Как разбился самый большой советский агитационный самолет

Как разбился самый большой советский агитационный самолет

18 мая 1935 года разбился советский АНТ-20 «Максим Горький» — самый большой самолет 30-х годов. Создание громадного чудо-самолета приурочили к юбилею писательской деятельности Максима Горького.

Во время демонстрационного полета, выполняя «мертвую петлю», в крыло гиганта врезался истребитель И-5, сопровождавший «Максима Горького». Оба самолета рухнули на землю. Эта авиакатастрофа стала одной из крупнейших в небе над Москвой. Погибли летчик-испытатель Н. П.

Благин, управлявший истребителем, оба пилота «Максима Горького», 9 членов экипажа и 33 пассажира, среди которых были сотрудники ЦАГИ и их семьи, включая 7 детей

 С идеей создания выдающегося самолета в честь главного пролетарского писателя выступил в 1932 году «Первый журналист СССР», любимец Сталина, Михаил Кольцов.

Он предложил организовать всесоюзный сбор средств: о самом большом самолете в мире советским гражданам было объявлено по радио. С призывом поддержать идею выступила также газета «Правда».

За один год было собрано 6 миллионов рублей — в эти годы в СССР увлекались авиацией, а Горький действительно был любим народом.

 К работе над гигантской машиной приступил конструктор А.Н.Туполев, имевший успешный опыт в проектировании тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Кроме КБ Туполева над чудо-самолетом работало множество промышленных и научных организаций.

Главным предназначением АНТ-20 должна была стать агитационная деятельность, своими размерами и техническим совершенством самолет должен был доказывать выдающиеся научные и авиационные успехи Советского Союза под мудрым руководством Сталина.

Кроме того, АНТ-20 мог использоваться и как грузовой самолет, и как пассажирский, включая вариант «люкс» для перевозки высшего партийного руководства. По некоторым сведениям, обсуждался и проект бомбардировщика с серьезным вооружением.

АНТ-20 над Красной площадью

 Конструкция «Максима Горького» разрабатывалась на основе незаконченного проекта громадного бомбардировщика ТБ-4, который посчитали слишком медленным для военных целей. АНТ-20 с размахом крыла 63 метра оснастили восемью моторами мощностью по 750 л. с. Как и все «туполевские» самолеты он был сделан из дюралюминия.

Благодаря огромным размерам, на борту «Максима Горького» могли разместиться 72 пассажира. Самолет обслуживали 10 членов экипажа. Ни один воздушный борт того времени не мог похвастаться тем же. Пассажиры могли также находиться в центральной части крыла толщиной до двух метров.

Кроме того, в крыльях были сделаны проходы, обеспечивавшие членам экипажа, в случае необходимости, доступ к двигателям.

На борту «Максима Горького» была установлена фотолаборатория, телефонная станция на 16 номеров, типография, способная напечатать около 10 тысяч листовок за час полета, громкоговоритель, распространяющий звук на 10 км2, и киноустановка для трансляции фильмов прямо на аэродроме.

Предполагалось, что облака можно будет использовать как громадный экран, проецируя на них изображения во время полета. Для обеспечения работы такого оборудования на борту потребовалось устроить небольшую специальную электростанцию. Кроме того, впервые пассажирский самолет был оборудован автопилотом отечественной сборки. Для повышенного комфорта в пассажирской секции на 100 м2 были размещены просторные кресла и журнальные столики с настольными лампами. Имелось несколько спальных отсеков, библиотека, буфет.

 Окончательная сборка необычного самолета состоялась в начале 1934 года на Центральном московском аэродроме на Ходынском поле. Части АНТ-20 были доставлены с Воронежского авиазавода. Впервые чудо-самолет взлетел 17 июня 1934 года. Полет продолжался в течение 35 минут.

Управлял машиной летчик-испытатель Михаил Громов. Спустя несколько дней «Максима Горького» уже лицезрели с Красной площади. Самолет пролетел в сопровождении нескольких истребителей. За его полетом наблюдали сам Сталин, другие партийный деятели и писатель Максим Горький.

 В начале 1935 года в Москву приехал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Ему посчастливилось полетать на этом самолете, но правда только в качестве пассажира. Иностранная делегация из Франции, состоящая из военных и журналистов, были особенно изумлены полом из стекла в некоторых каютах и возможностями самолета. История о самолете-гиганте быстро облетела весь мир.

 В мае 1935 года в полет над столицей должны были отправиться те люди, благодаря которым и был создан «Максим Горький». Это был своеобразный подарок людям, создавшим необыкновенную машину. К сожалению, путешествие оказалось роковым. В самолете оказалось 38 человек.

Это были сотрудники ЦАГИ и члены их семей. Управлял самолетом экипаж из девяти человек. «Максима Горького» всегда сопровождало несколько самолетов. Не стал исключением и этот полет.

Рядом от гигантского самолета летел летчик Николай Благин, который имел пятнадцатилетний стаж. На высоте около 700 метров при выполнении фигуры пилотажа его биплан И-5 врезался в крыло небесного исполина.

В результате столкновения «Максим Горький» стал разрушаться в воздухе. Через некоторое время он взорвался и упал на землю в районе «поселка художников “Сокол”.

За несколько секунд до катастрофы

 Всю вину за катастрофу возложили на Николая Благина, «Воздушного хулигана», самовольно выполнившего фигуры пилотажа в опасной близости от «Максима Горького».

По словам очевидца событий, коллеги Благина, летчика Григория Малиновского, Николай Благин, дисциплинированный и ответственный, опытный летчик с прекрасной репутацией, никогда бы не стал выполнять небезопасные фигуры по своей инициативе, рискуя жизнями такого количества пассажиров на «Максиме Горьком». Возможно, летчику было поручено совершить петлю в целях рекламы, ведь для полета пригласили кинохронику. 

 Существует и другая версия трагедии: якобы, Благин, сын полковника царской армии, намеренно врезался в самолет, отправив перед катастрофой письмо редактору русскоязычной эмиграционной газеты «Меч» в Варшаве, которое содержало антиправительственные лозунги и признания намеренно лишить жизни людей, имеющих отношение к созданию «Максима Горького». Позднее это письмо не прошло проверку на подлинность, Благин вместе с другими погибшими был похоронен на Новодевичьем кладбище. Всем семьям погибшим выплатили денежную компенсацию и назначили повышенную пенсию.

http://smartnews.ru/articles/17740.html#ixzz324VU8O5n

http://smartnews.ru/articles/17740.html

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://aviator.guru/blog/43453989499

Почему разбился советский самолет-гигант

Исторический факт

18 мая 1935 года самый большой самолет своей эпохи АНТ-20 «Максим Горький» во время очередного демонстрационного полета столкнулся с истребителем И-5. В результате катастрофы погибли 49 человек, в том числе пилот И-5, 11 членов экипажа «Максима Горького» и 37 пассажиров — сотрудников ЦАГИ и их родственников —, в том числе шестеро детей. Многие детали этого тяжелого происшествия неясны до сих пор.

Вполне возможно, что пилотам воздушного дредноута даже после столкновения с И-5 удалось бы посадить «Максим Горький», считают специалисты, но истребитель, застрявший в крыле самолета-гиганта, начал разваливаться прямо в воздухе. Хвостовая часть И-5 нанесла удар по органам управления «Максима Горького». АНТ-20 сильно накренился, затем перевернулся и упал на тогда еще дачный поселок Сокол.

Резонанс от этой катастрофы был просто колоссальный. Ни до, ни после этого тяжелые происшествия с воздушными судами в СССР не приобретали характера общенациональной трагедии. Несмотря на это, многое в событиях 18 мая 1935 года окутано тайной и поныне.

Характерная деталь: с борта другого сопровождающего воздушный дредноут самолета-разведчика Р-5 — велась киносъемка. Где находится лента сегодня, не знает никто, за исключением, возможно, компетентных органов.

По-прежнему рассматриваются несколько причин, которые привели к этому крайне тяжелому летному происшествию 18 мая 1935 года.

Самолет АНТ-20 «Максим Горький» в сопровождении двух И-5 над Красной площадью в Москве во время Первомайского парада, 1 мая 1935 года

Исследователи катастрофы с самолетом АНТ-20 до сих пор задаются вопросом, по чьей инициативе пилот истребителя И-5 выполнял фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от «Максима Горького».

И поныне неизвестно, что именно было записано в полетном задании летчика истребителя И-5. Нет ясности, сохранился ли этот документ в архивах. Неясно, получал ли пилот И-5 от кого-либо в устной форме задание выполнить фигуры высшего пилотажа, и если да, то какие именно и на каком конкретном минимальном расстоянии от «Максима Горького».

Туман, окутывающий эту катастрофу, не рассеялся и до сих пор.

Сразу после катастрофы в мае 1935 года Совет народных комиссаров СССР постановил —

взамен погибшего «Максима Горького» построить еще три самолета такого же типа и размеров: «Владимир Ленин», «Иосиф Сталин», «Максим Горький». Однако этим планам не суждено было воплотиться в жизнь. Был закончен только один самолет АНТ-20бис, эксплуатация которого вновь завершилась катастрофой в декабре 1942 года под Ташкентом.

Работы над самолетами АНТ-20 и его продолжением АНТ-20бис были свернуты по следующим причинам. Как пассажирская машина для гражданского воздушного флота СССР самолет АНТ-20 был просто не нужен.

В те времена в Советском Союзе не существовало пассажиропотока требуемой интенсивности. Как тяжелый бомбардировщик АНТ-20 устарел еще в момент разработки.

Скорость и высота полета машины абсолютно не отвечали возросшим к машинам этого типа требованиям.

Конструктивно АНТ-20 представлял собой увеличенную копию тяжелого бомбардировщика АНТ-16, который свой первый полет совершил в 1933 году и был изготовлен в единственном экземпляре.

Тактико-технические требования к АНТ-20, утвержденные в начале 1933 года, предусматривали возможность его использования в качестве пассажирского и транспортного самолета, тяжелого бомбардировщика, летающего штаба для высшего военного командования. На борту самолета предполагалось разместить оборудование и средства агитации: типографию, фотолабораторию, киноустановку, громкоговорящую установку «Голос с неба», несколько радиостанций.

В создании «Максима Горького» принимал участие большой коллектив конструкторов и инженеров: В. М. Петляков, Н. С. Некрасов, А. Саукке, А. А. Енгибарян, А. А. Архангельский, В. Н. Беляев, Б. М. Кондорский, Е. И. Погосский и другие. Работу возглавлял А. Н. Туполев.

Считается, что в процессе создания самолетов АНТ-20, АНТ-20бис и их прототипа опытного бомбардировщика ТБ-4 были решены сложнейшие для своего времени проблемы аэродинамики, строительной механики и прочности конструкции таких крупных самолетов, а также создания современного бортового оборудования и освоения их серийного производства. Однако есть мнение, что эти конструкции устарели еще до момента рождения.

И хотя до 1950 года «Максим Горький» считался самым большим пассажирским самолетом в мире, наверное, в этом и заключается его единственное достижение. Этот самолет так и не стал родоначальником серии советских гражданских лайнеров.

Типовая конструкция для всех самолетов АНТ, в том числе и «Максима Горького», — с гофрированной обшивкой — цельнометаллической из дюралюминия (первоначально кольчугалюминия) и из стали в узлах крыльев, шасси. Однако к середине 1930-х годов подобная обшивка была уже анахронизмом. Материал для скоростных самолетов должен был иметь совершенно иные качества.

Винты воздушного гиганта изготавливались из дерева и достигали четырех метров в диаметре. Считать это технологическим прорывом на момент середины 1930-х годов тоже никак нельзя.

Характерная деталь — американский бомбардировщик В-17 «Летающая крепость» совершил первый полет 28 июля 1935 года, то есть всего через два месяца после катастрофы с АНТ-20. 20 августа этого же года четырехмоторная цельнометаллическая машина с гладкой обшивкой осуществила девятичасовой перелет со средней скоростью в 378 км/ч.

В ходе дальнейшей доводки самолета она достигла 400 км/ч.

Для примера — крейсерская скорость АНТ-20 составляла всего 200 км/ч. И для столь тяжелой машины «Максим Горький» обладал очень небольшой дальностью полета — всего 1000 км.

Дало ли что-нибудь отечественной авиационной промышленности создание туполевских самолетов, подобных ТБ-3, ТБ-4, АНТ-25 (он же дальний бомбардировщик ДБ-1), особенно в плане внедрения новых прорывных технологий в авиастроении?

Наверное, если и дало, то весьма немногое. Разве что в отношении ТБ-3 был получен опыт крупносерийного производства тяжелого бомбардировщика. Эта машина была выпущена очень большой серией — около 800 самолетов.

Но когда в руках советских конструкторов оказался американский стратегический бомбардировщик В-29, то Сталин принял решение о его полном копировании, настолько эта машина превосходила во всех отношениях все то, что было создано в СССР в предшествующий период. По существу, именно из В-29 и выросла вся послевоенная отечественная авиационная промышленность.

А ТБ-3, ТБ-4 и АНТ-25 — любопытные, но все же тупиковые ветви развития отечественной авиации.

Поделитесь этим постом с друзьями

Источник: http://prikolno.cc/article/8067/pochemu-razbilsja-sovetskijj-samolet-gigant

АНТ-20: странный советский самолет (9 фото)

В советское время тяга к гигантомании приводила к созданию самых необычных и странных проектов — начиная от невероятных образцов техники и заканчивая планами изменения земной поверхности. Одним из таких творений инженерной мысли стал самолет АНТ-20.

Строительство первого самолета-гиганта АНТ-20 было приурочено к 40-летней годовщине литературной деятельности Максима Горького. В те годы уже давно вынашивалась мысль о создании чего-то настолько пропагандистского, что даже самый несчастный крестьянин, разоренный вступлением в колхоз, увидит собственными глазами, чего ради он, его семья и деревня терпели столько лишений.

Читайте также:  Обои на основе древесного шпона: выбор и поклейка

Идея

Долго думать не пришлось и хоть какой-то юбилей «самого советского писателя» пришелся весьма кстати. Большой самолет, который наглядно сможет продемонстрировать «прогресс, идущий семимильными шагами», — вот чего не хватало пропаганде для информационного охвата даже самых удаленных районов Советского Союза.

Проект

Сразу после этого начался сбор средств по всему СССР, и через довольно короткий промежуток времени удалось найти около 6 миллионов рублей на строительство гиганта под именем «Максим Горький». Организован был и особый комитет по строительству самолета, поручивший использовать наработки Туполева по созданию сверхтяжелого бомбардировщика ТБ-3 в чертежах новой воздушной крепости.

По новому проекту не только увеличивались размеры летательного аппарата, но и должна была уменьшиться длина разгона до 300-400 метров, чтобы АНТ-20 мог взлетать с любого более-менее пригодного для взлета и посадки клочка земли в самом захолустном районе. Справились и с этим, во многом благодаря измененной архитектуре крыла и восьми двигателям по 900 лошадиных сил каждый с деревянными винтами диаметром 4 метра.

Телефон и телеграф

Статья в иностранной газете о возможностях оснащения «Максима Горького»

Как на свет появился самый большой для своего времени самолет с сухопутным шасси, на борту которого имелась библиотека, типография, фотолаборатория, киноустановка, электростанция, радиопередатчики и громкоговоритель.

Не найти было в то время более функционального воздушного штаба, в котором могли решаться самые разнообразные задачи.

Агитация посредством гигантских проекций с самолета на облака или через мощнейший громкоговоритель — задумки были неплохие, но не сложилось.

Кроме того, на борту могло быть размещено большое количество пассажиров и полезного груза, что было прекрасно продемонстрировано в 1934 году, когда АНТ-20 поднял в воздух сначала 10, а затем и 15 тонн на высоту 5 000 метров, установив подряд два мировых рекорда.

Год в зените славы

Уже свой второй полет 19 июня 1934 года «Максим Горький» совершил над Красной площадью — настолько кому-то не терпелось продемонстрировать успех. Хотя такая спешка была обусловлена тем, что как раз в это время там проходила встреча спасенных год назад челюскинцев.

Вчерашние пилоты-герои и спасенные ими моряки, с восторгом смотрящие на очередную победу советских инженеров, — ради такого инфоповода можно был и за ночь собрать с нуля самолет!
За год своего существования «Максим Горький» успел сделать 12 рейсов, покатав в частности на своем борту французского писателя и профессионального летчика Антуана де Сент-Экзюпери.

Кстати, удивительно, что Антуан де Сент-Экзюпери, вообще сел еще раз в кабину пилота и даже встретил там свою смерть (правда, десятью годами позже и уже у себя на родине) после того, как он оказался на борту самолета, которому вскоре суждено было разбиться, но обо всем по порядку.

Плохая агитация

18 мая 1935 года самолет должен был совершить свой последний вылет перед передачей «Максима Горького» в агитационную эскадрилью его же имени и в этот день решено было прокатить на борту членов семей строителей АНТ-20. Как обычно, в качестве сопровождения гиганту было выделено два обычных самолета — двухместный и истребитель, на фоне которых тот выглядел еще более внушительным.

За штурвалом истребителя сидел летчик-испытатель Николай Павлович Благин, который сразу после взлета начал выполнять опасные и не предусмотренные полетным сценарием фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от самолета с пассажирами.

Сделав несколько разминочных виражей, Благин попытался выполнять мертвую петлю над АНТ-20, но не смог набрать достаточно мощности и рухнул прямо на крыло воздушной крепости, повредив работу нескольких двигателей.

Даже в этой ситуации у пилотов «Максима Горького» был хороший шанс посадить самолет, но отвалившаяся от истребителя часть повредила работу органов управления, после чего АНТ-20 взорвался и рухнул на дачный поселок. В тот день погибло 49 человек.

Диверсия по неосторожности

Версии трагедии рассматривались самые разные, начиная от заранее спланированной диверсии до отказа техники, но самой правдоподобной и, по всей видимости, официальной считается та, по которой пилот Благин выполнял непредусмотренные фигуры пилотажа по просьбе работников кинофабрики военно-учебных фильмов, которым нужно было собрать эффектный материал для нового агит-фильма о «Максиме Горьком».

Мемориал погибшим 18 мая 1935 года на Новодевичьем кладбище, Москва

В пользу этого говорит и то, что после проведенного расследования этих работников осудили, а виновного в трагедии Благина похоронили с почестями, а его семью не только не репрессировали, но даже наградили квартирой.

Источник: https://ribalych.ru/2017/05/01/ant-20-samolet/

100 лет российской авиации

12 августа 1912 года считается Днем военно-воздушных сил России. Во времена Советского Союза они не имели себе равных по количеству боевых самолетов, когда «воздушный щит» должен был надежно прикрывать «большой флот» Страны Советов.

В сегодняшнем обзоре 15 самых примечательных отечественных самолетов и вертолетов, от знаменитого «Ильи Муромца» до удивительного аппарата с гигантским баком на крыше. По версии журнала Forbes.

44 фото

Автор Антон Трофимов, журнал Forbes

«Илья Муромец» (1913)

Первый в мире пассажирский самолет и первый российский бомбардировщик.
Произведено: более 80 экземпляров.

«Илья Муромец» (С-22) — это общее название нескольких серий четырехмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в России на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1913–1918 гг. Был разработан под руководством И. И. Сикорского.

Самолеты «Илья Муромец» были основой бомбардировочной авиации Российской империи во время Первой мировой войны и стали одним из ее символов.

На заре истории Военно-воздушного флота основной функцией авиации являлась разведка. После появления знаменитого «Ильи Муромца» И. И. Сикорского начала развиваться дальняя авиация. На фото «Илья Муромец» из Центрального музея ВВС РФ в Монино. (Фото Константина Вуцена):

По-2 (У-2, 1928)

Один из самых массовых самолетов в мире.
Произведено: свыше 33 000 экземпляров.

Самолет У-2 — типичный биплан с мотором мощностью 100 л. с. Он широко применялся в сельском хозяйстве, связи и других областях.

С началом Великой Отечественной войны имевшиеся стандартные варианты У-2 стали переделывать в легкие ночные бомбардировщики. После смерти Н. Н. Поликарпова в 1944 году самолет в честь его создателя переименовали в По-2. Он строился серийно до 1953 года.

Создававшийся как учебный самолет для массового обучения советских летчиков во время Великой Отечественной войны По-2 прославился благодаря летавшим на нем женщинам-пилотам. 23 лётчицам, воевавшим на У-2, было присвоено звание Герой Советского Союза.

(Фото igor113):

И-16 (1933)

Символ предвоенной авиации СССР, первый в мире высокоскоростной низкоплан с убирающимся шасси.
Произведено: 19 292 экземпляра.

И-16 был основным истребителем советских ВВС накануне и в первый период Великой Отечественной войны. Последние самолеты были сняты с вооружения в 1952 году ВВС Испании, куда машины были поставлены СССР во время гражданской войны 1938—1939 годов.

АНТ-20 «Максим Горький» (1934)

Самый большой самолет своего времени с сухопутным шасси.
Произведено: 1 экземпляр.

Самый большой советский самолет 30-х годов — АНТ-20 «Максим Горький» имел восемь моторов М-34Р:

Использовался как агитационный самолет, разбился 18 мая 1935 года в результате столкновения с самолетом сопровождения.

Ил-2 (1939)

Самый массовый боевой самолет в истории авиации.
Произведено: 36 183 экземпляра.

Штурмовик, использовавшийся на всех фронтах Великой Отечественной войны. Уникален тем, что бронирование двигателя и пилотской кабины было частью силовой схемы планера самолета. Кроме СССР состоял на вооружении еще пяти стран Варшавского блока, где эксплуатировался до 1954 года.

В Красной Армии самолёт получил прозвище «Горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «Летающим танком».

(Фото Константина Вуцена):

Як-18 (1946)

Символ массовой авиации СССР.
Произведено: более 4800.

Як-18 сменил в качестве учебно-тренировочного самолета По-2 и был первым самолетом практически для всех советских послевоенных летчиков и пилотов-любителей, занимавшихся в аэроклубах.

На самолёте Як-18 в июле 1955 года первый раз поднялся самостоятельно в небо Юрий Гагарин.

Ан-2 «Кукурузник» (1947)

До появления Ан-3 был самым большим в мире одномоторным бипланом за всю историю авиации.
Произведено: 17 000 экземпляров.

(Фото Igor Dvurekov):

Выпускался в СССР и Польше (по лицензии, поставлялся в СССР), до сих пор производится в Китае (стоимость — около $75 000).

Ил-18 (1957)

Первый советский самолет, массово продававшийся на внешнем рынке.
Произведено: 675 экземпляров.

25 мая 1956 года было принято постановление Совета Министров СССР о создании пассажирского самолёта Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями.

Самолёты Ил-18 по причине своей экономичности, уровню комфорта и безопасности вызвали интерес на мировом рынке, поэтому многие зарубежные компании приобрели эти самолёты.

Самолет эксплуатировался помимо СССР в 17 зарубежных авиакомпаниях, сегодня остается в эксплуатации в четырех странах мира, не считая России. Памятник самолету Ил-18 установлен у терминала аэропорта Шереметьево.

МиГ-21 (1959)

Самый распространенный сверхзвуковой самолет в мире.
Произведено: 11 496 экземпляров, не считая построенных по лицензии в КНР.

МиГ-21 является первым советским реактивным истребителем второго поколения, что подразумевает использование ракет как основного вооружения и скорости около 2 Mаха. Советскими лётчиками за характерный внешний вид был прозван «Балалайкой».

Выпускался серийно в СССР с 1959 по 1985 год, состоял на вооружении более 40 государств, в настоящее время остается в составе ВВС 22 стран мира.

Известен один МиГ-21, находящийся в частном владении: самолёт принадлежит Реджинальду «Реджу» Финчу — бывшему пилоту авиакомпании Американ Эйрлайнс, который ранее служил в Канадских Королевских ВВС. Он приобрел этот самолет в конце 1990-х гг. и потратил 3 года, чтобы привести самолёт в лётное состояние.

Ми-8 (1961)

Самый массовый двухдвигательный вертолет в мире. Произведено: более 12 000 экземпляров.

Цена: от $14.75 млн до $17.5 млн.

Первый прототип вертолета поднялся в воздух 9 июля 1961 года. Ми-8 был принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются до сих пор.

Эксплуатируется более чем в 70 странах мира, до сих пор (в различных модификациях) состоит на вооружении российских ВВС и является самым массовым отечественным военно-транспортным вертолетом.

С начала конфликта в Чечне российские вооруженные силы потеряли по меньшей мере 31 вертолет. Также, в результате катастрофы Ми-8 погиб российский губернатора Александр Лебедь.

(Фото Андрей Зинчук, airforce.ru):

Ту-144 (1968)

Первый в мире авиалайнер, преодолевший звуковой барьер 5 июня 1969 года на высоте 11000 метров.
Произведено: 16 экземпляров.

Первый полет Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, т.е. на два месяца раньше, чем полет знаменитого «Конкорда».

Следующий символический рубеж в 2 Маха самолёт преодолел 25 мая 1970 года, совершив полет на высоте 16 300 м со скоростью 2150 км/ч. Этот самолет сочетал огромное количество передовых разработок и конструкторских решений.

Коммерческая эксплуатация на единственной линии Москва — Алма-Ата была свернута в 1978 году из-за нерентабельности: стоимость полета на Ту-144 в 1.5 раза превышала стоимость полета на дозвуковых авиалайнерах. (Фото Олега Белякова):

Ту-154 (1968)

Самый массовый советский реактивный пассажирский самолет.
Произведено: 932 экземпляра.

Первый полёт был выполнен 3 октября 1968 года. Производился серийно с 1968 по 1998 годы. Ту-154 эксплуатировались пассажирскими авиакомпаниями всего социалистического лагеря и многих других стран, поддерживавших дружеские отношения с СССР. (Фото Яна Островского):

Вплоть до настоящего времени 30 лайнеров совершают регулярные полеты в России, единичные экземпляры остаются в эксплуатации в других государствах, в том числе в качестве правительственных (Болгария, Польша, Словакия, Чехия).

ВМ-Т «Атлант» (1981)

Уникальный самолет, предназначенный для транспортировки на космодром Байконур агрегатов ракетно-космических комплексов «Энергия-Буран».
Произведено: 3 экземпляра.

За специфический внешний вид — присущий бомбардировщику «поджарый» фюзеляж с громоздким контейнером на спине — ВМ-Т получил название «летающая бочка». (Фото Viktor Lazlo):

Цилиндрический груз над фюзеляжем ВМ-Т — установленный задом наперед кислородный бак ракеты-носителя «Энергия» в специальном обтекателе.

Читайте также:  Как же «плохо» жилось в ссср

Ка-50 «Черная акула» (1982)

Первый в мире одноместный боевой вертолет соосной схемы.
Произведено: 15 экземпляров.

(Фото Андрея Несветаева):

Ни одна страна, кроме России, не применяет в общевойсковых боях соосные винтокрылые машины. (Фото Марины Лысцевой):

Несмотря на малое число стоящих на вооружении машин, стал одним из символов современной российской авиации — благодаря своим футуристическим очертаниям и в еще большей степени после выхода на экраны боевика «Черная акула», который и дал вертолету его неофициальное название. (Фото Сергея Аблогина, airforce):

Ан-225 «Мрия» (1988)

Самый большой в мире транспортный самолет, совершающий регулярные полеты.
Произведено: 1 экземпляр.

Ан-225 представляет собой шестимоторный. Ан-225 является самым тяжёлым грузоподъёмным самолётом, когда-либо поднимавшимся в воздух.

«Мрия» — рекордсмен по весу перевозимого груза: коммерческого — 247 тонн, коммерческого моногруза — 187.6 тонны, и абсолютный рекорд грузоподъёмности — 253.8 тонны. В общей сложности данный самолёт — обладатель около 250 мировых рекордов! (Фото Макса Брянского):

Как и ВМ-Т, проектировался для перевозки ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран». В настоящее время один экземпляр находится в коммерческой эксплуатации.

Источник: http://loveopium.ru/prazdniki/100-let-rossijskoj-aviacii.html

Воздушная крепость: советский агитационный гигант АНТ-20

Создание советскими авиастроителями первого гигантского самолета АНТ-20 было приурочено к сорокалетнему юбилею творческой деятельности Максима Горького. Новый аппарат должен был продемонстрировать всем жителям Советского Союза, что развитие страны идет «впереди планеты всей».

На строительство «Максима Горького» руководство собрало порядка шести миллионов рублей. Для реализации проекта создали специальный комитет, который поручил взять за основу для самолета-гиганта наработки Туполева по созданию ТБ-3. Тем не менее, новая воздушная крепость должна была быть гораздо больше туполевского тяжелого бомбардировщика.

Также авиаконструкторы должны были добиться того, чтобы длина разгона АНТ-20 составляла всего 300-400 метров, дабы он мог взлетать даже с небольших аэропортов. С этой задачей разработчики успешно справились благодаря тому, что изменили архитектуру крыла и установили на самолет восемь 900-сильных моторов, на каждом из которых располагались 4-метровые винты.

Так мир увидел самый большой на то время самолет с сухопутным шасси. Внутри АНТ-20 расположили целый штаб: библиотеку, типографию, фотолабораторию, киноустановку, электростанцию, радиопередатчики и мегафон. Заказчики самолета планировали, что в недалеком будущем с его помощью можно будет проводить агитацию: через проекции на облака и очень мощный громкоговоритель.

Помимо прочего, у самолета-гиганта была отличная грузоподъемность. В 34-м году прошлого столетия АНТ-20 поднял на высоту 5 км сначала 10, а потом и 15 тонн груза. Это были рекорды того времени.

Продемонстрировали успех отечественного авиастроения и на главной площади страны. 19 июня того же 1934-го «Максим Горький» пролетел над Красной площадью, где проходила встреча спасенных челюскинцев.

«За год своего существования «Максим Горький» успел сделать 12 рейсов, покатав в частности на своем борту французского писателя и профессионального летчика Антуана де Сент-Экзюпери», – сообщает издание «НЛО МИР».

18 мая 1935 АНТ-20 должен был совершить перелет на базу агитационной эскадрильи «Максима Горького». В честь этого на самолете решили прокатить членов семей авиаконструкторов. Сопровождали гиганта обычный двухместный самолет и истребитель. Последний пилотировал летчик-испытатель Николай Павлович Благин.

Сразу после вылета летчик истребителя по неизвестной причине начал выполнять разнообразные, непредусмотренные сценарием, воздушные финты прямо около АНТ-20.

После нескольких разминочных упражнений пилот-экстремал попытался сделать мертвую петлю вокруг самолета-гиганта, однако не сумел набрать нужную высоту и рухнул на крыло воздушной агиткрепости, повредив несколько силовых установок.

Следом у великана отвалилась часть крыла, которая повредила органы управления. После этого самолет взорвался и рухнул на населенный пункт. Тогда погибло 49 человек.

Официальная версия крушения: пилот истребителя выполнял фигуры пилотажа по просьбе кинематографистов, что пытались заснять эффектные кадры для агитационного фильма.

В честь погибших 18 мая 1935 на московском Новодевичьем кладбище был установлен мемориал.

Материал подготовил Сергей Перелесов

Источник: https://politros.com/economy/45794

Самолёт «Максим Горький» (Техника-молодежи, N5, 1934)

20 век   гражданская техника  АНТ-20 «Максим Горький» — советский агитационный, пассажирский многоместный, 8-моторный самолёт, самый большой самолёт своего времени с сухопутным шасси. Построен на авиационном заводе города Воронежа.

Создан по инициативе писателей для того, чтобы отметить сорокалетний юбилей литературной деятельности Максима Горького. Это был самолёт-гигант с размахом крыла 63 м. и 8 двигателями. Самолёт-гигант должен был возглавить агитэскадрилью имени Максима Горького.

4 июля 1933 была начата постройка и 3 апреля 1934 готовый самолёт был вывезен на аэродром, 24 апреля он был принят специальной комиссией. 17 июня 1934 летчик-испытатель М. М. Громов выполнил на АНТ-20 первый полет продолжительностью 35 мин. Второй полёт состоялся через два дня над Красной площадью во время встречи челюскинцев.

Самолёт эскортировали два истребителя И-5. М. М. Громов и Н. С. Журов на этом самолёте в том же 1934 году установили два мировых рекорда, подняв груз массой 10000 кг и 15000 кг на высоту 5000 м. После испытаний он был передан в агитэскадрилью им. Горького. На самолёте во время визита в СССР совершил полёт Антуан де Сент-Экзюпери.

18 мая 1935 во время демонстрационного полёта из-за того, что истребитель И-5 под управлением испытателя Н. П. Благина во время выполнения «мёртвой петли» врезался в воздухе в АНТ-20, «Максим Горький» и И-5 разбились в авиакатастрофе.

Погибло 46 человек, в том числе Благин, оба пилота «Максима Горького», 10 членов экипажа и 33 пассажира — сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 7 детей.

Ну а сейчас мы предлагаем вашему вниманию рассказ об этом самолете, напечатанный на страницах «Техники-Молодежи» весной 1934 года. Материал взят с сайта История пропаганды.

Буревестник

Вы его увидите на голубом небе совсем не таким, каким он выглядит на земле. Правда, с земли он покажется невероятно большим; своими крыльями он закроет кусок неба, а его огромные рули напомнят крылья обыч­ного самолета.

Небывалый по величине в мире, почти в два раза больше самых больших сухопутных аэропланов, гигантский агитсамолет «Максим Горький» построен всей Страной советов на общественные средства. Трудящиеся собира­ли рубли, рубли отвердевали сталью и алю­минием. Теперь он, как и живой Максим Горький, будет бороться за пролетарскую социалисти­ческую культуру.

Повинуясь воле летчика, воздушный ко­рабль будет летать над огромной Страной советов и разбрасывать с борта видимые и невидимые зерна этой культуры—листовки, музыкальные звуки, смелые большевистские мысли. Ну и до чего же он громадный, если подой­ти к нему близко! Крылья, в которых размеще­ны каюты, бензиновые баки, разные служеб­ные помещения, — эти крылья широки, как улица.

По крыльям могли бы двигаться сво­бодно в два ряда автомобили. А колеса… Они высотой в два метра. Ре­зиновая покрышка их, туго накаченная, ши­риной почти в метр. Какие-то краники, мед­ные трубки опутывают ногу шасси. Это приспособления, необходимые для торможения колес. Иначе гигантский самолет потребовал бы больших посадочных площадей. Между колесами расстояние в 12 м.

Между ними можно поставить вместе с крыльями са­молет АНТ-1. Если посмотреть по направлению к хво­сту, то можно увидеть тоже какие-то трубки, внутри которых проходят канатики с малень­ким грузиком конической формы. Это — радиоантенна, которая выпускается во время полета. Грузик натягивает канатик, иначе он, откидываемый воздушным потоком, может запутаться в хвосте самолета.

Поднимем голову: на передней кромке крыльев расположены 6 моторов. А там, на спине фюзеляжа, на общей моторной раме стоят еще два мотора, снабженные также винтами. Грандиозная мощность моторов около 7 тыс. л. с. — позволяет гиганту-самолету не­сти на себе в воздухе почти 7 т полезного груза, не включая большего запаса горючего, рассчитанного на полет в 2 тыс.

км без по­садки со скоростью 220—240 км в час. Но поднимемся по широкому с удобными перилами трапу во внутрь корабля. Во время полета лестница, как и трап морского судна, убирается и служит полом буфетного поме­щения.

«Глаза» великана

Проследуем на самый нос самолета. Мы – в великолепном полуовальном сплошь застекленном салоне. Это самое лучшее место для обозрения во время полета развертывающегося горизонта. Здесь сидят в мягких креслах культурные работники, журналисты, члены редколлегии. Они разбирают принятые с земли телеграммы, пишут листовки, брошюры.

Здесь же в салоне приготовлено место и для штурмана. Штурман на «Максиме Горьком» отвечает за точное выполнение маршрута, за безопасность выбранного пути. Перед ним помимо обычных приборов имеется аэронавигационный радиоприемник. Этот приемник позволяет штурману держать курс на работающий радиомаяк, который посылает лучи радиоволны в определенном нап­равлении.

Самолет все время находится в ­зоне этого луча. Как только корабль отклониться от зоны луча, радиосвязь нарушается, штурман снова «нащупывает» луч и корректирует курс корабля. Но что это.за круглое тело у ног штурма на, на которое упирается стол? Это «глаз» воздушного великана, прожектор-искатель в 1 800 тыс. свечей. Такого прожектора в воздухе еще не бывало.

С тысячеметровой высоты он отчетливо освещает рельеф местности. Другие два прожектора, посадочные, посылают также яркие снопы света. К салону примыкает пилотская кабина. В нее, мы входим через двухстворчатую дверь. По бокам кабины стоят кресла, располо­женные на такой высоте, что пилоту открывается хороший обзор вперед и в стороны.

Ряд приборов — циферблатов со стрелками, рычагов, выключателей — окружает летчика, Сюда сходятся все нити управления гигантским воздушным кораблем. Под сидением летчика опять какие-то тормоза, педали, рычаги, а сзади пилота — кнопка. С помощью ее летчик зажигает или тушит прожектор.

Летчику достаточно также двинуть рычажком, как приводится в действие сложный электрический механизм, который поднимает или опускает гигантские плоскости на хвосте самолета – так называемый стабилизатор. Стабилизатор «Максима Горького» так велик, что человеческих усилий не хватит для того, чтобы его двигать.

Приборы в пилотской кабине — искусственный горизонт, указатели поворота, направления полета, скорости, скольжения само­лета в дополнении с магнитным компасом высотометром — дают летчику полную возможность вести гигантский корабль в облаках, тумане, темной ночью, при неблагоприятных метеорологических условиях, т. е.

когда летчик ведет самолет, не видя земли пользуясь только показаниями приборов. Но один из самых замечательных приборов на «Максиме Горьком» это автопилот. Автопилот—это прибор для автоматического самолетовождения. Автопилот представляет собой как бы механического летчика. Он облегчает работу летчика в пути.

Нам с земли воздушная стихия кажется как будто однообразной, ровной. А на самом де­ле в воздушном пространстве есть и «бугры» и «ямы», «подъемы» и «спуски». Автоматическое пилотирование — огром­ное достижение современной техники. Малейший уклон самолета контролируется чувстви­тельным прибором. Представьте, «Максим Горький» оторвался от Московского аэродрома.

Пилот выровнял машину и положил курс на Ленинград. Он проверил моторы, включил автопилот. Он спокоен. У него есть время заняться другими приборами. Он может поговорить по телефо­ну, написать записку. Автопилот настолько надёжен итожен, что летчик может даже сой­ти со своего места.

«Голос с неба»

Пойдемте дальше… К пилотскому отсеку примыкает довольно большое помещение радиопередающего центра. Эта радиостанция оборудована не менее богато, чем земная. Виден аншлаг – «Микро­фон включен». На стене висит укрепленный кронштейном мощный длинноволновый пе­редатчик большого радиуса действия — на 2 тыс. км. Рядом с ним установлен второй передатчик — коротковолновый.

С правой стороны от прохода помещается мощный выпрямитель для питания током обеих ра­диостанций, тут же расположен усилитель для громкоговорителя — «голоса с неба». Снизу крыльев «Максима Горького» видны отверстия мощных рупоров громкоговорящей установки. Из рупора понесутся на землю мощные звуки речей, музыки. С тысячемет­ровой высоты звуки будут отчетливо слыш­ны на площади в 10—12 км2.

Воздушная АТС

Средний проход ведет в следующее поме­щение. В нем две кабины. Одна комнатка для машинистки. Против этой комнатки стоит лестничка, которая ведет в кабину главного инженера корабля. Опять краники, прибор­ные доски. Над головой инженера целлулоидный фонарь, из которого открывается хо­роший обзор.

Читайте также:  Как подобрать газовый котёл для отопления дома

Естественно, эксплуатация 8 моторов на самолете «Максим Горький» требует индиви­дуального обслуживания каждого мотора. Механики, находящиеся в крыльевых каби­нах, контролируют работу вверенных им мо­торов. Главный же инженер корабля контро­лирует работу механиков и всех восьми мо­торов.

Но зайдемте еще в одну маленькую ком­натку, расположенную за стеной радиопередающей станции. В ней помещается АТС — автоматическая телефонная станция. АТС на самолете устанавливается впервые в мире. АТС нужна на воздушном «Максиме Горьком» для внутренней связи экипажа и пассажиров.

Прямоугольный ящик АТС подвешен на пружинном амортизаторе. Занятый номер телефон-автомат отмечает сигналом. На ле­тящем самолете очень шумно от гула мото­ров, поэтому в помещении АТС находится усилитель.

Речь, несущаяся из телефонных трубок на «Максиме Горьком», будет слышна гораздо ясней, чем в обычных земных аппара­тах. Переспрашивать по телефону врядли придется.

Кинотеатр

Пересечем коридор, ведущий в крылья, и пойдем дальше вдоль фюзеляжа к хвосту. Мы попадаем в буфет. Уютная большая комната. Ее стены обиты шелково-шерстяной материей серо-коричневого цвета с белыми прожилками. По низу стены проходит панель из тисненого под свиную кожу дерматина. Вдоль стены — большая буфетная стойка.

По бокам комна­ты укреплены по четыре мягких кресла с подлокотниками из орехового дерева, покрытые суровым тиком. Между кресел стоят полированные столики. На белоснежных ска­тертях резко выделяются приборы и легкие, на шарнирах, настольные с шелковыми аба­журами лампы. Через небольшие окна в по­толке льется дневной свет.

Вечером окна задергиваются шелковыми занавесками. Тогда вспыхивают электрические плафоны, озаряя комнату ровным матовым светом. Минуем буфет, еще одну комфортабельно обставленную комнату для пассажиров, — мы в кинопроекционной. На стене висит мо­талка для перематывания киноленты, по уг­лам стоят невысокие шкафы, служащие одно­временно и столиками.

Это – фильмостаты, шкафы для хранения кинолент. Бросается в глаза стол для кинопроектора, поставленный вопреки всем правилам: симметрии наискосок. Это — не каприз. Это не желание искать каких-то «футуристических» положений.

Нужно было кинопроекционный аппарат поставить таким образом, чтобы лу­чи через дверь, вделанную в борту самолета, отражались не на крыле, а на экране. Экран площадью в 27 м2 раскидывается во время стоянки самолета на специальной раме. Под окном в помещении кинопроекцион­ной находится маленький прибор серебристо-серого цвета.

Это усилитель для звуковой установки, заставляющий говорить «немых участников» кинокартины. Звук, идущий с экрана «Максима Горького», превосходит по -качеству звучание многих кинофильмов в столичных театрах.

150 слов в минуту

Сзади кинорубки проходит коридор. По бокам его — справа уборная, слева — рубка диктора. Рубка диктора – самое тихое поме­щение на самолете. Она изолирована звуко­непроницаемой перегородкой. Над столом диктора на амортизаторах висит мраморный микрофон, а над ним све­товой сигнал — микрофон включен.

Диктор рассказывает с летящего самолета людям на земле о впечатлениях полета, о том, что он видит с борта, передает на землю и одновре­менно пассажирам свежие, только что при­нятые радиограммы. Но что помещается в этой комнате в хво­сте фюзеляжа? Почему она так далеко расположена? Чтобы избавиться от помех? От гула моторов? Да. Здесь помещается приемный радио­центр.

Радиоприемники этой станции прини­мают земные станции, коротковолновые, широковещательные, любительские. Здесь работает и прибор, записывающий радиопере­дачу на ленту по принципу азбуки Морзе. Скорость приемки—150 слов в минуту, считая слово «Париж» за среднее слово. Здесь работает знакомый всем радиолюбительский приемник ЭЧС-3.

Таким образом радист может принимать на адрес летящего «Максима Горького» широковещательные программы союзных и ев­ропейских станций и транслировать их как Пассажирам, так и через «голос с неба» на землю. А дальше, в глубине богатырского кор­пуса, если открыть люк, виден длинный, постепенно сужающийся коридор.

В ажурном рисунке переплелись мощные металлические трубы, лонжероны, нервюры, шпангоуты. В этом коридоре и сложен киноэкран. В нем помещается пушка для пиротехнических световых эффектов.

Воздушный агитатор

Мы прошли вдоль самолета, но на этом не заканчивается еще наше путешествие. Нам остается пройти как бы поперек его, вдоль толстых крыльев, в которых находится также много служебных помещений и кают. Из довольно широкого коридора, пересе­кающего гигантский самолет поперек, откры­вается на внутренности крыльев необыкно­венное зрелище.

Величественно покоятся огромные бензиновые баки, окрашенные в желтый цвет. Они опутаны сетью бензиновых трубок. На потолке — тоже трубки, провода, уложенные стройными рядами. Они проходят между стрингерами, нервюрами и убегают куда-то вдаль, на самый конец крыла. До середины крыла можно идти, не наги­бая головы.

На самом конце крыла укрепле­ны сигнальные аэронавигационные огни, ко­торые ночью определяют размеры воздуш­ного исполина. Далеко за бензиновыми баками находятся парашютные посадочные ракеты. Летчик нажимает кнопку, ракета выска­кивает из трубки, вытягивает за собой не­большой парашют и, ярко горящая, медленно спускается на землю.

Парашют служит как бы абажуром, предохраняющим летчика от ослепления и направляющим отраженный свет на землю. Ближе к фюзеляжу самолета в левом кры­ле находятся гардеробное помещение и умывальная комната, а напротив через коридор – типография и упаковочная. 8 тыс. оттисков за два часа может напеча­тать типографская машина «Максима Горь­кого».

Напечатанные листы брошюруются, укладываются в кипы, широким веером летят с борта самолета на землю. Листовки проникают в самые отдаленные уголки Со­ветского союза, обогащают трудящихся зна­ниями, помогают проводить в жизнь волю рабочего класса, исторические указания т.Сталина и решения партии и прави­тельства. Этот же коридор ведет в левое крыло.

Открываем дверь в спальную четырехмест­ную каюту, обставленную мягкими диванами. К спальной каюте примыкает фотолаборато­рия. В ней стоит шкаф для хранения хими­катов, стол, для обработки негативов. Над столом висит бак с водой. Фотолаборатория обслуживает фотосним­ками газету «Максима Горького».

Колхозные поля, совхозы, фабрики, заводы, ударники – все пройдет перед объективом фотоаппара­та. В помощь ему на «Максиме Горьком» работает «хроникальная съемочная камера» с достаточным запасом киноленты.

Летающая ЦЭС

Источник: http://statehistory.ru/2062/Samolyet-Maksim-Gorkiy—Tekhnika-molodezhi—n—5—1934-/

Смерть «Максима Горького»

18 мая 1935 года разбился советский АНТ-20 «Максим Горький» — самый большой самолет 30-х годов. Создание громадного чудо-самолета приурочили к юбилею писательской деятельности Максима Горького.

Во время демонстрационного полета, выполняя «мертвую петлю», в крыло гиганта врезался истребитель И-5, сопровождавший «Максима Горького». Оба самолета рухнули на землю.

Эта авиакатастрофа стала одной из крупнейших в небе над Москвой. Погибли летчик-испытатель Н. П. Благин, управлявший истребителем, оба пилота «Максима Горького», 9 членов экипажа и 33 пассажира, среди которых были сотрудники ЦАГИ и их семьи, включая 7 детей.

С идеей создания выдающегося самолета в честь главного пролетарского писателя выступил в 1932 году «Первый журналист СССР», любимец Сталина, Михаил Кольцов. Он предложил организовать всесоюзный сбор средств: о самом большом самолете в мире советским гражданам было объявлено по радио.

С призывом поддержать идею выступила также газета «Правда». За один год было собрано 6 миллионов рублей — в эти годы в СССР увлекались авиацией, а Горький действительно был любим народом.

К работе над гигантской машиной приступил конструктор А.Н.Туполев, имевший успешный опыт в проектировании тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Кроме КБ Туполева над чудо-самолетом работало множество промышленных и научных организаций.

Главным предназначением АНТ-20 должна была стать агитационная деятельность, своими размерами и техническим совершенством самолет должен был доказывать выдающиеся научные и авиационные успехи Советского Союза под мудрым руководством Сталина. Кроме того, АНТ-20 мог использоваться и как грузовой самолет, и как пассажирский, включая вариант «люкс» для перевозки высшего партийного руководства.

По некоторым сведениям, обсуждался и проект бомбардировщика с серьезным вооружением.

Конструкция «Максима Горького» разрабатывалась на основе незаконченного проекта громадного бомбардировщика ТБ-4, который посчитали слишком медленным для военных целей. АНТ-20 с размахом крыла 63 метра оснастили восемью моторами мощностью по 750 л. с. Как и все «туполевские» самолеты он был сделан из дюралюминия.

Благодаря огромным размерам, на борту «Максима Горького» могли разместиться 72 пассажира. Самолет обслуживали 10 членов экипажа.

Ни один воздушный борт того времени не мог похвастаться тем же. Пассажиры могли также находиться в центральной части крыла толщиной до двух метров. Кроме того, в крыльях были сделаны проходы, обеспечивавшие членам экипажа, в случае необходимости, доступ к двигателям.

На борту «Максима Горького» была установлена фотолаборатория, телефонная станция на 16 номеров, типография, способная напечатать около 10 тысяч листовок за час полета, громкоговоритель, распространяющий звук на 10 км2, и киноустановка для трансляции фильмов прямо на аэродроме. Предполагалось, что облака можно будет использовать как громадный экран, проецируя на них изображения во время полета.

Для обеспечения работы такого оборудования на борту потребовалось устроить небольшую специальную электростанцию. Кроме того, впервые пассажирский самолет был оборудован автопилотом отечественной сборки.

Для повышенного комфорта в пассажирской секции на 100 м2 были размещены просторные кресла и журнальные столики с настольными лампами. Имелось несколько спальных отсеков, библиотека, буфет.

Окончательная сборка необычного самолета состоялась в начале 1934 года на Центральном московском аэродроме на Ходынском поле. Части АНТ-20 были доставлены с Воронежского авиазавода.

Впервые чудо-самолет взлетел 17 июня 1934 года. Полет продолжался в течение 35 минут.

Управлял машиной летчик-испытатель Михаил Громов. Спустя несколько дней «Максима Горького» уже лицезрели с Красной площади.

Самолет пролетел в сопровождении нескольких истребителей. За его полетом наблюдали сам Сталин, другие партийный деятели и писатель Максим Горький.

В начале 1935 года в Москву приехал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Ему посчастливилось полетать на этом самолете, но правда только в качестве пассажира.

Иностранная делегация из Франции, состоящая из военных и журналистов, были особенно изумлены полом из стекла в некоторых каютах и возможностями самолета.

История о самолете-гиганте быстро облетела весь мир. В мае 1935 года в полет над столицей должны были отправиться те люди, благодаря которым и был создан «Максим Горький».

Это был своеобразный подарок людям, создавшим необыкновенную машину.

К сожалению, путешествие оказалось роковым. В самолете оказалось 38 человек.

Это были сотрудники ЦАГИ и члены их семей. Управлял самолетом экипаж из девяти человек. «Максима Горького» всегда сопровождало несколько самолетов.

Не стал исключением и этот полет. Рядом от гигантского самолета летел летчик Николай Благин, который имел пятнадцатилетний стаж.

На высоте около 700 метров при выполнении фигуры пилотажа его биплан И-5 врезался в крыло небесного исполина. В результате столкновения «Максим Горький» стал разрушаться в воздухе.

Через некоторое время он взорвался и упал на землю в районе

« … поселка художников «Сокол» Всю вину за катастрофу возложили на Николая Благина, «Воздушного хулигана», самовольно выполнившего фигуры пилотажа в опасной близости от «Максима Горького» По словам очевидца событий, коллеги Благина, летчика Григория Малиновского, Николай Благин, дисциплинированный и ответственный, опытный летчик с прекрасной репутацией, никогда бы не стал выполнять небезопасные фигуры по своей инициативе, рискуя жизнями такого количества пассажиров на «Максиме Горьком» Возможно, летчику было поручено совершить петлю в целях рекламы, ведь для полета пригласили кинохронику. Существует и другая версия трагедии: якобы, Благин, сын полковника царской армии, намеренно врезался в самолет, отправив перед катастрофой письмо редактору русскоязычной эмиграционной газеты «Меч» в Варшаве, которое содержало антиправительственные лозунги и признания намеренно лишить жизни людей, имеющих отношение к созданию «Максима Горького» Позднее это письмо не прошло проверку на подлинность, Благин вместе с другими погибшими был похоронен на Новодевичьем кладбище. Всем семьям погибшим выплатили денежную компенсацию и назначили повышенную пенсию … »

Заметили опечатку? Выделите текст, нажмите Ctrl + Enter и сообщите об этомВы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Зарегистрируйтесь, чтобы узнать больше!

Источник: https://helionews.ru/47127

Ссылка на основную публикацию