Заброшенные военные объекты вокруг москвы

В лесах подмосковья

Лет 20 назад, по этим ступенькам ступала нога штабных офицеров и солдат. Сейчас, почти все, что принадлежало войскам, заброшено или разрушено. Эта военная часть, как и многие другие, по распоряжению бывшего министра обороны (Сердюкова) подлежала полному расформированию. Почти 400 гектар, да еще и в 15 километрах от столицы.

Лакомый кусок для застройщиков. Однако не успели. Но несмотря на это, военная часть и без того, давно загнулась. Эти поросшие мхом ступеньки, тому свидетели.

Лет 7 назад, когда было много свободного времени, я частенько ездил по окраинам Московской области, в поисках забытых мест. Сейчас в эти места, я иногда приезжаю поработать.

1. Дорога, еще один «свидетель» того, что тут почти все заброшено. Капитального ремонта не было очень давно. Правда изредка выбоины засыпают щебнем и землей.2. Около дороги стоит памятник «в честь запуска первых советских жидкостных ракет», еще времен СССР.3. …и наблюдательный пункт, чтобы наблюдать за ходом учений.4. Прежде чем продолжить виртуальную экскурсию по подмосковному лесу, расскажу еще про одну профессию в кино. Дольщик.

5. Дольщик — сотрудник киностудии, отвечающий за операторскую тележку, движущуюся вместе с камерой по рельсам или просто на колесах, для придания выразительности изображению кинофильма или телепередачи.

Происхождение слова — от голливудского названия операторской тележки «Долли».

Но некоторые необразованные дольщики, объясняют происхождение названия своей профессии, от деревянных долек, с помощью которых они ровняют рельсы по горизонту (фото № 6).

Команда дольщиков по указанию оператора-постановщика прокладывает рельсы для тележки, осуществляет монтаж на неё киносъёмочного аппарата, телевизионной камеры или видеокамеры и другого вспомогательного оборудования, а также отвечает за правильное движение тележки с камерой, и в большинстве случаев осуществляет его вручную. Вес телеги более 100 килограмм.6. Деревянные бруски.7.

С помощью рельс можно выложить разные панорамы, хоть кольцо.8. О кино пока всё. Продолжу про военную часть. Точнее про:

«Специальный укреплённый район (СпУР) в районе нескольких войсковых частей и площадки инженерной академии. СПуР — подземная крепость-тюрьма, построенная незадолго до Великой Отечественной войны.

Она должна была входить в так называемую Зону тотальной обороны (ЗТО) вокруг Москвы. По мысли разработчиков крепости, для обороны столицы должны были использоваться заключенные.

Для этой цели был вырыт целый лабиринт, соединявший многочисленные ДОТы в единую систему, причем, во избежание бунта заключенных и прорыва немцев в подземную крепость, переходы были заминированы, и до сих пор сохраняется опасность того, что мины-ловушки могут внезапно сработать.

На деле объект представляет собой полигон инженерных войск, на котором испытывались в основном неподвижные огневые точки. Состоит из нескольких отдельных частей:

— Площадка №4. Самая знаменитая часть объекта.

На ней установлено несколько муляжей пулеметных и артиллерийских дотов, полностью вооруженных, несколько танковых башен (КВ-1, Т-70, Т-44, ИС-3) и бронеколпаков, связанных подземными коридорами с характерным гофрированным металлическим сводом.

Отдельно расположен 100-метровый стенд-труба для испытаний реактивных снарядов. Площадка охраняется военными на КПП, солдаты периодически осуществляют обход территории. Также здесь находится псарня.

— «Саперная» площадка. Здесь подземные коридоры связывают казарму, две башни от ИС-4, а также несколько пулеметных и огнеметную установки. Башни танков Т-34-85, Т-54 и ИС-3 не связаны с остальной частью системы. Площадка не охраняется, но на ее территории иногда военные разбивают полевой лагерь с палатками. Фото тут

— Инженерная в/ч. Здесь на открытой площадке расставлена различная техника, в т.ч. Т-54А, БТР, БМП, водоплавающая техника и два истребителя.

Также на территории имеется «выставка» различных быстросборных убежищ и несколько заброшенных бункеров, один с немецкой ФВУ. В центре площадки находится офицерская баня, часто появляются военные.

Однако они не препятствуют нахождению на территории, тем более что забора вокруг практически нет. Фото 1 Фото 2

— Площадка №3. Находится несколько в стороне, малоизвестна. На ее территории стоят три (на 2006 г.) ИСУ-152, имеются пустые бетонные склады-убежища, стенд для испытания прочности бетона, две вышки, связанные тросами с люлькой. На КПП солдаты, в центре лесопилка, в заборе много дыр.

Кроме того, на территории между площадками, в лесу, множество взорванных в 1930-е гг. дотов, несколько вышек различного назначения, коттеджных поселков.
Часть СПУРа у озера частично закрыли, заварены все входы в подземку.

9. Спустившись вниз, попадаешь в длинные коридоры. Справа и слева множество комнат.10. Спустившись под землю в одном месте, на поверхность выходишь в абсолютно другом.11. Над подземными тоннелями, расположены, судя по всему вентиляционные клапаны.12. И грибы.13. Тут же заброшенный бункер для мобильных ЗРК.14. Забыт и заброшен.15. … забыт до тех пор, пока не появилась съёмочная группа. Теперь на время бункер обрёл вторую жизнь.16. Осветители + пиротехнический дым творят чудеса, для картинки.17.18.19.20. Святое дело…

————————————————————————————

Ссылки по теме.:
— один рабочий день в кино
— где снимают кино? завод ЖБИ, учебный центр в Шереметьево.
— как снимается кино в России. Работа пиротехников. Взрыв мерседеса.
— как снимается кино в России. часть 1

Источник: https://doner.livejournal.com/174325.html

Заброшенные бункеры, военные части, бомбоубежища и форты в Московская область (Россия)

Воинская часть, расположенная на окраине одного подмосковного города. Назначение — хранение лекарств и различного медицинского инвентаря. Большую часть территории занимают бетонные ангары и склады.

Есть также пара казарм и хозяйственных построек. Все строения на территории открыты, почти в каждом валяются остатки медицинских препаратов, меджурналов, различного ГО имущества. Военных и охраны нету.

Возле одного из складов местные дачники…

Заброшенный радиотехнический центр (РТЦ) системы С-25. Находится на втором кольце ПВО. Позывной «Доброта». Состояние типично для всех объектов времен С-25: оборудование демонтировано много лет назад, металл срезан. Охраны и военных нет. На территорию близ РТЦ местные дачники свозят строительный мусор.

Отдельная территория действующей воинской части. Состоит из нескольких ангаров, стоянки техники и заброшенного КПП с ржавыми воротами. Видно, что объект часто посещается военными.

Рядом находится сама военная часть. Очень не рекомендуется подходить близко, если вас заметят, то хорошо заметят. Подойти к объекту можно через гаражи либо через бетонную дорогу и идущую от нее тропинку.

Тверская область, а не Московская.

Ангар для обслуживания самолётов на территории заброшенного аэродрома. В центральной части здания стоят два КАМАЗа, оба в хорошем состоянии. С 3 из 4 сторон здания идут двухэтажные технические помещения.

В них можно найти много книг, горы документации, также различные приборы, запчасти и механизмы. В самом здании на стенах очень много старых плакатов, схем графиков и т.д.

Имеется актовый зал, трибуна для выступлений, помещения для работы. Все…

Несколько заброшенных складов на территории воинской части. Многие здания в очень плохом состоянии, но есть и несколько сохранившихся. В них осталось оборудование, горы инструментов и прочих интересных вещей.

Эти здания даже не заколочены, попасть можно через окно, предварительно подвинув раму. При посещении осмотреть всю территорию не удалось, возможно там есть и ещё много чего интересного.

Охрана находится на КПП и представлена…

Почти абсолютно пустые склады, в которых раньше хранились запчасти для аэродромной спецтехники. На территории организована стоянка, но охрана максимум на кпп.

Построен в конце 40-х годов 20 века по приказу командующего военно-воздушными силами Московского военного округа В. И. Сталина. Изначально предназначался для координации проведения военно-воздушных парадов.

Представляет собой полу-заглубленное сооружение, замаскированное под небольшой холм. Имеет несколько входов разной степени сохранности. Состоит из нескольких залов и помещений, соединённых коридорами.

В некоторых помещениях сохранились…

Мрачная воинская часть на окраине деревни. Принадлежность остаётся неизвестной, но на зданиях отмечен год постройки — 1987. На территории несколько казарм, котельная с трубой и четыре ангара.

Главная казарма огромная, высотой в пять этажей, но пустая внутри. Правда, есть отделка. В ангарах валяется мебель и металл. На одном здании есть красивая мозаика. Охрана — сторож на КПП и собаки. Совершает обходы.

Возможно, стоит камера. Перелезть…

Заброшенная техплощадка испытательного стенда конструкторского бюро, посвященному проектированию, экспериментальной отработке, исследованиям и изготовлением двигателей космических аппаратов и ракет.

На территории находится шахта глубиной около 20 метров, скелет старого ангара-склада, остатки подъездной железной дороги, разобранный башенный кран и трёхэтажное кирпичное здание технического назначения.

Объект начали строить в конце 80х, стройка…

Обсуждения (0)

Двухэтажное здание с пристройкой. На первом этаже был столярный цех, на втором — телемастерская, а в пристройке — караульное помещение при складе вооружения. Внутри остатки мебели и разбитые телевизоры. На зиму 2018г. разграблено и заброшено.

23
страницы

Источник: https://urban3p.ru/category/military?region_id=2

Заброшенные места Москвы и Мо

Представляю вашему вниманию известные заброшенные места Москвы и Московской области. Сборник сделанный мной довольно давно, но на наш сайт решил выставить только сейчас. Раньше он находился на другом моём сайте.

Вполне возможно, что некоторые сейчас уже не актуальны, а вот некоторые останутся таковыми ещё долгое и долгое время.
Но перед тем, как выбирать куда прокатиться, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ: http://zhurnal.lib.

ru/h/hwatow_w_w/kuz.shtml

Предупреждаю, что посещение данных мест может быть опасно для вашего здоровья. Некоторые конструкции очень неустойчивы. Если не уверены — лучше не лезть. Всегда нужно иметь голову на плечах и не рваться её оторвать.

Запомните, что лучшая безопасность — это обдуманные действия.

Данные заброшки собраны из открытых источников и мной все не были проверены, да и не будут, поэтому о достоверности информации вы сможете судить только тогда, когда прибудете на место, указанное на карте.

Для игроков ночных игр (Челлендж, ДОЗОР, NFT…) вы можете спокойно пользоваться этими картами для разгадывания загадок, но опять же я не ручаюсь за то, что эти заброшки сейчас все на своих местах и ещё не снесены. В плане Москвы есть такая тема — что бы убирать все заброшенные места. Ну а по Московской области идёт реорганизация пионерских лагерей.

Заброшенный дом в Москве

+55° 45' 29.52″, +37° 38' 0.60″ Заброшенный дом в центре Москвы. Частично обрушена крыша. Во дворе есть лежанки бомжей. Атмосферное местечко, хотя и изрисовано «дозорами».

Заброшенные корпуса ВНИГНИ

+55° 32' 40.56″, +37° 3' 3.24″ Полузаброшенные корпуса какого то филиала всероссийского научно-исследовательского геологического нефтяного института ФГУП. Еще год назад была полноразмерная буровая выш…

Заброшенный комбинат «Красное знамя»

+55° 36' 56.88″, +38° 26' 50.28″ Полуразрушенное одноэтажное здание 50-х годов постройки, состоящее из двух частей, разделенных кирпичной кладкой, судя по состоянию, давно не использующееся. Охраняемо…

Заброшенный колхоз

+55° 40' 50.88″, +38° 41' 56.40″ На территории только 1 интересный объект — сортировочный цех, остальные здания — коровники, там полный дестрой. Ступеньки трещат, в полу дырки так что ходите аккуратно…

Полузаброшенный пионерский лагерь…

+55° 2' 10.32″, +37° 48' 18.72″ Описание Частично разрушен. Жизнь только в нескольких домах. На территории много деревянных домов в аварийном состоянии но закрытых на замки. Лагерь принадлежал «Мосрыб…

Усадьба Иславское

+55° 43' 21.36″, +37° 0' 16.92″ В письменных источниках село, названное Воиславское, впервые упоминается в 1358 г. в завещании Ивана Красного. С тех пор, на протяжении двух с половиной столетий оно на…

Заброшенная база ПВО С-25

+56° 8' 1.68″, +36° 29' 49.56″ Расположена в Клинском районе Московской Области. В нескольких километрах от базы есть военный городок Нарынка. Рядом есть ещё один объект ЦРН. http://www.urban3p.ru/obj…

Брошенное сельское хозяйство

+56° 24' 27.72″, +37° 39' 8.28″ Несколько коровников, плюс ещё ангары под скот. Я так понимаю раньше была стена, но от неё остались только кирпичи. Территория средняя и никем не охраняемая. Вообще по …

С-25 «Мещерское»

+55° 17' 45.96″, +37° 36' 32.76″ Заброшенные шахты и бункеры стартовых систем системы противоракетной обороны г.Москвы. http://www.urban3p.ru/object3296 Охраняемость: нулевая Состояние: среднее

п/л «Сокол»

+55° 6' 31.32″, +37° 25' 8.76″ Заброшенный пионерский лагерь ранее принадлежавший Заводу А.Н Туполева. http://www.urban3p.ru/object3297 Охраняемость: нулевая Состояние: среднее

Заброшенный дом отдыха «Меркурий»

+55° 2' 18.24″, +37° 47' 35.52″ Заброшенный дом отдыха «Меркурий». Разбирается местными дачниками на стройматериал и активно используется страйкболистами для проведения игр. Охраняемость: нулевая Сост…

Недостроенный бункер связи

+55° 19' 39.36″, +37° 2' 29.04″ Недоделанный и не засыпанный трехуровневый бункер типа А-51 или А-50. Охраны нет, так как кроме бетона и гермодвери тащить нечего. Ну разве что можно было побеспокоитьс…

Заброшенная камнедробилка

+56° 9' 56.16″, +37° 29' 44.52″ Заброшенная камнедробилка в поселке Икша Московской Области. Охраняемость: незначительная Состояние: плохое

Бывшие позиции противоракет системы А-35 ПРО Москвы

+56° 20' 9.60″, +36° 47' 56.76″ Заброшенные здания системы управления противоракетами системы А-35 ПРО Москвы. Все находится в плачевном состоянии. Территория частично охраняется, хотя имея осторожнос…

Заброшенная школа

+55° 49' 56.64″, +38° 16' 1.20″ Не могу сказать точно что это такое, потому что даже у местных разделяются. Одни говорят, что это была школа, другие — детский сад. Я склоняюсь лично к школе, по найден…

Читайте также:  7 советов по использованию синего цвета в интерьере + фото

Заброшенная водонапорная башня

+55° 54' 40.32″, +38° 0' 47.88″ Первый этаж полностью захламлён и не имеет никаких лестниц на следующие. Возможности облазить верхние этажи не было, поэтому на данном этапе только теряюсь в догадках. …

База ПВО C-25 «Беркут»

+55° 44' 24.72″, +36° 16' 3.72″ Это база ПВО С-25 «Беркут», стандартная система С-25, дороги елочкой, КПП в центре «Елочки» База находится под городом Руза, деревня Таблово, от деревни до ворот 1 км. …

Недостроенная хлебопекарня

+55° 25' 19.92″, +37° 46' 50.16″ 5-этажное кирпичное здание и несколько ангаров, на территории стоит строительная техника, в одном из ангаров стоят два погрузчика (похоже рабочих) на территории будка …

Заброшенный бетонный завод

+55° 10' 39.36″, +37° 37' 24.96″ Заброшенный бетонный завод служил для строительства бункера в Алачково (Чехов-2). На данный момент заброшен полностью. Под одним из ангаров расположили площадку для иг…

Никитские катакомбы

+55° 24' 16.20″, +37° 44' 9.60″ Крупные, обвалоопасные, грязные и интересные подмосковные катакомбы. Охраняемость: нулевая Состояние: плохое

П/л «Журавленок»

+56° 3' 38.88″, +37° 50' 52.80″ История этого лагеря неизвестна. Заброшен был несколько лет назад. Лагерь сам по себе небольшой, всего несколько зданий: столовая, котельная, баскетбольная площадка, не…

Заброшенный п/л «Орлёнок»

+55° 55' 27.12″, +37° 27' 6.12″ Разрушен практически полностью, местами остались одни стены, имеется отдельно вырытый подвальчик. Судя по надписям на стенах, бывали здесь и дозорщики, и тп личности. О…

Пионерлагерь «Дружба»

+55° 42' 13.32″, +38° 6' 50.40″ Достаточно унылое место, все разворовано, растаскано, раньше можно было отыскать пионерские пилотки. Охрана есть, очень вялая и ленивая, на момент нашего посещения охра…

Заброшенный п/л «Подмосковный»

+55° 37' 53.04″, +38° 32' 41.28″ Лагерь был когда-то очень красивым, но сейчас сильно запущен, многие постройки основательно разрушены. Кирпичные двухэтажные постройки, централизованное отопление, кан…

Пионерлагерь «Доватор»

+55° 57' 50.04″, +36° 19' 44.40″ Пионерлагерь, похоже, недостроенный. Состояние объекта плохое, хабара естественно нет, но есть где погулять, пофотографировать. Место достаточно глухое, в одиночку езд…

Заброшеная гостиница «Жемчужина»

+56° 8' 40.92″, +37° 32' 3.48″ Здание располагается в лесу, неподалёку от канала им. Москвы на севере Подмосковья. Изначально оно использовалось как санаторий, в дальнейшем было переделано под гостини…

Остальные вы сможете посмотреть на нашей карте. Все заброшки разделены по цветам. Раньше информация была только для частного использования, сейчас же выкладываю её на общее обозрение.

Источник: http://psi-lab.ru/zabroshki.html

Полный список Рунета — заброшенные объекты в Московская область (Россия)

В былые времена территория процветала. Свой пруд (и не один!), несколько гостиничных домов с бассеином, подземный ресторан. Была даже пара львят в клетках. Сейчас все разрушено и обворовано вандалами.

Осталось главное здание (плохое состояние) , несколько домов вокруг и пруды, в которых до сих пор живёт рыба. Причина закрытия неизвестна, но есть информация о пожаре.

В главном здании, в полу — две огромные ЯМЫ от бассейна, так что стоит…

Территория бывшего небольшого завода по производству различной бытовой мелочевки и ширпотреба из пластика. Есть несколько корпусов разной степени испорченности. Основной интерес представляет большой цех.

Сохранились станки, остатки продукции, плакаты. Есть полностью разрушенная котельная. Охрана появляется редко и в основном сидит на КПП. Со стороны дачных участков достаточно хилый забор.

Попасть внутрь сложности не составляет.

Воинская часть, расположенная на окраине одного подмосковного города. Назначение — хранение лекарств и различного медицинского инвентаря. Большую часть территории занимают бетонные ангары и склады.

Есть также пара казарм и хозяйственных построек. Все строения на территории открыты, почти в каждом валяются остатки медицинских препаратов, меджурналов, различного ГО имущества. Военных и охраны нету.

Возле одного из складов местные дачники…

Трёхэтажное кирпичное здание постройки начала 30-тых годов, внешне типичное для своего посёлка. Около 20-ти лет назад полыхнула правая его часть, и бывшие обыватели второпях оставили почти весь быт.

Противоположная часть функционирует, более того, сейчас в ней располагается отдел спец. назначения вневедомственной охраны МВД. Внутреннее состояние от опасно аварийного, до среднего, относительно близости рабочей части.

Несколько брошенных…

Предприятие расположено на юге Московской области. Занималось исследованиями и опытно-промышленным обогащением некоторых типов полезных ископаемых. В настоящее время (осень 2018) не функционирует.

На территории имеется один арендатор за собственным заборчиком + работает котельная. Остальные корпуса в плачевном состоянии. Охраняемость слабая.

Присутствует проходная с вахтерами, однако основной забор весь в дырах, местами отсутствуют целые…

Этот пансионат виден с дороги. Что это, для чего строилось и точно ли пансионат — информация не найдена. Также неизвестны причины заброса.

Форма у данного пансионата довольно интересная — круг и от него расходятся » лепестки» корпусов. Вызывает некоторые ассоциации. Подвал затоплен, очень много сквозных шахт в подвал.

За основным корпусом куча двухэтажных корпусов, некоторые с проваленной крышей, некоторые поцелее. На…

Одноэтажное здание на территории школьного двора. Окна заделаны жестью. В разное время использовалось как трудовая мастерская, классы автомобильного дела и рок-студия. Внутри много музыкальных инструментов, швейные машинки и плакаты/стенды на автомобильную тематику. Здание располагается на отдалении от школы, но могут и заметить оттуда.

На территории три здания: одно для охраны, к нему пристроен вольер для собак. Второе, предположительно техническое, в нем есть гараж. Третье — жилое.

В жилом здании стоит красивый камин, в подвале есть своя парилка и бассейн. По состоянию на 15.09.18: Иногда можно встретить местную молодежь, ворота открыты настежь, большая часть окон разбита. Октябрь 2018.

: Видно присутствие бомжей. По соседству строят коттедж, рабочие которого негативно…

Cтарая текстильная фабрика, построенная в начале 20ого века. В советское время расширилась и обзавелась новыми строениями. Имеет историческую ценность.

Территория обширная; включает в себя главный двухэтажный корпус, несколько деревянных бараков, в которых велось производство, а также котельную с трубой, водонапорную башню и технические постройки.

За фабрикой лесистый задний двор, который весной превращается в болото. Сохранность…

Возле картофельного поля стоит огромное количество теплиц в ряд. Если смотреть по картам, то сверху напоминают большую букву » Н». На краю территории стоят технические постройки. Также заброшен АБК возле КПП, но где-то там уже и сторож может быть. В самих теплицах всё спокойно. Посещать лучше летом: зимой выглядят уныло.

159
страниц

Источник: https://urban3p.com/objects?region_id=2

Особо секретные объекты СССР: заброшены или временно забыты?

После развала СССР молодым государствам отошли в наследство множество некогда мощных военных и научных объектов. Наиболее опасные и секретные объекты были срочно законсервированы и эвакуированы, а многие другие просто брошены.

Они остались ржаветь: ведь экономика большинства новоиспечённых государств просто не могла потянуть их содержание, они оказались никому не нужны.

Сейчас некоторые из них представляют собой своего рода мекку для сталкеров, «туристические» объекты, посещение которых сопряжено с немалым риском.

«Обитель зла»: сверхсекретный комплекс на острове Возрождения в Аральском море

Во времена СССР на острове посреди Аральского моря был расположен комплекс военных биоинженерных институтов, занимавшихся разработкой и испытанием биологического оружия.

Это был объект такой степени секретности, что большинство сотрудников из тех, что были задействованы в инфраструктуре обслуживания полигона, просто не знали, где именно они работают. На самом острове располагались корпуса и лаборатории института, виварии, склады оборудования.

В городке для исследователей и военных были созданы весьма комфортные условия для проживания в условиях полной автономности. Остров тщательно охранялся военными на суше и на море.

В 1992 году весь объект был срочно законсервирован и оставлен всеми обитателями, включая охрану объекта.

Некоторое время он оставался «городом-призраком», пока его не разведали мародеры, на протяжении более 10 лет вывозившие с острова все, что там было брошено.

Судьба секретных разработок, ведшихся на острове и их результатов – культур смертельных микроорганизмов – до сих пор остается тайной.

Сверхмощный «Русский дятел»: РЛС «Дуга», Припять

Загоризонтная радиолокационная станция Дуга – это радиолокационная станция, созданная в СССР для раннего обнаружения запусков межконтинентальных баллистических ракет по стартовым вспышкам (основанное на отражении излучений ионосферой). Это гигантское сооружение возводилось в течение 5 лет и было закончено в 1985 году. Циклопическая антенна высотой 150 метров и длиной 800 потребляла огромное количество электроэнергии, поэтому была построена вблизи Чернобыльской АЭС.

За характерный звук в эфире, издаваемый при работе (стук) станция получила название Russian Woodpecker (Русский Дятел). Установка строилась на века и могла бы успешно функционировать и по сей день, но в реальности РЛС «Дуга» проработала меньше года. Объект прекратил свою работу после взрыва ЧАЭС.

Подводное убежище субмарин: Балаклава, Крым

Как утверждают знающие люди — эта сверхсекретная база подводных лодок была перевалочным пунктом, где субмарины, в том числе и атомные, ремонтировались, заправлялись и пополняли боеприпасы.

Это был гигантский построенный на века комплекс, способный выдержать ядерный удар, под его сводами могли разместиться одновременно до 14 подводных судов. Эту военную базу построили в 1961 и забросили в 1993 году, после чего ее разобрали по винтикам местные жители.

В 2002 году было принято решение на руинах базы устроить музейный комплекс, но дальше слов пока дело не пошло. Впрочем, местные диггеры охотно водят туда всех желающих.

«Зона» в латвийских лесах: ракетная шахта «Двина», Кекава, Латвия

Совсем недалеко от столицы Латвии в лесу находятся остатки ракетного комплекса «Двина». Построенный в 1964 году объект состоял из 4 пусковых шахт глубиной около 35 метров и подземных бункеров.

Значительная часть помещений в настоящее время затоплена, и посещение пусковой установки без опытного гида-сталкера не рекомендуется.

Также представляют опасность и остатки ядовитого ракетного топлива – гептила, по некоторым сведениям, остающиеся в недрах пусковых шахт.

«Затерянный мир» в Подмосковье: Лопатинский фосфоритный рудник

Лопатинское месторождение фосфоритов в 90 км от Москвы было самым крупным в Европе. В 30-е годы прошлого века его начали активно разрабатывать открытым способом.

На Лопатинском карьере использовались все основные виды многоковшовых экскаваторов — двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и экскаваторы, шагающие «приставным» шагом. Это была гигантская разработка с собственной железной дорогой.

После 1993 года месторождение прикрыли, бросив там всю дорогостоящую импортную спецтехнику.

Добыча фосфоритов привела к появлению невероятного «неземного» ландшафта. Длинные и глубокие желоба карьеров в большинстве своем затоплены.

Они перемежаются высокими песчаными грядами, переходящими в плоские, как стол, песчаные поля, черные, белые и красноватые барханы, сосновые леса с правильными рядами посаженных сосен.

Гигантские экскаваторы – «абзетцеры» напоминают корабли пришельцев, ржавеющие на песках под открытым небом. Все это делает Лопатинские карьеры своеобразным природно-техногенным «заповедником», местом все более оживленного паломничества туристов.

«Колодец в ад»: Кольская сверхглубокая скважина, Мурманская область

Кольская сверхглубокая скважина — самая глубокая в мире. Её глубина составляет 12 262 метра. Находится в Мурманской области, в 10 километрах к западу от города Заполярный.

Скважина пробурена в северо-восточной части Балтийского щита исключительно с научно-исследовательскими целями в том месте, где нижняя граница земной коры подходит близко к поверхности Земли.

В лучшие годы на Кольской сверхглубокой скважине работало 16 исследовательских лабораторий, их курировал лично министр геологии СССР.

На скважине было сделано много интереснейших открытий, например, то, что жизнь на Земле возникла, оказывается, на 1,5 миллиарда лет раньше, чем предполагалось.

На глубинах, где считалось, что нет, и не может быть органики, обнаружили 14 видов окаменевших микроорганизмов – возраст глубинных слоев превышал 2,8 миллиарда лет.

В 2008 году объект был заброшен, оборудование демонтировано, началось разрушение здания.

По состоянию на 2010 год скважина законсервирована и постепенно разрушается. Стоимость восстановления — около ста миллионов рублей. С Кольской сверхглубокой скважиной связано множество неправдоподобных легенд о «колодце в ад» со дна которого слышатся крики грешников, и буры оплавляет адское пламя.

«Русский HAARP» — многофункциональный радиокомплекс «Сура»

В конце 1970-х годов в рамках геофизических исследований возле города Васильсурска Нижегородской области построили многофункциональный радиокомплекс «Сура» для воздействия на ионосферу Земли мощным КВ радиоизлучением.

В состав комплекса «Сура», помимо антенн, радаров и радиопередатчиков, входят лабораторный комплекс, хозяйственный блок, специализированная трансформаторная электроподстанция. Засекреченная некогда станция, на которой и сегодня проводится ряд важных исследований, представляет собой основательно проржавевший и потрепанный, но все же не заброшенный окончательно объект.

Одним из важных направлений исследований, проводившихся на комплексе – это разработка способов защиты работы техники и средств связи от ионных возмущений в атмосфере разной природы.

В настоящее время станция работает всего лишь 100 часов в год, в то время как на знаменитом американском объекте HAARP эксперименты проводятся по 2000 часов за тот же период.

Нижегородскому радиофизическому институту не хватает денег на электроэнергию – за один день работы оборудование полигона лишает комплекс месячного бюджета. Комплексу грозит не только безденежье, но и разворовывание имущества.

Читайте также:  7 советов по выбору прикроватной тумбы

За отсутствием должной охраны, на территорию станции то и дело пробираются «охотники» за металлолом.

«Нефтяные камни» — морской город нефтедобытчиков, Азербайджан

Это поселение на эстакадах, стоящих прямо в Каспийском море занесено в Книгу рекордов Гиннесса как старейшие в мире нефтяные платформы. Оно было построено в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг Черных Камней — каменной гряды, едва выступающей на поверхности моря.

Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов.

Поселок разрастался, и в период расцвета включал электростанции, девятиэтажные здания общежитий, больницы, дом культуры, парк с деревьями, хлебозавод, цех по производству лимонада и даже мечеть со штатным муллой.

Протяжённость эстакадных улиц и переулков морского города достигает 350 километров. Постоянного населения в городе не было, а в составе вахтовой смены там проживали до 2000 человек.

Период упадка Нефтяных камней начался с появлением более дешевой сибирской нефти, которая сделала морскую добычу нерентабельной.

Однако морской городок все же не стал городом-призраком, в начале 2000 годов там начали капитальные ремонтные работы и даже начали закладку новых скважин.

Несостоявшийся коллайдер: заброшенный ускоритель элементарных частиц, Протвино, Московская область

В конце 80-х в Советском Союзе была запланирована постройка огромного ускорителя элементарных частиц. Подмосковный научный центр Протвино — города физиков-ядерщиков — в те годы был мощным комплексом физических институтов, куда приезжали ученые со всего мира.

Был построен кольцевой туннель длиной 21 километр, залегающий на глубине 60 метров. Он и сейчас находится возле Протвино.

В уже готовый тоннель ускорителя даже начали завозить аппаратуру, но тут грянула череда политических потрясений, и отечественный «адронный коллайдер» так и остался не смонтированным.

Институты города Протвино поддерживают удовлетворительное состояние этого тоннеля – пустого темного кольца под землей. Там работает система освещения, есть действующая ветка узкоколейки. Предлагались всякие коммерческие проекты вроде подземного парка развлечений или даже фермы по выращиванию грибов. Однако ученые пока не отдают этот объект – возможно, надеются на лучшее.

Источник

Источник: https://lastday.club/osobo-sekretnyie-obektyi-sssr-zabroshenyi-ili-vremenno-zabyityi/

Заброшенная военная техника

Бывший ФГУП «59-й арсенал Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны РФ», бывшая войсковая часть № 42697, бывшие артиллерийские склады «Мыза Раево». Войсковая часть существовала более 125 лет (расформирована в 2009 г.).

В незапамятные времена (в середине XIX века), когда ни о дачном поселке, ни тем более о городе еще никто и не мечтал, стоявшую на глухой опушке Лосиного острова небольшую ферму, именовавшуюся «мызой Раево», облюбовало Артиллерийское управление.

Сама небольшая деревенька Раево (или Райёво – согласно уточнённым данным правильное написание через е, а не через ё) лежала в нескольких километрах отсюда – недалеко от Медведкова, на берегах Яузы, а принадлежавшая ей ферма оказалась далеко на отшибе.

Эта отдаленность частенько приводила к ошибкам в исследованиях историков, которые старались «поселить» мызу на месте деревни.

Сменив нескольких владельцев, мыза Раево в семидесятых годах XIX века перешла к военному ведомству.

По-видимому, уединенное расположение населенного пункта на краю огромного лесного массива показалось армейским руководителям удобным, и здесь развернулось строительство крупного военного объекта – главных артиллерийских и инженерных складов русской армии. Коровники и свинарники сменились приземистыми, врытыми в землю погребами.

Сначала здесь хранилось 80 тысяч пудов пороха, затем появлялись все новые и новые хранилища.

Развитие систем вооружения предъявляло все новые требования к размерам, безопасности, оборудованию складских помещений, поэтому постройки мызы Раево находились в процессе постоянной реконструкции и расширения.

Ряд старых построек сохранился до наших дней и используется по первоначальному назначению — ведь здесь по-прежнему находятся военные склады.

Заметную роль мыза Раево сыграла в Великой Октябрьской социалистической революции.

В отличие от Петербурга, где революция победила быстро и почти бескровно, в Москве сопротивление реакции пришлось преодолевать силой оружия, в том числе и артиллерии (практически все артиллерийские части московского гарнизона поддерживали восставших).

Охранявшая мызу Раево пехотная дружина примкнула к восстанию и предоставила огнесклады в распоряжение большевиков. По Ярославскому шоссе заряды для пушек доставлялись на грузовиках. Несколько раз юнкера перехватывали пути доставки, и тогда машины добирались до цели кружным путем.

С тех пор прошло много лет, вплотную к бывшей мызе подступили кварталы новой застройки, а военный городок по-прежнему остается на своем старом месте. Найти его легко — главные ворота городка выходят на улицу Вешних вод.

Заброшенная военная техника адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда

Источник: https://places.moscow/places/zabroshennaya_voyennaya_tekhnika/zabroshennaya_voyennaya_tekhnika.html

Приключение на выходные: обследуем заброшенные места Подмосковья

На территории Подмосковья сотни заброшенных мест и объектов.

Наряду с местами, оставленными людьми вынужденно, есть масса объектов, которые условно можно разделить на прекратившие существование при смене политических режимов; в результате военных действий; пострадавшие от техногенных и технических катастроф; исчезнувшие по прочим причинам.

На сегодняшний день такие объекты представляют огромный интерес у туристов экстремалов, людей, интересующихся историей, а также из простого человеческого любопытства. Для простоты их нахождения указаны координаты местности.

Классифицировать заброшенные объекты по типам можно таким образом:

Военные объекты, объекты связи

военный бункер (не достроен, на объекте находятся 4 ракетные шахты) д. Вороново, N 55° 19.894E 37° 02.829

вычислительный центр РЛС (первые РЛС раннего предупреждения ракетного нападения 1960-1970-х гг. фиксировали ракеты с помощью отражения радиоволн от ионосферы. Кодовое название – «Шалаш», в НАТО – «Конура») возле д. Кубинка, 55°29’33 N 36°40’54 E

РК С-125 «Печора» (невысокий зенитно-ракетный комплекс, признан одним из лучших образцов систем вооружения ПВО в мире) N 55° 27.656 E 36° 21.872

Архитектурные: усадьбы, храмы, церкви и другие интересные места

Уcадьба Гребнево (архитектурный памятник федерального значения) Щелковское шоссе в 30 км от Москвы, N 55° 56.938 E 38° 5.211

Усадьба Иславское (упоминается в 1358 г. в завещании Ивана Красного) +55° 43′ 21.36, +37° 0′ 16.92

Церковь Воскресения Словущего 16 в. (сохранились кирпичная колокольня 18 в., древнее кладбище с резными надгробиями) д. Битягово, 55°23’10 N 37°44’26

Никольская (Введенская) церковь 16в. (построена около 1562 г., перестроена в 19 в. Исторические корни этой церкви уходят во времена Ивана Грозного) д. Черленково, N 55° 56.831 E 35° 28.733

Церковь Рождества Христова 18 в. (красивый полуразрушенный храм) Подболотский погост N 56° 26.788 E 37° 41.985

Тематические: исторические/памятные, религиозные, аномальные

загадочный шар (диэлектрический колпак, предназначенный для параболической антенны, чтобы отслеживать космические сигналы, построен в к. 1970-х гг..) находится в 116 км по Дмитровскому шоссе, ехать до Дубны, через р. Волга по главной дороге 10 км, затем свернуть на Федоровку, дальше до Игнатово

Геологические: шахты, раскопки, каменоломни

сьяны (система искусственных каменоломен возникла в результате неудачного строительства водохранилища, сохранился высокий бетонный каркас плотины) 55°29’6″N 37°47’14″E

Никитские катакомбы (крупные подмосковные катакомбы, есть возможность обвала) +55° 24′ 16.20, +37° 44′ 9.60

секретный тоннель физиков (гигантский 21 км. тоннель, в котором собирались создать ускоритель элементарных частиц – адронный коллайдер) 97 км Симферопольского шоссе, свернуть на Серпухов до Протвино

Малые заброшенные объекты

пионерлагерь «Ясная горка» когда-то принадлежал заводу «Станкоконструкция» и институту машиностроения. Минское шоссе, если ехать из Москвы, то после Пушкино (брошен в 2002 году, хорошо сохранился) N 55° 22.352 E 36° 9.886

Наиболее посещаемые объекты:

Церковь Казанской Иконы Богоматери — уникальная памятка архитектуры. Представлена оригинальной каменной постройкой в духе классицизма 17 в., строившейся графом З. Г. Чернышевым 50 лет. Строение состоит из соединенных притвором зданий церкви и мавзолея с подземным склепом с идентичными симметричными куполами.

Трапезная интересна приделами святых Захария и Анны. Закрыта в 1962 г., передана 1990-х гг. в пользование верующим, ремонт не ведется. Охраняется. Примечательны: колокольня 1869-1871 гг. (переделана в водонапорную башню), усыпальница, скульптура надгробия графа Чернышева 18 в.

, брошенная стелла (пройти через липовую аллею за плотиной).

Расположение: Волоколамский р-н, д. Ярополец, N 56° 8.228 E 35° 50.159

Добраться:

  • автобусом: от автостанции Тушинская (рядом с м. Тушинская) до с. Ярополец (2 ч.);
  • автомобилем: в аналогичном направлении (1,5 ч.);
  • электричкой: до Волоколамска (2,5 часа), затем – на маршрутке до д. Ярополец (30 мин.).

Полузаброшенные позиции ПРО представлены зданиями системы противоракетной обороны ПРО А-135 «Амур» для отражения ядерного нападения на Москву. 6 радиолокаторов и 8 шахт противоракет находятся в плачевном состоянии. Объект спален, охраняется несущественно (присутствует сигнализация, посещение возможно с черного хода).

Расположение: N 55° 21.017 E 36° 28.976

Добраться: ехать в сторону военного городка «Наро-Фоминск-10», по пути в лагерь «Ясная горка».

Город-призрак на Ленинградском шоссе — представляет собой декорации к киноленте «Записки экспедитора Тайной канцелярии», 2010 г. Имитирует Выборг 18 в. Примечательны: крепостная стена вокруг города, корабль, здание портовой гостиницы, городская темница, эшафот, городская ратуша, таверна, городской фонтан, средневековый замок, церквушка.

Расположение: Солнечногорский р-н, возле с. Середниково, N 55° 55.552 E 37° 14.043

Добраться:

24 км автомобилем от МКАД по Ленинградскому шоссе, свернуть налево на Фирсановское шоссе, ехать по главной дороге прямо (7 км), перед стоящим в поле парусником свернуть налево, ехать вдоль забора до входа. Ориентиры: усадьба Середниково, сан. «Мцыри», территория «КиноГород».

до станции Фирсановская, дальше автобусом № 40 до конечной «Санаторий Мцыри», пройти вперед по ходу движения, слева будет город (4 км от станции).

Открыт для посетителей с 10.00 до 19.30 (кроме понедельника).

Рядом с городом находится Усадьба Середниково, где проводил отроческие годы М. Ю. Лермонтов. Стоит посмотреть: парк, пруд, музей поэта.

Усадьба Пущино-на-Наре – дворянский дом в стиле классицизма 18 в. князей Вяземских, построенный архитектором Н.А. Львовым на берегу р. Нара. Примечательны: усадьба с колоннами и античными масками на фасаде, парадный двор с фонтаном, мозаика, липовая аллея.

Усадьба уходит под воду, территория не охраняется, проход свободный.

Расположение: Серпуховский р-н, д. Пущино, 54°56’22 N 37°21’46 E

Добраться:

От Москвы или Тулы электричкой Курского направления до Серпухова; далее автобус №29, который идет на Гавшино. Остановка «Отделение совхоза Большевик»

Лопатинские (воскресенские) рудники – единственная в Подмосковье антропогенная пустыня, где добывались фосфориты. Представлена затопленными карьерами (с застывшими в камнях водными ящерами), которые частично рекультивированы.

В карьерах находятся многоковшовые экскаваторы (абзетцеры). По сохранившейся ж/д колее иногда курсирует тепловоз «кукушка». Расположение: 80 км. Новорязанское шоссе, 55°19’30 N 38°55’2 E. Подъезд возможен с Воскресенска и Егорьевска, двигаться от д. Ёлкино через д.

Новочеркасское в западном направлении.

Церковь в дремучем лесу – таинственное и сложно доступное место в Подмосковье. Интригует, что церковь удается обнаружить не всем, даже следуя точным указаниям.

Раньше здесь была деревня Курилово. В 1956 г. разместился ракетный полигон. Сохранилась полуразрушенная каменная церкви интересной архитектуры с многочисленными фресками.

Объект плотно окружен лесом, водится много змей.

Расположение: ур. Курилово (ур. Пустольский погост), 55°46’25 N 39°36’59 E

Добраться: 155 км по Егорьевскому шоссе до Бетонки-2, свернуть налево, затем на Р106 направо до п. Северная Грива. Оттуда пешком на север 7 км.

Усадьба Гребнево – является архитектурным ансамблем, ведущим историю с 16 в. Переходила из рук в руки дворян и князей, теряя с каждым зигзагом судьбы исторический облик. Сохранились: дворец, флигели, Никольский храм 18 в. и церковь Гребневской богоматери 17 в.

, хозпостройки, парадные арочные ворота. С 19 в. в усадьбе размещались тубдиспансер, Щелковский техникум электровакуумных приборов, завод «Платан». В 1960 г. Гребнево объявляется памятником архитектуры республиканского значения. Попытки реставрации и консервации объекта не удачны.

Расположение: Щелковский р-н, д. Гребнево, 55°56’56 N 38°5’11 E

Добраться:

  • автомобилем: 40 км по Щелковскому шоссе, поворот в Новом городке перед Щелково на Фрязино. Проехав Фрязино, сразу за мостом через р. Любасеевку повернуть направо, ехать через село.
  • автобусом: от м. Щелковская № 361 до остановок «Светофор/Старая автостанция» 45 мин., далее пешком по проспекту Мира
  • поездом: от Ярославского вокзала (м. Комсомольская) на электричке до Фрязино через Ивантеевку (не Фрязево!) ехать до Фрязино-Пассажирской.

Негласные правила для любителей экстремального туризма:

  • Иметь с собой: фонарь; компас; веревку; перчатки; спички/зажигалку; еду и воду; стандартный набор медикаментов первой помощи; фотоаппарат и средство связи.
  • Внимательно смотреть под ноги. Не для того, чтобы не упустить возможности лицезреть останки погоста прошлого века с мраморными надгробиями, а во избежание встречи с пресмыкающимися. Есть смысл обуться в удобную закрытую обувь. Никаких голых коленей, одежда должна быть закрытой, чтобы исключить укусы насекомых.
  • Под землей не стоит разводить костры, чревато удушьем.
  • Сообщите родным, знакомым о своих планах посетить то или иное место.

Некоторые брошенные объекты представляют историческую ценность и охраняются государством. Отдельного внимания заслуживают опустевшие населенные пункты, где прежде жили люди. Поражают некогда роскошные полуразваленные усадьбы, разрушенные храмы и церкви.

Оживленный интерес вызывают забытая военная техника, не нужные никому сказочные терема и избы, действующие прежде тюрьмы и фабрики.

Все призрачные опустевшие места впечатляюще живописны или удручающе мрачны, но неизменно притягательны. В них есть нечто мистическое, что не стареет и не устаревает, от века и на века. Находясь там, понимаешь, что возраст и дряхлость есть лишь обманчивая видимость времени.

Читайте также:  Поразительные фото второй мировой

Источник: http://globusrossii.ru/vidyi-otdyiha/ekstremalnyiy-turizm/prikluchenie_zabroshennie_mesta.html

Заброшенный военный бункер в Хлюпино

Недавно узнал про недостроенный полузатопленный бункер военного назначения в Хлюпино (Одинцовский район М.о.).

И ведь этот бункер почти рядом с моей дачей. По шоссе километров 15 будет. Пешком можно дойти! И вот, когда дождливой осенью 2013 года выдался погожий денек, а случилось это 18 сентября, решил я отправиться в путь.

Долго колебался, — ехать ли на мопеде или доехать до Хлюпино на электричке, осмотреть бункер, а затем вернуться на дачу пешком лесными тропами? Намечался интересный маршрут: Хлюпино — Назарьево — Матвейково — СНТ Жаворонки, где и расположена моя дача (точнее, садовый участок).

Давно хотелось посмотреть лес между Хлюпино и Назарьево. Кроме того, и грибов по дороге можно было попытаться набрать… В итоге, был выбран второй вариант.

ВОЕННЫЙ ГОРОДОК В ХЛЮПИНО
Итак, мопед остался отдыхать в сарае, а я отправился на станцию Жаворонки. Сел в электричку около 9 утра, а через 20 минут был уже в Хлюпино. Ехать-то, всего несколько остановок. Бункер находится в нескольких сотнях метров от станции.

Для тех, то решит также как я, поехать к бункеру электричкой Белорусского направления, рекомендую выйти из последнего вагона поезда, пересечь железнодорожные пути и идти по тропе примерно на юго-восток. Местами эта тропа выложена бетонными плитами.

Заблудиться невозможно — прямо от станции видны постройки заброшенного военного городка, где и находится бункер. 

Прежде чем пойти собственно к бункеру, решил осмотреть другие сооружения.

Водонапорная башня. 

Что это? Гаражи? Автомастерская? Весовая?
Некоторая ясность по этому вопросу появилась после того, как осенью 2015 года мне написал некто Дмитрий. Дмитрий, по его словам, все детство провел в этих местах. Так вот, по информации Дмитрия, это бывшая электрощитовая! Правда, какая-то уж больно огромная электрощитовая получается, но поверим уроженцу этих мест.

А здесь, по данным того же Дмитрия, хранились упаковки с какими-то фильтрами. Я же изначально принял это здание за гараж.

Назначение этого здания для меня осталось неясным. Может быть, штаб части? 

Что это за две кирпичные будочки — тоже не понял.

По периметру военный городок был обнесен, естественно, забором. Местами железобетонный забор уже обвалился, но, где-то, еще держится. 

На подходе к “пятиэтажке” расположен КПП.

Судя по окрашенным внутри стенам, это единственное здание на территории городка, которое было полностью построено. 

О “пятиэтажке” расскажу подробнее. На каждом этаже сквозные коридоры во весь этаж. Судя по такой планировке, здание предназначалось под офицерское общежитие.

Через восточный подъезд можно попасть на чердак.

Далее, протиснувшись через люк, можно выбраться на крышу. 

Неплохой обзор с крыши!
Общий вид военного городка. 

На юго-западе виден руинизированный бункер.

С востока и юго-востока к пятиэтажке почти вплотную подступает лес.

Впрочем, и на крыше пятиэтажки уже растут березки… 

Почему “песок”? Что за жаргон? 

На западном торце здания тот же “песок”, только уже латиницей, и не менее загадочная для меня надпись “zerko”. И то, и другое слово полутораметровыми буквами. Кто и зачем так старался, извел столько краски — непонятно.

Кстати, обратили внимание сколь существенно качество фотографий различается? Солнышко то выходило, то вновь скрывалось за тучами. Поэтому, и столь сильно по констрастности и насыщенности снимки отличаются.

От пятиэтажки к бункеру идет неплохая дорога, вымощенная бетонными плитами. 

У дороги еще один КПП. Судя по высоте — КПП предназначался для досмотра автомашин с грузом, отъезжающих от бункера. 

СОБСТВЕННО БУНКЕР

В бункер попасть можно с северного торца. В бункере два этажа. Осмотреть можно только верхний. Нижний частично затоплен.

Вот он — северный вход в бункер. Вид изнутри.

Северная часть бункера начинается хорошо сохранившимися помещениями. Окон в бетонных камерах нет, фотографируя, приходилось пользоваться вспышкой.

Настенная живопись — кружочки, черточки…

Чем южнее, — тем больше руин и тем светлее. 

Кое-где в бункере уже растительность появилась… 

Люки на нижний этаж. Вид сверху.

И снова руины верхнего этажа…

На переднем плане — настоящие железобетонные качели!

Неожиданно натыкаешься на вполне приличное граффити.

Если верить этой надписи, еще в 90-х годах здесь шло строительство.

А это школьники-выпускники отметились.

Напоминает картину в раме. Только рама железобетонная.

Судя по обилию кабельных вводов в стене здесь должна была быть электрощитовая.  

В южной части бункера разрушения гораздо сильнее. Почти везде вместо бетонных перекрытий над головой небо.

Самая южная часть бункера недостроена.

Вроде бы не так давно было заброшено строительство, около 20 лет назад, а масштабы разрушений поражают. Прямо как будто разбомбили бункер, прежде чем его оставить. Если стены еще стоят, то плиты перекрытий сплошь и рядом рухнули, а то и на кусочки рассыпались.

Вначале, я думал, что все дело в некачественном бетоне, при изготовлении которого изрядно сэкономили на цементе. Но, приглядевшись к плитам перекрытий, решил, что дело, видимо, не в качестве плит.

Сверху обрушившихся плит перекрытий хорошо видны выступающие полукружья арматуры.

Очевидно, что поверх уложенных плит перекрытий должны были залить бетонную подушку, после чего конструкция приобрела бы необходимую жесткость. А сделали такую подушку на верхнем этаже бункера только в его северной части.

Вот и разрушается южная, недостроенная часть. И особенно интенсивно, скорее всего, зимой. Вода попадает в малейшие трещины бетонных плит, замерзает и разрывает бетон. Еще и снег сверху на плиты давит.

Впрочем, если я ошибаюсь, пусть инженеры-строители меня поправят.

В котловане, вокруг южной части бункера, образовался симпатичный пруд.

Вода прозрачная и видно, что пруд глубиной не больше 1,5 — 2 м. Следовательно, никаких “минус вторых” этажей у бункера, как считают некоторые романтично настроенные товарищи, нет.

У бункера только два этажа! Стены нижнего после завершения строительства должны были засыпать землей полностью, стены верхнего — частично. Заезд в бункер должен был производиться с южного торца.

На этом фото видны въездные проемы первого этажа.

На втором этаже, видимо, должны были быть такие же проемы под ворота. Плюс — подъездная эстакада.

https://www.youtube.com/watch?v=ZozIbZFjOec

Предназначение бункера. О предназначении бункера в сети высказываются самые разные мнения. Это и хранилище для ракет ПВО, и овощехранилище, и склад готовой продукции расположенного неподалеку линолеумного завода. После осмотра бункера все эти версии представляются мне весьма сомнительными.

Версия о ракетном складе, пожалуй, наиболее увлекательная, но размер камер в бункере маловат для ракет ПВО. :о( Овощехранилище бункер также напоминает весьма слабо. Бывал я неоднократно в 70-х — 80-х годах и на московских овощных базах подшефных институту, где я работал, и в колхозных овощехранилищах. Нигде не встречал разделения овощехранилища на столь небольшие отсеки, как в Хлюпинском бункере.

Кроме того, напомню, что бункер стоит не сам по себе, а на территории военного городка! Специализированное военное овощехранилище в МВО? Тоже о таких никогда не слышал. Наоборот, когда приходилось работать на подшефной Кировской районной овощной базе, неоднократно наблюдал, как армейские грузовики с черными номерами загружались на нашем вполне гражданском объекте картофелем и капустой.

Может быть, где-то на крайнем севере и есть крупные специализированные армейские овощные базы, но вряд ли в Подмосковье. Третья версия — склад линолеумного завода тоже выглядит неправдоподобно.

Вокруг завода полно свободного места, так зачем понадобилось бы строить склад аж в нескольких сотнях метров от завода и, вдобавок, частично заглублять его в землю? Не говорю уж о том, что склад гражданского линолеумного завода на территории военного городка — чепуха какая-то!
Наиболее правдоподобными представляются сведения, что в бункере планировалось размещение продовольственных складов так называемого “н.з.”. Тут все логично — и архитектура здания, идеально подходящая для хранения ящиков с продовольствием, и расположение бункера на территории военного городка. Наконец, дополнительный вес этой версии придает то, что ее автор, как сам утверждает, служил на строительстве этого объекта в 1988 — 1990 годах.

Как туристический объект, заброшенный военный городок в Хлюпино вполне могу рекомендовать. Было довольно интересно ходить между постройками, пытаясь определить их предназначение. Как будто кроссворд разгадываешь. Транспортная доступность идеальная. Рядом железнодорожная станция и шоссе. Для посещения городок, в том числе бункер, вполне безопасен.

Если, конечно, не пытаться бегать по остаткам стен или прыгать на полуразрушенных бетонных плитах перекрытий. Во время моего пребывания в городке никого не встречал — ни людей, ни зверей. Хотя, не исключаю, что в выходные дни и, особенно по вечерам, здесь сравнительно многолюдно.

В том числе и местная “золотая молодежь” возможно “тусуется” с пивком и водочкой.

В заключение скажу, что, на мой взгляд, этот заброшенный недостроенный военный городок просто какое-то концентрированное воплощение абсурда нашей действительности. Я еще понимаю, когда забрасывают военные городки на крайнем севере. Там вполне пригодные для жилья дома могут быть просто никому не нужны из-за малолюдности населения.

Но в ближнем Подмосковье? От недостроенной “пятиэтажки” до станции Хлюпино 5 минут ходу. Час езды на электричке — и ты на Белорусском вокзале. Рядом шоссе. Хоть на автобусе, хоть на своей машине до Москвы “рукой подать”. Вокруг лес, до Москвы-реки недалеко. “Пятиэтажка” почти достроена.

Несколько изменить внутреннюю планировку, сделать отдельные квартиры и хоть очередникам по соц. найму их выдавай, хоть продавай по разумной цене всем желающим. Неужели никто бы не захотел поселиться в столь привлекательном месте? Ан нет. Стоит “пятиэтажка” пустая и медленно разрушается. Тоже и с бункером.

Допустим, ракетную шахту, наверное, трудно переоборудовать в гражданский объект. Но бункер-то, в сущности, обычный склад! Достроить и хранить в нем, если не армейский “н.з.”, то любые другие ящики с товарами. Рядом трасса А-107, железная дорога… Но почти развалился бункер, хотя вокруг Москвы строят и строят логистические центры.

Невольно вспоминается, как в советское время какой-нибудь интеллигент, посланный на подшефную овощную базу и увидевший валяющуюся под ногами картофелину, торжественно провозглашал: “Хозяина нет!” Имелось в виду, что там, где есть “хозяин” — сиречь господство частной собственности, любую гаечку, любую морковку не потеряют, а пустят в дело. Но вот пришел “хозяин” и покрылось Подмосковье руинами, возвышающимися среди незасеянных полей.

ЛЕСНЫМИ ДОРОГАМИ ОТ ХЛЮПИНО К НАЗАРЬЕВО И, ДАЛЕЕ, К МАТВЕЙКОВО

Осмотр военного городка закончил к 11 часам и отправился лесами к селу Назарьево. Думал, что придется искать полузаросшие лесные просеки или тропинки, но все оказалось гораздо проще. Оказалось, что от “пятиэтажки” почти точно на восток отходит асфальтированная дорога. 

Кстати, с северной стороны от дороги вот такое симпатичное болотце. 

Вскоре асфальтированная дорога стала заворачивать влево, на север. Но, перед поворотом с правой стороны дороги оказалось ответвление на лесной проселок, идущий практически в нужном для меня направлении.
Вот эта дорога. “Мечта эндуриста!” :о) 

Дальше попадались и сравнительно сухие участки. 

Леса оказались грибными. 

И белых грибов и подберезовиков удалось набрать. 

Живописное лесное болотце, повстречавшееся по дороге. 

Недалеко от Назарьево грунтовка вывела меня на вполне приличное лесное шоссе. Кюветы метровой глубины по обе стороны, а под толстым слоем грязи угадывалось твердое покрытие. Ни на одной из имеющихся у меня карт этого шоссе я не обнаружил. К какому-нибудь военному объекту, что ли его в свое время проложили? 

По лесному шоссе вышел к поселку Назарьево. А это по-своему уникальное место в Одинцовском районе Московской области! И дело не в древней церкви, и не в старинной усадьбе Михалковых (кстати, тот самый Сергей Владимирович Михалков, постоянный автор советских и российских гимнов, к этому роду Михалковых принадлежал).

Церквями и усадьбами в Подмосковье никого не удивишь. Главная достопримечательность Назарьево — сохранившееся сельскохозяйственное производство! Когда-то в Назарьево был совхоз, теперь тут АПК Назарьево. Но, так или иначе, поля вокруг регулярно засевают! Вот и сейчас, вдоль шоссе Назарьево — Матвейково, росла кукуруза.

Какой контраст с заброшенными полями и разрушенными фермами в окрестностях моей дачи! 

Но, вернемся к маршруту. На западной окраине Назарьево расположен вот такой живописный прудик с плотиной.

Как раз через плотину и пролегал мой маршрут.

Это шоссе Назарьево — Матвейково.

Пруды в Матвейково.

Пересек Матвейково, далее прошагал около 3 км лесными дорогами, и где-то в 16 часов добрался до дачи. Занялся приготовлением грибов. :о)

Общая протяженность моей небольшой прогулки составила около 10 — 15 км. По такому легкому маршруту можно отправляться хоть женщинам с детьми, хоть престарелым. Вряд ли кто устать успеет. Есть и еще более короткий вариант маршрута. Пешую прогулку можно завершить в Назарьево, откуда ходят автобусы к станции Жаворонки.

Источник: http://turist-na-mopede.ru/content/zabroshennyy-voennyy-bunker-v-hlyupino

Ссылка на основную публикацию