Разгром тихоокеанской эскадры

Поход второй Тихоокеанской эскадры и Цусимское сражение

Для усиления 1-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток была направлена 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала З.П.Рожественского, которая вышла из Либавы в октябре 1904 г.

У Гибралтара, эскадра разделилась: основная часть кораблей, в том числе броненосцы «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино», «Орел» и «Ослябя», под командованием вице-адмирала З.П.

Рожественского направилась вокруг Африки, а другая, в которую входили броненосцы «Наварин» и «Сисой Великий», имевшие меньшую осадку, во главе с контр-адмиралом Н.Д.

Фелькерзамом пошла к месту рандеву через Суэцкий канал.

Первоначально 2-й Тихоокеанской эскадре ставилась задача деблокировать Порт-Артурную эскадру и объединенными усилиями установить господство на море. Это отрезало бы японскую армию, находившуюся на материке, от островов метрополии. В конце декабря 1904 г. эскадра Рожественского прибыла к о. Мадагаскар, где соединилась с отрядом Фелькерзама.

20 декабря 1904 г. после восьмимесячной осады Порт-Артур пал. Корабли были потоплены на внутреннем рейде крепости. Эскадры, на соединение с которой шел Рожественский, больше не существовало, поэтому дальнейшее движение на Восток в значительной мере теряло смысл. Возник вопрос — возвращаться обратно или прорываться во Владивосток.

Прорыв во Владивосток и соединение с кораблями Сибирской флотилии, позволил бы создать постоянную угрозу коммуникациям противника.
Но для прорыва не хватало сил.

Тогда эскадру Рожественского решили усилить кораблями: броненосцем «Император Николай 1», броненосным крейсером «Адмирал Нахимов», а также тремя броненосцами береговой обороны, доведя общую численность броненосных кораблей до 12, как у японцев.

С этой целью была сформирована 3-я Тихоокеанская эскадра контр-адмирала Н.И.Небогатова, которая вышла из Либавы в феврале 1905 г. Обе эскадры благополучно соединились у побережья французского Индокитая, и в середине мая 1905 г.

под общим командованием Рохественского подошли к Корейскому проливу. Беспримерный в истории паровых флотов переход эскадры, во время которого было пройдено 18 тыс.

миль, был выполнен благодаря стойкости и мужеству личного состава, преодолевшего исключительные трудности, и хорошей организации.

Главные силы японского флота, ожидавшие русскую эскадру, состояли из трех броненосцев типа «Микаса», одного броненосца типа «Фудзи», шести броненосных крейсеров типа «Асама», а также двух крейсеров новейшей постройки «Касуга» и «Ниссин». Основной задачей, которую ставило перед собой командование японского флота, было уничтожение русской эскадры при попытке ее прорыва во Владивосток.

Русские эскадренные броненосцы следовали в параллельных кильватерных колоннах тремя отрядами. Первый отряд состоял из новейших броненосцев «Князь Суворов», «Император Александр III» «Бородино» и «Орел».

Второй отряд включал в себя броненосцы «Ослябя», «Сисой Великий» и «Наварин», а также броненосный крейсер «Адмирал Нахимов».

В третьей колонне отряда Небогатова шли броненосец «Император Николай 1» и броненосцы береговой обороны «Генерал-адмирал Апраскин», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин».

Старые корабли, входившие в состав русской эскадры, имели низкую скорость. Из-за этого, флагман был вынужден снизить эскадренный ход до 9 уз. и таким образом отказаться от использования преимущества в скорости новейших броненосцев типа «Бородино».

Полагая, что маневрирование кораблей, растянувшихся на большой дистанции при такой скорости не имеет смысла, он назначил генеральный курс 23 град.

считая основной задачей прорыв во Владивосток, а не уничтожение японских кораблей, Рожественский не стал разрабатывать план боя, а решил вести его в зависимости от действий неприятеля, полностью отдав тем самым инициативу в руки японцев.

Некоторые сравнительные данные броненосных кораблей второй Тихоокеанской эскадры и японского флота/87/

РУССКИЕ КОРАБЛИ
1-й броненосный отряд (флаг Рождественского)

Типы русских и японских кораблей Число кораблей Скорость (уз.) Артиллерийское вооружение Площадь бронированного борта, в %
Броня толще 152 мм Броня тоньше 152 мм Не брониров.
Эскадренный броненосец типа “Бородино” 4 17,8 4-305-мм 12-152-мм 20-75-мм 17 31 52

2-ой броненосный отряд (флаг Фелькерзама)

Типы русских и японских кораблей Число кораблей Скорость (уз.) Артиллерийское вооружение Площадь бронированного борта, в %
Броня толще 152 мм Броня тоньше 152 мм Не брониров.
Эскадренный броненосец типа “Бородино” 1 18 4-254-мм 11-152-мм 20-75-мм 15 29 56
Эскадренный броненосец “Сисой Великий” 1 16 4-305-мм 6-152-мм 20 26 54
Эскадренный броненосец “Наварин” 1 15,8 4-305-мм 8-152-мм 42 20 38
Броненосный крейсер “Адмирал Нахимов” 1 17 8-203-мм, 10-152-мм 16 9 75

3-й броненосный отряд (флаг Небогатова

Типы русских и японских кораблей Число кораблей Скорость (уз.) Артиллерийское вооружение Площадь бронированного борта, в %
Броня толще 152 мм Броня тоньше 152 мм Не брониров.
Эскадренный броненосец “Император Николай I” 1 15,5 2-305-мм 4-152-мм 8-152-мм 8 23 69
Броненосец береговой обороны типа “Адмирал Сенявин” 3 16 4-254-мм 4-120-мм 13 16 71

ЯПОНСКИЕ КОРАБЛИ
1-й боевой отряд (флаг Того)

Типы русских и японских кораблей Число кораблей Скорость (уз.) Артиллерийское вооружение Площадь бронированного борта, в %
Броня толще 152 мм Броня тоньше 152 мм Не брониров.
Эскадренный броненосец типа “Микаса” 3 18 4-305-мм 14-152-мм 20-75-мм 29 40 31
Эскадренный броненосец “Фудзин” 1 18 4-305-мм 10-152-мм 40 18 42
Броненосный крейсер “Ниссин» 1 20 1 20 4-305-мм 14-152-мм 10-75-мм 31 34 35
Броненосный крейсер “Касуга” 1 20 1-254-мм 2-203-мм 14-152-мм 10-75-мм 31 34 35

2-ой боевой отряд (флаг Камимура)

Типы русских и японских кораблей Число кораблей Скорость (уз.) Артиллерийское вооружение Площадь бронированного борта, в %
Броня толще 152 мм Броня тоньше 152 мм Не брониров.
Броненосный крейсер типа “Асама” 6 20 4-203-мм 12-14-152-мм 12-75-мм 19 40 41

По числу броненосных кораблей русская эскадра не уступала японскому флоту, но ее корабли были более разнотипны. У русских было больше орудий калибра 305 и 254 мм (в том числе устаревших), у японцев — 203 и 152 мм.

Японские корабли превосходили русские в эскадренной скорости и в бронировании. Японская артиллерия имела фугасные снаряды с большим количеством (до 14%) взрывчатого вещества — шимозы (в два раза сильнее пироксилина). Русские снаряды имели малое количество пироксилина (2,5%).

Таким образом по фугасному действию японские снаряды превосходили русские в 10-15 раз.

По скорострельности японская артиллерия превосходила русскую в два раза.

Личный состав японского флота уже имел опыт боевых действий, тогда как русская эскадра была укомплектована большим числом призванных из запаса и новобранцев.

Впоследствии перегрузки русских кораблей углем, принятым даже на верхние палубы, остойчивость кораблей уменьшилась, главный броневой пояс значительно погрузился в воду, что снизило их живучесть.

14 мая в 13ч 30 мин справа по курсу показались главные силы японского флота, которые стремились охватить голову кильватерной колонны. Однако адмирал Того не рассчитал маневра и прошел в 70 каб от головного русского броненосца «Князь Суворов».

Командующий японским флотом не отказался от задуманного маневра и, начал последовательный поворот влево на 16 румбов. Поворот, продолжавшийся 15 мин, производился на расстоянии 38 каб от головного русского корабля и поставил японские корабли в крайне опасное положение, так как они не могли открыть огонь на циркуляции.

Но русская эскадра в это время еще перестраивалась в одну кильватерную колонну и не смогла использовать благоприятную ситуацию, огонь был открыт с большим опозданием. Благодаря превосходству в скорости, японские корабли могли устанавливать дистанцию и позицию боя по своему усмотрению.

По мере поворота и перестроения они открывали огонь по русской эскадре, сосредотачивая огонь по флагманам первого и второго отрядов — броненосцам «Князь Суворов» и «Ослябя».

По каждому из этих кораблей одновременно вели огонь по меньшей мере четыре — шесть японских эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров, маневрировавших раздельно.

Русские корабли также пытались сосредоточить огонь по одному из японских кораблей, но из-за отсутствия опыта в управлении эскадренной стрельбой и большой дистанции боя не могли добиться ощутимых результатов. Превосходство японской артиллерии в скорострельности, дальнобойности, меткости и разрушительной способности фугасных снарядов сразу же сказалось.

В 14ч 25 мин, получив тяжелые повреждения и потеряв управление, из строя вышел броненосец «Ослябя». Корабль, выкатившись вправо, продолжал описывать циркуляцию, имея крен 12 град.

на левый борт и большой дифферент на нос. Артиллерия броненосца, полностью выведенная из строя, бездействовала.

Через несколько мгновений броненосец опрокинулся и стремительно ушел под воду, увлекая за собой оставшихся в живых матросов и офицеров.

В 14 ч. 30 мин получил тяжелые повреждения флагманский броненосец «Князь Суворов». Корабль лишился мачт, кормовой трубы, носовой и кормовой мостики, ростры были полностью разрушены, на спардеке полыхал пожар. Несмотря на это «Князь Суворов» продолжал отражать непрерывные атаки японских крейсеров и миноносцев.

К 16 ч 20 мин на броненосце из артиллерии уцелело лишь 75-мм орудие в кормовом каземате, которое продолжало стрелять по врагу. Корабль представлял собой сплошной костер от носа до кормы. С броненосца сняли оставшихся в живых офицеров штаба и раненного в голову Рожественского, который уже не управлял боем.

Корабль в 19 ч 29 мин был атакован миноносцами и потоплен четырьмя выпущенными в упор торпедами.

После выхода из строя броненосца «Князь Суворов» место флагмана занял эскадренный броненосец «Император Александр III», который возглавлял колонну русских кораблей до 15ч 40 мин.

Получив тяжелые повреждения пылающий корабль с большим креном на левый борт вышел из строя и занял место в хвосте колонны.

Сильно накренившись, броненосец дал последний залп из средней башни 152-мм орудий, стремительно лег на борт и опрокинувшись ушел ко дну.

Затем под обстрел попал броненосец «Бородино», оказавшийся в голове колонны после гибели броненосца «Император Александр III». Корабль имел крен 5 град. на правый борт. У ватерлинии броненосца непрерывно рвались японские снаряды, поднимая огромные столбы воды.

После того как несколько японских снарядов разорвалось у борта напротив кормовой башни 152-мм орудий, из-под воды у ватерлинии показалось пламя. По-видимому, произошел взрыв в артиллерийском погребе. Корабль стремительно накренился на правый борт и через минуту опрокинулся.

Некоторое время он держался на воде вверх килем, затем последовал мощный внутренний взрыв, и корпус ушел под воду. Боевой порядок русской эскадры нарушился.

Боем никто не управлял. Уцелевшие корабли, отбиваясь от противника и стремясь прорваться во Владивосток, продолжали следовать генеральным курсом 23 град.

Японские корабли, обладая значительным преимуществом в скорости, охватывали голову эскадры и последовательно сосредоточивали огонь своих броненосцев на ведущем корабле.

После гибели «Бородино» головным кораблем временно оказался броненосец «Орел», пока его не обогнал броненосец «Император Николай 1», на котором находился младший флагман контр-адмирал Небогатов.

«Орел» в течение всего дня выдерживал артиллерийский огонь противника. Он сохранил ход, управление рулями и часть артиллерии: одно 305-мм орудие в носовой башне и две башни 152-мм орудий левого борта.

Русские матросы и офицеры оставшихся в строю кораблей продолжали мужественно и стойко отбивать атаки противника. Артиллеристы, несмотря на все сложности боя, нанесли японским броненосцам тяжелые повреждения.

Флагманский броненосец «Миказа» получил более 30 попаданий, «Фудзи» — 11, по 7- 16 попаданий получили броненосные крейсера второго отряда.

Но из-за малого содержания взрывчатого вещества в снарядах и его низкого качества этого оказалось недостаточно, чтобы потопить японские корабли. И ничто уже не могло изменить ход сражения.

Читайте также:  9 советов, как выбрать комод в спальню: материал, стиль, размер

С наступлением темноты адмирал Того прекратил артиллерийский бой и отошел с главными силами к острову Дажелет. Остатки русской эскадры были атакованы японскими миноносцами, и к утру 15 мая эскадра как организованная сила перестала существовать. Поэтому бой 15 мая уже не мог оказать влияния на исход сражения.

В этот день от артиллерийского огня погибли еще один броненосец «Адмирал Ушаков» и броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Броненосцы «Наварин» и «Сисой Великий» были потоплены торпедами. В Цусимском сражении русская эскадра потеряла 12 броненосных кораблей, четыре из которых были взяты в плен японцами.

Источник: http://seaman-sea.ru/istoricheskiy-fakt/363-poxod-vtoroj-tixookeanskoj-eskadry-i-cusimskoe-srazhenie.html

Поход второй Тихоокеанской эскадры | ДмитрийДонской.рф

27 февраля (9 января) 1904 г. началась Русско-японская война. Формальным поводом к войне послужил присутствие российских войск в Маньчжурии и непризнание исключительных прав Японии на Корею. Но, несомненно, причины были значительно глубже и сложнее.

Молодая, бурно растущая Японская империя и могучая, огромная Российская империя боролись за влияние на территории Кореи и Манчжурии. Столкновение было практически неизбежно. Со стороны Российского правительство изначально существовала недооценка противника.

В принципе, достаточно просто посмотреть на карту и сравнить территории России и Японии. Несопоставим был промышленный, военный и человеческий потенциал.

Однако, недостаточно полная подготовка к войне привела нашу страну к печальным результатам. Прежде всего, не был учтён фактор географии.

Япония воевала у своих берегов, а России приходилось доставлять подкрепления, военное снаряжение, боеприпасы через всю страну по единственной железнодорожной ветке Транссибирской магистрали.

Победа над японцами на море могла бы в корне изменить положение, так как это существенно затрудняло противнику доставку войск на континент. Однако и здесь была определённая трудность. В бухте Порт-Артура стояла 1-ая Тихоокеанская эскадра.

Она была достаточно сильна (7 броненосцев, 4 броненосных крейсера, 5 бронепалубных крейсеров и 25 миноносцев). Но всё же этих сил не хватало для уверенной победы над японским флотом.

Тем более, что в первую же ночь войны эскадра подверглась внезапной атаке японских миноносцев и из строя были выведены два новейших броненосца «Цесаревич» и «Ретвизан» и крейсер «Паллада». Это сразу ослабило силы эскадры. Крейсер «Варяг» после героического боя в Чемульпо с превосходящими силами японцев был затоплен своей командой. Затем на мине подорвался броненосец «Петропавловск». Вместе с ним погиб адмирал Макаров. Эти потери уже не оставляли шансов нашим морякам в прямом столкновении с японским флотом.

Именно в этот момент в Петербурге принимают решение послать с Балтики на помощь Порт-Артурцам 2-ую Тихоокеанскую эскадру.

Решение было принято с явным запозданием. Эскадра формировалась в спешке, экипажи набирались из уволенных в запас матросов и молодых новобранцев.

Основные силы эскадры — четыре новейших броненосца «Бородино», «Орёл», «Князь Суворов» и «Император Александр II» совсем недавно были спущены со стапелей и на них пришлось в спешном порядке вести работы по достройке. Всего в эскадру вошли 7 броненосцев, 9 крейсеров и 11 миноносцев.

Но состав эскадры был неоднородным. Наряду с новыми кораблями на Дальний Восток были отправлены и устаревшие корабли. С низкой скоростью и слабыми бронёй и вооружением. Адмирал З.П.

Рожественский назначенный командовать эскадрой, должен был привести в Порт-Артур огромную эскадру, состоявшую из разнотипных кораблей. По оценке штаба, на собственно переход требовалось 90 суток и ещё 60 на стоянки и погрузки угля.

В принципе, русские моряки должны были совершить невозможное. Никогда ещё со времени появления броненосных кораблей такая армада не пересекала столь огромное пространство. Тем более учитывая спешку, в которой формировалась эскадра и неопытность экипажей.

2 октября 1904 г. эскадра покинула порт Либавы. Ещё одним обстоятельством, осложняющим путь, были опасения командования эскадры, что корабли могут подвергнуться атаке японских миноносцев ещё у берегов Европы. Сведения о каких-то неизвестных миноносцах докладывала разведка.

В газетах мелькали сообщения о покупке японцами миноносцев у Англии. Напряжение росло с каждым днём похода, принимались строгие меры безопасности. Это напряжение и привело к печальному Гулльскому инциденту, когда был открыт огонь по английским рыболовным судам. Их приняли за вражеские миноносцы.

Разгорелся международный скандал, который сильно осложнил жизнь эскадры. Теперь погрузки угля нередко приходилось вести в море. Когда началась тропическая жара, погрузки угля стали чудовищно трудными для моряков. Вот что писал Фёдор Берсенев Флагманский артиллерийский офицер.

«За каждое лишнее движение расплачиваешься ведром пота, который начинает лить, доводя человека до сумасшествия».

Тем не менее, эскадра упорно шла вперёд. После падения Порт-Артура поход в надежде разбить японский флот становился бессмысленным.

Вместе с 1-ой Тихоокеанской эскадрой сражение было бы равным, но теперь продвигаться вперёд означало верную гибель. Однако, вернуться в Петербург означало навсегда покрыть себя позором.

Честь и достоинство русского моряка не оставляли другого выбора, как двигаться вперёд.

И эскадра пошла на прорыв!

  • «Сборник Военно-исторических примеров из русско-японской войны 1904-1905 гг.» издан в Москве в 1910-ом году. Авторы – С. Михеев и В. Буняковский.Издание предназначено для военных и юнкерских училищ со схемами и иллюстрациями.Практически этот «Сборник» первая попытка осмыслить и обобщить опыт русско-японской войны. Поражение в войне заставило руководство страны и армии пересмотреть подходы к подготовке военных кадров. Прежде всего, в части тактической подготовки командиров и военнослужащих. На примерах сражений недавней войны авторы рассматривают такие тактические особенности, как «походное движение войск», «наступательный бой», «разведывательный бой» и др.Нужно отдать должное авторам, что анализ боевых действий русской армии проведен тщательно, без оглядки на авторитеты, с разбором ошибок конкретными военачальниками. Многочисленные схемы и опора авторов только на конкретные цифры и факты, позволяют читателю наглядно представить обстоятельства сражений, передвижения войск, провести собственную исследовательскую работу по оценке тех событий.Книга рассчитана на всех, кто интересуется военной историей.

    «Сборник Военно-исторических примеров из Русско-Японской войны 1904-1905 гг.»

  • «Русско-японская война. Осада и падение Порт-Артура». Составление Лактионова А. Москва. 2004 год.Одной из ключевых работ по военно-морским действиям на море является японский труд «Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи. (1904-1905 гг.)Главным предметом изложенных в этой книге событий являются боевые действия на море. Описание дается с японской стороны. Мы видим сражения на море с точки зрения неприятеля. Безусловно, в их описании присутствует определенная ангажированность, но тем не менее, этот документ крайне ценное для российского ВМФ исследование. Многие документы наших кораблей погибли или утеряны. Не всегда удается найти свидетелей того или иного боя. Японское исследование предполагает возможность получить более объемную картинку тех событий.

    «Русско-японская война. Осада и падение Порт-Артура»

  • «История Русско-Японской войны» в пяти томах. СПб. 1907-1909 гг.Полное собрание документов и свидетельств очевидцев, посвященные русско-японской войне.Том 1 – включает в себя первый период войны продолжительностью около 4 месяцев. От внезапного нападения на Порт-Артур, гибели броненосца Петрапавловск до сражений при Тюринчене и Вафангоу.Том 2 – включает в себя период от 28 июля 1904 года, морского сражения при Порт-Артуре и гибели крейсера «Новик» до стратегического противостояния армий на период середины сентября 1904.Том 3 – включает в себя период от октября 1904 г. и наступления при Шахе, до знаменитого Мукденского сражения, во многом определившего исход компании.Том 4 – целиком посвящен обороне Порт-Артура. От решения России взять в аренду эту крепость, до сдачи Порт-Артура после многомесячной осады. Освещена роль ключевых фигур обороны – ген. Кондратенко, адм. Макаров и др. Рассматриваются ошибки русского правительства в выборе базы для базирования основных сил ВМФ России на Тихом океане.Том 5 – разделен на пять основных глав. 1-ая глава целиком посвящена Цусимскому сражению, его ходу и итогам.

    «История Русско-Японской войны» в V томах

  • «Русско-японская война 1904-го года. Картины событий»Иллюстрированный сборник 1904-го года. Представляет собой несколько статей духоподъемного направления, призванных мобилизовать русское общество на борьбу с «коварным врагом». Сборник представляет интерес прежде всего качественными иллюстрациями с изображением кораблей русского флота, в том числе и крейсера 1-го ранга «Дмитрий Донской».

    «Русско-японская война 1904-го года. Картины событий»

  • «Русско-японская война 1904-1905 гг. Работа военно-исторической комиссии по описанию Русско-Японской войны».Полное собрание описания событий войны в IX томах.

    «Русско-японская война 1904-1905 гг.»

  • «Корабли русско-японской эскадры». С. Сулига. изд. «Арсенал».В сборнике представлена вся линейка кораблей русской эскадры в войне с Японией 1904-1905 гг. ТТД кораблей, чертежи, краткое описание.

    «Корабли русско-японской эскадры»

  • «Непрочитанные страницы Цусимы». В.В. Цыбулько. «Истфлот» 2010 г.В книге излагается новый взгляд на события начального периода Цусимского боя, которые полностью или частично не нашли своего места в отчетах и заключениях следственной и исторической комиссий, в рапортах и показаниях вице-адмирала З.П. Рожественского. В книге рассматривается версия альтернативного исхода боя, если бы в начальной части сражения не были допущены роковые ошибки. Исторические факты заимствованы из архивных дел и опубликованных докумен¬тов. Для широкого круга читателей, интересующихся военной историей.

    «Непрочитанные страницы Цусимы»

  • «На «Орле» в Цусиме». В.П. Костенко. Судпромгиз. 1955 г.Одна из главных книг в художественной литературе, посвященных Цусимскому сражению. Корабельный инженер Костенко на броненосце «Орел» прошел весь путь от Балтики до Цусимского пролива, участвовал в сражении, попал в плен и по итогам этих событий написал свою книгу. Стечением обстоятельств Костенко служил на одном корабле с матросом Новиковым будущим автором романа-эпопеи «Цусима». Обе книги в чем то дополняют друг друга. Взгляд Костенко на сражение определен его профессией инженера. Он много внимания уделяет техническому состоянию корабля, инженерным аспектам гибели наших кораблей.

    «На «Орле» в Цусиме»

  • «Величайшая трагедия Российского флота». Серия: Великие морские сражения». Аничкин Н. Москва. Эксмо 2010.Информация о Цусимской катастрофе со всех сторон – русской, японской и «нейтральной» (британских военных наблюдателей). Подробная хроника событий, поминутная реконструкция хода сражения, в котором 2-я Тихоокеанская эскадра потеряла 28 кораблей из 42. Глубокий анализ причин самого страшного разгрома в истории Российского флота. Содержательные комментарии ведущего военного историка.

    «Величайшая трагедия Российского флота»

  • «Российский флот Тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели». В.Ю. Грибовский. Москва. 2004г.В работе известного российского историка кораблестроения и флота рассказывается о становлении российского военно-морского присутствия на Дальнем Востоке на рубеже XIX-XX вв., занятии Порт-Артура. Подробно описывается рост и укрепление японского флота, разбираются причины и составные части военно-морской силы Страны Восходящего солнца, анализируются тактические приоритеты японских флагманов. Подробно рассматривается ход боевых действий на море, анализируются причины побед и неудач российских морских сил. Значительный объем сведений заключается в 24 таблицах, позволяющих полнее представить состав соединений противоборствующих флотов,ТТХ и особенности кораблей и оружия, характер и уровень подготовки личного состава. Издание иллюстрировано схемами кораблей, картами боевых действий и многочисленными фотографиями, в т.ч. публикуемыми впервые.

    «Российский флот Тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели»

  • «Крейсер «Олег» в бою 14-го мая у острова Цусима». СПб. 1906г.В книге подробно описан бой 14-го мая, как с точки зрения командира крейсера «Олег», так и его офицеров. Доподлинные записи судового журнала и дневников. Все написано сражу после боя. Строчки еще «дышат» сражением. Весьма интересны впечатления офицеров после боя, их размышления о причинах поражения.

    «Крейсер «Олег» в бою 14-го мая у острова Цусима»

  • «Последние дни Второй Тихоокеанской эскадры». Г.Н. Бар. Таубе. СПб. 1907 г.Книга непосредственного участника Цусимского сражения, которую можно назвать мучительной попыткой разобраться в причинах поражения. Автор обстоятельно разбирается в перипетиях боя, пытается понять характер и решения адм. Рожественского. Описаны подробности боя многих кораблей, в том числе и «Дмитрия Донского», сведения о которых автор почерпнул из непосредственного общения с офицерами этих кораблей.

    «Последние дни Второй Тихоокеанской эскадры»

  • «Морские сражения русско-японской войны 1904-1905 гг.» С. Балакин.Приложение к журналу «Моделист-конструктор». Специальный выпуск 2. 2004 г.Великолепно иллюстрированный сборник, посвященный Цусимскому сражению», подвигу экипажей, причинам поражений.

    «Морские сражения русско-японской войны 1904-1905 гг.»

  • «От Либавы до Цусимы». Е. Политовский. СПб. 1908г.Редкое и весьма интересное издание представляет собой сборник писем флагманского корабельного инженера Е. Политовского к жене во время похода 2-ой Тихоокеанской эскадры из Балтики к берегам Японии. Обстоятельства подготовки похода, состояние кораблей, частые поломки и как с ними справлялись на эскадре. Атмосфера похода, предчувствие поражение, переданные в личных письмах, не оставляют читателя равнодушными.

    «От Либавы до Цусимы»/H2>

  • «Мифы и легенды Российского флота». В.Д. Доценко. СПб. 2002 г.В книге сделаны новые оценки некоторых событий в истории Российского флота, приведены ранее не известные читателю факты и забытые, но славные имена моряков. В третье издание включены новые очерки, рецензии и письма читателей. В научный оборот введены рассекреченные архивные документы и материалы из частных книжных собраний.

    «Мифы и легенды Российского флота»

  • «Вокруг старого света». Е. Егорьев. Петроград. 1915 г.Дневниковые записи командира крейсера «Аврора» кап. 1-го ранга Е. Егорьева. После выхода из Либавы командир крейсера начал вести путевой дневник, в котором были отражены все основные события трудного и славного перехода. Дневник обрывается 15 мая 1905-го года, за несколько часов до Цусимского сражения, в котором погиб командир знаменитого крейсера.

    «Вокруг старого света»

  • «На пути к Цусиме». Д. Павлов. изд. «Морская летопись».Полугодовой поход 2–й Тихоокеанской эскадры под командованием вице–адмирала З.П. Рожественского из европейских вод на Дальний Восток явился одним из славных и героических событий Русско–японской войны 1904–1905 гг., а ее охрана стала самой масштабной, продолжительной и дорогостоящей операцией российской контрразведки этих лет. Однако военные историки, а также специалисты по истории отечественной военной, военно–политической и внешней разведки вспоминают о беспримерном походе Тихоокеанской эскадры и, особенно, об усилиях по ее охране редко и неохотно. Книга историка Д. Б.Павлова подробно, на основе множества архивных документов, рассказывает об этом героическом эпизоде в истории русского флота.

    «На пути к Цусиме»

  • «Расплата» и «Бой при Цусиме». В. Семенов. 1907 г. СПб.Эта книга написана человеком уникальной судьбы. Капитан второго ранга Владимир Иванович Семенов был единственным офицером Российского Императорского флота, которому в годы Русско-японской войны довелось служить и на Первой, и на Второй Тихоокеанских эскадрах и участвовать в обоих главных морских сражениях — в Желтом море и при Цусиме. В трагическом Цусимском бою, находясь на флагмане русской эскадры, Семенов получил пять ранений и после возвращения из японского плена прожил совсем недолго, но успел дополнить свои дневники, которые вел во время боевых действий, и издать их тремя книгами: «Расплата», «Бой при Цусиме», «Цена крови». Еще при жизни автора эти книги были переведены на девять языков, их цитировал сам триумфатор Цусимы — адмирал Того. А на родине мемуары Семенова вызвали громкий скандал — Владимир Иванович первым посмел написать, что броненосец «Петропавловск», на котором погиб адмирал Макаров, подорвался не на японской, а на русской мине, и вопреки общественному мнению очень высоко оценивал деятельность адмирала Рожественского.После ранней смерти В.И. Семенова (он скончался в возрасте 43 лет) его книги были незаслуженно забыты и теперь известны лишь специалистам. Это — первое за 100 лет полное издание трилогии, возвращающее отечественному читателю одни из лучших мемуаров о Русско-японской войне.

    «Расплата» и «Бой при Цусиме»

Источник: http://xn--d1aalafbglnjcrsh.xn--p1ai/escadra.html

Цусимская битва и судьба эскадры Рожественского

В начале русско-японской войны многие победы японской армии произошли благодаря преимуществу японского флота перед российской Тихоокеанской эскадрой.

Читайте также:  11 материалов для отделки пола в гостиной

Армия и флот Японии находились на более компактной территории, не испытывали трудностей с подвозом припасов, а также быстрее получали руководство от генерального штаба. Владивосток и особенно Порт-Артур имели в распоряжении ограниченные запасы боеприпасов и снаряжения.

В этих условиях было принято решение снарядить 2-ю Тихоокеанскую эскадру и отправить её с Балтики на Дальний Восток.

Причины формирования 2-й Тихоокеанской эскадры

Главной причиной снаряжения 2-й Тихоокеанской эскадры была острая нехватка кораблей в российском Тихоокеанском флоте. Из-за отсутствия судостроения и судоремонта в дальневосточных портах потеря любого судна становилась безвозвратной.

Другой причиной был разрыв связи между Приморьем и Порт-Артуром. Установление японского контроля над Корейским полуостровом и над Корейским и Цусимским проливами в самом начале войны разорвало важнейшую коммуникацию, железную дорогу Порт-Артур – Харбин.

Третьей причиной развёртывания 2-й Тихоокеанской эскадры, которая ускорила её подготовку и отправку, стала гибель флагманского крейсера «Петропавловск» и командира находившихся в Порт-Артуре кораблей адмирала Степана Макарова.

Теперь российский флот на Дальнем Востоке нуждался не только в дополнительных силах, но и в новом командующем.

Маршрут эскадры Рожественского. Потери до встречи с противником

Первый отряд новой эскадры под командованием адмирала Рожественского вышел из порта Либава 2 (15) октября 1904 года. В его состав входили броненосцы «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино» и «Орёл». Флагманом эскадры стал броненосец «Князь Суворов». Через две недели из Одессы вышло несколько гражданских судов под коммерческими флагами.

Они должны были встретить эскадру и сопровождать её, предоставляя необходимые топливо и продовольствие. Выйдя из Черноморских проливов, одна часть этих судов отправилась на запад и встретила эскадру в Танжере, а другая повернула на юго-восток, прошла через Суэцкий канал и остановилась на севере Мадагаскара 8 января 1905 года.

На следующий день к Мадагаскару подошла эскадра Рожественского, обогнувшая африканский континент с юга.

К тому времени стало известно, что Порт-Артур пал, а 1-я Тихоокеанская эскадра разбита. Тем не менее 2-я эскадра продолжила путь на восток. Ей в помощь были направлены три вспомогательных («догоняющих») отряда. В конце апреля у берегов Французского Индокитая эскадра Рожественского соединилась с последним догоняющим отрядом под командованием контр-адмирала Небогатова.

В начале мая, когда эскадра подошла в Восточно-Китайское море, суда сопровождения остановились в шанхайском порту, а сама эскадра повернула на северо-запад к Цусимскому проливу, разделявшему Корею и Японию.

Цусимская битва

27 апреля (14 мая) 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра в составе 38 кораблей приняла бой с японской эскадрой из 89 кораблей. После падения Порт-Артура целью русского флота был прорыв через Цусимский пролив и проход во Владивосток. Утомлённые 220-дневным переходом команды сражались героически, но шансов на победу у него не было.

На 20-й минуте боя был подбит флагманский корабль, а командир эскадры получил тяжёлое ранение. Фактически было потеряно управление флотом. Оставшиеся в строю корабли следовали по запланированному курсу, но не могли оторваться от преследования японского флота. К вечеру русский флот потерял четыре корабля. Ночью японцы атаковали русский флот торпедами и вывели из строя ещё два судна.

С утра 28 апреля (15 мая) возобновилась битва. Самые быстрые из кораблей попытались оторваться от японского флота, но из-за нехватки топлива не дошли до русских берегов и были подорваны своими командами. До Владивостока дошли лишь три корабля («Алмаз», «Бравый» и «Грозный» и одно вспомогательное судно («Анадырь»). Ещё шесть кораблей интернировались в нейтральных портах.

Остальные суда были либо затоплены, либо захвачены в плен.

Итоги Цусимской битвы

Многомесячный переход через три океана, в котором были задействованы лучшие корабли балтийского флота, оказался бесполезной тратой денег и сил.

Сокрушительное поражение, унёсшее жизни тысяч моряков, подорвало авторитет военного командования, правительства и института монархии. Цусимская битва произошла, когда в России бушевала революция.

События на Дальнем Востоке спровоцировали волнения на Черноморском флоте, в том числе на броненосце «Потёмкин».

Командир 2-й Тихоокеанской эскадры Зиновий Рожественский был интернирован и вернулся в России после войны.

Он продолжил службу в генштабе, но под давлением общественности вскоре был вынужден подать в отставку и сам добился, чтобы его отдали под суд. Военно-морской суд оправдал адмирала, и остаток своих дней он провёл, ведя жизнь затворника.

Командиры, сдавшиеся японцам, были приговорены к длительным срокам заключения, но через несколько месяцев получили царское помилование.

После Цусимы последние надежды на восстановление Тихоокеанского флота рухнули. Япония безоговорочно доминировала в Жёлтом и Японском морях. Цусимское сражение указало российскому командованию на необходимость подписания мирного договора. Переговоры по заключению мира начались через два месяца после поражения российского флота в Цусимском проливе.

Источник: http://histerl.ru/periudi_istorii/russko-iaponskaia_voina/cusimskaya-bitva.htm

Wundefwaffe

2-я Тихоокеанская эскадра

Как уже отмечалось, начало войны застало на пути к Порт-Артуру отряд русских кораблей под командованием контр-адмирала Вирениуса, но его решили вернуть на Балтику.

С первых же дней войны на море перевес сил оказался на стороне Японии, и русские корабли не предпринимали активных действий. Морские силы России на Дальнем Востоке необходимо было усилить.

Для этого на Балтике была сформирована 2-я Тихоокеанская эскадра.

После гибели броненосца «Петропавловск» и адмирала С. О. Макарова подготовка 2-й эскадры к походу, руководство которой осуществляли вице-адмирал А. А. Бирилев и контрадмирал 3. П. Рожественский, ускорилась. Рожественский стал командующим 2-й Тихоокеанской эскадры.

Ее основу составляли новейшие корабли — броненосцы «Князь Суворов», «Бородино», «Император Александр III», «Орел», крейсеры «Олег», «Изумруд», «Жемчуг», миноносцы «Грозный», «Громкий», «Резвый», «Пронзительный» и «Прозорливый». Эскадру дополнили броненосец «Ослябя», крейсер «Аврора» и миноносцы, входившие в отряд Вирениуса.

Это были новые корабли, их собратья уже воевали с противником в составе 1-й Тихоокеанской эскадры. Кроме того, устаревшие корабли — броненосцы «Наварин», «Си-сой Великий», крейсеры «Адмирал Нахимов», «Дмитрий Донской» были отремонтированы на Балтике и также включены в состав 2-й эскадры.

Несколько иностранных пароходов купили и переоборудовали во вспомогательные крейсеры: «Терек», «Кубань», «Урал», «Рион», «Дон» и «Днепр». Эти корабли должны были действовать на коммуникациях противника. В состав эскадры включили пароход «Русь», на котором располагался воздухоплавательный парк воздушных шаров.

Сомнительная боевая ценность крейсеров «Светлана» и «Алмаз», переделанных из яхт, не помешала их включению в состав эскадры.

1 августа Рожественский поднял свой флаг на броненосце «Князь Суворов», который находился в Кронштадте. В августе корабли эскадры совершили практическое плавание по Балтийскому морю, а 29 августа перешли в Ревель, где активно занимались стрельбами, отражением минных атак и подготовкой к походу. 26 сентября на рейде Ревеля состоялся императорский смотр эскадры.

2 октября эскадра отправилась в поход из Либавы. Эскадру сопровождало большое количество транспортов с запчастями для кораблей, различными военными грузами и углем.

Ей предстояло пройти 18 000 миль, преодолеть три океана, достичь Порт-Артура и, соединившись с 1-й Тихоокеанской эскадрой добиться господства на море, прервать доставку снабжения и пополнений для японской армии из Японии помочь русским сухопутным силам деблокировать Порт-Артур. На всем пути 2-й эскадры Россия не имела ни одного своего порта и военно-морской базы.

Читайте также:  4 способа выровнять стены под внутреннюю отделку

Пополнение запасов, погрузку угля и прием воды, починку кораблей — все это приходилось осуществлять либо в открытом море, либо на плохо оборудованных рейдах нейтральных стран. Уголь для эскадры доставляли немецкие угольщики компании «Гамбург — Америка лайн».

При прохождении эскадрой датских проливов сохранялась повышенная боеготовность, ожидались атаки японских миноносцев, которые могли действовать от берегов союзной им Англии. В ночь на 9 октября в Северном море произошел Гулльский инцидент — корабли эскадры обстреляли английских рыбаков, приняв их за японские истребители. В 0.

55 броненосец «Суворов» открыл огонь, его поддержали другие корабли эскадры. Лишь в 01.05 стрельба прекратилась. В результате один рыболовный бот был потоплен, пять ботов повреждено, двое рыбаков были убиты, шесть ранено. Пять снарядов попало в крейсер «Аврора», ранив двух человек. Состоялось разбирательство инцидента международной комиссией адмиралов в Гааге.

Пострадавшим рыбакам русское правительство выплатило 65 тыс. ф. ст.

Необходимо отметить, что почти каждую неделю корабли эскадры грузили уголь, с расчетом всегда иметь его полный запас. Об этом Рожественским был даже издан специальный приказ № 138 от 27 октября. Углем засыпали жилые палубы, кают-компании кораблей, помещения торпедных аппаратов, проходы, бани, сушилки.

На палубах кораблей размещались целые кучи угля, в мешках и так. Погрузки производились силами экипажа и очень сильно изматывали моряков. Участник похода написал об этом: «Никакое донесение, никакое самое яркое описание не в состоянии изобразить всю тяжесть обстановки переходов второй эскадры.

Первый раз в истории флотов всего мира все видели большую эскадру, которая, не имея морских баз, ни угольных станций, состоя из судов всевозможных типов, возрастов и требований, отважилась двинуться в такой далекий путь… Весь переход от Танжера до Мадагаскара был беспрерывной угольной операцией.

Погрузка угля обратилась в спорт, грузили на призы. Окончив погрузку угля, отряд тотчас выходил в море и следовал дальше».

Было принято решение разделить эскадру — корабли с небольшой осадкой и транспорты направить через Средиземное и Красное моря под командованием контр-адмирала Д. Г. Фелькерзама. 12 ноября корабли прошли Суэцкий канал. 6 декабря отряд вышел в Индийский океан, ведя миноносцы на буксире. 15 декабря корабли прибыли в Носи-бе на Мадагаскаре.

Пять броненосцев («Суворов», «Александр III», «Бородино», «Орел» и «Ослябя») с большой осадкой и три крейсера («Аврора», «Адмирал Нахимов» и «Дмитрий Донской») совершили переход вокруг Африки за 55 дней.

Они останавливались для заправки углем, водой и припасами в Дакаре, Габуне, Грейт-фиш-бее, Ангрра-Пеквене. 19 ноября пересекли экватор. Успешно был пройден мыс Доброй Надежды, а при входе в Индийский океан корабли попали в сильный шторм, высота волн достигала 12 метров (при длине 105 метров).

Преодолев все эти трудности, 16 декабря корабли бросили якорь у Мадагаскара, рядом с небольшим островом Святой Марии.

19 декабря Морское Министерство сообщило, что для усиления 2-й эскадры будет послан отряд Небогатова, и Рожественскому необходимо изменить маршрут движения. 25 декабря последовал приказ дождаться на Мадагаскаре отряд капитана'1 ранга Л. Ф. Добротворского.

Исправив повреждения, получив указания командования и погрузив уголь, русские корабли перешли в Носи-бе, где уже находился отряд Фелькерзама и стали ждать остальные корабли. 28 декабря к эскадре присоединился вспомогательный крейсер «Урал». Стоянка эскадры на Мадагаскаре продлилась до 3 марта 1905 года.

Экипажи грузили уголь, воду и продовольствие, ремонтировали механизмы и корпуса кораблей. Корабли совершали выходы в море на артиллерийские и торпедные стрельбы, маневры, минные постановки. Во время стоянки на Мадагаскаре были получены известия о падении Порт-Артура и о полном уничтожении 1-й Тихоокеанской эскадры.

Эти новости и продолжительное (два с половиной месяца) бездействие отрицательно сказались на моральном духе офицеров и матросов эскадры.

1 февраля к эскадре присоединились корабли догоняющего отряда капитана 1-го ранга Добротворского. Поскольку не все корабли, включенные в состав эскадры, успевали войти в строи до ее выхода в море, их включили в состав этого отряда.

В него вошли крейсеры «Олег», «Изумруд», вспомогательные крейсеры «Рион», «Днепр» и миноносцы «Грозный», «Громкий», «Резвый», «Пронзительный» и «Прозорливый». 3 ноября Догоняющий отряд вышел в море.

На переходе до Танжера корабли сопровождало учебное судно «Океан», которое позднее вернулось на Балтику. Далее корабли отряда разделились на три группы, которые шли самостоятельно. В первую груп- ' пу вошли «Олег» и «Изумруд», во вторую «Днепр», «Громкий» и «Грозный».

Эти корабли дошли до Носи-бе благополучно. Иначе обстояло дело с третьей группой, в которую включили «Рион», «Резвый», «Прозорливый» и «Пронзительный». На миноносцах постоянно происходили поломки, и корабли совершали длительные стоянки в портах.

15 декабря все группы встретились в Суде, где стояли до 26 декабря. 29 декабря корабли прошли Суэцкий канал. С 6 по 19 января стоянка в Джибути, где на ремонт был оставлен «Резвый». 20 января отряд, лишившийся трех миноносцев, вышел в Носи-бе.

В Санкт-Петербурге было принято решение о продолжении похода и 3 марта 2-я Тихоокеанская эскадра покинула Носи-бе и направилась к берегам Индокитая, где предстояла встреча с отрядом Небогатова.

Теперь эскадре предстояло самостоятельно прорываться во Владивосток, а не в Порт-Артур, и встретившись в одиночку с японским флотом, в генеральном сражении решить судьбу войны на море.

Рожественский писал: «Первая эскадра, имевшая перед войной 30 боевых судов разных рангов и 28 миноносцев, оказалась недостаточной для овладения морем. Второй эскадре, имеющей 20 боевых судов и только 9 миноносцев, задача овладения морем теперь не по силам…

С присоединением Небогатова, силы также не будут достаточны для овладения морем. Прибавляя 4 плохих боевых судна, Небогатов прибавит и 8 транспортов, защита которых свяжет движение эскадры».

Переход от Мадагаскара до Камранга занял 28 дней. Миноносцы практически весь этот путь прошли на буксирах. 1 апреля корабли вошли в бухту Камрань. Однако французское правительство потребовало покинуть бухту.

9 апреля, закончив погрузку угля, воды и припасов, из бухты ушли все боевые корабли и четыре дня маневрировали в море. В бухте оставались лишь транспорты под охраной крейсера II ранга «Алмаз». 13 апреля эскадра перешла в бухту Ван-Фонг, в 40 милях севернее Камрани, где стала ожидать отряд Небогатова.

26 апреля эскадра вышла в море и в 15.00 в 20 милях от бухты Ван-Фонг соединилась с отрядом Небогатова.

Решение о создании 3-й Тихоокеанской эскадры было принято в ноябре 1904 года, когда большая часть кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры была уничтожена, и надежд на ее помощь в борьбе с японцами оставалось все меньше. В этих условиях возникала необходимость срочно усилить 2-ю Тихоокеанскую эскадру.

Предполагалось отправить на Дальний Восток броненосцы «Слава», «Император Николай 1», «Император Александр II», броненосцы береговой обороны «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин», крейсеры «Владимир Мономах», «Память Азова», «Адмирал Корнилов» и более десятка миноносцев.

Но часть кораблей так и не успели достроить, некоторые корабли оказались слишком старыми и их решили оставить на Балтике. В результате для усиления был отправлен лишь отряд контр-адмирала Небогатова.

В его состав вошли — броненосец «Император Николай I», броненосцы береговой обороны «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин» и крейсер «Владимир Мономах». Корабли спешно подготовили к предстоящему походу: установили новое вооружение, дальномеры и прожекторы, улучшили защиту от,, осколков.

К февралю 1905 года подготовка кораблей отряда была завершена. 3 февраля отряд вышел из Либавы, 12 февраля корабли прошли Ла-Манш. 12 марта прошли Суэцкий канал. После стоянки в Джибути (20 — 24 марта) успешно прошли Индийский океан, 19 апреля вошли в Малаккский пролив и 24 апреля встретились с эскадрой Рожественского. Отряд прошел 12 000 миль за 83 дня.

Теперь 2-я Тихоокеанская эскадра была в сборе. Под флагом Рожественского находилось 34 боевых корабля — 8 броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 9 крейсеров, 5 вспомогательных крейсеров, 9 миноносцев, большое количество вспомогательных судов и транспортов.

На встрече Рожественского и Небогатова, было сообщено о дальнейшем пути эскадры — во Владивосток она будет прорываться самым коротким путем через Корейский пролив. Приняв уголь, воду и припасы, покрасив корабли и исправив повреждения эскадра 1 мая двинулась дальше.

Вечером 5 мая крейсерами «Олег» и «Аврора» был осмотрен английский пароход «Ольдгамия», на котором была обнаружена военная контрабанда. Помимо керосина он вез в Японию 2хЗ05-мм и 47х120-мм орудий. Пароход взяли в качестве приза и 8 мая отправили в плавание со вспомогательным крейсером «Кубань». 9 мая в крейсерство ушел вспомогательный крейсер «Терек».

10 мая состоялась последняя для эскадры погрузка угля. В этот день Рожественский издал свой последний приказ, в котором говорилось, что «необходимо быть ежечасно готовыми к бою», а также об управлении эскадрой, о действиях командиров кораблей и флагманов. 12 мая в Шанхай ушли транспорты «Ярославль», «Воронеж», «Владимир», «Метеор», «Ливония» и' «Курония».

Их сопровождали вспомогательные крейсеры «Рион» и «Днепр», позднее ушедшие в крейсерство. С эскадрой остались лишь плавмастерская «Камчатка», военные транспорты «Анадырь», «Иртыш», «Корея», буксиры «Свирь», «Русь» и плавучие госпитали «Кострома» и «Орел». В крейсерство не был отправлен вспомогательный крейсер «Урал».

13 мая эскадра целый день занималась маневрированием в полном составе. Тяжелый океанский переход завершался. Во время похода на кораблях эскадры погибло и умерло 5 офицеров и 32 нижних чина, 54 человека по болезни были отправлены обратно в Россию.

11 мая умер контр-адмирал Фелькерзам, но эскадре этого сообщать не стали, не узнал этого и Небогатов, который теперь был первым заместителем командующего эскадрой. На кораблях готовились к предстоящей встрече с флотом противника.

Тридцати боевым кораблям 2-й эскадры предстояло противостояние с японским Соединенным флотом, в состав которого входило 4 броненосца, 8 броненосных крейсеров, 12 крейсеров, 13 вспомогательных крейсеров, 21 истребитель, 43 миноносца и корабли береговой обороны.

Свои основные силы Того сосредоточил в Корейском проливе. Здесь русскую эскадру дожидались три эскадры — шесть боевых отрядов, пять отрядов истребителей и восемь отрядов миноносцев.

Японцы имели много преимуществ — русская эскадрабыла численно слабее японского флота, менее однородна, значительно хуже укомплектована, экипажи русских кораблей были хуже обучены. Не стоит забывать и о перегрузке запасами угля русских кораблей, выдержавших семимесячное плавание.

Пока русские совершали свой тяжелейший переход, японцы полностью отремонтировали свои корабли, усилили их вооружение, боезапас и защиту с учетом опыта недавних боев. Оставшееся время экипажи кораблей Соединенного флота активно занимались боевой подготовкой.

Необходимо отметить, что русской эскадре противостоял флот, имеющий богатый боевой опыт тяжелого противостояния с 1-й Тихоокеанской эскадрой. Когда русская эскадра прошла Индийский океан, Того собрал свои корабли в базе и стал ждать приближения противника.

В ночь на 14 мая, на 224-й день беспримерного похода, 2-я Тихоокеанская эскадра вошла в Корейский пролив.

Источник: http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/rjw_sea/11.htm

Ссылка на основную публикацию