Суперпушки: «дора» и «густав»

Монстр Второй мировой — Супер-пушка «ДОРА»

«Дора» — уникальное сверхтяжёлое железнодорожное артиллерийское орудие германской армии. Разработано фирмой «Крупп» (Германия) в конце 1930-х годов. Предназначалось для разрушения укреплений линии Мажино и фортификаций на границе Германии и Бельгии. Орудие было применено при штурме Севастополя в 1942 году.

Предположительно, также — при подавлении Варшавского восстания в сентябре-октябре 1944 года. После Первой мировой войны развитие немецкой артиллерии было ограничено положениями Версальского договора. Германии было запрещено иметь орудия калибра свыше 150 мм, а также любые противотанковые и зенитные пушки.

Поэтому, по мнению лидеров нацистской Германии, создание мощной и крупнокалиберной артиллерии было делом престижа.

В 1936 году при посещении завода фирмы «Крупп» Адольф Гитлер потребовал у руководства концерна создать сверхмощное орудие для разрушения французской линии Мажино и бельгийских пограничных фортов (таких, как форт Эбен-Эмаэль).

 Орудие должно было обладать углом вертикального наведения +65º и максимальной дальнобойностью 35—45 км, а снаряд орудия должен был пробивать броню толщиной 1 м, бетон 7 м, твердый грунт 30 м. Конструкторскую группу фирмы «Крупп», занявшуюся созданием нового сверхмощного орудия по предложенному тактико-техническому заданию, возглавил профессор Эрих Мюллер, который обладал огромным опытом в данной области. В 1937 году проект был завершен, и в том же году фирме «Крупп» выдали заказ на изготовление нового орудия, после чего концерн взялся за его немедленное производство. В 1941 году фирмой «Крупп» было построено первое орудие, названое «Дора», в честь жены главного конструктора. В том же году было создано второе 800 мм орудие, которое получило название «Толстый Густав» в честь директора фирмы — Густава фон Болена и Гальбаха Круппа. Заказ обошёлся государству в 10 миллионов рейхсмарок. Также было спроектировано, но не достроено третье орудие идентичного типа, но с калибром ствола 520 мм и длиной 48 метров, получившее название «Длинный Густав».
В 1941 году орудия были испытаны на полигоне в Рюгенвальде и Хиллерслебен (в 120 км к западу от Берлина) в присутствии Адольфа Гитлера и Альберта Шпеера и других высокопоставленных армейских чинов. Результаты испытаний соответствовали требованиям технического задания, хотя установки не имели некоторых механизмов. К концу 1941 года все испытания были закончены и орудие было полностью готово к боевому применению, к этому времени было изготовлено более тысячи 800-мм снарядов.

 Снаряд «Доры» пробивал бронеплиту толщиной 1 м или 8-метровое железобетонное перекрытие. 

Транспортировали суперорудие при помощи нескольких железнодорожных составов (всего до 60 локомотивов и вагонов с персоналом в несколько сот человек).

Инженерную подготовку местности вели 1,5 тысячи рабочих и тысяча саперов четыре недели. Так как оборудование «Доры» доставлялось в 106 вагонах пятью поездами, в месте разворачивания орудия построили целую сортировочную станцию. Для дезинформации составы с оборудованием «Доры» сначала были доставлены под Керчь, где стояли до 25 апреля, а после подготовки позиции были скрытно переброшены под Бахчисарай. В 43 вагонах первого поезда прибыли обслуживающий персонал, кухня и средства маскировки. В 16 вагонах второго поезда привезли монтажный кран и вспомогательное оборудование. В 17 вагонах третьего — доставили части самой пушки и мастерскую. Четвертый поезд в 20 вагонов перевез 400-тонный 32-метровый ствол и механизмы заряжания. В 10 вагонах пятого поезда, в которых поддерживался искусственный климат (постоянно 15 градусов по Цельсию), размещались снаряды и пороховые заряды. Орудие было собрано за 54 часа и к началу июня подготовлено к стрельбе.

Количество обслуживающего персонала «Доры» 4139 солдат, офицеров и вольнонаемных. Помимо прочего расчет орудия включал батальон охраны, транспортный батальон, комендатуру, полевой хлебозавод, маскировочную роту, отделение полевой почты и походный… публичный дом с персоналом в 40 «работниц».

Транспортировка орудия и обслуживающий персонал.

В первый бой «Доре» предстояло вступить под стенами французской укреплинии «Мажино». Однако за время конструирования и изготовления пушки немцы обошли «Мажино» с тыла и вынудили Париж капитулировать.

Весной 1942 года Гитлер вызвал в Берлин командующего 11-й армией генерала Эриха Фрица фон Манштейна. Фюрера интересовало, почему военачальник затягивает взятие Севастополя.

Провал двух штурмов Манштейн объяснил тем, что подступы к городу хорошо укреплены, а гарнизон сражается с невероятным фанатизмом.

«У русских много тяжелой морской артиллерии, в том числе неуязвимый форт с орудиями невероятного калибра», — заявил он.

Позицию для «Доры» выбирал сам генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек, во время облета на самолете окрестностей Бахчисарая. Пушка должна была прятаться в горе, для чего в ней сделали специальный разрез.

Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора» монтировалась на железнодорожной платформе, стоящей на 80 колесах, двигавшейся по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна с четырьмя путями.

«Дору» использовали в бою против знаменитой советской 30-й батареи капитана Г. Александера. Группа штабных офицеров вермахта заранее вылетела в Крым и выбрала огневую позицию в районе поселка Дуванкой.

Для инженерной подготовки было выделено 1000 саперов и 1500 рабочих, принудительно мобилизованных из числа местных жителей.

Специальную железнодорожную ветку оборудовали на станции Джанкой, где пути были четырехрельсовыми.

Данные о применении суперпушки под Севастополем противоречивы. В мемуарах Манштейн утверждал, что «Дора» выпустила по советской крепости 80 снарядов. Немецкую пушку довольно скоро засекли советские летчики, нанесшие по ее позиции серьезный удар и повредившие энергопоезд.

В целом применение «Доры» не дало результатов, на которые рассчитывало командование вермахта: было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв советского склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м.

В остальных же случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 метра и глубиной 12 м. В результате взрыва боевого заряда грунт в его основании уплотнялся, образовывалась каплеобразная глубинная воронка диаметром около 3 м.

Оборонительные же сооружения могли быть повреждены только при условии прямого попадания.

Утром 5 июня 1942 года два дизельных локомотива мощностью в 1050 лошадиных сил каждый выкатили на боевую серповидную позицию этот колосс общим весом 1350 тонн и установили с точностью до сантиметра.

Первый выстрел состоял из снаряда весом 7088 килограмм, двух пороховых зарядов по 465 килограмм каждый, гильзы весом 920 килограмм. Подъемник ствола придал ему возвышение в 53 градуса. Специально для корректировки стрельбы несколько поодаль от «Доры» был поднят в воздух аэростат.

При выстреле команда обслуживания пряталась в укрытие за несколько сот метров. Выстрел вызывал эффект мини-землетрясения.

Грохот при сгорании за 6 миллисекунд свыше 900 килограмм пороха и выталкивании 7-тонного снаряда был просто чудовищным — в вагоне за 3 километра, по свидетельству современников-очевидцев, подпрыгивала посуда. Откат вдавливал рельсовый путь на 5 сантиметров.

Эрих фон МАНШТЕЙН: «…5 июня в 5.35 первый бетонобойный снаряд по северной части Севастополя выпустила установка «Дора». Следующие 8 снарядов полетели в район батареи № 30.

Столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 м, однако ни одного попадания в броневые башни достигнуто не было, точность стрельбы орудия-монстра с дистанции почти 30 км оказалась, как и следовало ожидать, весьма невелика.

Еще 7 снарядов «Дора» в этот день выпустила по так называемому «Форту Сталин», в цель попал только один из них.

На следующий день орудие 7-кратно обстреляло «Форт Молотов», а затем уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в штольне на глубине 27 м.  Это, кстати, вызвало недовольство фюрера, который считал, что «Дора» должна использоваться исключительно против сильно укрепленных фортификационных сооружений.

В течение трех дней 672-й дивизион израсходовал 38 снарядов, осталось 10. Уже в ходе штурма 5 из них 11 июня были выпущены по «Форту Сибирь» — в цель попали 3, остальные выстрелили 17 июня. Лишь 25-го числа на позицию был доставлен новый боезапас — 5 фугасных снарядов.

Четыре использовали для пробной стрельбы и лишь один выпустили в сторону города….»

Исследователи обходят молчанием вопрос, как же именно «Дора» была вывезена из Крыма. Во всяком случае, понятно, что немцы демонтировали все оборудование, бывшее конечно, секретным, и тщательно убрали все следы.

После взятия Севастополя «Дору» отправили под Ленинград, в район станции Тайцы. Когда началась операция по прорыву блокады города, немцы спешно эвакуировали суперпушку в Баварию. В апреле 1945 года при приближении американцев орудие взорвали.

22.04.1945 года передовые части армии союзников в 36 км. от города Ауэрбах (Бавария) обнаружили остатки взорванных немцами орудий «Дора». В последующем, все, что осталось от этих исполинов 2-й мировой войны, было отправлено на переплавку.

Источник: http://www.xdigest.ru/2016/02/dora.html

Толстый Густав — самая большая пушка Гитлера. — DRIVE2

В 1936 году перед Адольфом Гитлером встала проблема преодоления французской линии обороны Мажино, 400-километровой защитной линии, состоящей из укрепленных бункеров, оборонительных сооружений, пулеметных гнезд и артиллерийских точек.

Благодаря этому линия обороны Мажино, помимо немалой протяженности, обеспечивала глубину обороны в 100 километров. Посетив в 1936 году машиностроительный завод компании Friedrich Krupp A.G.

, Гитлер приказал разработать оружие, способное разрушать долговременные укрепления, что должно было помочь преодолеть линию Мажино.

В 1937 году инженеры компании Крупп закончили разработку этого оружия, а в 1941 году было создано два экземпляра оружия, 800-мм пушек «Дора» и «Толстый Густав».

Орудие «Толстый Густав» весило 1344 тонны и для передвижения его по железнодорожным путям требовался демонтаж некоторых частей. Орудие высотой с четырехэтажный дом, имело ширину 6 метров и длину 42 метра.

Обслуживание орудия «Толстый Густав» занималась команда в 500 человек под командованием высокопоставленного армейского чина. Команде требовалось почти три дня времени, что бы подготовить орудие к стрельбе. Его собирали 2000 человек в течение шести недель. Длина ствола этого монстра — 30 метров.

Выстреливая снаряды высоко в небо, оно стало страшной манифестацией нацистского приоритета в духе Фрейда.

https://www.youtube.com/watch?v=sXOPlyL5c1c

Полный размер

Гитлер и Генералы осматривают толстячка Густава в 1941 году.

Диаметр снаряда пушки «Толстый Густав» составлял 800 мм. Для выталкивания снаряда из ствола использовался заряд бездымного пороха весом 1360 килограмм. Боеприпасы для пушки были двух типов:
фугасный снаряд весом 4800 килограмм, начиненный мощным взрывчатым веществом, и цельнометаллический снаряд, весом 7500 килограмм для разрушения бетона.

Скорость полета снарядов, вылетевших из ствола пушки «Толстый Густав» составляла 800 метров в секунду.

Снаряд для Толстого Густава

Угол поднятия ствола пушки «Толстый Густав» составляет 48 градусов, благодаря чему она может поразить цель фугасным снарядом на расстоянии 45 километров.

Снаряд, предназначенный для разрушения бетона, мог поразить цель на расстоянии 37 километров.

Взорвавшись, фугасный снаряд пушки «Толстый Густав» оставлял воронку глубиной 10 метров, а бетонобойный снаряд мог пробить около 8 метров железобетонных конструкций.

Закончили его строить к концу 1940 года и первые пробные выстрелы были произведены в начале 1941 на полигоне Ругенвальде (Rugenwalde). По этому поводу с визитом прибыл Гитлер и Альберт Шпеер (Albert Speer), рейхсминистр вооружений и боеприпасов.

Супер пушки ГитлераМировой рекорд по самой большой пушке, которая воевала, остался за «Густавом», знаменитой пушкой Адольфа Гитлера. Это пушка из целого семейства орудий-монстров, пред назначенная для разрушения бетонных укреплений и бомбардировки целей на большом удалении.

Две такие пушки обстреливали Кент через Ла-Манш.

Невероятно, но 800-мм орудие Круппа «Айсенбан» было построено по рискованной частной инициативе, а не по правительственному заказу. Орудие весило более 1000 тонн, для его монтажа требовались два параллельных железнодорожных пути.

Приглашенный на первые демонстрационные стрельбы в 1940 году Гитлер полюбил пушку сразу и назвал ее «Густавом» в честь семидесятилетнего главы семейства Круппа. Густав Крупп фон Вохлен Гальбах возглавлял группу германских промышленников, организовавших в 1933 году фонд Нацистской партии.

Читайте также:  Топ производителей душевых кабин: топ 10 мировых + топ 3 китайских

Полный размер

Послужил Густав недолго. Его боевым крещением было участие в осаде Севастополя.

Установку орудия начали в начале мая и к 5 июню пушка была готова к стрельбе. Она выпустила по Севастополю 300 снарядов (с частотой примерно в 14 штук в день) ещё 30 раз стреляла во время подавления восстания в Варшавском гетто, после чего орудие попало в руки союзников, которые сдали его в металлолом (и на вырученные деньги купили «виски» самогонки).

Интересные факты:

— По-немецки пушка называлась Schwerer Gustav.

— Сооружение «Толстого Густава» часто описывали как бесполезную трату времени и денег, что отчасти так и было, хотя защитники Севастополя могли иметь другое мнение. С другой стороны, если бы линию Мажино не удалось обойти и получилось бы пострелять по Гибралтару, то орудие могло бы сыграть важную роль в войне. Но тут слишком много «бы».

— Во время осады Севастополя выстрелы пушки направлялись данными самолёта-разведчика. Первым поражением из пушки была группа береговых орудий, разрушенная в общей сложности 8 залпами.

6 залпов были сделаны по форту Сталин с таким же эффектом.

7 выстрелов было выпущено по форту «Молотов» и 9 — по Северной бухте, где удачное попадание тяжелого снаряда пробило форт в глубину, до складов боеприпасов, что погубило его целиком.

После «Войны в заливе» в 1991 году выяснилось, что «Суперпушка Саддама Хусейна» действительно существует: специалист по баллистике Геральд Бул помог Ираку смонтировать гигантскую пушку вкопанную на склоне холма. Но ее так и не завершили.

Пушки на железнодорожном ходу
«Густав» — последняя и самая большая нацистская пушка на железнодорожном ходу, но немецкая программа разработки железнодорожных артустановок берет свое начало в 1930-х. Пушки, которые обстреливали Англию были скорее экспериментальным, чем практическим оружием.

Инженеры хотели выяснить, насколько далеко можно пустить снаряд. В 1918 году известную «Пушку Парижа» использовали для обстрела французской столицы с немецких позиций с расстояния в 116 км. В 1938 году немецкая армия получила на вооружение пушку К 12 (Каноне 12 Eisenbahn).

Эта 210-мм пушка стреляла на максимальную дальность 120 км.

Полный размер

280-мм пушка K5 (E) ведет огонь по Англии со своей позиции в Па-де-Кале. Хотя немецкие пушки на железнодорожных транспортерах легко могли стрелять на 35 км — ширину Английского канала, на такой большой дальности они не могли вести огонь по военным целям с приемлемой точностью.

Немецкая армия решила многие технические проблемы при разработке пушки К12, из числа тех, что беспокоили немецких артиллеристов в 1918 году. Пушка весила около 300 тонн, стреляла снарядом весом 107,5 кг и обходилась армии в почти 6 млн рейхсмарок (более 500 тыс.

фунтов стерлингов по курсу 1938 года.). Эту гору денег потратили на решение проблем вчерашнего дня. Два орудия были введены в строй и стреляли из Па-де-Кале в 1940 году.

Когда люфтваффе начали свои налеты на Британию, немецкая армия присоединилась к ним, ведя огонь через Английский канал, уничтожая цели в Кенте.

Снаряды
Один снаряд упал в Рейнхэме, в 88 км от Франции.

Британские специалисты изучили фрагменты снаряда и пришли к выводу, что его выстрелили из пушки, а не сбросили как бомбу Но до 1945 года о существовании К12 ничего определенного известно не было.

Пушка К12 использовала специальные снаряды с ребрами для зацепления с нарезами ствола, но стволы выдерживали только 90 выстрелов, настолько велики были температура и давление при выстреле.

Батарею пушек К12 отозвали в 1941 году и больше она не появлялась. Однако обмен снарядами через стратосферу время от времени случался.

Британия использовала железнодорожную артустановку времен Первой мировой войны для обстрела доков Па-де- Кале.

Немецкие береговые батареи, состоящие так же, как и у Британии, в основном из старых орудий, снятых с линкоров, отвечали взаимностью, зафиксировав достижение: это была самая крупная дуэль из наземных тяжелых орудий!

Судьба К12 оставалась тайной, но в 1944 году кое-что прояснилось. Союзники ничем не могли защитить штаб на побережье в Анцио от гигантской железнодорожной артустановки, скрытой в холмах.

Солдаты прозвали ее «Энни из Анцио» (Anzio Annie). Это была немецкая 280-мм пушка К-5 (Каnоnе 5 Eisenbahn) или «Изящная Берта» (Schlanke Bertha).

Достоверно известно, что две из них выводились на боевую позицию для стрельбы из железнодорожного тоннеля на линии Рим-Нетгуно.

Конструктивно 280-мм орудие К5 (Е) одно из самых совершенных артиллерийских орудий из всех когда-либо построенных.

В отличие от большинства железнодорожных артустановок, она с самого начала разрабатывалась для этой роли.

Она — единственная из нескольких артустановок такого типа — активно использовалась во Второй мировой войне от Атлантического побережья и Италии до Восточного фронта.

Пушку К5 создал концерн «Крупп» в начале 1930 года, основываясь на собственном опыте Первой мировой войны. Орудие поступило на вооружение вермахта в 1936 году, в 1940 году он располагал восемью пушками.

Некоторые особенности конструкции орудия.Запирание затвора ствола, а также досылка снарядов проводились гидравлическими механизмами. Пушка была оборудована двумя подъемниками: для гильз и для снарядов. Первая часть ствола была с конической нарезкой, вторая с цилиндрической.

Орудие монтировалось на 40-ка осном транспортере, который располагался на сдвоенном ж/д пути. Расстояние между путями составляло 6 метров. Кроме того, по бокам орудия прокладывалось еще по одному ж/д пути для монтажных кранов.

Полная масса орудия составляла 1350 тонн. Для ведения огня орудию необходим был участок длиной до 5 км.

Время, которое затрачивалось для подготовки пушки к ведению огня, состояло из выбора позиции (могло достигать 6 недель) и самой сборки орудии (около 3-х суток).

Транспортировка орудия и обслуживающий персонал.Перевозка орудия осуществлялась ж/д транспортом, 5-ю поездами в 106 вагонах:

1-й поезд: обслуга (672-й артдивизион, около 500 человек), 43 вагона;2-й поезд, вспомогательное оборудование и монтажный кран, 16 вагонов;3-й поезд: части пушки и мастерская, 17 вагонов;4-й поезд: механизмы заряжания и ствол, 20 вагонов;

5-й поезд: боеприпасы, 10 вагонов.

Конец «Густава».
22.04.1945 года передовые части армии союзников в 36 км. от города Ауэрбах (Бавария) обнаружили остатки взорванных немцами орудия «Густав». В последующем, все, что осталось от этих исполинов 2-й мировой войны, было отправлено на переплавку.

Читайте также в блоге:
Армия роботов Бекаури. Гора породившая мышь, или не в то время.

Источник: https://www.drive2.ru/b/466902116250681829/

Орудие-призрак: в существование этой пушки советская разведка не верила до конца

В 5 часов 35 минут 5 июня 1942 года долину близ Бахчисарая потряс громоподобный звук, который через 20 лет люди приняли бы за термоядерный взрыв. На железнодорожной станции и в домах обывателей в южной части Бахчисарая вылетели стекла.

Через 45 секунд огромный снаряд упал севернее станции Мекензиевы Горы в нескольких десятках метров от полевого склада боеприпасов 95-й стрелковой дивизии. Следующие семь выстрелов были произведены по старой береговой батарее № 16 южнее поселка Любимовка.

Еще шесть выстрелов 5 июня были сделаны по зенитной батарее Черноморского флота. Последний выстрел в этот день прозвучал в сумерках — в 19 часов 58 минут.

Технические характеристики Эффективная дальность стрельбы — 40 км. Общий вес 1344 тонны, вес ствола 400 тонн, длина ствола 32 м, калибр 800 мм, длина снаряда (без метательного заряда) 3,75 м, вес снаряда 7,1 тонны

Останки «Доры» потрясли американских солдат

Уникальные фотографии: транспортировка трофейного «Густава» в Сталинград

Вплоть до 26 июня снаряды чудовищного калибра накрывали советские позиции с частотой от пяти до шестнадцати выстрелов в день. Обстрел закончился так же внезапно, как и начался, оставив советскую сторону с неразрешенным вопросом: что это было?

Полная «Дора»

По Севастополю стреляла «Дора» — самая большая и самая мощная пушка, созданная за всю историю человечества.

Еще в 1936 году при посещении завода Круппа Гитлер потребовал у руководства фирмы сверхмощную артсистему для борьбы с долговременными сооружениями линии Мажино и бельгийскими фортами.

Конструкторскую группу фирмы Круппа, занявшуюся разработкой нового орудия по предложенному тактико-техническому заданию, возглавил профессор Эрих Мюллер, который закончил проект в 1937 году. Заводы Круппа немедленно приступили к производству колоссов.

Первое орудие, названное в честь жены главного конструктора «Дорой», было закончено в начале 1941 года и обошлось в 10 млн. рейхсмарок. Затвор у пушки был клиновой, а заряжание раздельно-гильзовое.

Полная длина ствола составляла 32,5 м, а вес 400 тонн (!). В боевом положении длина установки была 43 м, ширина 7 м, а высота 11,6 м. Полный же вес системы составлял 1350 тонн.

Лафет суперпушки состоял из двух железнодорожных транспортеров, и стреляла установка со сдвоенного железнодорожного пути.

Летом 1941 года первое орудие доставили с завода Круппа в Эссене на экспериментальный полигон Хиллерслебен в 120 км к западу от Берлина. С 10 сентября по 6 октября 1941 года на полигоне были проведены стрельбы, результаты которых полностью удовлетворили руководство вермахта. Одновременно возник и вопрос: а где можно применить это суперорудие?

Дело в том, что линию Мажино и бельгийские форты немцы успели захватить в мае-июне 1940 года без помощи супероружия. Гитлер нашел «Доре» новую цель — укрепления Гибралтара.

Но и этот замысел оказался неосуществим по двум причинам: во‑первых, железнодорожные мосты Испании строились без расчета на перевозку грузов такого веса, во‑вторых — генерал Франко вовсе не собирался пропускать немецкие войска через территорию Испании.

В конце концов в феврале 1942 года начальник генерального штаба сухопутных войск генерал Гальдер приказал отправить «Дору» в Крым и передать в распоряжение командующего 11-й армией генерал-полковника Манштейна для обстрела Севастополя.

На курорте

25 апреля 1942 года пять эшелонов с разобранной артустановкой и обслуживающим дивизионом скрытно прибыли на полустанок Ташлых-Даир (ныне село Янтарное) в 30 км южнее железнодорожного узла Джанкой. Позиция для «Доры» была выбрана в 25 км от предполагавшихся к обстрелу целей в Севастополе и в 2 км к югу от железнодорожной станции Бахчисарай.

Сверхсекретную позицию орудия решили строить в чистом поле, на голом как стол участке, где не имелось ни скальных укрытий, ни хотя бы небольшого леска.

Невысокий холм между рекой Чурук-Су и железной дорогой был вскрыт продольной выемкой глубиной 10 м и шириной около 200 м, до станции Бахчисарай провели километровую ветку, а западнее холма уложили «усы», которые обеспечивали угол горизонтального обстрела в 45 градусов.

Работы по строительству огневой позиции велись круглосуточно в течение четырех недель. Было привлечено 600 военных строителей-железнодорожников, 1000 рабочих «Трудфронта» организации «Тодт», 1500 человек местных жителей и несколько сот военнопленных.

Противовоздушная оборона обеспечивалась надежной маскировкой и постоянным патрулированием над районом истребителей из состава 8-го авиакорпуса генерала Рихтгофена. Рядом с позицией выстроили батарею 88-мм зенитных орудий и 20-мм зенитных автоматов.

Кроме того, «Дору» обслуживали дивизион дымомаскировки, 2 румынские пехотные роты охраны, взвод служебных собак и специальная моторизованная команда полевой жандармерии. В общей сложности боевую деятельность орудия обеспечивало более четырех тысяч человек.

Гестапо объявило весь район запретной зоной со всеми вытекавшими из этого последствиями. Принятые меры оказались столь успешными, что ни о прибытии в Крым, ни даже о самом существовании «Доры» советское командование так и не узнало до 1945 года!

Вопреки официальной истории командование Черноморского флота во главе с адмиралом Октябрьским творили одну глупость за другой.

До 1943 года оно свято верило, что еще в июне 1941-го в Черное море вошел итальянский флот, и вели с ним упорные бои — ставили минные заграждения, бомбили мифические вражеские подводные лодки и торпедировали существовавшие только в воспаленном воображении вражеские корабли.

В результате от собственных мин и торпед погибли десятки боевых и транспортных кораблей Черноморского флота! Командование Севастопольского оборонительного района то отправляло под трибунал за паникерство красноармейцев и младших командиров, докладывавших о взрывах огромных снарядов, то, наоборот, докладывало в Москву о применении немцами 24-дюймовых (610-мм) железнодорожных установок.

После окончания боев в Крыму в мае 1944 года специальная комиссия занималась поиском огневой позиции сверхтяжелого орудия в районах сел Дуванкой (ныне Верхнесадовое) и Заланкой (Фронтовое), но безуспешно. Документов об использовании «Доры» также не оказалось среди трофеев Красной армии, захваченных в Германии.

Поэтому советские военные историки сделали вывод, что «Доры» под Севастополем вообще не было, а все слухи о ней — дезинформация абвера. Зато писатели «оттянулись» по «Доре» по полной программе. В десятках детективных историй героические разведчики, партизаны, летчики и моряки находили и уничтожали «Дору».

Нашлись люди, которые «за уничтожение «Доры»» были награждены правительственными наградами, а одному из них даже присвоили звание Героя Советского Союза.

Читайте также:  Дизайн квартиры в современном стиле: 11 советов по организации + фото

Психологическое оружие

Зарождению мифов вокруг «Доры» способствовало и действие ее 7-тонных снарядов, эффективность которых была близка к… нулю! Из 53 выпущенных 800-мм снарядов лишь 5 поразили цель. Наблюдательными постами дивизиона 672 отмечены попадания по батарее № 365, опорному пункту стрелкового полка 95-й стрелковой дивизии и по командному пункту зенитного дивизиона 61-го полка ПВО.

Правда, Манштейн в своей книге «Утерянные победы» писал: «Орудие одним выстрелом уничтожило большой склад боеприпасов на берегу бухты Северная, укрытый в скалах на глубине 30 м».

Заметим, что ни одна из штолен Сухарной балки не была взорвана огнем немецкой артиллерии до последних дней обороны Северной стороны Севастополя, то есть до 25−26 июня.

А взрыв, о котором пишет Манштейн, произошел от детонации боезапаса, открыто выложенного на берегу бухты и подготовленного для эвакуации на Южную сторону. При стрельбе по остальным объектам снаряды легли на расстоянии от 100 до 740 м от цели.

Штаб 11-й германской армии выбирал цели довольно неудачно.

В первую очередь целями для бронебойных снарядов «Доры» должны были стать береговые башенные батареи № 30 и № 35, защищенные командные пункты флота, Приморской армии и береговой обороны, узлы связи флота, штольни подземных арсеналов, спецкомбинаты № 1 и № 2 и склады горючего, укрытые в толще Инкерманских известняков, однако по ним почти не стреляли.

Что же касается восьми снарядов, выпущенных по береговой батарее № 16, то это не что иное, как конфуз немецкой разведки. Установленные там 254-мм пушки были сняты еще в конце 1920-х годов, и с тех пор там никого не было.

Кстати, я облазил и отснял всю батарею № 16 вдоль и поперек, но никаких серьезных повреждений не обнаружил.

Позже начальник Генерального штаба вермахта генерал-полковник Гальдер оценил «Дору» так: «Настоящее произведение искусства, но, к сожалению, бесполезное».

Металлолом

Помимо «Доры» в Германии были изготовлены еще две ее 800-миллиметровые сестры, которые, однако, в боевых действиях не участвовали. В 1944 году немцы планировали применить «Дору» для стрельбы с французской территории по Лондону.

Для этой цели были разработаны трехступенчатые реактивные снаряды Н.326. Кроме того фирма Круппа спроектировала для «Доры» новый ствол с гладким каналом калибра 52 см и длиной 48 метров. Дальность стрельбы предполагалась 100 км.

Однако сам снаряд содержал всего 30 кг взрывчатого вещества и его фугасное действие было ничтожно по сравнению с ФАУ-1 и ФАУ-2.

Гитлер приказал прекратить работы над 52-см стволом и потребовал создания орудия, стреляющего фугасными снарядами весом 10 тонн с 1,2 тоннами взрывчатого вещества. Понятно, что создание такого орудия было фантазией.

22 апреля 1945 года, во время наступления в Баварии 3-й американской армии, передовые патрули одной из частей при прохождении через лес в 36 км севернее города Ауэрбах обнаружили в тупике железнодорожной линии 14 тяжелых платформ и разбросанные вдоль путей остатки какой-то огромной и сложной металлической конструкции, сильно поврежденной взрывом.

Позже в близлежащем тоннеле были найдены и другие детали, в частности — два гигантских артиллерийских ствола (один из которых оказался неповрежденным), части лафетов, затвор и т. д. Опрос пленных показал, что обнаруженные конструкции принадлежат сверхмощным орудиям «Дора» и «Густав». По завершении обследования остатки обеих артсистем сдали в металлолом.

Третье сверхмощное орудие — один из «Густавов» — оказалось в советской зоне оккупации, и дальнейшая его судьба западным исследователям неизвестна. Автор обнаружил упоминание о нем в «Отчете уполномоченного Министерства вооружений о работе в Германии в 1945—1947 гг.» т.2.

Согласно отчету: «…в июле 1946 года специальная группа советских специалистов по заданию Министерства вооружений предприняла изучение 800-мм установки «Густав».

Группой составлен отчет с описанием, чертежами и фотоснимками 800-мм орудия и проведена работа по подготовке к вывозу 800-мм железнодорожной установки «Густав» в СССР».

В 1946—1947 годах эшелон с частями 80-см орудия «Густав» прибыл в Сталинград на завод «Баррикады». На заводе орудие изучалось в течение двух лет.

По сведениям, полученным от ветеранов КБ, заводу было поручено создать аналогичную систему, но в архивах подтверждения этому я не нашел.

К 1950 году останки «Густава» были отправлены на заводской полигон, где они хранились до 1960 года, а затем были сданы на лом.

Вместе с орудием на завод «Баррикады» было доставлено семь гильз. Шесть из них впоследствии сдали в металлолом, а одна, использовавшаяся как пожарная бочка, уцелела и позже была отправлена на Малахов Курган. Это все, что осталось от величайшего орудия в истории человечества.

Источник: https://www.PopMech.ru/weapon/8206-orudie-prizrak-v-sushchestvovanie-etoy-pushki-sovetskaya-razvedka-ne-verila-do-kontsa-voyny/

Гигантские немецкие пушки Тяжелый Густав и Дора

Пушка Тяжелый Густав весила 1350 тонн и могла стрелять тяжелыми 7-тонными снарядами на дистанцию 47 км
Невероятно, но факт: во время Второй мировой войны немцы построили и успешно использовали две гигантские пушки — Тяжелый Густав (Schwerer Gustav) и Дора (Dora).

Например, они применялись при штурме Севастополя в 1942 году и в подавлении Варшавского восстания в 1944 году. Это самые большие пушки (калибр — 800 мм.), которые когда-либо использовались в реальных боях. Они были спроектированы и построены немецкой семейной компанией Krupp.

Кстати, именно компания Krupp построила монстра Bagger 288 — самый большой экскаватор в мире! Ранее эта же компания уже создала пушку Большая Берта, которая применялась в Первой мировой войне.

Самая большая пушка во Второй мировой войне

Монструозное нацистское оружие было разработано в 1930 годах с первичной целью — разрушение самых прочных оборонительных сооружений того времени.

Например таких сооружений, как Линия Мажино во Франции, которая была построена французами на границе с Германией.

Эта оборонительная линия была построена с применением стальных листов, толщина которых составляла один метр! Кроме этого, на некоторых участках были возведены железобетонные стены, толщиной семь метров.

Похожая статья: ME-323 — немецкий самолет времен Второй мировой войны

Пушка Тяжелый Густав весила 1350 тонн и могла стрелять тяжелыми 7-тонными снарядами на дистанцию 47 км. Она была транспортирована на Восточный фронт и участвовала в реализации плана Барбаросса, в частности — использовалась при осаде Севастополя.

После этого ее доставили в Сталинград, но из-за отмены военной операции немцы сами же ее и ликвидировали, чтобы пушка не досталась врагу. Аналогичная судьба постигла и пушку Дора, ее немцы тоже сами ликвидировали под Сталинградом, перед отступлением.

Интересный факт: у немцев были планы на строительство еще одной гигантской пушки, которая также могла выступать убежищем и крепостью в боях.

Проект был назван Лендкрузер (Landkreuzer), его вес составил бы 1500 тон, а в движение его приводили бы 4 дизельных двигателя для подводных лодок. Landkreuzer должен был быть вооружен пушкой Тяжелый Густав — в качестве основного орудия, а также двумя 150 мм гаубицами.

Но этот смелый инженерный проект так и остался на чертежной доске, пока не был окончательно отменен в 1943 году.

  • Два дня назад США сбросили свою «самую большую неядерную бомбу» MOAB в Афганистане, в районе Ачин провинции Нангархар, недалеко от границы с Пакистаном. В результате операции был уничтожен опорный пункт группы Хорасан, тайники с боеприпасами и убито не менее 92 террористов ИГИЛ, прятавшихся в сети туннелей глубоко под землей. Бомбардировочная мегабомба MOAB также известна как […] Больше
  • Один неназванный но счастливый коллекционер теперь владеет интересной частью истории Китая, поскольку в эту среду на аукционе Сотбис в Лондоне он приобрел мушкет императора Цяньлун, заплатив за него 2.5 миллионов долларов! Хотя, на самом деле, императора звали — Хунли из династии Цинь, а Цяньлун — это девиз его правления в 1735—1796 годах, который переводится с […] Больше
  • FOSTECH ORIGIN-12 — самый быстрый в мире полуавтоматический дробовик, построенный на аналогичной платформе, что и автомат АК-47, в результате чего он больше напоминает полуавтоматическую винтовку, чем дробовик 12-го калибра. В довершение к сказанному, эта конкретная модель имеет 12-патронный подаватель Salvo 12 от SilencerCo, а также может поставляться с 30-ти патронным круглым барабаном! Но и это […] Больше
  • Впечатляющий факт: оказывается, во время Второй мировой войны у немцев уже был миниатюрный самоходный танк Голиаф (Goliath, Sonder Kraftfahrzeug) на дистанционном управлении! Известный, также, как танк-жук или гусеничная самоходная мина, танк Голиаф имел небольшие размеры — 150х85х56 сантиметров, для управления им не требовался экипаж, и он мог перевозить до 100 килограмм взрывчатых веществ. Поэтому был […] Больше
  • Как только самолеты впервые начали использоваться военными для воздушных бомбардировок, стразу же стала актуальной тема заведомого обнаружения самолетов противника и возможного нападения вражеской авиации с воздуха. Поэтому уже во времена Первой и Второй мировых войн, инженеры начали проектировать первые подслушивающие устройства и акустические детекторы. Вот примеры таких устройств — Подслушивающие устройства времен 2-й мировой войны. Больше
  • Атомная бомба — самое мощное оружие на планете. Предлагаем вам оценить масштаб взрыва термоядерной атомной бомбы АN602, которую называли Царь Бомба. Детонирование состоялось в 1961 году, а атомный гриб от взрыва поднялся на высоту 56 километров. На фото, для сравнения, нарисована высота здания Empire State Building в США (448 м.) — зеленая линия, высота горы […] Больше

Источник: https://fshoke.com/2015/07/23/gigantskie-nemeckie-pushki-tyazhelyj-gustav-i-dora/

«Гадюка», «Мышка» и «Дора». Несработавшее супероружие рейха

В течение Второй мировой войны в Третьем рейхе постоянно пытались опередить время и создать оружие, которое дало бы Германии решающий перевес в боевых действиях. В этих попытках немцы создали много образцов, действительно опередивших время.

Реактивный истребитель, ручной противотанковый гранатомёт, баллистическая ракета, технически совершенные образцы обычного вооружения — нацисты располагали действительно высокотехнологичными вооружёнными силами.

Однако часто немцы увлекались и пытались воплотить в металле просто-таки несуразные проекты.

Одноразовый перехватчик

Постоянные налёты союзных бомбардировщиков создавали немцам море проблем. Люфтваффе явно не справлялось с потоком «Летающих крепостей», сыпавших на немецкие города сотни тысяч тонн бомб. В попытках управиться с этой напастью пытливая мысль работала без перерыва и порождала самые удивительные проекты.

Одной из таких гениальных затей стала попытка построить ракетный перехватчик вертикального взлёта. Идею предложил ещё в 1939 году знаменитый Вернер фон Браун. Тогда она заглохла, Министерство авиации отнеслось к планам учёного без вдохновения, замысел сочли фантастическим.

Но в 1944 году про задумку чудо-истребителя вспомнили. С предложением создать перехватчик вышел конструктор Эрих Бахем, технический директор компании «Физелер». Проект понравился Гиммлеру, и разработка получила путёвку в жизнь. Перехватчик назвали «Гадюка» (Natter).

Конструкция содержала множество удивительных инноваций: предполагалось, что полётом «Гадюки» сможет управлять лётчик с минимальной подготовкой (что в условиях огромных потерь люфтваффе сложно переоценить), а изготовлять её корпус планировали из дерева, без затрат дефицитного алюминия.

Каждый самолёт предполагалось использовать один раз. Благо деревянный корпус не стоил почти ничего. Спасать планировали только лётчика и двигатель. Самолёт должен был взлететь, выпустить по бомбардировщикам союзников пакет неуправляемых ракет, а затем спикировать на бомбардировщики для тарана.

Перед тараном пилот по задумке катапультировался вместе с двигателем. Быстро стало понятно, что это слишком эксцентрично даже для немцев. Финальная версия «Гадюки» всё же должна была только стрелять ракетами, после чего лётчик должен был катапультироваться с парашютом.

На отдельном парашюте падал ценный двигатель.

В декабре 1944 года начались испытания без пилота, но первые попытки запустить «Гадюку» принесли одно расстройство. Первый прототип не взлетел вообще, второй — исчез в облаках и улетел неизвестно куда.

Однако уже через несколько дней успешно стартовала «Гадюка» с манекеном внутри — манекен и двигатель благополучно приземлились на парашюте.

Окрылённые конструкторы посадили внутрь уже живого лётчика, и 28 февраля 1945 года ракетный перехватчик с обер-лейтенантом Лотхаром Зибертом на борту взлетел ввысь…

…И рухнул оземь с полуторакилометровой высоты. Фонарь кабины самопроизвольно открылся, пилот потерял сознание, машина разбилась вдребезги. Как ни странно, нашлись ещё добровольцы, и ближайшие три запуска прошли успешно. Благо простота конструкции позволяла в буквальном смысле строгать «Гадюки» в огромном количестве.

За считаные месяцы «Наттеров» удалось произвести аж 36 единиц, и десяток машин даже поставили на боевое дежурство под Штутгартом. Однако произошло это уже в апреле 1945 года, и танки союзников приехали на стартовые площадки раньше, чем прилетели бомбардировщики.

Читайте также:  9 материалов для отделки пола в детской

Три «Наттера» попали в руки американцев, одну «Гадюку» захватила РККА.

Мечты о ракете

Баллистические ракеты «Фау» стали тем вундерваффе, производство которого нацисты довели до конца, но лучше бы этого не делали. Ракеты получились чрезвычайно дорогими, сложными в производстве, а толку от них было немного.

Однако ракетчики не собирались останавливаться на достигнутом и планировали совершенствовать конструкцию дальше. Для начала к старой доброй «Фау» просто приделали крылья. Однако этот вариант оказался недостаточно радикальным.

Немцы всерьёз озаботились созданием более дальнобойной ракеты. Итогом этих разработок стала ракета А-9.

Она имела две ступени и по плану улетала на пять тысяч километров всего за полчаса. Изюминкой этого оружия была первая ступень, которая по замыслу отстёгивалась от боевой части и падала в воды Атлантического океана на парашюте. Там её должны были выловить подводники.

Но и это не стало финалом изобретательского зуда: разрабатывалась пилотируемая межконтинентальная ракета. Пилот требовался для наведения на цель.

Убедившись, что ракета летит куда надо, он должен был прыгать в ту же самую Атлантику на парашюте и опять-таки ждать подводников.

Судьба А-9 была ещё более печальной, чем у «Гадюки». В августе 1943 года под бомбёжкой погиб конструктор двигателя, а после этого конструкторов во главе с фон Брауном бросили на другие разработки, проект заглох. Однако идея пилотируемых дальних полётов с опасным грузом на борту приходила на ум не только ему.

В 1934 году австрийский конструктор Эйген Зенгер предложил построить межконтинентальный бомбардировщик-ракетоплан. В тихой и ещё пока независимой Австрии у такого проекта не было ни малейшего шанса, а вот Гитлер смелые планы оценил. В 1939 году Зенгер получил в своё распоряжение ресурсы рейха. Программу, широко размахнувшись, рассчитывали на десятилетие.

Своё детище конструктор называл Silbervogel, «Серебряная птица». Проект был чрезвычайно затейливым. По задумке ракетоплан разгонялся по трёхкилометровым рельсам на специальной тележке с салазками, оснащённой собственным реактивным двигателем.

После разгона до полукилометра в секунду он отстыковывался от тележки, взлетал по инерции, включал собственный двигатель и покидал атмосферу, причём скользил между атмосферой и космическим пространством как камень блинчиком по поверхности воды.

Теоретически таким способом он мог бы отбомбиться по любой точке земного шара…

…Но тут любителей побомбить со звенящих высот Урал и Манхэттен ждало некоторое разочарование. Дело в том, что для разворота требовалось терять скорость, что резко снижало радиус действия.

Тогда решили отказаться от разворотов… Но в таком случае приземлиться «Зильберфогель» мог только где-нибудь в Новой Зеландии или вообще упасть в океан.

Можно было взять больше топлива и вернуться в Германию с противоположной стороны — но для этого требовалось снять бомбы.

Однако Зенгер не боялся трудностей и лёгких путей не искал. Он начал экспериментировать с топливом, разрабатывать смеси с порошками бериллия, магния, лития или бора, жидким озоном, наконец, дошёл до проекта ядерной силовой установки.

Фюрер смотрел на эти упражнения со всё возрастающим скепсисом: ему требовалось супероружие как можно скорее, тем более на дворе стоял уже 1942 год. Однако неугомонный австрияк продолжал теоретические разработки и в 1944 году принёс на утверждение проект бомбардировки мегаполисов.

Ограничив дальность и предусмотрев даже возвращение домой, он предлагал сбросить 15 тонн бомб до Москвы или 5 тонн до Урала. А, выписав пилоту билет в один конец, он мог сбросить 12 тонн тротила на Нью-Йорк.

Затея впечатляющая, невероятно высокотехнологичная… Но баснословно дорогой аппарат в этом случае безвозвратно терялся, а полдюжины «Летающих крепостей» или тяжёлых «Петляковых» могли в рутинном режиме привезти в ответ столько же.

В 1945-м русские захватили остатки стартовой катапульты и чертежей, но в итоге проект Зенгера не получил развития. Впрочем, австрийский мечтатель не был в обиде: после войны он благополучно работал по специальности и даже возглавлял Международную астронавтическую федерацию в Париже.

Тяжёлая «Мышка»

Сверхтяжёлый танк «Маус» стал просто-таки иконой стиля немецкого танкостроения. Монстр, стоящий в танковом музее подмосковной Кубинки, благодаря массовой культуре теперь знаком любому школьнику. В реальности «Маус» стал ответом на угрозу, которая так никогда и не проявилась.

В 1942 году немцы пришли к выводу, что не за горами появление нового поколения советских тяжёлых танков. Ради борьбы с ними конструкторы фирмы Фердинанда Порше начали разработку чудовища, которое даже задумывалось стотонным.

Ради получения непобедимого сверхтяжёлого танка будущий «Маус» увешивали бронёй и вооружением.

Рост массы заставлял искать нетривиальные решения. По проекту только башня весила 47 тонн (как весь советский тяжёлый танк ИС-2).

«Маус» получил очень мощное 128-мм орудие главного калибра (предполагалось даже смонтировать на нём 15-сантиметровое орудие), а заодно — вторую пушку в той же башне в качестве дополнительного вооружения. Помимо всего этого арсенала, на танк одно время собирались установить огнемёты.

Гигантский танк очень медленно шёл к воплощению в металле, тем более что заводы, где его собирались строить, бомбили союзники. Однако постепенно детище Порше выползало из тумана войны.

Трудностей было много: требовалось переделать подвеску, дооборудовать танк системой для подводного вождения (стандартный мост его бы просто не выдержал). Под новый, 1944 год весивший 180 тонн «Маус» начали испытывать. Как ни странно, он оказался довольно совершенной машиной и не так уж плохо вёл себя на полигоне.

Правда, тогда же «Маус» продемонстрировал свою очевидную проблему. Во время испытаний «Мышонок» заехал в болотце, в котором и застрял намертво.

Вытащить «Мыша» из западни удалось, но проблемы с проходимостью были слишком очевидно неустранимы: хотя конструкторы сделали всё для рационального распределения веса, на грунт танк давил со страшной силой.

К 1945 году «Маус» удалось построить в двух экземплярах, но времени у немцев не оставалось уже ни на что. Весной 1945 года один «Маус» оказался в районе Цоссена, где располагался немецкий Генеральный штаб. В ночь на 22 апреля в городок ворвались советские танки, а штабисты спешно покинули его как раз в момент захвата.

«Маус» пытались завести и использовать по прямому назначению, но поединка Голиафа с толпой Давидов не вышло: сверхоружие в самый ответственный момент прозаически сломалось. Экипаж подорвал свою намертво заглохшую машину, а изумлённые советские солдаты стали решать, что делать с этим чудом техники. Ещё один танк нашли на полигоне в Куммерсдорфе.

В суматохе битвы за Берлин о «Маусе» забыли.

Однако в июне 1945, когда в руках у русских находилось уже два подорванных сверхтяжёлых танка, начали подготовку по перевозу чуда техники в СССР. Для того чтобы снять башню с «цоссенского» танка, пришлось использовать сразу десяток трофейных тягачей. Из двух подорванных танков собрали один относительно целый.

На полигоне «Мышонка» несколько раз обстреляли в целях испытаний, а затем оттащили в музей, где он пребывает и поныне. Гигантский танк оказался никому не нужен, хотя в Советском Союзе ещё несколько лет вели разработку собственных тяжеловесов для противостояния гипотетическому «Железному капуту».

«Маус» не стал символом военной мощи рейха, он стал символом бессмысленной гигантомании.

Здоровая «Дора»

Хотя вермахт обычно ассоциируется с танками и самолётами, одним из ключевых козырей немцев была мощная и разнообразная тяжёлая артиллерия.

Именно град артиллерийских снарядов прокладывал путь вермахту через укрепления Франции и Бенилюкса в начале войны, парализовал советские контрудары в 41-м, позволял противнику наносить тяжелейшие потери советским и союзным солдатам и брать штурмом города и укреплённые позиции.

Самые прочные форты в итоге поддавались огню сверхтяжёлых орудий. Скажем, Брестскую крепость в 1941 году и здания восставшей Варшавы в 1944 обстреливали из сверхмощных мортир типа «Карл», которые причиняли тяжелейший урон.

На батареи Севастополя в 1942 году обрушили тысячи снарядов большой мощности, включая 21-, 30,5- и даже 42- и 60-см калибра. Словом, в необходимости тяжёлой артиллерии невозможно было сомневаться.

Однако немцы не были бы собой, если бы не довели идею до некоторого абсурда. К артиллерийским курьёзам, безусловно, относится пара суперпушек — «Дора» и «Густав».

По Первой мировой войне немцы отлично помнили все трудности разрушения прочных бетонных и каменных укреплений.

Нацисты знали, что в новой войне во Франции, Бельгии и Нидерландах их будут ждать такие линии укреплений, каких ещё не было на свете.

Поэтому вскоре после собственного прихода к власти Гитлер заказал фирме Круппа сверхмощное орудие для уничтожения крепостей любой прочности. Проект суперпушки представили в 1937 году, и работа закипела.

Пушку назвали «Дора». Получившееся орудие поражало воображение. Её калибр превосходил даже морские орудия — 807 миллиметров. В гильзе мог поместиться человек. Снаряд весил семь тонн, больше любой авиабомбы.

Саму «Дору» обслуживали 250 солдат в качестве непосредственного расчёта, ещё две с половиной тысячи составлял вспомогательный персонал. Колоссальное орудие перемещалось по железной дороге и стреляло с рельсов.

Однако к штурму шедевров фортификации на Западном фронте «Дора» просто и прозаически опоздала. В 1940 году немцы сокрушили укрепления союзников более простыми средствами. Испытания велись до осени 1941 года, когда вермахт уже воевал в глубине СССР. Напрашивались два варианта применения осадных пушек — Ленинград и Крым. Поразмыслив, немецкие генералы решили отправить суперорудие на юг.

В апреле 1942 года, когда «Дору» начали монтировать под Бахчисараем, вермахт уже долго и без особого успеха осаждал Севастополь. Для финального штурма стянули колоссальную артиллерийскую группировку всех калибров.

Однако «Дора» должна была стать изюминкой этого собрания. Район действий «Доры» оцепили, сам факт прибытия строго засекретили. «Дора» должна была разрушать укрепления и береговые батареи. И по мере сил артиллеристы пытались это сделать.

Проблема в том, что точность стрельбы оказалась ниже всякой критики.

Долгое время считалось, что «Дора» добилась только одного попадания, которое уничтожило хорошо укрытый в скалах склад боеприпасов под Севастополем (так называемый «Белый утёс»). Однако рассекречивание документов советских архивов позволяет точно сказать, что это неправда.

Никакого взрыва складов с боеприпасами в день, когда якобы произошло событие, советские документы не фиксируют. Боевой путь «Доры» увенчался круглым нулём в графе «попадания».

Часто в качестве результата стрельбы «Доры» показывают разрушенную башню форта «Максим Горький» (30-я батарея), но в реальности пятью выстрелами «Дора» дала три недолёта и два перелёта, батарею же разбили сосредоточенным огнём 21-см орудий, бомбами с воздуха и накладными зарядами, которые сапёры притащили на себе.

В целом из 53 выпущенных снарядов цель не поразил ни один. Севастополь немцы взяли, но многочисленный расчёт и сложные механизмы огромной массы сработали вхолостую. После падения приморской крепости немецкие военные растерянно отмечали, что следов успешного применения грандиозной пушки найти не удаётся.

Немцы собрали даже две пушки этого типа, однако после Севастополя их так и не применили в бою. В Сталинграде уникальное орудие использовать не стали, а в апреле 1945 года сверхорудия подорвали, чтобы они не достались странам антигитлеровской коалиции. Огромная гора металла и полнокровный полк обслуги только даром переводили ресурсы рейха.

В безумных прожектах рейх только растратил уйму необходимых ему средств и сил. Металла и людей, потраченных на ту же «Дору», хватило бы на сотни противотанковых орудий с расчётами. К счастью, Гитлер и его окружение были людьми впечатлительными и неготовыми отказаться от гигантомании в пользу практичных решений.

Источник: https://life.ru/1113976

Ссылка на основную публикацию