Самоходные атомные станции ссср

Тайные разработки СССР: передвижная АЭС «Памир-630Д»

Машина времени

В 2017 году ряд СМИ сообщил о разработке российскими учеными передвижных атомных электростанций для отдаленных арктических поселков и месторождений.

А к 2020 году Министерство обороны получит мобильные атомные реакторы для Арктики. Фантастика? Новые передвижные реакторы, на самом деле, – это хорошо забытое старое.

Или не забытое? Передвижную АЭС «Памир-630Д», созданную в первую очередь для военных нужд, мы помним очень хорошо!

Поражающий воображение «ядерный кортеж», который можно было использовать для питания размещенных вдали от цивилизации радаров противовоздушной и противоракетной обороны, – не первый советский проект передвижной АЭС.

К началу шестидесятых силами Физико-энергетического института Обнинска (ранее назывался «Лаборатории В») в опытную эксплуатацию вступил комплекс ТЭС-3 (транспортабельная атомная электростанция) на модифицированном шасси танка Т-10. Для размещения оборудования потребовалось четыре самоходки общей массой свыше 300 тонн, каждая из которых оснащалась 750-сильным танковым дизелем. Между собой эта «ядерная гвардия» соединялась кабелями и трубопроводами.

Позднее в Институте ядерной энергетики Академии наук Белорусской ССР (в настоящее время – Объединенный институт энергетических и ядерных исследований «Сосны») началась разработка более современной системы «Памир-630Д», значительно отличавшейся от ТЭС-3 как принципиальными решениями, так и «носителем». Груз небывалой ответственности взвалили на плечи тягача МАЗ-7960, созданного на основе модели 537, немало потаскавшей за свою жизнь разных единиц боевой техники и ракет.

Интересно, что если в Обнинске свою установку оснастили водо-водяным реактором с воздушным радиатором, в котором в качестве охладителя используется циркулирующая вода, то белорусские ядерщики поступили смелее и оригинальнее – на роль теплоносителя и рабочего тела выбрали тетраокись азота, отличающуюся высокой теплоемкостью, теплопроводностью и плотностью при низкой вязкости. Применение тетраокиси азота позволило сделать 630-киловаттный реактор не двух- или трехконтурным, а одноконтурным и более компактным.

Всеми процессами в АЭС заведовали бортовые ЭВМ. аварийной ситуации в дело вступала пассивная система аварийного охлаждения реактора.

Отряд состоял из четырех машин. Первый МАЗ вез в полуприцепе грузоподъемностью 65 тонн реактор, сопутствующее оснащение и два автономных дизель-генератора. Во второй машине находился турбогенератор, вырабатывающий электричество. Была еще пара вспомогательных КрАЗов с системой управления и резервными дизель-генераторами.

Считается, что на «Памир-630Д» поставили крест в том числе из-за чернобыльской катастрофы, случившейся 26 апреля 1986 года, – как раз в это время мобильный комплекс проходил испытания и дважды выводился на проектную мощность.

Одним из официальных объяснений закрытия проекта в феврале 1988 года стала «недостаточная научная обоснованность выбора теплоносителя». До наших дней «Памир-630Д» дожил в схемах, описаниях и масштабных моделях.

Но дело его, как мы можем видеть сейчас, живет…

Источник: https://autorambler.ru/mashinavremeni/tainye-razrabotki-sssr-peredvizhnaya-aes-pamir-630d.htm

Передвижные АЭС созданные в СССР и России..

Передвижные АЭС созданные в СССР и России

Советские мобильные атомные электростанции предназначались прежде всего для работы в отдаленных районах Крайнего Севера, где отсутствуют железные дороги и линии электропередачВ тусклом свете заполярного дня по заснеженной тундре пунктирной линией ползет колонна гусеничного транспорта: бронетранспортеры охраны, вездеходы с персоналом, цистерны с топливом и… четыре загадочные машины внушительных размеров, похожие на могучие железные гробы. Наверное, так или почти так выглядело бы путешествие мобильной атомной электростанции к Н-скому военному объекту, который стережет страну от вероятного противника в самом сердце ледяной пустыни…

Предложение Славского стало руководством к действию, и уже вскоре ЛКЗ в кооперации с Ярославским паровозостроительным заводом подготовил проекты атомного энергопоезда – передвижной АЭС (ПАЭС) небольшой мощности для транспортировки по железной дороге.

Предусматривались два варианта – одноконтурная схема c газотурбинной установкой и схема с использованием паротурбинной уста-новки самого локомотива. Вслед за этим к разработке идеи подключились и другие предприятия. По итогам обсуждения зеленый свет был дан проекту Ю.А. Сергеева и Д.Л.

Бродера из обнинского Физико-энергетического института (ныне ФГУП «ГНЦ РФ – ФЭИ»).

Видимо посчитав, что рельсовый вариант ограничит ареал действия ПАЭС лишь территориями, охваченными железнодорожной сетью, ученые предложили поставить свою электростанцию на гусеницы, сделав ее практически вездеходной.

Эскизный проект станции появился в 1957 году, а уже два года спустя было произведено специальное оборудование для постройки опытных образцов ТЭС-3 (транспортируемой электростанции).

В те времена практически все в атомной индустрии приходилось делать «с нуля», однако опыт создания ядерных реакторов для транс-порт-ных нужд (например, для ледокола «Ленин») уже существовал, и на него можно было бы опереться.

ТЭС-3 — транспортабельная атомная электростанция, перевозимая на четырёх самоходных гусеничных шасси, созданных на базе тяжёлого танка Т-10. ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1961 году. Впоследствии программа была свёрнута. В 80-х годах дальнейшее развитие идея транспортабельных крупноблочных атомных электростанций небольшой мощности получила в виде ТЭС-7 и ТЭС-8.

Одним из главных факторов, которые приходилось учитывать авторам проекта при выборе тех или иных инженерных решений, была, разумеется, безопасность. С этой точки зрения оптимальной была признана схема малогабаритного двухконтурного водо-водяного реактора.

Вырабатываемое реактором тепло отбиралось водой под давлением 130 атм при температуре на входе в реактор 275°С и на выходе – 300°С. Через теплообменник тепло передавалось рабочему телу, в качестве которого также выступала вода.

Образовавшийся пар приводил в движение турбину генератора.

Активная зона реактора была спроектирована в виде цилиндра высотой 600 и диаметром 660 мм. Внутри помещались 74 тепловыделяющие сборки.

В качестве топливной композиции решили применить интерметаллид (химическое соединение металлов) UAl3, залитый силумином (SiAl).

Сборки представляли собой два коаксиальных кольца с этой топливной композицией. Подобная схема была разработана специально для ТЭС-3.

В 1960 году созданное энергетическое оборудование смонтировали на гусеничном шасси, позаимствованном у последнего советского тяжелого танка Т-10, который производился с середины 1950-х до середины 1960-х годов. Правда, для ПАЭС базу пришлось удлинить, так что энергосамоход (так стали называть вездеходы, перевозящие атомную электростанцию) имел десять катков против семи у танка.

Но даже при такой модернизации разместить всю энергоустановку на одной машине было невозможно. ТЭС-3 представляла собой комплекс из четырех энергосамоходов.

Первый энергосамоход нес на себе ядерный реактор с транспортируемой биозащитой и специальный воздушный радиатор для снятия остаточного охлаждения. На второй машине монтировались парогенераторы, компенсатор объема, а также циркуляционные насосы для подпитки первого контура.

Собственно выработка электроэнергии была функцией третьего энергосамохода, где размещался турбогенератор с оборудованием конденсатно-питательного тракта. Четвертая машина играла роль пункта управления ПАЭС, а также имела резервное энергетическое оборудование.

Здесь находились пульт и главный щит со средствами пуска, пусковой дизель-генератор и блок аккумуляторных батарей.

В дизайне энергосамоходов первую скрипку играли лапидарность и прагматизм.

Поскольку ТЭС-3 предполагалось эксплуатировать преимущественно в районах Крайнего Севера, оборудование помещалось внутрь утепленных кузовов так называемого вагонного типа.

Читайте также:  Отечественная война в миниатюре

В поперечном сечении они представляли собой шестиугольник неправильной формы, который можно описать как трапецию, поставленную на прямоугольник, что невольно вызывает ассоциацию с гробом.

ПАЭС предназначалась для функционирования только в стационарном режиме, работать «на ходу» она не могла. Чтобы запустить станцию, требовалось расставить энергосамоходы в нужном порядке и соединить их трубопроводами для теплоносителя и рабочего тела, а также электрическими кабелями. И именно на стационарный режим работы была спроектирована биозащита ПАЭС.

Система биозащиты состояла из двух частей: транспортируемой и стационарной. Транспортируемая биозащита перевозилась вместе с реактором. Активная зона реактора помещалась в своего рода свинцовый «стакан», который находился внутри бака.

Когда ТЭС-3 работала, бак заливался водой. Слой воды резко снижал активацию нейтронами стенок бака биозащиты, кузова, рамы и прочих металлических частей энергосамохода.

После окончания кампании (периода работы электростанции на одной заправке) воду сливали и транспортировка осуществлялась при пустом баке.

Под стационарной биозащитой понимались своего рода боксы из земли или бетона, которые перед пуском ПАЭС требовалось возводить вокруг энергосамоходов, несущих на себе реактор и парогенераторы.

Общий вид АЭС «ТЭС-3″

В августе 1960 года собранную ПАЭС доставили в Обнинск, на испытательную площадку Физико-энергетического института. Меньше чем через год, 7 июня 1961 года, реактор достиг критичности, а 13 октября состоялся энергетический пуск станции. Испытания продолжались до 1965 года, когда реактор отработал свою первую кампанию.

Однако на этом история советской мобильной АЭС фактически закончилась. Дело в том, что параллельно знаменитый обнинский институт разрабатывал еще один проект в области малой атомной энергетики. Им стала плавучая АЭС «Север» с аналогичным реактором. Как и ТЭС-3, «Север» проектировался преимущественно для нужд энергообеспечения военных объектов.

И вот в начале 1967 года Министерство обороны СССР решило отказаться от плавучей атомной станции. Заодно были остановлены работы и по наземной мобильной энергоустановке: ПАЭС была переведена в стояночный режим. В конце 1960-х появилась надежда на то, что детищу обнинских ученых все-таки найдется практическое применение.

Предполагалось, что атомная станция могла бы использоваться в нефтедобыче в тех случаях, когда в нефтеносные слои требуется закачать большое количество горячей воды, чтобы поднять ископаемое сырье ближе к поверхности. Рассматривали, к примеру, возможность такого использования ПАЭС на скважинах в районе города Грозного.

Но даже послужить кипятильником для нужд чеченских нефтяников станции не удалось. Хозяйственная эксплуатация ТЭС-3 была признана нецелесообразной, и в 1969 году энергоустановку пол-ностью законсервировали. Навсегда.

Как это ни удивительно, но с кончиной обнинской ПАЭС история советских мобильных атомных электростанций не прекратилась.

Другой проект, о котором несомненно стоит рассказать, представляет собой весьма курьезный пример советского энергетического долгостроя.

Начало ему было положено еще в начале 1960-х, но некий осязаемый результат он принес лишь в горбачевскую эпоху и вскоре был «убит» резко усилившейся после чернобыльской катастрофы радиофобией. Речь идет о белорусском проекте «Памир 630Д».

Комплекс передвижной АЭС «Памир-630Д» базировался на четырех грузовых автомобилях, представлявших собой связку «прицеп–тягач»

В определенном смысле можно сказать, что ТЭС-3 и «Памир» соединяют родственные связи. Ведь одним из основателей белорусской ядерной энергетики стал А.К. Красин – бывший директор ФЭИ, принимавший непо-средственное участие в проектировании первой в мире АЭС в Обнинске, Белоярской АЭС и ТЭС-3.

В 1960 году его пригласили в Минск, где ученый вскоре был избран академиком АН БССР и назначен директором отделения атомной энергетики Энергетического института белорусской Академии наук.

В 1965 году отделение было преобразовано в Институт ядерной энергетики (ныне Объединенный институт энергетических и ядерных исследований «Сосны» НАН).

В одну из поездок в Москву Красин узнал о существовании государственного заказа на проектирование передвижной атомной электростанции мощностью 500–800 кВт.

Наибольший интерес к такого рода энергоустановке проявляли военные: им требовался компактный и автономный источник электричества для объектов, находящихся в отдаленных и отличающихся суровым климатом районах страны – там, где нет ни железных дорог, ни ЛЭП и куда довольно сложно доставить большое количество обычного топлива. Речь могла идти об электропитании радиолокаторных станций или пусковых установок ракет.

С учетом предстоящего использования в экстремальных климатических условиях к проекту предъявлялись особые требования. Станция должна была работать при большом разбросе температур (от –50 до +35°С), а также при высокой влажности. Заказчик требовал, чтобы управление энергоустановкой было максимально автоматизировано.

При этом станция должна была вписываться в железнодорожные габариты О-2Т и в габариты грузовых кабин самолетов и вертолетов с размерами 30х4,4х4,4 м. Продолжительность кампании АЭС определялась в не менее чем 10 000 часов при времени непрерывной работы не более 2000 часов.

Время развертывания станции должно было составлять не более шести часов, а демонтаж необходимо было уложить в 30 часов.

Кроме того, проектировщикам следовало придумать, как снизить расходование воды, которая в условиях тундры ненамного доступнее солярки. Именно это последнее требование, практически исключавшее применение водяного реактора, во многом определило судьбу «Памира-630Д».

Оранжевый дым

Генеральным конструктором и главным идейным вдохновителем проекта стал В.Б. Нестеренко, ныне член-корреспондент белорусской Национальной академии наук.

Именно ему принадлежит идея использовать в реакторе для «Памира» не воду или расплавленный натрий, а жидкую тетраокись азота (N2O4) – причем одновременно в качестве теплоносителя и рабочего тела, так как реактор мыслился одноконтурным, без теплообменника.

Тетраоксись азота была выбрана, естественно, не случайно, так как это соединение обладает весьма интересными термодинамическими свойствами, такими как высокая теплопроводность и теплоемкость, а также низкая температура испарения.

Его переход из жидкого в газообразное состояние сопровождается химической реакцией диссоциации, когда молекула тетраокиси азота распадается сначала на две молекулы диокиси азота (2NO2), а затем на две молекулы окиси азота и одну молекулу кислорода (2NO+O2).

При увеличении количества молекул объем газа или его давление резко возрастают.

В реакторе, таким образом, стало возможным реализовать замкнутый газожидкостный цикл, который давал реактору преимущества в эффективности и компактности.

Осенью 1963 года белорусские ученые представили свой проект мобильной атомной станции на рассмотрение научно-технического совета Государственного комитета по использованию атомной энергии СССР. Тогда же на суд членов НТС были вынесены аналогичные проекты ФЭИ, ИАЭ им.

Курчатова и ОКБМ (Горький).

Предпочтение отдали белорусскому проекту, однако лишь десять лет спустя, в 1973 году, в ИЯЭ АН БССР было создано специальное конструкторское бюро с опытным производством, которое приступило к конструированию и стендовым испытаниям узлов будущего реактора.

Одной из самых главных инженерных задач, которую предстояло решать создателям «Памира-630Д», стала отработка устойчивого термодинамического цикла с участием теплоносителя и рабочего тела нетрадиционного типа.

Для этого применялся, например, стенд «Вихрь-2», представлявший собой фактически турбогенераторный блок будущей станции.

Читайте также:  Как разбился самый большой советский агитационный самолет

В нем нагрев тетраоксида азота производился с помощью турбореактивного авиадвигателя ВК-1 с форсажной камерой.

Отдельную проблему представляла собой высокая коррозионная агрессивность тетраоксида азота, особенно в местах фазовых переходов – кипения и конденсации. Если же в контур турбогенератора попала бы вода, N2O4, прореагировав с ней, немедленно дала бы азотную кислоту со всеми ее известными свойствами.

Противники проекта так и говорили порой, что, дескать, белорусские ядерщики намерены растворить в кислоте активную зону реактора. Частично проблема высокой агрессивности тетраоксида азота была решена добавлением в теплоноситель 10% обычной моноокиси азота. Этот раствор получил название «нитрин».

Тем не менее применение тетраоксида азота увеличивало опасность использования всего ядерного реактора, особенно если вспомнить, что речь идет о мобильном варианте АЭС. Подтверждением тому стала гибель одного из сотрудников КБ.

Во время опыта из разорвавшегося трубопровода вырвалось оранжевое облачко. Находившийся поблизости человек ненамеренно вдохнул ядовитый газ, который, прореагировав с водой в легких, превратился в азотную кислоту.

Спасти несчастного не удалось.

Зачем снимать колеса?

Впрочем, проектировщики «Памира-630Д» внедрили в свой проект ряд конструктивных решений, которые были призваны повысить безопасность всей системы. Во-первых, все процессы внутри установки, начиная от пуска реактора, управлялись и контролировались с помощью бортовых ЭВМ.

Два компьютера работали параллельно, а третий находился в «горячем» резерве. Во-вторых, была реализована система аварийного охлаждения реактора за счет пассивного перетекания пара через реактор из части высокого давления в часть конденсатора.

Наличие большого количества жидкого теплоносителя в технологическом контуре позволяло в случае, например, обесточивания эффективно отводить тепло от реактора. В-третьих, важным «страховочным» элементом конструкции стал материал замедлителя, в качестве которого был выбран гидрид циркония.

При аварийном повышении температуры гидрид циркония разлагается, и выделяемый водород переводит реактор в глубоко подкритичное состояние. Реакция деления прекращается.

За экспериментами и испытаниями шли годы, и те, кто задумывал «Памир» в начале 1960-х годов, смогли увидеть свое детище в металле лишь в первой половине 1980-х. Как и в случае с ТЭС-3, белорусским конструкторам понадобилось несколько машин для размещения на них своей ПАЭС.

Реакторный блок монтировался на трехосном полуприцепе МАЗ-9994 грузоподъемностью 65 т, в роли тягача для которого выступал МАЗ-796. Кроме реактора с биозащитой в этом блоке размещались система аварийного расхолаживания, шкаф распределительного устройства собственных нужд и два автономных дизель-генератора по 16 кВт.

Такая же связка МАЗ-767 – МАЗ-994 везла на себе и турбогенераторный блок с оборудованием электростанции.

Дополнительно в кузовах КРАЗов передвигались элементы системы автоматизированного управления защиты и контроля. Еще один такой грузовик перевозил вспомогательный энергоблок с двумя стокиловаттными дизель-генераторами. Итого пять машин.

«Памир-630Д», как и ТЭС-3, был рассчитан на стационарную работу. По прибытии на место дислокации монтажные бригады устанавливали рядом реакторный и турбогенераторный блоки и соединяли их трубопроводами с герметичными сочленениями.

Блоки управления и резервная энергоустановка ставились не ближе 150 м от реактора, чтобы обеспечить радиационную безопасность персонала. С реакторного и турбогенераторного блока снимали колеса (прицепы устанавливались на домкратах) и отвозили их в безопасную зону.

Все это, конечно, в проекте, ибо реальность оказалась иной.

Макет первой белорусской и одновременно единственной в мире передвижной АЭС «Памир», которая была сделана в Минске

Электрический пуск первого реактора состоялся 24 ноября 1985 года, а спустя пять месяцев случился Чернобыль. Нет, проект не был немедленно закрыт, и в общей сложности экспериментальный образец ПАЭС отработал на разных режимах нагрузки 2975 часов.

Однако, когда на волне охватившей страну и мир радиофобии вдруг стало известно, что в 6 км от Минска стоит ядерный реактор экспериментальной конструкции, случился масштабный скандал. Совмин СССР тут же создал комиссию, которой предстояло изучить вопрос о целесообразности дальнейших работ по «Памиру-630Д».

В том же 1986 году Горбачевым был отправлен в отставку легендарный глава Средмаша 88-летний Е.П. Славский, покровительствовавший проектам мобильных АЭС. И нет ничего удивительного в том, что в феврале 1988 года согласно решению Совмина СССР и АН БССР проект «Памир-630Д» прекратил свое существование.

Одним из главных мотивов, как значилось в документе, стала «недостаточная научная обоснованность выбора теплоносителя».

Источник: https://cont.ws/post/128573

Самоходная атомная электростанция малой мощности

В 1961 году в СССР поступила в опытную эксплуатацию первая передвижная АЭС «ТЭС-3», фактически это была экспериментальная установка, для изучения применения подобных атомных станций для обеспечения энергией труднодоступных районов нашей даже сейчас необъятной Родины.

«ТЭС-3» состояла из четырех гусеничных шасси на базе танка Т-10, правда из-за ее больших габаритов шасси пришлось удлинить до 10 катков на борт.

Один самоход использовался как шасси для реактора, на втором установили парогенераторную установку, третий и четвертый самоход стали шасси для турбогенератора, пульта управления и вспомогательного оборудования.

Мощность 1,5-2 МВт, срок службы на одной загрузке — до года, вес одного самоходного модуля — 90 т. Всего модулей -4.

Шасси от тяжелого танка Т-10 (ИС-10) удлиненное с увеличеным числом катков и более широкой гусеницей.

ТТХ станции:

Станция выполнена по двухконтурной схеме с гетерогенным водо-водяным реактором тепловой мощностью 8,8 тыс. кВт, охлаждаемым водой под давлением 130 ат при температурах на входе реактора 275°С и на выходе 300°С. Расход воды в первом контуре установки 320 т/ч.

В активной зоне реактора, имеющей форму цилиндра высотой 600 и диаметром 660 мм, размещены 74 тепловыделяющие сборки с высокообогащенным ураном. Средняя тепловая нагрузка в реакторе равна 0,6 · 106 ккал/(м2 · ч), максимальная — 1,3 · 106 ккал/(м2 · ч). Длительность кампании реактора 250 суток, а при частичной догрузке тепловыделяющих элементов — до 1 года.

Мощность турбогенератора станции 1,5 тыс. кВт, однако три ее парогенератора могут давать пар давлением 20 ат и температурой 285°С в количестве, достаточном для получения мощности на валу турбины до 2 тыс. кВт.

Все оборудование станции размещено на четырех гусеничных самоходных транспортерах. На двух самоходах находится реакторная парогенераторная установка, на двух других — турбогенератор, пульт управления и вспомогательное оборудование. Общий вес оборудования, установленного на самоходах, около 210 т.

Для защиты от излучения во время работы вокруг первых двух самоходов сооружается на месте эксплуатации земляная защита.

Кроме того, реакторный самоход снабжен транспортируемой биологической защитой, позволяющей производить монтажные и демонтажные работы уже через несколько часов после остановки реактора, а также перевозить реактор с частично или полностью выгоревшей активной зоной.

При транспортировке охлаждение реактора осуществляется с помощью воздушного радиатора, обеспечивающего съем до 0,3% номинальной мощности установки.

Параллельно с гусеничной ТЭС-3 возникла идея создать передвижную АЭС на колёсном ходу. Институт, призванный решить эту задачу, разместили в белорусском посёлке Сосны. Выбору места способствовала близость к Минскому автозаводу – создателю знаменитых колёсных тягачей МАЗ-537 «Ураган», способных нести вес межконтинентальной баллистической ракеты.

Читайте также:  Винилам: классификация, укладка, отзывы

Мобильная АЭС «Памир» предназначалась для военных нужд — электроснабжения радаров ПВО в условиях, когда штатные системы питания будут уничтожены ракетным нападением. (Впрочем, как и большинство военной продукции, «Памир» имел второе – гражданское – назначение: использование в районах стихийных бедствий).

Поэтому при относительно небольшой мощности реактора (0,6 МВт (эл.)) предъявлялись высокие требования к его компактности и – особенно – к надёжной системе охлаждения.

После многолетних изысканий конструкторы создали для «Памира» уникальный газоохлаждаемый реактор на основе четырёхокиси азота, работающий по одноконтурной схеме. На одной загрузке топлива он мог работать до пяти лет.

АЭС «Памир» размещалась на четырёх колёсных тягачах МАЗ-537 «Ураган»: два из них несли реакторный и турбогенераторный блоки, ещё два – систему управления и жилые помещения персонала. В рабочем положении реакторный и турбогенераторный блоки соединялись наружными газовыми шлангами высокого давления. «Ураган» с реактором весил порядка 60 тонн.

Станция успешно прошла заводские испытания, и к 1986 году было изготовлено уже две АЭС «Памир». Но они не успели отправиться к местам службы. После Чернобыльской аварии, на волне антиядерных настроений в Белоруссии, проект был закрыт, а все восемь готовых трейлеров с оборудованием пошли «под нож».

Источник: http://www.gradremstroy.ru/news/samoxodnaya-atomnaya-elektrostanciya-maloj-moshhnosti.html

Атомная энергетика в СССР

В Советском Союзе была построена первая в мире АЭС. Постройка станции была завершена в первой половине пятидесятых годов. Ее соорудили неподалеку от городка Обнинск.

На станции использовался реактор на тепловых нейтронах. Он был маломощным, но сам факт его сооружения доказывал, что атомную энергию можно использовать в мирных целях.

Более подробную информацию вы найдете на biblioatom.ru.

Данное событие сыграло важнейшую роль в развитии атомной энергетики во всем мире. Со временем на территории СССР и других стран были построены новые АЭС. С этого момента началась новая эпоха использования ядерной энергии.

В первой половине шестидесятых годов была сооружена Белоярская АЭС. Ее оснастили принципиально новым типом реактора. По уровню мощности и эффективности она существенно опережала первый экземпляр. В то же время был сооружен первый энергоблок на Нововоронежской атомной электростанции.

Первые советские реакторы не нуждались в каркасе значительной толщины и большого веса. Это связано с тем, что все они были урано-графитового типа. Подобную установку поставили в начале семидесятых годов на Ленинградской атомной станции.

Ее оснастили четырьмя энергоблоками. Каждый из них выдавал огромный на тот момент уровень мощности. Он составлял одну тысячу мегаватт. В тот же период соорудили первую ядерную теплоэлектроцентраль.

Она использовалась в целях снабжения горячей водой и отапливания домов, находящихся в регионе.

В СССР построили еще две ядерные электростанции в 1976 году. Одна из них получила название — Курская, а вторая — Армянская. Последняя строилась с определенными сложностями. Поскольку возведение этой станции осуществлялось в опасном сейсмическом районе.

Развитие атомной энергетики в Советском Союзе было достаточно разносторонним. Ученые не зацикливались на сооружении одного типа реакторов. Разработки и научные изыскания шли без остановки. Это позволило добиться существенных результатов и сильно расширить изначальные возможности отрасли.

В 1965 году построили одноконтурную опытную атомную электростанцию в городе Ульяновск. Ее уровень мощности составлял пятьдесят мегаватт. Разработанный тип реактора дал возможность существенно упростить применяемые устройства, не снижая показатели безопасности и надежности.

В Димитровграде соорудили еще одну экспериментальную станцию. Она имела реактор с уровнем мощности двенадцать мегаватт. Последний имел одну очень важную черту. Это был быстрый реактор. Система охлаждения устройства — натриевая.

В семидесятые годы прошлого века советские ученые разработали два уникальных реактора-преобразователя. Они получили наименование «Топаз». Их особенность заключалась в том, что они напрямую преобразовывали тепловую энергию в электрическую. Спустя некоторое время на основе упомянутых устройств сооружали реакторы для атомных субмарин.

Атомная энергетика в Советском Союзе была самой технологичной отраслью народного хозяйства. Отметим, что многие научные разработки, созданные в те времена, до сих пор не потеряли своей актуальности, и морально не устарели.

Плюсы и минусы, польза и вред от использования ядерной энергии

Атомная энергетика имеет ряд очень важных преимуществ. Поэтому ее применение очень выгодное. К набору преимуществ этой отрасли относится:

  • отличные показатели энергоемкости;

  • возможность повторного использования топлива;

  • минимум выбросов в окружающую среду;

  • позитивное влияние на другие отрасли экономики.

Чтобы заменить энергетический эффект от сжигания ста тонн угля или шестидесяти тонн нефти достаточно использовать всего один килограмм урана с показателем обогащения равным четырем процентам.

На сегодняшний день ведутся разработки по созданию замкнутого цикла использования ядерного топлива. В этом направлении уже достигнуты серьезные результаты. В будущем отрасль сможет работать практически без отходов. Поскольку используемое топливо сгорает не полностью. Его можно еще раз использовать, если подвергнуть его процедуре восстановления.

Переход на атомную энергию снизит воздействие на атмосферу. Это позволит снизить последствия «парникового эффекта». Практика показывает, что эксплуатация существующих в Европе АЭС позволила сократить число выбросов в атмосферу на семьсот миллионов тонн в год. Соответствующий показатель в России составляет двести десять миллионов тонн.

Постройка АЭС является драйвером роста для других отраслей экономики. Чтобы создать одно рабочее место на станции нужно дополнительно организовать еще десять таких же рабочих мест на смежных предприятиях.

Тем не менее атомная энергетика имеет и ряд серьезных недостатков. Некоторые из них вынудили целые страны свернуть свои программы строительства АЭС. К недостаткам атомной энергетики можно причислить:

  • вероятность аварий и их последствия;

  • проблема утилизации отходов;

  • дороговизна постройки АЭС;

  • потребность в высококвалифицированном персонале.

Аварии на атомных электростанциях маловероятны, но возможны. Подтверждение тому служат трагедии, случившиеся в Чернобыле и Фукусимы. Радиоактивное заражение приводит к серьезнейшим последствиям для окружающей среды и людей.

Большинство имеющихся АЭС не работают по схеме замкнутого цикла. Это означает, что отработанное топливо нужно утилизировать. Поскольку оно очень радиоактивное. Эффективного решения этой задачи нет по сей день. Возможно тотальный переход АЭС на замкнутый цикл позволит устранить этот минус.

Для сооружения атомных электростанций нужны значительные ресурсы и компетентный персонал. В противном случае станция не будет эффективно и безопасно функционировать. Более того, если нарушить эти требования, последствия могут привести к серьезным авариям.

Вывод

Атомную энергетику рано хоронить. Она остается наиболее перспективной. На сегодняшний день не существует достойной альтернативы. Новые достижения и открытия могут лишь укрепить ее позиции, как это происходило во времена Советского Союза.

Вас это заинтересует:

Источник: http://alfaed.ru/atomnaya-ehnergetika-v-sssr.html/

Ссылка на основную публикацию