Как «победа» стала «варшавой», или приключения советского автомобиля в польше

Знаменитый на весь мир автомобиль «Победа» хотели назвать «Родиной»

Очень много значений в коротком, но емком слове «Победа». История знаменитого советского автомобиля началась с победы под Сталинградом, мир его увидел после победы над Германией, и назван он был естественно — «Победа».

Первым оценил новинку Горьковского автозавода имени Молотова Иосиф Сталин. 19 июня 1944 года ему показали образец будущего серийного автомобиля.

Главный конструктор «ГАЗа» Андрей Липгарт, под чьим руководством осуществлялась работа над новинкой, предложил назвать автомобиль «Родиной».

Вождю название не понравилось, и он иронично спросил: «И почем у нас будет Родина?» Тогда родился второй вариант «Победа». Сталин, глядя на автомобиль, улыбнулся: «Ну, не велика «Победа»…» Но потом добавил: «Пусть будет «Победой».

Через год машина стала настоящим символом Победы Красной армии в Великой Отечественной войне.

Легковушки для народа

Первые «Победы» распределяли только по указанию «сверху», за подписью Молотова. Автомобилей не хватало даже для героев и лауреатов. И все же «Победа» стала машиной, доступной потребителю, — к 1955 году было уже выпущено около 160 тысяч автомобилей.

В первом советском автосалоне в Москве обеспеченным гражданам можно было выбирать между «Москвичом-401» (9 тысяч рублей), «Победой» (16 тысяч) и умопомрачительно дорогим ЗИМом (40 тысяч). Кстати, зарплата опытного рабочего, квалифицированного инженера составляла тогда от пятисот до тысячи рублей в месяц.

Термин «автолюбители» — тоже из того времени, именно так стали именовать первых частных владельцев легковых автомобилей.

С сервисом автолюбители того времени решали проблемы просто. Если машину не могли отремонтировать самостоятельно, владелец забарахлившей легковушки отвозил ее на авторемонтный завод. Заплатив небольшую сумму, он получал возможность выбрать понравившийся ему автомобиль из уже отремонтированных.

Рабочая лошадка

Сначала «Победу» планировали делать в двух вариантах: с 4- и 6-цилиндровыми моторами.

Первый, с рабочим объемом 2,12 л, выдавал 50 лошадей, а второй, 2,85-литровый, — 62 л.с. При этом максимальная скорость должна была составлять соответственно 105 и 120 км/ч.

За экономичность (с бензином было туго) власти отдали предпочтение 4-цилиндровому движку, а «шестерку» решили использовать на более вместительном и тяжелом ЗИМе.

Заморские прототипы

Бытует мнение, что «Победа» — эксклюзивное детище советских конструкторов. Другие уверены, что машину просто скопировали с заокеанских образцов. Все это не совсем так.

Методики расчета несущих кузовов в СССР тогда не было, потому за основу решили взять кузов немецкого Opel Kapitan образца 1938 года. Образец этого авто, отбитый Красной армией у вермахта, попал на Горьковский автозавод им. Молотова в 1941 году. Что же касается двигателя, то в его основу лег американский танковый двигатель Додж.

Однако «Победа» отнюдь не повторила западные модели, более того, во многом превзошла их. В этом превосходстве — секрет ее популярности в тогдашней Европе.

Это был особенный, со множеством оригинальных решений автомобиль.

Именно таких, сравнительно недорогих, выносливых (о кузове этой машины до сих пор ходят легенды), прихотливых к плохому бензину, но в то же время комфортабельных легковушек в мире было мало.

С 1951 года производство модели было налажено в Польше. Поляки назвали автомобиль «Варшавой» и продолжали собирать его вплоть до 1973 года. А в СССР «Победу» перестали производить с 1958 года.

Сколько осталось таких машин?

Сергей Степанов, координатор московского клуба любителей автомобилей «Победа»:

-По нашим подсчетам, в столице осталось около 1400 «Побед». Из них самостоятельно передвигаются 400 автомобилей.

   авторитетное мнение

Машина времени

Евгений Магаков — технолог реставрационной мастерской. Владеет тремя «Победами», которые купил за бесценок и собрал заново из груды ржавогометалла.

— Этот автомобиль возвращает меня в детство. Он символизируют время, когда все были «добрыми и счастливыми», когда летал Гагарин. У соседей по даче стояла такая машина с желтым номером, и я мог часами разглядывать ее через щели в заборе.

После учебы в институте я получил профессию инженера-механика и пошел работать в обычный автосервис. Но о «Победе» не забыл. Сначала было просто желание иметь такое авто, ездить на нем, мыть его. Свою первую «Победу» 1949 года я купил за 2,5 тысячи рублей у пенсионера.

Два года делал ее в гараже, а когда она заблестела как новенькая, понял, что этим стоит заниматься профессионально. Познакомился с людьми, увлекающимися восстановлением старинных авто, и мы вместе придумали организовать мастерскую. Получилась востребованная затея. Сегодня ретро-автомобили в моде.

Чтобы попасть к нам «на прием» со своим «железным конем», люди записываются аж на 2012 год.

— Ничего себе!

— Кроме ностальгии, «Победа» — это ведь еще и очень хорошая машина.

В кузове пятикратный запас прочности, энергоемкая подвеска, по дороге идет с достоинством, как корабль. Лежащих «полицейских» просто не замечает. Финны, которые после войны закупали у нас «Победы», писали в своих газетах, что русские специально сделали этот автомобиль, чтобы ездить по плохим дорогам на бешеной скорости. Клеймо ОТК есть на каждой детали!

В «Победе» ощущаешь себя как в машине времени. Стойки ограничивают обзор, массивный диван, легкий руль, плавность движений. Хромированные рамочки, сегодня такие только у машин представительского класса…

В принципе и сейчас купить такое авто несложно. Снятые с конвейера «Победы» помещались на хранение в подземные бункеры. Неприкосновенный запас государства хранился

15 — 20 лет, потом амбары вскрывались, и машины распродавались. Но получить машину, которая хранилась в таких идеальных условиях, — большая редкость. Две «Победы», реставрацией которых занимаюсь сейчас, я вообще нашел на свалке.

— Как реагировали в ГИБДД, когда вы привели свою «Победу» на учет?

— Отнеслись с трепетом, но завели уголовное дело: прежний владелец взял, да и заварил номер кузова. Долго разбирались, потом дело закрыли в связи с отсутствием состава преступления. Зато за «моральный ущерб» дали «красивые» номера.

   цифра

235 999 автомобилей

ГАЗ-М20 сошло с конвейера завода с 1946 по 1958 год (по данным пресс-службы ОАО «ГАЗ»).

— Куда выезжаете на своей красавице?

— Куда угодно: за покупками, на дачу. Прошлым летом семьей путешествовали по Золотому кольцу. Отличная получилась поездка, душевная. На любой стоянке, даже если не было мест, нам обязательно находили парковку. А в Дивееве местный батюшка даже хотел освятить автомобиль. Так проникся!

На своей «Победе» я участвовал в ралли Москва — Монако в 2004 году. В этом году на 9 Мая хотели колонной из 15 «Побед» поехать в Минск, но не собрали всех сопроводительных документов. Сложно выехать за границу.

По закону, если машине более 50 лет, она считается раритетом. Да и ввезти обратно тоже нереально: все старые автомобили не соответствуют по выхлопу нормам «Евро-2».

За рубежом система отработана, а у нас все забюрократизировано. А жаль…

Вот многие думают за границей, что советский стиль — это только матрешки и ушанки со звездами. Но ведь есть еще автомобили «Победа» — значительная часть нашей культуры и истории. И, если хотите, часть меня.

   история в картинках

Модификации автомобилей «Победа»

1. 1944-1949 гг. — ГАЗ-М20 «Первая серия».

Конструкция оказалась неудачной, кузов прогибался, садились рессоры. До наших дней не дожило не одного авто этой серии.

Источник: https://rg.ru/2007/05/04/pobeda.html

15 августа 1920: «Чудо на Висле» — битва за независимость Польши

В закладки!

15 августа 1920 года вошло в историю Польши, как событие принесшее стране независимость.

Именно в этот день произошла известная Варшавская битва, именуемая также «Чудом на Висле», положившая конец советско-польскому кровопролитию.

В этот день в Польше ежегодно отмечается праздник Войска польского, сотворившего истинный подвиг и отстоявшего родную землю, попранную большевицким сапогом.

Неоглашенная война

С начала 1919 года между Советской Россией и Польшей велась негласная война. Тут и там на границе с Белоруссией и Украиной вспыхивали военные конфликты, которые имели локальный характер.

Впрочем, в это время велись переговоры о мире, направленные на решение спорных вопросов, но велись они с позиции недоверия с обеих сторон.

Ни Польша, борющаяся за независимость, ни Советский Союз, желающий разжечь «пожар» и пройти Красным маршем через труп белой Польши, не готовы были пойти на уступку противнику.

Юзеф Пилсудский

В планах Советской России не было свободной Польши, тогда как главнокомандующий польского народа Юзеф Пилсудский жаждал возродить великую Речь Посполитую. Он понимал, что страна, утратившая независимость на столь длительный срок, не сможет возобновить ее путем мирных переговоров в уютных кабинетах — только грубая сила, только пролитая кровь могли вернуть Польше свободу.

Война за независимость

Настоящая война за независимость началась в 1920 году, когда Юзеф Пилсудский с польским войском двинулся на Киев. В разгоревшемся кровавом месиве никто уже не думал о мирном решении конфликта. Польша отказалась от переговоров, а Советская Россия — отвергла «план Керзона», по которому британский министр предлагал разделить спорные земли по этнической линии проживания народов.

К лету 1920 года положение дел Польши в войне с Советским Союзом было плачевным.

Город за городом войско польское теряло свои позиции, а Красная армия триумфовала — совсем скоро она достигнет к Варшаве, а захватив всю Польшу прорвется к Германии, после чего разожжет «огонь революции» по всей Европе. Польша была на грани поражения, к этому добавилась и международная изоляция и политический кризис в стране.

Революционные идеи Советского союза казались для европейцев заманчивыми — Европа еще не познала что такое тоталитаризм и к чему он может привести.

Читайте также:  Дизайн однокомнатной хрущевки: 16 советов + фото

К тому же, никто не ждал польской победы, ведь чудес не бывает, а Красная армия вот-вот ворвется на европейскую территорию.

Таким образом, поддержки Польше было ждать неоткуда, а соседние страны, в страхе перед большой страной Советов, прекратили все дипломатические отношения с Польшей.

Перерастановка сил

Не стоит и говорить о том, что Красная армия имела все преимущества чтобы выиграть войну: и человеческие, и технические ресурсы поляков уступали большевицким.

Несмотря на это, в августе 1919 года случилось то, что предписало крушение планов Сталина — польская разведка взломала шифры РККА.

По приказу Юзефа Пилсудского было создано подразделение шифровальщиков, которые работали над перехватом радиосигналов.

Командование Западным фронтом было возложено на Михаила Тухачевского

К расшифровке данных были привлечены выдающиеся математики, преподаватели Львовского и Варшавского университетов, талантливые аспиранты.

Благодаря упорному труду этой команды были взломаны шифры Красной армии, что давало ясную картину событий в СССР от Сибири до Черного моря.

Благодаря работе шифровальщиков во многом была предопределена победа армии Пилсудского, но без правильных стратегических решений она была бы невозможна.

Начало Варшавской битвы

С 12 августа 1920 года началось наступление Западного фронта на Варшаву. Командиры Красной армии были так опьянены успехами операции, что не могли объективно оценить соперника — более того, не посчитали необходимым бросить все силы для наступления на польские земли — часть армий вела бои за Львов на Юго-Западе.

Командующий Западным фронтом Тухачевский принял решение обойти Вислу и атаковать польскую столицу с запада.

13 августа Войско польское приняло удар под Радзымином, после чего полякам довелось перейти во вторую линию обороны — войско Тухачевского нанесло сильнейший удар по 11-й дивизии, которой командовал Язвинский. Большевики захватили город, а затем — разделились и отправились на Прагу и Яблонну.

На марше под Брестом Красная армия получила важный документ, который был обнаружен у убитого командира добровольцев Вацлава Дроёвского.

В руки Советской армии попал приказ о контрударе под Вепшем, а к нему прилагались и подробные инструкции с картами. Наверное, исход битвы и войны был бы другим, если бы красноармейцы отнеслись к этому документу со всей ответственностью.

Приняв приказ за попытку польских войск сбить противника с толку, командиры большевиков посчитали документ дезинформацией.

Противостояние польской и советской армий было кровавым

В это же время польская разведка перехватила приказ о наступлении на Варшаву, который должен был осуществиться 14 августа.

Чтобы предотвратить попытку захватить важный для поляков стратегический пункт, армия Владислава Сикорского нанесла неожиданный удар по растянувшимся силам Тухачевского.

Войско польское вклинилось между 3-й и 5-й дивизиями красных и на несколько километров расчистило советские ряды.

Ночью 15 августа Красная армия получила удар с тыла в районе Радзымина и город был отвоеван поляками. Здесь велось одновременно нескольких локальных боев, но жестоких и кровопролитных.

Красноармейцы, вдохновившись видом Варшавы с башни захваченного костела, обрели силы и волю победить, но поляки не могли сдаться — отступать было некуда — совсем близко была желанная свобода, которая придавала сверхсил и желание победить любой ценой.

Поражение Красной армии

Днем же армия Сикорского продолжила наступление и отвоевала Цеханув. Находящиеся здесь работники штаба 4-й армии пытались оборонятся, а вскоре сожгли радиостанцию и бежали. Нарушенная связь не позволяла координировать действия и Западный фронт оказался в информационной изоляции.

Если верить представителям польской стороны, то благодаря усилиям Яна Ковалевского, удалось настроиться на частоту, с которой Тухачевский отдавал приказы и беспрерывно транслировать тексты библейского характера.

Из-за этого был полностью перекрыт прием второй советской станцией сигналов из Минска, а Красная армия была дезориентирована.

Советско-польская война — последнее сражение в истории с конной армией

16 августа под командованием самого Пилсудского начался контрудар.

Благодаря разведке удалось установить то, что Мозырская группа находится в плачевном состоянии. Пилсудский, возглавив вдвое большую армию, прорвал фронт и уничтожил 16-ю армию, которой командовал Сологуб.

На следующий день Пилсудский вышел в направлении Варшава-Брест, а параллельно шли бои за Влодову и Минск-Мазовецкий.

Все попытки Красной армии восстановить позиции потерпели крах. Из-за технических сбоев приказ подкрепить Варшавское направление 1-й Конной армией не увенчались успехом — приказ поступил слишком поздно, когда армия уже была отправлена под Львов и была изрядно измотана. Когда же 1-я Конная отправилась на Варшаву 20 августа Красная армия уже потерпела поражение.

Исход войны

18 августа Тухачевский отдал приказ об отступлении, но постановление это было бессмысленным — за день до этого Советская армия бросила позиции. Большевики познали поражение от польской армии, а их потери были колоссальными: 25 000 убитых, 60 000 раненых, 45 000 — интернировано. Кроме того, огромными были потери техники и амуниции.

Польские солдаты с захваченными флагами Красной армии

Это поражение во многом было предопределено неразумностью действий командиров Красной армии.

Легкие победы вскружили голову Тухачевскому, который, рассеяв свою армию в разных направлениях, стремился с легкостью захватить Варшаву.

Командир был уверен в том, что польские силы деморализованы, но он не знал, что такое для польского солдата Родина и с каким остервенением готов защищать он родную землю, проливая кровь и теряя жизнь.

Чудесная победа

В чем же «чудо на Висле»? Было ли оно случайностью или результатом преднамеренных действий? Сказать однозначно сложно: с одной стороны счастливая случайность, как всегда, сыграла свою роль, но если бы не разумный план контрудара с одной стороны и несогласованность действий красноармейцев — с другой, то такой громогласной победы могло бы и не случиться.

Победа польских сил была настоящим чудом, которое спасло и Польшу, и Европу

Поистине, Варшавская битва — важное историческое событие, благодаря которому не только Польша выстрадала свою независимость, но и вся Европа была защищена от большевицкого проникновения.

По мнению многих историков, если бы Польша тогда не выиграла сражение и войну, то о независимости государства не стоило бы и мечтать — страну ожидали репрессии, голодоморы, тоталитаризм, которые по несчастью пришлось пережить Украине и Беларуси в составе Советского Союза.

Мир по достоинству оценил заслуги Войска польского — битва под Варшавой вошла в список 18 важнейших битв в истории человечества, которые чудесным образом изменили ход войны.

Для каждого поляка 15 августа — это особая дата. В этот день в Польше почитают память о героях, которые ценой своей жизни боролись за независимость Родины, которые смогли свершить настоящее чудо на Висле.

Если ссылка не работает, обязательно прочитайте Как скачать с сайта. Если это не помогло, пожалуйста, выделите неработающую ссылку и нажмите Ctrl+Enter.

  • 15 sierpnia 1920
  • Bitwa Warszawska
  • Cud nad Wisłą
  • Wojna polsko-sowiecka

Источник: http://polski.pro/o-polsce/15-avgusta-1920-chudo-na-visle-bitva-za-nezavisimost-polshi

Источник: http://operativno.net/1055-1086-1095-1090-1080-1082-1072-1082-geely-atlas-1050-1072-1082-1089-1086-1074-1077-1090-1089-1082-1072-1103-1055-1086-1073-1077-1076-1072-1089-1090-1072-1083-1072-1087-1086-1083-1100-1089-1082-10/

Советский экспорт технологий: машины из СССР, которые собирали за границей — DRIVE2

Считается, что в Советском Союзе только и умели, что копировать западные аналоги. Но это заблуждение: отечественные авто достаточно массово собирали за границей. Причем не только в странах соцблока, но и в Западной Европе.

ГАЗ-М20 «Победа»
Документацию на выпуск тогда еще совсем «свежего» автомобиля ГАЗ-20 передали в Польшу в 1950 году.

Поляки нарекли свой автомобиль «Варшавой». Поначалу это была точная копия второй серии ГАЗ-20, но вскоре в конструкцию начали вносить изменения. В 1956 году завод FSO (Fabryka Samochodow Osobowych) полностью перешел на польские комплектующие для «Варшавы». В 1958 году машину оснастили новым, более мощным верхнеклапанным двигателем, а также видоизменили решетку радиатора.

Тогда же поляки создали на базе «Варшавы» классический седан, универсал и развозной пикап. Так что в плане эволюции кузова «Победы» в соседней Польше зашли дальше, чем на ГАЗе. Правда, в 1958 году ГАЗ уже полным ходом переходил на выпуск «Волг». Польские инженеры в свою очередь не давали «Варшаве» устареть в моральном плане, до 1970-х совершенствуя машину.

Всего с 6 ноября 1951 года по 30 марта 1973 года выпустили 244 472 «Варшавы» разных модификаций.

Победа

Warszawa

ГАЗ-51
Грузовик родом из Горького выпускался также по переданным Союзом лицензиям на разных концах Евразийского континента — в Польше, Китае и Северной Корее.

В ПНР «пятьдесят первый» производился под маркой Lublin с 1950 года. Сначала все комплектующие для сборки поставлялись из СССР, но в 1952 году машина получила обшивку кабины местного производства, а с 1956 года польские предприятия освоили выпуск мостов, рессор, колесных дисков, деталей интерьера для этого грузовика.

Северокорейский брат «Газона» именовался Sungri-58. Он изготавливался с 1958 года (как следует из названия) и почти полностью состоял из советских деталей. В 1970-х годах корейцы провели небольшой рестайлинг, изменив внешний облик кабины, но «начинку» грузовика оставили прежней.

ГАЗ-51

Sungri 58

ЗИС-150
ЗИС-150 грузоподъемностью 4 тонны снискал большую популярность в развивающихся странах со строящимся при поддержке СССР социализмом. На иностранных предприятиях лицензионный ЗИС часто подвергался серьезным модернизациям.

Так, румынский завод Steagul Roshu, наладивший в 1954 году выпуск SR-101 — лицензионной копии ЗИСа — вскоре сменил двигатель на более мощный (140 против базовых 90 л. с.), который при этом расходовал столько же топлива, сколько и родной зисовский агрегат (порядка 29 л/100 км). А вот китайцы не так забивали себе голову модернизацией.

Многочисленные «клоны» модели ЗИС-150 (до 10 марок, например JIEFANG СА-10) выпускались в Поднебесной до начала 90-х почти без изменений.

ГАЗ-69
Технически простой и доступный внедорожник ГАЗ-69 тоже был востребован зарубежными партнерами. Вскоре после начала производства «Газика», документацию для выпуска внедорожника передали в Румынию и Северную Корею (в 1957-м и 1962-м соответственно).

Румынского «клона» назвали IMS-57 и оснастили 50-сильным двигателем Ford. Кузов немного удлинили, что увеличило полезное пространство в грузовом отсеке, при этом грузоподъемность машины не возросла. Корейский родственник модели получил имя «Кэнсэн» (Kaengsaeng).

Его выпуск наладили на заводе в городе Дыкчхон. Интересно, что часть «Кэнсэнов» утратила полный привод, их выпускали в заднеприводном варианте.

Стоит отметить, что внедорожник с родословной от ГАЗ-69 в КНДР выпускается и сейчас, претерпев несколько серьезных изменений во внешности.

«Москвич»-408
Легковой автомобиль»Москвич»-408 в конце 60-х и начале 70-х годов пользовался завидной популярностью практически по всей Европе. Более 65% выпускаемых в Москве машин уходило на экспорт.

Чиновники профильного министерства, понимая, что автозавод не справляется с возрастающим спросом, решили расширить географию производства «Москвичей». Выбор пал на Народную республику Болгария.

Советское правительство предложило наладить на заводе «Балкан» в городе Ловеч сборку «408-х» из советских машинокомплектов. Первые седаны выпустили в 1966 году. В том же году в центральной болгарской газете «Поглед» проводили конкурс на лучшее новое имя для болгарского «Москвича».

В итоге выбрали «Рила» (от названия горного массива в юго-западной Болгарии). Тираж болгарского «Москвича» ежегодно увеличивался и в 1974 году достиг максимума — 15 000 штук в год.

Кроме того, машинокомплекты «Москвичей» поставлялись в Бельгию и Швецию. Автомобили крупноузловым методом собирались на предприятии фирмы Scaldia-Volga S.A.

, их продавали под маркой Scaldia 408 (часть машин снабжалась дизельными двигателями Perkins рабочим объемом 1.5 л и мощностью 34 л. с.). Кстати, под брендом Scaldia продавали также европейские версии ГАЗ-24.

Причем если «408-е» для сборки в Бельгии везли уже в практически готовом виде без силовых агрегатов, то «Волги» шли в качестве машинокомплектов.

АЗЛК-2141 «Алеко»
Собственное автосборочное предприятие пришлось болгарам по душе, «Москвичи» пользовались хорошим спросом.

Когда в Москве встал вопрос о замене основной модели, в 1987 году на АЗЛК прибыла болгарская делегация с предложением наладить сборку нового переднеприводного лифтбека с годовым объемом 50 000 машин, повысив локализацию производства до 40%.

В СССР сообщили, что столичный автозавод не справится с такими тиражами машинокомплектов, а сможет обеспечить лишь 15-20 тысяч машин в год. Болгары же посчитали, что для серьезной локализации такой тираж будет недостаточным.

В итоге с 1988 по 1990 год в городе Ловеч приняли три серии машинокомплектов по 10–12 тысяч штук, после чего договор с АЗЛК был официально расторгнут. Всего в Болгарии за 23 года собрали почти 305 000 «Москвичей» разных моделей.

ВАЗ-2121 «Нива»
С начала своего производства в 1977 году «Нива» экспортировалась в более чем 100 стран мира. Общее количество проданных за границей машин превысило 500 тысяч единиц.

Производство же советского комфортабельного внедорожника в свое время осуществлялось в таких странах, как Чили, Панама, Греция и Эквадор. В столице Эквадора с 2000 по 2002 год из тольяттинских машинокомплектов методом крупноузловой сборки собрано более 2 500 экземпляров.

Но в связи с нестабильной политической ситуацией от сборки «Нив» в этой латиноамериканской стране пришлось отказаться.

В Греции не только собирали стандартные «Нивы», но и превращали их в кабриолеты, а также в тягачи для яхт. Справедливости ради отметим, что на родине, в СССР, «Нивы» ввиду особенностей кузова (всего три двери, маленький багажник и пр.) и высокой стоимости (9 000 –10 000 рублей) популярности в первое время не снискали.

Современная история

Экспорт технологий из нашей страны продолжается по сей день. Конечно, наших партнеров сложно назвать высокоразвитыми государствами, однако это тоже рынок сбыта, приносящий свои плоды.

КАМАЗы
Автомобили большой грузоподъемности родом из Набережных Челнов в разное время выпускались во многих экзотических странах и Африки, и Азии, и Южной Америки. В большинстве случаев это были предприятия, выполняющие крупноузловую сборку. Процент локализации на новых производственных площадках сводился к минимуму.

Так, выпуск КАМАЗов с правым рулем налажен в Пакистане и Индии (с 2010 года). В жаркой Эфиопии совместное предприятие Afro-KamAZ с 2000 года производит в основном дорожные версии российских грузовиков. Кроме того, КАМАЗы собираются во Вьетнаме, пока небольшими тиражами.

Но сегодня есть проект по масштабной сборке грузовиков (речь идет о выпуске самосвалов КАМАЗ-55111 и 65115).

ВАЗ-2110
Тольяттинская «десятка» с 2012 года производится в Египте. На конвейер (именно так, поскольку речь идет о полном цикле производства машины) встал ВАЗ-21101 с 8-клапанным 1.6-литровым двигателем. Производство «десяток» включает сварку кузовов, их окраску и сборку.

При этом как минимум 45% комплектующих, согласно египетскому законодательству, местного производства: в первую очередь стекла, колеса, сиденья и обивка салона, аккумуляторы, аудиосистема. Интересно, что «Лада-Египет» — одно из немногих предприятий в Африке и на Ближнем Востоке, где на собственных площадях используется полный цикл сборки.

Кроме того, на этом же заводе аналогичным образом производятся и автомобили модели ВАЗ-2107.

«ГАЗель»
Популярная отечественная «полуторка» в разные периоды выпускалась в нескольких европейских странах. Так, в Чехии машину собирали под маркой ROSS-GAZela с дизелями Detroit Diesel. С 2000 года предприятие по сборке «ГАЗелей» с различными кузовами заработало в городе Рокишкис (Литва).

Со временем литовцы стали комплектовать эти коммерческие авто дизельными двигателями «Андория-4 СТ90» (Польша). А уже в 2014 году в Турции стартовало производство «ГАЗель NEXT»: крупноузловую сборку модели наладили на заводе в городе Сакарья.

Турецкими в машинах стали колесные диски, аккумуляторные батареи, карданные валы, элементы тормозной системы.

Ссылка на оригинал

Источник: https://www.drive2.com/b/1570618/

В годовщину варшавской битвы в польше захотели новой победы над русскими

В середине августа в Польше прошли торжества, посвященные 97-й годовщине победы в Варшавской битве. Это сражение, произошедшее в период с 13 по 16 августа 1920 года, позволило остановить наступление Красной армии и стало переломным в Советско-польской войне 1919−1921 годов.

Как известно из учебников, начавшееся с последовательных побед, наступление красноармейцев захлебнулось под Варшавой из-за несогласованности действий красных командиров. Поражение большевиков обернулось контрнаступлением.

Точные потери красноармейцев неизвестны, но даже по самым заниженным оценкам в ходе Варшавского сражения погибли 25 тысяч бойцов, несколько тысяч человек пропали без вести.

Более 60 тысяч бойцов Красной армии попали в польский плен и 45 тысяч были интернированы немцами.

Всего же, как писал ранее «Ридус», по итогам войны в польском плену оказалось более 200 тысяч русских солдат, которых ждала незавидная участь.

Помимо людей, РККА потеряла тогда 231 орудие, 1023 пулемета, несколько тысяч лошадей, 10 тысяч обозов с амуницией, 200 полевых кухонь и огромное количество автомобилей (включая и бронемашины). 

Польские потери, впрочем, тоже были довольно ощутимы — 4,5 тысячи убитых, 22 тысячи раненых и 10 тысяч пропавших без вести.

Варшавское сражение, названное «Чудом над Вислой», было включено британскими исследователями в список 18 наиболее выдающихся переломных битв в мировой истории.

Польша празднует победу

В современной польской историографии это сражение подается как «переломная битва в мировом масштабе», которая спасла Европу вместе со всей цивилизацией от «варварства коммунизма».

По случаю годовщины «Чуда на Висле» (так в Польше именуют победу в Варшавской битве) высказались представители политической элиты и католической церкви, большинство СМИ посвятило ей целые материалы.

Суть многих этих высказываний сводилась к тому, что Польша выступила в качестве спасителя мира от «советского зла».

Вот что заявил по этому поводу министр обороны страны Антоний Мацеревич: «Из этой жертвы выросла великая победа  та, что не угаснет уже в мировой истории, потому что эта битва хотя и названа 18-й битвой, решающей судьбу мира, для нас, живущих в XXI веке, является самой важной битвой. Без нее не было бы Польши, без нее не было бы Европы, без нее советские зло — цивилизация смерти — затопило бы уже весь мир», — сообщает polskieradio.pl.

«Мало кто имеет право гордиться достижениями наших предков так, как Войско Польское.

Вы в числе тех немногих солдат, которые могут сказать своим коллегам из НАТО, могут сказать каждому солдату в мире: наши предки завоевали для Европы и мира безопасность от большевистского нашествия. Это мы спасли Европу.

Это мы сделали так, что мир не попал в ярмо коммунизма», — добавил он в обращении по случаю праздника Войска Польского, отмечаемого 15 августа в память о победе в ходе Варшавской битвы.

В подобном духе также высказался депутат Европарламента от ПиС Марек Юрек.

Источник: https://www.ridus.ru/news/259651

Советско-польская война 1920 года: геополитический аспект

Аннотация.Автор анализирует геополитический аспект Советско-польской войны 1920 г., а также её оценки польскими и российскими историками.

Summary. The author analyzes the geopolitical aspect of the Soviet-Polish war of 1920, and its assessments by Polish and Russian historians.

ИСТОРИЯ ВОЙН

ЗУБАЧЕВСКИЙ Виктор Александрович — профессор кафедры всеобщей истории, социологии и политологии Омского государственного педагогического университета, доктор исторических наук, профессор

(г. Омск. E-mall: zubachevskiy@mail.ru)

СОВЕТСКО-ПОЛЬСКАЯ ВОЙНА 1920 ГОДА: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Советский плакат «Мы воюем с панским родом,
а не с польским трудовым народом!»

После окончания «холодной войны» и изменения геополитической ситуации в Европе появились условия для объективного исследования Советско-польской войны 1920 года. Но в Польше гальванизировали историографию 1920—1930-х годов, в частности, миф о «начальнике государства» и верховном главнокомандующем Ю.

Пилсудском как крупнейшей политической фигуре ХХ века.

Наглядным тому подтверждением стали материалы прошедшей в 1990 году в Варшаве конференции, посвящённой Советско-польской войне 1920 года, участники которой оправдывали политику Польши в отношении Белоруссии, Литвы и Украины, обвиняли Советскую Россию в экспансионизме, преувеличивали негативную для Польши роль Германии и Литвы во время Советско-польской войны1 и аналогично оценивали позицию Чехословакии2. Вскоре польские историки ввели в оборот идеологический термин «польско-большевистская война», с помощью которого оправдывают политику, направленную на включение Белоруссии и Литвы в состав Польши, объясняя планы Пилсудского историко-геополитическими и культурно-цивилизационными факторами3. Но, по мнению видных российских историков, Советско-польская война «ни в коем случае не польско-большевистская, как это сейчас принято» считать в Польше4.

В 1920—1940-е годы некоторые польские историки рассматривали восточную политику Польши с позиций относительного историзма. Сторонник правой Национально-демократической партии (эндеки) В.

Конопчиньский, критикуя Пилсудского, писал о его стремлении сделать столицей «ягеллонской5 Речи Посполитой6» Вильно (Вильнюс, до 1918 г. — рус. Вильна, в 1919—1939 гг. — польск. Wilno), который стал бы «центром Центрально-Восточной Европы»7.

Неоднозначно оценил восточную политику Пилсудского в 1918—1922 гг. и современный польский историк А. Чубиньский8.

Сегодня мы наблюдаем «вторую волну» ревизии российской военно-политической истории. Польские и отдельные российские историки односторонне пишут о региональных военных конфликтах на востоке Центральной Европы в 1918—1939 гг. Примером может служить книга очерков Ю.З. Кантор и М. Волоса, вышедшая в 2011 г. Ю.

З. Кантор в очерке «Польско-большевистская война как фактор германо-российского сближения» отмечает: «Польская кампания как некий фон “латентного” зарождения нового союза… послереволюционной России и “постверсальской” Германии — сюжет, практически не изученный»9.

Хотя за последние 20 лет российские и польские историки издали немало монографий и статей, посвящённых войне 1920 года, в которых освещаются и советско-германские отношения, о них в очерке нет ни слова. В отличие от соавтора польский учёный М.

Волос ссылается на предшествующие работы историков, включая российских, использует обширный научный аппарат.

По-разному трактуются хронология Советско-польской войны и её последствия. Так, российский историк И.В. Михутина считает её хронологическими рамками 1919—1920 гг.10 Однако столкновения частей формировавшейся польской и Красной армий на спорных территориях в 1919 году неверно называть войной.

Английский историк Н. Дэвис также считал, что советские и многие западные учёные игнорировали начало войны в 1919 году. По его мнению, ни большевики, ни поляки не были виновниками войны, поскольку эвакуация германской армии создала вакуум между двигавшимися спонтанно советскими и польскими войсками.

Победа Белого движения над большевиками, по словам Дэвиса, была невыгодна Польше, но и Рижский мир (договор 1921 г.) стал тупиком, не решал проблему. Он обратил внимание на отрицательную позицию британского премьер-министра Д.

Ллойд Джорджа в отношении территориальных требований Польши на востоке11.

В отличие от Дэвиса его коллеги Р. Карр и А. Тейлор датировали начало Советско-польской войны апрелем 1920 года, а предшествовавшую борьбу рассматривали как пограничные стычки. Тейлор в предисловии к книге Дэвиса констатировал: «Эта война… определила направление развития русской истории на следующие 20 лет… советские лидеры отошли от курса на мировую революцию.

Социализм в одной стране, подкреплённый диктатурой Сталина, был прямым следствием советско-польской войны… Результат был роковым для Польши. Расположенная между Германией и Советской Россией, эта страна должна была выбрать дружбу с одной из них. Победа над Советской Россией привела польских лидеров к убеждению, что они не могут предпочесть ни одну из этих держав»12.

Американский историк польского происхождения П. Вандыч писал: «Захват Вильно не был началом войны… но уже это движение было важно само по себе в запутанной игре Москвы и Варшавы за границы».

Но Польша не была заинтересована «в организации антибольшевистского крестового похода», поскольку, помогая белым, подвергала опасности собственную восточную программу, а отношение Антанты показало, что «русские интересы получают приоритет над польскими требованиями». Вандыч считал, что Варшава маневрировала между генералом А.И.

 Деникиным и большевиками, а Рижский мир был шагом, «негативные последствия которого были очевидны для Польши больше, чем для России»13.

Геополитический аспект Советско-польской войны был раскрыт во время разгоревшейся в 1920-е годы между советскими военачальниками дискуссии о причинах поражения Красной армии под Варшавой14. Обострению споров способствовала книга Пилсудского с критикой брошюры М.Н. Тухачевского, который во время этой войны возглавлял Западный фронт15.

Командовавшие в ходе неё Юго-Западным фронтом (ЮЗФ) А.И. Егоров16 и 4-й армией ЗФ Е.Н. Сергеев оправдывали действия подчинённых им войск17. Наиболее объективно ход и характер Советско-польской войны осветил Б.М.

Шапошников, бывший с октября 1919 года начальником Оперативного управления Полевого штаба Реввоенсовета Республики (РВСР). Его книге18 присущи компетентность, взвешенность суждений и широта мышления.

Шапошников не критиковал Тухачевского, а дополнил его работу данными, которые не принял во внимание бывший командующий ЗФ.

Тухачевский считал, что причиной поражения Красной армии стала стратегия, а не политика.

Шапошников же писал, что с подходом к Бугу стратегия не могла гарантировать политике немедленный успех, а политика не могла рассчитывать на него.

Значительно позже на волне хрущёвской «оттепели» курировавшие науку чиновники сочли брошюру Тухачевского основной работой по данной теме, что способствовало деформации представлений о Советско-польской войне19.

Как же в то время развивались события?

В 1919 году польские войска захватили большую часть Белоруссии и западные районы Украины. Правящие круги Польши ставили цель путём территориальных захватов восстановить её в границах начала XVII века и при поддержке Антанты готовились к крупномасштабной войне.

Франция, США, Британия, Италия, Норвегия и другие страны предоставили Польше крупные долгосрочные кредиты и в течение весны 1920 года — большое количество оружия, боеприпасов, военной техники. В середине 1919 года в Польшу перебросили сформированную во Франции из поляков 70-тысячную добровольческую армию.

Благодаря помощи Антанты Польша к весне 1920 года создала армию численностью около 740 тыс. человек, боевой подготовкой которой занимались иностранные военные инструкторы. План польского наступления разработали французские военные советники под руководством главы французской военной миссии в Варшаве.

Его замысел предусматривал захват Киева, Одессы, выход на рубеж Днепра, оккупацию Правобережной Украины, затем — переброску основных польских сил и овладение Белоруссией. По плану Антанты польское наступление должна была поддержать армия генерала П.Н. Врангеля ударом из Крыма20.

 <\p>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Wojna polsko—sowiecka 1920 roku: Przebieg walk i tło międzynarodowe. Warszawa, 1991. S. 23—25, 172—181.

2 NowinowskiS.M. Polsko-czechosłowackie stosunki dyplomatyczne podczas wojny 1920 roku // Szkice z dziejów Europy Środkowej i Wschodniej w XX wieku. Łódź, 1998.

3 См., например: ŁukomskiG. Walka Rzeczypospolitei o kresy północno-wschodnie 1918—1920. Poznań, 1994. S. 12, 17, 21, 58.

4 Матвеев Г.Ф. Можно ли было избежать войны России и Польши в 1919—1920 годах? / Studia slavica-polonika. К 90-летию И.И. Костюшко. Сб. статей. М., 2009. С. 110.

5 Ягеллонская идея — направленная на восток, в сторону Литвы, Белоруссии и Украины польская концепция федерального мультинационального, многоконфессионального государства-империи, противник которого — Россия.

Получила название от польской королевской династии Ягеллонов, взошедшей на престол в 1386 году и впервые применившей на практике механизм создания федеративного государства — Великого княжества Литовского, объединявшего Польшу и Литву (Гончаров В.В.

Ягеллонская идея в польской историографии XX — начала XXI вв. // Интернет-ресурс: http://gon4arov.jimdo.com).

6 Буржуазные правители Польши в 1918—1939 гг. применительно к своему государству возродили термин «Речь Посполита» (польск. Rzeczpospolita — республика) — традиционное наименование польского государства в конце XV—XVIII вв.

, представлявшего собой специфичную форму сословной монархии во главе с избиравшимся сеймом королём. Со времени Люблинской унии 1569 г. до 1795 г. — официальное название польско-литовского государства (См.: Речь Посполита // Советская историческая энциклопедия: В 16 т. / Под ред. Е.М.

Жукова. М.: Советская энциклопедия, 1969. Т. 12. Стб. 35).

7 KonopczyńskiW. Historia polityczna Polski. 1914—1939. Warszawa, 1995. S. 87. Рукопись была готова в 1947 г., но не опубликована, так как автора сняли с должности профессора Ягеллонского университета (Краков) за антикоммунистические взгляды.

8 Problem granic i оbszaru odrodzonego państwa polskiego (1918—1990) / pod red. A. Czubiński. Poznań, 1992.

9 Кантор Ю.З. Польско-большевистская война как фактор германо-российского сближения / Кантор Ю.З., Волос М. Треугольник Москва — Варшава — Берлин. Очерки истории советско-польско-германских отношений в 1918—1939 гг. СПб.: Европейский Дом, 2011. С. 13.

10 Михутина И.В. Польско-советская война. 1919—1920 гг. М., 1994. C. 59, 242—244.

11 Davies N. White eagle, red star. The Polish-Soviet War, 1919—1920. London, 1972. P. 23—27, 65, 168—170, 263.

12 Davies N. Op. cit. P. IX.

13 Wandycz Piotr S. Soviet-Polish Relations, 1917—1921. Cambridge, 1969. Р. 117, 135, 284.

14 См., подробнее: Яжборовская И.С., Парсаданова В.С. Россия и Польша. Синдром войны 1920 г. М., 2005. / Глава 10. Обзор историографии проблематики войны 1920 г. С. 370—372; Полторак С.Н. Забытая историография советско-польской войны 1920 г. // Интернет-ресурс: http://www.sgu.ru.

15 Пилсудский Ю. 1920 год / Пилсудский против Тухачевского: Два взгляда на советско-польскую войну 1920 г. М., 1991. С. 78—251; Тухачевский М.Н. Поход за Вислу // Там же. С. 14—69.

16 Егоров А. Львов — Варшава. 1920 год. Взаимодействие фронтов. М.; Л., 1929.

17 Сергеев Е.Н. От Двины к Висле. Очерк операций 4-й армии Западного фронта в июле и 1-й половине августа 1920 г. Смоленск, 1923.

18 Шапошников Б. На Висле: к истории кампании 1920 года. М., 1924. С. 7, 200, 202.

19 Яжборовская И.С., Парсаданова В.С. Указ. соч. С. 370.

20 Советско-польская война 1920 / Военная энциклопедия: В 8 т. (ВЭ) М.: Воениздат, 2003. Т. 7. С. 555.

Источник: http://history.milportal.ru/2013/11/sovetsko-polskaya-vojna/

Ссылка на основную публикацию