«объект 299»: на 30 лет впереди «арматы»

«Объект 299»: на 30 лет впереди «Арматы»

Мало кто знает, что предпосылки к созданию недавно нашумевшей гусеничной платформы «Армата» были заложены ещё в середине 80-х годов прошлого века.

Именно тогда на Кировском заводе в КБ «Спецмаш» разрабатывался инновационный по тем временам танк под обозначением «Объект 299».

Новейшие технические решения ещё в то время заложенные в бронемашину сейчас же нашли своё применение в танке «Армата».

По компоновке разрабатываемый танк серьёзно отличался от всех машин своего времени. В передней части, защищённой лобовой бронёй, эквивалентной 900 мм. гомогенной стали, располагалось трансмиссионное отделение, а за ним бронекапсула с тремя членами экипажа.

Кормовая часть танка в зависимости от его предназначения отводилась либо для боевого, либо десантного отделения. Башню планировалось сделать необитаемой, оснащённой 152-мм орудием с полностью автоматизированной системой заряжания.

Всё эти манипуляции должны были вывести бронезащиту и безопасность экипажа на качественно новый уровень.

В плане подвижности «Объект 299» также должен был превосходить всех своих аналогов. По проекту один только газотурбинный двигатель, который планировали ставить на танк, должен был выдавать до 2000 л.с., что при максимальной массе машины в 50 тонн, давало бы машине удельную мощность выше, чем у Т-90 и M1 Абрамс.

Ходовая часть должна была оснащаться передним ведущим катком и семью опорными.

Для наблюдением за полем боя, на «Объекте 299» конструктора решили установить систему камер кругового обзора, продублированную стандартными перископическими приборами.

Особого внимания заслуживает ракетная версия «Объекта 299». После провала в разработке ракетных танков, который потерпели советские оружейники в 60-х годах, новый танк с 30 противотанковыми ракетами, шахтного расположения в боевом отделении, мог дать новую жизнь забытым идеям.

Решение расположить ракеты в вертикальных пусковых установках позволило бы серьёзно сократить время подготовки к выстрелу, что являлось одной из основных проблем уже разработанных в середине века советских ракетных танков.

А из самого «Объекта 299» вышел бы первоклассный истребитель вражеской бронетехники.

К концу 80-х годов шасси «Объекта 299» (без башни) было воплощено в металле и прошло довольно солидный объём испытаний, в которых показало явные достоинства применённых технических решений и выбранной компоновки. Но серьёзные экономические проблемы в то время охватившие страну привели к тому, что крайне перспективный проект был свёрнут и заморожен…

Как выяснилось недавно — совсем зря. Практически все новшества, ещё в средине 80-х воплощенные в проекте «Объекта 299», сейчас мы наблюдаем вживую, на примере лучшей в мире танковой платформы «Армата». Что доказывает нам один факт: советские оружейники не только смогли предсказать тенденции мирового танкостроения, но сохранить и развить свои наработки в дальнейшем.

источник

Источник: https://amarok-man.livejournal.com/1980364.html

Т-14 «АРМАТА». Часть I. «Мы строили, строили…»

История вопроса

Разработка танка нового (третьего послевоенного) поколения началась в СССР немногим позже создания нового основного танка Т-64А в 70-е. В работах под названием «Тема 101» участвовали Ленинградские, Челябинские и, в дальнейшем, Харьковские конструкторы.

Т-64А

Были реализованы ряд проектов, как с традиционной, так и новой компоновкой, большая часть которых так и осталась на чертежах или в виде макетов.

Объект 225

Танки с традиционными решениями, такие как «Объект 225» и «Объект 480» не давали существенного преимущества перед модернизированными вариантами Т-64А, Т-72 и танка с ГТД. Танки с новой компоновкой (Объект 450) требовали длительного поиска, как компоновочных решений, так и создания принципиально новых компонентов.

Объект 480

В конце 70-х и на протяжении 80-х годов харьковское КБ было выбрано головным по теме создания перспективного танка 90-х.

Как развивалась конструкторская мысль, можно проследить на проектах танков «Бунтарь», «Боксер», «Молот» (объект 490, объект 490А, объект 477).

Изделие 490

Изделие 490А Бунтарь

Объект 477 «Боксёр»

Разработка перспективного танка так и не была завершена до распада СССР.

***************************

Оставшиеся в России КБ принялись за создание перспективного танка на основе существовавшего задела. Из наиболее совершенных можно упомянуть Ленинградский Объект 299 (ОАО «Спецмаш»), который обладал весьма смелой компоновкой, которая, на ряду с объективными причинами характерными для 90-х помешала его реализации.

 Объект 299

Омский Объект 640 «Черный орел» также был проектом с весьма неоднозначными преимуществами, поэтому и был выбран для демонстрации (ВТТВ 1997) и даже продвигался за рубеж.

Объект 640 «Чёрный орёл»

Нижний Тагил (УКБТМ) имел проект эволюционного развития Т-72, который не давал существенных причин для замены в производстве Т-72, так как заложенные в нем решения могли быть реализованы и в ходе модернизации.

Т-72-01

С улучшением экономической ситуации работы активизировались. Здесь, как и в 70е реализовывались два проекта, один из них с высоким техническим риском, другой, с традиционными и менее рискованными решениями.

  • Первый – Нижнетагильский Объект 195 — «Т-95» (ОАО «УКБТМ»);
  • Второй — Омский проект — тема «Бурлак» (ОАО «КБТМ») — разработка унифицированного боевого отделения.

В 2009 году было объявлено о закрытии этих проектов. Начало складывается ощущение, что перспективный танк на постсоветском пространстве так и не будет создан. Но в 2015 году на параде Победы широкой публике были представлены изделия на базе платформы «Армата» — танк нового поколения Т-14 и тяжелый БМП Т-15 с передним размещением МТО.

Т-14 «Армата»

С появлением первых кадров «Арматы» появилось множество домыслов по поводу этого танка. Кто-то придавал ему приукрашенные качества, кто-то называл фанерным, и выдумывал несуществующие недостатки.

Компоновка

Схема с сосредоточением экипажа в передней части корпуса, требует максимальной автоматизации управления оружием, установленным в боевом отделении, создавая ряд трудностей технического порядка. Такая схема представляет интерес вследствие больших возможностей усиления защиты экипажа, в том числе от средств массового поражения, а также улучшением условий взаимодействия личного состава.

При размещении всех троих членов экипажа друг возле друга в одну линию (именно этот вариант и реализован в конструкции Т-14), экипаж находится в достаточно комфортных условиях.

Но при этом нет возможности реализовать должную защиту бортовой части отделения экипажа. Даже при снижении ширины выделяемого для каждого члена экипажа места с 70 до 60 см, возможности обеспечить защиту, при обстреле в бортовые участки, минимальны.

При этом железнодорожные габариты не позволяют увеличить ширину корпуса.

Кроме того такая схема не обеспечивает хороший круговой обзор командиру танка, что в ряде стран, несмотря на развитие средств «технического зрения», считается важным качеством. Такая схема неоднократно рассматривалась, начиная с 70-х годов,  в разных странах, но применения в танкостроении, за исключением экспериментальных макетов, таких, как американский FTTB, не нашла.

Капсула экипажа. Место водителя находится слева по ходу танка.

Дисплейный комплекс механика-водителя (ДКМВ), установленный на танке, предназначен для:

  • замены стрелочных контрольно-измерительных приборов;
  • обеспечения решения задач
  • управления;
  • контроля функционирования;
  • оперативного технического диагностирования систем и агрегатов шасси;
  • выдачи рекомендаций по эксплуатации объекта.
Читайте также:  Топ 5 лучших советских истребителей

Переключение передач осуществляется кнопками на штурвале. Наиболее важная информация о параметрах движения выводится непосредственно на выносное табло на штурвале управления. На монитор выводится изображение с тепловизионного прибора переднего обзора размещенного на верхней детали носового узла корпуса.

Видеосмотровое устройство и блок кнопок управления

Вид на место водителя с места наводчика, размещенного по центру капсулы экипажа

Продолжение следует.

Поделитесь с друзьями:

Источник: http://bronetechnikamira.ru/istorija-sozdanija/t-14-armata-chast-i-myi-stroili-stroili

Абрамскапут: Россия готова к танковому «прорыву»

История создания перспективного танка «Армата» началась в середине 80-х. В ответ на появление американского тяжелого танка M1 Abrams и немецкого Leopard 2, в СССР был взят курс на создание «танка двухтысячного года». И сразу несколько ведущих КБ получили  секретные задания.

В годы «холодной войны» на вооружении Советской армии были танки Т-72Б и Т-80У.

Они не уступали технике потенциального противника в боевой мощи, а в отношении безопасности экипажа танка даже превосходили. После Ливанской войны у наших танков появилась навесная динамическая защита.

Но уже к началу 90-х наметилось отставание от натовской техники в части систем управления огнем и электронной техники.

Решению этих задач советские конструкторы придумали звучное название – «Абрамскапут!» А сами секретные разработки получили кодовые названия. Вот только некоторые из них: «Объект 299», «Бунтарь», «Объект 450», «Боксер», «Молот».

Некрасивая  история

По сути «Боксер» и «Молот» — это одно и то же техническое задание. Его выполняло Харьковское КБ машиностроеня (ХКБМ), а смена шифра произошла из-за шпионского скандала, когда часть информации о «Боксере» украинские конструкторы «слили» англичанам. 

С ХКБМ связана еще одна история. 152-мм пушка для новых танков изначально разрабатывалась ЦНИИ «Буревестник» для машины, которая создавалась в Ленинградском КБ «Спецмаш» под шифром «Объект 299». Харьковчане заполучили себе 152-мм пушку только после того, как был изготовлен опытный образец для «Спецмаша» – можно сказать, что Харьков буквально украл пушку у Ленинграда.

Танк  предельных  возможностей

Перспективный танк изначально было решено оснастить 152-мм пушкой. В качестве выстрелов к ней использовались бронебойные оперенные подкалиберные снаряды «Грифель-1» и «Грифель-2», а также осколочно-фугасный снаряд «Грифель-3» разработки московского  НИМИ.

Мощную, но тяжелую и длинную пушку требовалось разместить на новом шасси, и эту задачу поручили Ленинградскому Кировскому заводу (впоследствии получившему название КБ «Спецмаш»). Предлагаемые в проекте решения были настолько смелыми, что некоторые из них реализуются на практике только сейчас.

В эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» о создании перспективного танка под кодовым названием «Объект 299» рассказал главный конструктор питерского КБ «Спецмаш» Виктор Николаевич Макухин.

«Перед нами была поставлена задача — создать унифицированное шасси, которое можно было бы использовать при производстве танков, тяжелых БМП, инженерных машин и для носителей противотанковых ракет. И с этой работой мы справились на «отлично». Кстати, этой разработкой сразу же заинтересовалась одна из зарубежных стран», — вспоминает Виктор Макухин.

Конструкторы «Спецмаша» предложили разместить моторно-трансмиссионное отделение в носовой части танка, за ним должна была находиться броневая капсула с экипажем, а вся  корма  отдавалась  под  боевое  отделение.

«Перспективный танк должен был иметь необычную для отечественного танкостроения компоновку, оригинальное вооружение, а также нестандартный подход к размещению экипажа», – говорит Виктор Макухин.

Питерцы поместили экипаж в бронированную капсулу. Этот вариант сильно отличался от харьковского. У них экипаж находился в башенном модуле. По, этому проекту, получившему шифр «450», схемы с вынесенным вооружением рассматривались не раз, но реализовать их так и не смогли. Кроме того, были проблемы с силовой установкой.

Судя по доступным эскизам и конструкторской модели, хранящейся ныне в музее ХКБМ, диаметр погона на 450-м был очень мал и вряд ли бы он выдержал мощную 152-мм пушку, запланированную к установке. Так что говорить о каком либо приоритете Харьковского КБ применительно к современным вариантам компоновки перспективного российского танка абсолютно – неправомерно.

«Объект-187»

Работы над перспективными машинами велись и в Нижнем Тагиле. Любая тагильская машина была надежнее харьковских и питерских. А главное – стоимость производства. В начале 90-х мы противостояли всему миру.

И танков должно было быть много, потому, что в случае большой войны, танковые завод были бы непременно уничтожены практически в первую очередь.

И в этой ситуации по критерию «цена–качество», за тагильцами оставалось первое место.

У Министерства обороны был выбор: тагильский «Объект 187», харьковский недоделанный проект «Молот», либо питерский 299. Да, он превосходил конкурентов по защищенности, огневой мощи и потенциалу модернизации. Но для того, что бы довести сырой проект, нужны были деньги. А на дворе – 1991 год, средств нет.

Министерство обороны выбрало самый дешевый путь и сделало ставку на Т-90 с комплексом вооружения «Иртыш». Но их успели произвести всего 150-200 штук, а потом и это производство свернули. С отделением Украины от России, Харьков отпал естественным путем.

Хотя был период, когда Россия и Украина хотели вместе делать машину на базе «Объекта 187» с харьковским двухтактным двигателем 6ТД2. Но затем, два государства разошлись окончательно и проект умер.

По непроторенной дорожке

Перспективный танк должен иметь мощный двигатель. Его разработка велась по двум направлениям. Для танка «Объект 299» предполагалось создать газотурбинный двигатель мощностью около 1800 лошадиных сил, с расходом топлива на уровне современных дизелей.

«За право создания «перспективного танка» боролись и наши тагильские коллеги. И в честном соревновании нащ вариант с газотурбинным двигателем проиграл их дизельному варианту», — признается Виктор Макухин.

Танк – ракетоносец

Особый интерес представляет «Объект 299» в ракетной версии. Эта машина должна была оснащаться пусковой установкой для противотанковых ракет. В кормовом боевом отделении предлагалось поместить вертикальную пусковую установку с 30 ячейками для ракет. Но эта идея так и не была реализована. В СССР отсутствовали ракеты, пригодные для использования на «Объекте 299».

«Догнать  и  перегнать» по-американски

В этот же период США приступили к разработке своего перспективного основного боевого танка, не уступающего по своим характеристикам «Объекту 299». В качестве платформы для создания нового танка был выбран корпус, ходовая часть и силовая установка танка М1 Abrams. Проект получил название ASM Block III.

В корпусе танка впервые в практике американского танкостроения был размещен карусельный автомат с вертикальным расположением выстрелов.

В качестве вооружения была применена дистанционно управляемая гладкоствольная 140-мм пушка, установленная на лафете в башне минимальных габаритов. Экипаж танка из трех человек располагался в корпусе.

Так же как и у российского аналога, отделение управления было защищено перегородкой с целью создания бронекапсулы для экипажа. Телевизионные приборы наблюдения размещались в башне, оптические приборы наблюдения – в корпусе.

«Объект 299» — это видеокамеры и тепловизоры

Экипаж, размещенный в капсуле, мог управлять танком только в одном случае, — машину требовалось оснастить перископическими приборами в крыше обитаемого отделения.

Кроме того, танк должен был получить систему камер для кругового обзора и специальный прицел для управления огнем орудия. Камера и тепловизор должны были находиться на лафете пушки и обеспечивать прицеливание.

И питерские конструкторы почти решили эту проблему.

Читайте также:  8 советов по отделке откосов окон внутри и снаружи

На 1997 год были запланированы государственные испытания «Объекта 299». Созданные в КБ «Спецмаш» опытные образцы российской спецтехники уже прошли тестирование на самом предприятии. Но в 1996 году финансирование этого проекта неожиданно прекратилось.

«То, что мы создали по проекту «Объект 299», на мой взгляд, не потеряло своей актуальности и сегодня», — заявил в интервью телеканалу «Звезда» главный конструктор питерского КБ «Спецмаш» Виктор Макухин.

Косвенно эти слова подтверждает и наш разговор с заместителем директора этого предприятия Владимиром Анатольевичем Войцеховским.

25 лет назад он занимался этой разработкой, и считает, что сегодня слишком рано раскрывать все секреты перспективного танка.

«Вот я начал утром с Вами говорить на эту тему, а у меня сразу городской телефон отключили», — то ли в шутку, то ли всерьез заявил Владимир Анатольевич.

Не случайно поступающий в войска танк нового поколения «Армата» будет иметь сразу несколько «сходств» с «Объектом 299»: нестандартную для отечественных танков компоновку: моторно-трансмиссионное отделение в передней части корпуса и общий объем для размещения экипажа, выполненный в виде отдельной бронированной капсулы.

Все это говорит о том, что наработки по «Объекту 299» не пропали и нашли свое применение. От первых испытаний ходового макета «Объект 299» до начала поставок серийных танков с оригинальной компоновкой прошло почти три десятилетия, но интересные и нестандартные идеи все же дошли до полноценной реализации на  практике.

Но нельзя говорить, что «Объект 299» — это полноценный прототип сегодняшнего перспективного танка. Эксплуатация танка с турбиной слишком дорога.

И поэтому когда в Министерстве прорабатывалась концепция «Арматы» – требовалось именно модульное МТО, чтобы перспективный танк мог быть как с двигателем, так и с турбиной.

Конструкционная схема корпуса тагильского «Объекта 187» в последующем была доработана и перекочевала на объект 195, а потом и на «Армату».

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201412101938-5njd.htm

Танк «Армата»: после первого показа

Российская оборонная промышленность сдержала свое обещание. Еще несколько лет назад было обещано показать на Параде Победы 2015 года ряд образцов новой военной техники.

Действительно, всего несколько дней назад все желающие смогли впервые увидеть во всей красе несколько новейших бронемашин, которые в обозримом будущем будут поступать в войска.

Одним из самых ожидаемых образцов, показанных на недавнем параде, стал основной боевой танк, построенный на основе унифицированной платформы «Армата».

Стоит отметить, что первые изображения танков «Армата» из первой партии, разработанных и построенных корпорацией «Уралвагонзавод» появились в свободном доступе достаточно давно, еще за несколько недель до парада. Опубликованные фотографии и видеозаписи не отличались высоким качеством, но все равно произвели настоящий фурор.

Ажиотажу среди специалистов и широкой общественности не помешал даже тот факт, что башни новых танков были закрыты брезентовыми чехлами. В дальнейшем неоднократно появлялись новые фотографии перспективных танков. Количество таких снимков постоянно увеличивалось.

С началом репетиций парада в подмосковном Алабино количество фото- и видеоматериалов по новым боевым машинам значительно увеличилось. В конце апреля к разным частным лицам, публикующим снимки и записи, присоединилось министерство обороны.

Наконец, примерно за неделю до парада на Красной площади экипажи танков «Армата» получили приказ снять чехлы с башен. Это событие явилось толчком для новой волны обсуждений, в которой затрагивались самые волнующие вопросы.

В результате за несколько дней до Парада Победы все желающие получили возможность во всех подробностях рассмотреть перспективный отечественный танк.

По понятным и очевидным причинам большая часть информации о перспективном ОБТ «Армата» пока имеет гриф секретности. Общественности и специалистам приходится довольствоваться немногочисленными рассказами официальных лиц, а также массой новых фотографий и видеозаписей. Естественно, «премьерный показ» танка и подготовка к нему стали поводом для появления огромного количества мнений.

Перспективные боевые машины как удостаиваются больших похвал, так и подвергаются крайне резкой критике. Попробуем в очередной раз собрать все имеющиеся сведения о новейшем российском танке, а также сделать на их основе некоторые предположения и выводы.

Еще несколько лет назад было объявлено, что некоторые черты позволят новому танку «Армата» стать настоящей революцией в мировом танкостроении.

Главными нововведениями должны были стать специальная бронекапсула экипажа и необитаемое боевое отделение. С целью повышения уровня защиты предлагалось поместить всех членов экипажа в едином объеме внутри бронекорпуса.

За счет этого планировалось сократить все возможные риски и повысить вероятность выживания танкистов даже в случае поражения танка.

Выведение всех членов экипажа за пределы боевого отделения привело к необходимости создания комплекса автоматических систем, обслуживающих орудие.

Еще несколько лет назад стало известно, что танк «Армата» будет иметь необитаемое автоматизированное боевое отделение, отделенное от экипажа. Помимо повышения уровня защиты экипажа такое боевое отделение позволяло получить некоторые другие преимущества.

В частности, появлялась возможность уменьшить габариты башни и, как следствие, вероятность попадания вражеских снарядов при атаке с передних ракурсов.

Следует признать, что проекты танков со схожими техническими решениями и раньше разрабатывались в нашей стране и за рубежом.

Однако пока ни один основной танк с общей капсулой экипажа и необитаемым боевым отделением не дошел до серийного производства и эксплуатации в войсках.

Таким образом, новейший танк «Армата» в ближайшие годы может стать первым в мире серийным танком с необитаемой башней и размещением экипажа в корпусе.

Показ новых бронемашин подтвердил правильность информации, ставшей известной ранее. Кроме того, появилась возможность подробнее изучить некоторые особенности проекта.

Естественно, пока все выводы могут основываться только на фотографиях и видеозаписях, поскольку иные сведения пока остаются недоступными для лиц без соответствующего допуска.

Однако и в таком случае можно сделать некоторые выводы.

Одной из главных уникальных черт танка «Армата» является его компоновка. Фактически впервые в отечественной практике на вооружение может быть принят основной танк, компоновка которого отличается от классической, ведущей свою историю со времен Первой мировой войны.

Выполняя новые требования, специалисты корпорации «Уралвагонзавод» прибегли к оригинальным смелым решениям. Как следует из имеющихся материалов, компоновка танков «Армата» значительно отличается от общей архитектуры отечественных и зарубежных машин этого класса.

Читайте также  Дальнейшие пути развития основного боевого танка

В лобовой части корпуса присутствует мощная бронепреграда, состоящая из, вероятно, комбинированной брони и системы динамической защиты. Позади лобовой детали располагается капсула экипажа. Все три танкиста размещаются в общем объеме, который, по имеющимся данным, имеет дополнительную защиту от внешних угроз.

Судя по расположению люков корпуса, механик-водитель располагается впереди и у левого борта. Справа от него предусмотрено рабочее место командира. Позади водителя находится наводчик.

Читайте также:  Насколько актуальны советские объективы в наше время

Ввиду использования необитаемого боевого отделения следует ожидать, что на рабочих местах экипажа имеются все необходимые приборы и органы управления для работы с силовой установкой, комплексом вооружения и другими системами.

Сразу за бронекапсулой экипажа находится боевое отделение. Как неоднократно говорилось ранее, все агрегаты боевого отделения выполнены автоматическими и поэтому могут работать без непосредственного взаимодействия с экипажем. Все процессы по обслуживанию орудия выполняются автоматически.

Корма корпуса традиционно для отечественного танкостроения отдана под моторно-трансмиссионное отделение. Ранее циркулировали слухи о возможности строительства танка с передним расположением двигателя, но позже стало ясно, что инженеры «Уралвагонзавода» не стали усложнять проект еще одним смелым решением.

Защищать новый танк от атак со всех ракурсов должен набор различных средств. Так, на лобовом листе корпуса и бортовых экранах явно видны блоки динамической защиты.

Борта кормы корпуса оснащены решетчатыми экранами, обеспечивающими дополнительную защиту, но не мешающими охлаждению МТО.

Также имеются сведения об использовании комплекса активной защиты «Афганит», блоки которого установлены на башне.

Ходовая часть новой унифицированной бронеплатформы «Армата» оснащается семью опорными катками на борт. Ввиду заднего расположения двигателя ведущие колеса гусеничного движителя находятся в корме корпуса. Направляющие – в передней. На сравнительно старых фото машин без бортовых экранов можно было заметить набор поддерживающих роликов, на которых лежит верхняя ветвь гусеницы.

Пожалуй, самым интересным элементом перспективного танка на базе платформы «Армата» является новая необитаемая башня. Отечественным конструкторам уже доводилось проектировать подобные боевые отделения.

Более того, некоторые подобные разработки доходили до стадии испытаний. Для нового танка было разработано новое боевое отделение, которое даже само по себе представляет большой интерес.

Уже первая демонстрация башни без брезентового чехла стала поводом для новых споров и обсуждений.

Башня танка «Армата», по разным оценкам, имеет примерно такие же габариты, что и башни существующих отечественных танков. Тем не менее, она имеет массу серьезных отличий.

В первую очередь, это необычная форма, образованная большим количеством прямолинейных панелей. Кроме того, в левой скуле башни присутствует характерная выемка, в которой, по-видимому, размещается некое оборудование.

Схожие выемки меньших размеров присутствуют и в других панелях башни.

Также необходимо отметить наличие кормовой ниши башни. Предназначение этого агрегата пока остается неизвестным. Вполне возможно, что эта ниша используется для хранения части боекомплекта или для размещения иных агрегатов.

Основным оружием нового танка, согласно имеющимся данным, является орудие-пусковая установка 2А82 калибра 125 мм.

Это орудие установлено в необитаемой башне и оснащено набором необходимой автоматики, отвечающей за различные процессы подготовки к стрельбе. Автоматизировано как наведение орудия, так и подача и досылание боеприпасов.

Благодаря этому танк «Армата» должен сохранить все положительные качества, свойственные боевым отделениям имеющихся на вооружении танков.

Любопытной особенностью орудия 2А82 является отсутствие эжектора. Это устройство используется для продувки канала ствола от пороховых газов для снижения загазованности боевого отделения. Отсутствие экипажа в башне позволило не усложнять конструкцию орудия, поскольку автоматика, в отличие от людей, сохраняет работоспособность даже в загазованном объеме.

Читайте также  Последний бой танка КВ-1 лейтенанта Ярыгина

На крыше башни предусмотрен дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом ПКТ.

Это устройство предназначается для обороны танка от живой силы противника на сравнительно малых дистанциях.

Вероятно, танк «Армата» несет и спаренный с орудием пулемет, однако имеющиеся фото не позволяют однозначно определить его наличие и расположение. Имеется набор дымовых гранатометов.

Перспективный ОБТ «Армата» несет самую современную систему управления огнем (СУО). В ее состав входит панорамный командирский прицел, установленный на башне, и набор другого оборудования.

В отечественных средствах массовой информации упоминается наличие на танке специальной радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой. Утверждается, что такая аппаратура должна применяться для изучения поля боя и поиска целей с их дальнейшей атакой.

По понятным причинам, состав СУО перспективного танка пока является одной из основных тайн проекта.

С конструкцией башни танка «Армата» связан любопытный спор.

Вскоре после первого появления бронемашин без чехлов любители техники заметили, что, как минимум, часть плит, из которых состоит внешняя поверхность башни, имеет небольшую толщину.

В пользу этого говорили особенности формы башни, а также некоторые отверстия, в которых размещается определенное оборудование. Такая особенность серьезно отличает танк «Армата» от других существующих бронемашин этого класса.

Подобные необычные особенности башни танка «Армата» стали поводом для споров. Кроме того, некоторые лица, не замеченные в особом уважении к российской промышленности и армии, начали плодить однообразные и несмешные шутки про «картонную башню» или даже «картонный танк» с сопутствующим упоминанием крайне низкого уровня защиты. Тем не менее, реальность способна огорчить таких шутников.

Отечественные и зарубежные танкостроители за несколько последних десятилетий успели создать ряд проектов перспективных танков с необитаемым боевым отделением. Так, советскими конструкторами были созданы проекты «Объект 299», «Объект 327», «Объект 450» и другие. Инженеры из США ранее работали над проектом M1 Abrams Block III и т.д.

Все эти разработки наглядно показали принципиальную возможность создания полностью автоматизированного боевого отделения. Кроме того, они помогли найти оптимальный вариант компоновки такого боевого отделения.

Оказалось, что подавляющее большинство узлов и агрегатов можно поместить внутри корпуса танка. Над погоном башни может располагаться только опорная платформа, орудие и некоторые агрегаты автомата заряжания.

При этом все агрегаты за пределами бронекорпуса могут быть закрыты сравнительно небольшим броневым кожухом.

Нет никаких оснований считать, что в проекте «Армата» использованы иные решения.

Более того, левый бортовой люк башни (предположительно предназначенный для выброса поддонов гильз) достаточно прозрачно намекает на то, что под внешними панелями башни располагается второй корпус.

Именно внутренний корпус башни танка «Армата» должен обеспечивать защиту пушки и связанной с ней автоматики от вражеских средств поражения.

Внешняя «оболочка» при этом является дополнительным кожухом, на котором устанавливаются различные агрегаты, включая пулеметный боевой модуль, панорамный командирский прицел и другую аппаратуру.

О характеристиках новейшего российского танка пока говорить рано.

Различные представители оборонной промышленности уже упоминали, что танк «Армата» по своим характеристикам будет превосходить все существующие отечественные и зарубежные танки.

При этом, однако, пока официальные лица обходятся без конкретики. Неизвестны даже точные размеры и боевая масса нового танка. О других характеристиках, в том числе боевых качествах, говорить не приходится.

На данный момент специалистам и широкой общественности приходится полагаться только на фотографии и видеозаписи с новым отечественным танком, построенным на базе унифицированной платформы «Армата». Остается надеяться, что в дальнейшем министерство обороны и корпорация «Уралвагонзавод» раскроют некоторые подробности нового проекта, пока остающиеся под грифом секретности.

Кроме того, хотелось бы, чтобы разработчики и будущие эксплуатанты хотя бы время от времени сообщали о ходе испытаний и процессе подготовки к полномасштабному серийному производству новой техники.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

Источник: https://army-news.ru/2015/05/tank-armata-posle-pervogo-pokaza/

Ссылка на основную публикацию