Расцвет мотопроизводства в ссср или маленький сказ о советских байках

Топ-10 легендарных мотоциклов СССР

В их основе лежали «творчески переработанные» конструкции лучших иностранных моделей. Их собирали на заводах, построенных, чтобы победить в самой страшной войне. Их мог самостоятельно починить даже самый криворукий владелец.

За это мы, «советские», любили эти мотоциклы. Особенно в отсутствие хоть какого выбора. Мы любим их и сейчас: неубиваемые раритеты спустя десятки лет безжалостно эксплуатируются на селе и трепетно восстанавливаются в городских гаражах.

Пережив СССР, некоторые экземпляры легендарных советских мотоциклов успешно переживут еще не одно поколение владельцев.

«Вятка ВП-150». Самый стильный

Для затравки – не мотоцикл, но самый первый и одновременно самый стильный из их младших собратьев за всю историю СССР. Вятка ВП-150, выпускавшаяся с 1957 по 1966 год, – копия «лучшего мотороллера всех времен и народов» итальянской Vespa GS150.

До «Вятки» завод выпускал легендарные ППШ – пистолеты-пулеметы Шпагина. И пусть советский мотороллер не получил той славы, в лучах которой справедливо купается его старшая сестра Vespa, но более миллиона проданных в 50 странах мира «Вяток» (включая последующие модификации) – очень достойный результат.

Мотороллер был, по воспоминаниям владельцев, самым «дискотечным» транспортом. Его с теплом вспоминают мужчины, которые, в отличие от «байкеров», доезжали до клуба в не заляпанных грязью и машинным маслом брюках, и женщины, которым не приходилось менять нарядное платье на «спецодежду».

Л-300 «Красный Октябрь». Самый первый

Самым первым серийным советским мотоциклом стал Л-300 «Красный октябрь».

В начале 1930-го ленинградские конструкторы подготовили его чертежи, вдохновляясь самым надежным байком того времени – немецким DKW Luxus 300. А уже осенью того же года была готова первая партия Л-300.

Выпускался мотоцикл до 1938 года, а потом на его основе создали не менее легендарные ИЖ-8. Этот «потомок» Л-300 даже попал на серебряные монеты… Новой Зеландии.

К слову, имя ИЖ-7 носили все те же Л-300, которые параллельно с ленинградским предприятием «Красный Октябрь» выпускали в Ижевске.

М-72. Самый боевой

М-72 не был первым армейским мотоциклом в СССР. В 1934 началась сборка первой советской тяжелой модели ПМЗ-А-750, а в 1939-м – «дублера» британского BSA и, как считается, лучшего довоенного мотоцикла в Союзе ТиЗ-АМ-600.

Однако именно М-72, конструкцию которых «подсмотрели» у немецкого BMW R71 (именно ими оснащался Вермахт), выйдя в трагичном 1941 году, выпускали всю войну. А потом еще и серьезно послужили народу в гражданских целях – последние экземпляры сошли с конвейера аж в 1960-м.

С 1941-го по 1945-й М-72 несли на себе бойцов, вооруженных пулеметами или легкими минометами. К слову, позже мотоциклы, построенные на основе этой модели, стали вооружать и возимо-выносными противотанковыми ракетными комплексами.

С первых послевоенных лет – и долго после того – М-72 стали основным милицейским транспортом. А с 1954 года их могли для своих нужд купить и простые советские граждане.

«Потомков» М-72 в начале «нулевых» заказала Республиканская гвардия Саддама Хусейна. Но воспользоваться не успела – и боевые мотоциклы «пошли в народ». По желанию заказчиков иракские автомастерские ставят на «Уралы» дополнительную «активную и пассивную защиту» – броню и пулемет.

«Урал М-62». Выбор милиции

Массово пересаживать советскую милицию на патрульные автомобили стали только в 1970-х. А до этого их основным транспортом были мотоциклы с коляской.

Первые послевоенные десятилетия милиционеры ездили на армейских моделях. А с середины 1960-х получили в свое распоряжение не менее надежные, но еще более подходящие для милицейской работы «шестидесятки» – патрульная версия «Урал М-62» и его «потомки» (вплоть до М-67).

«Урал М-62», к слову, прославился ролью в великолепном фильме «Берегись автомобиля» (всего в фильме было снято целых пять разных мотоциклов).

Иж-49. Универсальная модель

Иж-49, появившийся в 1951 году, и сегодня достаточно часто можно увидеть на дорогах и бездорожье бывшего Советского Союза.

«Наверное, лучший мотоцикл для нашей страны!» – и по сей день можно услышать от российских мотолюбителей. От белорусов чуть реже: причину тому вы найдете, дочитав наш рейтинг до конца.

Надежный, живучий, приспособленный к любым условиям и очень звучный (в СССР его «голос» – не меньшая легенда, чем в США – рокот «харлеев»), Иж-49 по праву занимает достойное место в нашем топ-10.

«Иж Планета Спорт». Первый серийный «спортсмен»

Если все предыдущие советские мотоциклы были лишь слегка модернизированными довоенными моделями, то «Иж Планета Спорт» создавался явно с оглядкой на современные ему японские байки.

В облике самого элегантного из «Ижей» можно найти отсылки к творениям Suzuki, Yamaha и Kawasaki. И даже сегодня, спустя почти четыре десятка лет с начала выпуска, спортивная классика «Иж Планета Спорт» не выглядит архаично.

Самый быстрый и самый технологичный из всех советских собратьев, он достойно смотрелся и на фоне зарубежных моделей.

«Ява 360». Самый киногеничный

К 1970-м на «Явах» ездил каждый третий советский мотоциклист, и неудивительно, что чехословацкие мотоциклы очень часто попадали в кадр.

Главная же роль в советском кино досталась Jawa 360: именно на этой модели Геша Козодоев везет на рыбалку на Белую скалу Семена Семеновича Горбункова.

«Ява 350 638». Главный мотоцикл «ревущих 90-х»

Последняя из «Яв», продававшихся в СССР, Jawa 350 638, также стала «народным» мотоциклом.

Успев выйти перед самой перестройкой, в 1984 году, эта модель часто появлялась в суровых фильмах конца 1980-х-начала 1990-х. Так «Яву 350 638» можно увидеть в драме «Авария – дочь мента» и боевике «Крысы, или Ночная мафия».

Мотоциклу даже посвящена песня «Ява» популярной в те годы группы «Сектор газа».

«Днепр 11». Самый подходящий для тюнинга

Когда движение байкеров в СССР только зарождалось (тогда они называли себя рокерами), суровые парни в проклепанной коже среди прочих мотоциклов особо уважали «Днепр 11».

Именно этот мотоцикл оказался наиболее подходящим для упражнений в тюнинге. Доработанных «тяжеловесов» и сегодня можно встретить на различных мотошоу и на дорогах. Благо, найти «основу» для доработки достаточно легко.

«Минск М1А». Первый белорусский

И по сей день самым «народным» мотоциклом в Беларуси остаются «минскачи». Они бегают по дорогам всего бывшего Союза, и не только. Но больше всего их, конечно, на родине.

Полувековой юбилей мотоциклы «Минск» перескочили уже давно (первые модели уже вполне заслуживают названия «винтаж»), и уже совсем скоро, 12 июля, они отметят свой уже 61-й день рождения.

Первым белорусским «байком» стал Минск М1А, имевший множество «родственников» не только в СССР, но и за рубежом. «Предок» мотоцикла был разработан в 1939 году немцами. DKW RT125 оказался настолько удачным, что под разными именами аналоги этого мотоцикла выпускались в 7 странах мира, включая США, Англию и Японию.

К слову, один из старых «минскачей» в суровых условиях испытал один из ведущих знаменитого британского шоу Top Gear Ричард Хаммонд. Он проехал на нем с юга на север почти весь Вьетнам. Резюме харизматичного «автоманьяка»: «Это АК-47 среди мотоциклов – надежный, простой, легкий в ремонте. Он изготовлен специально для тех стран, где нет дорог».

Юргис Думбляускас

Источник: https://www.interfax.by/article/91857

Все легендарные мотоциклы истории Советского Союза

Многие производства в СССР имели впечатляющий размах и качество. Это касается и мотостроения, ведь советские байки до сих пор кастомизируют и отправляют на экспорт за хорошие суммы.

Мотоциклы СССР – это и особый дух дорог огромной страны, и самобытность, и часто – единственно возможное средство передвижения.
Первые советские мотоциклы создавались на основе немецкой военной техники для чисто утилитарных целей.

С развитием мотостроения появлялись всё новые модели советских мотоциклов, имевшие порой отменный дизайн и заслужившие горячую любовь владельцев.

Немалая часть старшего поколения сегодняшних байкеров начинала знакомство с миром стальных коней со стареньких Днепров, Восходов или Минсков и имеет немало тёплых воспоминаний, связанных с мотоциклами советских времён. Вспомним и мы двухколёсные легенды минувшей эпохи.
 

ИЖДнепрJawaМинскУралВосход

Иж — песня в сердцах байкеров

Живучесть, неприхотливость, популярность – всеми этими качествами обладала техника Ижевского конструкторского бюро. 11 миллионов советских мотоциклов этой марки было произведено за время существования КБ – с 1946 по 2008.

Один из самых узнаваемых мотоциклов СССР ИЖ – модель 49. После выпуска в 1951 году песня его движка стала знакома любому опытному байкеру. Машину с одноцилиндровым движком и четырёхступенчатой КПП как модифицировали боковыми колясками, так и выпускали в модификациях для мотоспорта.

Ныне эти машины продают владельцам частных коллекций.

Советский мотоцикл Иж 1

В 1973 году парк советских мотоциклов пополнился таким шикарным агрегатом, как ИЖ Планета Спорт. Ласкающий глаз и сегодня, в своё время он производил истинный фурор. Многие отмечали в нём черты дизайна японских байков.

Советский мотоцикл ИЖ Планета Спорт был не только первым в этой стране, имеющим спортивных характер. Ведь это ещё и первый советский мотоцикл с раздельной заправкой топлива и моторного масла.

140 км/ч максималки, 32 лошадки и 11 с разгона до сотни – всё это делало его популярной в других государствах экспортной моделью.

Мотоцикл ИЖ Юпитер 5

Днепр — безграничные проходимость и тюнинг

Детища Киевского мотозавода, мотоциклы СССР Днепр относятся к тяжёлому классу. Как лучший советский мотоцикл этой марки показал себя агрегат Днепр-11.

Двухцилиндровый четырёхтактный движок, четыре передачи, включая заднюю, номинальные 105 км/ч и фактические 140 максималки, коляска, оснащённая тормозом, и блестящие внедорожные качества, перед которыми меркнет недостаток в виде значительной прожорливости.

Мотоцикл Днепр 11

Ещё одно достоинство, которое отличает советский мотоцикл Днепр, – простота тюнинга. Именно из-за неё можно до сих пор встретить агрегаты Днепр на дорогах России, а то и обнаружить на именитом мотофестивале. Определённо, стоит взглянуть на модернизацию этих мотоциклов СССР – фото порой поражают воображение!
 

Урал — для милиции и не только

Ещё один явный внедорожник – советский мотоцикл Урал. Ирбитский МЗ выпускал этого тяжеловоза с 61 по 65 год. Эти советские мотоциклы милицией СССР применялись в качестве основной техники.

Также мотоцикл Урал в СССР был популярен среди дачников, грибников, жителей деревень. 28 лошадок, модернизированная КПП, амортизаторы увеличенного хода и удобная коляска – далеко не все его достоинства.

Агрегат был способен без проблем разогнаться до сотни с четвертью тонны груза – показатель незаурядный для того времени.

Новый мотоцикл Урал

Сейчас советские мотоциклы Урал пользуются успехом как экспортный товар и штучно собираются за хорошие деньги для американских (в основном) клиентов. 

Минск — надёжность автомата Калашникова

Мотоциклы Минск в СССР были популярным транспортом среди белорусов, но и по другим республикам колесили в немалом количестве. 6.500.000 агрегатов разошлось по всему миру за более чем полувековое существование завода.

Ричард Хаммонд в своё время оставил следы протекторов байка на дорогах всего Вьетнама и позже назвал советский мотоцикл Минск «АК-47 в мире байков».

И действительно, простота, надёжность, удобство эксплуатации и ремонта вкупе с доступностью делают эти советские мотоциклы универсальными агрегатами.

Мотоцикл Минск

Восход — простота и доступность

Советский мотоцикл Восход

В Коврове на МЗ им. Дегтярёва производили, пожалуй, самые народные мотоциклы СССР — Восход. С 1957 года выпускалось немало модификаций неприхотливой машинки с мощностью движка до 15 лошадей. Советский мотоцикл Восход можно было найти почти в каждой деревне, для многих он становился первым в жизни стальным конём.
 

Ява — мечта советского байкера

Популярные в СССР мотоциклы Ява были одним из лучших вариантов, которые байкер тех времён мог достать. Больше всего пленяет взор Ява 360 – вишнёвого цвета агрегат с обилием хрома на бензобаке и других деталях, снабжённый коляской.

Эти советские мотоциклы на фото радуют экстерьером, а в жизни ещё и выдают незаурядные 26 лошадей и 120 км/ч.
На деле советский мотоцикл Ява является таким лишь по духу и стране наибольшего сбыта – производился он в Чехословакии и продавался не только в стране Советов.

Он знаком всем любителям отечественного кино 80-х и 90-х годов, где эти мотоциклы Советского Союза часто присутствуют.

Советский мотоцикл Ява 350

Времена необратимо сменились, старые мотоциклы СССР сменились монстрами иностранного производства и разъехались по маленьким деревням и гаражам ценителей. Однако многие модели мотоциклов СССР знакомы каждому выросшему в СНГ и вызывают ностальгию и светлые воспоминания.

Источник: https://mirmotorbike.ru/sssr/vse-moto-sssr.html

Расцвет мотопроизводства в СССР или маленький сказ о советских байках »

Во время Великой Отечественной Войны байки зарекомендовали себя как очень мобильный и надежный транспорт, который с легкостью мог перемещаться по переулкам и негустым лесным чащам.

Читайте также:  Как выбрать плиту для кухни: 8 советов

Именно поэтому после окончания ВОВ в СССР производство мотоциклов стало массовым. Специалистами оставались все те же заводы, а лидером стал Ижевский. В современном на то время мотоцикле применялись все разработки, полученные во время войны.

Благодаря этому советский байк действительно стал очень практичным.

Великая Отечественная Война дала свои положительные плоды и развитии мототранспорта. В занятой Советами части Германии находился на то время гигантский мотоциклетный завод «DKW», с которого в СССР и попали ведущие технологии и инженеры по созданию мотоциклов. К тому же была детально изучена вся документация, что было весьма законно.

Однако в бытовом обиходе мотоцикл еще не успел прижиться основательно, но многие заводы уже были настроены на серийный выпуск. Советские власти решили рационализировать трудоресурсы страны и занять работников оборонных предприятий.

Как не парадоксально, но центрами производства хороших на то время мотоциклов стали один из самых огромных оружейных заводов «Ижмаш», позже подтянулся и Ковровский завод.

Неудивительно, что ходовой и практичной моделью «ИЖ-350» стала практически точная копия немецкого военного мотоцикла «DKW NZ 350».

В послевоенное десятилетие советские мотто инженеры оттянулись на славу! Союз успел превзойти очень многих своих конкурентов из разных стран мира. Начали появляться облегченные версии байков: мопеды и мотороллеры.

Начиная с 70-х годов мотопромысел СССР набрал просто колоссальные обороты! Теперь про байк мечтает каждый мальчишка.

Появляются очень удачные модели:

  • Иж Планета 4 – признан самым надежным железным конем;
  • МТ Днепр 11 – для любителей тюнинговать;
  • Иж Юпитер 5 – первый отечественный байк серийного производства с водным охлаждением двигателя.

Не забыли инженеры и за дизайнерский подход. Теперь байки создавались для обычных людей, поэтому при конструировании внимание обращалось не только на технические параметры и надежность, но также и на привлекательность мотоцикла.

Но пришла гиперинфляция, потеря экономических связей и обеднение населения. Автоматически мотоциклетная промышленность просто умерла. Но, несмотря на это, наш народ смог сохранить память о советском мотоцикле, и многие из таких байков сегодня еще очень смело используются в хозяйстве.

Порой очень интересно восстановить отечественный байк, и, поверьте, он действительно станет поводом для гордости!

Источник →

Ключевые слова: мотоциклы,

ссср

Источник: http://topast.ru/rascvet-motoproizvodstva-v-sssr-ili-malenkii-skaz/

Советские мотоциклы

Мото техника всегда считалась одной из любимых у большинства мужчин. В Советском Союзе мотоцикл играл важную роль в жизни многих людей, поэтому известные заводы выпускали новые модели с различными характеристиками, внешним видом и конструкцией.

Сегодня Советские мотоциклы ушли далеко в историю, но мотоциклы известных брендов СССР до сих пор активно эксплуатируются и получают ряд похвал. Любому взрослому мужчине известны такие названия как Иж, Урал, Ява, Минск или Днепр.

Это все легендарные модели, которые в свое время выпускались в огромном количестве.

Советская мототехника получила всемирное призвание благодаря простоте в использовании, доступности для большинства граждан и универсальности. Ведь производили не так много моделей, а значит починить их смог любой новичок в данном направлении. В зависимости от класса мотоцикла он предназначался для следующих целей:

  • быстрая езда по городу и трассе;
  • перевозка крупных и тяжелых грузов;
  • использование в сельском хозяйстве.

История создания мотоциклов в СССР

Раньше советский мотоцикл считался настоящим символом хороших ощущений и радости, ведь он эксплуатировался в различных целях — катание девушек, посещение роддома, перевозка картошки с поля, езда с друзьями и так далее. Нынешние мотоциклы в России и других странах созданы известными зарубежными компаниями, но не стоит забывать о легендах прошлых лет, которые даже сегодня в некоторых моментах превосходят определенные новинки.

История мировой мототехники начинается с 1902 года, когда известный инженер Лейтнер решил поставить на велосипед двигатель объемом 430 кубов. Максимальная скорость тогда не превышала 35 км/час.

Вплоть до 1923 года советский парк мотоциклов насчитывал лишь иностранные модели, но после инженер Львов решил создать первый мотоцикл «Союз». Уже спустя пару лет, а именно в 1928 году был серийно произведен более известный мотоцикл с названием Иж.

С каждым годом советские мотоциклы улучшались, но в некоторых характеристиках были неудобными или уступали зарубежным моделям. Тогдашние модели ИЖ 20-х годов имели вполне неплохой двигатель, который достигал объема в 1 200 куб. см и выдавал мощность 25 лошадок.

Даже большой вес в 290 кг не мешал ему хорошо разгоняться и отлично чувствовать себя на дороге.

Но со временем появлялись новые модели, которые завоевали миллионы сердец. Лучшие из них проектировали и выпускали на Ижевском, Минском, Киевском и Ковровском заводах. Мы предлагаем несколько наиболее известных и первых моделей мото СССР, которые известны до сих пор.

Л-300

Один из самых первых серийных мотоциклов, который выпускался с 1930 года. К сожалению, это не фирменная разработка СССР, за основу был взят немецкий DKW Luxus 300. К сожалению, производство модели длилось всего 8 лет, но было выпущено достаточно экземпляров. В дальнейшем модель была использована на таком мотоцикле как Иж-8.

Технические данные Л-300 были впечатляющими для того времени. Двигатель имел объем в 300 кубиков и до 3 000 об/мин. Мощность составила всего 6 лошадиных сил, а максимальная скорость ограничилась 80 км/час. При небольшом весе всего 125 кг мототехника могла потреблять в среднем 4, 5 литра на сотню. Выпускался мотоцикл на предприятии «Красный октябрь».

Урал М-62

Представленная модель относиться к классу тяжелых мотоциклов, его производство длилось позже, а именно в период с 1961 по 1965 года. Производил Урал М-62 Ибритский мотоциклетный завод. К главным достоинствам модели можно отнести:

  • наличие более современной коробки передач;
  • мощность и надежность двигателя улучшились (до 28 л.с.);
  • ходы подвесок немного увеличились;
  • неплохая скорость при тяжелом весе.

При немалом весе в 255 кг инженеры смогли спроектировать двигатель с максимальной скоростью в 95 км/час. Урал М-62 был оснащен коляской и потреблял в среднем 6 литров на сотню. В дальнейшем выпускали другую улучшенную модель М-72.

Минск М1А

В Белоруссии выпускали самые известные советские мотоциклы в той стране — Минск. Они были лучшей моделью долгие годы и остаются одной из любимых до сих пор.

Но история создания началась с первой модели — Минск М1А, который по слухам был сконструирован по образу немецкого DKW RT125. Первое производство модели датируется 1951 годом.

Из всех моделей Минск по миру и бывшему СССР продано около 6, 5 млн. экземпляров.

Как и большинство советских моделей данный байк имел простую и надежную конструкцию, очень прост в ремонте. Двигатель модели имел объем 125 кубов и был вполне резвым.

Иж Планета Спорт

Выпуском этой легенды занимался Ижевский мотозавод, который впервые показал новинку в 1973 году. Особый акцент при создании делали на скорость, поэтому для советского гонщика это был настоящий «Спорт». По внешности можно заявить, что модель отличалась немного спортивным дизайном, взятым у зарубежных моделей 60-х годов.

За долгое время производства Иж Планета Спорт был выпущен в огромном количестве, в дальнейшем экспортировался в другие страны. Главной особенностью была конечно же максимальная скорость, которая составляла до 140 км/час.

Jawa 360

Более позднее Советское время говорит об эпохе фанатов Явы. В 70-е годы это был один из лучших мотоциклов, на котором передвигался каждый третий советский байкер. Сам производитель выпустил более 1 млн. экземпляров, которые завоевали сердца тысяч людей. Наиболее красивой, надежной и мощной была Jawa 360.

Наиболее интересными считались модификации с боковой коляской, с хромированным бензобаком и насыщенным красным цветом. В зависимости от модификации различали двигатели на 250 и 350 кубов. Двигатель на Ява 350 был резвым и мощным, не зря ходила поговорка «Купил Яву — копай яму».

Днепр 11

А данная модель советских мотоциклов была хоть и универсальной по дизайну и эксплуатации, но наибольшим спросом пользовалась у «рокеров». Первые советские байкеры считали Днепр 11 одним из лучших, производство мотоцикла происходило в Киеве.

Конструкция мотоцикла простая и легко ремонтируется, большинство также старались провести тюнинг модели, что вполне удавалось при незначительных усилиях. Интересен тот факт, что советские мотоциклы Днепр 11 до сих пор можно встретить на дорогах в работающем состоянии.

Советские мотоциклы — видеообзор

Источник: http://avtomoto-best.ru/sovetskie-motocikly-ili-kakaja-byla-sovetskaja.html

Велосипеды СССР: популярные модели прошедшей эпохи

О разнообразии велосипедов сейчас известно практически каждому. Это и мощные МТБ для туристической езды по бездорожью, трюковые BMX, высокоскоростные шоссейники, гибриды, дорожные синглспиды и скоростные модели….

Однако не всегда велик был так хорошо представлен в стольких лицах. В СССР, например, основная масса населения довольствовалась односкоростными моделями.

Реже встречались скоростные модификации, а маунти-байки вообще существовали в единичных количествах.

Советские велосипеды занимают особое место: их нельзя просто взять и забыть. Более того, некоторые продолжают активно катать старого двухколесного коня, всячески совершенствуя его. Увидеть байк советского производства можно на досках объявлений. Это популярный и продаваемый товар в Сети.

Для велика времен 70-х и 80-х абсолютно нормально прокатать на себе несколько поколений, несущая конструкция и колеса сохраняют свой первозданный вид. Разумеется, при соблюдении нормальных условий хранения. Можно смело сказать, что советский байк – это своего рода музейный экспонат, раритет и повод для гордости. Окунемся в прошлое и вспомним, какие велики выпускали в те времена.

Особенности велосипедов времен СССР

Какими-то супер-отличиями советские велосипеды от нынешних не обладали, однако они сразу бросаются в глаза. Есть у них, что ли, своя магия, хранящая воспоминания давно ушедших лет. А если серьезно, то рама обычных великов представлялась в нескольких вариантах:

  • прямая;
  • выпуклая верхняя труба;
  • открытая.

Шоссейный велосипед всегда выпускался только в прямом варианте и был легче обычного синглспида. Правда, почти все байки тех времен имели больший вес по сравнению с нынешними моделями.

Этот недостаток компенсировался высокой прочностью как самой рамы, так и всех остальных деталей.

Недаром говорят, что велосипеды из СССР практически не убиваемые и смогут выдержать любые дорожные и погодные условия!

Рамы односкоростных велосипедов были тоньше, чем сейчас. Обязательно было наличие крыльев. Они присутствовали и на городских, и на гоночных велосипедах. Размеры колес варьировались от 20 до 28 дюймов. Впрочем, последний размер можно было встретить чаще.

Традиционно велосипед имел ножной барабанный тормоз, даже сейчас можно услышать выражение «советский тормоз». Приводился в работу движением педалей назад.

Тормоз удобен, рассчитан на весь срок эксплуатации велика, по эффективности сопоставим с ободным. Тип V-brake ставился только на гоночные скоростные модели.

Могли отличаться и размеры задней звезды на синглспидах: она была чуть больше, а цепь на несколько звеньев длиннее.

А вот аксессуар, который на велосипедах советских времен был исключительной редкостью – это подножка. Тем, кто пользуется этим вариантом велотранспорта, не слишком удобно парковаться. Впрочем, исправить этот недостаток и поставить подножку можно самостоятельно.

Учить езде на велосипеде в СССР старались с самого детства. Именно как детский и подростковый этот транспорт позиционировался долгое время, пока не вырвался на свободу и не покорил все возрастные категории.

Учить ребенка на взрослом и даже подростковом байке просто нереально, поэтому производители изначально стали выпускать специальные детские модели на трех колесах. К характерным признакам этих великов относятся:

  • задняя осевая балка рамы;
  • жесткое закрепление колес;
  • «передний привод», педали закреплены к переднему колесу;
  • задние колеса меньше переднего в диаметре;
  • ни седло, ни руль не регулируются.

Нарядный и стильный по тем временам трехколесный велик

Трехколесный велосипед был излюбленным транспортом для малышей: его легко освоить, на нем быстро ехать, да и здоровье активные покатушки укрепляют неплохо. Стоит упомянуть и отличное качество сборки «малюток».

Они спокойно могли выдерживать не только детей, но и «тяжелых» подростков-хулиганов. Об этих велосипедах узнали и дети 90-х годов, ведь конструкция не только выдерживала любые нагрузки, но и хорошо сохранялась.

Читайте также:  10 советов по отделке гибким камнем стен

Дорожные синглспиды советской эпохи

Итак, переходим к подростковым и взрослым велосипедам. Их названия отражали не производителей, а нарицательные и собственные имена: «Школьник», «Аист», «Орленок», «Салют», «Урал», «Кама». Это еще одно веское отличие от современных велосипедов.

Дорожные велосипеды российского производства

Школьник – это популярный двухколесный транспорт среди подрастающего советского поколения. Его история началась в 1956 году и продолжалась почти 40 лет. В лихие 90-е выпуск этой модели прекратили.

Аудитория велосипеда – дети от 10 до 13 лет. Всем известно, что подростки не слишком бережно относятся к вещам: покупают-то все равно родители. Однако, этот байк исключение.

Счастливый обладатель берег его как зеницу ока, ведь велосипеды стоили по тем временам недешево, второй раз взрослые вряд ли сделали бы такой подарок. Школьник – это не совсем индивидуальный велик.

Один байк мог запросто прокатить еще двоих пассажиров без поломок.

Технические характеристики:

  • открытая прямая рама;
  • 20-дюймовые колеса;
  • дорожные покрышки;
  • ножные тормоза;
  • высокий регулируемый руль;
  • щиток для цепи, крылья;
  • вес порядка 10 кг.

Школьник – спутник детства

Еще одним ярким представителем подросткового байка является «Орленок» производства Шуляйского веломоторного завода (Литва). Изогнутые трубы рамы придавали велосипеду вид круизера. Вообще, машина смотрелась красиво и аккуратно: ровный лазоревый окрас рамы и крыльев, двухцветное седло, простая форма руля.

Колеса 24 дюйма – в самый раз для подрастающего велосипедиста. «Орленок» – это потрясающая выносливость, прочность деталей и высококачественная сборка.

Красивый и крепкий «Орленок»

«Аист» – полноценный взрослый велосипед с рамой открытого типа. Кроме удобства катания, велик дарил возможность сложить себя и хранить в укромном уголке. Предназначение велика – неторопливые прогулки, поездки на работу или в магазин. Простая конструкция была доступна для освоения даже 10-летнему ребенку, что говорить о взрослом человеке.

Аисты начали свой полет еще в пятом столетии ХХ века (1947) и продолжали выпускаться вплоть до начала XXI века. Наибольший пик выпуска – вторая половина советского периода, далее марка стала сбавлять обороты. На данный момент сохранилось лишь название, ито в англоязычном варианте. Под брендом «AIST» производят велики на любой вкус: МТБ, гоночные, дорожные, детские.

«Аист» в советском прошлом

«Салют» – дорожный велосипед для активных поездок по городу. Марка и общая конструкция сохранились в наше время. Встретить велик можно в любом магазине, где продаются синглспиды. Во времена СССР эти велосипеды выпускались в нескольких вариантах:

  • складная рама, средние колеса, изогнутый руль;
  • разборная конструкция;
  • ромовидная нескладная рама, прямой руль, большие колеса.

Сейчас в продаже встречается только первый вариант, а вообще старые модели «Салют» еще немало пользуются успехом в селах и райцентрах.
«Урал» – разновидность нескладного «Салюта», классический вариант односкоростного велосипеда.

Он удобен в использовании, хорошо разгоняется на своих 28-дюймовых колесах, неприхотлив на дорогах (как и все другие велосипеды из СССР), а также оснащен специальной сумочкой для хранения инструмента и лекарств. Если сравнивать какой-либо дорожный синглспид, то с «Уралом»!

«Урал», как классическая музыка, живет вечно

А вот больше всего признания получила «Кама». Этот небольшой компактный велик был настолько прост в обслуживании и так хорошо ездил, что покупался налету и выстраивал за собой длинные очереди. Кроме поездок, «Кама» позволяла еще и совершать трюки, благодаря небольшим колесам и мобильности рамы.

«Кама» – всеобщий любимчик советского народа

Компактные колеса – это хорошая проходимость и выносливость. «Кама» больше всего подвергалась тюнингу: именно с нее вошли в моду зеркала заднего вида, свет, украшения. Впрочем, велик и сам был в отличной внешней форме: яркий окрас, узорчатая передняя звезда, плавный руль, компактный багажник. Возможно, сейчас этот велик вызовет лишь улыбку, но в свое время это он был лучший.

Гоночные модели для дорог и шоссе

В среде гоночных велосипедов выпускались следующие марки:

  • «Тахион»;
  • «Москва-80»;
  • «Спутник»;
  • «Турист».

Производство спортивных скоростных байков поглотил ХВЗ – Харьковский велосипедный завод, который существует и по сей день.

«Тахион» – мощный шоссейный велосипед, первоклассная машина для развития максимальной скорости по трассе. Внешне этот велик практически не отличается от современного гоночного аналога.

Собирался преимущественно из импортных деталей, стоил очень дорого. Из-за высокой цены, куда, кроме материалов, входила и сборка, тираж этого велосипеда не превысил 400 единиц.

Обладатель «Тахиона» считался настолько крутым и богатым, что даже превосходил владельца хорошего автомобиля.

«Тахион» – быстрый, стильный и недосягаемый

«Спутник» – популярный спортивно-прогулочный велосипед. Трансмиссия включала несколько скоростей, благодаря чему байк можно было разогнать до хороших 30 – 35 км/час. Седло напоминало дорожное, а вот руль – чисто шоссейный, изогнутые бараны. Тормозная система была представлена ободным прижимным механизмом.

Иметь такого спутника в дороге – большая удача!

«Спутник» – это недешевый велосипед, но не заоблачный, как «Тахион». Его отличительная черта – это расширенный комплект: велосипед, зеркало, насос и набор инструментов.

«Москва-80» – суперлегкий и прочный велосипед, выпущенный к началу олимпиады 1980 года в Москве. Поразительный вес – 8 кг в сочетании с выносливостью – мечта любого профессионала-гонщика. Предназначение байка – спортивные соревнования. Выпуск велосипедов составляет всего 10 штук, так что широкие массы увидели его только на картинках.

Олимпийский велосипед «Москва-80»

«Турист» – 4-скоростной легкий велосипед для продолжительных поездок. Оснащен рулем-бараном, ободными тормозами и крыльями. Имеется багажник и специальная сумочка-органайзер для хранения мелких инструментов. В остальном это обычный шоссейник наших лет.

Пришла пора вернуться в наше время. Конечно, сейчас велосипеды намного превосходят советские по скорости, комплектации и специфике. Однако в те времена, как выяснилось, они тоже пользовались большим спросом. Возможно, именно те ушедшие модели напомнили о себе и дали толчок к развитию велоиндустрии.

Источник: https://velofans.ru/raznoe/velosipedy-sssr-populyarnye-modeli-proshedshey-epohi

3 самых быстрых мотоцикла в СССР — DRIVE2

Это сейчас все, что имеет рабочий объем меньше «литра» и максимальную скорость до 300 км/ч не считается серьезным супербайком.

А ведь еще каких-то 20 лет назад пределом мечтаний большинства отечественных байкеров была 2-тактная 350-кубовая «Ява», способная разгоняться до жалких 120 км/ч.

Предлагаю немного отвлечься от автомобилей и совершить экскурсию в мотоциклетное прошлое Страны Советов, вспомнив тройку самых скоростных дорожных мотоциклов послевоенного периода, которые официально продавались в торговой сети СССР.

М-52 и М-53

Принято считать, что тяжелые мотоциклы с 2-цилиндровыми 4-тактными оппозитными моторами в СССР производили и продавали исключительно в «колясочном» исполнении, а эксплуатация обычными гражданами подобной техники без бокового прицепа была строго запрещена ПДД.

Мало кто знает, но в конце 50-х годов советский мотопром наладил серийный выпуск элегантных 500-кубовых «одиночек» М-52 и М-53, которые в свое время были практически самой скоростной серийной 2-колесной техникой на отечественных просторах.

Разработкой мотоциклов занимались в ЦКБ мотоциклостроения в Серпухове, а выпуск наладили сразу на двух крупных мотозаводах: ирбитском (М-52) и киевском (М-53). Первый опытный образец М-52 построили в 1954 году, а на конвейер аппарат попал в 1957 — после прохождения межведомственных испытаний.

Первую товарную партию новых «пятисоток» реализовали в прилегающих к ИМЗ (Ирбитский Мотозавод) районах. Параллельно с дорожными М-52 также был налажен выпуск и спортивных версий: М-52С (для шоссейно-кольцевых гонок) и М-52К (для кросса).

К сожалению, производство М-52 было свернуто уже в 1959-м, а на смену ему пришел куда более известный М-61, который предлагался исключительно в варианте с боковой коляской: в то время стране не нужны были пижонские скоростные мотоциклы.

За 2 года серийной «жизни» было выпущено только 678 экземпляров 500-кубового мотоцикла (включая примерно 200 спортивных машин), а до наших дней уцелело всего несколько М-52 с родными агрегатами.

Еще более трагично сложилась судьба более прогрессивного М-53 — с новой экипажной частью (задняя маятниковая подвеска), более современным мотором и внешностью. Хотя многие старые справочники и позиционируют киевскую «500-ку», как серийную технику, на самом деле, всего было собрано только 5 таких мотоциклов в дорожном исполнении и еще несколько спортивных машин. На сегодняшний день скоростные характеристики советских «пятисоток» не впечатляют: по паспортным данным 24-сильный М-52 с сухой массой в 185 кг развивал «максималку» 120 км/ч, а более легкий и мощный М-53 (165 кг и 28 л.с.) был на 5 км/ч быстрее.

М-52

На мой скромный взгляд — один из наиболее красивых советских мотоциклов

Шансы найти живой М-52 сейчас стремятся к нулю

М-53

Киевский М-53 трудно назвать серийным

ИЖ Планета Спорт

Выпуск этого мотоцикла — уникальный случай в истории советского мотопрома: впервые в серию была запущена быстроходная молодежная машина с явным спортивным уклоном. Причем спортивность этого ИЖа выражалась не только в названии, а и взрывном характере нового силового агрегата.

Планета Спорт имела эффектную внешность, которая во многом напоминала японских одноклассников тех лет и была мечтой многих советских подростков. Абсолютно новый 340-кубовый мотор впервые в СССР оснастили системой раздельной смазки (перестали устанавливать в 1977 году) и современным карбюратором известной японской фирмы Mikuni. Мощность двигателя составляла 32 л.с.

, что в сочетании с низкой сухой массой (135 кг) позволяло «Псу» (так «ласково» называли аппарат тогдашние байкеры) разгоняться от 0 до 100 км/ч всего за 11 секунд, а максимальная скорость составляла 140 км/ч! Силовой агрегат крепился к раме не жестко, а через резиновые подушки, что снижало вибронагруженность.

Пилотная партия (500 экземпляров) Планеты Спорт была выпущена в 1973-м году, а реализация через торговую сеть стартовала в июне 1974-го.

Цена первых «спортов» была довольно высокой — 1005 рублей, а в последствии она и вовсе выросла до 1200 рублей — дороже импортируемой чешской «Явы»! Планеты Спорт первых выпусков особо ценились среди отечественных мотоциклистов, ведь в них широко использовались импортные комплектующие: амортизаторы Koni, электрооборудование Denso, японская светотехника, уже упомянутый карбюратор Mikuni.

Впоследствии, с целью удешевления, японский карбюратор уступил место советскому К-62М, а мощность мотора снизилась до 28 л.с. С годами качество изготовления мотоцикла постоянно снижалось, поэтому в 1984 году дорогой (по советским меркам) мотоцикл сняли с производства из-за низкого спроса. В настоящее время стоимость хорошо сохранившегося «Пса» первых выпусков в оригинальном состоянии может достигать 1000-1500 долларов, но найти такой мотоцикл очень трудно.

По меркам советской техники ПС действительно смотрелся очень круто

Молодежная направленность модели подчеркивалась пестрой цветовой палитрой

На этом архивном рекламном снимке представлены основные атрибуты советского мачо 70-80-х: гитара, девушки и Планета Спорт

Jawa/CZ 350

Страна Советов была крупнейшим «потребителем» чешских мотоциклов Jawa/CZ Все без исключения поколения моделей этих легендарных марок пользовались огромной популярностью и любовью на 1/6 суши. Особняком стояли самые престижные и скоростные 2-цилиндровые 350-кубовые машины.

С годами их принципиальная конструкция особо не менялась: 2 такта, воздушное охлаждение, примитивные подвески. Существенно преображалась лишь внешность, а также росла мощность и улучшались динамические параметры: на смену «старушке» серии 360 в 1973-м пришла строгая 634-я (19 л.с.), которая в 1984-м уступила место «переходной» 638-5-00 с 26-сильным двигателем.

Ну а кульминацией развития данной конструкции стала «мыльница» — 638-0-00 с цилиндрами из алюминиевого сплава и относительно современным дизайном: в среде советских «рокеров» этот мотоцикл имел культовый статус. 170-килограммовая «Ява» (26 л.с.

) развивала максимальную скорость в 120 км/ч и за неимением японской, итальянской и немецкой техники считалась довольно быстроходной. С падением СССР и открытием границ отечественные мотоциклисты быстро вкусили все прелести 4-тактной техники ведущих мировых производителей, поэтому былая слава чешских «скакунов» быстро угасла.

В современное время вновь наблюдается интерес к старым «Явам» и «Чезетам», но уже, как к классическим мотоциклам и объектам коллекционирования, хотя в провинции многие 2-тактные машины до сих пор на ходу и используются в качестве средства передвижения.

Jawa 638-5-00

Около 40 лет Явы оставались самыми желанными мотоциклами на 1/6 части суши

Как и у Ferrari, фирменный цвет Jawa — красный

Тогдашние модели Jawa и CZ были полностью унифицированы

Jawa 638-0-00

Легендарная мыльница в редком белом окрасе

Источник: https://www.drive2.ru/b/1013484/

История советских мопедов. Любителям мотоциклов

Огромные очереди на покупку автомашины делали советских людей заложниками плохой и непродуманной экономической ситуации. К этому времени, как ни кстати, стали производить мопеды. Они быстро завоевали любовь советских граждан, особенно молодого поколения.

Читайте также:  8 советов по выбору сейфа для дома и квартиры

В большинстве случаев для хранения первых моделей мопедов, гараж не требовался. Ввиду легкости, ее заносили в квартиру, так же как и обычный велосипед. Но в отличие от велосипеда мопед имел ряд преимуществ. Самым главным из них было наличие полноценного бензинового мотора.

То есть человек просто на просто не крутил педали. 

Цена мопеда зависела от его технических характеристик, и в среднем стоила 80 рублей. Права на управление данным транспортным средством не требовались. Они в основном выпускались на заводах Пензы, Львова и Риги.

Оттуда мопеды поступали на продажу в различные мото-магазины Советского Союза. Продавались мопеды по предварительным заявкам.

Подавший заявку потенциальный покупатель должен был каждый день в течении полугода отмечаться в магазине. 

Читать похожий материал: «Герой Советского Союза»: Мотоцикл Чезет 350

Источник: http://ussrvopros.ru/dostizheniya-sssr/sovetskaya-avto-tekhnika/670-geroj-sovetskogo-soyuza-mototsikl-chezet-350

Самый первый советский мопед это «Рига-18». Был выпущен в 1958 году. Данный мопед постоянно модернизировали. Следующие выпуски назывались «Верховина» и «ЗИФ». Каждый юноша того времени мечтал о мопеде. Счастливые владельцы мопедов объединялись в различные сообщества, кто по цвету марки, кто по объему двигателей. 

Рига-18

Источник: http://ussrvopros.ru/dostizheniya-sssr/sovetskaya-avto-tekhnika/625-velo-mototsikl-sovetskogo-soyuza-kievlyanin-k1b

Верховина 3

ЗИФ 77

Всему этому положил конец распад СССР и последовавшие за ними так называемые «лихие 90-е»: по всему постсоветскому пространству стали закрываться заводы выпускающие мопеды. И продажа данного вида транспорта окончательно прекратилась.

В настоящее время любители и коллекционеры «ретро» находят и восстанавливают старенькие мопеды. Собирают из 3-х непригодных одну полноценную машину. Модернизируют, добавляют новые аксессуары.

В наши дни невозможно найти новую запасную часть для мопеда. Поэтому любителям приходится ремонтировать старые детали.

Таким образом, с целой эпохой ушли в прошлое и мопеды – атрибут и символ советской молодежи. 

Но коллекционеры и любители всего «ретро» и в настоящее время охотно собирают модели старых добрых советских мопедов. Классический советский мопед не прихотливый к топливу, климату, дорожным условиям, а также к условиям хранения. Он легко эксплуатируется, без специальной подготовки и затрат. Вот такой доступный для всех вид транспортасуществовал в прежние времена. Просто сел и поехал.

Источник: http://ussrvopros.ru/my-pomnim-sssr/foto-sssr/646-mopedy-rizhskogo-zavoda

Мопеды СССР (Рига, Карпаты, Верховина, Дельта)

Источник: http://ussrvopros.ru/dostizheniya-sssr/sovetskaya-avto-tekhnika/645-istoriya-sovetskikh-mopedov-lyubitelyam-mototsiklov

Советские мото — Все о мото

Приветствуем! Рады знать, что людям все еще интересны мотоциклы СССР. «Все о мото» подробно расскажет вам и о них.

Сразу следует указать, что несмотря на течение времени и развал некогда самой крупной на планете страны с момента которого прошло уже несколько десятилетий, такого рода двухколесная техника по сей день остается наиболее распространенной в странах пост-советского пространства.

Про советские мотоциклы

История родного мотоциклостроения по праву считается неотъемлемой частью яркой, а также самобытной истории развития области производства байков.

На отечественных мотозаводах были, как знаменитые победы, так и горькие поражения. Могут Ковровский, Минский, Киевский  и Ижевский заводы похвастаться значительными достижениями и годами застоя.

В конечном итоге практически все производство железных коней на Руси пришло в полное забвение.

Самые первые в России двух- и трехколесные байки представляли иностранного производителя. Они появились под конец 19 века.

Намного позже, примерно с началом Первой Мировой Войны (1914 год) завод «Дукс», который располагался в Москве, а также цеха велосипедного завода Риги приступили к выпуску легких мотоциклов СССР. Они покупали детали у швейцарской фирмы под названием «Моторев».

При этом массовое отечественное производство железных коней не началось. «Дукс» смог изготовить примерно 500 мотоциклов за пятилетку. Производству помешала  Первая мировая война, а также начало революции 1917-го года.

Советские мотоциклы получили второй шанс на жизнь. С окончанием всех потрясений в средине 1920-х очередные попытки возродить наш мотопром принесли успех группе московских инженеров. Тогда ими руководил П. Львов. Все же модель их байка под названием «Союз» в серию не пошла.

Начало эпохи серийной сборки мотоциклов в СССР

В  далеком 1928 году Ижевский завод создал конструкторское бюро, работа которого всецело направлялась на мото-строение. Последнее  возглавил инженер Можаров. Быстро были спроектированы и испытаны 5 мотоциклов «Иж». Модели предусматривали наличие четырехтактных двухцилиндровых двигателей. Их рабочий объём достигал 1200 см3. Примечательно, что расположение цилиндров было V-образным.

Со временем опытные мастерские Ижстальзавода были реорганизованы в Ижевский мотоциклетный завод.

Мотоциклы СССР создавались не так массово, как в 1970-х или 1980-х, но все же это был настоящий прогресс в области создания железных коней. Новосозданное предприятие приступило к активному выпуску байков под названием «Л-300». Модель имела большой спрос. Интересно, что выпускаемые больше чем полвека тому назад мотоциклы используются людьми и до сих пор.

Советские мотоциклы перешли в новую фазу развития вместе с победой советских войск в Великой Отечественной Войне. Именно тогда и развернулось по-настоящему массовое производство двухколесных коней. Выпускали их тех заводы, что делали это до войны. Наша власть взяла пример с вермахта, который применял байки в военных частях. Эффективность такого решения доказана опытом войны.

В зону советской оккупации Германии попали сразу несколько мотозаводов. Среди последних был крупнейший в мире мотоциклетный завод «DKW», который располагался в Цшопау. Все оборудование и техническую документацию, вместе со специалистами отправили в СССР. Все было законно. Таким образом победитель получал от бывшего Третьего Рейха репарации.

Советские мотоциклы строили массово не спроста. Данным образом власть смогла занять делом разного рода специалистов оборонных предприятий, которые с окончанием войны подлежали расформировке.

Центры послевоенного создания мотоциклов СССР – это крупнейшие оружейные заводы «Ижмаш», а также Ковровский завод. «ИЖ-350» стал самой настоящей копией немецкого военного байка «DKW NZ 350». Ковров развернул в свою очередь серийный выпуск копии немецком «DKW RT 125».

Послевоенные десятилетия – для нашего мотопрома были «золотой эпохой». В 50-х г. прошлого века мы уже активнее штамповали мопеды и мотороллеры. По темпам модернизации советские мотоциклы превзошли многих иностранных конкурентов.

Период 1970-х – 1990-х гг. 20 века можно смело считать и самым успешным для отечественных байков, и самым трагическим.

В этот период вышла лучшая по-надежности модель наших байков (Иж Планета 4), железный конь, который проще остальных поддается тюнингу (МТ Днепр 11), первый отечественный серийный байк с водным охлаждением двигателя (Иж Юпитер 5) и прочее.

Кроме того, мы познакомились с понятием чоппера на практике (Иж-Юнкер). Советские мотоциклы начали создавать впервые для людей. В учет уже принималась не только функциональная необходимость, но и предпочтения граждан относительно внешнего вида.

Все разрушили нарушения хозяйственных связей в Советском Союзе. Повлияла на выпуск мотоциклов СССР и гиперинфляция с повсеместным обнищанием нашего населения.

Как бы там ни было, а мы сумели сохранить память об отечественных байках. Запад не смог и никогда уже не сможет ее убить. Будьте патриотами: восстанавливайте старые мото отечественного производства. Помните, что «Харли Девидсон» — это всего лишь раскрученное понятие.

Источник: http://vse-o-moto.com/moto-istoriya/sovetskie-mototsikly

Мотоциклы времен СССР

Советские мотоциклы уже несколько десятилетий являются частью нашей культуры. При упоминании вслух этого словосочетания в голову сразу приходят такие марки как Урал, Днепр, ИЖ или Минск.

Успех, завоеванный на российском рынке обусловлен доступностью и универсальностью советских агрегатов.

Любой мотоцикл можно было использовать как для простого передвижения по городским улицам, так и для сельскохозяйственных работ и объемных грузоперевозок.

История создания первых двухколесных аппаратов начинается еще в начале прошло века, когда российский инженер Лейтнер установил в 1902 году на обычный велосипед одноцилиндровый двигатель на 430 см.куб. Его мощность составляла всего 2 лошадиные силы и позволяла мопеду разгоняться до 30-35 км/ч. Предназначался он исключительно для поездок по городу.

Однако монархия не разглядела в этом изобретении ничего интересного и использовала в основном для развлечений. Поэтому позволить себе такой аппарат могли только высшие слои общества. Из-за ограниченного спроса промышленники не могли себе позволить производство двухколесной техники.

Поэтому российский мотоциклетный парк был немногочисленным и состоял из иностранных байков.
Уже в 1913 году организацию производства хотели наладить, собирая агрегат из деталей, привезенных из других стран. Попытка увенчалась провалом, поскольку началась Первая Мировая война.

Спустя 10 лет инженер-изобретатель Львов разработал первый советский мотоцикл под названием «Союз». После чего с 1928 года на Ижевском заводе были сконструированы первые серийные мотоциклы ИЖ с 1 по 5 моделей.

Мотоциклы в постреволюционное время

Для 20-х годов агрегат был довольно хорошо спроектирован и был не хуже американских Харлеев. Тем не менее, до идеала было далеко.

Одной из основных проблем аппарата являлась сложносконструированная вилка переднего колеса. Это мешало хорошей проходимости и достаточной мощности разогнать мотоцикл до скорости больше 60 км/ч.

Разгоняя байк выше этого показателя, сразу чувствовалось сильное колебание и неестественные вибрации.

Мотор был очень неплохим. V-образный движок с поперечным расположением обладал объемом в 1200 см.куб. и мощностью в 25 лошадиных сил. При весе в 290 килограмм, агрегат устойчиво держался на дороге и с легкость передвигался по бездорожью.

Главные конструктор Можаров со своей командой после разработки линейки мотоциклов ИЖ, был переведен в Ленинград, где получил задание по созданию нового проекта. Уже с 1931 года на заводе «Красный Октябрь» начался серийный выпуск нового двухколесного аппарата Л-300.

Собственно именно с него и началась история советских мотоциклов.

После удачных капиталовложений промышленные владельцы ижевского сталелитейного завода создают мотоциклетный завод. На нем выпускался все тот же Л-300, только марка носила название ИЖ-7. Трудно поверить, однако этот мотоцикл получил самые одобрительные отзывы от владельцев за все время. Некоторые хозяева утверждают, что их ИЖ-7 до сих пор находится в рабочем состоянии.

Во время Великой Отечественной войны активное производство мотоциклов было прекращено, и завод использовался для удовлетворения армейских целей.

Так в 41-ом году было остановлено производство ИЖ-12, отличавшегося отличной ходовой частью и способного разгоняться до 105 км/ч. Все же производство полностью не было остановлено.

В целях обеспечения армии транспортом, в том же году начал производится тяжелый М-72.

На него можно было установить пулемет или даже гранатомет. После войны эти байки активно использовались органами правопорядка.

Уже в более позднее время стали производится такие советские тяжелые мотоциклы как Урал и Днепр, быстро набравшие популярность. Они были отличными помощниками в работе. Отличная грузоподъемность агрегатов позволяла перевозить большие массы без потерь мощности. Кроме того, Урал являлся основным транспортом для милиции 60-х годов.

Большинство заводов того времени уже прекратило выпуск своих детищ. Однако запчасти на советские мотоциклы можно без труда найти и до сих пор.
Куда большее внимание привлекают агрегаты первых байкеров того времени.

Так в 90-х годах стали появляться зарубежные аппараты, на которых рассекали по ночам мотолюбители. Тем не менее, истинные патриоты всегда придерживались родного производства.

Так, при недостатке характеристик они самостоятельно производили тюнинг советских мотоциклов, заменяя детали и экспериментируя с внешним видом мотоциклов.

Как сейчас используют советские байки?

Сейчас ретро мотоциклы СССР можно увидеть как в музеях, так и на дорогах общего пользования. Они почти не растратили своей популярности и все также используются в сельском хозяйстве, а молодежь на них получает первый опыт вождения.

Конечно, суровые условия использования тех времен не позволяют найти агрегат в отличном состоянии, да и техническая часть российского производства всегда оставляла желать лучшего. Однако советские мотоциклы все еще на ходу и даже выглядят вполне сносно.

В целом мотоциклы СССР ничуть не уступают, а во много даже превосходят зарубежных производителей. Проходимостью Днепра или Урала может похвастаться далеко не каждая иномарка. Более того, запчасти на мотоциклы всегда легко найти и произвести ремонт самостоятельно.

Для многих людей советские агрегаты всегда будут более востребованными, чем другие. Ведь на них мы не только работали и ездили на отдых, но и побеждали в войнах. Сейчас существует множество коллекционеров, собирающих самые редкие модели мотоциклов.

Производя их реставрацию, они добиваются максимальной приближенности к оригиналу. Вы наверняка ни один раз видели очень старенький байк с превосходным внешним видом.

Поездка на таком агрегате по России вызывает у посвященных людей не только восхищение к аппарату, но и уважение к его владельцу.

Рекомендуем прочитать:

Источник: http://MotoHolder.ru/poleznoe/istoriya-sovetskih-mototsiklov

Ссылка на основную публикацию