Необычные советские сооружения

Самые оригинальные здания советской архитектуры

К советской архитектуре можно относиться по-разному, но, тем не менее, в ней сохраняется неповторимый дух времени, монументальность и величие Советского Союза. Представляем вам подборку самых фантастических сооружений советской архитектуры…

Гостиница «Тарелка», Домбай, Россия

Построена в 1969 году на склоне горы Мусса-Ачитара, на высоте 2250 метров над уровнем моря. Гостиницу можно перевозить: она разбирается на части либо целиком переносится с помощью вертолета.

Пансионат «Дружба», Ялта, Украина

Совместный проект специалистов из СССР и Чехословацкой Социалистической Республики. Здание сняли в фильме «Обитель зла: Возмездие» (2012 год), в качестве бывшей советской военной базы на Камчатке.

Выставочный комплекс «Белэкспо», Минск, Белоруссия

Выставочный павильон архитектора Леонарда Москалевича, 1988 год.

Инженерный корпус Министерства автомобильных дорог

Здание было построено в 1975 году архитектором Георгием Чахава, по иронии судьбы занимавшем в то время пост министра автомобильных дорог Грузии, т. е. фактически автор проекта был одновременно и его заказчиком.

Между корпусами — наклонный парк с бассейном и водопадом-каскадом. Сейчас бывшее министерство принадлежит Банку Грузии.

Посольство СССР на Кубе, Гавана

Комплекс был построен в 1985 году по проекту В. Пясецкого. В наши дни здесь расположено посольство России.

Центральный НИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург, Россия

Строился по проекту С. Савина и Б. Артюшина на протяжении 14 лет (1973–1987), здесь проводились эксперименты с 16-метровым манипулятором космического корабля многоразового использования «Буран».

Летний театр в парке, Днепропетровск, Украина

Здание построили в 1978 году по проекту архитектора О.Петрова в парковом пруду.

Областной драматический театр в Гродно, Белоруссия

Здание строилось в 1977–1984 годах по проекту московского института «Гипротеатр» (архитектор Г. Мочульский).

Крематорий, Киев, Украина

Крематорий на Байковом кладбище построен в 1975 году по проекту архитектора А.М. Милецкого.

Здание Казанского государственного цирка, Казань, Россия

Открыли 9 декабря 1967 года. Здание построено по проекту архитектора Г. М. Пичуева, инженеров О. И. Берима и Е. Ю. Брудного.

Кафе «Жемчужина», Баку, Азербайджан

Построено по идее мера города А.Д. Лемберанского в 1960-х годах. Восходит к архитектуре ресторана Manantiales, построенному в 1958 году в пригороде Мехико испанским архитектором Феликсом Канделой.

Областной театр драмы имени Ф. М. Достоевского, Новгород, Россия

Здание построено в 1987 году по проекту В. Сомова. В работе над сооружением принимал участие Андрей Макаревич, работавший в те годы в институте «Гипротеатр».

«Дом-кольцо» жилой район Матвеевское, Москва, Россия

Архитектор — Евгений Стамо, 1973 год. Спустя шесть лет был построен брат-близнец этого дома. Во дворах этих зданий — зеленая зона с детской площадкой.

Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо, Ош, Киргизия

Построен в 1978 году на склоне священной для горы Сулайман-Тоо по проекту архитектора Кубанычбека Назарова. Небольшая бетонная арка с панорамным остеклением, разделенным вертикальными ребрами, закрывает вход в пещеру. В сооружении планировали разместить ресторан, однако затем его отдали под археологическую экспозицию.

Футуристический портал в горные недра скрывает за собой двухэтажный пещерный комплекс, где нижний этаж расширен вручную, а верхний оставлен в естественном, «природном», виде.

Гостиница «Салют», Киев, Украина

Построена в 1984 году по проекту архитектора А.Милецкого. Здание проектировалось в 18 этажей, но уже в процессе строительства его «урезали», чтобы оно не конкурировало по высоте с колокольней Киево-Печерской Лавры. Специалисты считают, что автор вдохновлялся архитектурой метаболизма, популярной в Японии 1960–70-х годов.

Гостиница в Олимпийском Центре парусного спорта, порт Пирита, Таллин, Эстония

Построена в 1980 году, по проекту эстонских архитекторов это корабль в капитанской рубке которого расположен ресторан.

Руководитель проекта — Хенно Сепманн. Нынешнее название — Pirita Top Spa Hotell.

Железнодорожный вокзал, станция Дубулты, Юрмала, Латвия

Построен в 1977 году к столетию станции, по проекту архитектора Игоря Георгиевича Явейна. Застывшая в бетоне балтийская волна — одновременно и отсылка к советскому архитектурному авангарду 1920-х годов, и своеобразный предшественник современной «космической» архитектуры.

Павильон на территории ВДНХ Узбекской ССР, Ташкент, Узбекистан

Построен в 1970-х годах. К сожалению, до нашего времени это здание не сохранилось. Источником вдохновения для архитекторов павильона очевидно послужил кафедральный собор в Бразилии, архитектора Оскара Нимейера, коммуниста и большого друга всего советского народа.

Один из павильонов, представленный в виде ​​конструкции из гиперболоида с единым внутренним пространством с выставкой. К сожалению, и это здание не сохранилось до наших дней.

Кинотеатр «Россия», Ереван, Армения

Здание возвели в 1975 году в центральной части армянской столицы под руководством творческой группы архитекторов (Г. Погосян, А. Тарханян, С. Хачикян).

Хмельницкий областной литературно-мемориальный музей Николая Островского, Шепетовка, Украина

Кольцо, по мнению авторов проекта М. Гусева и В. Суслова, символизировало венок, посвященный памяти писателя, а пилоны, его поддерживающие, — руки почитателей таланта Островского. Алая смальтовая мозаика — это красное знамя вокруг памятного венка. 1979 год.

Здание Российской академии наук, Москва

Строительство началось в 1974 году и завершилось спустя 20 лет, на момент начала строительства проект не имел аналогов в Москве. Главным декоративным элементом являются выполненные из металла и стекла художественные композиции. В народе их прозвали «золотыми мозгами», существует множество легенд о настоящем их предназначении, включая идеи «теории заговора».

Музей Ильи Чавчавадзе, Кварели, Грузия

Музей грузинского поэта и публициста Ильи Чавчавадзе был спроектирован одним из самых авангардных советских архитекторов Виктором Джорвенадзе и сдан в эксплуатацию в 1979 году.

Гостиница «Олимпия», Таллин, Эстония

В 1980 году вместе с гостиницей «Олимпия» на ее первом этаже было открыто варьете. Проект здания был разработан архитекторами Тойво Калласом и Рейном Керстеном.

Дом советов, Калининград, Россия

Здание начали строить еще в 1970 году и завершили относительно недавно. Оно расположено на месте бывшего замка Кёнигсберга и долгое время это был самый известный долгострой запада России. Проект Льва Мисожникова и Галины Кучер местные жители прозвали «закопанным роботом».

Дворец торжественных обрядов, Тбилиси, Грузия

Возведен в 1985 году по проекту Виктора Джорвенадзе. В годы независимости здание выкупил авторитетный местный бизнесмен Бадри Патаркацишвили. Здесь же, на территории бывшего дворца бракосочетаний столицы советской Грузии, в 2008 году его и похоронили.

Спортивно-концертный комплекс «Амалир», Ереван, Армения

Открылся в 1983 году на холме Цицернакаберд. Проект группы армянских архитекторов: А. Тарханян, С. Хачикян, Г. Погосян и Г. Мушегян. Через полтора года после открытия случился крупный пожар, и комплекс закрыли на реконструкцию до конца 1987 года.

Источник: http://ussrlife.blogspot.com/2013/11/blog-post_24.html

15 фантастических зданий советской архитектуры

Относиться к советской архитектуре можно по-разному. Брутальные железобетонные массивы сталинской эпохи, нелепые панельные дома в хрущевско-брежневские времена.

Восторгаться было нечем… Однако иногда в проектных институтах Союза создавались поистине новаторские образы. И даже сейчас, спустя не один десяток лет, эти здания выглядят как постройки пришельцев из фантастических фильмов.

Итак, давайте внимательнее посмотрим на эти чудеса архитектуры.

1. Гостиница «Тарелка», Домбай, Россия

Гостиница была построена в 1979 году на склоне горы Мусса-Ачитара на высоте 2250 метров. И хотя она вмещает в себя не много постоялых номеров, у нее есть очевидные преимущества. Ее можно легко разбирать на части, либо целиком с помощью вертолета перевозить в разные уголки Кавказских гор.

2. Инженерный корпус Министерства автомобильных дорог, Тбилиси, Грузия

Это необычное здание было построено в 1975 году в Тбилисси по проекту архитектора Георгия Чахава. По иронии судьбы, именно он в это же время занимал пост министра автомобильных дорог Грузии. Так что, фактически, он исполнял заказ сам для себя.

3. Гостиница “Аманауз”, Домбай, Россия

Эту гостиницу, по праву, можно назвать главным незаконченным архитектурным проектом СССР.

По задумке создателей, гостиница должна была стоять на платформе, которая вращала бы ее со скоростью движения Солнца, то есть один оборот за сутки.

К сожалению, при строительстве произошел разлом фундамента и продолжать работу было невозможно. Сейчас здание продают за символические деньги. Потрясающая резиденция в сердце Кавказских гор – не такая уж и фантастика сегодня.

4. Крематорий, Киев, Украина

Футуристический крематорий в духе Захи Хадид даже сегодня выглядит очень новаторски. Он был построен архитектором Абрамом Милецким в 1975 голу на Байковом кладбище.

5. Центральный НИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург, Россия

ЦНИИ РТК – один из крупнейших современных исследовательских центров России. Строили здание на протяжении 14 лет с 1973-1986 год. Именно здесь придумала и впервые иcпытали аппаратура для космических станций “Луна”, “Фобос”, “Марс”.

6. Выставочный комплекс «Белэкспо», Минск, Белоруссия

Оригинальный выставочный павильон был построен в 1988 году по проекту архитектора Леонарда Москалевича.

7. Гостиница «Салют», Киев, Украина

Гостиница была построена в 1984 году по проекту уже знакомого нам архитектора Милецкого, который, по преданиям, вдохновился тогда архитектурой метаболизма, популярной в Японии в 70-е года. Первоначально планировали 18 этажей, но позже здание урезали на несколько этажей, чтобы оно не конкурировало с колокольней Киево-Печерской Лавры.

8. «Дом-кольцо», Москва, Россия

Огромный “дом-кольцо” был построен на рубеже 60-70 годов в Матвеевском районе на Западе Москвы. Всего жилой комплекс насчитывает 912 квартир. Спустя шесть лет совсем недалеко появился брат-близнец круглого дома районе Раменки.

9. Посольство СССР на Кубе, Гавана

Здание было построено в 70-х годах по проекту Александра Рочегова и внешне напоминает меч. Хотя некоторым оно напоминает шприц. Сегодня здесь расположено посольство России.

10. Пансионат «Дружба», Ялта, Россия

Здание стало совместным проектом советских и чехословацких специалистов. По замыслу, в пансионате могли одновременно отдыхать около 400 граждан СССР и ЧССР. Оригинальное здание сняли в фильме Обитель зла: Возмездие (2012), где он выступает в роли советской военной базы на Камчатке.

11. Дворец торжественных обрядов, Тбилиси, Грузия

Настоящий шедевр советского модернизма. Здание было построено в 1985 году по проекту архитекторов Виктора Джорбенадзе и Важи Орбеладзе. Несмотря на отсутствие каких-либо элементов религиозного культа, многим оно напоминает настоящий собор, возможно, из другого, иллюзорного мира. В 2002 году дворец выкупил грузинский олигарх Бадри Патаркацишвили, где он и был похоронен в 2008 году.

12. Историко-этнографический музей, Ош, Киргизия

Музей построен в 1978 на склонах священной для киргизов горы Сулайман-Тоо. За бетонной аркой прячется вход в двухэтажный пещерный комплекс, где нижний этаж расширен вручную, а верхний так и остался в своем первозданном виде. Сейчас в музей хранится около 400 экспонатов киргизской культуры.

13. Спортивно-концертный комплекс «Амалир», Ереван, Армения

Огромный спортивный комплекс, внешне напоминающий не то цветок, не то насекомое, был построен в 1983 году на склонах холма Цицернакаберт. К сожалению, через полтора года в здании случился пожар и комплекс закрыли на реконструкцию.

14. Музей Ильи Чавчавадзе, Кварели, Грузия

Музей посвящен выдающемуся грузинскому писателю и общественному деятелю Илье Чавчавадзе. Само здание было спроектировано одним из самых авангардных архитекторов СССР Виктором Джорвенадзе. И неудивительно, что среди провинциальных домиков маленького городка музей выглядит настоящим пришельцем.

15. Летний театр в парке, Днепропетровск, Украина

Летний театр, с виду напоминающий ракушку, был построен в 1978 году прямо в парковом парку.

Источник: https://twizz.ru/15-fantasticheskix-zdanij-sovetskoj-arxitektury/

СССР: Супер Строения Советских Республик или Грандиозные Коммунистические Строения

В западном мире традиционно считали советскую архитектурную брутальность совсем не красивой, но ошеломляющие фотографии Фредерика Шобэна (Frédéric Chaubin), опубликованные в альбоме “Фотографии Грандиозных Коммунистических Строений” (СССР: Cosmic Communist Constructions Photographed), похоже, могут эффектно разрушить этот стереотип.

Министерство автомобильных дорог. Тбилиси, Грузия.

Очарованный массивностью архитектуры брежневского периода, французский фотограф, начиная с 2003 года, колесил по просторам бывшего союза в поисках ярких примеров советского зодчества.

Выставочный центр “БелЭкспо”. Минск, Беларусь.

С 70-ых по 90-ые года 20 века наблюдался подъём советской архитектуры, особенно это было заметно в республиках, располагавшихся на границах СССР, где всё чаще появлялись необычайные здания.

Институт робототехники и технической кибернетики. Санкт-Петербург, Россия.

Архитекторы того времени вспомнили о традициях, которые пришлось забыть под давлением сталинского авангарда, и с помощью технологий, возникших за промежуточный период, сумели построить десятки необычных зданий с огромными внутренними пространствами и диковинными экстерьерами.

Дворец церемоний. Тбилиси, Грузия.

В основном Шобэн сконцентрировался на пограничных территориях бывшей империи: на странах Балтии, Кавказе и Центральной Азии.

Личная резиденция президента. Озеро Севан, Армения.

Его особенно привлекали строения, расположенные на больших открытых пространствах, потому что в таком окружении, а точнее в его отсутствии, они ещё больше напоминали нечто, прилетевшее к нам из космоса.

Советское посольство. Гавана, Куба.

Эти амбициозные архитектурные решения – ещё одно напоминание о космической гонке между СССР и США, набиравшей обороты в то время.

Корпус факультета архитектуры политехнического университета. Минск, Беларусь.

Часть из подобных грандиозных проектов были лишены финансирования и заброшены, потому что советское общество, для которого они строились, перестало существовать.

Памятник памяти жертвам немецких оккупантов. Каунас, Литва.

Шобэну удалось застать эти здания в интересный период их существования, когда над многими из них повисла угроза сноса, с помощью которого власти хотят расчистить территорию для реализации новых проектов.

Цирк. Казань, Россия.

Для фотографа обнаружение каждого нового объекта было сродни открытию своего собственного города Мачу-Пикчу.

Читайте также:  7 советов по выбору мягких стеновых панелей

Кинотеатр Россия. Ереван, Армения.

Частично из-за языкового барьера, а частично из-за того, что создатели этих чудес редко становились известными, советские строения остались незамеченными на западе. А сейчас такое количество интересных зданий стало сюрпризом, если не сказать шоком, для западных любителей архитектуры.

Драматический театр имени Достоевского. Новгород, Россия.

Административное здание и Дом спорта. Рапла, Эстония.

Санаторий «Дружба». Ялта, Украина.

Академия наук. Москва, Россия.

Недостроеный дом советов. Калининград, Россия.

Мемориал памяти битвы при Баш-Апаран. Армения.

Крематорий, Киев, Украина.

Бассейн в детском курорте. Адлер, Россия.

Источник: www.arhinovosti.ru.

Источник: http://www.arhinovosti.ru/2011/03/17/sssr-super-stroeniya-sovetskikh-respublik-ili-grandioznye-kommunisticheskie-stroeniya/

Чудеса архитектуры: необычные советские здания

Инженерный корпус Министерства автомобильных дорог, Тбилиси

Расположенное на берегу реки Куры здание как будто сложено из прямоугольников. Это причудливое сооружение построено в 1975 году архитектором Георгием Чахава, который тогда был министром автомобильных дорог. 

Конструкция был спроектирована таким образом, чтобы растительность под ней осталась нетронутой. Архитекторы постарались по максимуму сохранить естественный ландшафт: под зданием протекает ручей, а между корпусами разбит наклонный парк. Сейчас здание принадлежит Банку Грузии.

Центральный НИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург

В Петербурге есть здание, очень напоминающее корабль пришельцев или ракету, устремлённую в космос. Строительство велось 14 лет и было закончено в 1987 году. Проект разрабатывали архитекторы С. Савин и Б. Артюшин. 

В недрах этого НИИ рождаются новейшие системы управления, совершенствуются космические технологии. Среди самых известных проектов института — подготовка системы управления мягкой посадкой космических кораблей «Союз» и автоматической станции «Луна-16». 

ЦНИИ робототехники до сих пор является действующим инстутитом.

Пансионат «Дружба», Ялта

На побережье Черного моря, неподалёку от Ялты, расположился этот футуристичный санаторий —проект специалистов в области архитектуры из СССР и Чехословакии.

Участок для строительства представлял собой сложный рельеф с крутым склоном, повышенной сейсмичностью и разломом земной коры. Авторы проекта нашли решение, в котором вся нагрузка от здания передавалась скале через три башенные опоры. Именно благодаря отрыву от земли конструкция ассоциируется с «летающей тарелкой». 

Жилые номера вынесены на внешний кольцевой контур здания и выходят окнами на море. Скоростные лифты, размещённые в опорах, доставляют постояльцев из вестибюля прямо на берег.

«Дом-кольцо», Москва

Этот 913-квартирный жилой дом появился в Москве в 1972 году в преддверии Олимпиады-80. Авторы проекта — Е. Стамо и А. Маркелов.

Поскольку в 70-х годах в основном строили типовые панельные дома, возведение дома-кольца вызвало массу инженерных вопросов. Панели установили под углом в 6 градусов (максимально допустимое отклонение), поэтому сооружение достаточно масштабное. На первом этаже «кольца» открылись магазины, прачечная, ателье, почта и другие важные организации, облегчающие быт советским гражданам.

https://www.youtube.com/watch?v=ne9tUV-paUM

Изначально в Москве планировалось построить пять подобных домов — по числу олимпийских колец, но в итоге были возведены лишь два. 

Самые густонаселённые дома Красноярска

Микрорайон Солнечный активно застраивался в 80-е годы как город машиностроителей, и для застройки были спроектированы подковообразные панельные девятиэтажки. 

Район знаменит комплексом зданий в форме подковы, которые не только служат щитом от ветра, но и считаются самыми длинными и густонаселёнными домами в Красноярске. В каждом из таких домов — около 500 квартир.

Смотрите также обзор самых больших квартир Красноярска и фотоподборку коттеджей мечты. Подходящие вам варианты жилья можно найти в базе объявлений N1.RU.

Источник: https://Krasnoyarsk.N1.ru/articles/chudesa_arkhitektury_neobychnye_sovetskie_zdaniya-51275861/

Футуризм по-петербургски: пять самых необычных советских зданий города

16:47, 24.03.2017

Геометричные творения архитекторов XX века в обзоре «Карповки».

Футуристические сооружения ХХ века выглядят инородно среди доходных домов и величественных соборов Петербурга. Градозащитники называют необычные здания жемчужинами мировой архитектуры, а жители недоумевают, как они вообще затесались в наш город. «Карповка» выбрала самые оригинальные сооружения прошлого века и попыталась разобраться, зачем они Петербургу.

Силовая подстанция фабрики «Красное знамя»

Статус: региональный памятник

В марте вокруг разрушающейся фабрики разгорелся новый скандал. Градозащитники заговорили о необходимости снести соседнюю новостройку, поскольку она «портит восприятие памятника конструктивизма».

Теплоэлектроцентраль фабрики «Красное знамя» на Пионерской, 53, — единственное сооружение немецкого архитектора Эрика Мендельсона в России.

В 1926 году он построил по заказу Ленинградского треста комплекс зданий для фабрики с доминантой — силовой подстанцией.

Для ленинградских архитекторов она стала образцом нового стиля, а для мировых экспертов – ключевым произведением промышленного авангарда.

В народе подстанция получила название «дом-корабль», а производились там прозаичные чулки и носки.«Форма корабля должна была привезти в Россию современность. Мендельсон видел разрыв между чаяниями раннесоветского времени и его реалиями.

В подстанции нет той повторяемости, которой могут грешить другие модернистские постройки. Но самое потрясающее в ней — интерьеры, залитое светом высокое пространство.

Что-то подобное можно испытать в старом готическом соборе», — отмечает архитектурный критик Мария Элькина.

В 2006 году бизнесмен Игорь Бурдинский выкупил территорию, на которой находится законсервированная ТЭЦ, и планировал создать там культурное пространство. Однако в 2012 году он обанкротился.

Фабрику передали другому предпринимателю — Ивану Архипову, директору по развитию «Балтийской коммерции».

Сейчас предприятие возводит около ТЭЦ элитный жилой комплекс «Дом Мендельсона», который пообещали сдать в 2019 году.

Новостройка возмущает градозащитников, уверенных, что она нарушает восприятие исторического памятника. Активисты требуют снести здание, пока не поздно, а заодно включить ТЭЦ в список ЮНЕСКО. Параллельно власти думают о реставрации подстанции.

На днях эксперты собрались, чтобы порассуждать, чего достойно историческое здание. Среди идей прозвучало создание в нем музея античной скульптуры по аналогии с подобным в римской ТЭЦ.

Архипов не против отдать станцию властям за символическую плату, но только после того, как они определятся с идеей.

Определились власти пока только с одним — реставрации быть. Что конкретно делать с необычным зданием, Албин пообещал решить позже. По мнению Марии Элькиной, городу не удастся сохранить подстанцию. «Реконструкция будет сделана, вероятно, настолько неподходящими методами, что об аутентичности и в научном, и особенно в визуальном отношении говорить будет затруднительно», — добавляет эксперт.

Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик»

Статус: региональный памятник

Башня на 25-й линии Васильевского острова, 4, — еще одно «красное» здание, рядом с которым поселился современный жилой комплекс. Только в отличие от «Красного знамени», у «гвоздильщика» перспектива реставрации туманна.

Первый чугунолитейный завод на этом месте появился еще в XIX веке.

В ХХ веке он превратился в железопрокатный и получил название «Красный гвоздильщик», а в 1930-х дополнился водонапорной башней канатного цеха.

В своем сооружении архитектор Яков Чернихов соединил две геометрические формы: параллелепипед и цилиндр. По задумке автора, конструкция представляет символ предприятия — огромный гвоздь.

«Водонапорная башня — единственный реализованный проект великого архитектора-визионера Якова Чернихова. Если отвлечься от ее ветхости, увидишь невероятную элегантность. Чернихов открыл миру новые пути воображения, метод, из которого могут рождаться архитектурные формы», — комментирует Элькина.

В 2013 году финское предприятие Lemminkainen снесло корпуса завода «Красный гвоздильщик», чтобы построить на их месте жилой комплекс «Илматар». Водонапорной башне повезло — ее сохранили как памятник архитектуры. Финны пообещали отреставрировать канатный цех с башней и создать там лофты.

Однако через два года скандинавы вышли из проекта и передали его Setl Group. Вместе с новым хозяином ЖК сменил и имя – теперь он называется «Палацио». Элитное жилье обещают сдать в конце 2018 года. После смены застройщика о лофтах в башне больше не слышно, вместо этого новый хозяин заявил о планах разместить там ТРЦ.

Сейчас заброшенная башня постепенно разрушается. Особый тленный колорит ей придают выбитые окна, уродливые граффити и строительные отходы.

При этом для зарубежных экспертов она остается шедевром советского конструктивизма.

По словам историка архитектуры Маргариты Штиглиц, во время международного съезда специалисты в первую очередь захотели посетить не петровские шедевры, а каменный «гвоздь».

Дворец культуры имени Кирова

Статус: федеральный памятник

Дворец культуры на Большом проспекте Васильевского острова, 83, проектировался как самый крупный в стране.

 По словам историка архитектуры и члена ИКОМОС Александра Кречмера, «монументальное здание сочетает в себе выразительную конструктивистскую композицию и модернизированную классицистическую отделку».

 Строительство «социалистического дворца» началось в 1930 году на Смольнинском поле и шло с большими перерывами. Неосуществленный проект театрального зала на 4000 человек стал прототипом для БКЗ «Октябрьский», введенного в строй в 1967 году.

«Здание относится уже не вполне к авангардной архитектуре, здесь сталкивается модернизм и декоративный стиль, то, что в Европе называют ар-деко.

Это одна из лучших работ Ноя Троцкого, в ней точно отразился дух времени.

Эстетика здания близка, пожалуй, к тому, что мы видим в фильме «Метрополис» Фрица Ланга — футурология, которая, однако, опирается на традиционные основы», — рассказывает Мария Элькина.

В начале XXI века парадную площадь перед дворцом начали застраивать высотными зданиями «Биржа», «Финансист» и «Престиж».

 «Жесткие силуэты высоток находятся в резко противоречии с характером застройки не только площади, но и значительной части Васильевского острова.

Эти здания исказили композицию ансамбля и стали чужеродными высотными элементами в исторической невской панораме города», — заключает Кречмер.

В 2014 году началось строительство Лахтинско-Правобережной линии метрополитена от «Спасской» до будущей станции «Морской фасад», в связи с чем на Большом проспекте появился громоздкий шахтный комплекс. Историк считает, что новое строительство фактически привело к разрушению ансамбля Дворца культуры, ранее парадно раскрытого к Большому проспекту.

Сегодня почти половина объекта культурного наследия федерального значения находится в аварийном состоянии. Обрушились крыши над кино- и театральным залами. Это не мешает сдавать помещения в здании под оригинальные мероприятия.

Согласно афише, там проводят встречи кактусистов, распродают шубы датских мастеров, танцуют на ретро-дискотеках под музыку диджея Пузырева и наряжаются в маскарадные костюмы от фирмы «КАПУSSТА».

 В библиотеке расположились бильярдный клуб и пивной бар, в театральном корпусе — шиномонтаж.

Александр Кречмер уверен, что наряду с классическими ансамблями Петербург стремительно теряет и ансамбли ленинградского конструктивизма. По его мнению, это важная проблема охраны историко-культурного наследия города, которую необходимо срочно решать.

Школа Десятилетия Октября

Статус: федеральный памятник

Школу в виде серпа и молота построили в 1925–1927 годах на проспекте Стачек, 5, в качестве эксперимента. Революционной была не только форма здания, но и его содержание. В строении разместили привычные для современных, но передовые для советских школ удобства: мастерские, лаборатории, читальный зал, актовый и физкультурный залы и даже обсерваторию.

Каждый из пяти блоков здания имел свое предназначение — в дугообразном корпусе учились старшеклассники, а в прямоугольном — ученики начальной школы.

Молоты и серпы давно остались в прошлом, но уже второй век футуристическое здание, ныне лицей №384, каждое 1 сентября принимает новые партии учеников. «Школа Десятилетия Октября — очень удачный пример архитектуры авангарда. Он сочетает в себе типичный конструктивистский прием работы с пространством и при этом тончайшее, как будто из XVIII века ощущение масштаба», — добавляет Мария Элькина.

Особняк Чаева

Статус: региональный памятник

В отличие от предыдущих авангардных советских строений, «перечеркнутый дом» на Рентгена, 9, построен в 1907 году в стиле модерна и неоклассицизма.

Однако футуристичности у здания не отнимать — в начале ХХ века оно считалось самым смелым строением в городе.

По мнению историков архитектуры Бориса Кирикова и Маргариты Штиглиц, именно особняк Чаева стал предшественником авангарда в Петербурге с его разнообразием форм и необычными планировками.

Через дом проходит диагональная ось, которая как будто пронизывает его — отсюда и народное прозвище «перечеркнутый особняк». На ось нанизаны три цилиндрических строения: холл, тамбур и зимний сад. В фасадах здания можно разглядеть античные элементы, позаимствованные у афинского Парфенона: декоративные панно с всадниками, скачками на колесницах и кентавром, похищающим женщину.

Архитектор Владимир Апышков создал дом для инженера путей сообщения Сергея Чаева, который заработал на особняк строительством Транссибирской магистрали. С 1926 года и до сих пор в здании находится стоматологическая поликлиника №17, так что все желающие могут оценить строение изнутри. В бывшем будуаре сидит главврач, в ванной проводят хирургические операции, спальню заняли ортопеды.

К 2008 году здание пришло в аварийное состояние, поскольку его фасады никто не реставрировал более ста лет. Дому повезло, и он попал в адресную программу КГИОП «Реставрация фасадов». Здание подновили и воссоздали утраченные элементы.

Уроды или красавцы

Некоторые жители Петербурга считают, что здания в стиле авангарда и модерна уникальны и «уютно вписываются в современную городскую среду».

«Подобные сооружения — отличнейший мост от старого к новому, это такой взгляд в будущее из 20–30-х годов, „будущее прошлого“.

Эти здания стали экстравагантным предком массового строительства ХХ века, настоянным на культурном пласте архитектуры XVIII–XIX», — отмечает житель города Дмитрий.

Другие горожане уверены, что футуристические сооружения «не вызывают желания жить в них или рядом с ними». «Очень сложно любить уродливые здания. Они представляют исторический интерес — как результаты неудачного эксперимента. Студентов архитектурных вузов нужно водить к ним на экскурсии, чтобы они знали, как не нужно делать», — считает петербуржец Арсений.

С количеством споров об уместности авангардных зданий в Петербурге могут посоревноваться разве что дискуссии о современных необычных строениях, вроде станции метро «Горьковская» или башнях комплекса «Санкт-Петербург Плаза». В следующей части материала о петербургском футуризме «Карповка» исследует спорные здания, построенные в городе в последние десять лет.

Ирина Геттингер; за помощь в подготовке материала благодарим Александра Кречмера и Марию Элькину.

Читайте также:  Готовые системы умный дом. модульная архитектура от компании rubetek

Источник: https://karpovka.com/2017/03/24/326229/

История СССР в 10 советских зданиях

Порой архитектура может рассказать больше, чем учебники.

Спустя пару лет после Октябрьской революции 1917 года художник и скульптор Владимир Татлин в рамках открытого конкурса представил проект штаб-квартиры Коминтерна. Высшие органы всемирной рабоче-крестьянской власти должны были расположиться в башне на берегу Невы, чей наклонный стальной каркас и вращающиеся стеклянные отсеки символизировали революцию и новую идеологию.

Самое знаменитое здание за всю 74-летнюю историю СССР так и не было возведено; на самом деле, не факт, что его вообще можно было построить, хотя современные технологии дают гораздо больше шансов на успех, чем в 1910-х, когда проект был впервые представлен публике.

История с башней довольно точно отражает судьбу проекта советского социализма.

Однако и те здания, которые в итоге были построены, могут о многом рассказать: что это за государство, чья история развивалась скачками от открытости к террору и обратно, от шаблонной архитектуры к уникальным находкам, от самобытности к тесному взаимодействию с классикой.

1. Марсово поле, Петроград — Лев Руднев, 1917 год

1/5<\p>

Строительство памятника погибшим революционерам, расположившегося на бывшем «Царицыном лугу», где раньше проходили военные парады, началось в перерыве между Февральской революцией, в результате которой был свергнут царь, и Октябрьской, когда большевики пришли к власти.

По периметру площади были установлены тяжелые плиты из красного гранита с высеченными на них изречениями наркома просвещения Анатолия Луначарского и увенчанные красными флагами — в итоге получилось довольно самобытно и величественно.

30 лет спустя архитектор Руднев прославился благодаря строительству сталинских высоток в Москве и Варшаве.

2. Тракторная улица, Ленинград — Гегелло, Никольский и Симонов, 1925 год

Проект Тракторной улицы — своеобразное исключение в истории советской архитектуры и первый крупный проект единого жилого ансамбля в СССР — в отчасти опирается на классическую традицию Санкт-Петербурга. Он выполнен в приятных цветах, со спокойной и аккуратной планировкой зданий и даже необычными деконструктивистскими арками.

Корпуса жилого массива заставляют вспомнить скорее о северном классицизме современной Швеции или Финляндии, нежели о советском конструктивизме. Они были построены для рабочих Путиловского завода, которые были ключевой движущей силой большевиков в 1917 году.

Сегодня улица относится к району Нарвской заставы, архитектурному полигону советского авангарда 1920-х.

3. Дом-коммуна Наркомфина, Москва — Моисей Гинзбург, 1928 год

1/5<\p>

А этот гораздо более амбициозный проект жилого здания стал наглядной демонстрацией концепта так называемой новой культуры быта 1920-х и памятником коммунальному конструктивизму.

Двухуровневые квартиры, во многих из которых не были предусмотрены кухни, соединены коридорами, ведущими к корпусу общественного обслуживания, стеклянному кубу с общими столовыми, библиотекой, тренажерным залом и садом на крыше. Все это было направлено на реформирование (или изживание) привычного семейного уклада жизни.

Идеологическая подоплека здания была забыта спустя пару лет после его постройки, зато архитектурные находки Гинзбурга широко заимствовали такие европейцы как Ле Корбюзье, Уэллс Коутс и Денис Ласдан. Сейчас здание, расположенное в одном из самых дорогих районов города, просто разваливается на части.

По иронии судьбы, идея общественного пространства на территории многоквартирного дома снискала популярность в нынешних жилых комплексах класса люкс.

4. Станция метро Маяковская, Москва — Алексей Душкин, 1938 год

1/5<\p>

Станция метро Маяковская в Москве— и ее побратимы в Санкт-Петербурге, Киеве, Баку, Ташкенте, Харькове, Ереване и в других городах — претендует на звание самого выдающегося архитектурного проекта в истории Советского Союза.

Возможно, вообще самая удивительная из всех когда-либо построенных станций метро.

Однако ее великолепный мраморный вестибюль, заложенный в 1930-х, дорого обошелся рабочим: стандарты безопасности никак не обеспечивались, нередки были несчастные случаи, к тому же широко использовался труд заключенных.

Куполообразные потолки невероятно глубокой станции — сконструированной как бомбоубежище и выполнившей свою функцию — выложены сверкающей, головокружительной красоты мозаикой по эскизам художника Александра Дейнеки. Серия панно изображает «Сутки страны Советов».

5. Министерство иностранных дел, Москва — Гельфрейх и Минкус, 1948 год

После войны власти опустошенного советского государства бросили все силы на, казалось бы, совершенно несвоевременный проект: строительство семи помпезных высоток. Шесть из них расположились вдоль Садового кольца.

Это огромные монстры, которые вмещают в себя целые кварталы, а их шпили, якобы по приказу самого Иосифа Сталина, спроектированы по образу и подобию кремлевских. Еще три были построены в «братских» городах: Риге, Варшаве и Праге.

Облик Министерства иностранных дел, лучшего из семи зданий, соответствовал духу времени в разгар холодной войны: вертикальный готический ритм придает башне устрашающий и злобный характер.

6. Железнодорожная станция Дубулты, Юрмала — Игорь Явейн, 1977 год

1/5<\p>

Когда в 1956 году Никита Хрущев осудил «перегибы» сталинского времени, советская архитектура пережила третий из своих многочисленных поворотных моментов: на этот раз она обратилась к модернизму.

Кое-что вышло банальным, но было и много удачных проектов, выполненных в духе архитектуры свободных форм. Например, эта приморская железнодорожная станция в Латвии построена с помощью фигурных бетонных конструкций.

Этот прием советские мастера позаимствовали из архитектурной традиции Калифорнии 50-х годов. Несмотря на тяжелую, нависающую конструкцию крыши, здание, стоящее между Балтийским морем и рекой, получилось светлым и легким. Сейчас там находится художественная галерея и билетные кассы.

Правда, судя по датам, история не такая уж вдохновляющая — постройка выглядит как классическая конструкция образца 50-х, а построено оно было в 1977 году, когда мировой дизайн уже давно ушел далеко вперед.

7. Крематорий, Киев — Авраам Милецкий, 1968−1981 годы

1/5<\p>

Это мрачное здание часто фигурирует в каталогах с собранием «удивительных футуристических памятников советской архитектуры». Странного вида постройки находятся у подножия холма возле главного столичного кладбища.

Вблизи перекрученные металлические двери этих штук (как выясняется, крематория) больше похожи на декорацию Ханса Рудольфа Гигера к фильму «Чужой», а обрамляют их бетонные языки пламени.

Строительство крематория затянулось из-за того, что к нему должна была примыкать стена со скульптурным рельефом, изображающим страдания XX века, которых Киев видел более чем достаточно. Правда, перед открытием спорную деталь было решено закрыть слоем штукатурки.

8. Министерство автомобильных дорог, Тбилиси — Георгий Чахава, 1974 год

1/5<\p>

Это фотогеничное блочное здание состоит из нескольких пересекающихся отсеков, которые спускаются по склону с видом на реку Кура.

По словам архитектора, на проект его вдохновили старые, нагроможденные друг на друга персидские домики в районе Старого города.

Так и стоит этот одинокий памятник на главной дороге при выезде из столицы Грузии, а труднодоступность для пешеходов — в своем роде признак успеха Министерства автодорог.

9. Жилой комплекс «Ворота города», Кишинев — Скворцова, Маркович и Спасов, 1980 год

Поздняя советская архитектура часто представляет собой компромисс между тяжелой, декоративной монументальностью сталинской эпохи и тенденции к массовой типовой застройке и новаторству 20-х и 60-х годов.

До сумасшествия пышный, избыточный комплекс «Ворота города» сочетает в себе барочное понимание осевой симметрии с панельной технологией строительства и кучей архитектурных уловок.

Эти здания — в прямом смысле первое, что видишь при въезде в столицу Молдавии, но когда продвигаешься ближе к центру, они становятся все меньше и незаметнее — прямо противоположный способ организации пространства в столице по сравнению с большинством других городов.

10. Дворец пионеров, Днепропетровск — Амосов, Солодовник, Гарсия Ортега и Клевер, 1991 год

Дата завершения строительства этого здания в промышленном мегаполисе Восточной Украины, делает его одним из основных претендентов на звание «последней советской постройки».

Оно хорошо иллюстрирует еще один поворот в архитектуре, на этот раз к легкости, даже с некоторой долей остроумия, которой будет так не хватать большинству образцов постсоветской архитектуры, вернувшейся к брежневским стандартам.

Этот «дворец», построенный для детей и юношества и расположенный в уединенном месте на берегу Днепра, наполнен забавными космическими деталями: там есть иллюминаторы, лабиринты, летающие тротуары и разноцветные скульптуры. Идея Дворца пионеров была в том, чтобы вырастить детей настоящими коммунистами — что, конечно, не удалось проделать с детьми, ходившими туда после 1990 года.

Источник: https://ru.ihodl.com/analytics/2016-10-29/istoriya-sssr-v-10-sovetskih-zdaniyah/

Необычные здания времен СССР. Сегодня они выглядят довольно футуристичеки

Архитектурный комплекс санатория «Курпаты» не имеет аналогов, его спроектировали и создали специалисты из СССР и Чехословацкой Социалистической Республики, и находится он недалеко от Ялты.

 Здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР (Тбилиси)

Это необыкновенное здание было спроектировано архитекторами Георгием Чахава и Зурабом Джалагхания и построено в 1975 году.

Центральный НИИ робототехники и технической кибернетики в Санкт-Петербурге (Россия)

Фантастической формы здание было построено по проекту С. Савина и Б. Артюшина (1973–1987). Примечательно, но в этом институте, проводились испытания с 16-метровым манипулятором космического корабля «Буран».

Выставочный комплекс «Белэкспо» в Минске (Беларусь)

В советское время очень популярными были выставки достижений народного хозяйства. Для этих целей на проспекте Машерова в 1988 году и было возведено впечатляющее здание БЕЛЭКСПО.

Крематорий в Киеве (Украина)

Киевский крематорий был создан в 1975 году на Байковом кладбище по проекту неординарного архитектора Авраама Милецкого, который создал еще ряд необыкновенных зданий. 

 Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо (Киргизия)

Этот поистине футуристический портал в горные недра был построен в далеком 1978 году, но до сих пор поражает своей необычностью. Его фантастическая арка, созданная на скалистом склоне, скрывает за собой двухэтажный пещерный комплекс, где нижний этаж был расширен и облагорожен, а верхний оставлен в естественном виде.

Спортивно-концертный комплекс «Амалир» в Ереване (Армения)

Невероятный и просто фантастический проект группы армянских архитекторов: А. Тарханян, С. Хачикян, Г. Погосян и Г. Мушегян, который воплотили в жизнь в 1983 году на холме Цицернакаберд.

 Летний театр в пруду городского парка Днепропетровска (Украина)

Это прекрасное здание было возведено в 1978 году по проекту архитектора О.Петрова в городском парковом пруду. Но, к сожалению, в нынешнее время этот шедевр советской эпохи находится в плачевном состоянии и постепенно разрушается.

Российская академия наук в Москве

В момент строительства этот невероятный архитектурный проект не имел аналогов в Москве. Его сооружение заняло целых двадцать лет, но его интересная задумка даже сейчас удивляет и восхищает своими декоративными элементами и целыми художественными композициями, выполненными из металла и стекла. В народе их прозвали «золотыми мозгами» страны.

 Дворец бракосочетания в Тбилиси (Грузия)

Это необычной формы здание было возведено в 1985 году по проекту Виктора Джорвенадзе и использовалось для проведения торжеств, но при независимости было выкуплено местным бизнесменом.

Областной театр драмы им. Ф. М. Достоевского в Новгороде (Россия)

На этом месте находился театр, который был построен в первой половине XIX века, но нынешнее здание в стиле советского модернизма возвели в 1987 году.

 Высокогорная гостиница «Тарелка» на горнолыжном курорте Домбай (Россия)

Эта необычная гостиница горнолыжного курорта была построена в 1969 году на склоне горы Мусса-Ачитара, на высоте 2250 метров над уровнем моря.

 Павильон на территории ВДНХ Узбекской ССР (Ташкент)

Абсолютно неординарной формы был построен один из выставочных павильонов в городе Ташкент еще в 70-х годах прошлого века. Он представлял собой фантастический проект из гиперболоидных конструкций-колонн, который имел единое внутреннее выставочное пространство. Но, к сожалению, это здание не сохранилось до наших дней.

 Музей Ильи Чавчавадзе в Кварели (Грузия)

Этот необыкновенный музей грузинского поэта и публициста Ильи Чавчавадзе был создан в 1979 году по проекту самого авангардного советского архитектора Виктора Джорвенадзе.

Источник

Источник: http://puteshuli.ru/post/neobychnye-zdaniya-vremen-sssr-segodnya-oni-vyglyadyat-dovolno-futuristicheki/

Ракеты, корабли, летающие тарелки, цветы и роботы: топ-25 фантастических советских зданий

В массовом сознании к советской архитектуре 1960—80-х годов принято относиться скептически. Бесчеловечные однообразные панельные жилые массивы, брутальные железобетонные общественные здания, простейшие геометрические формы, минимализм и отсутствие декоративных излишеств.

Во многом такое убеждение справедливо, однако порой и в проектных институтах СССР создавались отчаянно смелые образы, выглядевшие после реализации пришельцами из фантастических фильмов. Onliner.

by решил составить свой список самых эффектных, порой безумных, но совершенно определенно разрушающих стереотипы зданий, рожденных в хрущевско-брежневские времена воображением советских архитекторов.

25. «Дома-кольца» в Москве.

На рубеже 1960—70-х годов архитектору Евгению Стамо, работавшему над застройкой жилого района Матвеевское на западе Москвы, пришла в голову интересная идея. При стыковке железобетонных панелей в типовом домостроении допускается угол в шесть градусов.

Что если построить таким образом целый дом? В 1973 году идея была реализована, в центре Матвеевского появился огромный «дом-кольцо». Он был целиком реализован в типовых сборных индустриальных изделиях (серии I-515) и все равно поражает оригинальностью формы.

Внутренний диаметр двора 155 метров, 26 секций, 912 квартир (374 однокомнатные, 374 двухкомнатные, 155 трехкомнатных и 9 четырехкомнатных). Общая жилая площадь 27 334 кв. м.

Спустя шесть лет недалеко, в районе Раменки, был построен брат-близнец матвеевского дома, но на этом история «жилых колец», увы, в советской Москве закончилась. В центре дворов этих зданий сплошная зеленая зона с детской площадкой. Автостоянки для жильцов размещены между ней и внутренней окружностью здания.

Читайте также:  Топ 10 производителей напольной доски

24. Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо, Ош, Киргизия.

Еще в 1978 году на склоне священной для киргизов горы Сулайман-Тоо по проекту местного архитектора Кубанычбека Назарова построили новый музейный комплекс.

Самый эффектный его элемент, небольшая бетонная арка с панорамным остеклением, разделенным вертикальными ребрами, по сути, закрывает вход в пещеру.

Первоначально в сооружении планировали разместить ресторан, однако затем его отдали под археологическую экспозицию.

Футуристический портал в горные недра скрывает за собой двухэтажный пещерный комплекс, где нижний этаж расширен вручную, а верхний оставлен в естественном, «природном», виде. Сейчас в его 13 помещениях находятся более 400 экспонатов киргизского Музея духовной культуры.

23. Гостиница «Спорт», Таллин, Эстония.

Гостиница была построена в 1980 году в составе Центра парусного спорта для участников и гостей московской Олимпиады (соревнования по парусному спорту как раз проводились в Таллине). Два вытянутых жилых корпуса объединены блоком общественных помещений. Над всем комплексом доминирует черно-белый объем ресторана.

По задумке группы эстонских архитекторов гостиница, сейчас называющаяся Pirita Top Spa Hotell, должна была напоминать корабль с рестораном в качестве капитанской рубки.

22. Железнодорожный вокзал станции Дубулты, Латвия.

Новое здание железнодорожного вокзала станции Дубулты, расположенной в курортной Юрмале под Ригой, было построено в 1977 году к столетию станции по проекту ленинградского архитектора Игоря Явейна.

Экспрессивная постройка, напоминающая застывшую в бетоне балтийскую волну, получилась одновременно и отсылкой к советскому архитектурному авангарду 1920-х годов, и своеобразным предшественником современной «космической» архитектуры, например выдающегося испанца Сантьяго Калатравы.

21. Павильон на территории ВДНХ Узбекской ССР, Ташкент, Узбекистан.

Один из построенных в 1970-е павильонов ВДНХ Узбекистана в Ташкенте представлял собой сооружение из гиперболоидных конструкций-колонн с единым внутренним выставочным пространством. К сожалению, до нашего времени это здание не сохранилось.

Источником вдохновения для архитекторов павильона очевидно послужил самый известный шедевр архитектора Оскара Нимейера, коммуниста и большого друга всего советского народа, — кафедральный собор в бразильской столице Бразилиа.

20. Кинотеатр «Россия», Ереван, Армения.

В 1975 году в центральной части армянской столицы было сдано в эксплуатацию необычное здание. Творческая группа архитекторов (Г. Погосян, А. Тарханян, С.

Хачикян) запроектировала на месте, резервировавшемся в свое время под размещение рынка, монументальный двухзальный кинотеатр «Россия».

Объемы кинозалов эффектными дугами нависают над перпендикулярно расположенным объемом стилобата, где был размещен вестибюль и кассовый зал.

«Ясность замысла внутренней композиции, выраженной игрой объемов двух залов, мастерское применение вантового перекрытия в сейсмических условиях, правдивое воплощение в формах современного содержания — вот, на наш взгляд, неоспоримые достоинства его архитектуры. Сопряжение двух залов, острое пластическое сочетание которых определяет монументальную сущность здания — лейтмотив композиции», — восторгались кинотеатром авторы книги «Архитектура Советской Армении».

19. Хмельницкий областной литературно-мемориальный музей Николая Островского, Шепетовка, Украина.

Здание музея классика советской литературы, автора широко известного в свое время романа «Как закалялась сталь», возвели в 1979 году в Шепетовке, где писатель провел свою юность и молодость. «Последний город Земли», по выражению Остапа Бендера, о который разбиваются волны Атлантического океана, украсило установленное на 5 мощных пилонах гигантское кольцо, облицованное алой смальтой.

Кольцо, в котором размещены экспозиционные залы, по мнению авторов проекта М. Гусева и В. Суслова, символизировало венок, посвященный памяти писателя, а пилоны, его поддерживающие, — руки почитателей таланта Островского. Алая же смальтовая мозаика — красное знамя, обертывающее памятный венок.

18. Летний театр в парке, Днепропетровск, Украина.

Две стальные рамы, объединенные вантовой конструкцией, упираются в железобетонный фундамент и поддерживаются по окружности тонкими опорами. Это сооружение является покрытием для консольно нависающей над входом трибуны и сценического блока.

Гиперболоидная структура, напомнившая местным жителям ракушку, построена в 1978 году (арх. О. Петров) прямо в парковом пруду и является центром притяжения всей рекреационной зоны.

17. Спортивно-концертный комплекс «Амалир», Ереван, Армения.

Огромный, как бы сейчас сказали, многофункциональный комплекс открылся в Ереване в 1983 году на холме Цицернакаберд, господствующем над всей северo-западной зоной Еревана.

Зал на 5000 мест для спортивных состязаний и зрелищных представлений расположен над вестибюлем, с которым связан системой лестниц и эскалаторов. Второй, концертный, зал на 1300 мест помещен по оси вестибюля.

Поворотная трибуна, находящаяся перед залами, позволяет трансформировать вместимость каждого из них, увеличивая ее на 1000 мест.

Архитекторам (А. Тарханян, С. Хачикян, Г. Погосян), благодаря широкому применению большепролетных конструкций-оболочек, перекрывающих залы и опирающихся на мощные пилоны, удалось создать футуристический образ, в чем-то напоминающий не то цветок, не то насекомое и выглядящий современно и по сей день.

16. Российская академия наук, Москва.

На высоком берегу Москвы-реки в районе площади Гагарина в 1994 году завершили 20-летнее строительство нового комплекса Президиума Российской академии наук. 23-этажное высотное здание и несколько малоэтажных объемов вокруг него на момент начала строительства в 1974 году не имели аналогов в практике московского строительства.

Главным декоративным элементом, и ставшим в итоге символом комплекса, являются выполненные из металла и стекла художественные композиции, украшающие основные объемы. В народе их, сообразуясь с назначением сооружения, немедленно прозвали «золотыми мозгами» и придумали немало легенд о настоящем их предназначении, включая откровенные «теории заговора».

15. Ресторан «Жемчужина», Баку, Азербайджан.

Еще одна эффектная гиперболоидная конструкция — кафе «Жемчужина» на приморской набережной Баку. Открытый павильон, спасавший бакинцев в летнюю жару, представляет собой прекрасный образец архитектуры 1960-х годов, минималистичной в сравнении с монументальным «сталинским» неоклассицизмом и при этом незаурядной в инженерном смысле.

Аналогичное кафе-близнец появилось десятилетием позже в столице советской Киргизии городе Фрунзе, и оба здания восходят к сооружениям испанского архитектора Феликса Кандела, например его ресторану Manantiales, построенному в 1958 году в пригороде Мехико.

14. Музей Ильи Чавчавадзе, Кварели, Грузия.

Музей грузинского поэта и публициста Ильи Чавчавадзе был спроектирован одним из самых авангардных советских архитекторов Виктором Джорвенадзе и сдан в эксплуатацию в 1979 году.

Сложный объем из переплетающихся белоснежных спиралей в окружении провинциальных одноэтажных домиков и древней церкви XI века выглядит инопланетным пришельцем.

13. Гостиница «Олимпия», Таллин, Эстония.

Полный контраст с предыдущей постройкой представляет собой еще одна таллинская «олимпийская» гостиница.

Открытая в 1980 году 28-этажная башня на 405 номеров, как будто собранная из кубов разного размера, получила облицовку из темно-серого стекла и анодированного алюминия.

Мрачновато выглядящий колосс тем не менее вполне укладывается в скандинавские архитектурные традиции, продолжавшие плодоносить в Эстонии, даже несмотря на установившуюся в стране советскую власть.

Во времена строительства коммунизма «Олимпия» славилась своим откровенным варьете, сейчас, после реновации, исказившей оригинальный, брутальный облик здания, она превратилась в респектабельный бизнес-отель, по-прежнему оставаясь одной из высотных доминант эстонской столицы.

12. Центральный НИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург.

Один из самых известных образцов советской «космической» архитектуры. Строившийся по проекту С. Савина и Б. Артюшина на протяжении 14 лет (1973—1987), научно-исследовательский комплекс представляет собой сочетание протяженного изогнутого четырехэтажного лабораторного корпуса и контрастирующей с ней массивной зубчатой башней испытательного центра.

Здесь, помимо прочего, например, проводились эксперименты с 16-метровым манипулятором единственного в Советском Союзе космического корабля многоразового использования «Буран».

11. Посольство СССР на Кубе, Гавана.

Единственный образец советской архитектуры в нашем списке, находящийся за пределами пространства бывшего СССР, — монументальная башня посольства СССР, а сейчас России, в Гаване. Впечатляющий символ советского присутствия на братской Кубе в непосредственной близости от «вероятного противника».

Комплекс, похожий на современную версию монастыря с гигантской колокольней в центре, был построен в 1985 году по проекту В. Пясецкого.

10. Гостиница «Салют», Киев, Украина.

Здание, построенное в 1984 году (арх. А. Милецкий), представляет собой несущую бетонную трубу, на которую консольно навешены шесть жилых этажей, имеющих в плане форму эллипса.

Внутри трубы находятся лифты, коммуникации и спиральный пандус, по которому можно спуститься с этажей гостиницы. На втором этаже стилобатной части здания расположен ресторан. Сверху, под крышей, предполагался второй — летний ресторан.

В подвальной части находится паркинг для автомашин.

Первоначально здание проектировалось 18-этажным, но уже в процессе строительства его «урезали», чтобы оно не конкурировало высотой с колокольней Киево-Печерской Лавры. По оценкам специалистов гостиница вдохновлена архитектурой метаболизма, популярной в Японии 1960—70-х годов.

9. Областной театр драмы имени Ф. М. Достоевского, Новгород, Россия.

Здание областного драмтеатра построено в 1987 году по проекту В. Сомова. В работе над сооружением принимал участие и работавший в те годы, в конце 1970-х — начале 1980-х, в институте «Гипротеатр» известный впоследствии музыкант Андрей Макаревич.

При желании в абстрактной композиции театра можно увидеть отсылки к древнерусской архитектуре, памятниками которой особенно богат Новгород, хотя, конечно, и в современной их интерпретации.

8. Гостиница «Тарелка», Домбай, Россия.

В 1969 году на склоне горы Мусса-Ачитара, на высоте 2250 метров над уровнем моря, приземлилась «летающая тарелка».  Именно такую футуристическую форму выбрали архитекторы для небольшой гостиницы рядом с горнолыжным курортом Домбай.

В здании всего лишь три номера (два 2-местных и один 4-местный) и общая гостиная с камином. Конструкция отеля выполнена из полиэстера, армированного стекловолокном. Гостиница может транспортироваться целиком вертолетом или разбираться на 16 сегментов и перевозиться по частям.

7. Областной драматический театр в Гродно.

Здание областного театра, построенное в Гродно в 1977—1984 годах по проекту московского института «Гипротеатр» (арх. Г. Мочульский), успело стать настоящим символом города наряду с его многочисленными по белорусским меркам историческими достопримечательностями.

Многогранный объем, поддержанный своеобразными ребрами — контрфорсами с большими полукруглыми окнами в помещениях фойе и вестибюля, окружающими зал на 800 мест, напоминает своеобразную замковую башню, стоящую на высоком берегу Немана.

6. Пансионат «Дружба», Ялта, Украина.

Пансионат в форме нескольких зубчатых дисков, установленных на трех опорах, возвели совместно советские и чехословацкие специалисты. Здание было предназначено для одновременного отдыха на южном берегу Крыма 400 граждан СССР и ЧССР.

Для обеспечения максимально комфортных условий спальные комнаты расположены по внешнему периметру пятиэтажной части здания с ориентацией на живописное природное окружение.

Благодаря своей оригинальной архитектуре здание «Дружбы» умудрилось даже попасть в кинофильм Resident Evil: Retribution (2012), где выступило в роли бывшей советской военной базы на Камчатке.

5. Крематорий, Киев, Украина.

Еще одна работа киевского архитектора Абрама Милецкого, автора гостиницы «Салют». Расположенное на территории Байкового кладбища здание, представляющее собой набор сложных арочных объемов, меньше всего напоминает о своей печальной функции.

Киевский крематорий до сих пор смотрится новаторски даже на фоне современных творений мировых архитектурных звезд, отсылая к творчеству Фрэнка Гэри или Захи Хадид.

4. Дом советов, Калининград, Россия.

Две высотные прямоугольные башни, выполненные из рельефных панелей и объединенные в двух уровнях крытыми переходами, начали строиться еще в 1970 году на месте бывшего замка Кёнигсберга и на долгое время стали самым известным долгостроем западного форпоста России.

21-этажный комплекс, спроектированный Львом Мисожниковым и Галиной Кучер и все-таки завершенный относительно недавно, в среде местных жителей немедленно прозвали «закопанным роботом» — здание действительно напоминает его голову.

3. Инженерный корпус Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР, Тбилиси, Грузия.

Поразительный комплекс стоит на крутом скалистом склоне над рекой Кура. Три вертикальные башни разной этажности объединены пересекающимися под прямым углом горизонтальными двухэтажными блоками.

Здание было построено в 1975 году архитектором Георгием Чахава, по иронии судьбы занимавшем в то время пост министра автомобильных дорог Грузии, т. е.

фактически автор проекта был одновременно и его заказчиком.

Основной идеей Чахавы было наименьшее использование земной поверхности, что освобождает место для растений. Вертикальные башни, самая высокая из которых имеет 18 этажей, визуально увеличивают постройку, вызывая аналогию с кроной дерева. Сейчас бывшее министерство принадлежит Банку Грузии.

2. Выставочный комплекс «Белэкспо», Минск.

Лебединая песня белорусской советской архитектуры — построенный в 1989 году на проспекте Машерова выставочный павильон архитектора Леонарда Москалевича — удалась на славу.

«Внешне сооружение очень красиво. Оно напоминает распустившийся цветок с чуть удлиненными и загнутыми кверху лепестками, который как бы накрывает собой горловину огромной хрустальной вазы», — писали газеты конца 1980-х годов. Конструктивное решение здания требовало немалого мастерства и инноваций при производстве строительных работ.

Авторы проекта разработали уникальную по тем временам систему перекрытия павильона — с помощью пяти гиперболических параболоидов, выражающих живописность и легкость архитектурных форм. Между ними в строго заданной геометрии был натянут металлический каркас: ванты, на которые набрызгом укладывался бетон. Внутренняя площадь — 4500 кв.

м, и при этом ни одной колонны, что достигнуто с помощью вантовой системы.

1. Дворец торжественных обрядов, Тбилиси, Грузия.

Шедевр советского модернизма, возведенный в 1985 году в Тбилиси по проекту Виктора Джорвенадзе, — настоящий позднесоветский храм, только лишенный элементов религиозного культа.

В годы независимости здание выкупил авторитетный местный бизнесмен Бадри Патаркацишвили. Здесь же, на территории бывшего дворца бракосочетаний столицы советской Грузии, в 2008 году его и похоронили.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Источник: https://realt.onliner.by/2013/11/15/top-25

Ссылка на основную публикацию