Как покупали иномарки в ссср

Как покупали иномарки в СССР

Опубликовано пользователем сайта

Иномарки в СССР были не средством передвижения, а небывалой роскошью. Позволить себе купить заграничную машину могли далеко не все. 

Атрибут роскоши

Легковой автомобиль иностранного производства на дорогах СССР был редким явлением. Как ни одна другая вещь он позволял подчеркнуть статус ее владельца. О редкости иномарок в Советском Союзе может свидетельствовать хотя бы тот факт, что Владимир Высоцкий, по данным московского ГАИ, был единственным на тот момент в столице владельцем «Мерседеса».

Владимир Высоцкий с сыном Марины Влади Володей во дворе своего дома у BMW-2500, 1975 год

Появление иномарки на московских улицах всегда вызывало некоторый ажиотаж – машину непременно обступала толпа любопытных, норовящих заглянуть в салон, кто-то даже фотографировал диковинные для Советского Союза авто и собирал целые коллекции таких снимков. К посольствам капиталистических государств ходили как в музеи.

Обладателями экзотического в стране товара долгое время были ограниченные категории населения, в числе которых дипломаты, артисты, чиновники, спортсмены, летчики. Одним из первых, кто начал пользоваться в СССР иностранным автомобилем, был Ленин, разъезжавший с водителем на «Роллс-Ройсе» из императорского гаража.

Уникальный полугусеничный Rolls-Royce «Silver Ghost» в гараже музея-усадьбы «Горки Ленинские»

Но первым владельцем иномарки следует назвать Владимира Маяковского, привезшего в конце 1920-х годов из Парижа «Рено». Долгое время иномарка в СССР была скорее штучным товаром.

Многое изменилось в 1959 году, когда «Американская национальная выставка» в Сокольниках продемонстрировала посетителям продукцию своего автопрома. Выставочные экземпляры так и не вернулись на родину и были проданы иностранным дипмиссиям, а через некоторое время машины достались наиболее состоятельным гражданам СССР.

Способы приобретения

После войны деятели культуры стали получать трофейные немецкие машины. Автор музыки популярнейших песен «Темная ночь» и «Спят курганы темные» композитор Никита Богословский приобрел по спецразрешению от зампреда Совнаркома Молотова сначала кабриолет Steyr, потом малолитражку Opel Olimpia, которую сменил на MercedesBenz.

Его коллега Матвей Блантер – автор «Катюши» – также после войны ездил на автомобиле марки Steyr. Кинодокументалист Роман Кармен получил в 1945 году в Берлине подарок от генерала армии Батова – двухместный кабриолет Mercedes-Benz 230.

Но трофейная эйфория продолжалась недолго: с выпуском первых послевоенных «Побед» и ЗИМов немецкие авто потеряли привлекательность.

Иномарки восстановили свои позиции только к началу 50-х, когда мировой автопром окончательно отошел от последствий войны и смог представить такие модели, по сравнению с которыми изделия советской индустрии выглядели очень бледно. Вот тогда-то владение автомобилем иностранного производства стало настоящим шиком. А наиболее престижно было ездить на иномарке с наемным шофером.

Один из основных каналов поступления иномарок в СССР шел через дипломатов. Когда приходило время переезда дипломата за рубеж, он сдавал автомобиль в специальный комиссионный магазин, через который его могли купить другие граждане. Так иномарки появились у актера Андрея Миронова и космонавта Алексея Леонова. Нередко иномарка преподносилась в качестве дорогого подарка.

Юрий Гагарин, проявлявший интерес к хорошим машинам, но не имевший возможности их приобрести, получил в дар от французского автопроизводителя спорткар Matra Bonnet. А Галине Улановой Пьер Карден подарил «Ситроен ДС».

В большом количестве всевозможную «автоэкзотику» везли моряки. Они сильно рисковали, так как за рейс разрешено было провезти только один автомобиль. В портовых городах – Риге, Одессе, Калининграде, Мурманске – иностранные автомобили были не такой уж редкостью.

Более широкому распространению иномарок в СССР поспособствовало снижение в конце 1970-х годов таможенных пошлин на подержанные автомобили. Этим воспользовались артисты, которые активно везли «секонд-хенд» на родину.

Именно знаменитости, в отличие от «подпольных миллионеров», могли открыто демонстрировать свои приобретения и, в отличие от чиновников, свободно выбирать машину, а не получать ее по разнарядке.

Артисты во время зарубежных гастролей, как правило, покупали иномарку за честно заработанную валюту, оплачивали таможенные сборы, получали разрешение от Министерства культуры и ставили машину на учет.

Проблемная техника

Иномарка была не только объектом гордости автовладельца, но и предметом постоянных хлопот.

Гражданин, законно приобретший иностранный автомобиль, в течение года не имел право его продавать, за исключением случаев, когда машина попадала в ДТП.

Кроме этого, подержанные иномарки на отечественных дорогах быстро ломались, а найти запчасти было целой проблемой. Владелец понимал: нужно избавляться от автомобиля, пока он еще что-то стоит.

Машины продавали на «фестивале» – так в народе называли открытую площадку купли-продажи автомобилей, расположившуюся в столичном «Южном порту». Зачастую сумма, которую выручал автовладелец от сделки не только в разы превышала затраты на покупку и растаможку автомобиля, но и выгодно отличалась от суммы прописанной в документах.

В 1980-х годах авторынок «Южного порта» приобрел откровенно криминальную репутацию. Там заправляла так называемая Южнопортовая ОПГ, представленная выходцами с кавказского региона.

Глава ОПГ Николай Сулейманов персонально курировал «фирменную» 11 секцию комиссионки, через которую проходили иномарки.

Иногда Сулейманов и партнеры занимались настоящим разбоем, заставляя автовладельцев «дарить» понравившиеся автомобили.

Иномарколюбы

Среди советских политиков особой любовью к иностранным авто отличался Леонид Ильич Брежнев. В его гараже были: Rolls-Royce, Lincoln Continental и несколько Cadillac.

Rolls-Royce Леонида Ильича Брежнева

Одной из жемчужин собрания генсека был необычный 4-дверный спортивный седан Maserati Quattroporte первого поколения, подаренный ему в 1968 году руководством итальянской компартии.

Среди людей искусства отличался Иван Дыховичный. В 70-е годы он владел двумя породистыми спортивными купе. Первой иномаркой режиссера была белая Alfa Romeo 1750 GTV, ранее принадлежавшая жене посла Аргентины.

На смену 4-цилиндровой Alfa Romeo пришел еще более дорогой и скоростной 6-цилиндровый Fiat Dino с мотором Ferrari мощностью 180 л.с.

Эту машину режиссер приобрел с помощью знакомого механика из гаража итальянского посольства.

Переломные 80-е

С наступлением 1980-х информация о новинках иностранного автопрома стала активнее проникать на отечественный рынок. Практически каждый год зарубежные производители устраивали в СССР «внешнеторговые выставки».

Но если в первой половине 80-х на «виртуальном рынке» доминировала европейская автотехника, в первую очередь немецкая, то во второй половине 80-х смелее о себе стали заявлять японцы. Желающих купить иномарку становилось все больше, а вот законно приобрести ее было все также сложно.

Как следствие – процветание черного рынка зарубежных автомобилей, который к середине 1980-х достиг угрожающих масштабов. В результате «андроповских чисток» 1983-84 годов за подпольную торговлю иностранными автомобилями наказание понесли десятки человек.

В этом деле засветилось имя экс-министра МВД Николая Щелокова, у которого были обнаружены три «Мерседеса» и один «БМВ». С началом перестройки хватка правоохранительных органов ослабла, что открыло путь к массовому завозу иномарок.

Первый крупный, пока еще нелегальный канал поставок автомобилей был налажен из Японии. На грузовых судах в СССР переправлялись подержанные Toyota и Nissan. Власти не могли закрывать глаза на незаконный импорт автотранспорта, но и препятствовать этому было уже невозможно.

В марте 1988 года принимается «Инструкция» о порядке перемещения через границу СССР автомобилей и другого автотранспорта, которая позволяла советским гражданам фактически беспрепятственно ввозить в страну различные виды транспортных средств для личного пользования.

Поток автомобилей увеличивался лавинообразно. Статистика, опубликованная в постсоветский период, показывает, что в 1990 году в страну было завезено 34700 легковых автомобилей, а в 1991 году – уже 56300.

В сентябре 1991 года, за несколько месяцев до распада Советского Союза, «Автоэкспорт» начал официальный ввоз легковых иномарок в СССР.

Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/111717_kak-pokupali-inomarki-v-sssr

Запретный класс (Или первые иномарки в СССР) — DRIVE2

Появление иномарки на московских улицах всегда вызывало некоторый ажиотаж – машину непременно обступала толпа любопытных, норовящих заглянуть в салон, кто-то даже фотографировал диковинные для Советского Союза авто и собирал целые коллекции таких снимков. К посольствам капиталистических государств ходили как в музеи…
Первые шаги

Иностранцы, приехавшие в СССР, поначалу удивлялись такой реакции на свои транспортные средства, но потом перестали, а вот советские иномарочники относились к этому нормально.

Правда, деятелей культуры и искусства подобное отношение несколько коробило: не каждой знаменитости понравится интерес к своей машине больший, чем к собственной заслуженной персоне. Но зато именно знаменитости, в отличие от подпольных миллионеров и «цеховиков», могли открыто демонстрировать свое автомобильное богатство.

Они же имели возможность самостоятельно выбирать марку и модель машины, а не получать по разнарядке сверху то, что было в распределителе.

Как правило, иномарки покупали артисты во время зарубежных поездок и гастролей на честно заработанную валюту, потом полностью оплачивали таможенные пошлины или получали разрешение в Министерстве культуры и ставили машину на учет.

Считается, что самым первым иномарочником в СССР стал Владимир Маяковский, который в конце 20-х годов «из Парижа привез Рено, а не духи и не галстук». В ответ на сплетни и слухи завистников ему даже пришлось написать об этом небольшое стихотворение.А вот оперной певице Антонине Неждановой за привезенный из Америки в 1931 году закрытый двухдверный Ford-A оправдываться не пришлось: к тому времени машина уже стала неотъемлемой реалией богемной жизни Советского Союза.

С началом выпуска советских легковых машин их стали официально дарить артистам, но некоторым позволяли иметь и иномарки. Так, звезда экрана, любимица партийной верхушки Любовь Орлова пользовалась двухдверным родстером Packard-120, а балерина Большого театра Ольга Лепешинская – кабриолетом Ford-V8.

После войны деятели культуры стали получать и трофейные немецкие машины. Автор музыки популярнейших песен «Темная ночь» и «Спят курганы темные» композитор Никита Богословский приобрел по спецразрешению от зампреда Совнаркома Молотова сначала кабриолет Steyr, потом малолитражку Opel Olimpia, которую сменил на MercedesBenz.

Его коллега Матвей Блантер – автор «Катюши» – также после войны ездил на автомобиле марки Steyr. Кинодокументалист Роман Кармен получил в 1945 году в Берлине подарок от генерала армии Батова – двухместный кабриолет Mercedes-Benz 230. Но трофейная эйфория продолжалась недолго: с выпуском первых послевоенных «Побед» и ЗИМов немецкие авто потеряли привлекательность.

Иномарки восстановили свои позиции только к началу 50-х, когда мировой автопром окончательно отошел от последствий войны и смог представить такие модели, по сравнению с которыми изделия советской индустрии выглядели очень бледно. Вот тогда-то владение автомобилем иностранного производства стало настоящим шиком. А наиболее престижно было ездить на иномарке с наемным шофером.

Именно так пользовалась машиной знаменитая балерина Галина Уланова. Сначала у артистки числился в собственности Mercury Monterey 1958 года серебристого цвета с темновишневым салоном. Естественно, что она сама не сидела за рулем, а нанимала для этого персонального водителя, которому по трудовому договору платила 1200 рублей в месяц.

Говорят, автомобиль балерины всегда был чистым, ухоженным – он прослужил ей более десяти лет, пока в конце 60-х годов Уланова не продала его, купив себе во Франции Citroen ID-21. «Француз» для Советского Союза был настоящей диковинкой – ни на одной отечественной машине не стояло гидропневматической подвески с регулировкой дорожного просвета.

В свое время ходили слухи, что автомобиль советской балерине презентовал модельер Пьер Карден, но подтверждений этой версии пока не нашлось.С наемным шофером ездил и оперный тенор Сергей Лемешев – в его собственности находился скромный Plymouth Savoy 1959 модельного года, а его вечный соперник по сцене Иван Козловский личного автомобиля не имел, предпочитая вызывать себе такси.

Совсем нескромный и по-кавказски роскошный Imperial Le Baron 1963 года купил в 1971 году композитор Арно Бабаджанян. Подержанного «американца» автор суперпопулярных хитов «Королева красоты», «Свадьба» и «Чертово колесо» приобрел через Управление делами дипломатического корпуса – до этого автомобилем пользовался чрезвычайный и полномочный посол Японии в СССР.

Артисты покупали подержанные автомобили и во время зарубежных гастролей, чему способствовало снижение в конце 70-х годов таможенных пошлин на ввоз в СССР автомобилей иностранного производства. Многие воспользовались подобной ситуацией: так, Нонна Мордюкова в 1980 году привезла в Москву купе Lincoln Continental.

Автомобиль у народной артистки СССР был почти как новый – всего шести лет, но Мордюкова проездила на нем только два года. Lincoln стал часто ломаться и в итоге был продан.От вероятного противникаАмериканские авто были у советских артистов в наибольшем фаворе, видимо, из-за казавшихся фантастическими характеристик и внешнего шика.

Артист цирка и основатель жанра джигитовки Юрий Мерденов пользовался седаном Oldsmobile 88 1973 года.

На подержанном Buick Electra 225 Custom 1974 года разъезжал певец и композитор Александр Градский, купивший это авто в 1981 году.
В нью-йоркском дилерском центре Chevrolet приобрел себе белый спортивный Corvette Stingray 1979 модельного года главный дирижер Большого театра Альгис Жюрайтис. То был, пожалуй, самый экзотичный автомобиль среди всех московских иномарок.

Впрочем, заграничной экзотикой на колесах пользовались не только артисты, которым было позволено вести богемный образ жизни, но и те, кому по роду занятий требовалось ездить на чем-то поскромнее. Так, член КПСС и советский писатель Лев Гинзбург, разоблачавший в своих произведениях фашистов и неонацистов, пользовался совершенно фантастическим Porsche Targa 1968 года выпуска.

Еще один Porsche – модели 911S 1968 года – находился у журналиста-международника Виктора Луи, имевшего самую большую в Союзе коллекцию иномарок, насчитывавшую около десяти единиц! В разное время у Луи перебывали несколько Mercedes-Benz и Volvo, упомянутый Porsche 911, Ford Mustang, Land Rover, Oldsmobile и даже хипповый кемпер на шасси VW Transporter.

Еще одним большим поклонником иномарок являлся друг Виктора Луи советский писатель Федор Шахмагонов. Труженик пера, написавший сценарий к фильму «Судьба человека», начал с приобретения в 1962 году нового седана Buick Le Sabre.

Потом его сменило подержанное, но более стильное и скоростное купе Oldsmobile 88 Cutlass 1970 года, которым Федор Федорович пользовался всего пару лет.

После у Шахмагонова появился длиннющий лимузин Cadillac Fleetwood 75, до этого возивший посла США Стессела.

Читайте также:  Детский спортивный комплекс для дома: 9 советов по выбору детского спортивного уголка

Несколько иномарок сменил Владимир Высоцкий, причем одну из них – Renault-16 – ему подарила жена Марина Влади. Потом были два BMW 2500 и два Mercedes-Benz моделей 380 и 450.

Опальному, но в то же время любимому артисту позволялось ездить на шикарных иномарках, хотя не раз его критиковали за эту страсть.Издалека долго…Далеко не все артисты пользовались такой свободой.

Те, кто символизировал советский образ жизни, не могли приобрести автомобиль иностранного производства. Это было бы идеологически неправильно.

Так, например, запретили иметь иномарку Людмиле Зыкиной, хотя она очень хотела не отставать от коллег. Однажды знаменитый скрипач Леонид Коган прокатил Людмилу Георгиевну на своем новеньком Peugeot, и певица загорелась купить себе такой же.

Чтобы избавиться от таможенной пошлины, Зыкина обратилась к министру культуры Екатерине Фурцевой за разрешением, но та ответила отказом, сказав, что советская певица должна ездить на советской машине, а на Peugeot пусть разъезжают девицы легкого поведения.

И лучшая исполнительница песни «Течет Волга» всю свою жизнь проездила за рулем «Волги»/

Продолжение Часть 2 — www.drive2.ru/b/930144/

Источник: https://www.drive2.ru/b/886635/

Как покупали иномарки в СССР — журнал За рулем

Некоторые трофейные автомобили оставались на ходу вплоть до 1980-х. Таких Мерседесов семейства W143 было в СССР довольно много. После премьеры в 1973-м картины «Семнадцать мгновений весны» стали говорить: «Как у Штирлица».

Некоторые трофейные автомобили оставались на ходу вплоть до 1980-х. Таких Мерседесов семейства W143 было в СССР довольно много. После премьеры в 1973-м картины «Семнадцать мгновений весны» стали говорить: «Как у Штирлица».

Новых иномарок у советских граждан практически не было. Если не считать единичные экземпляры типа купе Matra Jet, подаренного Гагарину, или умопомрачительного по тем временам седана Citroen DS, переданного в качестве презента прославленной балерине Майе Плисецкой самим Пьером Карденом.

Остальные, даже очень известные люди, скажем, Владимир Высоцкий, иные актеры, композиторы, режиссеры привозили из-за рубежа подержанные автомобили. Никакого специального разрешения, по крайней мере в 1970-е, на это не требовалось. С важной поправкой: сделать это могли люди, имеющие законные с точки зрения государства доходы.

А вот таких было совсем немного. Впрочем, недорогие иномарки привозили и прибалтийские моряки.

Chevrolet Styleline начала 1950-х c московскими номерами стандарта до 1959 года. Автомобиль жил в московском дворе еще в конце 1970-х. Выезжал, правда, редко.Chevrolet Styleline начала 1950-х c московскими номерами стандарта до 1959 года. Автомобиль жил в московском дворе еще в конце 1970-х. Выезжал, правда, редко. Этот BMW 321 много лет исправно служил обычной машиной для повседневных семейных нужд. Многие иномарки 1930-1940-х обрастали отечественными деталями, что и продлевало их нелегкую жизнь.Этот BMW 321 много лет исправно служил обычной машиной для повседневных семейных нужд. Многие иномарки 1930-1940-х обрастали отечественными деталями, что и продлевало их нелегкую жизнь.

Но сначала, гораздо раньше, сразу после войны в страну завезли немало (десятки тысяч) трофейных автомобилей.

Самые дорогие и роскошные — Майбахи, Хорьхи, большие Мерседесы — попадали, разумеется, партийным, советским и военным начальникам в качестве служебных автомобилей, куда реже — личных (демонстрировать повышенное благосостояние было пока не модно, а отчасти даже опасно). Фронтовики привозили машины попроще.

Покупали трофейные автомобили и непосредственно в СССР. Но право на приобретение граждане получали через предприятие, где работали. Впрочем, в известной мере эта схема сохранялась потом десятилетиями.

Редкий в наших широтах Land Rover с частными московскими номерами. Середина 1970-х.

Редкий в наших широтах Land Rover с частными московскими номерами. Середина 1970-х.

Армию трофейных автомобилей пополнили американские, которые в 1940-е привозили в СССР, опять же для начальства. Довольно скоро начальники стали пересаживаться на отечественные автомобили, а их машины переходили в руки шоферов, механиков и прочих простых смертных.

В хороших руках старенькие иномарки,в том числе некогда престижные, и ездили до 1980-х, В СССР они были просто транспортом. Немногие чудаки-любители ценили Хорьхи и Мерседесы не только за вместимость. Но о довоенных автомобилях в СССР поговорим как-нибудь отдельно и подробнее.

А пока…

Совсем уж раритет — австралийский Holden EG 1963 года, привезенный в Москву в 1973-м, видимо, дипломатом. Лет десять назад машину продавали. Может, и надо было купить!

Совсем уж раритет — австралийский Holden EG 1963 года, привезенный в Москву в 1973-м, видимо, дипломатом. Лет десять назад машину продавали. Может, и надо было купить!

В СССР в 1960-1980-х можно было приобрести и вполне современные, хоть и подержанные машины. Ведь иностранные дипломаты, бизнесмены, журналисты рано или поздно уезжали из Союза. А везти с собой поезженный автомобиль им в голову не приходило.

Они продавали машины здесь, но, естественно, не на рынке, а через Управление по обслуживанию дипломатического корпуса (УПДК). Эти автомобили и попадали к советским гражданам. Но, конечно, не ко всем. Денег для приобретения вожделенного импортного чуда было мало, необходимы были знакомства.

Впрочем, в советской системе они нужны были для приобретения любого дефицита — от хорошего мяса до финских женских сапог.

Величественный довоенный Cadillac серии 60 много лет был просто повседневным транспортным средством. На моей памяти превратился из синего в белый, заимел двигатель от «газона», а потом и вовсе пропал из вида.Величественный довоенный Cadillac серии 60 много лет был просто повседневным транспортным средством. На моей памяти превратился из синего в белый, заимел двигатель от «газона», а потом и вовсе пропал из вида. Ford Taunus 17 M модели 1959 года с номерами Московской области. Автомобиль догнивает ныне на широко известном «музейном» кладбище в Тульской области.Ford Taunus 17 M модели 1959 года с номерами Московской области. Автомобиль догнивает ныне на широко известном «музейном» кладбище в Тульской области.

Граждане, способные заплатить за Мерседес или американский аппарат 30–40 тысяч рублей (Волга в 1970-х стоила 9000 с небольшим хвостиком), водились. Вот здесь и начинался бизнес, который, как и любой бизнес в СССР, становился криминалом. Официально машины оценивали куда дешевле, чем могли заплатить мечтающие о вожделенной иномарке.

Иногда вполне «живые» экземпляры попросту оформляли как аварийные и к эксплуатации не пригодные. По Москве ходили истории о Романе Саголове, который служил механиком в УПДК, ловко манипулируя связями и знакомствами, наваривая на перепродаже иномарок огромные по тем временам деньги. Отсидел он, говорят, относительно немного.

Но бизнес вокруг приличных, относительно свежих иномарок, после того как Саголов его покинул, вполне логично, никуда не делся.

Ford Mustang 1969 года принадлежал танцовщику и балетмейстеру Шамилю Ягудину.

Ford Mustang 1969 года принадлежал танцовщику и балетмейстеру Шамилю Ягудину.

Материалы по теме

Советские знаменитости — актеры, писатели, музыканты, как правило, покупали иномарки именно через УПДК.

Но рано (реже — поздно) счастливые владельцы начинали испытывать все «радости» обладания зарубежным чудом. Его ведь надо было обслуживать и ремонтировать.

Официально занималась иномарками единственная в Москве станция на Сельскохозяйственной улице. Но, судя по отзывам очевидцев, особых чудес там не было. А ведь нужны были еще запчасти.

А если авария? Говорили, что за дверь Мерседеса просили 800 рублей! Это когда месячный заработок в 200 рублей считали очень хорошим…

Уставшие от всех этих проблем владельцы избавлялись от машин. Часть из них спокойно можно было купить в 11-й секции, на так называемой «обезличке» (туда машину сдавали на комиссию) — площадке справа от главного входа в знаменитый магазин «Автомобили» в Южном порту. Правда, там стояли уже очень сильно замученные жизнью экземпляры.

Те, что получше, уходили не доезжая до этой стоянки. Как и с советскими автомобилями, и покупателю, и продавцу было выгодно оценить машину как можно дешевле, поскольку государство брало со сделки свои 7%. Поэтому основную оговоренную сумму передавали из рук в руки. Только суммы эти были иными, чем платили за Запорожец или даже за Жигули.

А значит, вокруг появилось немало мошенников, а в 1980-е уже и откровенных бандитов.

Огромная редкость в СССР — Porsche 911. Этот экземпляр принадлежал легендарному персонажу эпохи СССР Виктору Луи — так называемому независимому журналисту, корреспонденту западных изданий, выполнявшему щекотливые поручения КГБ, владельцу роскошной дачи и нескольких редких автомобилей.Огромная редкость в СССР — Porsche 911. Этот экземпляр принадлежал легендарному персонажу эпохи СССР Виктору Луи — так называемому независимому журналисту, корреспонденту западных изданий, выполнявшему щекотливые поручения КГБ, владельцу роскошной дачи и нескольких редких автомобилей. Океанолог Александр Вершинский восстановил заднемоторный Porsche 914 практически из руин.Океанолог Александр Вершинский восстановил заднемоторный Porsche 914 практически из руин.

Но настоящие фанатики и умельцы покупали даже, казалось бы, безнадежно убитые, аварийные экземпляры и ценой неимоверных усилий превращали их в красавцев, на которые потом с завистью заглядывалась на улицах публика. Иногда делали из двух машин одну.

Так, известный в Москве реставратор и коллекционер Ярослав Зузик (владелец, в частности, прекрасно восстановленного предвоенного кабриолета Mercedes-Benz 540K) одно время ездил на двухдверном Chevrolet: передняя часть — от модели 1959 года, задняя — 1955-го. Иногда восстановленный автомобиль оформляли на техпаспорт от другой модели.

Но для этого уже необходимы были знакомства и в ГАИ. В общем, отдельный огромный и сложный мир…

Buick Riviera GS, помятый в аварии неким дипломатом и восстановленный Ярославом Зузиком, неизменно собирал на улицах толпы любопытных.

Buick Riviera GS, помятый в аварии неким дипломатом и восстановленный Ярославом Зузиком, неизменно собирал на улицах толпы любопытных.

Переходя из рук в руки, иномарки ездили, пока их хоть как-то можно было поддерживать на ходу. Даже в середине 1980-х трудно было представить, что импортные автомобили (и даже новые!) станут для наших граждан прозой жизни. А ведь стали…

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/906441-inomarki-v-sssr-narodnaya-dipl/

Как покупали иномарки в СССР?

Машина времени

Вот только приобрести условный «Мерседес» мог далеко не каждый человек. Причем главным «подводным камнем» было вовсе не отсутствие денег, а стратегически важных знакомств.

Первые иномарки просочились в Россию еще до революции. Да и потом никуда они не делись. Вот только ездили на них, конечно, избранные, такие как Владимир Ильич Ленин.

А в довоенный период иностранной «лошадью» могли похвастать единицы. Например, Владимир Маяковский. Вообще, на машины ему было плевать, но прихоть любимой женщины – Лили Брик – была для поэта поважнее священной коровы.

Поэтому он и приобрел специально для несравненной музы Renault NN.

Причем марку заказала именно Лиля: «Лучше всего Buick или Renault, только не Amilcar!» Тот «француз» передвигался благодаря 4-цилиндровому мотору аж на 6 лошадей.

Вообще, в довоенный период иностранные машины были большой редкостью. Позволить их могли себе только действительно богатые и влиятельные люди. Ситуация изменилась после Великой Отечественной войны.

В страну приличной такой рекой потекли трофейные иномарки – «Мерседесы», «Опели», «Майбахи» и «Хорьхи». Даже по тем временам они являлись безумно дорогими и роскошными. Поэтому владели ими исключительно партийные чины и военные. И чаще всего эти машины являлись именно служебными.

В личное пользование взять условный «Мерседес» было не только сложно, но и опасно (соответствующие органы, как известно, не дремали). Правда, попали в страну иностранные машины, так сказать, попроще (не только немецкие, но и американские). Их привозили вчерашние фронтовики.

Вот только мало кто из них отважился оставить трофей себе. Обычно их старались тут же сдать в специальную комиссионку.

Но уже к началу 50-х годов количество иномарок в стране начало резко сокращаться. Даже чиновники и начальники вдруг стали пересаживаться на отечественных «коней».

Причина всплеска патриотизма банальна – иномарки просто исчерпали свой запас прочности. А найти подходящие запчасти было делом нереальным, к тому же крайне редко удавалось подогнать под немецкие стандарты отечественные ремкомплекты.

Вот и превращались некогда элитные и роскошные «Мерседесы» в груду металлолома.

Но ситуация вновь начала меняться уже в 60-х годах. За что нужно сказать спасибо иностранным дипломатам, журналистам и бизнесменам, которые оставляли свои транспортные средства в Союзе. Понятно, что эти машины были не первой свежести, но их качество не вызывало сомнений.

Обычно эти «отказники» реализовались через Управление по обслуживанию дипломатического корпуса. Понятно, стоили эти иномарки очень дорого. За тот же «Мерседес» могли запросто попросить более 30 тысяч рублей. К примеру, «Волга» в 70-х годах стоила чуть более 9 тысяч рублей. Причем, даже если деньги и были, то без знакомств все равно не обходилось.

Дело в том, что продажа иномарок стала прибыльным бизнесом. Поэтому изначально машины оценивались дешевле их рыночной стоимости, а разницу забирал себе как раз «знакомый», в чьих силах была возможность проведения сделки. Нередко машины оформлялись как аварийные или же непригодные к эксплуатации. Естественно, официально их сливали за копейки.

А остальное уходило в карман советского бизнесмена.

В те времена легендарной личностью в Москве стал некий Роман Саголов, трудившийся механиком как раз в Управлении по обслуживанию дипломатического корпуса.

Он, обладая громадными связями и знакомствами, ловко перепродавал оставленные дипломатами машины. Конечно, Саголов был не один в этом бизнесе, вместе с ним трудилась целая бригада. Но заработанных денег хватало всем.

Даже когда его дело прикрыла милиция, он сумел практически сухим выйти из воды. Связи решали все.

Проще приходилось советским знаменитостям. У них было два вариант приобретения иномарки. Во-первых, у них хватало средств и связей, чтобы разжиться «стальным конем» через Управление.

Во-вторых, они могли привозить машины из заграничных командировок или гастролей. Ярким примером является Юрий Алексеевич Гагарин.

В 1965 году французское правительство подарило ему Matra-Bonnet Jet VS небесно-голубого цвета.

А вот Владимир Семенович Высоцкий, можно сказать, менял иномарки как перчатки. Его первым заграничным авто стал Renault 16TS. Эту машину доставила Марина Влади из Франции. Затем в его гараже жили «Мерседесы» и БМВ.

«Мерседесом» владел и шахматист Анатолий Карпов, который сумел машину выиграть. А S-класс был подарен микрохирургу-офтальмологу Святославу Федорову.

Но главная проблема с иномарками ждала уже после приобретения. Ведь машины, какими бы качественными и надежными не были бы, требовали своевременного обслуживания и ремонта. А на весь громадный Советский Союз эти услуги официально предоставляла лишь одна станция, располагавшаяся на Сельскохозяйственной улице.

Но и от нее, по большому счету, толку было мало. Ведь запчасти завести в СССР было практически невозможно. И даже если они поставлялись, стоили баснословных денег. Например, за дверь от «Мерседеса» просили порядка 800 рублей. Плюс еще работа, которая тоже являлось недешевой. Поэтому в ход шла традиционная русская смекалка.

И вместо необходимых запчастей приходилось использовать отечественные. Аналогами их назвать нельзя, поскольку умельцы подгоняли их самыми нещадными и изощренными способами. Если, например, случались серьезные проблемы с мотором, его старались заменить на отечественный. Тоже самое касалось и подвесок.

Хуже всего дела обстояли с машинами, оснащенными автоматическими коробками.

Поэтому спустя пару-тройку лет владения «счастливые» хозяева старались избавиться от иномарок. Статус, конечно, статусом, но здравый смысл выходил в победители. Замученные жизнью машины оказывались в специальной 11-й секции магазина «Автомобили» в Южном порту.

Любопытно, что до комиссионки доходили только совершенно убитые экземпляры. Относительно свежие «перехватывались» перекупщиками и коллекционерами по дороге. Автомобилям везло, если они оказывались в руках не ушлых торгашей, а фанатов. Тогда у них появлялся шанс обрести вторую жизнь.

Откровенно убитые авто, многие из которых были даже не на ходу, подвергались полноценному восстановлению. Сколько на это уходило средств и времени – об этом лучше даже и не думать. Например, московский коллекционер и реставратор иномарок Ярослав Зузик в умудрился из двух убитых Chevrolet собрать одну машину.

Читайте также:  8 советов по выбору пир-панелей (pir-панелей): характеристики, цена, производители

Любопытно, что передняя часть принадлежала модели 1959 года, а задняя – 1955-го.

Кстати, в советское время, при наличии связей, можно было на восстановленную машину сделать техпаспорт от другой модели. Конечно, это было рискованно и дорого, но за четырехколесную роскошь фанаты готовы были отдать последнее.

Ситуация с иномарками резко изменилась в конце 80-х годов. Страна встала на рельсы перестройки, «занавес» рухнул. Военные, проходившие службу за границей и особенно моряки – первые, кто смог из «простых смертных» заполучить иностранный авто. И уже не за горами был тот час, когда машина из-за границы уже перестала восприниматься как нечто особенное, доступное лишь закрытой касте избранных.

Павел Жуков

Источник: https://autorambler.ru/mashinavremeni/kto-i-kak-mog-obzavestis-inomarkoi-v-sssr.htm

Как покупали иномарки в СССР | Библиотека СССР

Иномарки в СССР были не средством передвижения, а небывалой роскошью. Позволить себе купить заграничную машину могли далеко не все. А кто каким-то образом покупал — могли об этом пожалеть, а то и лишиться свободы.

Атрибут роскоши

Легковой автомобиль иностранного производства на дорогах СССР был редким явлением. Как ни одна другая вещь он позволял подчеркнуть статус ее владельца. О редкости иномарок в Советском Союзе может свидетельствовать хотя бы тот факт, что Владимир Высоцкий, по данным московского ГАИ, был единственным на тот момент в столице владельцем «Мерседеса».

Обладателями экзотического в стране товара долгое время были ограниченные категории населения, в числе которых дипломаты, артисты, чиновники, спортсмены, летчики. Только с наступлением перестройки купить себе иномарку мог любой обладающий нужной суммой денег. В большинстве случаев нелегально.

Одним из первых, кто начал пользоваться в СССР иностранным автомобилем был Ленин. Когда Роллс-Ройс «Серебряный призрак» был куплен в Англии, а это было в 1922 году, у него было четыре колеса. Но проблемы с дорогами в России были уже в те времена, поэтому на Путиловском заводе в Петрограде автомобиль был существенно модифицирован.

Сзади установили гусеницы, а чтобы на машине можно было ездить зимой, на передних колесах закрепили лыжи. Конечно, динамические параметры автомобиля при таком «тюнинге» упали, и вместо 135 километров в час автосани развивали не более 60 километров в час.

У них часто рвалась цепная передача, резиновые гусеницы буксовали на мокром снегу, однако сам Ленин был в восторге от этого автомобиля.

Уникальный полугусеничный Rolls-Royce «Silver Ghost» в гараже музея-усадьбы «Горки Ленинские»

19 октября 1923 года Владимир Ленин вместе с Крупской посетили на своих автосанях сельскохозяйственную выставку, после чего вернулись в Горки. Это была его последняя поездка на автомобиле. Ленин был тяжело болен.

После чего автосани использовали для доставки врачей и профессоров медицины в Горки, без них проехать на ленинскую дачу было крайне сложно. 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут Владимир Ильич Ленин умер.

На «Серебряном призраке» личный шофёр Ильича — Степан Гиль отправился в Москву сообщить это прискорбное известие… Свою последнюю поездку этот легендарный Rolls-Royce совершил, доставляя гроб с телом Ленина до ближайшей железнодорожной станции Герасимовка.

Первым же владельцем иномарки следует назвать Владимира Маяковского, привезшего в конце 1920-х годов из Парижа «Рено». Долгое время иномарка в СССР была скорее штучным товаром.

Многое изменилось в 1959 году, когда «Американская национальная выставка» в Сокольниках продемонстрировала посетителям продукцию своего автопрома.

Выставочные экземпляры так и не вернулись на родину и были проданы иностранным дипмиссиям, а через некоторое время машины достались наиболее состоятельным гражданам СССР.

Способы приобретения

Иномарки в СССР имели разное происхождение. Это были трофейные, полученные по ленд-лизу, подарочные или покупные автомобили. На трофейных машинах разъезжали маршал Жуков и композитор Богословский. Последний приобрел свой кабриолет Steyr только по спецразрешению Молотова.

Один из основных каналов поступления иномарок в СССР шел через дипломатов. Когда приходило время переезда дипломата за рубеж он сдавал автомобиль в специальный комиссионный магазин, через который его могли купить другие граждане. Так иномарки появились у актера Андрея Миронова и космонавта Алексея Леонова.

Нередко иномарка преподносилась в качестве дорогого подарка. Юрий Гагарин, проявлявший интерес к хорошим машинам, но не имевший возможности их приобрести, получил в дар от французского автопроизводителя спорткар Matra Bonnet. А Галине Улановой Пьер Карден подарил «Ситроен ДС».

В большом количестве всевозможную «автоэкзотику» везли моряки. Они сильно рисковали, так как за рейс разрешено было провезти только один автомобиль.

В портовых городах – Риге, Одессе, Калининграде, Мурманске – иностранные автомобили были не такой уж редкостью.

Более широкому распространению иномарок в СССР поспособствовало снижение в конце 1970-х годов таможенных пошлин на подержанные автомобили.

Этим воспользовались артисты, которые активно везли «секонд-хенд» на родину.

Именно знаменитости, в отличие от «подпольных миллионеров», могли открыто демонстрировать свои приобретения и, в отличие от чиновников, свободно выбирать машину, а не получать ее по разнарядке.

Артисты во время зарубежных гастролей как правило покупали иномарку за честно заработанную валюту, оплачивали таможенные сборы, получали разрешение от Министерства культуры и ставили машину на учет.

Проблемная техника

Иномарка была не только объектом гордости автовладельца, но и предметом постоянных хлопот. Гражданин, законно приобретший иностранный автомобиль, в течение года не имел право его продавать, за исключением случаев, когда машина попадала в ДТП. Кроме этого, подержанные иномарки на отечественных дорогах быстро ломались, а найти запчасти было целой проблемой.

Владелец понимал: нужно избавляться от автомобиля, пока он еще что-то стоит.

Машины продавали на «фестивале» – так в народе называли открытую площадку купли-продажи автомобилей, расположившуюся в столичном «Южном порту».

Зачастую сумма, которую выручал автовладелец от сделки не только в разы превышала затраты на покупку и растаможку автомобиля, но и выгодно отличалась от суммы прописанной в документах.

В 1980-х годах авторынок «Южного порта» приобрел откровенно криминальную репутацию. Там заправляла так называемая Южнопортовая ОПГ, представленная выходцами с кавказского региона.

Глава ОПГ Николай Сулейманов персонально курировал «фирменную» 11 секцию комиссионки, через которую проходили иномарки.

Иногда Сулейманов и партнеры занимались настоящим разбоем, заставляя автовладельцев «дарить» понравившиеся автомобили.

Превратности судьбы

Нередко проблемы с иномарками приводили к курьезным случаям.

Так, известный фигурист Алексей Уланов, удачно продавший Oldsmobile Tornado 1969 года выпуска, ненадолго отлучился, оставив на сиденье автомобиля сумку с вырученными деньгами.

Покупатели не растерялись и ударили по газам, неожиданно быстро справившись с диковинной автоматической коробкой передач. Однако на МКАДе машину заклинило, виной чему стал недостаточный уровень моторного масла.

Печальная судьба постигла ярко-красный «Джавелин», который в Сан-Франциско приобрел Исаак Дунаевский. По доверенности на этой машине ездил сын композитора Максим. Ездил до тех пор, пока автомобиль не стал рассыпаться.

С «Южным портом» Дунаевский младший решил не связываться и бросил иномарку возле гостиницы «Украина».

Там она и простояла до очередного коммунистического субботника, пока сознательные граждане не сдали изъеденный ржавчиной заморский металлолом в переплавку на завод «Серп и молот».

Иномарколюбы

Среди советских политиков особой любовью к иностранным авто отличался Леонид Ильич Брежнев. В его гараже были: Rolls-Royce, Lincoln Continental и несколько Cadillac. Одной из жемчужин собрания генсека был необычный 4-дверный спортивный седан Maserati Quattroporte первого поколения, подаренный ему в 1968 году руководством итальянской компартии.

Среди людей искусства отличался Иван Дыховичный. В 70-е годы он владел двумя породистыми спортивными купе. Первой иномаркой режиссера была белая Alfa Romeo 1750 GTV, ранее принадлежавшая жене посла Аргентины.

На смену 4-цилиндровой Alfa Romeo пришел еще более дорогой и скоростной 6-цилиндровый Fiat Dino с мотором Ferrari мощностью 180 л.с.

Эту машину режиссер приобрел с помощью знакомого механика из гаража итальянского посольства.

Переломные 80-е

С наступлением 1980-х информация о новинках иностранного автопрома стала активнее проникать на отечественный рынок. Практически каждый год зарубежные производители устраивали в СССР «внешнеторговые выставки». Но если в первой половине 80-х на «виртуальном рынке» доминировала европейская автотехника, в первую очередь немецкая, то во второй половине 80-х смелее о себе стали заявлять японцы.

Желающих купить иномарку становилось все больше, а вот законно приобрести ее было все также сложно. Как следствие – процветание черного рынка зарубежных автомобилей, который к середине 1980-х достиг угрожающих масштабов.

В результате «андроповских чисток» 1983-84 годов за подпольную торговлю иностранными автомобилями наказание понесли десятки человек.

В этом деле засветилось имя экс-министра МВД Николая Щелокова, у которого были обнаружены три «Мерседеса» и один «БМВ».

С началом перестройки хватка правоохранительных органов ослабла, что открыло путь к массовому завозу иномарок. Первый крупный, пока еще нелегальный канал поставок автомобилей был налажен из Японии. На грузовых судах в СССР переправлялись подержанные Toyota и Nissan. Власти не могли закрывать глаза на незаконный импорт автотранспорта, но и препятствовать этому было уже невозможно.

В марте 1988 года принимается «Инструкция» о порядке перемещения через границу СССР автомобилей и другого автотранспорта, которая позволяла советским гражданам фактически беспрепятственно ввозить в страну различные виды транспортных средств для личного пользования. Поток автомобилей увеличивался лавинообразно.

Статистика, опубликованная в постсоветский период, показывает, что в 1990 году в страну было завезено 34700 легковых автомобилей, а в 1991 году – уже 56300. В сентябре 1991 года, за несколько месяцев до распада Советского Союза, «Автоэкспорт» начал официальный ввоз легковых иномарок в СССР.

Источник: http://USSR-lib.com/pochitat/zametki/kak-pokupali-inomarki-v-sssr/

Как покупали машины в СССР

Прошло почти четверть века с того момента, как автомобили стали доступны любому гражданину России. Мы уже забыли все те схемы, по которым приобретался автомобиль во времена СССР. За машину советские люди готовы были идти практически на все…

Способов приобретения автомобиля во времена послевоенного Советского Союза существовало много. О некоторых из них не знают до сих пор, но были и распространенные среди граждан могучего Союза схемы. Вспомним главные из них.

За заслуги перед Родиной
Страна всегда помнила своих героев: в какие-то времена репрессировала, в какие-то поощряла, в том числе и машинами.

Самым отважным и смелым гражданам СССР машины генсеки дарили лично даже без всяких денег. Ветеранам войны и орденоносцам было позволено один раз в жизни купить автомобиль без очереди.

И так как одной машины на семью было более, чем достаточно, все оставались довольны. Годы в очередях

Всем остальным приходилось ждать. Срок ожидания составлял в среднем около семи-восьми лет. В очередь нельзя было попасть просто так — требовалось вставать в нее на каком либо из предприятий и копить деньги. Стоимость ГАЗ-21 составляла в 1970-е годы примерно 5500 – 6000 рублей, за «Жигули» приходилось отдавать около 8000 рублей.

При зарплате в 100-150 рублей в месяц эти деньги у советских граждан имелись. Во-первых, тратить было почти не на что, во-вторых, за годы ожидания, откладывая из семейного 200-300-рублевого бюджета по 100 рублей в месяц за семь лет накапливалась нужна сумма, в-третьих, кто не успевал накопить денег, чаще всего собирал нужную сумму по всем родственникам и знакомым.

Сам процесс покупки автомобиля выглядел крайне унизительным. Отстояв главную многолетнюю очередь, нужно было выдержать еще несколько непосредственно в автомагазине — их было всего несколько и на такие города, как Москва и Санкт-Петербург приходилось всего по одному советскому «автосалону».

Кстати, самих машин в них не имелось! Покупателю выдавали справку-счет, затем он шел в специализированную сберкассу, где опять стоял в очереди. Потом возвращался в магазин за чеком (после еще одной очереди) на получение автомобиля, ехал на склад, где ждал очередного автовоза с машинами и брал в итоге машину просто по номеру с тем цветом кузова, который достался. И это было счастье.

Волосатая рука
Ожидание автомобиля в очереди могло растянутся на гораздо большее время из-за граждан, которые совершенно непонятным образом появлялись в списках очередников. Купить себе место было практически невозможным — деньги были никому не нужны, но встроить свою фамилию через знакомых в автомагазине или высших чинах в партии — легко.

Никакой электронной очереди и порядковых номеров попросту не существовало, и отследить законность продвижения очереди просто не представлялось возможным.

Б/у автомобили В 1978 году Алла Пугачева исполнила песню, в которой звучали такие строки: «С треснутой фарою, с дверцами старыми, века прошедшего стиль. Где-то за городом очень недорого папа купил автомобиль».

Это мечта, увы, на самом деле была практически не выполнима: все подержанные машины продавались через комиссионный магазин. Они создавались для борьбы со спекулянтами, но на самом деле никакой борьбы не наблюдалось — старые машины стоили как новые.

Существовали различные коррупционные схемы, когда сами сотрудники комиссионки за внушительную взятку как бы невзначай сводили продавца и покупателя, которые уже давно обо всем договорились. Для этого требовалось гораздо больше денег, чем при покупке автомобиля через многолетнюю очередь.

Вояж в братские республики Часто за машинами отправлялись в братские республики. Грузия, к примеру, всегда негласно считалась родиной советского бандитизма и воровства, там же с лихвой хватало и спекулянтов, которые с удовольствием продавали машины за цену, в 4-5 раз превышающую государственную.

Счастливый случай Встречались и совершенно невероятные истории. В 1983 году известен случай, когда в учреждениях Советского Союза появились объявления о внеочередном приобретении автомобилей «Москвич» в кредит. Схема, до селе виданная только при старом режиме, удивила рабочих и крестьян, но в реальности это оказалось сущей правдой.

Оказывается, из-за сбитого истребителем Су-15 южнокорейского пассажирского «Боинга», многие западные страны отказались от советских машин. Тогда «Москвич» продавали даже в Ирландию и Шотландию в праворульном исполнении, а во Франции реализовывались кабриолеты «Москвич». В результате весь экспорт осел в СССР и машины переполнили все склады.

«Халява» продолжалась недолго.

Читайте также:  8 советов, какие трубы для газопровода выбрать: диаметр, материал

И еще немного случая Кто же ждал такого счастливого случая с «Москвичами»? Предугадать такое было просто невозможно, поэтому люди активно скупали билеты «Спортлото», где частенько разыгрывали автомобили. Везло единицам, но ведь везло ж! …Честно говоря, мы можем долго ностальгировать по советскому прошлому, но чисто с автомобильной точки зрения я бы предпочел нынешние времена. Пусть с возможными санкциями, пусть с российской сборкой, пусть с чем угодно, главное — с доступностью почти любой машины, которую хочется.

Источник

Дмитрий созерцательДмитрий созерцатель

Источник: https://cccp.temadnya.com/1512382344488814689/kak-pokupali-mashiny-v-sssr/

Как граждане ссср автомобилями пользовались.(часть первая) (автомобиль в ссср: роскошь или средство передвижения?)

Вообще то на вопрос поставленный в заголовке хочу ответить сразу – личный автомобиль в СССР, безусловно роскошь. Обыденным средством передвижения он стал только тогда, когда СССР исчез.

Кстати, вот хорошее сравнение уровня жизни в СССР и РФ. По советским меркам владелец автомобиля это безусловно человек успешный и состоятельный. Ну вот и сравните количество автомобилей в СССР и РФ.

Это даёт наглядный ответ на вопрос: когда людям богаче жилось в СССР или сейчас.

Ладно. Со вступлением покончили, перейдём к делу. Расскажем, какие препоны расставило Советское государство на пути у тех, кто решился, ни смотря, ни на, что всё таки стать автовладельцем.

Этих препонов не меньше чем тех про которые я написал в своей статье о выезде за границу. Даже больше, поэтому в одну статью они не поместятся. Они не менее идиотские поэтому ностальгию точно так же не вызывают.

В этой статье мы расскажем

«Как в СССР машину покупали»

Итак вы обычный советский человек и решили купить автомобиль. Например «Жигули».

«Жигули» в семидесятых-восьмидесятых стоили порядка восьми тысяч рублей. Ваша зарплата примерно двести рублей.

В отличии от нынешнего времени, кредит в СССР на покупку автомобиля не давали. Вообще то потребительский кредит в СССР можно было взять безо всяких проблем. Это товар на этот кредит было приобрести большая проблема. Ну, а на автомобиль не давали вообще.

Так, что вам придётся копить. Если вы будете откладывать с каждой зарплаты сто рублей, то накопите примерно лет за семь. Правда на эти семь лет вы уж забудьте, что такое мясо или даже ливерная колбаса. Про новую одежду забудьте тоже. Да и вообще лучше про все материальные блага забудьте. Жизнь у вас будет праведная и аскетичная как у монахов-отшельников.

Кстати, то, что вам так долго придётся копить на машину не отдалит момент её покупки ни на один час. Парадокс? Только не в СССР. Вам же в очереди на машину стоять те же самые семь лет и придётся. Да-да машины в СССР продавались по очереди, в которой стояли годами. Так, что к моменту, когда у вас на сберкнижке соберётся заветная сумма ваша очередь как раз и подойдёт.

(Тут, справедливости ради, ибо я пишу не антисоветчину, а пытаюсь рассказать про настоящий СССР, надо сказать следующее. В 1983 году на предприятиях СССР появились объявления, поначалу показавшиеся чей то злой шуткой. Объявления гласили, что те кто хочет приобрести без всякой очереди (!) и в кредит(!!!) автомобиль «Москвич» пусть обратятся в профком.

Никто, конечно не поверил, но в профком, разумеется, заглянули. Оказалось-не шутка. Оформляй кредит и получай машину. Ошарашенные люди долго допытывались, в чём здесь подвох, ну например – не надо ли за это будет душу дьяволу продать- ибо ничего хорошего от родной Советской власти к тому времени уже никто не ждал. Оказалось, никакого подвоха – бери кредит и езжай за машиной.

Такое внезапный и, в чём то даже антисоветский, припадок щедрости длился у Советской власти недолго. Всего около двух лет. Связан он со следующей причиной. В 1983 году в сторону моря удалился один южнокорейский самолёт.

Это очень не понравилось мировому сообществу и некоторые страны, куда на экспорт АЗЛК поставлял свои шедевры автомобильной мысли, отказались их приобретать. И «Москвичей» в СССР скопилось неожиданно много.

Гораздно больше чем Советская власть планировала своему народу отдать.

Тут, знающие советские реалии люди, наверно усмехнутся – «Москвич» на экспорт?! Самый плохой автомобиль даже по меркам советского автопрома и на экспорт?! Да кому он там нужен то??

Спокойней, товарищи. Оказывается, нужен. Например, вся сельская полиция Ирландии и Шотландии передвигалась исключительно на «Москвичах» ( ага, с правым рулём). Большим спросом он пользовался и в Скандинавских странах. Во Франции охотно покупали «Москвич»-кабриолет. Что не видели таких? Ну правильно-вы же не во Франции жили.

Дело в том, что в СССР товары, которые шли на экспорт они производились отдельно от таких же товаров, но для внутреннего пользования. И качество экспортных товаров было гораздно выше чем качество товаров для советских граждан.

Вообще в СССР поклонение перед Западом достигало немыслимых для сегодняшней России высот. Мы сейчас то на территории РФ с иностранцами равноправны, а вот в СССР советский гражданин в своей же стране вполне официально считался человеком второго сорта по сравнению с любым иностранцем.

Да-да, на нормативном уровне такое было закреплено. Но об этом как нибудь в другой раз.

Так, что в 83-84 годах советские граждане «Москвичи» могли не только только без очереди и в кредит купить, но ещё и в экспортном исполнении? Ага, разбежались? АЗЛК как только понял, что экспорт ему обрубили сразу перешёл на качество для внутреннего потребления. Качество это называлось «Жри, чё дают» )

Но нам пора вернуться в ту советскую семью, вместе с которой мы с вами начали копить на машину и стоять за ней, же в очереди. Слышите радостные вопли? Ну, конечно, их только глухой не услышит. Это там получили открытку, извещающую о том, что очередь на машину подошла.

Вы, как и ваша семья, к этому счастливейшему моменту в жизни советского человека , станете тонкими, звонкими и прозрачными. Детишки мороженое будут видеть только на День рождения, жена новые платья будет перешивать из старых, беря нитки и иголки в долг у подружек или у мамы.

Зато вы не пьёте, не курите, любовницу уж точно не заведёте, какая там любовница когда семье жрать нечего. Но крепитесь, святой человек. В тот день когда вы получите заветную открытку о том, что ваша очередь подошла и родная Советская власть всё таки разрешила вам купить машину ( а ведь могла бы в очереди то отодвинуть.

Или вообще выкинуть из очереди скажи вы про неё шёпотом одну десятитыячную того, что сейчас про Путина в полный голос говорите), так вот в этот счастливый момент ваши приключения только-только начинаются. Ибо СССР только «Кильки в томате» разрешал своим гражданам приобретать без захватывающих приключений.

Для остальных покупок СССР придумывал ряд остроумных квестов, а на придумки осложняющие жизнь своим гражданам Советская власть была очень талантлива.

Итак, в путь за машиной. Приготовьтесь к этому пути тщательно, ибо он будет лежать отнюдь не в соседний магазин, мы с вами не в РФ, а в СССР. И я вас уже предупредил- Советскую власть хлебом не корми – дай придумать своим гражданам квест позабористей. Такая шалунья была.

Так вот, если мы с вами в Кузбассе то ехать нам….в соседнюю Новосибирскую область. Где в славном городе Новосибирске находится один на три области магазин в котором можно купить по заветной открытке машину.

Отлично да? Один разъединственный на несколько миллионов человек.!!! Остроумно, правда? Обхохочешься. Кстати назывался почему то «Спорттовары»

Впрочем в Москве он тоже один.

Это очень по советски – чем больше спрос тем труднее доступ.

Очередь в этом магазине….вот как за водкой в горбачёвские времена. Стойте. Следите за деньгами. Чеков тут не принимают, поэтому наличка с вами. В лифчике у жены или у вас в трусах или уж не знаю…у злобной овчарки на ошейнике.

Первую очередь ( ага их тут несколько.) вы отстоите за справкой-счётом. Ну по которой за машину надо будет заплатить. А где заплатить? Здесь же в магазине? Ага, сейчас. А как же сложности? А как же квест? Это вам не капитализм, а Советская власть. У неё удобства не положены. Поэтому платить будешь в сберкассе.

В любой? Ой смешные какие – ну сколько вам повторять, что Советская власть обожала поиздеваться над своими гражданами. Поэтому платить будешь в одной разъединственной на весь Новосибирск ( и три области) сберкассе, которая имеет право принимать такие платежи.!!

Быстро туда!! Потому как там очередь не меньше чем здесь, плюс у неё обеденный перерыв и вообще она скоро закрывается.

Итак новая очередь- в сберкассе. Вы уже измотались? Голодны и хочется пить? Терпите, это ещё самое начало увлекательнейших приключений.

Ну вот наконец через пару-тройку часов ваша очередь и в сберкассе подошла. Вы платите свои кровные и получаете чек.

С ним опять в магазин. Ай, а он то уже и закрылся. Ну, что ж, придётся завтра.

Где ночевать? Да вот прям здесь же и ночуй, где ещё в СССР заночевать то можно было. Не в гостинице же – там мест просто не было никогда. То есть вообще никогда.

Поэтому прям около магазина и ночуй. Скучно не будет, ибо здесь таких как вы, целый табор. Среди ночи устраиваются регулярные переклички, ну очередь же. Ваш номер у вас на руке намалёван. Хорошо не выколот.

Поесть и попить вам негде , это сейчас магазинчики и всякие там чебуречные на каждом углу, а уж в местах скопления граждан их как комаров.

В СССР они огромная редкость.

Кстати общественные туалеты в СССР редкость ещё большая, чем точки общепита.

Вот так вот под звуки переклички, харчуясь домашней едой ( хотя откуда она у вас после семи лет накопления на автомобиль?) и бегая в кусты, вы ночь и проведёте.

А утречком в магазине отдадите документы оплаты и получите чек по которому можно будет получит автомобиль…. Опять же на одном разъединственном складе, который вообще на другом конце города. Как забавно, правда? Вот это я понимаю настоящая забота о человек- не дать ему скучать.

Тут надо дополнить следующее. Если сейчас вы заходите в автомагазин, вас тут же встречают улыбками. А уж если там почуют, что вы не просто посмотреть, а вот действительно купить прямо сейчас решили, вас вообще оближут с ног до головы.

А в СССР в дополнении к вышеописанным приключениям, ещё получите хамство и оскорбления на каждом шагу. На вас орут и всяко обзывают сотрудники магазина, на вас орут в Сберкассе. Вам всяко дают понять, что ни вы, ни ваши деньги тут нафиг не кому не нужны. И чего ты вообще сюда припёрся. И надоели вы как собаки. Да отвалите вы со своими деньгами, не мешайтесь тут.

Хотя впрочем так в любом советском магазине и учреждении.

И вот уставший, голодный, невыспавшийся, сотни раз обруганный вы приезжаете на склад….а там опять табор. Машин то на складе нету. А когда будут… Да пошёл ты быдло с такими вопросами, когда будут тогда и будут. Жди.

И ждёте. Здесь в кустах. Тут тоже огромный табор. Переклички и прочее.

Ну вот и пришёл транспорт с «Жигулями». Думаете квест на этом пройден и Советская власть вдоволь нашутилась и достаточно прикололась над вами. Ну плохо вы её знаете. Вот вам напоследок – выбрать машину себе по вкусу вам не дадут.

Это сейчас иди и выбирай какая душе приглянется. Хочешь под цвет глаз, хошь под цвет галстука.

А , как ваша очередь у склада подойдёт, вам выкатят машину, которая грузчикам под руку подвернулась и получай. Жри чё дают – вот лозунг для советского потребителя.

Фу. Ну вот и всё. Этот квест вы успешно прошли. Можете ехать домой. Но не расслабляйтесь – теперь, как для автовладельца, для вас у СССР много интересного приготовлено.

Наверно тут возникнет вопрос- да зачем такие сложности, неужели на авторынке с рук нельзя было купить.

Конечно можно! Но ведь не забывайте мы в СССР, а не в РФ. Я сколько вам повторять это должен? Вот же избаловал вас капитализм то. В СССР всё с ног на голову повернуто было. Если в нормальных странах, в современной России например, авто с рук вы купите ДЕШЕВЛЕ чем новое, то в СССР авто с рук стоило гораздно ДОРОЖЕ нового, две, а то и три цены вам пришлось бы выложить.

И вы думаете, что с рук купить машину в СССР это значит избежать своей порции издевательств от родной Советской власти? Да с чего бы? Она такого случая не упускала никогда. Но это я вам потом расскажу, как в СССР машины продавали. А на сегодня, всё.

Ну как в СССР обратно хочется? Ежели хочется, то в следующих статьях я вам поведаяю как в СССР машиной пользовались. Там тоже много интересного. Ну и наконец когда вы убедитесь, что в СССР автомобиль всё таки роскошь, а не средство передвижения и захотите его продать- я вам расскажу как это в СССР можно было сделать. Поверьте-не легче, чем купить.

Назаров И. В   Юрист

Источник: http://re2ro.ru/kak-grazhdane-sssr-avtomobilyami-polzovalis-chast-pervaya-avtomobil-v-sssr-roskosh-ili-sredstvo-peredvizheniya/

Ссылка на основную публикацию