Уроки физкультуры в советском союзе

Физкультура в СССР

Физкультура в СССР

В СССР был настоящий культ спорта. Во дворах дворовые атлеты крутили «солнышко» на турниках, в квартирах женщины осваивали аэробику по телевизору, а на заводах была производственная гимнастика.

Воркаут по-советски

Образ советского гражданина был неразрывно связан со спортом. Спорт был в каждом дворе, в каждом доме, спорт выживал в подвалах и процветал на спортплощадках.

В СССР почти в каждом дворе была «хоккейная коробка», которая летом превращалась в футбольное поле, да и турники с брусьями были почти на каждом шагу.

С другой стороны, приверженцам культуризма, или, как он тогда назывался, атлетизма, приходилось взламывать подвалы домов и обустраивать там подпольные «качалки».

На поверхности идеологически правильные спортсмены подтягивались на турнике, качали пресс на шведской стенке. А в подвалах самодельными штангами, гантелями и прочими тренажерами, сделанными из всего, что попадалось под руку, «качались» первые советские культуристы.

Так или иначе, спорт был неотъемлемой частью сознания советского гражданина. Это объяснялось широкой пропагандой Советского Союза.

Призывающие заниматься спортом плакаты смотрели на работников, занимающихся производственной гимнастикой, день начинался с радиопрограммы «Утренняя зарядка», а школьников заставляли сдавать нормы ГТО.

Да и вообще, что ты за мужик, если «солнышко» на турнике крутануть не можешь.

Производственная гимнастика — «Пятиминутка бодрости»

Производственная гимнастика, как и многое в СССР, была добровольно-принудительным занятием. Всех рабочих, от доярок до сварщиков, под команды, доносившиеся из радиоприемника, заставляли приседать и бегать на месте.

«Пятиминутка бодрости» убивала сразу несколько зайцев. Во-первых, люди становились здоровее и выносливее. Во-вторых, если давать работникам размяться, то и брака будет меньше. Ну и конечно же, как говорил Сталин, «необходимо вырастить новое поколение рабочих, способных защитить страну грудью от покушений со стороны врагов».

После издания в 1956 году постановления Президиума ВЦСПС «Об организации производственной гимнастики на предприятиях и в учреждениях» спортом занимались все, вне зависимости от желания.

Подошли к вопросу серьезно.

Врачи исследовали помещения на пригодность к гимнастике — изучали уровень загазованности и исправность вентиляции, формировались методические советы по производственной гимнастике, а активная часть рабочих выпускала стенбюллетени.

Перед обедом или в конце смены в течение 5-10 минут на каждом предприятии проводилась гимнастика. Рабочие, не отходя от станка, под чутким руководством общественных инструкторов выполняли физические упражнения.

Власть на местах тоже не осталась в стороне. Вот что говорится в секретной инструкции по проведению производственной гимнастики в Яузском радиотехническом институте: «Во избежание обрушения лепнины вместо упражнения “бег на месте” выполнять упражнение “бег на месте” без участия ног».

В середине 80-х производственная гимнастика сошла на нет: с одной стороны, сверху стали смотреть сквозь пальцы, с другой — она выглядела устаревшей после выхода на телеэкраны ритмической гимнастики.

Ритмическая гимнастика, или советская аэробика

Впервые ритмическая гимнастика появилась на телеэкране в 1984 году, и, по словам Александра Иваницкого, главреда Главной редакции спортивных программ ЦТ, она «с треском провалилась». Советский гражданин не был готов к переменам. В течение полувека в одно и то же время один и тот же голос проводил зарядку для народа, и народ был доволен.

Первый выпуск был встречен шквалом гневных писем от пенсионеров с обвинениями в «кривлянии» и подражании Западу. Но чуть позже создатели этой передачи наткнулись на видеокассету с записью уроков, которые вела знаменитая американская актриса Джейн Фонда. Они вдруг поняли, что буквально недавно показывали в эфире практически то же самое.

Переориентировавшись на женскую аудиторию и сменив время вещания, программа вновь вернулась на телеэкраны. Стоит сказать, что советская передача имела сильнейшую методическую базу. Разработкой программы занимались профессионалы из ВНИИФК (Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры), а вели передачу заслуженные советские спортсмены.

И ритмическая гимнастика, которую все чаще называли на западный манер аэробикой, захлестнула страну. Красавицы под ритмичную музыку призывали повторять за ними движения. Сразу вырос спрос на гимнастические купальники, неоновые лосины и шерстяные гетры. Причем последние вошли и в повседневную моду, их носили всегда и везде.

Музыка, которая звучала в выпусках, по стилю была близка к синти-попу. Компания «Мелодия» в 1984 году выпустила пластинку «Ритмическая гимнастика» с музыкой и голосом диктора, который руководил процессом. Популярность аэробики подтолкнула группу «Дисплей» записать культовую песню «Радость движения». Позже ритмическая гимнастика сошла на нет, сменившись другими видами аэробики.

Хулахуп

На волне активных занятий спортом в СССР выпускалось много спортивных снарядов для занятий дома, даже сейчас многие могут найти у себя в гараже диск здоровья «Грация» или металлический обруч хулахуп.

https://www.youtube.com/watch?v=JEXBCVOLMLw

Идеологически правильное название его — обруч, именно так его называли дикторы спортивных мероприятий. В 60-е годы все повально крутили обруч. Особенно широкое распространение он получил после выхода фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен». После сцены, где героиня фильма ловко крутит хулахуп, металлическое кольцо стало мечтой каждой советской девочки.

Название пришло из английского языка, hula — гавайский танец, в основе которого лежит покачивание бедер, и hoop — обруч. Хулахуп крутили везде: на представлениях в цирке, дома перед телевизором и в городских дворах. Женщины видели в железном обруче решение всех проблем, связанных с фигурой. Появились пластиковые версии хулахупа, и даже с рифленой внутренней стороной.

Но некоторые поговаривали, что обруч расшатывает кости и приводит к болезням почек. Со временем металлический круг перекочевал на балкон или за шкаф, а особо умелые переделали его в телевизионную антенну.

«Грация»

Еще один спортивный тренажер, который предназначался для коррекции фигуры, — диск здоровья, он же «Грация». Он состоял из двух дисков, которые закреплялись на одной оси и могли крутиться относительно друг друга.

Женщины крутились вполоборота, стоя на диске. Дети садились на диск и раскручивали друг друга, пока голова не закружится.

А самый оригинальный способ применения нашли мужчины: они ставили телевизор на этот диск и могли спокойно поворачивать его экраном в любую сторону.

Гимнастический ролик

Как и в случае с обручем, гимнастический ролик обрел популярность среди женского населения. Мужчины больше занимались на улице, в городах было множество уличных тренажеров, турников, гимнастических колец. Женщины же, урвав минутку между домашними делами, занимались дома. Правда, освоить ролик могли только подготовленные люди, мало кто мог осилить хотя бы 10 повторений.

Эспандер

Исключительно мужской тренажер — эспандер, их в советское время было несколько видов. Во-первых, это кистевой эспандер, который сжимали все представители мужского пола. Они тоже были разных видов, самым распространенным был обычный резиновый «бублик» черного или синего цвета.

Его каждое поколение использовало по-своему. Взрослые мужики разминали руки за рулем, стоя на светофоре, или тренировались дома, задумчиво глядя в телевизор. Молодежь, а особенно спортсмены, сжимали резиновый «бублик» повсеместно: должны же девушки видеть, какие они спортивные.

А вот мальчики, устав от сжиманий эспандера на силу, понимали, что им вполне можно и в футбол в школьном коридоре погонять. Кистевые эспандеры были разные — упомянутый ранее резиновый, пластиковый и даже металлический.

Встречались и гибриды — 1-2-килограммовые гантели, разделенные посередине пружинами, этакие гантели-эспандеры.

Во-вторых, эспандеры были растяжные, тут основными пользователями были мужчины постарше.

Те, кто помоложе, ходили в секции, а вот более взрослое поколение занималось дома или во дворе. В спортивных «трениках» и заправленной в них майке мужчины растягивали снаряд, чередуя подходы за спиной и перед грудью.

Эспандер — вещь опасная, может из рук вырваться и кого-нибудь из домочадцев покалечить, да и от детей надо было хранить подальше.

Но самое неприятное, что пружины, как адский эпилятор, рвали волосы на шее и затылке у спортсменов.

Источник: bigpicture.ru

Источник: https://runnersclub.ru/articles/fizkultura-v-sssr

Сравнительная характеристика уроков по физической культуре в общеобразовательных учреждениях Советского периода и современной России. Почему уроки по физической культуре пользовались большей актуальностью в СССР?

Из поколения в поколение люди интересовались различными видами спорта, правильностью выполнения физических упражнений, а в народе существовал лозунг «В здоровом теле – здоровый дух!» К сожалению, всё в мире поддается модернизации, зачастую консерватизм уступает прогрессу, но не всегда это идет на пользу людям.

Так существенные изменения претерпела физическая культура как в школьной жизни, так и в обществе в целом.

В данной статье я предлагаю разобраться в том, какие изменения произошли в проведении уроков физкультуры в общеобразовательных учреждениях, выявить причины упадка роли данного предмета среди учащихся и предложить некоторые мероприятия, которые способствуют поднять роль и значимость урока физической культуры.

Из поколения в поколение люди интересовались различными видами спорта, правильностью выполнения физических упражнений, а в народе существовал лозунг «В здоровом теле — здоровый дух!» К сожалению, всё в мире поддается модернизации, зачастую консерватизм уступает прогрессу, но не всегда это идет на пользу людям.

Так существенные изменения претерпела физическая культура как в школьной жизни, так и в обществе в целом.

Читайте также:  11 советов по освещению дачного и загородного участка

В данной статье я предлагаю разобраться в том, какие изменения произошли в проведении уроков физкультуры в общеобразовательных учреждениях, выявить причины упадка роли данного предмета среди учащихся и предложить некоторые мероприятия, которые способствуют поднять роль и значимость урока физической культуры.

Во-первых, мне хотелось бы заметить, что физическая культура, как школьный предмет, утратила свою значимость. Ведение уроков по данной школьной дисциплине оставляет желать лучшего. Их проводят, грубо говоря, «для галочки», чтобы показать органам государственной власти, что в школьном обучающем курсе есть такой предмет.

Мало кто из учителей действительно нацелен на воспитание здорового подрастающего поколения, а уж тем более будущих олимпийских чемпионов нашей страны. Всё это перекладывается на плечи родителей, но ведь они зачастую не в силах сделать это самостоятельно без помощи профессионалов.

Необходимо понимать, что именно в школе у детей закладывается восприятие урока физической культуры, как важного предметам, позволяющего ему стать здоровым, сильным, полноценным, правильно развитым человеком.

Так же стоит отметить, что культура спорта способствует развитию не только организма человека, но и воспитанию нравственно-волевых качеств личности. В годы Советского периода будущих олимпийских чемпионов и мастеров спорта начинали воспитывать еще со школьной скамьи. Затем они уже переходили в профессиональные спортивные учреждения.

Именно школьные педагоги зарождали в детях основы физической культуры, с которым в последующем работали профессиональные тренеры, развивая и укрепляя физический дух, направляя детей и подростков к спортивным достижениям и победам.

Так же стоит отметить, что посещаемость уроков физкультура в годы СССР была практически 100%, пропуски физкультуры были исключительно по состоянию здоровья. Существовал определенный культ в обществе, направленный на развитие, укрепление и сохранение здоровья. Сейчас же ситуация обратная.

Ученики в школе не воспринимают физическую культуру, как урок. В их сознании существует мнение, что этот предмет можно спокойно игнорировать, а учителя все равно поставят желанную оценку, так как никому не хочется плохими показателями портить рейтинг школы. Зачастую этим и пользуются ученики.

Хотя в общеобразовательной школе именно урок физической культуры должен являться базовой областью образования, так как он способствует не только формированию, развитию и укреплению растущего организма ребенка, но и спортивному отдыху учеников.

Ведь весь день дети проводят в одном статическом положении, при котором происходят застойные явления в организме, а смена вида деятельности плодотворно влияет на здоровье учеников и дальнейшую результативность учебного и мыслительного процессов. Сейчас у ребят в особом приоритете телевидение, компьютерные игры и различные гаджеты.

Из-за этого резко снизилась двигательная активность детей. В настоящее время в школах России утвердили урок физкультуры 3 раза в неделю. Это кончено же правильно, но все же недостаточно, чтобы решить все проблемы, с которыми столкнулись современные дети.

Необходимо донести до сознания школьников, которые до конца не понимают ценность физической культуры и спорта в жизни, что именно уроки физкультуры закладывают основы здоровья как физического, так и духовного. Хотелось бы, чтобы такие фразы или лозунги, как: «Движение — это жизнь и здоровье!» стали своеобразной народной мудростью.

Следует заметить еще один существенные момент различия уроков физической культуры в общеобразовательных учреждениях Советского периода и современной России — это разнообразие видов физических упражнений. Во-первых, в настоящее время в программе урока физической культуры остались примитивные упражнения.

Конечно же, никто не сомневается в их эффективности, но такими упражнениями уже сложно заинтересовать школьников. Им хочется выполнять упражнения, которые интересны, современны и пользуются большой популярностью среди взрослого населения.

Во-вторых, детям необходимо смена помещений, обстановки и интерьера, в которых проводят спортивные мероприятия. Так, например, в годы СССР уроки проводились не только в закрытых помещениях школ, но и в парках, на улице, на стадионах. Сейчас же это душные спортзалы или двор школы, которые детям уже наскучили.

В-третьих, хотелось бы подчеркнуть важность наличия в школах разнообразного, современного спортивного инвентаря в достаточном количестве для всех учащихся. Так, в годы Советского союза в школе на каждого ребенка был свой полный комплект спортивного инвентаря: мяч, гири, скакалка и т.д.

Сейчас же потребность в спортивных принадлежностях рассчитывается не на каждого ребенка в отдельности, а на 2-3 учеников одновременно, что существенно снижает активность детей и желание заниматься спортом.

Тогда встает актуальный вопрос: «Как же заинтересовать детей заниматься физической культурой?» Для начала это все-таки объяснить детям, донести до их сознания и мышления цель подобных занятий, тем самым параллельно мотивируя их на дальнейшие достижения и победы, пусть даже не для общества, а для себя лично.

Так же педагогу необходимо личным примером на практике доказывать детям, что нет ничего невозможного, т.е. перед тем как дети начнут выполнять упражнение, показать им, как же его нужно делать, а не на словах объяснять правильность его выполнения. Все это приведёт к результату, который должен быть достигнут в ходе физической деятельности.

Также, мне хотелось бы предложить совмещать образовательно-воспитательные процессы путем интегрирования различных видов деятельности, предметов.

Например, физическая культура и география могут отлично сочетаться в совместном с детьми спортивном походе, а физическая культура и музыка отлично интегрируются в современные спортивные танцы, которые так привлекают детей и подростков.

Источник: https://novainfo.ru/article/15715

Физическая культура в общеобразовательных школьных учреждениях в СССР

Сметанин Андрей Григорьевич, старший преподаватель по физической культуре, факультет физкультуры и спорта КемГУ, г. Кемерово

Аннотация:

В статье дается описание средств и методов проведения уроков физической культуры в общеобразовательных школьных учреждениях после Февральской революции 1917 года, когда к власти пришли Советы. Также в статье рассмотрены первые программы, предложенные методистами для правильного всестороннего физического развития школьников.

Abstract:

The article describes the means and methods of physical education lessons in secondary schools after the February revolution of 1917, when the Soviets came to power. Also in the article the first programs offered by methodologists for the correct all-round physical development of schoolboys are considered.

Ключевые слова:

физическая культура; физическое воспитание; программа; методика; упражнения; ГТО

Keywords:

physical culture; physical education; program; methodology; exercises; TRP

УДК 796.011.3

Сегодня в нашем обществе многое подвергается сомнению. Скорее всего, не найти тех ценностей, которые оказались бы нетронутыми критиками. Образование подвергается модернизации постоянно, физическая культура, как школьный предмет, оставляет желать лучшего.

Его проводят, грубо говоря, для галочки, чтобы не отстать от ФГОС. Я предлагаю рассмотреть каким было физическое воспитание в прошлом веке, какую эволюцию оно прошло и в лучшую ли сторону развивается сегодня.

Таким образом, данная тема актуальна в связи с постоянной мобильностью и трансформацией общественных институтов, в том числе и образовательных.

После революции 1917 года государство, общество, институты требовали коренных изменений.

Реорганизация коснулась и школьного образования, в том числе и такого предмета как физическая культура. Целью физической культуры в системе советских взглядов становилось воспитание многогранной личности, соответствующей коммунистическим идеям и взглядам, патриотов, защитников своего Отечества.

В 1919 году учреждения Всеовобуча (всеобщего военного обучения) разработали программу, основным содержанием которой являлась плодотворная физическая деятельность с детьми и подрастающим поколением.

Данная программа стала образцом для губернских отделов народного образования, которые по предложенному примеру составляли собственные программы обучения школьников физической культуре.

Программы по-своему содержания были различны, но во всех них присутствовала одна общая идея – военная направленность школьного физического воспитания.

В 20-х годах начинается составление отличных друг от друга школьных программ и методических пособий по предмету «физическая культура». Советским стандартам более всего соответствовала программа, предложенная в 1923 году, А.А.Зикмундом и А. И.

Зикмундом и имевшая название «Схематическая программа физического воспитания и трудовых навыков в возрасте от 7 до 18 лет на основе пролетарской физкультуры». Материал был систематизирован на основе возрастных особенностей.

Данные методисты советовали применять такие средства как ходьба, бег, прыжки, порядковые упражнения, гимнастику дыхательные упражнения, подвижные игры.

Особое внимание уделялось корригирующим упражнениям, которые являлись профилактическим средством, направленным на уменьшение неблагоприятных условий труда.

Все предложенные в программе физические упражнения были доступны для выполнения школьникам, имели восстановительно-поддерживающую структуру, задействовали все группы мышц. Программа, предложенная методистами, выполняла одну из главных задач советского государства в сфере физической культуры, а именно синтез физического и трудового обучения, так как включала в себя некоторые виды ручного труда ремесленной направленности.

Читайте также:  Как правильно выбрать мебель в детскую: 7 советов

Первые единые для всех школьных организаций программы и методики государство выпускает только в 1927 году.

Таким образом, уроки физкультуры стали соединением разных программ, часть из которых была составлена на основе изученного зарубежного опыта, который акцентировал внимание на гимнастических упражнениях.

Руководство СССР включило в программы физического воспитания санитарно-гигиеническое просвещение школьников, которое должно было привить ученикам элементы личной и общественной гигиены.

При утверждении программ Наркомат Просвещения подчеркивал, что необходимо учитывать физиологические особенности учащихся, их социальные, экономические и бытовые условия.

Уроки физкультуры проводились теперь во всех школах страны с одинаковой периодичностью.

Так, в школах I ступени уроки физического воспитания проводили не менее трех раз в неделю, в школах II ступени – два раза в учебную неделю.

Помимо самих уроков физкультуры рекомендовались и другие формы активности: зарядка до начала занятий, подвижные игры на переменах под контролем учителя, экскурсии и т.д.

В 1932 году ввели физкультурный комплекс ГТО СССР, который направлял содержание школьных программ и методик по физической культуре.

Программа ГТО предлагала следующую схему построения урока:

— 1 серия (5минут) – втягивающие упражнения;

— 2 серия (10 минут) – подготовительные упражнения;

— 3 серия (25 минут) – основные упражнения;

— 4 серия (5 минут) – успокаивающие упражнения.

Программа включала раздел теоретических знаний, который содержал список тем для проведения бесед школьникам о роли физической культуры в советском социалистическом государстве.

В 1940 – 1950-х годах школьные уроки физкультуры были перенаправлены на спортивную подготовку. Одной из задач физического воспитания в школе являлась образовательная, то есть освоение школьниками техники главных видов спорта, так как в данный период спортсмены из СССР начинают принимать участие в международных соревнованиях.

С 1970-х годов ориентация школьной физической культуры начинает преобразовываться и видоизменяться. Физическое воспитание теперь сводится к решению оздоровительных задач путем развития различных физических качеств.

В 1984 году Верховный Совет СССР принимает постановление о основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Теперь для многих стал очевидным тот факт, что два-три урока физкультуры в неделю не могут решить, поставленные перед физической культурой в школе, задачи.

Проведенная реформа сформулировала тезис о необходимости ежедневных занятий физической культурой, но не провела необходимых мер для реализации решения сложившейся проблемы.

После распада СССР новое руководство страны сформулировало иные принципы ведения уроков физической культуры в школе, которые, конечно-же, имели не мало общего с техникой ведения уроков физкультуры в советском государстве, но все же, отлична от предыдущей. Отличительной чертой можно назвать вариативность методов и средств проведения уроков физкультуры в различных общеобразовательных учреждениях, а также потеря связи с комплексом ГТО.

Таким образом, в XX веке физическое воспитание в школьных учреждениях, было направлено на всестороннее физическое развитие учащихся учебных заведений. Оно прошло длительный путь модернизации и, можно утверждать, что сегодняшние уроки физической культуры, это лишь подобие того, что некоторые могли наблюдать в Советском Союзе.

Библиографический список:

1. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта./ В.В. Столбов. — Физкультура и спорт.:Москва, 2000. С.54-57. 2. Ямпольская, Юлия Абрамовна. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников./ Ю.А.Ямпольская. — Российский педиатрический журнал.: Москва, 1998.-№ 1.- С.9–11.

Источник: https://multiurok.ru/blog/fizicheskaia-kultura-v-obshcheobrazovatelnykh-shkolnykh-uchrezhdeniiakh-v-sssr.html

Уроки физкультуры в СССР

?uzoranet (uzoranet) wrote,
2013-12-20 08:29:00uzoranet
uzoranet
2013-12-20 08:29:00

У нас все любят физкультуру!Не надо никаких наук!У нас отличные фигуры!

И самый лучший — наш физрук!

Каждую вторую субботу августа отмечают День физкультурника. Праздник получил распространение с 1930-ых годов, в первыедесятилетия советской власти: тогда физкультуре и спорту уделялось повышенное внимание — спортсмены были одними из

наиболее популярных людей в стране.

В институтах открывались физкультурные факультеты, а позднее целые учебные заведения стали готовить будущих физкультурников.

В Советском Союзе ни одна праздничная демонстрация не проходила без участия гимнастов, футболистов и других представителей спорта. Лозунг «О спорт, ты – мир!» действительно характеризовал образ жизни людей.

Не менее активно разрабатывались и внедрялись программы физического воспитания детей в школах.

К слову о детях – сколько воспоминаний у бывших советских школьников связано с радостными достижениями или горькими неудачами на уроках физкультуры! Все эти пугающие нормативы по прыжкам через козла, по бегу на короткую дистанцию и зимним лыжам!
Давайте посмотрим физкультурные хроники того времени и немного поностальгируем…

Упражнения на брусьях практиковались с конца 30-х годов. В том числе, на отдельных уроках физкультуры для девочек.

Мальчики же любили соревноваться по количеству подтягиваний на турнике, и что очень полезно – делали они это обычно на свежем воздухе.

Школьники маленького роста очень надеялись за летние каникулы подрасти и, наконец, выполнить норматив по прыжкам в высоту.

Некоторым тяжело давался бег, не говоря уже о забегах на время или на длинные дистанции.

В долгие зимние месяцы советские школьники занимались физкультурой на беговых лыжах. МГУ, Москва, 1959 год

А это — урок физкультуры в Ульяновске в 1967 году.

Лыжная база в парке Победы в Ульяновске.

Кстати, лыжи присутствовали как в школьной программе физического воспитания детей, так и в досуге взрослых советских граждан. И вообще, тогда спортом занимались почти все – и дети, и взрослые, причем с большим энтузиазмом. А иногда, за неимением выбора, спортивный досуг заменял даже романтические свидания!

По лыжному спорту проводились многочисленные марафоны и забеги. Один из них – на Поклонной горе в Москве в 1986 году.

Еще одно повальное увлечение советских граждан – хоккей! Вот, например, импровизированный турнир на Новодевичьем пруду в Москве, 1961 год.

Тоже хоккей, но уже с настоящими воротами. В детском парке имени Александра Матросова. Начало 80-х, Ульяновск.

Вернемся в школьный спортзал: урок физкультуры под наблюдением «олимпийского мишки», 1982 год

Спортивные игры с мячом – всевозможные вышибалы и пионерболы. Современные дети, наверное, и не догадываются, как творчески подходили к спорту их родители!

Любимые и не очень юными физкультурниками козлы и маты.

Разминка, она же растяжка на деревянных «лестницах», интересно, практикуется ли сейчас такое упражнение? Смотрится немного странно…

Попытка выполнить упражнение на канате: «в начале не знаешь, как на него залезть, а если вдруг залез – висишь и не знаешь, как с него слезть». Часто объяснения физруков состояли из «ну, давай, вперед!»

Особо везучие жители городов занимались спортом в школьных бассейнах. Москва, 1976 год.

А самым счастливым удавалось поучиться плаванию в открытом бассейне «Москва». Вот так он выглядел в 1991 году. В снежные морозные дни там можно было плавать, пытаясь поймать ртом падающие снежинки… Позже на месте бассейна заново отстроили Храм Христа Спасителя.

Иногда на «физре» играли в Зарницы и другие игры – и ведь было по-настоящему весело! И совсем не холодно, даже зимой. Например, как на школьных соревнованиях в Москве в 1975 году.

Источник: https://uzoranet.livejournal.com/1740223.html

За что в Советском Союзе уважали утреннюю зарядку?

Без пяти шесть исполнялся гимн Советской Украины, а в шесть часов — гимн Союза. Мелодия украинского гимна мало отличалась от музыки Александрова, а вот слова у него были.

Гимн же Советского Союза исполнялся без слов. Это было уже после 22-го съезда КПСС, когда культ личности был развенчан. Посему слова второго куплета о том, что «нас вырастил Сталин», стали неприличными, и их не пели.

А третий куплет, про то, что «мы армию нашу растили в сраженьях», перестали петь еще раньше, сразу после окончания Великой Отечественной войны.

Поскольку второй и третий куплеты к исполнению рекомендованы не были, то и первый куплет про «союз нерушимый республик свободных» тоже не пели.

После гимна были последние известия, а потом включался бодрый мужской голос: «Доброе утро, товарищи! Начинаем урок утренней гимнастики. Урок ведет преподаватель Гордеев, музыкальное сопровождение — пианист Родионов».

Это повторялось ежедневно и потому врубалось в память едва ли не на подсознательном уровне. Как детский стишок. Да это, впрочем, и стало для меня как детский стишок, как стишок из детства, как штришок детства…

«Утренняя гимнастика» была ветераном передач советского радио. Она впервые прозвучала 2 января 1929 года и оказалась, таким образом, первой радиопередачей по физической культуре. С перерывом на годы Великой Отечественной войны «Утренняя гимнастика» передавалась каждый рабочий день по утрам вплоть до конца 1980-х годов, до развала Советского Союза.

Читайте также:  11 советов по выбору форм и заливке садовых дорожек

Почему утренняя гимнастика была окружена таким почетом, что ее передавали по радио в течение почти 55 лет?

Ответ на этот вопрос довольно прост. Всю свою историю страна Советов готовилась к войне. Наш бронепоезд стоял на запасном пути, а армию, как уже было сказано, растили в сраженьях.

На армию так или иначе замыкалось все народное хозяйство. С другой стороны, на нее возлагались серьезные воспитательные задачи. Она и тело должна была укреплять, и душу ковать, и ошибки родителей и общества исправлять.

А как же иначе? Ведь провозглашалось, что народ и армия едины.

Впрочем, не советская власть придумала всеобщую воинскую обязанность. Она была введена во времена Великой французской революции и показала свою пригодность в ходе наполеоновских войн.

В течение 19-го века наемные армии сменились армиями национальными, набираемыми из граждан соответствующих государств.

Даже фраза из советской Конституции о том, что служба в армии является почетной обязанностью каждого гражданина, была сформулирована еще в 19-м веке.

Переход на новый способ формирования вооруженных сил заставил офицеров по-другому относиться к солдатам.

Раньше их главные усилия были направлены на то, чтобы не дать этому сброду разбежаться, погнать их в бой, а дальше — что будет, то будет.

Теперь же в казарме находились граждане того же государства, которых ни пороть, ни — в случае неповиновения — убивать было нельзя. Как же поддерживать дисциплину?

Любой грамотный офицер знает, что солдат ни в коем случае не должен бездельничать. Пусть он хоть траву зеленой краской красит, но будет постоянно занят работой. Любой работой, но лучше, конечно, полезной. А что может быть полезнее для солдата, чем повышение своей боеспособности? А потому физической подготовке во всех регулярных европейских армиях уделялось важное место.

Основателем системы физической тренировки солдат во французской армии, которая получила название «французской гимнастики», был, однако, не француз, а испанец Франсиско Аморос (Francisco Amorоs) (1770−1848).

Во время наполеоновских войн в Испании, Аморос поддерживал французов. Поэтому после поражения Наполеона он эмигрировал во Францию.

Здесь в 1817 году Аморос открыл школу гимнастики, которая могла бы подготовить молодых французов к армейской службе.

Гимнастика Амороса была военно-прикладной. Она включала ходьбу и бег, прыжки, плавание, стрельбу, фехтование, переноску тяжестей и даже верховую езду. Все упражнения проводились в условиях, «приближенных к боевым». Бег происходил по пересеченной местности, в военной форме, с оружием или без него.

Плавание и ныряние тоже практиковались в одежде и с оружием. Переноска тяжестей имитировала переноску раненого. Подготовительные упражнения, проводившиеся, как правило, по утрам, должны были учить солдат действовать в строю, чувствовать окружение своих товарищей. Эти упражнения сопровождались музыкой и строевым пением.

Вот откуда пошла мода на совместную утреннюю гимнастическую разминку под музыку!

Как ни странно, французам гимнастика Амороса по вкусу не пришлась. Многолетние войны утомили народ, и снова готовить своих детей к новым битвам никто не хотел.

За границей «французская гимнастика» привилась гораздо больше, чем собственно во Франции.

Военные во многих европейских странах популяризировали эту систему физического воспитания, надеясь на то, что ее внедрение приведет в армию более здоровых и умелых новобранцев.

Французская гимнастика была положена в систему физической подготовки Красной Армии.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/sport/articles/72526/

Исторический портал о Родине, музей Советского союза, wfi-server

WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР

К началу

В конец

Оценка раздела:

2

Дорогие посетители, приветствуем вас на страницах исторического портала,  разделы которого посвящены всему, что так или иначе связано с историей 

Советского Союза и современной России.

***

Фотографии

Видеофильмы
Статьи
Электроника
Промышленность Архитектура Армия
Коллекционирование Литература

Обсуждения, Советпанк 

История и многое другое.

***

Реальная история и достоверность прошлого неминуемо, ежеминутно и беспощадно ускользают от нас.

Да что уж там говорить о 1917ом, что вы можете достоверно рассказать о произошедшем например в 1993м? а 5 лет назад? знает ли кто-то из ваших сотрудников историю предприятия на котором вы работаете? а какова история того места в котором вы живете? квартира, дом, улица…

А как же история вашей семьи, рода, бабушек и дедушек? Идея нашего портала зиждется не только на объединении коллекционеров старины в стандартном её понимании, а еще и старины информационной, продукта цифровой эпохи, который постепенно ускользает в NULL, навсегда исчезает или теряется. Сайты закрываются, архивы удаляются, сбои, искажения, труднодоступность, непубличность…

Портал ВиФиАй это — попытка перестать относиться к истории (информации) небрежно.

Наши авторы скрупулезно отбирают самые интересные, значимые и серьезные новости, не забывая и про «легкий», «бытовой» или просто познавательный материал.

Стараясь сохранить не только сухие факты, аналитику и описание событий но и истории, рассказы, заметки, обсуждения, мысли, волнения, рассуждения и споры людей, благодаря чему помимо информации материалы несут атмосферу минувшего времени, дух эпохи и особую характерную для того времени модель повествования. На данный момент на сайте описано свыше 25 тысяч материалов, в которых описано около 10 тысяч дней истории нашей страны — по правде являясь одной из крупнейших частных коллекций информационных раритетов.

По мимо объединения материалов на данном сайте ведутся работы по интеграции их в распределенную сеть для обеспечения сохранности и избыточности.

Примеры материалов: НОСТАЛЬГИЯ ОБЕСПЕЧЕНА

Музыкальные хиты мая 1996
Обзор кассетных аудио плееров 1996
Хроника кризиса власти 1999
Криминальные_новости_Астрахани_2000

Присоединяйся! Коллекционер! Сохраним историю вместе!

*** Исторические материалы, приуроченные к конкретным датам,

можно найти в Календаре приуроченных дат.

Пользователям:

Вы можете опубликовать неограниченный объем текстовой, графической, видео и аудиоинформации; в зависимости от потребностей наши специалисты организуют любые варианты интерактивного взаимодействия с пользователями, обработку результатов запросов специально сконструированными программами, интерфейсы с существующими базами данных и тому подобное.
Для публикации и комментирования доступно множество разделов и тем, блоги, форумы, галереи.

Раздел: Полезное
Полезное-медиа
Полезное-услуги
Полезное-производство
Полезное-финансы
Полезное-животные
Полезное-образование
Полезное-недвижимость
Полезное-авто
Полезное-строительство
Полезное-культура
Полезное-досуг
Полезное-бизнес
Полезное-здоровье
Полезное-технологии
Полезное-красота
Полезное-быт
Полезное-отдых Также сайт призван продемонстрировать возможности сервера WFI. Подробнее про WFI сервер:

История создания WFI 

work-flow-Initiative
work-flow-Initiative CMS
Раздел посвященный work-flow-initiative

Новые материалы

Страница:

  • Цинк — цей елемент дуже важливий для організму. Для засвоєння цього мінералу в організмі, необхідні вітамін А і вітамін B6.
  • Практически никто не задумывается о том, как изготавливаются диваны, а также, о том, насколько сегодня усовершенствовались технологии производства диванов.
  • Естественный спутник нашей планеты, Луна, по-прежнему — один из самых загадочных космических объектов.
  • ДО СИХ ПОР живуч миф о том, что теория относительности недоступна пониманию человека, сложна до зубодробительности. На самом деле она удивительно проста, изящна и может быть объяснена элементарно.
  • приурочен к 1997-10-07На Старой площади не нуждались в советских нобелевских лауреатах
  • приурочен к 1997-10-07НА ПРОТЯЖЕНИИ своей 60-летней истории нынешнее НПО имени Лавочкина неизменно оказывалось своего рода средоточием проблем и задач государственной научно-технической политики.
  • приурочен к 1997-09-02НЕСОМНЕННО, в настоящее время мы переживаем сетевую революцию. Интернет, выросший из почтовых систем стараниями личностей, часто асоциальных, принес с собой язык смайликов.
  • приурочен к 1997-09-02На наших глазах решается судьба термоядерной энергетики Борис Борисович Кадомцев — академик, директор Института ядерного синтеза российского научного центра «Курчатовский институт».
  • приурочен к 1998-11-24Вашингтон. Компьютерная проблема 2000 г. представляет собой серьезнейший вызов США и международным провайдерам услуг в области телекоммуникаций и по-прежнему является «самой актуальной проблемой, стоящей сегодня перед нашей страной и м
  • приурочен к 1997-05-12Из выступления на Заседании Правительства РФ по вопросам жилищно-коммунальной реформы, 12 мая 1997 г. …Жилищно-коммунальная проблема — это сейчас, наверное, самый чувствительный «нервный узел» российских реформ.
  • приурочен к 1997-12-17Из выступления на научно-практической конференции «Пять лет ваучерной приватизации» 17 декабря 1997 г. Вопрос, который мы поднимаем, многоплановый. Здесь есть и внешние, эмоционально-политические аспекты и деловая, социал
  • приурочен к 2000-09-01Он пошел грабить кафе, которое находилось рядом с его домом. А потом отстреливался от милиционеров.
  • приурочен к 2001-01-26Мосгорсправка, которой сто лет с гаком, теперь называется Городским информационным агентством. Именно она собирает все сведения о новых предприятиях и учреждениях не только по Москве,
  • приурочен к 2001-01-26Если в фильме планируется сцена кораблекрушения или похорон, проход толпы тысяч на пять человек киношники знают, к кому обратиться. К Дегтяренко
  • приурочен к 2001-01-19В преддверии открывающегося Кубка Содружества я поинтересовался, как обстоят дела у бывших клубов советской футбольной элиты, а ныне участников первенств своих независимых государств

Источник: https://wfi.lomasm.ru/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%B2_%D1%81%D1%81%D1%81%D1%80

Ссылка на основную публикацию