Техника ссср

Бытовая техника в СССР

Главная » Статьи » История
По мнению Хрущева, холодильники, телевизоры, стиральные машины (а также радиолы всякого рода и швейные машинки) должны войти в каждую квартиру. На первое место во всех отчетах встал ввод жилья. А потом уж следовало сообщение о количестве проданной техники — отдельно горожанам, отдельно селянам. Справочники «Народное хозяйство СССР» (ежегодные сводные отчеты) не дают никакой ясной картины потребления в советской стране, поскольку постоянно противоречат друг другу. Задача каждого последующего — показать «неуклонный рост». Но все же, сопоставляя разные источники, а главное — воспоминания о тех годах, можно убедиться, что и в самом деле за десятилетие 1960-го по 1970 вся эта техника уверенно вошла почти в каждую панельную квартиру больших городов, но, конечно, до полной механизации страны было далеко. Несколько миллионов телевизионных приемников, холодильников, стиральных машин появилось в домах советских граждан. Сравнивая качество советской электротехники с западной, можно отметить, что большого (бросающегося в глаза) разрыва в этот период времени еще не заметно. Холодильники марки «ЗИС», а потом «ЗИЛ», «Саратов» (к концу 1980-х советская промышленность выпускала десятки марок холодильников на любой вкус — и настенные, и встроенные) были достаточно надежны. Их главной бедой была сложность размораживания. Для каждой хозяйки оно превращалось в настоящее испытание — а заодно страдала и вся семья. Другая проблема — довольно громкий звук работающего компрессора. Тем не менее факт остается фактом — произведенные в 1970-е и даже 1960-е холодильники до сих пор работают и делают свое дело. Большая часть «белых друзей» старого советского времени погибла в дачных поселках в неравной схватке со «старателями цветных металлов» (на дачи старые холодильники массово отправились после захвата рынка более продвинутой холодильной техникой западных компаний). Уже в те времена, когда советское производство холодильников только начиналось, в США, например, рекламировался настоящий комбайн-агрегат для малогабаритных квартир — в верхнюю панель были вделаны конфорки и мойка, центральную часть тумбы занимал холодильный шкаф, а внизу был ящик для сушки кастрюль и сковородок. А, Микоян, посетивший Америку осенью 1936 г. с целью перенять у них опыт общепита и организации быта, возможно, тоже такие гибриды видел, но для начала сосредоточился именно на холодильнике — как необходимом элементе городской квартиры. Интересно сравнивать в ценах (и покупательской способности). Холодильник в стабильные времена стоил от 300 до 450 рублей (от двух до трех средних зарплат). При этом в докладной записке с предложениями снизить цены к 50-летию СССР находим себестоимость трехсотдесятирублевого холодильника «ЗИЛ» — 95 рублей 60 копеек. Соотношение себестоимости и розничной цены А. Кузнецов в этой докладной записке показывал так:Таблица эта весьма интересна: оказывается, наибольшую наценку имели товары повышенного спроса, Как только спрос снижался, падали и цены, В этом отношении товарооборот не очень отличался от товарооборота в капиталистической экономике,Стиральные машины в Советском СоюзеОтечественные стиральные машины отличались капризностью, требовали постоянного участия хозяйки во время стирки, мало облегчали ручной труд, занимали много места, а крепления шлангов были недостаточно надежны, что постоянно создавало угрозу срыва шланга и затопления пола ванной или кухни. В маленьких хрущевках их иногда подвешивали на рукодельную антресоль в ванной или коридоре, и тогда стирка превращалась в настоящее священнодействие и занимала полдня, а то и больше: машину надо было снять, установить рядом с ванной, подсоединить все шланги, а потом стирать белье (и нередко перестирывать за машиной). Не было стирального порошка, часто вместо него использовали нарезанное стружкой хозяйственное мыло, К 1970-м гг. производство стиральных машин расширилось, но цена их оставалась высокой. Первые стиральные машины стоили около 600 рублей, позднее цены упали до 300 рублей за счет снижения себестоимости. Появились чудеса стиральной техники — «Вятка» (490 рублей), позже машинка-полуавтомат «Эврика» (от 400 до 490 рублей). Их механические системы были очень далеки от удобства, «автоматизм» скорее декларировался, чем был реальным, всякое ослабление внимания во время стирки вело к какой-нибудь бытовой драме (чаще всего переливу воды из бака или срыву щланга). Но стиральными машинами стремились обзавестись все, и их потребление росло (впрочем, не такими большими темпами, как приобретение телевизоров). В эпоху всеобщего дефицита на стиральные машины была очередь, их доставали. На излете социализма рынок был затоварен отечественными стиральными машинами, купить их можно было все свободнее, и надежность их повышалась. Но, конечно, ни о какой конкуренции с западными моделями (где производство автоматических стиральных машин началось в конце 1940-х гг.) говорить не приходилось. Интересным фактом был, например, упор в рекламе «Вятки» на то, что отремонтировать ее мог любой человек сам, без специалиста. Не случайно каждая инструкция к советской бытовой технике обязательно содержала подробную информацию об устройстве каждого узла. Советская техника облегчала жизнь хозяек и несколько осложняла жизнь их мужей. Но и то сказать — вызов мастера обошелся бы как минимум в стоимость бутылки водки (рубля четыре), каждый раз это было бы накладно — ломались машинки часто.Телевизоры в СССРПроизводство телевизоров развивалось усиленными темпами. А вот потребление было таким: с 1965 по 1970 гг. наблюдалась динамика потребления более чем в два раза (с миллиона до двух миллионов приемников, а всего, следовательно, за шесть лет около 18 млн приемников при населении более 200 млн человек). Но общий парк был более 40 млн — включая самые ранние марки («КВН-49», например, выпускался вплоть до 1962 г.). Если учесть, что средняя семья была 3-4 человека, то дефицит был не таким уж и значительным. Он был быстро устранен с появлением цветных телевизоров, когда их нецветные старшие братья перекочевали в дома пенсионеров, малоимущих граждан, на дачи или же стали «вторыми» в доме (два разных канала сразу). Цены на первые телевизоры были немалыми — около 900 рублей. К концу «нецветного телевидения» цены на приемники (при том, что сами модели непрерывно совершенствовались, и выпускалось уже с десяток разных марок телеприемников) упали, как мы видели, ниже 300 рублей и стали более- менее доступным приобретением. Однако трудная дорога отечественной промышленности к серийному производству цветных телевизоров создала «ножницы» покупательского спроса: черно-белые покупать перестали, а цветные не решались (хотя продавали их ниже себестоимости, но цены были значительно — почти в два раза — выше нецветных). Однако производство «Радуги-714» стахановскими темпами (начало выпуска серии — 1976 г.) вопрос решило. Цветные телевизоры вошли во многие дома, через 10 лет их было уже более 50 млн. Общий парк телевизионных приемников в СССР показывал, что «ящик» вещал в каждой квартире и каждом доме.Советские часы Удивительно это или нет, но в «развитом социализме» большое место занимали часы. Их, по-видимому, производили не только на специальных часовых заводах, созданных на заре советской власти, но на всех оборонных заводах для отвода глаз (скажем, в одном цеху делают часы как товар массового спроса, а в остальных — приборы для самолетов и танков). В статистических сборниках находим целые перечни разного типа часов — от наручных до настенных с гирями. Конечно, обязателен был будильник с резким и неприятным звуком, было множество часов, имевших разного рода оправу (от пластика до полудрагоценных камней). Наручные советские часы стоили довольно дорого (скажем, мужские наручные часы «Мир» — 25 рублей). В любой квартире должны были быть часы настенные — на самом видном месте. На них постоянно взглядывали все в доме, размечая свой день, торопясь на работу, ожидая время фильма по телевизору или программы «Спокойной ночи, малыши» — чтобы уложить детей спать. В статистических справочниках раздел «потребление непродовольственных товаров» неизменно возглавлялся именно сведениями о реализации часов — их действительно приобретали охотно и много, это был типичный подарок на любой случай жизни, в том числе и «инициационный» подарок подростку («теперь у тебя есть наручные часы — ты уже большой»). Часы одновременно были и предметом «охоты» грабителей разного рода (а следовательно, немалым был черный рынок наручных часов). Наручные часы в СССР были самых разных марок, но особенно ценились чистопольские и петродворцовые. Первые — «Командирские» — можно было ронять в воду, по ним могла без ущерба проехать машина, они были надежно защищены от пыли и выдерживали без подзарядки 36 часов, Вторые — «Ракета» (золотую «Ракету» носил Л.И.Брежнев, а партийная верхушка ему стремилась подражать).Советские часовые механизмы были отменными — на специальном заводе делались рубиновые камни, которым не было сносу. В наручных советских часах камней было от 17 до 33 — чем больше, тем качественнее считался механизм. Очень распространены были женские часы «Луч».гуглya
Категория: История | Добавил: Forester (02.08.2017)
Читайте также:  Бункер и.в. сталина на время вов

Источник: http://xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai/publ/7-1-0-687

Советская бытовая техника: ТОП-25

Мы любим рассказывать вам о современной домашней технике — у нас это неплохо получается. Но нельзя забывать и о том, с чего всё начиналось.

Помним: сходили в Политехнический музей и выбрали самые интересные экспонаты из коллекции бытовой техники сделанной в СССР.

Фотоподборка этих удивительных вещей из прошлого, многими из которых пользовались нашим деды и родители (да и поколение 30-40-летних в детстве) перед вашими глазами. Вспоминаем и удивляемся тому, как быстро меняется мир. 

Как родилась коллекция

Бытовая техника поступала в Политехнический музей со времени его основания в 1872 году. Но до 2014 года предметы коллекции были частью различных тематических собраний. Три года назад предметы бытового назначения объединили в отдельный музейный фонд «Бытовая техника». Сейчас он включает около 2200 единиц хранения и состоит из нескольких групп приборов:

  • для ремонтно-восстановительных работ: стиральные машины, пылесосы, утюги;
  • для создания микроклимата: вентилятоpы, ионизатоpы, обогревательные печи;
  • нагревательные устройства: примусы, керосинки, паяльные лампы, плиты;
  • санитарно-гигиенического назначения: бритвы, фены, зубные щетки;
  • для обработки, приготовления и хранения пищи:  кофемолки, мясорубки, чайники, холодильники, кухонные машины.

ТОП-25 домашней ретро-техники из коллекции Политеха

Мы не распределяли места в этом списке. На наш взгляд, каждое из устройств достойно упоминания, потому что иллюстрирует развитие техники в нашей стране в тот или иной исторический период.

Это малая часть коллекции Политехнического музея, которая показалась нам наиболее интересной.

Сразу предупредим: многим экспонатам не один десяток лет, поэтому они не всегда имеют идеальный товарный вид.

Первый в СССР бытовой электрический пылесос, 1937 год (в этом году ему 80 лет). Изготовлен в Ярославле, на электротехническом заводе «Красный Маяк», в коллекцию Политехнического музея попал в 1983 году, приобретен у частного лица.

Ручной электрический пылесос с внешним мешком для сбора пыли, 1938 год. Изготовлен в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), на электромеханическом заводе «Электросила». Приобретен Политехническим музеем в 1986 году у частного лица. Как видите, небольшие ручные пылесосы, получившие распространение в последнее время, изобретение давнее. Правда, многие современные модели — беспроводные.

Электрический пылесос «Днепр», 1953 год. Изготовлен в Днепропетровске (тогда — Украинская ССР, ныне независимая Республика Украина), на заводе № 489 (сейчас — Днепропетровский агрегатный завод). Получен музеем в дар от частного лица в 1981 году.

Электрический пылесос «Урал ПР-1», 1953 год. Изготовлен в городе Миасс, Челябинская область, на заводе «Миассэлектроаппарат» (предприятие работает и сейчас). Получен музеем в дар от частного лица, в 2017 году.

Электрический пылесос  «УП-1», 1955 год. Изготовлен в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург), на электромеханическом заводе «Электросила» (ныне в составе ОАО «Силовые машины»).

Пылесос-электрощётка «Ветерок-2», 1962 год. Для чистки одежды, мягкой мебели. Изготовлен в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург), на заводе электробытовых приборов Главного управления местной промышленности исполкома Ленгорсовета. В коллекцию музея приобретен в 1963 году, в магазине № 20 «Мосэлектробытторга» (на Шарикоподшипниковской улице), за 15 рублей.

Пылесос Saturnas («Сатурн»), 1967 год. Бесспорная звезда советского промышленного дизайна. Внешний вид, напоминающий планету Сатурн со знаменитыми кольцами, явно навеян недавно начавшейся в ту пору эрой освоения космоса.

Изготовлен пылесос в столице Советской Литвы (сейчас — независимая Литовская республика) — Вильнюсе, на заводе электросварочного оборудования. Поступил в музей летом 1967 года, с центральной базы Электробытторга.

Фото пылесоса предоставлены Политехническим музеем.

Холодильник «ЗИЛ-Москва», 1955 год. Изготовлен на автозаводе им. Лихачёва (ЗИЛ). Получен Политехническим музеем от производителя, в августе 1955 г. Сумма счёта за холодильник – 194 руб. 50 коп. Холодильник «ЗИЛ-Москва» (до середины 1955 г.

— «ЗИС-Москва») — первый в СССР холодильник компрессионного типа, появившийся на отечественном потребительском рынке. В торговую сеть холодильники этой марки впервые поступили в феврале 1951 года. В 1956 году их было выпущено уже 66 230 штук.

Несмотря на свой довольно непритязательный внешний вид, холодильники были очень высокого качества. До сих пор можно встретить работающие экземпляры.

Газовый холодильник «Север-2», 1958 год. Изготовлен на московском заводе «Газоаппарат» (находился на Малой Тульской улице). Приобретен музеем в марте 1958 года, в магазине «Хозторга»,  за 75 рублей.

  В качестве хладагента в этом холодильнике использовался аммиак: циркулировал за счёт тепла, выделяемого газовой горелкой. Такие холодильники не были широко распространены в СССР: из-за неудобств, связанных с подключением к газовой сети.

Да и сам газ в середине прошлого века была далеко не в каждой квартире.

Холодильник «Бирюса», 1967 год (в этом году экспонату 50 лет). Получен музеем с Красноярского машиностроительного завода, в июле 1967 года. Сумма счёта за холодильник – 240 рублей. Современные модели холодильников «Бирюса» выпускаются в Красноярске и в наши дни, их можно найти в магазинах.

Читайте также:  11 советов по отделке фартука (рабочей стены) на кухне

Автомобильный термоэлектрический холодильник «Изотоп», ёмкость 4 л. Безвозмездно получен музеем в 1970 году от разработчика — Одесского технологического института пищевой и холодильной промышленности.

Стиральная машина ЭАЯ-3, 1954 год. Одна из первых стиральных машин в СССР. Изготовлена в Латвийской ССР (сейчас — независимая Республика Латвия), в Риге, на электромашиностроительном заводе (РЭЗ). Получена музеем в дар от частного лица в 1986  году. Фото предоставлены Политехническим музеем.

Стиральная машина «Харьков-ХЭМЗ», тип УСМ-1 (Универальная стиральная машина), 1950 год. Изготовлена в Харькове (Украинская ССР, ныне независмая Республика Украина), на Электромеханическом заводе (ХЭМЗ, работает и в наши дни). Получена музеем от завода безвозмездно, в 1955 году.

Вибрационный стиральный прибор (ВСП), 1957 год. Изготовлен в Кировске (Ленинградская область) на Машиностроительном заводе п/я 731. В сеть прибор включался через специальный понижающий трансформатор (24 в). В отличие от широко известной в своё время «Ретоны», ВСП стирал не высокочастотными, а низкочастотными звуковыми колебаниями.

В пластмассовом корпусе электромагнитный преобразова­тель, который преобразовывал электроэнергию в энергию звуковых колебаний. К моющему раствору с бельём колебания (частота — 100 в секунду) проводились системой мембран. Благодаря колебаниям, раствор проникал в ткань белья и промывал её (впрочем, есть мнение, что устройство довольно бесполезное). Вес прибора — 2,5 кг.

Приобретён музеем у частного лица в 1980 году.

Стиральная машина «Волга-8», 1966 год. Изготовлена в Чебоксарах, на заводе РТИ (ныне Чебоксарское производственное объединение имени Чапаева). Передана заводом в музей безвозмездно в 1967 году.

Полуавтоматическая стиральная машина ЗВИ-1, 1983 год. Изготовлена в Москве, на Электромеханическом заводе имени Владимира Ильича (ЗВИ, работает и в наши дни). Владелец приобрёл эту стиральную машину в 1983 году за 130 рублей.

Это был дефицитный товар, так что пришлось отмечаться в списках очередников несколько месяцев. Но после покупки машиной так и не воспользовались.

Её счастливый обладатель уехал в длительную командировку заграницу: новая, полностью комплектная стиральная машина, простояла в квартире без дела более 30 лет. В 2016 году она была подарена музею.

Посудомоечная машина Straume («Страуме»), 1967 год. Одна из первых моделей, которые начали выпускать в СССР в конце 1960-х годов, на заводе в Риге. Её прототипом была одна из моделей Electrolux. Читайте также наш материал об истории посудомоечных машин.

Автомобильная кофеварка, 1972 год. Изготовлена на одном из заводов – «почтовых ящиков» (п/я). Цена в розничной продаже 8 руб. Приобретена музеем в августе 1972 года, в магазине № 20 Мосэлектробытторга (на Шарикоподшипниковской улице в Москве). Кофеварка с набором чашек и мерной ложечкой для кофе, работает от автомобильной бортовой электросети (от «прикуривателя»).

Многофункциональный электромиксер «Метеор» с набором насадок для различных кулинарных нужд (контейнер и нож для измельчения, нож для резки, рубки и дробления, диск для смешивания жидкостей и диск для взбивания), 1966 год. Скорость работы — одна. Максимальное время работы — 3 минут, далее нужен перерыв 15 минут. Мощность — 100 Вт. Розничная цена в 1966 году – 20 рублей. Изготовлен в Воронеже, на заводе п/я 17 .

Электрическая зубная щётка «Перле» (Pērle), 1971 год. Цена – 7 рублей.

Изготовлена в Советской Латвии (ныне независимая Республика Латвия) на заводе Straume, как и посудомоечная машина, — рижский завод вообще был передовым предприятием в СССР по выпуску бытовой техники, многое, конечно, копировалось с европейских образцов. Основан он был в 1965 году, на базе фабрики по производству детских игрушек и завода «Квеле» (Kvēle), который специализировался на мелких металлоизделиях для быта.

В верхней части корпуса электрощётки находится двигатель с укреплённым на валу эксцентриком, создающим вибрацию при работе. В комплекте четыре сменные щётки-насадки белого, красного, синего и жёлтого цветов с резьбой на нижнем конце и светлой щетиной сверху.

Аэроионизатор АИР-2, 1958 год. Приобретен в октябре 1959 года, за 30 руб. в Мосгораптекоуправлении.

Устройство представляет собой высоковольтный выпрямитель с игольчатыми коронирующими электродами, напряжение на которых не превышает 2,5—3 кВ.

На остриях электродов образуется так называемый тихий разряд, благодаря чему возникает направленный поток аэроионов. Аппарат генерирует до 5 000 000 аэроионов в 1 см³ воздуха при расстоянии от переднего щитка корпуса 15 см.

Электрокамин «Уголек», 1968 год. Передан музею безвозмездно изготовителем — Запорожским электроаппаратным заводом (Украинская ССР, ныне независимая Республика Украина), в июне 1968 года.

Электрозажигалка ЭЗ-1, 1969 год. Изготовлена в городе Кривой рог (Украинская ССР, сейчас независимая Республика Украина), на местном электрозаводе. Розничная цена – 2 рубля 40 копеек. Приобретена музеем в 1970 году, в магазине № 20 Мосэлектробытторга (на Шарикоподшипниковской улице в Москве).

Электрофен, пятидесятые годы прошлого века. Изготовлен в Москве, на Электромеханическом заводе (ЭМЗ), Приобретён у частного лица в 1984 году. Устройство небольших размеров, и, на наш взгляд, интересного дизайна: в этом смысле, после некоторой доработки, фен вполне мог бы дать фору даже суперсовременному Dyson Supersonic за 35 000 современных российских рублей.

Универсальная кухонная машина УКМ, 1958 год. Проще говоря — кухонный комбайн. Изготовлен в Москве, на Пресненском машиностроительном заводе. Приобретен музеем у частного лица в 2014 году.

Включает привод (базовый блок с мотором) и насадки: мясорубку, блендер, кофемолку, соковыжималку, картофелечистку, овощерезку, миксер с насадками разной конфигурации, в том числе для замеса теста, и стеклянную рабочую чашу.

Надо сказать, что комплектация вполне соответствует современным аналогам, в которых, впрочем, редко найдёшь картофелечистку (на кликабельном фото слева). Интересно, что этот кухонный комбайн – свадебный подарок от родственников бывшему владельцу.

Источник: http://www.the-byt.ru/2017/07/11/top-25-retro-tehniki-sssr/

Фото бытовой техники из СССР — советская техника и преимущества

Современно поколение считает что СССР был отсталой страной, в плане бытовой техники и вообще всего. Для них электрическая кофемолка сделанная в СССР или машинка для шитья, это фантастика. Более того, многие даже не представляют о том, что советская техника и вообще всё, что было произведено в СССР, имели срок службы уровня «вечность».

Так произошло по многим причинам, одна из них дифирамбы российских либералов вроде Алексея Навального в адрес США и Ко, который СССР вежливо называет «совком» и гнобит всё и вся, что связано с союзом. Придется развеять глубоко укоренившиеся в их головах мифы про отсталый Советский Союз. Начнем с техники, была такая в нашей молодости?

Швейная машинка из СССР Чайка

Я как человек проживший последние 24 года в США хочу поделится впечатлением от бытовой техники сделанной в СССР и США.

Сравнение бытовой техники СССР и США

Тот, который слева я купил около 30 лет назад в СССР. Он по-прежнему отлично работает, мне никогда не приходилось его затачивать. Все еще виднеется надпись «Нерж.» («Нержавеющая»), гравировка, цена, которая была проставлена ​​на ручке. Думаю, это стоило в переводе около 15 центов. Справа — типичный консервный нож, продаваемый в США. Ему около 3 лет, и он больше не работает. За последние 24 года мы заменили около 6 таких.

Читайте также:  8 советов, какую стальную ванну лучше выбрать: размеры и производители

Да, одна из ключевых причин, по которой наша старая открывалка продержалась так долго, заключается в стали СССР — той же стали, которая использовалась для танков. Но есть еще несколько причин…

  1. Экономические. Советская экономика не была обусловлена ​​спросом и предложением, а прибыль была неважной. Все заводы принадлежали правительству, и стоимость не имела большого значения. На Западе все наоборот. Типичный продукт для массового потребления состоит из наименее дорогостоящего материала, который все еще может обеспечить приемлемую гарантию возврата. Это отлично прослеживается в зданиях, если в новыхстоял трубы из пластика, то в советских домах — железные трубы с огромным сроком службы. Хотя, выглядят они не очень

    Источник: http://MoreDez.ru/foto-bytovoj-texniki-iz-sssr-sovetskaya-texnika-i-preimushhestva-20180211

    Техника СССР. Топ 10

    Карьерный самосвал грузоподъемностью 27 тонн, символ «большой стройки» в СССР, был создан всего за один год: первый опытный образец 540-го БелАЗа был передан на испытания в 1961 году.

    Машина проектировалась быстро, но не на скорую руку: в ней ленинградский конструктор Валентин Кобылинский впервые внедрил гидропнев-матическую подвеску колес, а также общую гидравлическую систему для усилителя руля и подъемника кузова (за что в 1965 году на международной выставке в Лейпциге самосвал был отмечен золотой медалью). Характерная компоновка этой модели со смещенной влево кабиной водителя до сих пор используется в продукции БелАЗа.

    Диаметр колеса современного БелАЗа достигает четырех метров

    Полноприводный автомобиль повышенной проходимости для жителей села, придуманный в КБ Волжского автозавода ленинградским дизайнером Вале-рием Семушкиным на узлах обычных «Жигулей», — прадедушка современ-ных кроссоверов.

     Здесь советские конструкторы оказались впереди планеты всей: «Нива» была запущена в производство в 1977 году, в то время как на Западе подобные машины стали появляться лишь в конце 1980-х.

     «Нивы» пользовались отличным спросом за границей, даже сейчас эти дешевые и неприхотливые внедорожники можно встретить на дорогах Прованса или в горных районах Италии.

    ТУ-144

    Первый в мире пассажирский сверхзвуковой лайнер, способный летать на высоте 16 300 метров со скоростью 2150 км/ч, был создан в Конструкторском бюро академика Андрея Туполева.

    Самолет поднялся в воздух 31 декабря 1968 года, выиграв битву за сверхзвук: ближайший конкурент, французский «Конкорд», появится только два месяца спустя.

    Благодаря уникальным складным передним крыльям Ту-144 был маневренней «Конкорда», однако это достоинство обернулось недостатком: в 1973 году на авиашоу в Ле-Бурже из-за резко выполненного виража «тушка» буквально развалилась на части и камнем рухнула на землю.

    Катастрофа не помешала началу коммерческой эксплуатации суперсоника: 1 ноября 1977 года Ту-144 поставили на маршрут Москва — Алма-Ата. Однако всего через семь месяцев полеты были прекращены из-за нерентабельности.

    Билет на Ту-144 по маршрутуМосква — Алма-Ата стоил 68 рублей. При средней зарплате 120 рублей желающих платить эти деньги было немного

    ГАЗ-13 «ЧАЙКА»

    За стремительными формами кузова «Чайки», навеянными дизайном американских «Паккардов», скрывался образ автомобиля-мечты.

    И не только потому, что это была первая советская машина, у которой имелись такие буржуазные излишества, как «автомат», усилители руля и тормозов, электростекло- подъемники и даже радиоприемник с автопоиском и электроприводом антенны. «Чайку» фактически нельзя было купить — только получить в подарок от партии.

    И этим подарком с удовольствием пользовались патриарх Пимен, писатель Шолохов, балерина Уланова, а также первая женщина-космонавт Терешкова, специально для которой «Чайку» впервые покрасили в белый цвет.

    На «Чайках»-кабриолетах выезжали на парады командующие
    военными округами в столицах
    союзных республик. В Москве
    и Ленинграде для этих целей
    предназначался ЗИЛ

    ПАЗ «ТУРИСТ-ЛЮКС»

    Экспериментальный 8,5-метровый туристский пазик ленинградский художник-конструктор Марк Демидовцев, отец вазовского дизайна, разработал для участия в автобусной выставке 1969 года в Ницце, на которой и получил Гран-при.

    Конструкторы Павловского автобусного завода отошли от принятых канонов создания подобных моделей, разместив основной багажный отсек не под полом, а в задней части салона (здесь же располагался мотор), за счет чего высота кузова уменьшилась с 3,5 до 2,8 метра.

    Несмотря на полученные международные награды за дизайн, в серию автобус так и не пошел.

    «МЕТЕОР»

    Cоветский Союз стал пионером в строительстве скоростных пассажирских судов на подводных крыльях, начав их серийный выпуск в 1957 году. Тысячесильный двигатель мог ускорять такие корабли до 65–70 км/ч — недосягаемой для обычных речных трамвай-чиков скорости.

    Расплачивались за это высоким расходом топлива, что, в свою очередь, сказывалось на стоимости билетов. И хотя поездка на таком судне была недешевой, желающих промчаться по водной глади с ветерком было предостаточно.

    Крылатые «Ракеты», а также пришедшие им на смену «Метеоры» и «Кометы» активно поставлялись за рубеж, а их производство продолжалось до начала 2000-х.

    «Метеор» в сравнении с другими видами транспорта самый быстрый и
    дешевый

    ГАЗ М-20 «ПОБЕДА»

    В феврале 1943 года, сразу после разгрома фашистов под Сталинградом, на Горьковском автозаводе началось проектирование нового массового автомобиля.

    Прототипом машины послужил Opel Kapitan образца 1938 года, его обтекаемый «понтонный» кузов и шасси с независимой передней подвеской по тем временам считались очень прогрессивными. Однако советские конструкторы доработали исходник: кузов лишился выступающих крыльев и стал ниже, что улучшило его аэродинамику.

    Предсерийные экземпляры новинки назы- вались «Родина», но перед постановкой на конвейер машину переименовали в «Победу» — говорят, Сталину не понравилось, что «Родина» могла стать ходовым товаром.

    «Победа» редкой модификации кабриолет использовалась, как правило, в качестве
    киносъемочной машины

    ГАЗ-21 «ВОЛГА»

    В этой преемнице «Победы» было собрано все самое лучшее из зарубежных моделей своего времени, но когда в 1957-м наконец началось ее массовое производство, дизайн машины успел потерять актуальность.

     Впрочем, это не волновало советских людей, для которых «Волга» на долгие годы стала символом достатка и успеха. Чтобы стать ее обладателем, простому инженеру нужно было откладывать всю свою зарплату на протяжении пяти лет.

    Несмотря на дороговизну, «Волга» с оленем на капоте была бестселлером: почти за четверть века было выпущено 639,5 тыс. машин.

    ТАКСИ ВНИИТЭ

    Этот мини-вэн с характерной «таксишной» раскраской и сейчас выглядит футуристически. А ведь он был создан почти полвека назад. Построенный по заданию Совета министров СССР во Всесоюзном научноисследовательском институте технической эстетики, автомобиль проектировался специально для работы в качестве такси.

    В просторном стеклопластиковом кузове с ровным полом (двигатель находился сзади) все было подчинено удобству пассажиров: они садились в салон через широкую сдвижную дверь с электроприводом и могли развалиться на заднем диване с вытянутыми ногами. Однако для того времени и места, где он появился, проект оказался слишком авангардным.

     «БЕЛКА»

    В 1955 году НАМИ совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом построили прототип необычного автомобильчика.

    Экспериментальная «Белка» удивляла коротким передом и удлиненной кормой, а также оригинальным доступом в салон: водитель и передний пассажир садились через откидывающуюся носовую часть кузова.

    Аналогичная схема использовалась в итальянской микролитражке Isetta образца 1953 года, но если «Изетта» стала серийной моделью, то наша «Белка» так и осталась концептом.

    Источник: http://www.sobaka.ru/oldmagazine/glavnoe/11370

Ссылка на основную публикацию