Советский дизайн

Назад в прошлое: советский интерьер сегодня

Современный интерьер помещений шагнул далеко вперед. Теперь уже никого не удивишь арочной конструкцией или украшенными лепниной стенами. Однако забыть советское прошлое и ту моду удалось не всем. Любители старины трепетно собирают по частичкам предметы ушедшего времени и даже воссоздают интерьер, некогда бывший символом советской эпохи.

Один из известнейших на весь мир архитекторов Илья Насонов считает, что выбрасывать предметы старины означает проявлять неуважение к истории страны.

Мебель и предметы интерьера, вошедшие в советское наследство, нужно хранить или даже использовать в качестве декорирования современных помещений.

Если где-то на чердаке или в гараже до сих пор пылятся полированные “стенки” или стулья с металлическими ножками, можно использовать их, чтобы соединить в интерьере дух старины и инновационный подход. Какие же интерьерные решения времен СССР применимы в устройстве современного помещения?

Конечно, первое, что приходит в голову при упоминании советской эпохи, — паркет елочкой. Материалом для него обычно служил дуб, сверху покрытый лаком. Такой паркет, как говорили раньше, на века.

На сегодняшний день он вполне применим для дизайна комнаты, так как паркет елочкой был, есть и будет красивым напольным решением. Однако стоит побеспокоиться о его внешнем виде. Если паркет прослужил несколько лет и кажется стертым, то это реально исправить.

Нужно лишь очистить верхний слой лака и потемневшего дерева, а затем покрыть более свежим лаком. После такой простой процедуры паркет будет выглядеть как новый.

В сталинские годы на пике популярности были белые двери с элементами расстекловки. Иногда они состояли из двух створок.

Конечно, подобный вариант понравится далеко не каждому современному человеку, но в интерьере, сделанном под старину, этот элемент будет вполне уместен.

Если такие двери сохранились в не самом лучшем виде, то их можно реставрировать или создать новую по изображению старой. Однако есть примеры, когда белые советские двери сохранялись в практически не тронутом состоянии.

Тканевые абажуры и льняные скатерти и шторы тоже сейчас являются раритетом и воспоминанием о советской России. Довольно часто эти детали интерьера можно увидеть на дачах или в загородных домах.

А вот знаменитые люстры с висюльками до сих пор продают в магазинах и на рынках.

Так что при желании иметь этот элемент в своей квартире можно без особого труда найти и купить такую люстру или собрать ее по хрусталикам собственноручно.

Кстати, раньше к любой люстре в обязательном порядке подбирали розетку – лепной карниз, который добавлял изящества. Сейчас такие розетки не перестали использовать только ценители старины.

Если говорить о мебели, то в советское время она делалась из мореного дуба и обязательно покрывалась лаком. Такая мебель, безусловно, подойдет и для современного помещения, достаточно лишь правильно ее реставрировать и использовать. Тогда предмет получит вторую жизнь и станет так называемым ремиксом прошлого.

Нельзя не упомянуть и о “скандинавских” креслах. Во времена СССР они были, как правило, красного или зеленого цвета, имели деревянные ножки и подлокотники. Сейчас такую мебель можно легко перетянуть, а если добавить, например, декоративных подушек, то можно создать интересное современное кресло. Это совсем несложно, нужно лишь немного подумать и творчески подойти к делу.

Снова побывать в атмосфере советского времени можно, если создать целостный интерьер в этом стиле или добавить несколько элементов, ставших незаменимым напоминанием о том историческом периоде. На сегодняшний день это могут сделать не только ценители старины, но и все поклонники советского дизайна, ведь магазины и блошиные рынки переполнены такими раритетными вещами.

Источник: https://www.artwall.ru/articles/sovetski-interier-segodnya

советский дизайн

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

http://back-in-ussr.com/2014/07/sovetskie-konservy.html

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Советские консервы / Назад в СССР / Back in USSR

Источник: https://www.pinme.ru/u/id94726337/sovetskiy-dizayn/

Советский дизайн: каким он был на самом деле?

Необходимость создать советскую школу дизайна возникла в 1962 году, после постановления Совета министров «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путём внедрения методов художественного конструирования».

В тот же год был открыт Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Институт стал главной организацией страны в области промышленного проектирования.

Через два года начал выходить ежемесячный журнал «Техническая эстетика», рассказывавший о советском и мировом дизайне.

Вопреки распространённому стереотипу, советские дизайнеры часто опережали время, однако пустить их разработки в массовое производство оказывалось невозможно.

Изъяном советской промышленности было отсутствие технологий, предприятий или материалов для воплощения неординарных замыслов.

Чтобы реализовать прорывной проект, потребовалась бы модернизация производства, да и выпуск изделий обходился чересчур дорого. В результате некоторые идеи остались на бумаге или на стадии опытных образцов.

Пройдёмся по экспонатам выставки. За стеклом витрины ― макет необычного автомобиля, во многом напоминающего сегодняшний микроавтобус. Это Перспективное такси, или ПТ, один из несбывшихся проектов советских дизайнеров.

Концептуальный автомобиль, спроектированный коллективом ВНИИТЭ, был оригинален и по дизайну, и по компоновке: соединить такси и автобус воедино ― смелое на тот момент решение.

С привычными нам маршрутками его роднит и пассажирская дверь, отъезжающая в сторону.

Перспективное такси прошло эксплуатационные испытания на московских улицах, получило хорошие отзывы от пассажиров и даже было рекомендовано к производству. Однако до массового выпуска дело не дошло из-за пресловутой дороговизны.

Неподалёку от макета маршрутки ― странный предмет, похожий на ноутбук. Это СФИНКС. Нет, с Древним Египтом он ничего общего не имеет. Суперфункциональный информационно-коммуникационный комплекс (сокращённо СФИНКС) разработан ВНИИТЭ в середине 1980-х годов.

Он представляет собой складной компьютер, а также аппаратуру для приёма, записи, хранения и распространения информации по всему дому. Можно сказать, это советский «умный дом», где все бытовые приборы управлялись центральным компьютером.

Благодаря такому комплексу можно было, например, слушать музыку из колонок или смотреть фильмы на жидкокристаллических экранах в любой точке квартиры.

Предполагалось, что к 2000 году комплексами будут оснащены все дома в Советском Союзе (напомним, что коммунизм собирались построить ещё раньше, к 1980 году). Из-за распада страны и упадка экономики проект не сбылся, но в 1990-е схемой «умного дома» заинтересовались американские и японские инженеры.

Впору поговорить и о воплотившихся решениях советского дизайна. Пылесосы-ракеты с оригинальными дизайном и компоновкой стали популярны в социалистических странах.

Радиоприёмник «Микро», начавший производиться в 1964 году, был похож на современные музыкальные колонки и продавался даже во Франции. Один из экземпляров Никита Хрущёв вручил британской королеве Елизавете II и египетскому президенту Гамалю Абделю Насеру.

С тех пор в нашей стране сменилось семь лидеров, в Египте ― четыре, а королеву Бог по-прежнему хранит.

Для создания предметов народного потребления художники нередко обращались к народному искусству. Мы можем видеть на одежде русские, украинские, белорусские народные узоры, на коврах ― восточные рисунки. Приходилось советским дизайнерам удовлетворять не только потребительский, но и идеологический спрос.

В период становления космической отрасли производились игрушки на космическую тематику ― ракеты, космонавты. Когда стране требовались инженеры, начался массовый выпуск конструкторов из металлических деталей.

Не забывали и о персонажах мультфильмов ― правда, предложение здесь диктовал не только спрос, но и госзаказ.

Поневоле думаешь, какие товары мы бы производили и поставляли, если бы проекты отечественных дизайнеров тогда воплощались в жизнь, а не пылились на полках, уступая место продукции не лучшего вида и качества. Теперь, когда вокруг западная техника китайской сборки, собственными разработками можно восхититься, пусть и в виде макетов.

А вот что расстраивало на выставке, так это её небольшой размер и отсутствие указателей у экспонатов: всю информацию приходилось вычитывать из буклетов и путеводителей.

Фото автора

Источник: http://www.taday.ru/text/2222382.html

Советский дизайн на века

Сейчас надпись «Сделано в СССР» – это гарантия качества. В советское время производили все: от детских игрушек до самолетов. При этом некоторая техника, выпущенная десятки лет назад, работает до сих пор.

Многие вещи, созданные в Советском Союзе, сегодня считаются по-настоящему культовыми.

Есть ли сумки прочнее авоськи, кто придумал знаменитый бетонный забор с ромбиками и правда ли, что Неваляшка – ровесница Барби — выяснила корреспондент телеканала «МИР» Екатерина Рогальская.

В Советском Союзе, кажется, все создавалось на века. Техника работала без перебоев, а стеклянной посудой можно было колоть орехи. Граненый стакан до сих пор остается одним из главных символов СССР.

Четкие пропорции и ровные линии характерны для многих вещей, созданных в СССР. Километры бетонного забора с ромбиками и сегодня тянутся по всему постсоветскому пространству.

Когда архитектор Борис Лахман получил задание придумать дизайн забора, он старался выдумать что-то поинтереснее. Например, на одном из его эскизов был забор, имитирующий кирпичную кладку.

Но в итоге комиссия выбрала самый простой вариант – ромбиком. А еще на этих заборах неудобно писать. Они антивандальные.

О красоте создатели заботились меньше. Несмотря на это, дизайн некоторой советской техники и сегодня считается эталонным.

В 1960-е в Советском Союзе уже производили всю бытовую технику: телевизоры, радиоприемники. Мечтой любой хозяйки был пылесос «Ракета» стоимостью 35 рублей.

При этом зарплата среднестатистического служащего была 96 рублей. Так что купить пылесос было вполне реально, если подкопить.

В каждой квартире все было одинаковое: югославская стенка, чешский хрусталь, люстра «Каскад». У многих все это сохранилось до сих пор, а некоторые – специально приходят в музей.

«Неваляшка, калейдоскопы… Есть вещи, о которых мечтали все дети СССР, например «За рулем» не все могли себе позволить. Люди до сих пор на них эмоционально реагируют, это те вещи, которые окружали советского человека в повседневности», – отмечает директор Музея «Билет в СССР» Лина Сергеева.

На одном предприятии могли выпускать и танки, и детские игрушки. Например, знаменитую Неваляшку делали на «Тамбовском пороховом заводе». Российская игрушка Неваляшка – ровесница американской Барби. Она появилась в 1959-м году в Котовске Тамбовской области. Их там производят и сейчас и продают не только в России, а еще в Германии, США и Казахстане.

Читайте также:  Выбор светодиодной бахромы для уличного украшения: 8 практичных советов

Наверное, самая знаковая советская вещь, которая была буквально в каждом доме, – это авоська. Но придумали плетеную сумку вовсе не в СССР.

«В 1920-х она очень широко распространилась в Европе, потому что еще не было искусственных материалов, ее использовали как хозяйственную сумку. Она всегда была у человека с собой, поскольку она не занимала много места, ее всегда можно было вытащить, чтобы положить покупки», – поясняет руководитель проекта «Авоська дарит надежду» Евгений Рапопорт.

По словам Евгения, и сегодня авоськи нарасхват. Раньше она была черная либо бежевая, сейчас же – цветовое разнообразие.

Секрет успеха всего советского – не только в качестве вещей, но и в ностальгии по прошлому. Так что пройдет еще немало лет, прежде чем советское наследие будет интересовать только коллекционеров.

Источник: https://mir24.tv/news/16286812/sovetskii-dizain-na-veka

Советский винтаж: Что оставить от старой квартиры

Нажмите «Вставить», чтобы добавить статью на ваш сайт или блог. «Советский стиль» известен нам всем с детства: ковры (если не на стенах, то хотя бы на полу и в каждой комнате); хрусталь — как в виде ваз, так и люстр; стенка производства одной из стран западного соцблока, забитая собраниями сочинений классиков… И несколько коллекций фарфоровых фигурок разной степени аляповатости.

Советский стиль — во всей его красе и нешуточном многообразии, умноженном на годы доброй памяти, — не любит почти никто. И при первой же возможности владельцы пытаются от него избавиться. Увы, на ближайшей помойке оказываются не только разобранные на доски шкафы из лакированной ДСП. Войдя в раж, довольно сложно остановиться.

И заметить, что с детства вас окружали, в числе прочего, вещи красивые, но затерявшиеся в общей обстановке цветастых обоев и лакированных тумбочек.

Предлагаю присмотреться к вашему бывшему советскому жилищу и найти в нем то старое-доброе, что не только не испортит квартиру в современном стиле, но наоборот, придаст ей характер, какого не найти ни в одном скандинавском мебельном гипермаркете. В конце концов, и в Советском Союзе были свои герои-дизайнеры!

Зачем вам это старье?Во-первых, экономии ради. Российский мебельный рынок, как известно, почти не имеет «середины»: представлена или премиальная мебель под заказ, и некий «масс-маркет». Пусть даже и созданный прекрасными дизайнерами, но часто хромающий по качеству. В то же время, комод, уже отстоявший у вас дома лет 50, станет одновременно бесплатным и сверхвыносливым дополнением нового интерьера гостиной или кабинета: что-что, а проверку временем он точно прошел.

ПОДРОБНЕЕ ОБ ИНТЕРЬЕРЕ С ФОТО…

Houzz тур: Квартира-шкатулка с садом, икатом и дизайнерскими объектамиВо-вторых, возвращаясь к мебельному масс-маркету, несколько предметов советских времен придадут квартире особый шарм и изюминку, качественно выделяя ваше жилье на фоне штампованных аналогов. Важно отметить, что речь ни в коем случае не идет о том, чтобы обставить отремонтированное помещение полностью старой мебелью — пусть это останется прерогативой тематических квестов и ностальжи-ресторанов. Разговор о нескольких тщательно выбранных вещах в хорошем состоянии, способных раствориться в новом пространстве.

Результат со здравой долей иронии можно назвать «советским минимализмом» (по аналогии со скандинавским). Но на самом деле получится, скорее, легкий фьюжн, сильно вдохновленный скандинавским стилем, — впрочем, вполне органичный.

В-третьих, вещи — это, несомненно, память. Этот пункт может стать одновременно решающим и для тех, кто решил выбросить все, и для тех, кто склоняется все-таки что-то оставить, в зависимости от личного восприятия советского периода.

В квартире, передающейся из поколения в поколение, сохранение некоторых предметов мебели изящно подчеркнет преемственность и семейную историю. А новая модная обивка до неузнаваемости изменит привычные мебельные силуэты.

ПОДРОБНЕЕ ОБ ИНТЕРЬЕРЕ С ФОТО…

В гостях: Дом художника, свободный от лишних деталейКлассический паркет ёлочкойДля начала приподнимите ковры. Видите паркет ёлочкой? Значит, вы — обладатель сокровища. Да, возможно за последние 40 лет паркет истрепался, местами выцвел и даже пошел трещинами. Но если состояние не совсем плачевное, стоит приложить все силы и постараться его отреставрировать. Во-первых, смена пола — это огромная часть ремонтного бюджета, и даже достаточно дорогостоящие манипуляции с циклевкой и несколькими новыми слоями лака обойдутся в разы меньше нового массивного паркета надлежащего качества. А интерьер в стиле скандинавского минимализма без деревянного паркета (будь он даже грубо покрашен белой краской) — это уже не совсем «то». Вариантов обработки опять же множество. Паркет можно полностью переложить, отциклевать верхний стой и покрыть лаком или, как уже предлагалось, просто покрасить поверх подходящей краской. По мере того, как краска будет изнашиваться, ваша квартира будет все более похожа на уютный загородный дом где-нибудь на побережье Северного Моря.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…

Что делать со старым паркетом: Менять нельзя оставить

Красота под ногами: Как обновить напольное покрытие без капремонта

Ковры, вернувшиеся в модуСоветская манера вешать ковры на стены обыгрывалась уже в сотне разных сюжетов. В основном, конечно, шуточных. На фоне ковра снимают юмористические шоу, хипстерские свадьбы и красоток в неглиже. К коврам, тем не менее, стоит присмотреться и более серьезно, но при этом очень-очень придирчиво. Конечно же, речь не идет о том, чтобы повесить полотно с псевдовосточным узором на стену. Однако ковры, очень похожие на привычные нам советские, фигурируют в огромном количестве скандинавских блогов о дизайне. Даже в ИКЕА появился целый ковровый отдел!

Совет: Ковер должен быть соразмерен мебели: сиденья должны либо заходить наполовину на пятачок ковра, либо входить целиком и с избытком (пример на фото).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…

Какой ковер не стыдно повесить на стенуЛюстры, привлекающие вниманиеХрустальные люстры бывают как красивые, так и не очень. Во многом стоит опираться на свой вкус — главное, стараться смотреть на светильник незамыленным взглядом. Как, впрочем, и на все предметы обстановки: многие по прошествии лет кажутся некрасивыми, хотя в действительности могут быть невероятно лаконичными и продаваться в модных магазинах винтажа.

Обычно красивый предмет портит фон: окружение из потертых бежевых обоев цвета терракотовых горшков в соляных подтеках и того самого плюшевого дивана.

Шикарная хрустальная люстра, особенно в паре с потолочной лепной розеткой (о них и позже), может стать самым ярким элементов интерьера и как раз той ироничной деталью, делающей интерьер «советским минимализмом» в самом лучшем смысле слова. Вывод — не спешите расставаться со всем хрусталем подряд!

Лепнина, формирующая пространствоГипсовую лепнину стоит сохранить почти при любом раскладе. Во-первых, один раз потеряв, ее очень сложно будет восстановить. Во-вторых, лаконичные интерьеры во многом основаны именно на таких деталях: в комнате, покрашенной полностью в белое и свободной от нагромождения мебели, визуальный объм «набирается» за счет элементов стен и и потолка.

Более того, совсем плоского потолка без лепнины и/или розетки в подлинных скандинавских интерьерах (на которые мы ориентируемся) — почти не найти. Поэтому, если вам досталась такая роскошь, как лепнина, постарайтесь косметически привести ее в порядок, пройтись слоем свежей краски и оставить в покое.

HRuiz Architecture & Design TeamМебель, у которой в 50 все только начинаетсяРазобраться с мебелью будет на удивление просто. Минимализм, как известно, отличается своей воздушностью — всю комнату можно «просмотреть» с одной точки за счет незахламленности помещения в целом. И элегантности отдельных предметов в частности.

Подходящую мебель производили в Советском Союзе и странах восточного блока в 60-х годах, опираясь на конструктивизм 20-х. Легкие, стоящие на тонких ножках серванты и чуть более низкие, чем обычно, кресла с деревянными подлокотниками идеально впишутся в современный интерьер. Как, впрочем, и большая часть остальной мебели тех времен.

Приятным бонусом можно считать то, что, вероятнее всего, мебель будет действительно деревянной, а наличие ножек почти на всех предметах обстановки сильно упрощает уборку.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Хороший вопрос: Почему интерьер кажется перегруженным?

Проблем может возникнуть всего две, и обе решаются легкой реставрацией: старая обивка, которую можно снять и перетянуть, и неприятного оттенка лак, с которым, в целом, тоже можно сразиться — даже в домашних условиях. Для этого надо запастись терпением, наждачкой и промышленным феном.

Предметы обиходаРадиолы размером с комод, тоже на тонких ножках. Дополнительные баллы, если радиола тех годов в рабочем состоянии и до сих пор может проигрывать винил —возможно, впредь все тематические ретро-вечеринки будут проходить у вас дома, но такой раритет (тем более очень красивый) однозначно добавит обстановке шарма.

И совершенно точно не стоит избавляться от напольных швейных машин Singer — из них можно изготовить интересное подстолье, например, для компактного кухонного уголка.

На что еще обратить вниманиеЕсли для этого нет веских оснований (например, из соображений безопасности), можно не менять массивные отопительные батареи. Они прекрасно выглядят, будучи выкрашенными в контрастный цвет, и отлично подчеркнут наш «северный» интерьер.Еще раз придирчиво взгляните на посуду и прочую домашнюю утварь: сюда же можно приписать и оставшийся хрусталь в виде сервизов и ваз. В первую очередь стоит взвесить целесообразность всех этих вещей: пионы в хрустальной вазе на современном кофейном столике будут выглядеть потрясающе, несколько же ваз, толпящихся в серванте и в ожидании своего часа, отнюдь не добавят вашей гостиной гламура. В то же время, цветастый чайный набор может стать ярким акцентом в противном случае скучной и монохромной комнате.

ПОДЕЛИТЕСЬ С НАМИ В КОММЕНТАРИЯХ…

Что еще, по вашему мнению, можно успешно перенести прямиком из советской квартиры в современную и был ли у вас опыт таких перевоплощений интерьера?

Источник: https://www.houzz.ru/ideabooks/49978679/list/sovetskiy-vintazh-chto-ostavity-ot-staroy-kvartiry

Главные шедевры советского дизайна

Что общего у автомата Калашникова, сверхзвукового самолета Ту-144 и граненого стакана? Всё это шедевры советского промышленного дизайна.

СССР первый открыл дорогу человеку в космос. 4 октября 1957 года на околоземную орбиту был выведен  первый искусственный спутник. ПС1 (простейший спутник)  выглядел стильно: блестящий шар (диаметр 58 см) с четырьмя антеннами (2,9 и 2,4 метра). Весил он 83,6 килограмма.

На 315 секунде произошло отделение спутника от ракеты, и тут же его позывные смог услышать весь мир.

Летал ПС-1 до 4 января 1958 года (92 дня) и сделал 1440 оборотов вокруг нашей планеты. США удалось реализовать успешный запуск собственного спутника только спустя полтора года от аналогичного запуска в России. После успеха СССР слово «спутник» стало интернациональным, а профиль первого космического посланника до сих пор ни с чем не спутаешь.

Луноход стал плодом творческой мысли советского инженера-конструктора Георгия Бабакина и его команды.

У первого в истории Лунохода было восемь колес, причём у каждого из них был свой собственный привод, что обеспечивало аппарату вездеходные качества. Луноход мог двигаться вперёд и назад с двумя скоростями и делать повороты на месте и в движении. В приборном отсеке (в «кастрюле») размещалась аппаратура бортовых систем.

Солнечная батарея откидывалась, как крышка рояля, днём и закрывалась ночью. Она обеспечивала подзарядку всех систем.

Радиоизотопный источник тепла (использующий радиоактивный распад) обогревал оборудование в тёмное время суток, когда температура с +120 градусов падала до -170. Аппарат был снабжён двумя телекамерами (одна резервная), четырьмя телефотометрами, рентгеновскими и радиационными измерительными приборами, остронаправленной антенной и другой сложной техникой.

«Луноход-1», рассчитанный на 3 земных месяца работы, проработал на Луне 301 сутки. За это время он проехал 10 540 метров, обследовал 80 000 квадратных метров, передал на Землю множество снимков и панорам. После того как радиоизотопный источник тепла исчерпал свой ресурс, луноход «замёрз».

Когда советские дети рисовали танк, то обычно он был похож именно на Т-34. Этот танк стал одним из символов войны и одним из символов Победы.

У Т-34 была долгая история. Т-34/76 был одним из лучших средних танков на 1940 год. Он сочетал в себе хорошую броневую защиту и мощное вооружение. 76 мм пушка танка могла эффективно бороться как с живой силой, так и техникой. До середины 1942 года противник ему мало что мог противопоставить.

Нередко Т-34, получив многочисленные попадания, оставались в строю. Самый результативный советский танкист, сражавшийся на Т-34, Дмитрий Лавриненко (4-я танковая бригада) с октября по декабрь 1941 года уничтожил или вывел из строя 52 немецких танка.

С появлением в 1943 года у противника тяжелой техники серьезной модернизации подвергся и Т-34.

Читайте также:  Подготовка металла к окрашиванию - удаление следов коррозии и засорений

Была усилена броневая защита, добавлен пятый член экипажа, а танк вооружен новой 85-мм пушкой, способной на ближней и средней дистанциях поражать практически все немецкие танки.

Новые Т-34/85 с марта 1944 г. стали поступать на фронт. Т-34 оказался во многом не идеальным, но простым в производстве и освоении, а также самым массовым в мире танком. Во второй половине XX века Т-34 использовались в конфликтах вплоть до 90-х годов (война в Югославии).

От военной тематики перейдем к стакану. В прямом смысле. Простой граненый стакан был одним из шедевров промышленного дизайна в СССР. Его появление в Советском Союзе связывают с Верой Мухиной. Якобы дизайн «гранчика» был разработан ею в 1943 году в блокадном Ленинграде, где Мухина возглавляла Мастерскую художественного стекла.

Ещё один вероятный автор гранёного стакана — Николай Славянов.

Благодаря ему металлургия в СССР достигла небывалых ранее высот. В его дневниках сохранились наброски стаканов с 10, 20 и 30 гранями, — правда, он предлагал изготовить стакан из металла.

Из-за особой технологии изготовления гранёные стаканы отличались невероятной прочностью: сырье варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии.

В смесь для прочности добавляли свинец, который используется в составах для хрусталя.

Такие стаканы были безопасны в поездах, они долго служили ёмкостью для напитков из аппаратов газированной воды, ими можно было даже колоть орехи.

Когда в начале 1960-х годов Никите Хрущеву доложили о британо-французском проекте по производству «Конкорда», он сразу поставил задачу: «Мы должны сделать свой советский ультразвуковик, при этом летать он должен быстрее «Конкорда».

Сказано-сделано. Ту-144 стал первым в мире сверхзвуковым самолетом, который использовался для перевозки пассажиров.

Первый испытательный полёт этот советский лайнер совершил 31 декабря 1968 года: на два месяца раньше «Конкорда» — своего знаменитого конкурента.

5 июня 1969 года Ту-144 впервые в истории авиации преодолел звуковой барьер. Самолет мог перевозить до 15 тонн груза или от 120 до 150 пассажиров на расстояние 3500 км с максимальной скоростью 2500 км / ч.

1 ноября 1977 года Ту-144 совершил свой первый регулярный рейс Москва – Алма-Ата. Билет на этот маршрут стоил 68 рублей (почти половина средней зарплаты в СССР).
К сожалению, долго Ту-144 не пролетал. Из-за двух катастроф 1 июня 1978 года «Аэрофлот» прекратил пассажирские авиаперевозки Ту-144.

Однако в первой половине 1990-х годов модифицированный Ту-144 использовался НАСА в качестве летающей лаборатории. Выбор в пользу Ту-144 (а не «Конкорда») Американское космическое агентство сделало из-за большей максимальной скорости полета нашего легендарного лайнера.

Автомат Калашникова — один из самых массовых образцов стрелкового оружия в мире, символ простоты и надежности. АК занял первое место в списке самых значимых изобретений XX века по версии французского журнала «Либерасьон» (оставив позади атомное оружие и космические технологии).

Также «Калашников» занял 4 место в списке «50 изделий, изменивших мир» по версии журнала Playboy, уступив компьютеру Apple Macintosh, противозачаточной таблетке и видеомагнитофону Sony Betamax

Именем «Калаш» в Африке называют детей, автомат изображен на государственных флагах четырех государств (Мозамбик, Зимбабве, Буркина-Фасо, Восточного Тимора) и на гербе Мозамбика.
По поводу АК распространено заблуждение, что он был скопирован с немецкого «Штурмегвера», но на самом деле «Калаш» стал плодом усовершенствования автомата Судаева (АС-44).

Экраноплан «Лунь», испытания которого прошли в 1985 году, был настоящей машиной будущего. За огневую мощь он был окрещен «убийцей авиансоцев». «Лунь» был одним из самых крупных летательных средств из когда-либо произведенных.

Разработан он был ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева под руководством Владимира Кирилловых. Всего планировалось 8 кораблей этого проекта, но был построен только один.

«Лунь» был предназначен для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара. Главной целью ракетоносца являются авианосцы. Благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров (использование экранного эффекта позволяет кораблю лететь низко над водой на бреющем полете) «Лунь» может подходить к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты.

К сожалению, с развалом СССР проект пришлось свернуть, но работа над экранопланами нового поколения продолжается в России и сегодня.

Источник: http://russian7.ru/post/glavnye-shedevry-promyshlennogo-dizay/

Дизайн интерьера советских квартир: 9 китов советского интерьера — поговорим о мебели

Вспоминаем важные вещи для дома мам и бабушек

Интерьер и дизайн в СССР — особая страница в истории современного российского дизайна. Всеобщая стандартизация производства, единые нормы и правила породили целый советский стиль типовой мебели и предметов интерьера.

 Мебель, выпускаемая, например, на мебельной фабрике в Москве, была абсолютно идентична ленинградской, минской или алма-атинской. Отличалась лишь ткань обивки или фурнитура.

Хотя и фурнитура производилась по единым для всех предприятий ГОСТам.

Кое-кто мог себе позволить приобретение дорогой импортной мебели: югославской, польской, чешской, но таких счастливчиков было немного. Основная масса советского народа имела примерно один и тот же набор долгие годы. Давайте вспомним вещи, которые были в квартирах наших  бабушек и родителей. 

1. Стенка 

Для малогабаритных квартир хрущёвской и брежневской застройки стенка была эталоном советского стиля и настоящим спасением, хоть и съедала площадь комнаты. Стенка была идеальным местом для хранения.

Она одновременно играла роль комода, гардероба, серванта для посуды, мини-бара, книжного шкафа, подставки под телевизор и музыкального центра. Использовалось и пространство над стенкой: там хранилось то, что было нужно, но доставалось раз или два в год.

Например, пластиковая ёлка или набор вазочек, как на фото. 

Как правило, стенка ставилась раз и навсегда. Стены позади нее никогда больше не оклеивались обоями и не красились, разве что в доме затевался «капитальный ремонт». Тогда всё, что хранилось в недрах, вынималось на свет, и хозяева удивлялись: “О, смотрите, а мы это искали в прошлом году”! 

2. Сервант 

Если не стенка, то сервант. Когда в гостиной не было места, или у хозяев не было денег на стенку, то в центре гостиной воцарялся монстр поменьше — сервант. Изначально сервант был предназначен для хранения парадной посуды, а в советских квартирах в него складывали вообще всё: хрусталь, сувениры, чайные и обеденные сервизы, стопки тарелок и фотографии. 

Нередко сервант превращался в настоящий книжный шкаф — поколение наших родителей было очень читающим, и использовало для хранения книг всё свободное место. Кстати, полки стенок тоже часто забивались книгами, журналами и подшивками газет, как на фото. 

3. Два кресла и столик 

Этот набор мебели встречался в доброй половине советских квартир. Ассортимент доступной народу мягкой мебели широким не был: пять-шесть моделей, которые отличались друг от друга только цветом обивки. 

Гостиный гарнитур, состоящий из полумягкого дивана и двух кресел с журнальным столиком – самый недорогой и самый популярный набор для советского стиля. Надо сказать, мебель была крепкой, особенно кресла: каркас из натурального дерева и толстой, качественной фанеры. 

4. Стол-книжка 

Еще один знаковый предмет мебели СССР, разработанный специально для малогабаритных советских квартир — стол-книжка.

Как правило, он скромно стоял в каком-нибудь углу гостиной и выходил на главную сцену только по праздникам.

В раскрытом состоянии стол-книжка занимал практически всю свободную площадь маленькой гостиной, но зато за ним могла легко разместиться вся семья. А в сложенном виде он здорово экономил пространство. 

Надо сказать, он и сегодня не теряет своей актуальности. Любой современный каталог мебели обязательно имеет раздел «столы-трансформеры» с теми самыми книжками, что верой и правдой служили родителями. Более современные, из других материалов, но такие же удобные. 

5. Кружевные салфетки и скатерти 

Белые кружевные салфетки, скатерти и занавески. Их вязали бабушки-рукодельницы, и в промышленных масштабах производили на фабриках. Салфетки были везде: ими накрывали подушки на кроватях, телевизор, «чтобы не пылился», стелили на стол под вазу, на пианино, на комод… 

Непременно кружевные белые занавески на окнах и такая же скатерть на столе. Эдакий советский кантри-стайл, который сегодня в большом городе встретить практически нереально, а в деревне в 200 километрах от Москвы — в любом доме. 

6. Белый кухонный гарнитур

Классический кухонный гарнитур для малогабаритных кухонь. Он состоял из нескольких подвесных шкафчиков и напольных тумб, количество которых варьировалось в зависимости от того, на какую площадь кухни был рассчитан гарнитур: на 6 или на 9 квадратных метров.

Кроме классического белого, выпускался точно такой же гарнитур «под дерево». Производили его из дешевого ламинированного ДСП. Спустя год – полтора створки шкафов начинали расшатываться, на дверцах появлялись сколы и трещины.

Спасало народное творчество и разноцветная самоклеящаяся пленка: с ее помощью гарнитур можно было привести в божеский вид. В некоторых квартирах такие старички живы и по сей день.

7. Паркет «елочкой»

Укладка паркета «елочкой» появилась и обрела популярность в нашей стране в 50-е годы. Как правило, паркет делали из дуба, а сверху покрывали лаком. Про такое напольное покрытие действительно можно сказать «на века» — в СССР его высоко ценили и приравнивали к настоящему сокровищу.

Паркет елочкой гармонично впишется в интерьер современной квартиры. Если вы счастливый обладатель этого качественного, но износившегося с годами напольного покрытия, его можно отреставрировать.

Когда состояние не совсем плачевное, некоторые занимаются его ремонтом самостоятельно: достаточно снять старые слои лака и потемневшего дерева и нанести на поверхность свежий защитный слой. Еще один популярный вариант – стилизация.

Выкладываем современный паркет елочкой и наслаждаемся результатом.

8. Аксессуары

Советский интерьер сложно представить без небольших, но характерных мелочей: тяжелых дисковых телефонов, прочных настольных лам с зелеными абажурами, хрустальных сервизов, однотипных подвесных плафонов на кухне… Если у вас осталось что-то из этого списка, смело доставайте, чините, перекрашивайте и используйте в качестве стильного декора, а то и по прямому назначению. 

 

9. Его Ворсейшество 

И, наконец, самый главный предмет советского интерьера — роскошный ковер. Не было, наверное, в СССР квартиры без ворсистого атрибута, символа достатка и богатства. Приобретение ковра всегда было событием. Их дарили на свадьбы, на юбилеи, давали в приданое невестам. 

Кстати, толстые ковры на стенах советских квартир играли не только декоративную роль. Стены родительских «хрущевок» и «брежневок» были и остаются очень тонкими, и пушистый ковер на стене становился своего рода утеплителем и звукоизоляционным материалом. 

А вот брат Его Ворсейшества — гобелен с оленями или медведями. Из-за тонкости материала он не подходил для утепления, но как декоративный элемент встречался очень часто, наверное, в каждой второй квартире. Порой гобелен с оленями использовался и как покрывало, которым застилали кровать или тахту. 

Дизайн современной квартиры в советском стиле

Несмотря на свой внушительный возраст, все эти старые вещи и сегодня могут занять свое место в наших квартирах и домах. Было бы желание – вписать в пространство можно многое.

Мебель, которая верой и правдой служила нашим родителям, вполне может послужить и нам. Добавьте немного фантазии, слегка отреставрируйте старые вещи — и то, что вы могли бы просто выбросить на свалку, станет настоящей изюминкой дома.

 Помните: всё новое — хорошо отреставрированное старое.

Источник: https://legko.com/blog/p/sovetskii-interier

Выставка «Советский дизайн. От конструктивизма к модернизму, 1920—1960»

В Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева открыта выставка «Советский дизайн. От конструктивизма к модернизму, 1920—1960-е». В пяти залах анфилады главного здания — пять инсталляций из мебели, светильников, образцов текстиля, агитационного фарфора, архитектурных чертежей. Все выставленное призвано рассказать историю авторского интерьерного дизайна в СССР 1920—1960-х годов

Тема очень редкая и малоизученная. Московские антиквары знают и постоянно сетуют на то, как плохо во все времена в России сохраняются вещи и даже такой близкий и живой в воспоминаниях ХХ век оказывается трудно воспроизвести в аутентичных столах, стеллажах и стульях.

Советский плакат и советское ракетостроение, советская упаковка или мода — темы, которые так или иначе были представлены в недавних выставочных проектах. Мебель так концентрированно показывается впервые. В экспозиции собрано более 200 произведений, в том числе знаменитое кресло 1929 года, спроектированное архитектором Б.

Иофаном для интерьера квартиры в Доме на набережной. Скульптура Игоря Крестовского «Хлеба коммунизма» 1937 года — дубовый гарнитур с советской символикой для одноименного дома-коммуны в Смоленске. Великолепный эстетский памятник советского ар-деко, выполненный по проекту Николая Лансере для Музея В. И.

Ленина, расположившегося в залах Мраморного дворца в Ленинграде. Бывший мирискусник, в 1930-х годах зэк, трудившийся в шарашке, создал  ансамбль, в котором  элегантная геометрия уживается с шиком и благородной строгостью. Редко выставляемый «советский Веджвуд» — двухцветный бисквит с советскими агитационными сюжетами.

Слегка казенная неоклассицистская мебель из интерьеров театра Советской Армии, письменный стол и кресла из типовой мебели для домов на Фрунзенской набережной, 1950-х годов.

Читайте также:  11 советов, как правильно выбрать кровать

И, конечно, знакомые предметы из последнего зала, посвященного 1960-м годам, — обстановка образцовых квартир в московских Черемушках: стеллажи, столы, стулья, спроектированные советскими профи Иваном Жолтовским, Юрием Случевским и многими другими.

В основу экспозиции легли произведения из коллекции международной галереи Эритаж, а также экспонаты музея архитектуры, музея декоративно-прикладного искусства и вещи из частных собраний. 

Все экспонаты выставки, по большому счету, делятся на две категории: предметы первоклассного дизайна, хорошо нарисованные и добротно сделанные, и предметы — свидетельства эпох. О проекте рассказывает куратор выставки, владелица галереи Эритаж Кристина Краснянская. «Конечно, наша нынешняя выставка — про имена. Борис Иофан, Николай Лансере, Игорь Крестовский, Юрий Случевский.

Нам хотелось показать череду стилей: конструктивизм, агитационное искусство, сталинский ампир и более демократичный дизайн послевоенного периода, когда изменилась жизнь, появилось массовое типовое строительство. Имеет смысл рассказывать эту историю от конструктивизма до конца 1960-х годов — потом, в 1970-х, в СССР начинает появляться мебель из стран Восточной Европы.

Сам период 1960-х уже довольно сложный, ведь мебель по большей части проектируют коллективно в дизайнерских бюро, поэтому трудно идентифицировать авторство. Четыре года назад совместно с нашими парижскими партнерами Galerie Didier Aaron и Galerie Yves Gastou галерея Эритаж организовала первую в Москве выставку коллекционного дизайна.

Тогда в одной экспозиции были собраны шедевры трех веков, произведения  мастеров XVIII века Жан-Франсуа Эбена, Никола Эрто и Мартин-Гийома Бьенне, а также произведения великих дизайнеров XX века Жака Адне, Жильбера Пойера, культовый дизайн 1960-х годов, вещи  Джо Коломбо и Этторе Соттсасса, а также работы наших современников  Филиппа Икили, Фабио Новембре, Хайме Айона.

 За три месяца работы выставки нам удалось немного приобщить московских любителей искусства к теме коллекционного дизайна.

Кроме того, в течение нескольких лет я ездила в Майами на ярмарку Design Miami. Чувствовалось, что мода на ар-деко проходит и наступает период увлечения  50—60-ми годами. Один из основателей этого мероприятия, Крэг Робинс, удивился, когда узнал, какой интересный в СССР был дизайн, и мы решили участвовать в ярмарке Design Miami Basel.

Мне хотелось, чтобы наш стенд в Базеле выглядел стилистически актуально. Поэтому концепция была «от авангарда к поставангарду»: там впервые мы показали кресло Иофана 1929 года из коллекции галереи и параллельно мебель 1960-х годов.

Нам повезло, потому что жив еще замечательный Юрий Васильевич Случевский, дизайнер, профессор Cтрогановки, автор многих экспериментальных образцов.

Конечно, он был нашим главным экспертом и помощником в поисках, кроме того, мы сотрудничали со знатоком отечественной мебели Ольгой Борисовной Струговой, которая выступила сокуратором нынешней выставки в музее архитектуры.

В Базеле был премьерный показ советского дизайна в рамках такой престижной ярмарки, поэтому нам хотелось представить cоветские вещи не по-советски. Тогда удалось собрать прототипы мебели, которую Случевский делал для малогабаритных пятиэтажек, и показать период оттепели.

С конца 1950-х дизайнеры снова начали ездить за границу, смотреть современную европейскую мебель, развивавшую стилистику Баухауза, и снова открыли для себя мастеров  русского авангарда. Именно Случевский разработал оригинальную модульную систему, регулирующую соотношение ширины и высоты мебельной конструкции, ориентированную на средний рост человека.

Именно он ввел новые габариты для хрущевок. Конечно, советский дизайн произвел сильнейшее впечатление на посетителей ярмарки, нас упоминала международная пресса, мы почувствовали, что вещи нравятся коллекционерам. Но потенциальных покупателей смущал недостаток информации о вещах, мастерах,  об обстоятельствах, сопровождавших создание объектов.

Совершая покупку, все они привыкли ориентироваться в теме, им необходимо иметь под рукой провенанс — историю перехода предмета из коллекции в коллекцию, научные публикации, каталоги и так далее. Конечно, дизайнеры советского периода  недостаточно изучены, нет полноценных монографий, опубликовано крайне мало научных статей.

И мы взялись за кропотливую работу не только по поиску раритетов, но и по изучению этого бесценного материала. Нынешняя выставка в музее архитектуры нацелена на формирование интереса к коллекционному дизайну. Конечно, наши соотечественники покупают, но еще очень осторожно, опытные коллекционеры вроде Владислава Доронина или Романа Абрамовича понимают, как ценно, когда за светильником в гостиной или креслом в кабинете стоит культура, имя мастера, дух эпохи. Кроме того, мировой рынок коллекционного дизайна подтягивается к рынку современного искусства — например, цены на датскую модернистскую мебель за год выросли в два раза. У советского дизайна я вижу перспективы развития.

Мы намеренно решили не делать каталог выставки, а подготовить полноценное издание, посвященное дизайну советского периода, — со статьями исследователей, искусствоведов, культурологов, со вступительным экскурсом, со справочником по мастерам. Конечно, книга будет иллюстрирована чертежами, эскизами, изображениями самих предметов, интерьерной и архитектурной фотографией. 

Если предметы советских архитекторов и дизайнеров обретут исторический фон, будут вписаны в контексты отечественной и европейской культуры, можно надеяться, что со временем и они cтанут инвестиционно привлекательны». 

Источник: https://www.buro247.ru/lifestyle/design/vystavka-sovetskiy-dizayn-ot-konstruktivizma-k-mod.html

Дизайн по-советски: каким он был и кто его придумывал

Дизайн по-советски: каким он был и кто его придумывал

© архив московского музея дизайна

Автор Анастасия Новикова

21 октября 2016

На Лондонской биеннале дизайна приз за лучшее воплощение темы получил проект «Открывая утопию» Московского музея дизайна. Его директор Александра Санькова рассказала «РБК Стиль» о советских дизайнерах, их товарах для современников и быте граждан СССР.

 

— Как в СССР формировалась государственная система дизайна?

— Когда мы говорим об СССР, создается впечатление страшного дефицита и серости. Промышленность работала преимущественно на военные нужды, на оборонку, а за стенкой в комнату с трудом записывались за три года. Но дизайн был.

И он сильно отличался от западного в силу политических и экономических особенностей СССР.

После войны нужно было восстанавливать промышленность и ориентировать ее работу на гражданские нужды, нужно было давать людям товары народного потребления, которых не было.

В России всегда решающую роль в истории играет личность. Был такой человек — Юрий Борисович Соловьев. Он вырос в семье военного, его отец руководил крупным авиационным заводом. Юрий Соловьев окончил Мос­ковский полиграфический институт по специальности «художник-­график», потом учился в МАРХИ, но больше всего он хотел заниматься промышленным дизайном.

Тогда такой профессии попросту не существовало, но однажды он попал по знакомству к высокому начальнику в области вагоностроения и предложил оформить его кабинет.

Соло­вьеву ответили, что кабинеты сейчас не нужны, но идет большая миграция людей по стране после войны и нужны вагоны, — и Соловьев из общих вагонов, которые в народе называли «скотовозками», сделал плацкартные с откидными полками и вагоны-купе. В 1962 году Соловьев возглавил Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ).

За два года он дважды полностью менял коллектив, потому что в стране почти не было людей, разбирающихся в дизайне. И вот постепенно система стала развиваться, а филиалы института — открываться в разных союзных республиках.

 

Здание «Центра Технической Эстетики» в Москве

© архив московского музея дизайна

За обеспечение разных нужд отвечали разные институты. Легмаш — за легкую промышленность. Здесь разрабатывали новые фасоны одежды. В подмосковном Загорске был НИИ игрушки, откуда вышла знаменитая кукла-неваляшка. Было отделение Союза художников, специализировавшееся на промышленной графике. Они разрабатывали фирменный стиль для советских предприятий.

— Насколько советское правительство поддерживало сферу дизайна?

— Честно говоря, она была все же на периферии их внимания. Юрий Соловьев, когда представлял советскому правительству свои проекты, создавал макеты в масштабе 1:1. Представляете, целый вагон построить? Это делалось для того, чтобы начальство могло войти внутрь, расположиться, посидеть, — так их старались убеждать.

На Западе бытует мнение, что СССР многие вещи копировал. Действительно, поначалу, когда у нас не было дизайнеров, так происходило. Были так называемые ассортиментные кабинеты, куда привозили западные образцы.

Представители заводов выбирали то, что им было нужно, раскручивали, смотрели устройство, пытались повторить, но материалы и технологии были другими, поэтому вещи не получались точно такими же. Во ВНИИТЭ, напротив, все разработки были своими.

Были параллели под влиянием стиля и моды, но все равно на выходе получался отличающийся продукт из иных материалов.

 

Портативные телевизоры. 1980-е

© архив московского музея дизайна

— Чем эстетически советский дизайн отличался от западного?

— Советский дизайн, пожалуй, был угловат, аскетичен, но зато в нем была честность — правда вещи. Нередко предметы были минималистичными, но функциональными. А еще — интуитивно понятными.

Потому что если речь шла, скажем, о дизайне медицинского оборудования, то от того, насколько быстро поймет хирург, на какую именно кнопку нажать, могла зависеть жизнь пациента. Поэтому все должно было быть максимально просто и интуитивно доходчиво.
Еще существовал отдел перспективного проектирования.

Он должен был заниматься «трендсеттерством», понять, что будет востребовано через 10–20 лет. Это был во многом полет фантазии, как, например, с прототипом такси, в которое можно было вкатить детскую коляску, или компьютерной станцией «Сфинкс», у которой был плоский экран, как те, что мы сейчас используем в планшетах и смартфонах.

И за такие разработки дизайнерам приходилось вступать в настоящие бои. Например, отдел эргономики считал, что не может быть такого, чтобы к круг­лой голове прикладывался плоский телефон.

 

— Этим самым разработкам, которые так и не дошли до конвейера, посвящен ваш проект «Открывая утопию», который получил приз на первой Лондонской биеннале дизайна.

— Таких нереализованных вещей было очень много. Например, думали, как внедрить в стране раздельный сбор мусора. И продумывалось все.

Как будут выглядеть грузовики? Как будут одеты мусорщики? ­ Во ВНИИТЭ работали даже психологи, которые продумывали, как мотивировать советских граждан к раздельному сбору мусора. Это были такие глобальные истории.

Но, к сожалению, большинство задумок так и не воплотились. Отчасти из-за косности руководства и бюрократии.

— А что из разработок советских дизайнеров все же доходило до стадии внедрения в производство?

— Чаще всего это были предметы народного потребления: велосипеды, телефоны, радиолы. Эти товары были запущены в производство многими заводами. Но все равно выпускались в недостаточном для огромной страны количестве.

Иногда даже сами дизайнеры не успевали купить свою же продукцию. Например, Алексею Колотушкину его друзья прислали из Екатеринбурга фен, который он сам же разработал. Найти его в Москве было просто невозможно.

Спрос сильно превышал предложение.

 

«Сфинкс» (Д. Азрикан, А. Колотушкин, М. Колотушкина, И. Лысенко, М. Михеева, Е. Рузова), 1987

© архив московского музея дизайна

— Насколько вообще рядовые граждане Советского Союза, которые жили в хрущевках с ковром на стене, интересовались дизайном?

— Жизнь людей и их быт были порой довольно скромными. И советские дизайнеры хотели это изменить.

Были энтузиасты в Союзе, как когда-то во времена авангарда, которые верили, что в новой стране должен быть новый быт.

Дизайнеры хотели создать комфортную среду для людей и дома, и на рабочем месте, хотели изменить серый и однообразный быт. Но они бились об стену, потому что идей внедрялось катастрофически мало.

 

Валентин Кобылинский, художник-конструктор, руководитель группы дизайнеров — разработчиков БелАЗ-540

© архив московского музея дизайна

— На Западе успешные дизайнеры были известны не меньше, чем артисты и музыканты. А в СССР имена советских специалистов знали за стенами НИИ?

— Что вы, их никто не знал. У меня у самой была удивительная история. Когда я готовила слайды к выставке в Лондоне, то в книжке увидела подпись «А. Колотушкин и М. Колотушкина». Это оказались родители моей подруги, с которой я училась в Строгановке. Я проводила у них дома каждое лето и не знала, что дядя Леша работал во ВНИИТЭ.

Ужас в том, что когда произошел распад Советского Союза, все архивы выкинули. Закрылся Центр технической эстетики, который был своего рода советским музеем дизайна. Там хранились прототипы, проходили выставки, показывали лучшие разработки. И вот оттуда в девяностые вывезли два грузовика на свалку.

Я познакомилась с Юрием Борисовичем Соловьевым, как раз когда готовила выставку «Советский дизайн» в Манеже, которая прошла в 2012 году и собрала 150 тыс. человек. Он стал знакомить меня со своими коллегами, приглашать на обеды. И постепенно в наш музей люди стали отдавать свои архивы.

И когда мы думали, что делать в Лондоне, то решили: зачем что-то изобретать и выдумывать, надо показать то, что есть. Вот эти самые архивы. Это было четырехлетнее исследование, четырехлетний сбор материалов.

И так счастливо случилось, что тема биеннале была придумана как будто под нас и наш архив. 

Источник: https://style.rbc.ru/items/5808801c9a794764c603a143

Ссылка на основную публикацию