Москвич серии с

Страницы истории. Москвич «Дельта» и С1 «Меридиан» — DRIVE2

Учитывая негативное в целом отношение в министерстве к прототипам серии «3-5», в 1975 году на АЗЛК была начата работа над принципиально новой серией перспективных «Москвичей». Новая серия обозначалась буквой «С» и прототипы этой серии стали обозначаться заново, начиная с цифры «1», как символ отказа от преемственности с серией «3-5».

Москвич «Дельта»

Однако на самом деле началось все несколько раньше – понимая, что серия «3-5» практически не имеет перспектив серийного производства, заводские дизайнеры набрасывали эскизы альтернативных вариантов автомобиля. Альтернативных как по отношению к семейству «3-5», так и по отношению к выпускаемым на тот момент серийно «Москвичам-412». В основном это были седаны, однако было и несколько вариантов с кузовом типа «хетчбек». По одному из таких эскизов, выполненным тогдашним Главным художником АЗЛК И.А.Зайцевым, в ноябре 1974 года был создан пластилиновый макет перспективного автомобиля под условным названием «Дельта». Это был поисковый макет внешних форм автомобиля (внешне макет очень походил на SAAB-900) и он не имел особой перспективы, однако концепция дизайна «Дельты» была признана настолько интересной, что было принято решение развивать заложенные в нем идеи, создав прототип серии «С». К тому времени в мировом автомобилестроении наметилась тенденция клинообразных кузовов с профилем, напоминающим греческую букву дельта (Δ). Такой профиль наиболее соответствовал аэродинамическим требованиям, предъявляемым к автомобилям.За экстерьер Дельты отвечал художник-конструктор М.А. Елбаев. С ним работали художники-конструкторы В.А. Арутюнян и В.Э. Вядро. Конструкторской частью, касающейся кузова, занимался конструктор Ю.А. Длугоканский, а над интерьером работали художник-конструктор Л.А. Леонов и конструктор Б.П. Малышенко

Макет С1

Задняя часть автомобиля москвич С1

В феврале 1975 года в течение трех недель был построен полноразмерный макет первого автомобиля, получившего обозначение «С-1» (по обеим сторонам капота автомобиль имел боковую декоративную накладку с названием «Меридиан-1700TS», благодаря которой в литературе можно встретить и такое обозначение этого же автомобиля). По воспоминаниям И.А.Зайцева, работавшего тогда Главным дизайнером на АЗЛК, специального макетного пластилина в СССР не было — «Чтобы придать макету требуемую твердость, сверху мы покрывали его толстым слоем водно-эмульсионной краски, а затем — самоклеющейся пластмассовой пленкой. Американцы, ознакомившись с нашей «технологией», были в шоке…» 22 февраля 1975 года макет был продемонстрирован руководству завода и, по воспоминаниям Зайцева, работа была признана «прорывной». Было решено строить опытные образцы «С-1» и в конце декабря того же года был построен первый экземпляр, выкрашенный в ядовито-зеленый металлик, за что и был прозван заводчанами «Крокодил Гена».

«Крокодил Гена»

Машина на испытаниях (как я понял)

Автомобиль получил двухобъемный кузов. Интересной деталью внешности этого автомобиля (а равно и всех последующих машин серии «С») являлось наличие маленькой крышки багажника вместо полноценной пятой «грузовой» двери — руководство опасалось, что зимой при ее открывании будет выстуживаться салон.

Другой особенностью экстерьера машины являлась большая подштамповка на капоте слева по ходу движения. Эта подштамповка явилась своего рода компромиссом между желанием понизить общую линию капота и необходимостью «вписать» в моторный отсек сравнительно высокий двигатель УЗАМ.

Роль сердца «Москвича-С1» играл модернизированный карбюраторный мотор М-412, объемом 1,7 литра и мощностью 85 л. с.

Доработка двигателя заключалась в усовершенствовании головки блока цилиндров и переносе трамблера (распределителя зажигания) с коленчатого вала на распределительный для того, чтобы он располагался выше и при преодолении небольших водных преград его не заливало.

Подкапотное пространство С1

Передачу крутящего момента от силового агрегата к колесам поручили механической пятиступенчатой коробке передач нового поколения.

Внешность «Меридиана» было ни с чем не спутать — абсолютно новые стремительные линии, капот с выпуклостью как у спортивных авто, выразительные задние фонари, «утопленные» ручки дверей и боковые стойки, расположенные на внешней части кузова, а не прикрытые дверьми, как это обычно бывает (Для увеличения внутренней ширины салона).

Салон был не менее привлекательным и тоже имел некоторые спортивные нотки, такие как круглые приборы, окаймленные хромом, например. Цельноштампованную боковину кузова решено было сваривать с крышей наружным швом, который упрятатывался под специальную пластиковую накладку.

С-1 (эскиз)

Салон С-1 был выполнен с использованием импортных приборов (фирмы Jaeger, производившей грузовики), они просто были на складе

В приборной панели «С-1» были применены приборы фирмы Jaeger, которые нашлись на складе. Аналогично поступили и с фарами – поскольку блок-фар в СССР тогда не выпускали, на прототипе были использованы фары от Opel Ascona.

На автомобиле также нашли применение передняя подвеска типа McPherson и независимая задняя (аналогичная по типу BMW 5-й серии), рычаг коробки передач в салоне шел напрямик из коробки, и поэтому переключения были очень четкими.

Ведущими были выполнены задние колеса.

фары от Opel Ascona

Автомобиль получил оригинальную запоминающуюся внешность, но заводские дизайнеры считали дизайн сырым. Новинку тестировали в том числе на дорогах общего пользования, и поэтому, чтобы люди не догадались о марке машины, на её багажнике установили шильдик «Meridian-1700TS». Спустя небольшой промежуток времени были собраны еще пара опытных образцов, но уже белого цвета. Всего было построено три опытных образца «С-1».

И.А.Зайцев на москвиче С1

Источники:
ru.wikipedia.org/wiki/%C2…%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%A1
wiki.zr.ru/%D0%9C%D0%BE%D…0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%A1-1
Яндекс, гугл.

Источник: https://www.drive2.ru/b/1659470/

Москвич-2150 Двигатель Габаритные размеры

Тот, кто застал времена, когда полноприводные легковушки ГАЗ-М72 и «Москвич-410» еще бегали по дорогам СССР, мог задаться вопросом: а почему на базе «Волг» и «Москвичей» следующих поколений не создавались подобные внедорожники? Причина в том, что эти автомобили отличали общие недостатки — недостаточная прочность легкового кузова, жесткость и шумность. Поэтому в дальнейшем советские внедорожники всегда разрабатывали как самостоятельные модели, хотя это и более трудоемкий путь.

 Москвич-2150 — видео

Пока УАЗ готовил армейский джип УАЗ-469, конструкторы АЗЛК разрабатывали более комфортабельный вариант для сельского хозяйства, народных служб и любителей выездов на природу. Затем к нему подключились «Иж» и ВАЗ. Наименьший интерес в правительстве вызвал «Иж-14», наибольший — ВАЗ-2121 «Нива», с годами ставшая культовой.

Автомобиль АЗЛК «Москвич-2150» был ближе к классическому внедорожнику: угловатый кузов на раме, запаска на правом борту. Он внешне и конструктивно смахивал на Land Rover или ранние Toyota Land Cruiser. Минавтопром предпочел «Ниву», а внедорожным «Москвичом» неожиданно заинтересовались военные. Кто-то кому-то даже успел отдать приказ создать в г.

Кинешме Ивановской области завод под выпуск 60 тыс. «Москвич-2150» в год, но дальше этого дело не пошло.

Лидер отрасли в 1960-х гг., АЗЛК попал в трудное положение с началом проекта ВАЗ. Волжский автозавод претендовал на то место, которое занимал АЗЛК, и оттянул от московского завода и интерес правительства, и денежные ресурсы. Москвичи нашли выход в том, чтобы сместиться в нишу выше «Жигулей», но ниже «Волг».

И действительно, такая ниша была. По длине первые были меньше последних почти на метр, а по объему двигателя — на литр, или почти на 40 %. Фактически «Жигули» были городскими машинами, «Волги» — представительскими. АЗЛК впервые в СССР решил создать машину большого семейного класса, или современного класса D.

Работа над «Москвичами» серии 3-5 (в цифрах был закодирован период начала выпуска — 1973-1975 гг.) началась в 1967 г. По желанию директора завода, первым образцам придали максимальное сходство с «Москвичом-412», только увеличенным в длину и ширину.

В конце концов дизайнеры настояли на том, чтобы придать автомобилю более современную внешность. Так появились «Москвич-3-5-5» и «Москвич-3-5-6».

Современные технически, стильные, с превосходящей «Жигули» богатой отделкой, эти автомобили неплохо смотрелись бы даже рядом с только пошедшей в серию BMW поколения E12, но в министерстве дали отказ.

Название следующего прототипа — «Москвич-С1» (он же «Меридиан 1700TS») — должно было говорить о том, что АЗЛК отрекается от связи с предыдущими разработками.

Спортивный «поджарый» фастбек с целым набором новаторских решений — многорычажная задняя подвеска, коробка передач с рычагом на крышке (без тяг), блок-фары — руководство завода назвало «прорывным» (а рабочие метко прозвали «крокодилом Геной» за яркозеленую окраску).

Слишком прорывным: С1 даже не стали пробовать утвердить в производство, сразу начав работу над более привычным вариантом, превратившимся в «Москвич-С3».

В 1960-х гг. слова «передний привод» в министерстве автомобильной промышленности воспринимали как оскорбление. В 1970-х гг. ситуация сменилась на противоположную: новым «Москвичам» не дали дороги лишь за то, что они были заднеприводными, несмотря на то что элитные BMW, Mercedes-Benz, SAAB, Volvo имели именно задний привод.

В результате на АЗЛК прислали переднеприводную Simca 1308 с заданием: скопировать для серийного выпуска. Вышеупомянутые разработки объединяет общее назначение — они должны были стать «Москвичами» четвертого поколения — и общая судьба. После банкротства АЗЛК в начале 2000-х гг.

опытные образцы заняли место в музее «АвтоРевю», став памятником попытке завода сохранить собственное узнаваемое лицо.

Технические характеристики Москвича-2150

— Тип: 5-местный легковой автомобиль повышенной  проходимости
— Кузов: 3-дверный универсал или фаэтон, стальной на раме

Двигатель Москвич-2150

— 4-цилиндровый рядный; объем 1,5 л;
— Мощность: 75 л. с. при 5800 об/мин

Коробка передач: 4-скоростная механическая

Максимальная скорость Москвича-2150

— 105 км/ч.

Габаритные размеры Москвич-2150

— длина: 3615 мм- ширина: 1626 мм- высота: 1850 мм- колесная база: 2270 мм- колея передняя: 1220 мм- колея задняя: 1220 мм

— дорожный просвет: 220 мм

Было произведено Москвич-2150

«Москвич-2150» — 2 экз.«Москвич-3-5» — 5 экз.

«Москвич-С» — 3 экз.

Фото Москвич-2150

Москвич-407 Фото Двигатель Видео Характеристики

ЗИЛ-432720 Фото Характеристики Грузоподъемность Вес

Хендай Генезис 1 Двигатель. Расход топлива. Размеры. Объем бака, багажника. Грузоподъемность

ГАЗ-52 Расход топлива Размеры Грузоподъемность Вес Объем бака

ВАЗ-2105 Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

УАЗ-469 / УАЗ-3151 Отзывы Фото Двигатель Видео Характеристики

УАЗ-3153 Фото Двигатель Видео Характеристики

ЗИЛ-4105 Двигатель Расход топлива Объем бака Размеры

ГАЗ-31029 Волга Фото Видео Характеристики Двигатель

ГАЗ-64 Фото Видео Характеристики Двигатель Размеры

Киа Рио 2017 Цена. Коплектации. Фото. Видео. Двигатель

Киа Пиканто 2017 Цена. Коплектации. Фото. Видео. Двигатель

ГАЗ-2705 Газель-Бизнес Фото Видео Характеристики Вес

Хендай Верна 2006 Двигатель. Расход топлива. Объем бака, багажника. Размеры. Грузоподъемность

ГАЗ-3111 Волга Фото Видео Характеристики Двигатель

ВАЗ-2112 Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

Волга Сайбер Фото Видео Характеристики Двигатель Вес

Москвич-2143 Яуза Фото Видео Характеристики

ГАЗ-33023 Газель-Фермер Фото Видео Характеристики Вес

Хендай Элантра 5 MD Двигатель. Расход топлива. Размеры. Объем бака, багажника

ГАЗ-3102 Волга Фото Видео Характеристики Двигатель

ГАЗ-А Фото Видео Характеристики Двигатель Размеры

Шевроле Нива нового образца Двигатель Габаритные размеры Расход топлива

КамАЗ-55102 Расход топлива. Размеры. Грузоподъемность. Вес. Объем бака. История

ГАЗ-33104 Валдай Грузоподъемность Расход топлива Вес Объем бака

ГАЗель Некст Ситилайн Фото. Видео. Характеристики. Вес

Иж-2125 / 21251 Комби (Москвич-412) Фото Характеристики

Москвич-2141 Фото Двигатель Видео Характеристики

ВАЗ-2101 Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

ВАЗ-2110 Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

УАЗ-452 / УАЗ-3741 Буханка Отзывы Фото Видео

ЗАЗ-1102 Таврия Фото Двигатель Видео Характеристики

ВАЗ Марш-1 (LADA-БРОНТО 1922-00) Фото Комплектации

ЗАЗ-968М Запорожец Фото Двигатель Видео Характеристики

ГАЗ-69 / 69А Фото Видео Характеристики Двигатель Вес

ГАЗ-33022 Газель Фото Характеристики Размеры Вес

УАЗ Хантер 2017 Отзывы Цена Фото Видео Комплектации

Хендай Генезис 2 Двигатель. Расход топлива. Размеры. Объем бака, багажника. Грузоподъемность

УАЗ-31514 Отзывы Тюнинг Фото Двигатель Видео

ГАЗ-3106 Атаман-2 Фото Видео Характеристики

Хендай Экус Характеристики. Двигатель. Расход топлива. Размеры. Объем бака, багажника

Газель Некст Фермер Фото Видео Характеристики Размеры

ГАЗ-24 Волга Фото Видео Характеристики Двигатель Вес

УАЗ-2362 Фото Двигатель Характеристики

ГАЗ-33027 ГАЗель 4х4 Фото Видео Характеристики Размеры

ГАЗ-М20 Победа Фото Видео Характеристики Двигатель

Хендай Ай 40 Двигатель. Расход топлива. Размеры. Объем бака, багажника. Грузоподъемность

БМВ 3 серии Ф30 Седан. Рестайлинг 2015 года

ЗИС-101 Расход топлива Объем бака Размеры Грузоподъемность

ВАЗ-2111 Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

ГАЗ-33021 Газель Фото Видео Характеристики Размеры

ВАЗ-2104 Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

Читайте также:  8 советов по выбору и установке декоративных бетонных блоков для забора

ГАЗ-12 ЗиМ Фото Видео Характеристики Двигатель Вес

ВАЗ-2109 Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

ЗИЛ-157 Расход топлива Размеры Грузоподъемность Объем бака Шины

Лада Веста Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

ВАЗ-2107 Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

ГАЗ-3221 Газель-Бизнес Фото Видео Характеристики Вес

ГАЗ-2217 Соболь Баргузин 4х4 Фото Характеристики Размеры

Мотоколяска СМЗ С-3Д Фото Двигатель Характеристики Видео

Хендай Элантра 1 Двигатель. Расход топлива. Объем бака, багажника. Грузоподъемность. Шины

ГАЗ-66 Расход топлива Размеры Грузоподъемность Вес Объем бака

КамАЗ-65201 Расход топлива Размеры Грузоподъемность Вес Объем бака

Москвич-2144 Истра Фото Двигатель Видео Характеристики

Газон Некст 7 мест Фото Видео Характеристики Размеры

Лада Гранта Лифтбек Характеристики Двигатель Габаритные размеры Расход топлива Объем бака, багажника Грузоподъемность

ВАЗ-2120 Надежда Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

ВАЗ-2102 Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

Москвич-2140 Фото Двигатель Видео Характеристики

ВАЗ-2115 Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

ГАЗ-3302 Газель-Бизнес Фото Видео Характеристики Вес

Иж-2126 Ода Тюнинг Фото Двигатель Видео Характеристики

ВАЗ-2103 Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

Мотоколяска СМЗ С-1Л / С-3Л Фото Видео Двигатель

Фургон ГАЗ-2752 Соболь 4х4 Фото Характеристики Размеры

ЗИЛ-433362 Расход топлива Грузоподъемность Вес Объем бака

ЗИЛ-5301 Бычок Двигатель Расход топлива Объем бака Грузоподъемность Вес

ГАЗ-31105 Волга Фото Видео Характеристики Двигатель

УАЗ-3160 / 3162 Симбир Отзывы Фото Видео Характеристики

ЗИЛ-390610 Фото Характеристики Грузоподъемность Вес

КамАЗ-45143 Расход топлива Размеры Грузоподъемность Вес Объем бака

ГАЗель Некст бортовая Отзывы Фото Видео Размеры Вес

Гоночный ГАЗ-ГЛ-1 Фото Видео Характеристики

Лада Гранта седан Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

Газон Некст Фото Видео Характеристики Двигатель Вес

ЗИЛ-111 Расход топлива Объем бака Габаритные размеры

Мотоколяска СМЗ С-3А Фото Двигатель Характеристики Видео

Пикап Москвич-2335 Фото Двигатель Видео Характеристики

ЗИЛ-4334 Размеры Расход топлива Грузоподъемность Объем бака

Хендай Соната 6 YF Двигатель. Расход топлива. Размеры. Объем бака, багажника. Грузоподъемность

УАЗ Пикап 2017 Цена. Фото. Комплектации. Двигатель. Видео

Москвич-2142 Князь Владимир Фото Видео Характеристики

ВАЗ-212180 Фора Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

ГАЗ-М1 Эмка Фото Видео Характеристики Двигатель Вес

ВАЗ-2121 / 2131 Нива Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

ГАЗ-14 Чайка Фото Видео Характеристики Двигатель

РАФ-977 Фото Двигатель Видео Характеристики

ГАЗ-13 Чайка Фото Видео Характеристики Двигатель Вес

Хендай Элантра 4 HD Двигатель. Расход топлива. Размеры. Объем бака, багажника. Грузоподъемность

Хендай Ай 30 Двигатель. Расход топлива. Характеристики. Объем бака, багажника

ВАЗ-21099 Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

ГАЗ-3307 Фото Видео Характеристики Грузоподъемность

Ока ВАЗ (СеАЗ, КамАЗ)-1111 Тюнинг Фото Двигатель Видео

ЗАЗ-965 Запорожец Фото Двигатель Видео Характеристики

Хендай Солярис 2015 Характеристики. Двигатель. Расход топлива. Размеры. Объем бака, багажника

УАЗ-3303 бортовой Отзывы Фото Двигатель Видео

ЗИЛ-130 Расход топлива Размеры Грузоподъемность Объем бака

Хендай Акцент 2 Двигатель. Расход топлива. Объем бака, багажника. Грузоподъемность. Шины

УАЗ-3909 Фото Размеры Двигатель Характеристики Видео

ГАЗ-53 Расход топлива Размеры Грузоподъемность Вес Объем бака

РАФ-2203 Фото Двигатель Видео Характеристики

Хендай Велостер Двигатель. Расход топлива. Размеры. Объем бака, багажника. Грузоподъемность

Хендай Гранд Старекс H1 Размеры. Объем бака, багажника. Грузоподъемность. Расход топлива

ГАЗ-27057 Газель 4×4 Фото Характеристики Размеры Вес

ГАЗ-11-73 Фото Видео Характеристики Размеры Вес

ЗИЛ-115 (ЗИЛ-4104) Двигатель Размеры Расход топлива Объем бака

Москвич АЗЛК-3733 Фото Двигатель Видео Характеристики

ГАЗ-33081 Садко Фото Видео Характеристики Размеры Вес

Хендай Элантра 3 XD Двигатель. Расход топлива. Объем бака, багажника. Грузоподъемность

Москвич-2139 Арбат Фото Двигатель Видео Характеристики

Москвич-400 / 401 Фото Двигатель Видео Характеристики

ГАЗ-3110 Волга Фото Видео Характеристики Двигатель

ГАЗ-33086 Земляк Фото Видео Характеристики Размеры

Хендай Акцент 1 Двигатель. Расход топлива. Объем бака, багажника. Грузоподъемность. Шины

Лада Приора седан Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

ЗИЛ-4331 Двигатель Расход топлива Грузоподъемность Объем бака Вес

ЗИЛ-131 Расход топлива Размеры Грузоподъемность Вес Объем бака

Москвич-408 Фото Видео Двигатель Характеристики

ГАЗель Некст цельнометаллический фургон 3 места

Хендай Соната НФ 5 Двигатель. Расход топлива. Объем бака, багажника. Грузоподъемность

ВАЗ-2108 Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

Лада Калина 2 хэтчбек Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

БМВ 3 серии Гран Туризмо (F3x) Рестайлинг 2015 года

Хендай ix35 Двигатель. Расход топлива. Характеристики. Объем бака, багажника. Грузоподъемность

УАЗ-3150 Шалун Фото Двигатель Характеристики

Иж-2715 Каблук, Пирожок Фото Тюнинг Двигатель Видео

ЗИЛ-114 Расход топлива Вес Габаритные размеры

ЗИЛ-164 Расход топлива Размеры Грузоподъемность Объем бака История

ЗИС-110 Расход топлива Объем бака Габаритные размеры

Москвич-2142 Иван Калита Фото Видео Характеристики

ГАЗ-2410 Волга Фото Видео Характеристики Двигатель

УАЗ-3163 Патриот 2017 Отзывы Цена Комплектации

Хендай Туссан Двигатель. Расход топлива. Характеристики. Размеры. Объем бака, багажника. Грузоподъемность

Минивэн УАЗ-3165М Симба Фото Двигатель Видео

ГАЗ-21 Волга Фото Видео Характеристики Двигатель Вес

ГАЗель Некст Комби 7 мест цельнометаллический фургон

ГАЗ-51 Расход топлива Размеры Грузоподъемность Вес Объем бака

ГАЗ-3309 Фото Видео Характеристики Грузоподъемность

Хендай Санта Фе Двигатель. Расход топлива. Характеристики. Размеры. Объем бака, багажника

Москвич-412 Фото Двигатель Видео Характеристики

УАЗ-3159 Барс Отзывы Фото Двигатель Видео

ГАЗ-2310 Соболь бортовой Фото Характеристики Размеры

Хендай Гетц 2008 Двигатель. Расход топлива. Объем бака, багажника. Грузоподъемность. Вес

Хендай Элантра 2 Двигатель. Расход топлива. Объем бака, багажника. Грузоподъемность. Шины

ЗИЛ-433100 Фото Характеристики Грузоподъемность Вес

ВАЗ-2106 Объем бака, багажника Грузоподъемность Расход топлива

Источник: http://mir-automoto.ru/moskvich/42-moskvich-2150-seriya-3-5-seriya-s-meridian-1700ts.html

Экспериментальные Москвичи, которых мы не увидели — Колеса.ру

К концу шестидесятых годов ситуация на Автомобильном заводе имени Ленинского Комсомола стабилизировалась. С конвейера вовсю сходил Москвич модели 412, который пользовался спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Однако конструкторы понимали, что через несколько лет модель выйдет в тираж.

Прежде всего потому, что в стране вот-вот должен был заработать огромный автогигант, на котором планировали производить модернизированный FIAT 124.

А Москвичу, по сути, было нечем крыть – «четыреста двенадцатый» хоть и выглядел неплохо на фоне прежних родственников, но новейшим мировым моделям вроде Renault 12 несколько уступал.

Кроме того, на заводе в то время возникла интересная идея: а что если создать автомобиль более высокого класса, чем существующая модель? В качестве аналога руководство конструкторского бюро в прямом и переносном смыслах увидело немецкий Opel Rekord, который как-то проходил сравнительные испытания с «четыреста двенадцатым».

Статьи / История

Было время, когда модели автомобилей в СССР обновлялись как во всем развитом мире – каждые пять-шесть лет. Вот и Москвич-408 никто не думал строить до скончания века (конечно же, имеется в виду век…

34190 6 21 31.03.2016

Модель планировали «воткнуть» в отраслевую нормаль между перспективными ВАЗ-2101 и ГАЗ-24 – то есть на стыке третьей группы малого и первой группы среднего классов.

Разумеется, при этом новый «большой Москвич» должен был использовать агрегатную базу старшего брата – модели М-412.

Да и внешне новая машина должна была походить на старую довольно сильно, поскольку художникам в приказном порядке было задано воспроизвести внешность авто «в увеличенном виде», но со старыми линиями и решениями.

Такой ход совершенно лишал заводчан главного фактора «за» – времени. Дизайн Москвича был неплохим, но… по меркам шестидесятых годов, а не начала семидесятых. Неслучайно ведь отдельные дизайнеры АЗЛК восприняли директиву «в штыки» и просто покинули творческий коллектив московского автозавода, не согласившись рисовать «новый-старый» Москвич.

Поскольку планировалось освоить серийное производство перспективной модели примерно в 1973–1975 годах, большой Москвич получил индекс «3–5», а в зависимости от серии прототипов в конце к индексу прибавлялся порядковый номер: 3-5-1, 3-5-2 и т. д.

Москвичи 3–5 ранних серий снаружи сильно напоминали обычный 412-й

Благополучно дойдя до «модификации» 3-5-4, на АЗЛК осознали устарелость прототипа еще на стадии разработки. В первую очередь – из-за пресловутого дизайна. Однако в 1972 году на завод вернулись «диссиденты» Зайцев и Леонов – те самые, которые ушли с АЗЛК вследствие разногласий по дизайну модели 3-5-1.

За несколько месяцев на волне энтузиазма команда единомышленников разработала «промежуточный» образец под индексом 3-5-5, на котором были обкатаны основные технические решения (в том числе – и во время реальных пробегов!).

И уже в 1973-м будущий «большой Москвич», наконец, обрел свой вид, получив обозначение 3-5-6.

Большой Москвич по меркам начала «семидесятых» смотрелся весьма современно

Несмотря на то, что многие автомобильные производители

(например, Renault и Fiat) к тому времени уже переходили на передний привод, на АЗЛК оставались верны классической концепции – по двум причинам.

Во-первых, даже чисто теоретически с машинами переднеприводной компоновки на АЗЛК не сталкивались. Во-вторых, максимальная унификация с моделью 412 предполагала практически полную идентичность по технике – а это значит, что автомобиль просто обязан был сохранить привод на задние колеса. Более того, многие узлы и агрегаты ходовой части также должны были остаться без серьезных изменений.

Единственное «но» – задняя подвеска: вместо архаичных рессор конструкторы решили установить пружины. На такое решение заводчан наверняка натолкнули новейшие Жигули, но при этом на Москвиче подвеска в любом случае оставалась зависимой.

Разумеется, более крупная и тяжелая машина не могла обойтись старым двигателем. Конструкторы предусмотрели гамму моторов объемом 1,7–2,0 л.

Поэтому опытные образцы 3-5-6 были оснащены 1,8-литровым двигателем, изюминкой которого являлась система питания.

Вместо примитивных советских карбюраторов на мотор установили пару «горизонталок» фирмы Stromberg – и что интересно, именно «стромбергами» в будущем планировали комплектовать все новые Москвичи!

Более того: на сверкающем зелёным металликом (!) прототипе даже стояла… автоматическая трансмиссия!

Гидромеханический агрегат производства фирмы BorgWarner прекрасно «сдружился» с уфимским мотором. Такой впечатляющий «набор инноваций» объяснялся просто: во время демонстрации руководству страны автомобиль должен был произвести должное впечатление для того, чтобы его рекомендовали к запуску в серию.

Интерьер 3-5-6 выглядел эффектно даже в сравнении с Жигулями

Не срослось: постановку новой модели в тот момент в Минавтопроме посчитали нецелесообразной, поскольку это потребовало бы слишком серьезных производственных затрат, связанных с заменой и перенастройкой оборудования.

Однако наработки по модели 3-5-6 не прошли даром: дизайнеры подготовили модернизированный вариант «четыреста двенадцатого», в котором обновленная внешность и новый салон прекрасно уживались со старым кузовом и обычной техникой. Модель под кодовым индексом 412Н даже удалось поставить на конвейер – именно такой автомобиль в 1976 году начал выпускаться в Москве под индексом 2140.

1 / 5

АЗЛК-2140 образца 1976 года

2 / 5

АЗЛК-2140 образца 1976 года

3 / 5

АЗЛК-2140 образца 1976 года

4 / 5

АЗЛК-2140 образца 1976 года

5 / 5

АЗЛК-2140 образца 1976 года

С-серия: необычно до неудачи

После неудачи с большим Москвичом дизайнеры не опустили рук и начали работать над новым проектом, получившим название «Дельта».

В этот момент произошло важное событие – у художников АЗЛК появилось собственное подразделение – Бюро художественного конструирования, благодаря чему дизайну (и дизайнерам!) на заводе стали уделять больше внимания, а у самих работников карандаша и шпателя появилась некая творческая свобода.

Главное отличие Дельты от любого серийного Москвича – форма кузова. Внимательно следя за последними тенденциями мирового автопрома тех лет, дизайнеры сразу же решили делать его двухобъемным.

Однако бытовало мнение, что большая пятая дверь в торце кузова ослабит его силовую структуру, а также приведёт к быстрому охлаждению салона зимой при пользовании багажником и проникновению запахов от грузов в пассажирский отсек.

Конечно, сейчас эти «страшилки» звучат немного смешно, но в то время в мире встречались двухобъемные автомобили с небольшой крышкой багажника под неоткрывающимся задним стеклом. Фастбэк – именно так назывался такой тип кузова.

Впервые в советских автомобилях его применили на Победе, а в семидесятые годы Opel даже выпускал «альтернативный» вариант параллельно с обычным хэтчбеком!

1 / 2

Обратите внимание на накладные петли на красном Opel Kadett: заднее стекло вместе с крышкой не поднимается!

2 / 2

Обратите внимание на накладные петли на красном Opel Kadett: заднее стекло вместе с крышкой не поднимается!

Даже на стадии пластилинового макета прототип С1 выглядел очень «стильно, модно и молодёжно». Без шуток: внешность концептуального Москвича по меркам середины семидесятых была не просто современной, а даже немного опережала своё время!

Читайте также:  9 материалов для отделки пола в детской
Дизайн С1 впечатлял даже специалистов

В авангардном силуэте С1 неуловимо проскакивало что-то «саабовское» – видимо, Игорь Андреевич Зайцев смог немного «заглянуть в будущее», прочувствовав веяния автомобильной моды последних лет.

1 / 5

У «зайцевских» прототипов С-серии было что-то от автомобилей Saab того времени

2 / 5

У «зайцевских» прототипов С-серии было что-то от автомобилей Saab того времени

3 / 5

У «зайцевских» прототипов С-серии было что-то от автомобилей Saab того времени

4 / 5

У «зайцевских» прототипов С-серии было что-то от автомобилей Saab того времени

5 / 5

У «зайцевских» прототипов С-серии было что-то от автомобилей Saab того времени

Прототип впечатлял и подходом к деталям: ручки дверей выполнили утопленными в специальные ниши, а капот заходил на плоскости передних крыльев. Интересный объем на плоскости крышки моторного отсека объяснялся компоновочными соображениями.

Ведь в недрах подкапотного пространства скрывался новый силовой агрегат – 1,7-литровый двигатель АЗЛК-327 с необычной формой камеры сгорания и «трамблером», установленным в торце распределительного вала (точно так же десять лет спустя сделают на серийной «восьмерке»).

Важнейшая инновация прототипа – передняя подвеска типа МакФерсон.

Действительно, впервые в советской практике её установили не на ВАЗ-2108, а именно на Москвиче! Правда, в серию она пошла как раз на тольяттинском Спутнике, но это уже другая история… Да и задняя подвеска была выполнена независимой по «BMW-шной» схеме – то есть с рычагами, позволявшими разместить и полуоси с карданными шарнирами, которые передавали крутящий момент на колеса от редуктора главной передачи. Как и 3-5-6, «образцово-показательные» экземпляры С1 для пущего эффекта выкрасили в новомодный металлик.

Радикальная новизна концепции С1 не нашла понимания в профильном министерстве, поэтому об адаптации к серийному производству речь, к сожалению, даже не шла. Не помогла и хитрость в виде более «спокойного» макета с индексом С2.

С2 так и остался пластилиновым прототипом. Обратите внимание на индекс 21–41 на номерной табличке!

На самом АЗЛК в тот момент кипели кадровые страсти: прежний состав руководителей ушел, уступив место бывшим сотрудникам предприятия ЗИЛ. Увы, они были далеки от легковых автомобилей и могли проявить себя разве что как управленцы.

Понимая, что чрезмерная новизна может лишь навредить судьбе проекта, дизайнеры Бюро художественного конструирования немного «наступили на горло» собственной творческой песне и создали прототип С3, который выглядел намного традиционнее авангардного С1.

С3 выглядел гораздо спокойнее первого прототипа С-серии. Но это его не спасло

Во внешности ранних пластилиновых макетов С3 стало еще «больше сааба» – очевидно, что последние наработки шведской автомобильной компании не прошли незамеченными в Москве. Правда, передок опытного образца несколько видоизменили.

Статьи / История

Рассказав о конструкции нового 1,8-литрового двигателя ВАЗ-21179 (изучив блок, головку и фазовращатель и рассмотрев вопросы модельного ряда и форсировки), мы задались вопросом: неужели раньше, ещё при…

67619 16 32 03.04.2016

С передней частью у конструкторов и дизайнеров вообще возникла проблема. Двухобъемный кузов с сильным наклоном стекол просто обязан был стать клиновидным – иначе выделенный в отдельный объем передок было просто не увязан с остальной частью кузова.

Увы, этому мешали компоновочные ограничения, ведь двигатель «четыреста двенадцатого» был довольно высоким.

По этой причине дизайнерам пришлось «схитрить»: переднюю часть капота действительно сделали клиновидной, с наклоном к фарам, а дальше габаритную высоту сохранили и выполнили деталь плоской.

Объемный капот сложной формы выглядел очень необычно, а его плоскую часть дополнительно выделили, покрыв черной матовой краской. В семидесятые годы так нередко делали автомобильные спортсмены, чтобы солнце или свет фар не бликовали в лобовое стекло.

Технически же С3 недалеко ушел от первого прототипа С-серии, который в этом плане был достаточно традиционным и не требовал дополнительного «заземления». Правда, для «смотрин» на государственном уровне ходовой прототип «зарядили» по высшему разряду, оснастив его двухлитровым двигателем и окрасив кузов в синий металлик отечественного производства!

А это значит, что все наработки в рамках С-серии к середине семидесятых годов были просто списаны в утиль. Увы, но на этом история развития московских легковушек пошла двумя путями: с конвейера по-прежнему сходили заднеприводные Москвичи, а конструкторы по «велению свыше» занялись новой для себя темой – передним приводом на базе все той же Симки…

Полноприводный Москвич: проходимости не хватило

На заводе работали не только над автомобилями классической компоновки: еще в конце пятидесятых годов на МЗМА начали активно заниматься автомобилями повышенной проходимости, поскольку лично Никита Сергеевич Хрущев поручил главному конструктору предприятия Александру Андронову создать автомобиль повышенной проходимости для жителей сельской местности. Увы, пошедший в серию Москвич-410 с кузовом от обычной легковушки не очень понравился самому Андронову, который понимал, что утилитарный внедорожник должен строиться «с нуля» и быть совершенно другим.

При этом на МЗМА в качестве «точки отсчета» взяли заокеанский Willys MB, конструкцию которого оставили практически без изменений, сохранив аутентичной даже внешность машины! Лишь агрегаты использовали собственные, «москвичовские» – за исключением узлов полного привода, конечно.

«Виллис-Москвич» был готов уже к осени 1958 года, и его даже сравнили с аналогами – как отечественным «газиком» модели 69А, так и американским «исходником» – оригинальным Виллисом 1944 года выпуска.

Доработанная версия московского «джипа» получила обозначение Москвич-415. в ходе работ конструкторам удалось улучшить как трансмиссию, так и детали подвески.

Московский внедорожник внешне очень сильно напоминал американский Виллис

На самом МЗМА модель готовили с прицелом на «трудоустройство» в ВПК, ориентируясь изначально на техническое задание Министерства обороны СССР.

Однако 415-й оказался плохо подготовлен к «тяготам и лишениям воинской службы»: оснащение не предусматривало ни обязательные предпусковой подогреватель и выключатель «массы», ни место для оборудования спецсвязи, ни ёмкости для армейского снаряжения.

 Отсутствовали даже такие сами собой разумеющиеся на военной технике мелочи, как буксирные крюки и поручни.

Дальнейшие испытания показали, что М-415 уступает по ряду параметров «обычному рядовому» – модели ГАЗ-69. Тем не менее военные по итогам приёмки все же рекомендовали автомобиль к серийному производству и его использованию в вооруженных силах.

Увы, в тот момент сам МЗМА не располагал достаточными производственными мощностями для выпуска такой машины в одиночку, а идея производства М-415 общими силами не нашла достаточной поддержки у технических партнеров и смежников, вследствие чего подготовка производства модели была просто приостановлена. А основной заказчик в то время прекрасно обходился продукцией других заводов, не испытывая недостатка в лёгких внедорожниках. Это и предопределило незавидную судьбу московского внедорожника.

Кроме открытой версии, существовал и цельнометаллический вариант М-416, который как раз и мог бы использоваться не только военными, но и обычными тружениками села. Увы, закрытый кузов к серийному выпуску даже не успели подготовить до того, как все работы по проекту были свернуты.

Москвич-2150 – осовремененная модель 416

К сожалению, завод в то время не мог осилить даже сколько-нибудь заметную модернизацию заднеприводного Москвича, не говоря уже о создании и запуске в производство полноприводника.

Поэтому было принято «политическое» решение – проект легкового автомобиля повышенной проходимости отдать все тому же ВАЗу – молодому автогиганту, лишь набиравшему обороты.

Опять же, мог сказываться «фактор Полякова», который гласно и негласно благоволил собственному детищу.

1 / 4

Масштабные модели производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР». Слева направо: 3-5-6, С1, С3, 2150

2 / 4

Масштабные модели производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР». Слева направо: 3-5-6, С1, С3, 2150

3 / 4

Масштабные модели производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР». Слева направо: 3-5-6, С1, С3, 2150

4 / 4

Масштабные модели производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР». Слева направо: 3-5-6, С1, С3, 2150

Остается только сожалеть

Впоследствии у АЗЛК было еще несколько «мертворожденных перспектив» – например, легковой автомобиль Истра или минивэн Арбат, о котором мы уже рассказывали.

В реальности же все, что удалось освоить заводу – это пара модернизаций все того же «четыреста двенадцатого» и разработка модели с приводом на передние колеса.

И сейчас можно лишь сожалеть, что талант, энтузиазм и очевидные достижения конструкторов АЗЛК так и не нашли прикладного воплощения в виде серийных легковушек среднего класса или утилитарных внедорожников.

Источник: https://www.kolesa.ru/article/nesbyvshiesya-mechty-eksperimentalnye-moskvichi-kotoryh-my-ne-uvideli

История создания Москвич-2141

В конце 60-х — начале 70-х годов московский завод АЗЛК переживал свои самые лучшие времена. Новые модели выходили с завидной для советского автопрома регулярностью. 412 модель снискала немалую популярность не только на родине, но и за рубежом. Но назревала необходимость создания преемника «четыреста двенадцатого». С этого момента началась сложная история создания Москвич-2141.

Москвичи серии 3-5

В 1970 году на базе выпускаемой модели была создана первая разработка с кодовым названием 3-5-2 . Машина сохранила основные черты предшественника, но подросла в размерах. Таково было указание руководства. Необходимо было занять пустующую нишу между Моcквичом 412 и Горьковской «Волгой». Соответственно был доработан и силовой агрегат. Его объем увеличили до 1,7 л, а мощность довели до 96 л.с.

Далее последовал универсал 3-5-3 и усовершенствованный седан 3-5-4 (фото снизу соответственно).Но все эти разработки были достаточно старомодными и не годились для серийного выпуска.

История создания Москвич-2141 набирала ход. В 1972 году увидел свет новый опытный образец 3-5-5 с более современным обликом в стиле BMW 5 серии. А в 1975 году его усовершенствовали (3-5-6).

Эта разработка была уже намного более прогрессивной , но все же темпы ее создания оставляли желать лучшего.
Советские конструкторы не успевали за развитием мировой автомобильной промышленности. Но все же многие решения этих прототипов нашли место на обновленной штатной модели, получившей заводской индекс 2140.

Москвичи серии С

Продолжением истории создания Москвич-2141 стала разработка абсолютно нового прототипа С-1. В отличие от серии 3-5, эта машина имела двухобъемный кузов, именуемый фастбэк.

Вместо пятой двери была обычная крышка багажника. Также была применена современная подвеска передних колес McPherson, более прогрессивная конструкция коробки передач и т.д.

Но все же, стоит отметить, что облик авто получился грубоватым и тяжелым.

Потому его решено было усовершенствовать, так появился С-2, но он так и остался в макете.

В этом же 1976 году, все высшее руководство завода сменилось. Оно пришло с завода «ЗИЛ» и имело собственное видение на следующую модель московского завода.

Это во многом предопределило дальнейшую историю создания Москвич-2141. Хотя все же следующее поколении серии С было создано.

С-3 имел более прагматичный и традиционный вид по сравнению с С-2 благодаря окну в задней стойке кузова и пятой двери.

Машина обрела кузов хетчбэк и выглядела достаточно современно на фоне конкурентов из Европы, но сохраняла классическую заднеприводную компоновку. На АЗЛК прототип считался предсерийным образцом и можно было начинать доводку и подготовку к постановке на конвеер.

Курс — на передний привод

Но разработкам заводских дизайнеров и инженеров так и не суждено было пойти в серийное производство. Как часто бывало в те времена, с министерства была «спущена» установка о необходимости разработки переднеприводного автомобиля в связи с общеевропейскими тенденциями в автомобилестроении.

Также, по решению министерства при поддержке тогдашнего генерального конструктора завода Ю.Ткаченко, был выбран автомобиль-донор с целью быстрейшей разработки. Им стал «Автомобиль года-76» в Европе, французский Simca 1308. Данный автопроизводитель в те годы входил в состав корпорации Chrysler.

Произошел резкий поворот в истории создания Москвич-2141.

В связи с жесткими сроками разработки, было решено для изготовления ходового образца изменить лишь переднюю часть кузова. Хотя это тоже было вынужденной мерой – высокий двигатель УЗАМ от выпускавшегося Москвич-2140 попросту не влезал в подкапотное пространство «француза».

Первый опытный образец — Максимка В связи с этим было также заменено сцепление, коробка передач и главная передача. В таком виде прототип был показан руководителям осенью 1977 года на стадионе АЗЛК, всего через четыре месяца после начала работ. Работники его назвали «Максимкой» по аналогии с «донором».

Читайте также:  Красивый арт с девушками из ссср

Автомобиль был высоко оценен чиновниками и был дан «зеленый свет» дальнейшим работам над машиной.

Один из первых ходовых образцов.

Естественно, разработчики понимали, что ставить на конвеер модель, как две капли воды похожую на уже выпускавшийся образец никак нельзя. Поэтому были полностью переделаны все внешние кузовные панели. Пластилиновый макет дизайнеры делали на основании Simca со снятыми панелями.

В итоге прототип Москвича получился более «пухлым» по сравнению с исходной моделью. Однако основные части силового каркаса кузова остались нетронутыми, так как их разработка занимает много времени и средств. Дизайн передней части кузова решили сделать в стиле прототипа С-3.

Стоит отметить, что и в других аспектах автомобиль был существенно доработан. Торсионные подвески Simca были заменены: передняя более практичной и технологичной McPherson, задняя – полунезависимой балкой с пружинами. Это повлекло за собой значительные изменения днища автомобиля.

Спереди конструкторы установили длинные лонжероны, которые были расположены достаточно низко и имели сложную конструкцию. Такое решение позволило значительно улучшить способность передней части машины поглощать силу лобового удара. Москвич имел очень хорошую на то время пассивную безопасность.

Кроме того, конструкторы решили увеличить диаметр колес автомобиля – с 13 до 14 дюймов, а также немного уменьшить колесную базу. Передний свес пришлось немного увеличить за счет продольного расположения двигателя. Но задний свес был уменьшен.

Интерьер машины был полностью разработан московскими дизайнерами и конструкторами и никакого отношения к французской модели не имел. На фото представлен один из поздних образцов.

Было абсолютно очевидно, что Уфимский двигатель (УЗАМ 331.10) откровенно слаб для достаточно тяжелого и большого автомобиля.

Серийный Москвич-2141 Потому была достигнута договоренность с заводом ВАЗ о поставке двигателей ВАЗ-2106, объемом 1,6 л, которые больше подходили к автомобилю. Кроме того была разработана (впервые в СССР!) пятиступенчатая коробка передач.

Машина была полностью подготовлена к производству в середине 80-х годов и в 1986 году Москвич-2141 встал на конвеер.

Дальнейшее развитие

Как видим, история создания Москвич-2141 длилась долгих девять лет. Впрочем, для советского автомобилестроения это не был очень большой срок. Хотя за это время многие европейские концерны ушли далеко вперед, сделав Москвич достаточно устаревшим уже с начала выпуска.

Использование силовых агрегатов УЗАМ и ВАЗ рассматривалась как временная мера для обеспечения начала производства. В дальнейшем на заводе планировалось освоить производство собственных двигателей для машины, отвечающим ее массе и размерам. Была даже начата постройка производства моторов, которую осуществили на 95%.

А дальше завод не смог погасить кредит, взятый на закупку оборудования и производство так и не было достроено. А в дальнейшем оно вообще было утрачено.Позже была произведена модернизация двигателей УЗАМ, их объем увеличили до 1,7, 1,8 и 2,0 л. (модели УЗАМ-3317, УЗАМ 3318 и УЗАМ 3320 соответственно). И началась поставка их на конвеер АЗЛК.

В начале 90-х была закуплена партия дизельных двигателей FORD XLD418 для установки на машину. В середине 90-х годов на Москвич-2141 начали устанавливать французские двигатели Renault F3R.

На заводе была разработана целая модельная гамма на базе «сорок первого», как его прозвали в народе. В нее входили: базовый автомобиль Москвич-2141, седан Москвич-2142, пикап Москвич-2335, универсал Москвич-2901.

В 1997 году была произведена модернизация базовой модели и вышла модель Москвич Святогор (индекс 214145) с измененной передней частью, отделкой салона, частью импортных комплектующих и двигателем. Данная модификация выпускалась вплоть до остановки главного коневеера завода осенью 2001 года. Но машину еще некоторое время (до 2002 года) собирали на КАРЗ (г.Киев).

На ее базе были созданы несколько моделей: удлиненный хетчбэк Москвич Юрий Долгорукий, стретч-седан Москвич Князь Владимир, люксовый седан Москвич Иван Калита, купе Москвич Дуэт и Москвич Дуэт-2.

Москвич-2142

Москвич-2335

Москвич-2901

Москвич Святогор

Москвич Юрий Долгорукий

Москвич Князь Владимир

Москвич Иван Калита

Москвич Дуэт

Москвич Дуэт 2

Владимир созерцательВладимир созерцатель

Источник: https://koleso.temaretik.com/928290405055728081/istoriya-sozdaniya-moskvich-2141/

*index 43* Автомобили автозавода КИМ


  
Москви́ч-2141 (экспортное наименование — Aleko, от Автозавод Ленинского Комсомола, в странах Евросоюза продавался под названием Lada Aleko) — легковой автомобиль третьей группы малого класса (сегмент D) с кузовом типа хэтчбэк, выпускавшийся с 1986 по 1998 годы на Автомобильном заводе имени ленинского комсомола (АЗЛК).

Завод АЗЛК с начала семидесятых годов работал над заднеприводными автомобилями, промежуточными по классу между ВАЗ-ами и «Волгой» (см. статьи Москвичи серии 3-5 и Москвичи серии С), к середине десятилетия работы были доведены до предсерийных образцов. Однако, наладить серийное производство не удалось из-за начавшихся осенью 1976 года перестановок в руководстве АЗЛК.

Один из разработчиков, дизайнер Игорь Зайцев, вспоминает: Полностью сменилось руководство завода: пришла «зиловская» команда с бредовыми идеями и смутным представлением о легковом автомобилестроении. Начались реорганизации и бесконечные поиски зарубежного партнера c готовой моделью и отработанной технологией, по аналогии с ВАЗом. Были, казалось бы, заманчивые предложения.

Например, Citroen соглашался организовать на АЗЛК производство перспективной тогда модели ВХ, но с обычной пружинной подвеской вместо фирменной «гидропневматики». Не сошлись в цене. Концерн FIAT предложил к производству будущий Tipo — не устроили сроки.

Немцы из Porsche предлагали к совместной разработке автомобиль, эскизы которого напоминали нынешний Volkswagen Bora… Ничем эта бурная деятельность не закончилась, и руководству пришлось вернуться к собственным разработкам. Москвич С-2 не устраивал начальство своей излишней самобытностью: на свою беду, он не походил ни на один из «зарубежных аналогов».

Поэтому в октябре 1976 года появился макет серии С-3 — окончательной, как тогда казалось, версии преемника Москвича-2140. Машина получилась привычной, без спорных деталей.

Однако, несмоторя на наличие на АЗЛК оценивавшегося как «предсерийный» прототипа С-3, в Минавтопроме к этому времени уже решили, что АЗЛК должен разработать и наладить выпуск переднеприводных автомобилей того же класса, как более современных. Соответствующее указание и было спущено на завод.

Причём, в качестве прототипа, заводу была фактически навязана франко-американская модель Simca-Chrysler 1307 / 1308 / 1309 производства европейского отделения корпорации Chrysler, Автомобиль 1976 года в Европе.

Ультимативное требование отраслевого министерства копировать иностранную модель было воспринято коллективом завода как оскорбление, как вспоминал один из руководителей группы дизайнеров Игорь Зайцев, Нам привезли кузов от «Симки», на базе которого предстояло сделать макет-агрегатоноситель для изучения особенностей переднеприводной компоновки.

У нее просто отрезали передок и приделали новый — с продольно расположенным «четыреста двенадцатым» двигателем. Этот прототип мы назвали «Максимкой». Министру Полякову он очень понравился. А про наш собственный «Москвич» С-3, опытный образец которого строился примерно в это же время, Поляков говорил: «Где вы видели такие автомобили? Таких машин не бывает!».

Позже купили несколько Симок, одну из них разобрали: агрегаты отправили в лабораторию на испытания, а кузов отдали нам. Прямо на нем мы и лепили будущий «сорок первый».

Это было очень трудно: месяца полтора или два я не мог заставить свою команду подойти к этому макету! Настолько все были оскорблены и унижены тем, что нам приказали взять не просто идею, а вот так примитивно скопировать автомобиль вплоть до «железа». Так и родился Москвич-2141. Сравнение силуэтов Simca и «Москвича» (красный — АЗЛК-2141, чёрный — Simca.

Передняя часть «Симки», рассчитанная на поперечное расположение силового агрегата, не подходила для установки имевшихся в производстве в СССР двигателей из-за их большой длины и высоты; кроме того, «фирменная» торсионная передняя подвеска автомобилей Chrysler на двух поперечных рычагах, выполненная по образцу американских моделей корпорации, была слишком непривычным решением, да и недостаточно технологична. Поэтому за основу взяли только заднюю часть кузова французской модели, которая в целом сохранила свои очертания, передок же был спроектирован полностью заново, причём компоновка силового агрегата и подвеска типа «McPherson» очень напоминала западногерманские «Ауди» и «Фольксвагены» с продольным размещением двигателя, а дизайн передней части весьма напоминал один из опытных «Москвичей» серии «С»,— С-3. Прототип был готов в 1979 году. Так как наружные кузовные панели были спроектированы заново, к АЗЛК со стороны французов не было претензий в плане нелицензированного использования интеллектуальной собственности, а экстерьер М-2141 получился вполне современным для середины 1980-х годов, напоминая тогдашние новинки — Audi 80 B3 и BMW пятой серии. От французской автомобилестроительной школы «Москвич» унаследовал некоторые особенности конструкции кузова и размещенное под полом багажника запасное колесо, что оказалось не вполне удачным решением для российского климата. Переднеприводная компоновка с продольным расположением двигателя и дифференциалом, установленным между двигателем и КПП — была в общих чертах заимствована от немецкой модели Audi 100. Выбор такой относительно малораспространенной компоновки был связан с необходимостью использования двигателей от заднеприводных автомобилей предыдущего поколения, а также — более широким выбором возможных силовых агрегатов и, в перспективе, возможностью создания автомобилей с полным приводом (таковые были созданы в конце восьмидесятых годов совместно с английской фирмой FFD, а в последние годы существования предприятия серийно производились полноприводные седаны и пикапы). Однако, эта компоновка предопределила очень длинный передний свес, как результат — нарушение развесовки, ухудшение геометрической проходимости и немного аляповатый внешний вид хэтчбэка с длинным «носом» — более гармоничная внешне модификация «седан» серийно не выпускалась. Седан «Москвич-2142» был предметом вожделения многих российских автолюбителей, но массовым так и не стал. Наряду с базовой моделью хетчбека, впоследствии была разработана и модификация с кузовом «седан» — Москвич-2142, причём работы по нему велись уже на основе готового хетчбека, что существенно затруднило работу над автомобилей. Игорь Зайцев вспоминает: Мы воевали с начальством: нельзя так проектировать автомобили. Все модификации должны создаваться параллельно: и хэтчбек, и седан, и универсал. А когда начинаешь вот так, вдогонку — ничего не стыкуется! Доходило до смешного: приходилось бороться за то, чтобы сделали подсветку в перчаточном ящике или карманы в дверях. В ответ — аргумент: зачем это надо? Трудно это объяснить ведущему конструктору, который в свои сорок пять лет ни разу за рулем не сидел. Пепельницу конструировал человек, который никогда в жизни не курил! Ты представляешь, спрашиваю, что ты сделал? Ей же пользоваться невозможно! Ни культуры проектирования, ни культуры производства.

Эта модель так и не пошла в серию, было построено только определённое количество прототипов. Вместо пуска «народного» седана, завод с конца девяностых сосредоточил свое внимание на создании эксклюзивных версий стретчей и купе на его базе.

Для семейства, включавшего базовые модели «Москвич-2141» (хэтчбек), «Москвич-2142» (седан), «Москвич-2335» (пикап) и «Москвич-2901» (универсал повышенной вместимости, то есть, минивэн), было сконструировано оригинальное семейство бензиновых и дизельных двигателей «Москвич», под которые при АЗЛК создавалось собственное моторное производство. Однако, завод двигателей, будучи построенным к началу девяностых годов на 90-95 % (данные разнятся), из-за начавшегося экономического кризиса и невозможности погашения предприятием кредита в $800 млн, предоставленного в конце 80-х банком ВТБ под закупку импортного оборудования, достроен не был, а позже его установленное оборудование было разукомплектовано, списано и просто утрачено. В результате «41-й» Москвич, «временно» стартовавший на двигателях ВАЗ-2106-80 (Москвич-2141) и УЗАМ-331.10 (Москвич-21412), так и не дождался своего собственного современного двигателя, что в решающей степени предопределило неудачную судьбу данного автомобиля.


В серии на переднеприводный «Москвич» устанавливались карбюраторные двигатели рабочим объёмом 1500 см³, позднее — 1700, 1800 и 2000 см³ производства Уфимского завода авиамоторов (УЗАМ), разработанные на основе двигателя «Москвича-412», а также — объёмом 1600 см³, позднее — 1700 и 1800 см³ производства ВАЗ; кроме того, экспортные модификации М-2141-136 и М-2141-10 использовали дизельный двигатель объёмом 1800 см³ модели FORD RTF (XLD-418). В конце выпуска модели предлагались варианты с французским инжекторным двигателем модели Renault F3R272 (2000 см³). Единственным типом коробки передач со всеми двигателями была пятиступенчатая механическая, впервые появившаяся в нашей стране именно на М-2141.

Источник: http://index43su.narod.ru/azlk/moskvitch10.htm

Ссылка на основную публикацию