Подземная база подводных лодок в балаклаве

Как добраться до объекта 825ГТС в Балаклаве

Оглавление:

Где находится объект 825ГТС

Объект 825ГТС расположен в пределах населенного пункта Балаклава – части городского округа Севастополя. Бывший военный объект расположен на Южном берегу Крыма на побережье Балаклавской бухты – одной из наиболее удобных для размещения надземных и подземных кораблей во всем Крыму. Точный адрес – Крымский полуостров, г. Севастополь, Балаклава, ул. Таврическая набережная, д. 22.

Как добраться

Чтобы добраться до Балаклавы на личном автомобиле, нужно выехать из Севастополя в восточном направлении на трассу Н19 Ялта – Севастополь. Через 1 км после развязки «Ялтинское кольцо» нужно взять правее и с основной дороги съехать на трассу, ведущую в Балаклаву. Далее следует двигаться в южном направлении по ул. Крестовского.

Вторая трасса, ведущая в Балаклаву из Севастополя – Балаклавское шоссе. Этот путь больше подходит для тех путешественников, которые едут в Балаклаву из южной части Севастополя.

Балаклавское шоссе начинается от рынка «5-й километр» на юго-востоке Севастополя. После выезда из городской черты на развязке нужно взять правее и повернуть на улицу Новикова, ведущую прямо в центр Балаклавы.

Оба варианта маршрута при отсутствии пробок займут не более 15-20 минут.

При въезде в Балаклаву нужно продолжать двигаться на юг в сторону моря. При приближении к Балаклавской бухте следует держаться правее, так как Таврическая набережная, где находится музей, располагается на западном берегу бухты.

Добраться общественным транспортом в Балаклаву не составит проблем. От остановки «5-й километр» в Севастополе до Балаклавы ходят автобусы и маршрутки №9, №94, №99. В Балаклаве необходимо выйти на остановке «Оболонь». От остановки до места назначения можно дойти пешком за 10-15 минут.

История музея холодной войны

Объект 825ГТС изначально предназначался для размещения подводных лодок Черноморского флота СССР. Впоследствии с развитием ядерного вооружения секретная база субмарин в Балаклаве стала одной из гарантий ответного удара в гипотетической ядерной войне между Советским Союзом и США.

Плюсы Балаклавской бухты были неоспоримы: она достаточно глубока (от 10 до 35 м) для прохода подлодок, длинна – около 1,5 км и прикрыта с обеих сторон скальными выступами. Для размещения подземной базы руководство проекта выбрало гору Таврос на западном берегу Балаклавской бухты.

Строительство подземной базы субмарин началось в 1953 году и продолжалось 10 лет.

В 1961 году был закончен объект 825ГТС – ремонтная часть, в последующие 2 года были введены минно-торпедное отделение и объект 820 – место хранения ядерного оружия.

Первоначально комплекс строили военные, однако из-за сложности подземного строительства дальнейшее возведение было поручено работникам «Метростроя».

Для большей секретности подземная база строилась под кодовым названием 825ГТС. Официально здесь возводилась балаклавская телефонная станция, что и дало название второй части объекта (ГТС). Сам город Балаклава с населением в 18 тыс жителей был закрыт для свободного посещения, его имя было стерто со всех карт. Балаклава была передана в подчинение Севастополю и стала закрытым районом города.

База стала местом размещения и обслуживания подлодок 613-го и 633-го проектов. Появление подводных лодок более новых поколений, которые по своим размерам и характеристикам не могли помещаться в доки базы, поставило вопрос о переоборудовании или закрытии объекта. Однако этот вопрос так и не был решен.

На протяжении нескольких десятков лет объект 825ГТС оставался основной базой размещения субмарин ЧФ СССР и местом хранения и оборудования подлодок ядерным оружием.

После развала СССР и раздела Черноморского флота между РФ и Украиной объект достался украинской стороне. С 1992 года база была оставлена, охрана снята, а ее основные ценности были разграблены мародерами.

На протяжении десятка лет единственными посетителями объекта были охотники за цветным металлом и любители экстремальных ощущений.

В 2000 году объект перешел под управление ВМС Украины, однако лишь 3 года спустя на объекте появилась охрана, тогда же здесь был оборудован музейный комплекс «Балаклава». В 2014 году вместе со всем полуостровом объект перешел под юрисдикцию России.

Как попасть на объект

Сейчас на бывшей базе субмарин размещен Балаклавский музейный комплекс, принадлежащий севастопольскому Музею фортификационных сооружений. Бывший секретный объект сейчас доступен для посещения всем желающим, для этого нужно оплатить экскурсионные билеты. Посещающим доступны два варианта экскурсий:

  • пешеходная прогулка продолжительностью 1 час 20 минут протяженностью 900 м;
  • получасовая экскурсия на катере по 600-метровому судоходному каналу.

Водная экскурсия доступна в летний период с мая по октябрь, пешеходная – в любое время. Стоимость обоих видов экскурсий одинаковая.

Что внутри базы подводных лодок в Балаклаве

Подземная база субмарин в Балаклаве состояла из 4 сооружений:

  • гидротехническое сооружение – канал и сухой док (объект 825ГТС);
  • минно-терпедная часть, предназначенная для подвоза вооружения субмарин;
  • объект 920 «Арсенал» – место хранения ядерного оружия;
  • топливное хранилище.

Несмотря на то, что формально объектом 825 ГТС являются лишь подземный канал и сухой док, сейчас под этим именем обычное понимается все подземное сооружение в комплексе.

Общая площадь подземных помещений базы – более 5 тыс. км². Однако туристам открыты далеко не все из них – многие помещения заброшены и представляют опасность для посетителей, другие до сих пор засекречены. Однако большую часть бывшего сверхсекретного объекта можно посетить.

Общий туристический маршрут по всем подземным сооружениям составляет 900 метров. Самая впечатляющая часть подземного комплекса – туннель для входа и выхода подводных лодок. Вход и выход оборудованы 150-тонными батопортами – затворами для заполнения канала водой.

Залы музея

Сейчас в музейном комплексе доступны несколько залов с экспозициями. Пешеходная экскурсия начинается от восточного входа в комплекс.

  1. Первый транспортный зал, в котором расположена экспозиция «История строительства подземного комплекса» и «Подземный Севастополь». Здесь зрителям представлена техника, с помощью которой проводились буровзрывные работы, а также техника для вывоза горной породы.

  2. Главный транспортный коридор имеет протяженность 300 метров. На полу транспортного коридора установлены рельсы для перевозки тележек с торпедами. Здесь же можно осмотреть макет торпеды субмарины. В транспортном коридоре располагается выставка «Подводные силы России».

  3. Преддоковая площадка – место размещения станков и материалов, необходимых для ремонта субмарин. Сейчас на площадке размещена сверхмалая подводная лодка проекта «Тритон 1М».

  4. Сухой док для ремонта субмарин протяженностью 102 метра. В сухом доке расположен макет подводной лодки проекта 613.

  5. Главный подземный канал для входа субмарин протяженностью 600 метров, глубиной 8 метров и шириной от 16 до 22 метров. При экскурсии на катере туристы проплывают по каналу от входного батопорта до южного батопорта.

  6. Переход к арсенальной части музея – бывшему месту хранения ядерного оружия (объект 820). Арсенальная часть музея начинается с экспозиции ЦКБ «Черноморец». Перед входом в арсенальную площадку установлены защитные двери. Каждая створка которых достигает веса в 10 тонн. Здесь можно осмотреть макет тяжелого авианесущего крейсера «Киев».

  7. Следующий зал расположен в цехе регламентных работ «Арсенал» и посвящен экспозиции «История подводных сил ЧФ». Здесь можно осмотреть макет торпеды с ядерной боеголовкой, макет крылатой ракеты X-22 и макет атомохода проекта 941 «Акула».

  8. В следующем зале размещена выставка «Подводные силы ЧФ в годы Великой Отечественной войны». Зал расположен в бывшем помещении хранилища ядерных зарядов.

  9. Зал, расположенный в помещении бывшей технической зоне «Арсенала». Во время существования базы здесь располагались служебные и технические помещения, пульт управления и т. д.

  10. Выход из арсенальной части и подземного комплекса в целом. На выходе расположен палубный штурмовик ЯК-38, базировавшийся на авианесущем крейсере ЧФ.

Контактная информация

Расписание работы музея в летний период (с мая по октябрь): среда – воскресенье, 10:00 – 18:30, последняя экскурсия начинается в 17:00, кассы работают до 16:50, перерыв в работе касс – 13:00 – 14:00. Понедельник и вторник – санитарный день.

График работы в зимний период (ноябрь – апрель): среда – воскресенье, 10:00 – 17:30, последняя экскурсия начинается в 16:00, кассы работают до 15:50. Понедельник и вторник – санитарный день.

Свободное посещение музея без экскурсионного обслуживания запрещено. Экскурсионные группы формируются у входа в музей, минимальная численность группы – 5 человек, максимальная – 50 человек. Продолжительность экскурсии – от 1,5 до 2 часов.

Стоимость билетов – 300 RUB, для учащихся средних школ и студентов – 100 RUB. Дети до 6-7 лет, герои России и Советского Союза, герои соцтруда, ветераны боевых действий и другие льготные группы населения обслуживаются бесплатно. Посещение детей до 5 лет запрещено по причине их быстрой утомляемости.

Телефон для справок – +7(8692)63-75-90, заказ экскурсий – +7-978-889-10-56.

Любительская фотосъемка в залах музея осуществляется бесплатно, профессиональное фотографирование и видеосъемка находятся под запретом и могут проводиться только по согласованию с администрацией. Из-за подземного расположения температура внутри базы не превышает +16 °C, поэтому при посещении рекомендуется взять с собой теплую одежду.

Подземная база субмарин в Балаклаве – впечатляющий памятник холодной войны, волею судьбы превратившийся в туристический объект. Сейчас музейный комплекс – один из наиболее интересных объектов в Севастополе и на всем Крымском полуострове.

Источник: http://SnovaDoma.ru/museums/Public/825gts/

База подводных лодок в Балаклаве: фото, экскурсии, адрес :

На территории полуострова Крым есть немало интересных достопримечательностей, в числе которых дворцы и природные места. Однако имеются и прочие объекты, достойные внимания туристов. Одним из таких мест является база подводных лодок в Балаклаве.

История засекреченной базы

Во времена Советского Союза в Балаклаве находилась база Черноморского флота. На ее территории располагалась 155-я бригада подводных кораблей. Еще во времена строительства базы подводных лодок в Балаклаве город исчез со всех карт Крыма, что и логично, поскольку объект был полностью засекречен.

В послевоенные годы в бухте Балаклавы началось строительство завода, который должен был заниматься ремонтом подводных лодок. Строительные работы были начаты в 1957 году и окончены в 1961 году. Проект был засекречен и имел специальное кодовое название – ГТС № 825.

Помещения завода были выдолблены в скале Таврос. Кстати, за время строительства из горы удалили 25 тысяч тонн мраморных пород.

Внутри нее проложили дороги, подземные причалы, шлюзовые камеры, подземные цеха, арсеналы, кабинеты и хранилища. Строительство объекта было засекречено. Поэтому местные жители и не подозревали, что происходит в бухте.

Впоследствии объект № 825 ГТС был назван «телефонной станцией». Заехать в бухту было невозможно.

В настоящее время база подводных лодок в Балаклаве уже рассекречена, и вход в подземный завод не прячется. Однако вплоть до девяностых годов завод был скрыт от посторонних взглядов. Подводные корабли всегда заходили ночью, а выходили с территории объекта уже через совсем другие ворота, расположенные в самом начале бухты.

Структура секретного объекта

Подземная база подводных лодок в Балаклаве должна была ремонтировать корабли 633 и 613 проектов.

На ее территории был построен комбинированный подземный канал, который давал возможность одновременного размещения до семи лодок.

Глубина этого канала составляет восемь метров, а ширина – от шести до двадцати пяти. Высота сводов достигает двенадцати метров. Размеры туннеля говорят о его масштабности.

Стоит упомянуть, что вход в канал закрывался тяжелейшей герметичной дверью, выполненной из стали. Ее вес составляет 150 тонн. Площадь всех подземных ходов и помещений составляет 9600 м кв.

Стоит также сказать, что база подводных лодок в Балаклаве была создана в качестве противоатомной защиты. Объект был способен выдержать прямое попадание бомбы (ядерной) мощностью до 100 килотонн.

В случае угрозы база могла быть герметично закрыта при помощи специальных автоматических дверей. В условиях полной изоляции объект мог спокойно существовать целых три года, забрав под свою защиту все население Балаклавы.

Читайте также:  7 советов по организации системы вентиляции в квартире и доме: виды и варианты

На территории базы имелась своя пекарня, госпиталь, склады продовольствия и горючего.

Потеря стратегического значения

База подводных лодок в Балаклаве (Крым) стала постепенно терять свое стратегическое значение при перевооружении флота. На вооружение пришли новые модификации подводных кораблей, имевших большие размеры. И все же завод работал вплоть до 1993 года.

А в 1994 году объект был выведен из эксплуатации. Через год из Балаклавской бухты ушла последняя подводная лодка. А завод перешел в подчинение Украины. За последующие семь лет он был полностью разграблен. В те годы процветал «металлоломный бизнес».

По примерным расчетам, с территории подземной базы было вывезено около 200 тыс. тонн металла.

Создание музея

В 2002 году база подводных лодок в Балаклаве (фото приведено в статье) была превращена в музей. Объект получил новое название – Военно-морской комплекс «Балаклава».

Музейный комплекс был организован таким образом, чтобы продемонстрировать в хронологическом порядке всю морскую историю в свете мирового развития. Часть экспозиции посвящена прошлому самой Балаклавы.

Также в музее представлены боеприпасы и кое-что из арсенала военно-морского вооружения. В настоящее время туристы могут посетить подземные штольни и прочие помещения объекта в ходе экскурсии.

База подводных лодок в Балаклаве продолжает жизнь теперь уже в роли интересного экскурсионного объекта.

Чем интересен музей в настоящее время?

Восстановление базы подводных лодок в Балаклаве для музейного комплекса было произведено в 2002 году. Произошло это событие спустя практически десять лет после ликвидации объекта. Сейчас бывшая подводная база ВМФ в Балаклаве открыта для экскурсионных групп. Все желающие могут посетить уникальный объект, чтобы ознакомиться с его экспозицией.

Ее основная часть посвящена непосредственно истории самого секретного объекта, также здесь можно узнать много нового об истории развития морского флота. В последние годы на базе музея были открыты новые экспозиции.

Что интересного можно увидеть на территории комплекса? Стоит сказать, что музей значительно отличается от заведений подобного плана. Да и его экспонаты очень необычные. Среди них имеется множество потрясающих вещей.

Наверное, самой интересно частью экспозиции является настоящая подводная лодка, которая пришвартована у причала подземной штольни. Конечно, она давно не действующая, но позволяет вблизи посмотреть, что из себя представляет настоящий подводный корабль.

Ведь далеко не часто можно увидеть настоящую подлодку.

Главной достопримечательностью являются сами сооружения бывшего секретного объекта, которые оформлены в виде тематических экспозиций, представляющих интерес абсолютно для всех гостей.

Экскурсионные маршруты проходят по многим помещениям объекта, но, конечно же, не по всем. Общая площадь всех коммуникаций невероятно огромна и представляет собой настоящий лабиринт. В ходе восстановительных работ отремонтировали далеко не все помещения.

Большая их часть так и осталась в аварийном состоянии, поэтому в них редко заходят даже сами сотрудники музея. А туристов на закрытую территорию вообще не допускают.

Стоит отметить, что и доступная для просмотра часть базы очень большая, поэтому впечатлений хватает.

Экскурсионный маршрут

Маршрут экскурсионной прогулки проходит по главному, центральному тоннелю, длина которого составляет около 500 метров. В середине него проложен канал для прохождения подводных лодок (длина канала 400 м). Неподалеку находится сухой док протяженностью 110 метров, построенный для ремонта подлодок. По обеим сторонам расположены многочисленные мастерские и цеха.

База была защищена не только снаружи, но и внутри. Все входы в штольни, тоннели и в некоторые цеха защищают специальные двери с гидрозатворами, которые способны были противостоять атомному удару.

Условия посещения комплекса

Если вы намерены посетить бывший секретный объект, то вам стоит знать некоторые правила посещения. Дело в том, что попасть в музей можно только в составе групп, которые формируются около входя. Свободное посещение одиночных посетителей запрещено.

На территорию музея не допускаются дети младше пяти лет. Тематика заведения слишком скучна для детского восприятия. К тому же в подземных помещениях повышенная акустика и влажность. Такие условия не очень подходят для малышей.

График работы и стоимость билетов

Для детей от пяти до семи лет вход в комплекс бесплатный. В ходе экскурсии туристам разрешается делать фото на память. А вот видеосъемка производится с разрешения руководителя экскурсионной группы. Музей открыт для посещений ежедневно в летний период, а вот зимой комплекс работает только по выходным.

Стоимость входного билета для взрослого составляет 200 рублей, а для ребенка старше семи лет – 100 рублей. Длительность экскурсионной программы варьирует от 1,5 до 2 часов.

Как добраться до объекта 825 ГТС?

Адрес базы подводных лодок в Балаклаве: город Севастополь, Балаклавский район, Таврическая набережная, 22.

Из Севастополя до объекта можно добраться на маршрутных такси или на троллейбусе. Выходить необходимо на остановке «пятый километр».

Экспозиция комплекса

Конечно, в настоящее время внутренняя часть секретной базы не в полной мере соответствует тому, какой она была в период своей деятельности. И все же в ходе экскурсии можно ощутить всю ту мощь, которой обладал объект в период своего расцвета. Экскурсионный маршрут начинается с бетонной площадки, расположенной перед самым входом.

Далее туристов приглашают пройти по тоннелю для просмотра производственных площадей. На стенах потерны вывешены фото, демонстрирующие фрагменты истории завода. В музее представлены макеты лодок, выполненных в масштабе 1:100.

Посетители также могут посмотреть сохранившиеся снаряды, якоря, форму рабочих завода, заводскую технику и многое другое.

Экскурсионный маршрут также проходит и через минно-торпедное помещение. Здесь в свое время осуществлялась проверка боезапасов подлодок. Торпеды подвозились на тележках вручную, далее они проверялись специалистами и отправлялись на субмарину.

Следующий элемент экспозиции — сухой док для ремонта подлодок. Также посетители имеют возможность посетить арсенал, в котором хранили боевые снаряды. По территории базы их перевозили в специальных контейнерах. Сотрудники арсенала были подчинены секретному отделу в министерстве обороны. Именно в помещении арсенала сейчас представлена наибольшая часть экспозиции комплекса.

Экскурсионный маршрут заканчивается на открытой площадке погрузочно-разгрузочного сектора.

База подводных лодок в Балаклаве: отзывы посетителей

Ежегодно множество туристов и гостей полуострова посещают уникальный комплекс. По мнению посетителей, бывший секретный объект просто поражает своей масштабностью. Сколько бы вы ни читали об этом уникальном месте и не смотрели роликов, это вам не передаст всего величия сооружения. Туристы рекомендуют непременно посетить музей. Тем более что подобного комплекса нет нигде более.

Во время экскурсии очень много интересного можно узнать о подлодках. Компетентные экскурсоводы рассказывают о тех проектах субмарин, макеты которых присутствуют в экспозиции. Так, например, здесь можно увидеть лодку проекта 641. Такие были на вооружении во времена Карибского кризиса.

Также в музее представлен макет лодки четвертого поколения. Субмарина имела обтекаемую форму и прорезиненное покрытие, благодаря которому ее сложно было обнаружить. Из-за этого подлодка получила прозвище «черная дыра». Кстати, данный макет работает на радиоуправлении и может погружаться под воду.

Его использовали для съемок российского фильма «72 метра».

В ходе экскурсии посетителям предоставляется возможность прослушать уникальные аудиозаписи, сохранившиеся со времен работы объекта 825. На пленках зафиксированы шумы механизмов, стук, разговоры рабочих.

Все это позволяет погрузиться в атмосферу того времени и еще больше оценить масштабность огромного комплекса. Сейчас для просмотра доступна лишь половина всего комплекса.

Возможно, со временем будут отремонтированы новые помещения, появятся новые экспонаты.

Источник: https://www.syl.ru/article/371123/baza-podvodnyih-lodok-v-balaklave-foto-ekskursii-adres

База подводных лодок в Балаклаве: экскурсия по подземному музею

На Крымской земле сохранилось немало уникальных памятников архитектуры, остатки крепостей и защитных сооружений. Но есть еще одно грандиозное сооружение времен «холодной войны», которое сохранилось и приобрело статус музейного комплекса. Речь идет о военно-морском историческом комплексе «Балаклава», уникальной подземной базе подводных лодок.

Балаклава — городок с многовековой историей

Балаклава сегодня — небольшой городок на черноморском побережье. Таких маленьких городков на карте — великое множество. История каждого города уникальна, и Балаклава — не исключение. По одной версии, название города на турецком языке означает «рыбный мешок», согласно другой — крымско-татарской — версии, слово «Балаклава» переводится как «рыбная погода».

История города берет свое начало в глубокой античности. Чего она только не перевидал город на своем веку — и войны, и османские набеги! Во времена присоединения Крыма к Российской Империи вместо крымских татар и турков, изгнанных из этих мест, здесь поселились греки, признавшие российское правительство.

В 19 веке, когда южное побережье Крыма уже считалось место отдыха элиты, здесь была открыта грязелечебница и первая гостиница.

В 2004 году Балаклава торжественно отметила свой 2500-летний юбилей. Из бывшего секретного военного городка она превращается в туристический центр.

Долгие годы Балаклава оставался одним из закрытых населенных пунктов, а сегодня привлекает туристов всего мира, потому что в нем в середине 20-го столетия базировался сверхсекретный военный комплекс — завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве.

Военно-морской подземный музейный комплекс

Комплекс «Балаклава» был создан в 2003 (по другим данным — в 2004) году.

  • С бетонной площадки перед входом экскурсия уводит в тоннель (потерну), который ведет к производственным площадям. В самом начале тоннеля расположены стенды с фотографиями и краткой историей завода и музейного комплекса. Представленные экспонаты — макеты лодок и снарядов, форма рабочих, якоря, различная заводская техника, постановочные фрагменты подводных лодок.
  • Следующее помещение — минно-торпедная часть. Именно здесь проводилась проверка боезапаса подводных лодок. Торпеды перевозились вручную на специальных тележках, проверялись и затем снова доставлялись на подводную лодку.
  • Сухой док — место ремонта подлодок в Балаклаве.
  • Арсенал. Здесь хранились боевые снаряды, по территории их перевозили только в закрытых специальных контейнерах. Сотрудники Арсенала подчинялись специальному секретному отделу министерства обороны СССР. В помещении Арсенала сегодня находится самая большая экспозиция музея.
  • Открытая площадка на выходе из Арсенала — погрузочно-разгрузочный сектор. Отсюда — прямо к выходу из комплекса.

В залах музеев выставлены макеты подводных лодок тех лет, примерно в соотношении 1:100. Например, лодка проекта 641. Во время «карибского кризиса» лодки этого типа несли службу у берегов Кубы.

Есть макет лодки 4-го поколения: она имеет обтекаемую форму и специальное прорезиненное покрытие; ее очень сложно обнаружить под водой, поэтому она получила название «Черная дыра». Этот макет — радиоуправляемая модель, может выполнять погружение на глубину.

Его также использовали при съемках российской киноленты «72 метра».

Во время прохождения экскурсии экскурсоводы включают специальные аудиозаписи, сделанные во времена работы «Объекта 825 ГТС», которые сохранились до наших дней. На пленке — стук, шумы, воспроизводимые механизмами, голоса рабочих, и посетители музея могут представить себе погрузиться в атмосферу того времени и объем работ, проводимых в доках.

Экскурсия, которая длится 1,5 — 2 часа, охватывает лишь половину всей базы, со временем помещения завода будут восстанавливаться и музей пополнится новыми экспозициями.

История подземного канала и завода по ремонту подводных лодок

История завода начинается в 50-е годы, когда многие державы стали наращивать ядерный потенциал, грозя друг другу ударами ядерных ракет. Необходимо было найти тихое укромное место в СССР, где бы базировались советские подводные лодки на случай войны. Такое тихое место отыскалось в Балаклаве, в закрытой и защищенной с моря бухте.

Все подземное сооружение строилось в скальном массиве крымской горы Таврос, задача была — построить объект с противоатомной устойчивостью первой категории. То есть завод должен был в случае необходимости выдержать удар бомбы, в пять раз превосходящий силу бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Строительство велось чуть больше 9 лет, с 1954 по 1963 год, в обстановке полной секретности. Даже вывоз щебня маскировали под карьерные работы в той местности. Первые годы работа шла очень медленно, но после пары лет строительства к работе подключились строители-метростроевцы по личному указанию Н. С. Хрущева, так как потребовались сложные буровые работы.

Подземный завод по ремонту подводных лодок носил в свое время наименование «Объект 825 ГТС» (гидро-техническое сооружение).

Заводской комплекс включает в себя подземный водный канал (ширина канала 10−25 метров, глубина 8 метров), сухие доки, цех для ремонта, склады для боеприпасов. Вход и выход из штолен искусно маскировались. В среднем ремонт одной подлодки занимал до 3−4 недель.

В заводе могли одновременно находиться 7 подводных лодок (проектов А615, 613, 633, 633РВ) или 9 малых подводных лодок. Общая площадь помещения составляла немногим более 5000 квадратных метров (из них 3000 приходилось на подземную часть).

Глубина канала составляла 8 метров, ширина — 10−12 метров.

В 1957 году из-за секретного строительства Балаклава была переведена под юрисдикцию Севастополя, тем самым лишившись статуса города.

В 1994 году из доков ушла последняя подводная лодка и «объект», оказавшийся не у дел, прекратил свою ремонтную деятельность. Ближе к концу 90-х годов завод полностью утратил свое значение как военный объект, более-менее ценное оборудование стали потихоньку вывозить.

Читайте также:  8 вариантов бордюра для садовой дорожки

В начале 2000-х годов было решено превратить часть заводской территории в музей. Этот комплекс — самый большой рассекреченный объект на территории бывшего СССР. Но гриф «Секретно» снят далеко не со всех документов — часть еще хранится в особом ведомстве. Эти сведения содержат данные о тех, кто строил завод, сколько финансирования ушло на его строительство и т. д.

Как доехать до музея в Балаклаве

Музей находится по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, Таврическая набережная, 22

Добраться до музейного комплекса можно из Севастополя — в сторону Балаклавы совершают рейсы троллейбусы или маршрутные такси (по цене проезда в городском транспорте) до остановки «5-й километр». Можно заранее попросить водителя остановить маршрутку на повороте к музейному комплексу, и далее немного пройти пешком — мимо железнодорожной станции к музею.

Стоимость экскурсий, время работы

Всю интересующую информацию можно узнать по телефону:

  • Телефон администрации +7 (8692) 63-75-90
  • Телефон для заказа экскурсий +7 978 889 10 56

Сайт музея: www. muzey-sevastopol.com. Там можно совершить виртуальную прогулку по подземным залам музейного комплекса, ознакомиться с основными экспонатами.

Стоимость экскурсий:

  • стоимость билета для взрослого — 200 руб.
  • для детей 100 руб. (дети до 5 лет к экскурсии не допускаются)
  • экскурсия на катере 275 руб.

Длительность экскурсии: от 1,5 до 2 часов.

Время работы музея:

  • Понедельник и вторник — санитарные дни.
  • Работает музей в летний период с 10.00 до 17.00, в осенне-зимний период с 10.00 до 16.00.

Посмотрите фото базы подводных лодок в Балаклаве прямо здесь:

Можно самому выбирать, какая экскурсия более предпочтительна — пешая или на лодке.

Полезные советы

  • желательно узнавать цену на экскурсии у нескольких экскурсоводов, так как обычно туристам называется самая дорогая цена прогулки по музею.
  • собираясь на экскурсию в музейный комплекс, не забудьте взять собой теплые вещи — кофты, ветровки. Так как комплекс находится под землей, то во время экскурсии там будет весьма прохладно (перепад температуры примерно 10−15 градусов).

Видео о базе подводных лодок в Балаклаве:

Источник: http://poravkrym.ru/resorts/west/baza-podvodnyh-lodok-v-balaklave.html

Подземная база подводных лодок в Балаклаве

(среднее: 4,79 из 5)
Загрузка…

Секретный военный объект К-825 времен холодной войны — подземная база подводных лодок в Балаклаве, расположенная в бухте в пределах территории города Севастополь. Она защищена от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 килотонн…

33 фото

Фотографии dimfoto

На берегах бухты расположена Балаклава — древний город, который сейчас является районом Севастополя.

С погодой не повезло — висел густой и низкий туман и лишь над самой поверхностью суши (моря) был просвет.

База представляет собой сооружение с противоатомной защитой 1-й категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт, что в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму), включающее в себя подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта и склады. Располагается база в горе (желтой и красной стрелками обозначены вход и выход подлодок):

Схема базы:

Входной портал подводных лодок. (Фото Хосе Йеро):

В 2002 году подземная база подводных лодок в Балаклаве стала музеем согласно указу Государственного секретаря Министерства обороны Украины. Вот, собственно, и вход в него:

Начало подземного водного канала. Отсюда заходили субмарины:

…и дальше в этот тоннель:

Вот как выглядит вход в тоннель изнутри. В канале (длина 600 метров) могло разместиться 7 подлодок проектов 613 и 633. В случае необходимости, этот канал перекрывался с двух сторон горы (вход и выход для субмарин) плавучими затворами, вес которых достигал 150 тонн:

Экскурсионный маршрут охватывает, конечно, не все тоннели и помещения:

Кое-где ходить грязно, а возможно и опасно:

По дороге можно увидеть валяющиеся боеприпасы:

В основном музей ценен антуражем эпохи «холодной войны»:

(Фото Хосе Йеро):

Немного истории. После Второй Мировой войны, СССР и США стали наращивать свой ядерный потенциал. Тогда Сталин отдал Берии, курировавшему «ядерный проект» секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться атомные подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара.

После долгих поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — он превратился в закрытый район города Севастополь.

Противоатомные двери:

Балаклава была идеальным местом для строительства секретной базы: узкий и извилистый пролив, шириной всего 300—400 м, укрывает гавань от штормов и скрывает ее от посторонних глаз — со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.

Подземная база подводных лодок строилась 8 лет (с 1953 по 1961). Во время работ было переработано около 120 тыс. тонн породы, которую для обеспечения секретности вывозили ночью на баржах в открытое море.

Из-за сложности бурения породы, к строительству время от времени подключались метростроевцы.

Экспонаты со дна и со складов арсенала, оборудование, макеты:

Макеты подводных лодок:

И снова галереи и тоннели:

Настоящее логово Чужого:

Подземная база подводных лодок была закрыта в 1993 году. В период с 1993 по 2003 г., по нашей традиции, она была фактически разграблена и демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.

(Фото Хосе Йеро):

Источник: http://loveopium.ru/rossiya/baza-podvodnyx-lodok.html

База подводных лодок в Балаклаве — одно из крупнейших стратегических строений СССР

База подводных лодок в Балаклаве — одно из крупнейших стратегических строений СССР

Всего в десяти километрах от города Севастополь, в славном крымском городе-курорте Балаклава, располагается сверхсекретная база подводных лодок, именуемая как 825 ГТС.

Впервые за сорок шесть лет своего существования, сооружение, предназначенное для ремонта военной подводной техники, предстало на всеобщее обозрение широких масс в 2003 году.

На сегодняшний день база подводных лодок Балаклавы открывает свои двери для туристов и экскурсионных групп, желающих ознакомиться с внутренним убранством некогда сверхсекретного объекта Советского Союза.

Подземная база подводных лодок в Балаклаве представляет собой огромное сооружение, располагающееся глубоко в недрах земли и способное защитить своё содержимое от крупнейшего атомного взрыва – в случае попадания в базу атомной бомбы мощностью 100 Килотонн, все боеприпасы, лодки и служащие должны остаться целы и невредимы. Всё сооружение разделяется на несколько частей: водный комбинированный канал под землёй со всегда сухим доком, несколько цехов для ремонта подводной техники, склад горюче-смазочных материалов для подводных лодок и минно-торпедная часть ГТС.

Схематическая карта музейного комплекса на базе подводных лодок в Балаклаве

База подводных лодок в Балаклаве располагается в Балаклавской бухте, в живописной горе с античным названием Таврос. С двух сторон гора имеет выходы из станции, а со стороны бухты имеется вход в канал, или, как его называют работники ГТС, штольню.

В случае, если над базой подводных лодок нависает угроза, этот вход блокируется специальным батопортом, общий вес которого может достигать ста пятидесяти тонн. На северной стороне горы сооружён выход лодок в открытое море, также обеспеченный батопортом.

Каждое из отверстий в горе Таврос мастерски замаскировано рыболовными сетями и другими маскировочными приспособлениями.

Как строилась знаменитая станция подводных лодок 825 ГТС?

Секретная база подводных лодок Балаклавы начала строиться в далёком 1957 году, в то время, когда между страной Советов и далёкой Америкой полным ходом разгоралась так называемая «холодная война».

В целях сохранения конфиденциальности этот крупнейший стратегический объект было условлено называть Городской Телефонной Станцией номер 825, отсюда и пошла простая и запоминающаяся аббревиатура «825 ГТС».

Даже на сегодняшний день ни один из рассекреченных военных объектов не превзошёл по своей величине знаменитую станцию подводных лодок, расположенную в Балаклавской бухте.

Длинный водный туннель, который может вместить до 14 подводных лодок одновременно

Во время строительства «Городской Телефонной Станции» был прорыт огромный тоннель, при этом вывезено около ста двадцати пяти тонн земли.

В целях конспирации строительства, земные породы вывозились с территории Балаклавской бухты ночью, пока город спит, и баржами выгружались прямо в открытое море.

Поначалу задача построения сверхсекретного объекта стояла перед военными, но потом процесс бурения земли значительно осложнился, и правительству Союза Социалистических Республик пришлось обращаться за помощью к строителям метро.

Рельсы проложены по всей территории базы, предназначались для перевоза тяжелых снарядов и запасных частей для ремонта подводных лодок

В конечном итоге был прорыт подземный канал, глубина которого достигла восьми метров, и ширина колебалась от восьми до двенадцати  метров.

Площадь всех помещений подземного завода составляет более чем пять тысяч квадратных метров, а общая поверхность водной глади, под которой располагается ГТС, равна трём тысячам метров.

Одновременно завод по ремонту подводной техники мог вмещать в себя до семи подлодок, что весьма впечатляет даже современных строителей военных объектов.

Завод для ремонта подводных лодок в Балаклаве – одно из крупнейших стратегических строений СССР

Так называемый «объект 825 — Городская Телефонная Станция» предназначался для ремонта и технического обслуживания военных подводных лодок 613-го и 633-го проектов. Кроме того, на территории сверхсекретного объекта хранились различные боеприпасы и запасные части для этих сооружений.

Центральная штольня ГТС вмещала в себя одновременно до семи подводных лодок подобного типа, а в случае крайней необходимости все штольни завода могли вместить в себя около четырнадцати подлодок совершенно различных классов. На случай ядерной угрозы проектировщиками завода была предусмотрена специальная штольня для погрузки подводных лодок на станцию под водой.

Помимо всего прочего, среди всех запасов спецобъекта Балаклавы хранилось и ядерное оружие.

Имел ли этот крупномасштабный проект недостатки?

Безусловно, да.

За то время, пока строители осуществляли сооружение подводной станции 825 ГТС, на вооружение уже стали поступать новые подлодки 625-го проекта, работавшие на дизельном топливе, которые просто не могли вместиться в местные каналы.

Во время небольшого шторма войти на территорию станции с другой стороны горы было также невозможно. По этим же соображением было достаточно проблематично расположение более, чем трёх лодок в каналах ГТС одновременно.

Один из залов с экспонатами в ГТС 825

Как известно, балаклавский завод был объектом крайней секретности, именно поэтому в 1957 году было принято решение о присоединении города к Севастополю и лишении его статуса города.

Проще говоря, довольно-таки большое поселение с некоторым количеством местных жителей было попросту стёрто с лица земли и закрыто от общего доступа.

После перестройки, в 1994 году, с территории завода была отправлена последняя подводная лодка, а в последующие годы эта огромная станция попросту разворовывалась.

В настоящее время 825 ГТС считается музеем, где каждый желающий может сделать фото базы подземных лодок Балаклавы и узнать много интересного о временах холодной войны СССР и США.

Где расположена База подводных лодок на карте

Хорошая видео экскурсия по базе подводных лодок 825 ГТС в Балаклаве

Источник: http://krymturizm.ru/baza-podvodnyx-lodok-v-balaklave-odno-iz-krupnejshix-strategicheskix-stroenij-sssr/

Крым, Балаклава, база подводных лодок

bepowerbackБалаклава для туристов это не только бухта, яхты и лазурное море, но еще и неповторимое по своей сущности место — некогда военный секретный объект холодной войны, а сейчас военно-морской музейный комплекс «Балаклава» или попросту музей подводных лодок.

Источник: http://bepowerback.livejournal.com/46169.html

После Второй Мировой войны обе сверхдержавы — СССР и США наращивали свой ядерный потенциал. Тогда Сталин отдал Берии, который курировавал в то время «ядерный проект», секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара.

После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — город превратился в закрытый район Севастополя. Комплекс строился 8 лет  — с 1953 по 1961. Название 825 ГТС не случайно.

825 возникло от перевернутого номера строительного управления 528, а ГТС — гидротехническое сооружение или для конспирации городская телефонная станция.

Вход в канал со стороны бухты перекрывал 150-ти тонный батопорт, который накачивался воздухом и отводился в сторону. На южной стороне канала находится такой же. Его откупоривали, когда необходимо было выпустить подлодку в море.Объект функционировал на протяжении 32 лет до 1993 года, пока Советский Союз не распался.

Независимая Украина объявила себя безатомной страной и данный комплекс стал не нужен. В период с 1993 до 2002 года без охраны он активно разворовывался, пока там не решили сделать музей, который открылся в 2004 году.На входе фотографии с времен, когда объект еще активно работал.Входной портал для персонала.

Читайте также:  Топ 7 советов по обустройству детской комнаты для разнополых детей

Температура на объекте 12-15 градусов + высокая влажность, поэтому обязательно возьмите с собой теплые вещи.Перед посещением объекта нам объясняют технику безопасности……и историю строительства объекта. Строили его сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.

Для погрузки разрыхленной породы в вагонетки использовалась породопогрузочная машина ППН-1СГлавная галерея, ведущая к сухому доку.Данный объект в случае нападения во время холодной войны должен был служить и убежищем. Об этом свидетельствовали сохранившиеся надписи на стенах проходов.Минно-торпедная часть, которая была сдана в эксплуатацию в декабре 1962 года.

Участок испытания торпед на герметичность имел бассейн-кессон для «купания» торпед. Дно кессона подсвечивалось фонарями, чтобы хорошо были видны пузырьки воздуха в местах разгерметизации.В главной производственной части осуществлялась заправка торпед энерго-компонентами: керосином, водой, перекисью водорода.На выходе из МТЧ — участок сдачи торпед на подводные лодки.

На первой фотографии запечатлен момент погрузки торпед в подводную лодку, на второй балаклавская бухта.Вдоль прохода размещена небольшая выставка, где рассказывается о подлодках, которые служили и служат в ВМФ СССР и РФ.Пришли на преддоковую площадку. Здесь когда-то дислоцировался ремонтный завод подводных лодок «Металлист».

В углу одиноко стоит смешная на вид сверхмалая подводная лодка «Тритон — 1М» — носитель легководолазов. Предназначалась она для подводной доставки водолазов в в районы проведения специальных операций ВМФ, исследовательских работ, спасательных операций, осмотра и ремонта подводных сооружений.Морской канал внутри объекта.

 В военное время на объекте можно было надежно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около 3000 человек.Комплекс был способен выдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.Сухой док — особое гидротехническое сооружение спеццеха.

Представлял собой бассейн из железобетона, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором (малым батопортом), предназначался для ремонта и технического обслуживания корпуса корабля.В наполненную водой камеру дока заводили подводную лодку, закрывали затвор и в течении 4-х часов откачивали воду, пока корабль не встанет на кильблоки — специальные опоры.

Далее в течении дня подлодка обшивалась лесами и начинался ее ремонт, которы в среднем составлял 3-4 недели.Макет средней торпедной дизель-электрической подводной лодки Проект 613.Слева видим погрузочную площадку.Пошли в сторону ядерного арсенала — объект 820 РТБ.

Это ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядамиВход в объект преграждают два вида ворот. Желтые ворота защитные из листового металла с бетоном внутри весом 10 тонн каждая на случай бомбового удара. Красные герметичные специальные для защиты от радиации, ядовитых газов и воды.

Освещение на случай ЧП.Чувствуешь в этот момент себя жутковато, хотя и понимаешь, что никакого авиаудара по объекту не могло быть.Выставка, посвященная военным преступления США.

Первый зал — ядерное хранилище. Вдоль стены скромно стоит Крылатая ракета Х-22 (Буря).Перевозкой малых ракет производили на такой тележке, которая стоит на поворотном круге.

 Такая тележка весит 996 кг с грузоподъёмностью 7 тонн и при этом перемещалась вручную.
Техническая площадка, которая сейчас используется как музей.

Поводная лодка 690 «Кефаль» в разрезе. Тут видно внешню оболочку и внутреннюю. Пространство между ними использовалось для наполение баластом.Музей в Балаклаве будет очень интересен всем, кто интересуется военной техникой и историей. Я остался под огромным впечатлением, прикоснувшись к военной и государственной тайне времен СССР.

Источник: http://bepowerback.livejournal.com/46169.html

Источник: https://ru-travel.livejournal.com/33249113.html

База подводных лодок в Балаклаве, ныне музей..

Недалеко от города Севастополя, всего в десяти километрах, в небольшом курортном городке Балаклава находится подземная база подводных лодок, именуемая в качестве объекта 825 ГТС. В 2003 году впервые за сорок шесть лет существования, сооружение было представлено на всеобщее обозрение.

Подземная база подводных лодок в Балаклаве является достаточно большим сооружением, которое находится в самых недрах земли. Оно способно надёжно и эффективно защитить всё содержимое здесь от атомного взрыва. В данном помещении есть следующие составляющие: цеха для ремонта техники, канал с сухим доком, склад для смазочных и горючих материалов, а также минно-торпедная часть ГТС.

Находится база подводных лодок в Балаклаве, а точнее в Балаклавской бухте, в горе Таврос. Самое удивительное, что гора обладает двумя выходами из подземной базы. А вот со стороны самой бухты есть вход в канал, либо, как его называют здешние работники – штольню.

Если по каким-то причинам базе подводных лодок что-нибудь угрожает, вход автоматически блокируют с помощью батопорта. С северной стороны гор есть выход для лодок в открытое море, так он оборудован батопортом.

Не менее важно и то, что каждое из отверстий в горе профессионально скрыто с помощью рыболовных сетей, а также прочими специальными приспособлениями.

С чего же начиналось строительство известной, на сегодняшний день станции подводных лодок в Балаклаве? Свою историю данное место начало с 1957 года, в те времена, когда между советским союзом и Америкой начала развиваться так называемая «холодная война».

Для того чтобы сохранить тайность такого стратегического объекта было принято решение, со стороны правительства, назвать такой объект Городской Телефонной Станцией номер 825, именно отсюда и существует аббревиатура.

В настоящее время нет более масштабных или хотя бы подобных по мощности сооружений.

Во время возведения такого объекта был обустроен большой тоннель, в результате чего вывезли более ста тонн земли. Для того чтобы не раскрыть секретность сооружения, землю вывозили в ночное время суток, выгружая её прямо в море. Изначально всё шло по плану, но затем работы стали более сложными, поэтому правительство советского союза решило обратиться за помощью к строителям метро.

В итоге прорыли канал, глубина которого достигала восемь метров, а ширина варьировалась от восьми до двенадцати метров. В подземном заводе общая площадь всех помещений составляет пят тысяч квадратных метров. Если говорить про водную гладь, под которой было размещено ГТС, она составляла три тысячи метров. Одновременно в этом заводе вмещалось около семи подводных лодок.

Вообще, объект 825 изначально возводился для технического, а также ремонта обслуживания подводных лодок определённых моделей. Также в таком сооружении хранились запчасти для сооружений, боеприпасы.

Несмотря на то, что база могла вместить около семи подводных лодок, в случае необходимости здесь сумели бы разместить четырнадцать подлодок разного класса.

В случае ядерной угрозы, создатели заводы придумали специальную штольню, которая предназначалась для того, чтобы погружать технику под воду. Помимо основных запасов такого спецобъекта, тут также находилось ядерное оружие.

Такой балаклавский завод был секретным сооружением, благодаря чему в 1957 году приняли решение присоединить город к Севастополю и лишили Балаклаву статуса «город».

Говоря более простыми словами, такое достаточно большое поселение с немалым количеством жителей стёрли с лица земли и закрыли для общего доступа.

После перестройки, с завода отправили последнюю лодку, а уже остальные годы такая станция подвергалась исключительно разворовыванию.

Каковы же дела подводной станции в настоящее время? Сегодня объект 825 ГТС является музеем, куда каждый желающий может прийти и посмотреть на здешние приспособления, оборудования своими глазами. Именно тут есть возможность узнать много интересного и увлекательного.

Фото базы подводных лодок

ТОП Самых жутких заброшенных мест России

Источник: https://abc-24.info/baza-podvodnyx-lodok-v-balaklave-nyne-muzej/

Подземная база подводных лодок в Балаклаве

23-06-2015, 18:05

Давным-давно, в далекой-далекой галактике я с друзьями поехал в Балаклаву. Одной из целей было посещение подземной базы подводных лодок. Не побоюсь сказать, что тогдашний мой репортаж открыл этот музей широкой общественности.

А сейчас захотелось посмотреть, как поживает эта база в современных реалиях Крыма. Что ж, поживает хорошо, а музей тем более.

В 2006 году экскурсий по каналу на плавающих средствах не было. А сейчас — пожалуйста.

Батопорт на месте. После перекрытия канала он затапливался водой и надежно закрывал входной канал.

Внутри база преобразилась заметно в лучшую сторону. Появились стенды истории строительства, истории соседних подземных объектов, ну и вообще — все привели в порядок.

СУ-528 (цифры в названии — это переставленные 825 — шифр строительства) построило не только базу в Балаклаве. На ее совести еще объект «Сотка», «Алсу» и многие другие.

На «Сотке» я так не побывал, а теперь уже не посмотришь. Туда вернулись военные и занялись восстановлением объекта, правда не понятно, в каком видел. А вот объект 221 («Алсу») мы успели исследовать.

Подземные объекты вокруг Севастополя. Проще ткнуть пальцем в то место, где их нет.

Примеры. Единственное, диаметр стволов на «Алсу» все же метров 6, а не 4, как на схеме указано.

Самостоятельно объект не посетить — только в составе экскурсии.

Экскурсовод был в теме, но не слишком разговорчив.

На стенах много разных исторических фотографий.

Галерея, посвященная атомному подводному флоту России.

На объекте почти нет прямых поворотов — все эти изгибы хитро рассчитаны на гашение ударной волны.

Гордость объекта — бывший сухой док.

И ремонтная зона для подводных лодок.

Длина канала — 600 метров. Глубина — 8 метров.

Когда-то этот док мог осушаться для докования лодки.

Сверхмалая подводная лодка «Тритон-1М».

И ее пульт управления.

Дальняя часть базы недоступна для пешеходной экскурсии. Ее можно только проплыть. Но в 2006 году мы тогда там прогулялись.

Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961 года.

За это время сменилось, в общем-то, поколения лодок и база морально устарела, но тем не менее она была в строю до 1993 года.

В 2000 году объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины. А с 1993 года по 2003 базу разграбили мародеры и охотники за металлом. Музей был основан, соотвественно, в 2003 году.

Штольня красных фонарей.

Кабинет-сейф. Здесь хранились какие-то радиоактивные части для обслуживания ядерных боеприпасов к торпедам.

Черное море является зоной, свободной от ядерного оружия и вообще ядерного присутствия, но СССР очень хотелось иметь ядерную дубинку на всякий случай.

Поэтому база в Балаклаве с ядерными боевыми частями для торпед была очень секретной. Помимо того, что Севастополь был закрытым городом, так еще и Балаклава была еще более закрытой его частью.

Экспозиция про подводный флот.

Пульт управления подводной лодкой.

Вот так обслуживали торпеды в Балаклаве.

Реальный фрагмент корпуса подводной лодки проекта 690 «Кефаль».

Х-22 «Буря» — советская/российская сверхзвуковая крылатая противокорабельная ракета воздушного базирования большой дальности. Входит в состав авиационного ракетного комплекса К-22.

Родная тележка с макетом ядерной боевой частью торпеды.

Фильтр-вентиляционная установка.

Гермодверь.

Внезапно, метро.

Если бы не огромное количество людей в группе, было в разы интереснее. Да, стоимость билета – 200 рублей. Если вы иностранец, то вам расскажут военные тайны за 300 рублей.

Противоударные двери. Они не были герметичными. Они должны были выдержать ударную волну от ядерного взрыва. А вот за ними уже стояла гермуха. А справа палатка с сувенирами… Палатка. С сувенирами. На некогда бывшей секретной базе.

Микрогермуха.

Также смотрите: 

Источник: http://agentmdk.ru/foto-prikoly-interesnoe/4302-podzemnaya-baza-podvodnyh-lodok-v-balaklave.html

Ссылка на основную публикацию