при открытой диафрагме ?# Ну, и так далее. Можно заняться подробным выяснением условий, параметров и обстоятельств именно вашего стиля и метода съемки, озадачиться выяснением личных предпочтений по поводу объективов, и сравнивать огромное количество образцов самостоятельно… И чем больше вы будете этим заниматься, тем лучше будете понимать, что на самом деле ничего не знаете.

Но можно дать некоторые 

рекомендации1. Верьте своим глазам. Если вам нравится объектив, который «не должен» быть хорошим, верьте фотографиям, а не результатам тестов или известности марки.2. Не верьте, что какое-то свойство объектива важно для вас, если вы сами в этом не уверены. Если все вокруг ценят объектив за его супер-резкость, не принимайте это мнение на веру. Возможно именно для вас он будет слишком резким, может быть для вашей задачи нужно нечто, дающее более мягкое изображение.

По крайней мере про один объектив я знаю совершенно точно, что я могу построить зависимость качества от времени производства и увидеть, как сначала производитель искал способы УЛУЧШИТЬ продукт, а потом выяснял, каким образом можно его УХУДШИТЬ !

То есть, каким образом уменьшить число элементов, заменить сферические поверхности плоскими, где можно применить однослойное просветление, или вообще его убрать, и как удешевить конструкцию. На середине процесса качество было наилучшим, и это было где-то 30 лет назад.4.

Хорошее — не обязательно лучшее. Наука знает, как делать объективы намного более качественные, чем те, за которые могут заплатить фотографы.5. Плохое — не обязательно плохое. Есть два аспекта этого правила.

Во-первых, некоторые недорогие объективы удивительно хороши, во-вторых, многие действительно плохие объективы достаточно хороши…. для той или иной задачи. Художник это человек, который использует инструменты и материалы для создания произведения искусства.

Многие фотографы делали и делают хорошие фотографии очень, очень плохими объективами.6. Не верьте что качество работы равносильно качеству инструментов. Мир полон фотографов, которые выдают очень резкие и абсолютно неинтересные работы.

Они могут часами хвастаться своими apo- или aspherical- штуками, но восьмой закон Джонстона неумолим : отстой есть отстой.

Обращайте внимание на то, что вам говорят зрители.

8. И наконец—и это прямо противоречит тому, что я только что сказал—большинство зрителей не видят. Ощущения фотографического качества того или иного объектива — это нечто, присущее только фотографам.

Зрители смотрят на изображения, а не на зерно, зону нерезкости или число линий на миллиметр. Откуда им об этом знать ? У них  нет образцов для сравнения.

Таким образом, большая часть сравнений оптики производится исключительно для самоудовлетворения. 

Источник: http://maxpark.com/community/1805/content/5838536

Советские объективы

?кружок оператора (p_ster) wrote,
2015-05-07 09:50:00кружок оператора
p_ster
2015-05-07 09:50:00Есть такое развлечение у неугомонных фотографов и операторов — пробовать на свои новейшие камеры снимать древними объективами. Я так заметил, рано или поздно все к этому приходят, я вот буквально месяц назад.

Технологии фиксации изображения на камере развиваются постоянно, но оптика была и будет вечна. Кто-то считает, что раньше всё делали из стекла и металла, а сейчас большей частью из пластика и пластика, поэтому через старые объективы и трава выглядит зеленее, и вода мокрее. Я здесь ничего из своего опыта сказать не могу, потому как его не имею.

Приходится верить на слово, но начинать проверять ))Один из немаловажных стимулов начинать эксперименты — цена. Большинство советских объективов очень дешёвые, стоят в разы меньше современных аналогов, в первую очередь из-за того, что они полностью мануальные, никакой автофокусировки и выбора диафрагмы. Если это не является проблемой, то попробовать что-нибудь обязательно стоит.

Я начал с самого поулярного, одного из самых массовых фотообъективов в мире — Гелиос 44 (фокусное 58мм, f2.0). Это китовый портретник, который шёл с Зенитами, выпускался с 1958 года. Невероятно дешёвый и при этом очень красивый. У него было много модификаций, я взял версию с просветлением МС Гелиос 44М-4. Сегодня эти гелиосы стоят от тыщи до двух, иногда трёх.

То, что это не просто хороший, а очень хороший портретник понимаешь с первых секунд, я сразу в него влюбился. Сначала хотел взять версию М-7, потому что у неё вроде как разрешающая способность выше, но мужик, продававший его (явный фанат этого дела) убедил, что М-4 лучше, потому что выпускался ещё на Красногорском заводе, а от сборки очень многое зависит.

К тому же хорошо сохранившиеся экземпляры сегодня ещё нужно поискать, но мне досталось прекрасно сохранившееся стекло 91 года. Я счастлив.

Естественно, просто так старые объективы не крепятся к новым тушкам, нужны переходники, коих сегодня есть на все случаи жизни.

Из-за того, что у олимпусов и панасов кропнутая матрица (х2), рабочий отрезок маленький, а большинство объективов были рассчитаны на полный кадр, переходник существенно добавляет массы и объёма, сразу чувствуется Вещь в руках.

Вторым попробовал Индустар 50-2 (фокусное 52мм, f3.5). Этот не особо впечатлил, но всё равно, неплохо для такой крохи и за такую цену.

Ну а главный виновник торжества, тот из-за кого я решил углубиться в эту тему, дробовик среди портретников — Гелиос 40-2 (фокусное 85мм, f1.5). Вместе с переходником весит почти 1кг, в два раза больше маленького E-M5, в 3 раза тяжелее GX7.

Главная фишка этого объектива — неповторимое закрученное боке. На своих примерах не покажу, но в сети много шедевров (яндекс.картинки). Только вот опять, на кропнутой матрице закрученность не попадает в кадр, фирменного рисунка я у себя не увидел.

Может быть это ещё связано с тем, что объектив новый, т.е. 2014 года выпуска.

Дело в том, что оригинальный объектив выпускался до 90 года, именно старые объективы получили большую популярность, стоили и стоят нормально (сегодня это 15-20 тыщ). Но буквально пару лет назад тот же самый завод проснулся после комы и потихоньку начал перевыпускать прежние популярные модели.

Тот объектив, что на фотографии, мне подогнала rederika (специально попросил для экспедиции, спасибо ей), он с байонетом для кэнона. Рисунка в боке может и нет, но цвета меня радуют, супер светлый телевичок получается.

Из минусов только слегка туговатое кольцо фокусировки и передняя крышка — сегодня увидеть крышку С РЕЗЬБОЙ было, мягко говоря, неожиданно, и весьма неудобно в использовании.

У народа в шкафах пылится очень много прекрасных объективов, которым можно было бы дать второй шанс, они, что называется, живее теперешних. Может быть не всегда резче, контрастнее или защищённее, но атмосфернее и теплее, это точно.

Именно из-за них я решил оставить E-M5 II (потому что у неё есть матричная стабилизация). Прям всё и сразу не хочу покупать, хочу сперва насладиться тем, что уже имею. Потом продолжу эксперименты.

Несколько полезных ссылок, чтоб не потерять:

Список сменных объективов, выпускавшихся в Советском Союзе http://www.inr.ru/~serge/sov_lens.html

Перевод рассуждений Майка Джонстона о резкости объективов http://www.speleoastronomy.org/foto/sharpness.html
Примерный диапазон цен на советскую оптику http://www.deep-life.ru/lens/price.htm
FAQ по советским объективам. Вопрос 8 полезный http://www.deep-life.ru/lens/faq.htm
4 камеры Sony и Canon, 20 автофокусных объективов и 400 мануальных http://sony-club.ru/showthread.php?t=60988
Ещё подумываю над чем-нибудь универсальным, типа такого Canon J15x9.5B4 F1.8 для m4/3. Но это так, в далёкой перспективе.UPD

«Космически крутой сайт с обзорами советских объективов» от aeshnik http://radojuva.com.ua/photo-review/#russian

Источник: https://p-ster.livejournal.com/47000.html

Ссылка на основную публикацию