Метро в годы войны

Московский Метрополитен в 40-е годы

(Схема метро 40-х годов)

Незадолго до начала войны Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о приспособление метро в городе под бомбоубежище.

И уже в первую воздушную тревогу в ночь на 22 июня 1941 года в метрополитене оказалось около 500 тыс. человек, многие из которых не вмещались на станциях и вынужденны были прятаться в тоннелях метро.

К сентябрю 1941 года СНК СССР разработал правила пользования метро, как бомбоубежищем.

(Станция метро Маяковская в тяжелые годы войны)

Интересные факты, что во время воздушных тревог в Московском метрополитене родилось 217 детей. Не все станции метрополитена были пригодны для укрытия от авиа ударов, так на некоторых людей не пускали, использовали другие станции и тоннели более глубокого заложения. Также весь метро транспорт был переведен из опасных участков метро в более надежные и безопасные.

(Эта станция («Маяковская»), как и другие станции метро в военные годы, стали временным бомбоубежищем от воздушных налетов на город)

15 октября 1941 года, когда была особенно велика опасность появления врага у «ворот Москвы», лично  от Кагановича поступил приказ о закрытие метрополитена и подготовке метро к уничтожению.

Ночью начались работы по подготовке к затоплению тоннелей метро, начался демонтаж трансформаторов, на станции «Динамо» приступили к разборке эскалаторов. Планировалось вывести подвижной состав и оборудование, часть метро затопить, другую часть оставить заминированной.

Утро 16 октября 1941 года оказалось единственным днем, когда Метрополитен не открылся ов время. К счастью, к вечеру приказ об уничтожении метрополитена был отменен.

(Третий Секретарь МК и МГК ВКП(б) А.С. Щербаков принимает построенную в годы войны станцию метро «Электрозаводская». 1944 г)

Строительство третьей очереди метро было начато еще в годы войны. В 1943 году был введен в эксплуатацию участок пути от «Площади Свердлова» (сейчас «Театральная») до «Завода имени Сталина» (с 1953 года «Автозаводская»).

Причем на этом отрезке тоннель был проложен под Москвой-рекой. Были открыты в ноябре 1943 года станции «Павелецкая» и «Новокузнецкая», в январе 1944 участок 7,1 км пути «Курская» — «Измайловский парк».

На семи станциях, сооруженных в годы войны установлены памятные надписи «Сооружено в дни Отечественной войны».

(Станция метро «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина», ставшая позже «Измайловская», затем «Измайловский парк», а ныне «Партизанская»)

В послевоенные годы был подготовлен проект строительства четвертой очереди метрополитена — кольцевой линии метро, который по первоначальному замыслу должен был проходить под Садовым кольцом.

Впоследствии от первоначального проекта отказались и решили сдвинуть прохождение линии ближе к вокзальным площадям.

Началась работа над первым участком будущей кольцевой линии, протяженностью 6,4 км, от станции «Курская» до станции «Парк Культуры».

Источник: https://MoscowChronology.ru/metro_40s.html

Московский Метрополитен в годы Великой Отечественной войны. — презентация

1 Московский Метрополитен в годы Великой Отечественной войны<\p>

2 Метрополитен в предвоенный период<\p>

3 Схема метро до войны<\p>

4 Станция метро Кировская (сейчас – станция метро Чистые пруды) Станция метро Кировская в годы войны (рекострукция) Станция метро Чистые пруды – наши дни<\p>

5 Московский метрополитен в годы Великой отечественной войны Убежище<\p>

6 Документ 49 (с.133) Обязательное постановление Исполкома Моссовета о правилах использования Московского метрополитена как бомбоубежища 36/18 21 сентября 1941 г. В целях создания лучших условий для укрывающегося населения в метрополитене во время вражеских налетов исполком Московского Совета постановляет: 1. Московский метрополитен использовать как бомбоубежище для населения, проживающего поблизости от станций метрополитена. 2. Разрешить вход в метрополитен до объявления воздушной тревоги только детям и женщинам с детьми до 12-летнего возраста. Примечание: начало впуска в метрополитен женщин и детей устанавливается администрацией метрополитена. 3. После объявления воздушной тревоги на станции метрополитена пропускаются в первую очередь дети, а затем взрослое население. 4. Запрещается пользоваться метрополитеном как бомбоубежищем: а) больным инфекционными болезнями (тиф, скарлатина, корь и т.д.); б) лицам в нетрезвом состоянии; в) лицам с громоздкими вещами (чемоданы, узлы, ящики и т.д.). Примечание: разрешается иметь при себе постельные принадлежности. г) лицам, содержащим себя в неопрятном состоянии. 5. Входящее в метрополитен население обязано без задержки пройти в тоннель на место, указанное администрацией метрополитена или органами милиции. На платформах станций и в вагонах метро разрешается размещаться только детям и женщинам с детьми до 2- летнего возраста.<\p>

7 6. Выход из метрополитена производится после объявления об окончании воздушной тревоги администрацией станции. 7. Запрещается населению, укрывающемуся в метрополитене: а) сорить и оставлять после ухода бумагу и другие предметы; б) прикасаться и садиться на оборудование метрополитена (короба, кабель и т.д.); в) иметь при себе огнеопасные материалы. 8. Лица, укрывающиеся в метрополитене от воздушных налетов, обязаны соблюдать полный порядок и беспрекословно выполнять все распоряжения администрации и милиции. 9. Администрация Московского метрополитена обязана: а) немедленно после сигнала воздушной тревоги подготавливать станции и тоннели метрополитена к приему укрывающихся граждан; б) иметь на всех станциях метро медицинские пункты для оказания первой помощи; в) содержать все помещения метрополитена в чистоте и порядке; г) производить дезинфекцию платформ, подвижного состава и тоннелей один раз в 10 дней; д) обеспечить для укрывающегося населения достаточное количество питьевой воды. Виновные в нарушении Правил использования Московского метрополитена как бомбоубежища подвергаются в административном порядке штрафу в размере 100 рублей, а в случаях, предусмотренных законом, привлекаются к уголовной ответственности. В.Пронин В.Кудрявцев ЦМАМ, ф. 150, оп. 1, д. 729, л. 165<\p>

8 Станция метро Маяковская во время авианалёта Фотография – энциклопедия Москва<\p>

9 Библиотека на станции метро Курская Фотография из архива пресс- службы Московского Метрополитена<\p>

10 Война Московский Метрополитен в годы Великой Отечественной войны Ираклий Торидзе, июнь 1941 года<\p>

11 Бункер Сталина Фотография — Штурман ©<\p>

12 Станция метро Маяковская 1940 – е годы1990 – е годы<\p>

13 Станция метро Маяковская Торжественное заседание 6 ноября 1941 года.<\p>

14 Схемы метро 1940 год1946 год<\p>

15 Московский Метрополитен в годы Великой Отечественной войны Всё для фронта, всё для победы – бронепоезд Московский Метрополитен<\p>

16 Бронепоезд «Московский Метрополитен»<\p>

17 Московский Метрополитен в годы Великой Отечественной войны Метрополитен в послевоенные годы<\p>

18 Спецобъект федерального агентства по резервам Фото из журнала «Итоги», автор: Александр Иванишин<\p>

19 Филёвская линия московского метро Станция метро «Кутузовская»<\p>

20 Вагоны серии «С» («Б») и «Д» на станции метро Фили<\p>

21 Скульптуры на станции «Партизанская» Скульптура Матвею Кузьмину Скульптура Зое Космодемьянской<\p>

22 Группа скульптур на станции метро «Партизанская» Большое значение имело партизанское движение<\p>

23 Скульптуры на станции метро «Бауманская»<\p>

24 Панно на станции метро «Парк Победы»<\p>

25 Московский Метрополитен в годы Великой Отечественной войны Именные поезда. Составы «Молодогвардеец», «Народный ополченец», «Курская дуга»<\p>

26 «Молодогвардеец» Вагоны<\p>

27 «Народный ополченец» Вагоны :<\p>

28 «Курская дуга» Вагоны<\p>

29 Московский Метрополитен в годы Великой Отечественной войны Материалы<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/530112/

Как жило московское метро в годы Великой Отечественной войны

На станции «Маяковская» в московском метро установили подобие сцены, пол застелили ковром. Из прибывшего к платформе поезда вышел Иосиф Сталин и направился к кафедре, оглянувшись на сотни людей в вестибюле…

Это было 6 ноября 1941 года, заседание Моссовета.

Уникальные кадры того выступления вождя и военной жизни метрополитена можно с сегодняшнего дня увидеть во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Каждый посетитель музея сможет услышать рассказ очевидцев выступления Сталина на «Маяковской». Сейчас на станции столько людей не бывает даже в часы пик: аудитория расположилась плотными рядами от медпункта до эскалатора. Сталин и после этого часто бывал в «подземке».

Сохранилась даже его ставка, которая размещалась на станции «Кировская» (ныне — «Чистые пруды»). В этот кабинет спускались донесения с фронтов, для оперативной связи работал телефонный аппарат.

Все предельно аскетично: на стенах и столе — карты с направлениями немецких ударов, на тумбе — зеленый абажур.

А за пределами ставки метро жило как полноценный город. На выставке представлены инсталляции бомбежек Москвы, от которых люди скрывались в подземке. Поезда курсировали до 18 часов, остальное время метро принимало тех, кто хотел спастись от бомбардировок. Чаще всего на архивных фотографиях попадается «Маяковская». Вот в знаменитом колонном вестибюле — военная «гостиница».

Топчаны без матрасов предоставлялись всем, постельные принадлежности москвичам разрешалось брать с собой. Есть и раскладные походные люльки для малышей, которых тоже было много в подземном городе, к тому же в годы войны в метро родились 217 детей.

Набитый наскоро опилками медведь Иннокентий, лежащий в детской кроватке военного образца, — точная копия игрушек воспитанников садика — эту функцию метро тоже выполняло.

Ночь в военном метро — время чтения. В ноябре 1941-го на «Курской» устроили филиал публичной исторической библиотеки: только в декабре первого военного года ее посетило 1 020 человек.

«Заезжаю почти ежедневно, — говорится в отзыве одного из читателей, инженера-строителя Богданова. — Не потому, что еду домой через эту станцию, а специально почитать газеты и другую литературу…Единственный недостаток, который невозможно устранить, — это сквозной циркулирующий воздух от движения поездов и непрерывный сплошной поток пассажиров».

Времени для спокойного досуга у строителей метро было не так много. После первых налетов немецкой авиации в 1941 году один из снарядов повредил тоннель между «Арбатской» и «Смоленской» станциями, перегон начало затапливать — возникла угроза разрушения. Строительство ветки пришлось остановить.

Впоследствии построили новую магистраль, параллельную заброшенному участку. Спустя несколько лет работы на Арбатско-Покровской линии продолжились, и станции снова заработали. Поэтому и появились остановки с дублирующими названиями. А в общей сложности за время войны было проложено 30 километров путей и открыто 7 станций.

При этом советская страна стремилась показать: она способна не только выстоять в войну, но и построить самый красивый метрополитен. Мозаику тех лет, которую готовили в блокадном Ленинграде и с невероятными усилиями отправляли в Москву, можно увидеть на станции «Новокузнецкая».

Военные судьбы мастеров мозаики также подробно представлены на выставке, в дальнейшем экспозицию пополнят из частных коллекций.

В московском метро пройдет парад поездов

«Мы готовим проект «Триумф метро»: соберем всю историю столичного метрополитена, — рассказала корреспонденту «РГ» директор музея Елена Титова. — «Метро и война» — это только начало работы, которую проводят кураторы. Экспонаты предоставляют музеи метро, МАРХИ, но и в частных коллекциях есть много уникальных вещей, документов, воспоминаний».

Мемуары

Бомбежки в Москве и спешное бегство в метро — все это застала корреспондент американского журнала Life Маргарет Бурк-Вайт. Именно она сделала облетевшие весь мир фотографии «Маяковской» с кроватями в вестибюле.

«Спуск в метро был приключением сам по себе, — вспоминала репортер, — с его тремя рядами эскалаторов, движущимися в три раза быстрее, чем привык посетитель нью-йоркской подземки. Когда мы подъехали к нижней платформе, то обнаружили, что поезда остановлены и напряжение с путей снято. Людей проводили к путям, где как минимум несколько тысяч разместились довольно свободно».

Справка «РГ»

Выставку можно посмотреть во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства: Делегатская улица, 3. Экспозиция будет открыта до 28 июня.

Источник: https://rg.ru/2015/04/23/metro-site.html

Московское метро в годы Великой Отечественной войны

Московский метрополитен − важное транспортное средство и одна из культурно-исторических достопримечательностей нашей столицы. Классный час «Московское метро в годы Великой Отечественной войны» посвящён метрополитену как стратегическому оборонному объекту, его роли в защите города в период Московской битвы.

Автор: О. Л. Дмитриева

Рекомендации по работе с материалами для классного часа «Московское метро в годы Великой Отечественной войны»
для обучающихся 7−11-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Цель: формирование у обучающихся исторического сознания, гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.

Задачи:

  • расширение и углубление знаний обучающихся об истории московского метрополитена как достопримечательности столицы; о развитии метро в годы войны;
  • воспитание чувства уважения и гордости по отношению к трудовым подвигам метростроевцев;
  • воспитание у обучающихся патриотизма, гражданственности, уважения к военной истории и традициям России на основе изучения деятельности московского метрополитена в годы Великой Отечественной войны;
  • развитие умения анализировать информацию, прослеживать связь истории и современности;
  • развитие личностного отношения к примерам героизма как необходимого условия формирования сплочённости и духовной силы народа.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, учитывая особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество и этапы классного часа.

Задание: Познакомьтесь с фактами и определите, о каком «защитнике» Москвы идёт речь.

1. Датский писатель М. Андерсен-Нексе писал: «Это − величайшее сооружение нашего времени. Оно поражает своей красотой, является символом страны, людей, умеющих преодолевать все трудности».

2. Его официальный день рождения – 15 мая 1935 года.

3. Он является московской достопримечательностью и объектом гражданской обороны.

4. Он сыграл значительную роль в защите населения столицы в период Великой Отечественной войны.

Московский метрополитен − стратегический объект

Вы догадались, что речь, конечно, идёт о московском метрополитене.

Вопросы:

Какие задачи обычно решает метро в мирное время? Почему его можно отнести к оборонным объектам? 

Задание: Прочитайте воспоминания очевидца и попробуйте определить дату, когда случились эти события.

Николай Тимашёв, ветеран метрополитена: «Помню первую воздушную тревогу. Мне в ту пору было 17 лет, и работал я дежурным по станции «Курская».

По команде диспетчера я подал на станции сигнал: все эскалаторы − вниз, два состава на станции − для больных, организовать приём населения. Паника была страшная, все бежали в метро, кричали.

Налёты бывали и по два, три, четыре раза за день. Но всё отладили, и дальше проходила работа чётко».

Бомбардировки Москвы

Уже с 22 июля 1941 года начались постоянные бомбардировки Москвы.

Вопросы: Посмотрите на слайд и сформулируйте, насколько серьёзной угрозой были бомбёжки для населения. Где, в каких местах, могли укрываться люди?

Накануне войны в разных районах Москвы уже была построена 21 станция метро. Сразу во время первого налёта сотрудники метро смогли быстро принять и разместить в нём более 500 тысяч горожан. Так подземные дворцы стали убежищами и спасли от гибели тысячи москвичей.

Постановление Моссовета от 21 сентября 1941 года «О правилах использования метрополитена как бомбоубежища»

Задание: Прочитайте фрагмент документа и ответьте, согласны ли вы с этими правилами и актуальны ли они для мирного времени?

«3. После объявления воздушной тревоги на станции пропускаются в первую очередь дети, а затем взрослое население. 4. Запрещается пользоваться метрополитеном как бомбоубежищем: а) больным инфекционными болезнями (тиф, скарлатина, корь и т. д.

); б) лицам в нетрезвом состоянии; в) лицам с громоздкими вещами (чемоданы, узлы, ящики и т. д.). Примечание: разрешается иметь при себе постельные принадлежности. г) лицам, содержащим себя в неопрятном состоянии. 5. Входящее в метро население обязано пройти в тоннель.

На платформах станций и в вагонах метро разрешается размещаться только детям и женщинам с детьми до 2-летнего возраста.

7. Запрещается: сорить, прикасаться к оборудованию метрополитена, иметь при себе огнеопасные материалы.»

Жизнь под землёй

Бомбёжки Москвы были частыми и могли длиться много часов. Метро становилось не временным убежищем, а полноправным подземным городом для москвичей.

Задание: Рассмотрите фотографии. Что было организовано в метро для нормальной жизни и быта людей? Какие ещё организации, службы могли находиться на станциях метрополитена?

(Для справки: в метро располагались кабинеты правительства, военные штабы. Оно служило местом официальных собраний, концертным и выставочным залом, кинотеатром, библиотекой, парикмахерской, больницей. Для детей в метро проводили уроки и занятия – их учили шить, рисовать, лепить, собирать модели. В метро во время налётов родились 217 малышей.)

События 15−17 октября 1941 года

В середине октября 1941 года Глава Наркомата путей сообщения Лазарь Каганович, имя которого носило метро, распорядился принять меры по его уничтожению. Станции и тоннели заминировали или подготовили к затоплению, и утром 16 октября метро единственный раз за всю его историю оказалось закрыто для пассажиров.

Задание: Рассмотрите карту обороны Москвы в середине октября 1941 года. В связи с чем был принят такой план?

15−17 октября 1941 года фронт подошёл совсем близко. Было принято постановление «Об эвакуации столицы СССР». Эти события иногда называют московской паникой.

Экстренная эвакуация правительства, предприятий и некоторых учебных заведений в глубокий тыл породила слухи о скорой сдаче Москвы фашистам − многих пугала история 1812 года.

 Однако вечером приказ отменили, и было принято решение отстоять Москву. 

Торжественное заседание Моссовета 6 ноября 1941 года

Воспоминания очевидца: «Заседания Моссовета в честь годовщины революции проводились в Большом театре, но в октябре 1941 г. в вестибюль театра попала бомба. Бомбы падали и на территорию Кремля. В целях безопасности было решено провести заседание на одной из красивейших станций метро − «Маяковской».

Вопрос: Почему местом торжественного собрания избрана эта станция метро? Какое значение имело это событие для укрепления духа армии и народа? (Для справки: станция была одной из самых глубоких − 33 метра.

 Заседание в метро и выступление И. Сталина транслировались по радио, и вся страна знала: Москва стоит, Москва жива! На следующее утро прошёл знаменитый военный парад, получивший большой резонанс в стране и в мире как показатель стойкости нашей страны.

)

Метро в 1942−1943 гг.

В годы войны метрополитен перевёз около полутора миллиардов пассажиров. На его предприятиях также производилась военная продукция, ремонтировалась военная техника. На деньги, собранные работниками, были построены три танка и бронепоезд «Московский метрополитен», принимавший участие в боях на Курской дуге.

К лету 1942 года авианалёты на Москву стали редкими. В июне 1943 года на город обрушился последний снаряд, но официально метрополитен сохранял статус бомбоубежища до 1945 года.

Задание: Перед вами – карты метро 1940 и 1943 годов. Сравните их. Перечислите станции, построенные в 1943 году и проектируемые на 1944 год. Некоторые станции были переименованы. Укажите их современные названия.

Вопросы: Какие трудности могли возникать при строительстве метро? Какое техническое и моральное значение имело это строительство? 

(Для справки: метро − дорогостоящий проект даже в мирное время. Во время войны не хватало чугуна, леса, большая часть метростроевцев ушла на фронт или была занята на строительстве военных объектов. В забоях работали женские бригады.

В 1943 году появились 3 новые станции («Новокузнецкая», «Павелецкая», «Завод им. Сталина» (сейчас − «Автозаводская»). В 1944 году − «Спартаковская» («Бауманская»), «Электрозаводская», «Сталинская» («Семёновская»), «Парк культуры имени Сталина» («Партизанская»).

 На этих станциях установлены памятные таблички − «Сооружена в годы Великой Отечественной войны».)

Искусство − народу

Задание: Посмотрите на фотографии одной из станций метро – «Новокузнецкой». Перечислите элементы её декоративной отделки. Можно ли назвать её произведением искусства? Согласны ли вы с утверждением: «Когда говорят пушки, музы молчат»?

Над богатым украшением новых станций, несмотря на трудности войны, трудились лучшие художники и архитекторы СССР.

Невероятно, но мозаичные панно для «Новокузнецкой» создавались в блокадном Ленинграде лютой зимой 1942 года. Художник, академик живописи Владимир Фролов работал в одиночку, в мастерской без отопления, буквально на одном дыхании. Картины были вывезены в Москву на последнем транспорте. Через три дня мастер умер от истощения в блокадном городе, создав эти яркие, радостные картины мирной жизни.

Задание: Приведите примеры станций метро, где увековечен боевой и трудовой подвиг советских людей в годы войны.

(Для справки: На станции «Партизанская» установлены скульптуры героев Советского Союза − партизан Зои Космодемьянской и Матвея Кузьмина, который повторил в 1941 году подвиг Ивана Сусанина.)

Метро. Уроки войны

После войны столичное метро стало активно развиваться. Сейчас число станций превысило 200.

Задание: Сравните глубину залегания первых станций метро (15−33 м) с современными:

1. «Парк Победы» – 86 м.

2. «Тимирязевская» − 63,5 м.

3. «Чеховская» – 62 м.

4. «Петровско-Разумовская» – 61 м.

Сделайте вывод, по какой причине станции так проектируются, что изменилось в науке и технике за послевоенный период.

(Для справки: Современные станции метро строятся в том числе с учётом обеспечения безопасности в случае чрезвычайных ситуаций. Вентиляционные шахты оборудуются фильтрами.

В тоннелях, а также на выходах со станций сооружаются герметичные двери (гермозатворы). Они могут выдержать воздействие взрывной волны, а также способны предотвратить затопление станций и тоннелей в случае наводнения.

На станциях есть также система водоснабжения, канализации.)

По традиции станции московского метро строятся как архитектурные достопримечательности. 45 из них входят в объекты культурного наследия регионального значения.

Завершение

Задание:

К каждой букве слова «метро» подберите слова, соответствующие теме занятия.

Например:

Мир

Единение

Труд

Родина

Отвага

Когда вы будете находиться на станциях, построенных в 30−40-х годах, вспомните, сколько спасённых жизней на счету метро, оцените труд его строителей, архитекторов и художников в годы войны.

Дополнительные материалы:

http://grafik-plus.ru/ST_History/st_Wars.htm

https://www.mos.ru/news/item/9940073

КАК ПРЯТАЛИ КРЕМЛЬ ОТ АВИАЦИИ ФАШИСТОВ

http://nashemetro.ru/bunker.shtml

Источник: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/klassnyj-chas/moskovskoe-metro-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html

Метро в годы войны: бомбоубежище, концертный зал и библиотека

Метрополитен неразрывно связан с новейшей историей Москвы — и как важнейший вид транспорта, и как памятник архитектуры. А в период Великой Отечественной войны метро стало настоящим подземным городом, который укрывал москвичей от воздушных налётов, служил местом партийных собраний, концертным залом, библиотекой и иногда даже больницей. Какие ещё задачи выполняло метро в военное время?

Война и новые станции

В июне 1941 года Московский метрополитен представлял собой систему из 21 станции на трёх линиях:

— 10 станций на отрезке «Сокольники» — «Парк культуры» (Кировский радиус, сейчас — Сокольническая линия);

— шесть станций на отрезке «Киевская» — «Курская» (Покровский радиус, сейчас — Арбатско-Покровская линия);

— пять станций на отрезке «Сокол» — «Площадь Свердлова» (Горьковский радиус, сейчас — Замоскворецкая линия).

Городу требовалась более совершенная система подземного транспорта, и строительство возобновилось по ранее намеченному плану, как только немецкие войска отошли от Москвы, а бомбёжки стали реже.

1 января 1943 года открылись три новых станции Горьковского радиуса — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина» («ЗИС», сейчас — «Автозаводская»).

Через год в эксплуатацию ввели ещё четыре станции Покровского радиуса — «Бауманскую», «Электрозаводскую», «Сталинскую» (сейчас — «Семёновская») и «Парк культуры имени Сталина» (сейчас — «Измайловский парк»). На этих станциях — так называемой третьей очереди — установлены памятные таблички.

К четвёртой очереди относилась Кольцевая линия, которая должна была облегчить работу наземного транспорта Садового кольца. Её строительство тоже началось во время Великой Отечественной войны.

Трагический выходной московского метро

Один из самых драматичных эпизодов обороны Москвы — события 15–17 октября 1941 года после принятия постановления «Об эвакуации столицы СССР». Некоторые историки называют их московской паникой.

Экстренная эвакуация Правительства, промышленных предприятий и некоторых учебных заведений в глубокий тыл породила слухи о скорой сдаче Москвы фашистам — многих пугал исторический прецедент 1812 года. Люди на машинах, поездах и пешком, с вещами и налегке устремились на восток, в Москве воцарился хаос.

События тех дней нашли отражение в романе «Живые и мёртвые» Константина Симонова и в стихотворении «16 октября» Наума Коржавина.

Этой так называемой московской панике на один день, если можно так выразиться, поддался и метрополитен.

Вывозить вагоны и оборудование планировали ещё с начала войны, но 15 октября глава Наркомата путей сообщения Лазарь Каганович распорядился принять меры по уничтожению метро.

Станции и тоннели обесточили и заминировали или подготовили к затоплению, и утром 16 октября метро оказалось в первый — и единственный — раз за всю его историю закрыто для пассажиров.

Но, оценив разрушительные последствия такого решения, Правительство быстро его отменило. Уже вечером возобновилось движение по Кировскому радиусу, ещё через день — по Горьковскому. Сотрудники метро продемонстрировали свой профессионализм, сумев всего за сутки заново запустить составы и эскалаторы. Больше московская подземка не закрывалась.

Партфуршет на «Маяковской»

Метро в годы войны стало местом проведения праздников, которые, вероятно, были москвичам даже нужнее, чем в мирное время. На станциях проходили киносеансы и концерты, агитационные собрания и партийные собрания. Об одном из них, посвящённом годовщине Октябрьской революции, ходят легенды.

6 ноября 1941 года на «Маяковской», самой глубокой на тот момент станции метро, состоялось заседание Московского городского совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями столицы. С докладами выступали важные деятели партии, в том числе сам Иосиф Сталин.

Хотя пускали на предпраздничное заседание по пригласительным билетам, место проведения в них указано не было — его сообщали устно. После официальной части, гласит легенда, был организован фуршет: в стоявших на станции вагонах гостям наливали пиво, на закуску были баранки и бутерброды.

Последние, правда, многие гости стеснялись брать.

Установить, что из деталей факт, а что вымысел, сейчас вряд ли возможно. Но заседание и прошедший на следующий день на Красной площади военный парад подняли моральный дух горожан, укрепили веру в величие и силу страны и помогли дать отпор врагу.

Бомбоубежище, магазин и библиотека

Что касается функции Московского метрополитена как бомбоубежища, то исследователи расходятся во мнениях: одни считают, что она была заложена в его проект изначально, другие утверждают, что метро сыграло эту роль вынужденно. Впрочем, даже если верна вторая версия, это не отменяет глубины и надёжности сооружений столичной подземки, достаточных для защиты людей от авиаударов.

Вопросом приспособления метрополитена под газоубежище Правительство занималось до начала войны: «Постановлениями Совета народных комиссаров Союза ССР от 21 апреля и 6 июня 1941 года Метрострою было предложено в 1941 году капитально приспособить все три очереди метрополитена под газоубежище для населения города Москвы»[1]. В августе эти работы были прекращены, в том числе из-за нехватки необходимых материалов, но в марте 1942 года, «ввиду опасности применения фашистскими захватчиками химических средств нападения»[2], к вопросу вернулись. После намеченного на август окончания работ метрополитен смог бы принять 625 тысяч человек.

Применения химического оружия, к счастью, не было, а вот ночные бомбардировки на долгое время стали обыденностью. Учебные тревоги начались в Москве сразу после объявления войны.

Уже 22 июля 1941 года — во время первого налёта — сотрудники метро смогли быстро принять и разместить более 500 тысяч горожан.

Атака задела слабые места подземки: например, был разрушен тоннель на перегоне между «Смоленской» и «Арбатской», а на станцию «Белорусская» хлынула вода из взорванного водопровода на привокзальной площади. В первом происшествии погибли 14 человек, во втором жертв удалось избежать.

В течение трёх месяцев Наркомат путей сообщения, руководивший метрополитеном, не имел строгого регламента относительно использования метро как бомбоубежища.

21 сентября 1941 года Исполком Моссовета выпустил соответствующее постановление (№ 36/18 «О правилах использования Московского метрополитена как бомбоубежища»).

Впрочем, оно носило довольно общий характер, а многие детали (например, когда начинать пускать в убежище детей и женщин) оставляло на усмотрение администрации метро.

Но организационные вопросы решались вполне успешно. Людей размещали на платформах и в тоннелях — как запущенных в эксплуатацию, так и строящихся.

Для спуска подготовили специальные съёмные лестницы, между рельсами установили деревянные настилы. На станциях поставили тысячи лежаков и детских кроватей, постельные принадлежности люди обычно приносили с собой.

В вагонах ночевали в основном женщины с маленькими детьми, старики и инвалиды.

Сотрудники метро заботились об освещении, отоплении и вентиляции, поддерживали запасы воды. На станциях были оборудованы питьевые фонтанчики и туалеты.

Людям оказывали санитарную и медицинскую помощь — даже принимали роды. Милиционеры следили за порядком и выявляли тех, кто нарушал правила. Они также гасили пожары, вызванные «зажигалками».

Делать это нужно было быстро: люди могли пострадать от дыма даже больше, чем от огня.

На станциях работали магазины и парикмахерские, а на «Курской» — библиотека. Для детей проводили уроки и трудовые занятия — учили шить, рисовать, лепить, собирать модели. Взрослых поддерживали концертами, кинофильмами и историческими выставками.

К лету 1942 года авианалёты на Москву стали редкими. В июне 1943 года на город обрушился последний снаряд. После этого над столицей пролетали лишь самолёты-разведчики, но официально метрополитен сохранял статус бомбоубежища почти до конца войны.

Правительство по достоинству оценило заслуги работников метро. Многие получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а 18 сентября 1946 года коллективу Московского метрополитена вручили на вечное хранение Красное знамя Государственного комитета обороны. 

[1] ЦА ФСБ РФ, ф.3 ос, оп. 9, д. 6, л. 263–264.

[2] Там же. 

Спецпроект ко дню победы

Источник: https://www.mos.ru/news/item/9940073/

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война.

В этот же день по распоряжению Наркомата путей сообщения, начались первоочередные работы по мобилизационным планам.

Командный состав и некоторые работники были переведены на казарменное положение. На оборудованном командном пункте круглосуточно дежурили руководящие работники.

На некоторых станциях метро разместились военные и государственные учреждения. На станции «Кировская» находились отделы Генерального штаба Красной Армии. Поезда там не останавливались, перрон отгородили от путей высокой фанерной стеной.

Срочно начались работы по усилению отдельных сооружений, монтировались устройства герметизации и оборудовались дополнительные санитарно-технические установки.

С первых же дней войны более 30 процентов работников метрополитена ушли в действующую армию, истребительные батальоны и народное ополчение. Многие из них, имея на руках удостоверение об отсрочке от призыва в армиию, уходили добровольцами. Буквально на второй день войны начались работы в мастерских метро, которые могли хоть в какой-то мере помочь Kpacнoй Аpмии.

22 июля 1941 года в Москве впервые прозвучала настоящая воздушная тревога: вражеская авиация совершила налет на советскую столицу.

Имея опыт при объявлении учебных воздушных тревог, работники метро успешно справились с задачей по укрытию населения: на платформах станций разместились женщины и дети, инвалиды и престарелые, для них были расставлены лежаки и кроватки-раскладушки, были использованы также пути, на которых уложили деревянные щиты. Позаботились и о питьевой воде, в вагонах, стоявших на станциях, оборудовали медицинские пункты.

Первый налет гитлеровской авиации оказался особенно сильным. Он нанес повреждения некоторым объектам метрополитена.

Утром 16 октября поступил приказ Л.М. Кагановича «…Метрополитен закрыть. Подготовить за три часа предложения по его уничтожению, разрушить объекты любым способом…».

Днем приказ отменили, метро было разминировано, и в 18 часов 45 минут началось движение от «Сокольников» до «Парка культуры».

Горьковско-Замоскворецкая линия была открыта только следующим утром, так как там уже успели частично демонтировать эскалаторы.

Когда угроза воздушного нападения стала повседневной, Московский метрополитен был переведен на другой режим работы: с 18 часов, не дожидаясь сигнала «Воздушная тревога!», прекращалось движение поездов и население укрывалось на ночное время.

Москвичи так привыкли к этому режиму, что заблаговременно за час-полтора у вестибюлей выстраивались очереди людей с чемоданами и узлами, с нетерпением ожидающих, когда можно будет спуститься на станции и отдохнуть в безопасном месте.

Только осенью 1941 года Московский метрополитен оказывал убежище полумиллиону москвичей за сутки. На станциях сумели организовать продажу вечером молока (в бутылочках) и белого хлеба для детей.

Были смонтированы специальные фонтанчики с питьевой водой.

За время воздушных тревог в Московском метрополитене родилось 150 новых жителей столицы.

Здесь можно было получить питание, врачебную помощь, имелись передвижные библиотеки, демонстрировались кинокартины и пр.

В период интенсивных налетов на Москву пятнадцать миллионов человек нашли в метрополитене надежное укрытие от вражеских бомб.

В условиях военного времени первостепенное значение имела вентиляция в тоннелях и на станциях. От нее зависело физическое состояние десятков тысяч людей.

При воздушных налетах на поверхности у вентиляционных киосков выставлялись посты. Они имели телефонную связь с командным пунктом сантехники. По сообщению дежурных принимались меры к тушению пожаров, возникавших вблизи вентиляционных киосков из-за сброшенных «зажигалок».

Однако как только реальная опасность захвата перестала угрожать Столице, работы по строительству метрополитена продолжились.

1 января 1943 года вступила в эксплуатацию линия от станции «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная» до станции «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»), протяженностью 6,2 км. На линии так же построены станции «Новокузнецкая» и «Павелецкая».

18 января 1944 года открыт участок от станции «Курская» до станции «Измайловская»(сейчас «Измайловский Парк») со станциями «Бауманская», «Электрозаводская» и «Сталинская»(сейчас «Семеновская»), протяженностью 7,1 км.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://metro.molot.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=91500

Московское метро в годы войны

Раздача молочных продуктов на станции
Московское метро в годы войны: Во время авианалетов здесь рожали, слушали лекции и смотрели кино

Первые авианалеты

В принципе, к началу войны метрополитен был подготовлен к тому, чтобы принять население, и уже в первые налеты многие платформы и тоннели заработали как бомбоубежища. Во время первого налета, в ночь на 22.07, в подземке укрылись полмиллиона москвичей.

Однако, конечно же, поначалу не обошлось без ЧП. Где-то станцию открыли не вовремя, где-то люди не смогли получить информацию о входах в убежище. А в районе «Арбатской» после сброса фугасной бомбы население в панике побежало на станцию, люди стали падать, и в результате 46 человек на лестнице оказались задавлены насмерть.

Но в последующие дни удалось быстро переоборудовать тоннели метро третьей очереди под бомбоубежища и сделать входы. Рабочие трудились по 2-3 смены подряд. На улицах появились информационные указатели, сотни метростроевцев следили за порядком и информировали прохожих.

Поначалу люди жаловались на жуткую духоту. Пришлось усилить вентиляцию и организовать постоянную подачу в строящиеся тоннели сжатого воздуха, а также бесперебойно откачивать воду. На всякий случай было предусмотрено резервное электропитание и освещение. А к сентябрю были разработаны специальные правила пользования метро как бомбоубежищем.

Метро хотели уничтожить

Октябрь и ноябрь 1941-го стали для Москвы самыми тяжелыми: очень велика была опасность того, что враг войдет в город.

В районе Можайской оборонительной линии положение было настолько неблагополучным, что 15 октября ГК Обороны издал постановление «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы», подписанное Сталиным.

Там упоминалось, что в случае появления врага у ворот Москвы НКВД должно было «произвести взрыв предприятий, складов и учреждений, которые нельзя будет эвакуировать, а также всего электрооборудования метро (исключая водопровод и канализацию)».

Метро тут же закрыли и стали готовить к возможному уничтожению. Ночью начались предварительные работы, и утром 16-го метрополитен не открылся для пассажиров. Однако уже вечером решение об уничтожении подземки было отменено.

Подземка в ноябре 1941-го

Приближалась важная для советских людей дата – 7 ноября, и было решено, вопреки тяжелому положению, отметить ее в Москве максимально торжественно. Накануне парада станция метро «Маяковская» превратилась в шикарный зал. Здесь провели заседание Моссовета и концерт.

Присутствовавший на этом действе начальник объекта позже вспоминал, что его станция в тот день имела вид театра: были установлены сцена с микрофоном и репродукторами, зрительские места и, помимо обычного освещения, горели яркие прожектора.

На одном из путей стоял поезд, оборудованный под буфет.

Сталин приехал на «Маяковскую» в электропоезде. Когда он прошел на сцену и начал доклад, многие зрители, уже не первый месяц удрученные тревожными вестями с фронта, смотрели на него, не отрываясь, и стояла гробовая тишина, ну а когда он закончил свою оптимистичную речь, начались бурные овации. Впрочем, многие из зрителей заметили, что вождь сильно похудел…

К этому времени москвичи уже привыкли к авианалетам. Согласно официальной статистике, в ноябре во время воздушных тревог в метро укрывалось до 30 тысяч человек вместо предполагаемых 350 тысяч. Городские власти были очень обеспокоены тем, что многие москвичи гибли по причине своей беспечности: услышав сигнал воздушной тревоги, они оставались дома.

В некоторые дни случалось по 5-6 воздушных тревог, и люди просто устали бояться. Более того, в очередях за продуктами у женщин было негласное правило: если во время авианалета кто-то покидал очередь и возвращался после того, как угроза стихала, «беглеца» обратно не пускали. Считалось, что человек струсил и не проявил солидарности с оставшимися.

Между тем на тот момент метрополитен мог принять одновременно до 2 млн. человек, и населению постоянно твердили о необходимости уходить в метро на всю ночь.

Ночной подземный город

Движение в метро прекращалось с 22.00 до 8.00, и все это время станции работали в режиме бомбоубежищ. Еще с первых недель войны для спуска людей в тоннели были сделаны удобные лестницы. В подземке поставили тысячи деревянных настилов, а также одноярусных и двухъярусных нар.

В самом метро и возле станций работали медпункты и изоляторы для больных. Под землей были открыты детские комнаты, где с ребятами играли и проводили занятия, а также помещения для молодых мам с малышами, в которых стояли детские кроватки. Конечно же, были в подземке и туалеты.

В метро работали библиотеки, периодически шли концерты и кинопоказы, здесь же москвичам предлагали газеты и журналы. И, конечно же, в подземке постоянно проходили политические лекции.

Поскольку не исключалась опасность применения немцами химического оружия, тоннели переделали и под газоубежища. Рабочие установили специальные газонепроницаемые перемычки и герметические двери, а также вентиляторы, которые должны были очищать зараженный воздух. К счастью, эти меры так и не пригодились.

Согласно статистике, в 1941 году в метро укрывалось в общей сложности 13,9 млн. граждан, в 1942-м — 303 тысячи. Во время воздушных тревог в метро родились более 200 детей. За медицинской помощью в течение первого года войны обратились 70 тысяч человек. Причем в первый месяц авианалетов почти половина всех жалоб была связана с нервными расстройствами.

Новые станции

Несмотря на то, что метрополитен на время превратился в самый настоящий подземный город, работы по строительству новых станций и прокладке тоннелей продолжались.

В начале войны третья очередь метро была уже закончена, но запустить движение метростроевцы не могли, поскольку не имели эскалаторов. Дело в том, что их производили на ленинградских заводах, а те на тот момент были эвакуированы и еще не начали работу на новых местах.

В итоге было решено выпускать их на московских заводах. Столичные рабочие быстро освоили новое дело и взялись за работу с таким энтузиазмом, что за год выпустили вдвое больше лент, чем до войны производили ленинградцы.

Позже в московском районе Перово даже открыли эскалаторный завод.

В 1943-м метростроевцы запустили участок пути от «Площади Свердлова» (современная «Театральная») до станции «Завод им. Сталина» (в 1956-м ее переименовали в «Автозаводскую»). В том же году были открыты «Павелецкая» и «Новокузнецкая», а в начале 1944-го пустили движение от «Курской» до «Измайловского парка» (теперь – «Партизанская»).

Источник

Источник: https://vladimirtan.livejournal.com/381996.html

Московское метро в годы войны

01.08.2015 20:23 Просмотров: 1515 <\p>

В годы Великой Отечественной войны московский метрополитен работал как бомбоубежище.

Напомним, что Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. В 5 часов 48 минут в метро был включен ток и через 4 минуты из депо вышел первый поезд. Линия метро включала в себя 11,5 км трассы, 13 станций и 14 поездов.

Кстати, первоначально планировалось открыть станции метро к 7 ноября 1934 года, однако метрополитен не был введен в строй из-за отсутствия эскалаторов. Тогда это устройство впервые появилось только в Лондонском метрополитене и делали их только 2 фирмы в мире.

Мосметрострой за 200 000 золотых рублей приобрел один эскалатор, только чтобы его разобрать и скопировать, увеличив длину лестниц.

Что представлял собой метрополитен на 22 июня 1941 г.? Три линии: — «Сокольники» — «Парк Культуры» (10 станций) — «Киевская» — Курская» (6 станций) — «Сокол» — «Площадь Свердлова» (5 станций) Всего 21 станция и 2 депо — «Северное» и «Сокол».

Во время строительства метрополитена не было предусмотрено его использование для военных целей, но еще в апреле 1941 года Совнарком постановляет считать приспособление метро под массовое убежище первоочередной задачей, наряду со строительством оборонных сооружений. На эти цели выделяются значительные суммы. Кроме того, сразу же начались работы по дооборудованию станций и тоннелей дополнительными системами газозащиты (опасались отравляющих бомб) и водоснабжения (нужны были дополнительные туалеты и водопровод).

С первых дней войны сна ночь генштабисты спускались в оборудованное под зданием бомбоубежище, совершенно неприспособленное для постоянной работы. В июле было принято решение перебираться на ночь на станцию метро «Белорусская».

После закрытия метро, часть станции отгораживалась фанерной стенкой, за ней размещался центральный командный пункт, а на другой части, находилось обыкновенное бомбоубежище, где укрывались жители Москвы. Каждый вечер офицерам генштаба приходилось собирать все материалы и ехать к Белорусскому вокзалу, а утром — обратно. На это тратилось слишком много времени.

В конце августа — начале сентября генштаб переезжает в здание на улице Кирова (ныне — Мясницкая) и получает в свое полное распоряжение станцию метро «Кировская».

В подземных помещениях станции были оборудованы рабочие кабинеты руководителей ставки Верховного Главнокомандования. На соседней станции «Красные ворота» был создан командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата Наркомата путей сообщения, на других центральных станциях разместились различные военные организации.

В первую же воздушную тревогу в ночь на 22 июля 1941 года в метро собралось 500 000 человек, причем люди прятались не только на станциях, но и в тоннелях.

К осени 1941 года метрополитен переведен на особый режим. При объявлении воздушной тревоги немедленно останавливалось движение поездов, напряжение на контактном рельсе снималось и граждане заполняли свободные места не только на станциях (это очень хорошие и престижные места), но и в тоннелях. В стоящие вдоль станции составы пускали, как правило матерей с малолетними детьми.

На станциях всю ночь дежурили милиционеры, осуществляя охрану общественного порядка, смотрели за сохранностью объектов метрополитена, следили за тем, чтобы среди граждан не возникало паники.

При воздушных налетах у вентиляционных сооружений на поверхности выставлялись посты из стражей порядка Отдельного дивизиона милиции.

Они принимали меры к тушению пожаров, возникавших вблизи вентиляционных отверстий из-за сброшенных «зажигалок».

21 сентября 1941 г. Моссовет издал «Документ №49 Обязательное постановление Исполкома Моссовета о правилах использования Московского метрополитена как бомбоубежища №36/18». В нем, например, предписывалось Московский метрополитен использовать как бомбоубежище для населения, проживающего поблизости от станций метрополитена.

Вход в метрополитен до объявления воздушной тревоги разрешался только детям и женщинам с детьми до 12-летнего возраста. Запрещалось пользоваться метрополитеном как бомбоубежищем больным инфекционными болезнями (тиф, скалатина, корь и т.д.); лицам в нетрезвом состоянии; лицам с громоздкими вещами (чемоданы, узлы, ящики и т.д.).

При этом гражданам разрешалось иметь при себе постельные принадлежности.

В октябре и ноябре, когда гитлеровцы бомбили Москву особенно часто, люди могли приходить в метро на ночевку до пяти часов утра. Женщины с детьми размещались на ночлег в вагонах, остановленных у платформ. Остальные располагались на станциях и в тоннелях. Люди брали с собой и постельные принадлежности.

5 октября 1941 года от Л. М. Кагановича поступил приказ закрыть Московский метрополитен, в течение 3 часов подготовить предложения по его уничтожению. Метро планировалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование эвакуировать.

Ночью началась подготовка к затоплению метрополитена, его объекты минировались, рубился электрокабель, на станции «Динамо» приступили к демонтажу эскалаторов, на подстанциях демонтировались трансформаторы, а в депо «Сокол» готовились к эвакуации последние вагоны. Утром 16 октября 1941 года в день паники в Москве метрополитен впервые не был открыт.

Это стал единственный день в истории московского метро, когда оно не работало. К вечеру приказ об уничтожении метро был отменён.

6 ноября 1941 года на кануне годовщины Октябрьской революции Маяковская стала центром столицы. Эту станцию, как самую глубокую из существующих станций, выбрали для торжественного заседания. Тем, кто был приглашён на заседание (их было около двух тысяч человек), сообщали устно: «станция метро «Маяковская»». На пригласительных билетах адрес указан не был.

На станциях были организованы магазины, парикмахерские. На станции метро «Курская» работала библиотека.

Во время войны не прекращались работы по строительству метрополитена. На удивление всему миру 1 января 1943 г. был введен в эксплуатацию участок Горьковской линии от станции «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») до станции «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская»).

Работники сантехнической службы, помогали Метрострою в монтаже насосных агрегатов на водоотливных установках и оборудования вентшахт, 18 января 1944 г. было закончено строительство участка от станции «Курская» до станции «Измайловская» (ныне «Измайловский парк»). Оба участка были введены в эксплуатацию без обкатки.

На станциях «Новокузнецкая», «Павелецкая» (радиальная), «Автозаводская», «Семеновская», «Бауманская», «Электрозаводская», «Измайловский парк» установлены памятные таблички с текстом: «Сооружена в дни Великой Отечественной войны».

Сразу же после завершения строительства вышеупомянутых станций, еще до окончания войны, началось сооружение Кольцевой линии. Интенсивные бомбежки Москвы закончились к лету 1942 года, а последняя бомба упала на город в июне 1943.

Источник: http://www.anothercity.ru/places/subway/6693-metro-v-godi-voyni

Ссылка на основную публикацию