Технический «спор» между калашниковым и коробовым

Госкомпании не удалось отсудить «калашниковский» бренд у наследников — новости Право.ру

Суду по интеллектуальным правам потребовалось полгода, чтобы разрешить спор вокруг «игрушечного» товарного знака между оружейным концерном «Калашников» и наследниками конструктора, имя которого получило предприятие.

Судья переживал за память легендарного конструктора, Российская Федерация не поняла существо спора, игрушки, доказывающие использование знака ответчика, вызывали недоверие у охраны суда, а истец и вовсе схлопотал предупреждение за неуважение к суду.

Победа же в итоге досталась компании дочери и внука Михаила Калашникова.

«Мы с вами рассматриваем доброе имя [Михаила] Калашникова.

Я бы посмотрел сейчас, как бы он отнесся к этой ситуации» – так Дмитрий Булгаков, судья Суда по интеллектуальным правам, убеждал примириться участников разбирательства вокруг товарного знака «АК-47» (дело № СИП-562/2014).

Спорили производитель стрелкового оружия ОАО «Концерн «Калашников», входящий в госкорпорацию «Ростех», и ЗАО «М.Т. Калашников», которое создал сам легендарный оружейник (сейчас оно принадлежит его дочери Елене Калашниковой и внуку Игорю Красновскому.

Госкомпания-истец 16 июня 2014 года подала иск к фирме наследников конструктора с требованием прекратить из-за неиспользования правовую охрану товарного знака № 272922, который представляет собой изображение автомата АК-47 с указанием этих цифр и букв. Этот товарный знак «М.Т.

Калашников» зарегистрировала для товаров 25-го («одежного») и 28-го («игрушечного») класса МКТУ, но концерн «Калашников» пытается монополизировать все бренды, так или иначе связанные с именем конструктора. На сайте компании говорится о «системной работе по консолидации прав в области интеллектуальной собственности».

Это заявление подкреплено сведениями, что незадолго до ухода из жизни конструктор передал концерну права на использование своей фамилии.

К декабрю 2014 года заседание не раз откладывали: изучали документы, представленные сторонами, привлекали всех необходимых участников. Сначала в качестве третьего лица появилось Правительство РФ, затем ООО «Сайберган Рус», которое по соглашениям с «М.Т.

Калашников» продавало страйкбольные ружья под спорным брендом, и присоединившее «Сайберган» в ноябре 2012 года ООО «Лютена». В этом же качестве были привлечены Межрегиональный общественный фонд М.Т.

Калашникова, Роспатент и «Ижевский механический завод», также входящий в «Ростех».

Вчера, 16 декабря 2014, года спор наконец рассмотрели по существу. Для начала представитель «Концерна Калашников» Юрий Адоньев потребовал приобщить к материалам оригиналы соглашений между ответчиками, в которых шла речь об использовании товарного знака.

Эти документы уже были приобщены в виде копий, но Адоньев усомнился в их подлинности. По его словам, экс-гендиректор «Сайбергана» (по данным Casebook, его звали Николай Щевинов) руководил еще четырьмя сотнями фирм, а сама компания находилась по адресу массовой регистрации.

– Вы заявляете ходатайство о фальсификации? – уточнила председательствующая судья Татьяна Васильева.

Адоньев не ответил, а его коллега Константин Манилов уточнил, что ходатайства в настоящий момент нет.

– Вы должны были заблаговременно подготовить, – укорил юристов судья Булгаков. – Возникает впечатление, что – умышленно или неумышленно – затягивание процесса исходит от вас.

В итоге подлинники соглашений к делу не приобщили.

Затем представитель Российской Федерации Анна Носальская ходатайствовала о приобщении пояснений. Позицию истца эта сторона поддержала, но у суда нашлись вопросы к аргументам.

– Возникает впечатление, что Российская Федерация не поняла существо требований, – обратилась к ней судья Васильева. – Спор [идет] о досрочном прекращении охраны товарного знака, а у вас [говорится], что незаконно была предоставлена охрана товарному знаку. Это в Роспатент.

Носальская предложила было отложить процесс, чтобы уточнить позицию, но коллегия на это не пошла и дала сторонам возможность огласить свои доводы.

Начал Адоньев. По его словам, концерн «Калашников» производит и предлагает товары, однородные продукции ответчика по 28-му классу МКТУ, – макеты автоматов АК-74, АК-74М, винтовки СВД и других моделей.

– Это макеты огнестрельного оружия? – поинтересовалась Васильева.

Адоньев неожиданно затруднился ответить.

– Или холодного? – поддел Булгаков.

– Смотря как использовать, – вполголоса добавила Васильева, а Адоньев попросил о перерыве в 30 минут.

– Чтобы ответить, макеты – это огнестрельного оружия или нет, нужно полчаса? – удивилась председательствующая, перерыв не объявила и попросила ответить, какие товары 28-го класса МКТУ, в котором зарегистрирован спорный товарный знак, соотносятся с макетами оружия, выпускаемыми концерном «Калашников».

– Игры и игрушки с подвижными частями, – ответил Манилов. Остальные товары, по его словам, концерн «Калашников» только намерен производить – поданы заявки на регистрацию.

Какие именно, он не сказал, но на сайте компании говорится о 21-м классе МКТУ, куда входят посуда и изделия из фарфора.

Кроме того, заинтересованность концерна в снятии охраны с бренда «АК-47» подтверждается, по словам Манилова, наличием у него товарного знака «автомат Калашникова» и фирменным наименованием предприятия.

После этого Васильева обратилась к стороне ответчика и спросила, какие доказательства использования товарного знака есть у ЗАО «М.Т. Калашников». Игрушечных автоматов у представителей фирмы с собой не оказалось. «Охрана [cуда] не в восторге», – заметил партнер «Елисаветский, Зрюев и партнеры» Максим Елисаветский.

Зато нашлись справки о ввозе упоминавшихся выше автоматов для игры в страйкбол, накладных и декларации. Эти документы были датированы июлем 2012 года, то есть укладывались в предела трехлетнего срока, необходимого, чтобы доказать использование товарного знака.

«Страйкбол – сейчас вид спорта, и, по сути, товар, ввозимый «Сайберганом», подпадал под 28-й класс МКТУ», – добавил Елисаветинский.

В свою очередь представитель фонда Калашникова – юрист «Пепеляев групп» Анастасия Фокина – рассказала, что ее организация занимается популяризацией творчества и жизненного пути легендарного оружейника и его коллег по профессии. Использование товарного знака, по ее словам, согласовано с правообладателями. Доказательствами использования со стороны фонда стали брошюры и книги, проиллюстрированные изображением автомата АК-47.

– Если фонд популяризирует творчество Калашникова, это не значит, что используется товарный знак, – заметил представитель истца Манилов.

А Фокина продолжала. По ее словам, фонд обращался в Роспатент относительно использования спорного знака, и ведомство ответило, что производимые концерном «Калашников» макеты относятся к 13-му и 16-му классам МКТУ – оружие и предметы для обучения.

Круг потребителей, вид и назначение товаров истца и ответчика, их ценовые категории различны, продолжала Фокина. Одну из моделей концерна она встретила в продаже по цене 17 000 руб.

и сделала вывод, что в товарах «игрушечного» 28-го класса истец не заинтересован.

После часа слушаний юристы концерна «Калашников» озадачили судей. Манилов протянул коллегии ходатайство о фальсификации доказательств ответчиком и проведении экспертизы.

– А что препятствовало? – удивилась Васильева, прочитав документ. – Дело идет с 7 июля, а на стадии реплик вы встаете и заявляете ходатайство. Что конкретно фальсифицировано?

Точных вопросов к экспертам и названия экспертного учреждения, по словам Васильевой, в ходатайстве не было. Ей удалось выудить из истцов, что те просят изучить дату изготовления лицензионных соглашений между ответчиками.

– Вы сейчас написали на коленке ходатайство! – возмутилась Васильева и зачитала п. 5 ст. 159 АПК РФ (о случаях, когда суд отказывает в удовлетворении ходатайств).

Она нажимала на отдельные фрагменты: «не были своевременно поданы», «направлены на срыв или затягивание процесса».

В итоге судья обвинила представителей концерна в неуважении к суду и пообещала, что предупреждение им окажется в протоколе.

Заявление о фальсификации осталось без рассмотрения, а после 5-минутного совещания судьи огласили решение: в удовлетворении исковых требований отказать. Представители истца не стали комментировать, будут ли они обжаловать решение.

Источник: https://pravo.ru/court_report/view/113708/

День.org — Битва за игрушки. Родня Калашникова продолжит борьбу за бренд АК-47 в суде с ижевским концерном

Михаил Красильников

«Игрушечный» спор в суде между концерном «Калашников» и родственниками легендарного конструктора будет продолжен. ЗАО «М. Т.

Калашников», учредителями которого являются дочь и внук Михаила Тимофеевича, подало кассационную жалобу на решения Суда по интеллектуальным правам, которая сопровождалась ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Дело в том, что после вынесенного в пользу концерна решения прошло больше двух месяцев установленного срока для обжалования. Родственники Калашникова опоздали на несколько дней.

Весь сыр-бор, длящийся уже два года, развернут вокруг использования изображения автомата Калашникова с надписью: «АК-47» для выпуска товаров класса «игрушки, игрушки с подвижными частями и игры».

Еще в 2004 году Роспатент зарегистрировал этот бренд на ЗАО «М. Т. Калашников», в состав учредителей входил тогда и сам Михаил Калашников. Он ушел из жизни в декабре 2013 года. В конце 2012-го правовая охрана была продлена до 2022 года. Она распространяется на такие товары, как одежда, головные уборы, игрушки, игровые автоматы, головоломки и настольные игры.

Однако в июне 2014 года, то есть спустя полгода после смерти Михаила Калашникова, концерн «Калашников» потребовал досрочно прекратить правовую охрану в России товарного знака в отношении игрушек, игрушек с подвижными частями и игр, так как правообладатель, а именно ЗАО «М. Т. Калашников», не использовал этот бренд для данной группы товаров. По закону, если бренд не используется непрерывно в течение трех лет, правовая защита может быть с него снята.

Первоначально суд отклонил иск концерна, так как установил, что спорный товарный знак используется под контролем правообладателя третьими лицами, в том числе, например, для производства моделей автоматов АК-47 для игры в страйкбол.

Концерн свою заинтересованность в получении прав на спорный бренд объяснил тем, что он уже занимается выпуском, продажей и рекламой «однородных товаров» — массо-габаритных макетов АК47, АК74М и другого оружия, производящегося концерном «Калашников» и подконтрольным ему Ижевским механическим заводом. Кроме того, он подал заявки на регистрацию в качестве товарных знаков объемных обозначений, сходных со спорным брендом.

Тем не менее, как следует из материалов суда, президиум Суда по интеллектуальным правам в мае 2015 года отменил решение первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение.

Согласно выводам президиума ЗАО «М. Т.

Калашников» и его партнеры использовали не зарегистрированный на это общество бренд, а изображение всемирно известного автомата Калашникова образца 1947 года с обозначением «АК-47».

В октябре 2015 года была проведена социологическая экспертиза, выводы которой тоже оказались удивительными. Людям в ходе исследования показывали изображение спорного бренда для использования на игрушках, то есть контура автомата Калашникова с надписью: «АК-47».

Естественно, у людей оно ассоциировалось именно с настоящим автоматом Калашникова или макетом автомата, а не с игрушками, на которых наносился такой логотип. То есть ЗАО «М. Т. Калашников» вроде как само виновато, что не занималось популяризацией этого изображения.

Отклонил суд и доводы о том, что концерн «Калашников» не является правопреемником Михаила Калашникова, создавшего АК-47, так как они не относятся к предмету спора. В итоге родственники легендарного конструктора суд в апреле этого года проиграли.

По сути, суд встал на сторону концерна, потому что сами автоматы и их макеты, использующиеся в качестве учебных пособий или сувениров, обывателям знакомы и спорный логотип они воспринимают как изображение этих изделий, а не как бренд игрушек.

Вполне возможно, что, окончательно выиграв суд и в кассации, концерн аналогичным образом может лишить родственников Калашникова прав на использование бренда, созданного Михаилом Тимофеевичем, и в отношении других групп товаров — одежды и головных уборов.

Как известно, нынешнее руководство предприятия, как и предыдущее, охотно стремилось использовать бренд Калашникова для выпуска различной сувенирной продукции, одежды, кепок и т. д. Еще при прежнем руководстве был разработан новый логотип предприятия, который представлял собой стилизованное изображение АК. Под него был создан целый каталог с брендированной продукцией.

После смены руководства концерна этот логотип назвали безвкусицей и потратили порядка 20 млн рублей на ребрендинг. В результате появился новый логотип концерна и трех направлений продукции: «Калашников» — боевое оружие, Baikal — охотничье, IZHMASH — спортивное. Ни в логотипе концерна, ни в логотипе направления боевого оружия нет стилизованных изображений АК.

У среднестатистического жителя России, да и, пожалуй, у ценителей оружия из-за рубежа, эти новоделы, нарисованные студией, вряд ли ассоциируются с автоматом Калашникова. Чего не скажешь о спорном бренде, повторяющем силуэт автомата со всемирно известной надписью: «АК-47».

Читайте также:  7 советов, как утеплить пластиковые окна своими руками

На непонятных стилизованных буквах «К» на футболках, кружках и игрушках так заработать, как на изображениях автомата. Именно поэтому стоит ожидать дальнейшего ожесточенного сражения концерна в судах с родственниками Калашникова. Ничего личного, просто бизнес.

И неважно, что Михаил Тимофеевич по простоте душевной подарил свою фамилию концерну и денег за это не попросил.

Предприятию пора бы уже заняться судами с заводами за рубежом, которые без разрешения «Калашникова» клепают у себя самые популярные модификации АК и продают их по более низким ценам.

Американцы после введения санкций в отношении концерна зарегистрировали бренд у себя и без зазрения совести собирают автоматы Калашникова, пока концерну нельзя продавать боевое оружие в США.

Но это долгий и сложный процесс. С игрушками как-то попроще.

Источник: https://www.day.org.ru/news/8028

Справочное бюро: О памятниках Шмайссеру и Калашникову

19 сентября в Москве, на пересечении Садового кольца и Долгоруковской улицы, был открыт памятник Михаилу Тимофеевичу Калашникову, изобретателю самого известного в мире автомата. Эта дата пришлась на День Оружейника, праздник, учреждённым В.В. Путиным по инициативе самого Калашникова.

Через пару дней после открытия специалисты в сфере военной истории обнаружили, что на постаменте памятника изображена взрыв-схема StG 44 (Sturmgewehr 44, немецкой штурмовой винтовки конструкции Хуго Шмайссера, оружейника Третьего рейха).

В интернетах «всплыл» старый спор о заимствовании Калашниковым для своего автомата деталей и узлов от StG 44.

Напомним — комментаторы-критики, в 99,9% случаев оказывающиеся непростительно далёкими от оружейной темы, указывают на внешнее сходство АК и StG 44 как на неоспоримое доказательство того, что российское оружие «слизано» с немецкой винтовки.

Однако если взглянуть на внутренние части и схему работу обеих винтовок, то видны принципиальные различия. В каких же отношениях находятся автомат Калашникова и Sturmgewehr 44?

Максим Попенкер, официальный представитель концерна «Калашников», опубликовал на сайте Kalashnikov.Media статью, хорошо отвечающую на этот вопрос. Итак…

1. Кто такой Хуго Шмайссер и почему его часто поминают рядом с Калашниковым?

Хуго Шмайссер (Hugo Schmeisser)

Хуго Шмайссер (Hugo Schmeisser, 1884-1953) — немецкий конструктор оружия и предприниматель, потомственный оружейник.

Прославился разработкой нескольких ранних автоматических пистолетов для фирмы Bergmann, одного из первых серийных пистолетов-пулеметов МР 18 (его приоритет не без оснований оспаривают итальянцы с OVP-1918 и Beretta-1918).

В контексте отечественной истории оружия Шмайссера чаще всего поминают в связи с разработкой автоматов под промежуточный патрон. Действительно, в 1943 году Красная Армия получила в качестве трофея немецкий автомат Mkb 42(H) конструкции Шмайссера под промежуточный патрон 7.

9х33, что привело к созданию в 1943 году собственного промежуточного патрона 7.62х41 с несколько лучшей, чем у немцев, баллистикой и развертыванию активных работ над оружием под этот боеприпас.

Тут надо особо отметить, что, когда Шмайсер еще занимался в Германии налаживанием массового производства своего модифицированного автомата Stg 44, в СССР шли работы по созданию целого семейства оружия под промежуточный патрон — карабинов с ручной перезарядкой и самозарядных, автоматов и ручных пулеметов.

Уже летом 1945 года, когда захваченный американцами в апреле 1945 года Шмайссер еще сидел в их плену, в СССР начались войсковые испытания автомата Судаева АС-44 под патрон 7.62х41. Параллельно с ним начались испытания и самозарядного карабина Симонова СКС под тот же патрон.

В 1946 году Шмайссер вместе с группой других немецких инженеров был отправлен в СССР для передачи немецкого опыта.

Напомню, в те времена это было нормальной практикой — первые советские реактивные самолеты имели двигатели немецкой конструкции, первый Ижевский послевоенный мотоцикл ИЖ-350 был копией немецкого DKW 350, французы на своих заводах собирали пистолеты Вальтера для своей полиции из трофейных деталей и по трофейной документации, а все американские космические ракеты вплоть до «лунника» Сатурн-5 были сделаны под руководством бывшего штурмбанфюрера СС Вернера фон Брауна.

2. Что известно о сотрудничестве Шмайссера и Калашникова?

Михаил Калашников в молодые годы

По большому счету ничего.

Михаил Тимофеевич работал над своим автоматом в городе Ковров и на Щуровском полигоне в Подмосковье, принимая участие в конкурсах на новый автомат 1946 и 1947 годов наравне со многими другими конструкторами, так или иначе оказавшими заметное влияние на окончательный вариант автомата АК-47 после неудачи с АК-46. В частности, тут стоит отметить туляка Булкина с его автоматом ТКБ-415, являвшегося одним из главных конкурентов Калашникова на последнем этапе конкурса 1947 года.

В Ижевск, где с 1946 года пребывал Хуго Шмайссер с группой своих бывших соотечественников, Калашников приехал в начале 1948 года уже с более или менее готовой конструкцией автомата АК для постановки ее на серийное производство.

Еще нужно отметить, что конструкция нового автомата на тот момент являлась секретной, а немецкие инженеры, работавшие в Ижевске, допуска к секретным работам не имели.

Вообще, в открытом доступе в музее ИЖМАШ в Ижевске имеется достаточно большой объем документов по работе там группы немецких оружейников, включая личные характеристики на них, из которых следует, что Шмайссер, в отличие от ряда других своих коллег, также оказавшихся в советском плену (таких как Грюнер, например), не проявлял особого рвения в помощи победителям и занимался не слишком серьезными разработками вроде нового пистолета-пулемета или магазинов к оружию. Можно предполагать, что Шмайссер мог передать советским инженерам какие-то данные по технологии штамповки деталей оружия из листовой стали, но документальных подтверждений этому пока не найдено.

3. Является ли совпадением сходство конструкций между Stg-44 и АК-47?

Если говорить о внешнем сходстве — то да, StG 44 и АК-47 похожи. Как похожи друг на друга любые другие схожие по назначению единицы оружия.

Если говорить о внешнем сходстве, то тут уместно вспомнить инженерную поговорку о том, что форма определяется функцией.

Одно назначение диктует схожесть внешнего вида, при этом нужно отметить, что аналогичную StG 44 общую компоновку (штампованная конструкция, отдельная пистолетная рукоятка, отъемный коробчатый магазин, откидной вниз на шарнире блок ударно-спускового механизма с рукояткой) имел скажем пистолет-пулемет Судаева образца 1942 года. С другой стороны, схожую с АК компоновку (как внешне, так и внутренне) имела автоматическая винтовка (ручной пулемет) американца Льюиса (Lewis machine rifle) 1923 года — в этой системе также имелась газоотводная автоматика с верхним расположением газового поршня с длинным ходом и запирание поворотным затвором.

Если говорить чисто об устройстве автоматики и компоновке внутренних узлов, то тут тоже различий между системами Калашникова и Шмайссера гораздо больше, чем совпадений.

Что касается StG 44, то его компоновка с откидным вниз узлом УСМ, возвратной пружиной в прикладе, газовым поршнем с длинным ходом и характерным запиранием перекосом затвора в вертикальной плоскости имела более чем случайное сходство с устройством чешского ручного пулемета ZB Vz.26. Особенно это сходство было заметно в раннем варианте немецкого автомата Mkb 42(H), впрочем, и в «Штурмгевере» 1944 года чешские «уши» торчат самым очевидным образом.

Внутри AK-47 и StG-44 мы видим различные принципы компоновки узлов, запирания ствола и гашения отдачи

Автомат Калашникова по устройству узла запирания и ударно-спусковому механизму базируется на американской системе Гаранда М1 (что подтверждал в своих мемуарах и сам Михаил Тимофеевич).

Концепция «вывешивания» затворной группы с большими зазорами для обеспечения высокой надежности при загрязнении была ранее применена Судаевым в его автомате АС-44, конструкция ствольной коробки с отдельной крышкой и характерным решением возвратной пружины ранее были реализованы в автомате Булкина ТКБ-415.

Если говорить кратко, то и Шмайcсер, и Калашников занимались решением одной и той же инженерной задачи (то есть созданием оружия на уже известных принципах и под схожие требования), но подходы у них были принципиально разные, как и результаты — автомат Калашникова получился заметно легче «штурмгевера», более гибок конструктивно (для StG 44 создание варианта со складным прикладом вылилось бы в серьезную переделку конструкции из-за расположенной в прикладе пружины), а главное — гораздо более надежен.

Именно поэтому, невзирая на известность, StG 44 после войны всерьез не копировали в других боевых образцах, а вот АК стал одним из самых успешных, массовых и копируемых образцов не только в своем классе, но и вообще среди всего боевого стрелкового оружия 20 века.

Для более искушенных наших читателей — полная разборка StG 44. Кто хорошо знаком с устройством автомата Калашникова — увидят отличия в системах этих винтовок.

Источник: https://lastday.club/kalashnikov-i-schmeisser-stg-44/

Памяти великого оружейника Михаила Калашникова

Рассказывать о Михаиле Калашникове легко и трудно одновременно. Легко потому, что был он человеком открытым и с журналистами всегда делился и своими воспоминаниями, и своими мыслями. А трудно по той же причине — почти все о нем уже известно.

Михаил Тимофеевич хоть и имел всемирную славу, но долгое время, как конструктор оружия, был не выездным. Лишь в девяностые годы он стал непременным участником международных оружейных салонов. Поездки его организовывало сначала «Росвооружение», а потом «Рособоронэкспорт». На таких салонах он становился настоящей звездой.

В российскую экспозицию приходили посмотреть не только на выставлявшиеся образы боевой техники и стрелкового оружия, но и на самого мистера Калашникова. Многие из выдающихся американских и европейских конструкторов считали за честь просто поздороваться с ним за руку, сфотографироваться рядом. Михаил Тимофеевич не отказывал никому.

Уже в новом веке «Рособоронэкспорт» взял над Калашниковым персональную опеку, если можно так выразиться. Ему оказывалась различная материальная помощь, и пока позволяло здоровье, его возили на зарубежные салоны оружия. Причем делали это очень тактично, с большим уважением и с хорошей организацией.

Впрочем, Калашников не просто находился на иждивении этой организации, он там по-настоящему работал и сделал очень много для продвижения российского стрелкового оружия на мировой рынок.

Долгое время по линии «Рособоронэкспорта» Михаила Тимофеевича лично опекал Александр Ужанов. Несмотря на разницу в возрасте между ним и Калашниковым сложились очень доверительные и добрые отношения. Ужанов, будучи по профессии военным журналистом, просто не мог не написать книгу о великом оружейнике.

Получился не просто биографический рассказ из серии «Жизнь замечательных людей», а интереснейший сборник с воспоминаниями самого Калашникова, рассказами о нем близких людей и тех, кто, не зная конструктора, был прекрасно знаком с его оружием.

Мы созвонились с Александром Ужановым и попросили его рассказать о некоторых наиболее интересных, с его точки зрения, моментах биографии Калашникова и вспомнить, что говорили люди, знавшие конструктора или его стреляющие изделия.

Мальчик, нареченный Михаилом, родился в семье Калашниковых 10 ноября 1919 года. Случилось это в селе Курья Барнаульского уезда Алтайской губернии.

У отца Тимофея Александровича Калашникова (1883-1930) и матери Александры Фроловны Ковериной (1884-1957), переехавших на Алтай с Кубани, из станицы Отрадной, он был одним из девятнадцати детей. Это как бы общеизвестно, — рассказал Ужанов.

— Но долгое время не афишировалось, что предки конструктора до революции были людьми зажиточными и глубоко верующими православными христианами.

Оружейный конструктор Михаил Калашников скончался на 95-м году жизни

Отец — Тимофей Алексaндрович Кaлaшников — из крестьянской семьи, родился 1 феврaля 1883 годa в селе Слaвгород Ахтырского уездa Хaрьковской губернии (ныне Крaснопольский рaйон Сумской облaсти).

Читайте также:  Как выбрать мебель для кухни: 9 самых важных правил

Дед по отцу, Алексaндр Влaдимирович Кaлaшников, тaкже выходец из Слaвгородa.

Этот вaжный биогрaфический фaкт подтвержден хрaнящейся в Сумском облaстном aрхиве зaписью в метрической книге Троицкой церкви, которую сделaл священник Арсений Люборский в присутствии свидетелей унтер-офицерa Ивaнa Трофимовичa Чергинцa и девицы Стефaниды, дочери псaломщикa Николaя Вербицкого.

Мaть конструкторa — Алексaндрa Фроловнa Коверинa родом из Орловской губернии, из многодетной семьи зaжиточных крестьян.

Хочу отметить интересные исторические детали. День, в который родился Михаил Калашников, исторически богат на события и людей. В 1709 году в этот день русские войска разрушили Батурин — столицу гетмана Левобережной Украины Мазепы. А за 160 лет до появления на свет младенца Михаила мир был отмечен рождением немецкого поэта и драматурга Иоганна Кристофа Фридриха фон Шиллера.

Своим рождением этому дню обязаны многие отечественные ученые и конструкторы — видный ученый-радиотехник, один из основоположников советской кибернетики Аксель Иванович Берг, трижды Герой Социалистического Труда академик Андрей Николаевич Туполев, под руководством которого создано свыше ста типов военных и гражданских самолетов, создатель космических систем связи, телевидения и навигации Михаил Федорович Решетнев. Родился в этот день и американский авиаконструктор Джон Кнудсен Нортроп, идеи которого были использованы при создании бомбардировщика-невидимки В-2.

Интересно, что астрологи утверждают, будто рожденные 10 ноября постоянно сталкиваются с серьезными изменениями, как в самих себе, так и в тех материалах и продуктах, с которыми они работают.

Им иногда приходится годами скрываться от внешнего мира. Может, кто-то и усмотрит в этом какую-то связь с биографией Калашникова, который долгое время был засекреченным конструктором.

Он часто повторял: «Когда меня выпустили из подполья…»

Любители гороскопов, наверное, «вычислят» у Калашникова немало и других важных качеств, свойственных людям неординарным. Меня же, — вспоминает Ужанов, — больше интересовали черты характера, которые отмечали люди, близко знавшие Михаила Тимофеевича по жизни.

По общему мнению, он был очень требователен и принципиален по отношению к себе. Отличался упорством, настойчивостью, целеустремленностью, одержимостью в любом начатом деле.

Эти качества плюс незаурядный ум и смекалка позволили старшему сержанту Калашникову победить в соревновании с образованными, титулованными конструкторами оружия.

Невысокого роста, коренастый, с виду, казалось бы, простой и доступный для любого человека, Михаил Тимофеевич, как говорится, был себе на уме. Он редко вступал в спор с людьми иных взглядов, поскольку все равно остался при собственном мнении. Бредовые идеи и услуги всевозможных «изобретателей» не принимал.

Зато всегда прислушивался к замечаниям людей военных, особенно солдат, которые при прохождении службы использовали его оружие. Как-то один охотник из Агрыза покритиковал Калашникова за его охотничий карабин «Сайга».

Михаил Тимофеевич внимательно выслушал, а впоследствии кое-что в своем изделии действительно переделал.

Неудовольствие чьим-то поступком Калашников выражал своеобразно: долго бурчал по этому поводу, высказывая провинившемуся свои претензии. В таких случаях друзья на Калашникова никогда не сердились, так как знали: зря он никого не обидит.

Интересно происхождение фамилии Калашников. Она ведет историю из центральных областей Древнерусского государства, входит в число старинных русских фамилий, образованных от мирского имени родоначальника.

Как пишет в своих трудах по ономастике известный историк-лингвист Юрий Федосюк, я это помню дословно: прозвание Калашников получали дети по именованию рода занятий отца — пекаря и продавца калачей.

Надо сказать, что державшие лавки в калашных рядах люди были всегда довольно состоятельной прослойкой общества в крупных городах. Имя Калач или Калаш родители могли дать и новорожденному сыну.

Наши предки верили в то, что имя может повлиять на судьбу ребенка, и старались назвать его таким именем, которое помогло бы ему в жизни. Родители, называвшие сына Калашом, желали ему безбедной и сытной жизни.

А что желали своим сыновьям жители африканской страны Мозамбик, называя их в XX-XXI столетиях именем Калаш? Африканцы надеялись, что с этим именем в новорожденного мальчика вселяется дух свободы и способности постоять за нее. Конструктор в связи с этим шутил, что по свету гуляют не только Калашниковы, но и Калаши.

И добавлял, что это приятно, так как не надо платить алименты. Правдивость шутки этой налицо. Ведь в Народной армии ГДР военнообязанный давал своему оружию имя Каши.

В израильской армии желанное трофейное оружие называли «Клач», а американские ветераны вьетнамской войны до сих пор благоговейно рассказывают о несокрушимой штурмовой винтовке Вьетконга — «ЭйКей», которую можно было волочить по грязи, а она продолжала стрелять и тогда, когда штатная М 16 капитулировала.

А еще Калашников рассказывал, что, будучи в Индии, он видел, как на его глазах рожала лошадь, и местные жители попросили конструктора дать жеребенку прозвище. Михтимом (производное от имени и отчества конструктора) назвали того коня.

Чтобы лучше понять, кем был человек, который сделал самое массовое стрелковое оружие в современной истории, и что значило его изобретение, можно привести высказывания самых разных людей из разных стран.

Мнение

Сергей Чемезов, генеральный директор госкорпорации «Ростехнологии»:

«Для каждого сотрудника нашей корпорации «Рособоронэкспорт», где последние пятнадцать лет самоотверженно трудился Михаил Тимофеевич, было высокой честью общаться и работать рука об руку с мировой легендой минувшего и нынешнего столетий — выдающимся конструктором стрелкового оружия, великим патриотом России. Наша безмерная благодарность Михаилу Тимофеевичу за тот каждодневный вклад, который он вносил в укрепление военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами».

Выдающийся тульский конструктор скорострельного артиллерийского и стрелкового оружия Василий Грязев, к сожалению, тоже ушедший из жизни, так отзывался о Калашникове и его изделиях:

«Всем надо принять три незыблемых постулата:

1. Лучшим автоматом XX — начала XXI века является автомат Калашникова.

2. Калашников — выдающийся конструктор стрелкового оружия.

3. Лучшим заводом по производству стрелкового оружия является Его Величество Ижевский машиностроительный завод».

Игорь Севастьянов, заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта»:

«Вне всякого сомнения, Михаил Тимофеевич был патриархом мирового стрелкового оружия. Он внес неоценимый вклад в продвижение на внешний рынок российского стрелкового оружия, которое является залогом мирного сосуществования враждующих соседей. Имя Михаила Тимофеевича Калашникова также широко известно, как имя первого космонавта Земли Юрия Гагарина».

Елена Гагарина, генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»:

«Оружие Калашникова является не только явлением инженерно-конструкторской мысли, но и — более широко — важным фактом российской культуры».

Альфред Артамонов, лауреат премии имени Калашникова:

«…И хотя автомат Калашникова не успел сказать своего веского слова в прошлой войне, мы знаем: его роль в обеспечении мира очень и очень значительна. Не случайно американский журнал «Ньюс уик» вынужден был признать, что «еще более надежным, чем ракетные снаряды и минометы, оказался автоматический карабин АК-47 советского производства».

Кристофер Чиверс, московский корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс»:

«Детище Калашникова перевернуло весь мир, снабдив небывалой огневой мощью сначала коммунистические режимы и поддерживаемые ими революционные движения, а потом и всех, кто хотел получить в свои руки недорогое и надежное оружие. Все это время для многих поколений ижевских оружейников производство автомата Калашникова было той золотой жилой, благодаря которой их семьи имели крышу над головой, а дети были сыты, обуты и одеты».

Роберт Фримонт, помощник конструктора американской винтовки М 16 Юджина Стоунера:

«АК — это бесподобное оружие. Он будет стрелять практически в любых условиях, его можно швырнуть в болото, достать и стрелять дальше. Калашников решил пожертвовать большей точностью за счет живучести оружия и поступил правильно — создал универсальное оружие».

Доктор Эдвард Клинтон Изелл, главный советник отдела истории Вооруженных сил США и хранитель коллекции огнестрельного оружия Национального музея США (из письма М. Т. Калашникову):

«Как историк стрелкового оружия, я считаю, говоря без лести и преувеличения, что Вы оказали решающее влияние на развитие этого класса техники во второй половине XX века. Думаю, что в мире не найдется двух мнений на этот счет.

Это обстоятельство обязывает нас отнестись с особым вниманием к Вашей творческой деятельности, которая сыграла важнейшую роль в формировании известного нам облика мира.

В подобном случае крайне желательным является показ специфики творческого процесса становления конструктора, его мотивов, методов, условий его работы, определяющих направленность его мысли и его возможности.

Помимо научного и человеческого интереса, такого рода знание представляет большую воспитательную и образовательную ценность для молодого поколения и, как мне кажется, может способствовать росту взаимопонимания и взаимоуважения между народами наших стран».

Василий Яковлев, ветеран первой чеченской войны, боец спецподразделения МВД:

«АК я считаю одним из лучших образцов оружия в мире. Михаил Тимофеевич Калашников создал великолепное оружие, которое спасло жизнь десяткам тысяч советских и российских воинов. Во многом благодаря ему престиж России как военной державы остается на высоте».

Природа наделила его ярко выраженными качествами — смелостью и сентиментальностью, добротой и нетерпимостью ко лжи, уверенностью в себе и желанием помочь слабым. Сдержанность и вместе с тем яркость проявления эмоций — все это характеризует его как человека собранного, обладающего огромным творческим потенциалом».

Вот что вспоминал Игорь Красновский — внук Михаила Тимофеевича, еще при жизни великого дедушки:

«Когда Союз рухнул, дед находился в оцепенении, он не понимал, что произошло. А потом перестроился и нашел себя. Я удивился, думал, он уже выпал из времени. А он стал вполне современным человеком, правда, с консервативными взглядами. Джинсы любит носить, модную куртку. Книги читает — только те, где мудрость жизни сложена.

Лучше его в оружии никто не разбирается, это специалист экстра-класса. Потом, ему просто необходима мозговая деятельность. Он часто говорит: «Конструкторы, как деревья, умирают стоя…»

Записываю ли я разговоры с ним для истории? Нет, хотя иногда думаю, что поступаю глупо. Стараюсь много фотографировать. Я настолько уже привык, что он есть, что мне кажется, что дед — вечный…»

Источник: https://rg.ru/2013/12/24/kalashnikov-pamyati-site.html

По Калашникову

Товарищ Калашников в очередной раз написал о том, что национал-демократы — вороньё, а он — орёл горный.

Я было собирался отписаться по товарищу (очень уж он выпукло бочок подставил), но Егор Холмогоров сделал это, во-первых, раньше, и, во-вторых, «без лишних страстей». Читайте кому интересно.

Добавлю только несколько слов. Меня лично во всей этой истории с Калашниковым больше всего раздражает его пиздобольство и бесогонство. Или, выражаясь языком более литературным – абсолютно бездоказательные утверждения, подаваемые уверенным тоном. Конкретно: этот человек говрит (и намёками, и прямым текстом), что я-де получаю деньги в Администрации Президента.

Возможно, он в это верит (хотя не думаю). Но допустим, верит. Важно тут то, что он не может привести ни доказательств, ни хотя бы правдоподобных аргументов в пользу подобного мнения. С тем же основанием он мог утверждать, что я беру деньги в посольстве Танзании или по ночам убиваю старушек, чтобы наскрести на очередной выпуск журнала «Вопросы национализма».

Ровно с тем же самым, да. Короче, Калашников пиздит, ибо свои слова подкрепить не может ничем, кроме как пролетарской чуйкой: «нутром чую, берёт он деньги у японской разведки». И сколько-нибудь серьёзные люди в ответ на такую предъяву – предъявили бы ему самому. «Докажи — или признай, что спизднул».

А поскольку доказательств у него нет – стал бы он в глазах серьёзных людей бесогоном и фуфлыжником. Каковым он и является по факту.И чтобы два раза не вставать. Представьте себе, я не отказался бы от средств из любого кармана, в том числе и сурковского, причём взял бы их безо всяких угрызений совести. Именно потому, что я собой не торгую.

Читайте также:  10 советов по выбору энергосберегающих ламп для дома и квартиры

Меня можно нанять, но не купить. Я охотно возьму деньги на то, что я сам считаю нужным делать. Но только на то, что я считаю нужным. Как самый-самый минимум — на то, что не противоречит моим убеждениям. Со мной можно договориться, но в очень узких пределах – то есть ровно до границы принципов. Каковые всем интересующимся хорошо известны.

Именно по этой причине никакая кремлёвская администрация даже и не пыталась завести со мной какие-либо отношения. Потому что они не дураки. И понимают, что нет никакого смысла что-то давать Крылову, раз Крылов будет «гнуть свою линию» невзирая ни на что.Кстати, ровно по этой же самой причине меня в своё время нанял Стас.

Просто в тот конкретный момент – осень 2007 года — ему нужен был человек, который гнул бы именно эту линию. А когда ему это стало неинтересно, он перестал платить мне деньги, вот и всё. Опять же — потому что не дурак.Но это всё лирика, а есть факт.

Никаких «сурковских денег» я не получаю, в Администрации не кормлюсь, и никаких доказательств того, что я это делаю, у Калашникова нет и быть не может.Заметим, это касается именно фактов. Как он перевирает мои слова и слова моих соратников, как клевещет на национал-демократическую идеологию в целом и что нам приписывает – это отдельная благодатная тема.

При этом сам Калашников, насколько я его знаю, тоже «человек с принципами». И то, что он вписался в небольшую кремлёвскую компанию по мочению национал-демократов – это не из-за «копеечки лишней». То есть «копеечку» могли ему дать, а могли и не давать — этого я не знаю.

Но я не сомневаюсь, что он в любом случае не «продавался» — то есть не говорил ничего такого, чего бы ему не хотелось сказать и безо всякой копеечки. Потому что сама идея, что жизнь, свобода и благосостояние русских могут быть какой-то ценностью, ему, как «государственнику», не просто непонятна, а противна. Почему – я уже объяснял, сходите по ссылке.

Так или иначе, некие «принципы» тут есть. Как и у меня, да. Правда, в мои принципы входит честность, а в его — нет. Как показала практика, он преспокойно гонит фуфло, «если так надо для дела».

Ну, знать, и дело у него… такое вот дело, ага.

ДОВЕСОК. Да, кстати.

Если кто-то не в курсе того, какие такие светлые идеи Калашников противопоставляет ненавистному ему «нацдемству», пусть почитает хотя бы вот эти его фантазии про «чёрную бронетехнику», «мобильные пыточные камеры», расстрелы по анонимным доносам и «сожжение коттеджей наркоторговцев вместе с хозяевами». Ну чисто «сажать на кол, отрезать груди, рок-н-роллом зудеть при этом».

И ведь пишет всю эту хрень не девятнадцатилетний тонокошеий юноша, от которого такого и можно ожидать, а крепкий, поживший дядька. Вот что обидно.

)(

Источник: https://krylov.livejournal.com/2299008.html

Урок литературы по поэме М.Ю.Лермонтова «песня про купца Калашникова»

Урок литературы по поэме ЮМ.Лермонтова «Песня про купца Калашникова»

7 класс

I этап – мобилизующий – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

На экране картина В.М.Васнецова «Витязь на распутье». Что вы можете сказать об этой картине? О названии?

( Выбор пути. Сказочный сюжет, богатырь не боится тяжелых испытаний, уверен в победе)

А в жизни всегда есть такая уверенность в победе? Всегда ли правильно мы выбираем путь?

Представление учителем учебной ситуации (погружение)

II этап – целеполагание

ЧТО МЫ УЗНАЕМ О ГЕРОЯХ ИЗ НАЗВАНИЯ?

4.Слушая наших историков, скажите, какие ключевые вы отметите в понимании образа Ивана Грозного?

Как вы думаете, пригодиться нам этот материал для решения проблемы, которую мы определили на уроке?

5.Для решения проблемы урока будут работать группы узких «специалистов» -историков, литературоведов, художников-иллюстраторов, и самое главное- 2проницательные» читатели.

-Читатели, сделайте вывод о том времени –эпохе Ивана Грозного?(жестокость, страх) Но власть царя- закон, надежда народа на справедливость!!!!

6.-Что случилось в 1 главе? Заголовок. Ваши читательские комментарии.

7. «Историки». СЕМЬЯ И ЕЕ ЗАКОНЫ В ЭПОХУ ИВАНА ГРОЗНОГО.

8. -Почему Степан Парамонович так эмоционально реагирует на опоздание жены? Что в ее виде его больше всего поражает?

-Почему Алена Дмитриевна даже после этих слов обращается к мужу «Государь мой, красно солнышко». Кем для нее является муж?

— Любит ли мужа Алена Дмитриевна?

-Так, предлагая Алене Дмитриевне ответить на его любовь, Кирибеевич позорит только ее?

-А какую из библейских заповедей он нарушил? А он не боялся божеского наказания?( Бусурманин.)

— Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алене Дмитриевне

ВЫВОД: что семейные устои были самыми важными на Руси.

8. ( «ИСТОРИКИ» ЛИЗА:

ПОДВИГ КУПЦА КАЛАШНИКОВА

Поэтому решение купца Калашникова встать против опричника царя, на защиту чести своей семьи, следует назвать подвигом. Только смерть обидчика может смыть позор, ведь если в государстве жизнь общества строилась по законам «Судебника» — свода законов, то в семье действовали законы «Домостроя»-свода семейных законов.

Вот что там говорилось: мужу подобает поучать жену свою с любовью и благорассудным наказанием; жена должна у мужа спрашивать разрешения, советоваться по всем вопросам: как душу спасти, как богу и мужу угодить и вести хозяйство; и во всём мужу покоряться; и что муж прикажет, то с любовью принимать и со страхом внимать и творить по его приказу.

Муж распоряжается женой, но и полностью отвечает за неё. Он её защита в беде, в несчастье.

ЧИТАТЕЛИ, правильное ли решение принимает Калашников? Ваше мнение!

9.ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПЕРЕЙТИ К 3 ГЛАВЕ, СЛОВО ЛИТЕРАТУРОВЕДАМ.

Все имена говорят… Проанализируйте смысл происходящих событий, связав их с именами главных героев .

Как можно доказать, что опричник был не православной веры? (Алена- предположительно от греческого helenos – свет, иногда переводят как «сияющая»; Иван- Яхве (Бог) смилостивился, помиловал` ; Степан — венок (греч.

); Дмитрий — от женского Деметра — означает «Мать-Земля»; Парамон — надежный, верный (грен.; Кирибеевич лишён честного имени — он “бусурманский сын”)

ВЫВОД: Что можно сказать о вере героев?

10.К началу третьей главы Калашников и Кирибеевич еще ни разу не встретились. А конфликт между ними есть?

Это конфликт только двух мужчин из-за одной женщины?

11. Завяжите «узел» конфликта. Как речь героев характеризует каждого из персонажей поэмы?

. . Анализ 3 главы .Как бы вы ее озаглавили?

«ИСТОРИКИ» Правила кулачного боя.

Третья глава начинается сценой начала кулачного боя. На Руси это была всеобщая забава. Кулачные бои обычно проводились по праздникам с Рождества до Троицы, а разгул боёв начинался во время Масленицы.[ Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах.В боях участвовал и простой народ и торговцы. Мужчины показывали свою силу и удаль.

«Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками.

Но кулачный бой запрещал смертоубийство.

ЧИТАТЕЛИ, КАК ВЕДУТ СЕБЯ ПОЕДИНЩИКИ? ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ.(Кому кланяются герои перед боем? Почему?

— Какое значение для понимания замысла автора имеет спор между Кирибеевичем и Калашниковым перед боем?) КРЕСТ ПРАВОСЛАВНЫЙ

Кто и почему из него выходит победителем?

14. Хороший писатель всегда хороший психолог. Он проникает в душу, заставляет задуматься о каких-то важных общечеловеческих ценностях. Таков и Лермонтов

.Задание для «проницательных» читателей: О каких нравственных общечеловеческих ценностях заставляет задуматься Лермонтов?

(По ходу проверки задания ученики высказывают следующие версии:

? Есть ли у человека право предавать самого себя, свою семью?

? Есть ли у человека право оскорблять других ради своей прихоти?

? Есть ли у человека право противостоять государству?

? Как поступать человеку, стоящему перед нравственной дилеммой?

? Можно ли стерпеть обиду? Надо ли мстить обидчику?

? Сильный всегда прав?)

15. — Почему конфликт Калашникова с Кирибеевичем не мог разрешиться мирно? Возможен ли другой вариант развития событий?

ЛИЗА: Вспомни свой вопрос в конце последнего урока по поэме. (Почему К.не говорит правды царю?) Сможешь ли ты сама сегодня на него дать ответ?

16.Слово Художникам-иллюстраторам.

На иллюстрации И. Билибина изображен момент, когда Калашников своим ударом свалил Кирибеевича. На переднем плане за пределами очерченного на льду круга лежит поверженный опричник, около него хлопочут двое.

Один из них, старик, неприязненно оглядывается на стоящего в круге победителя.

Снова гусляр уже готовится сложить об этой победе песню, но справа, от высокого царского места уже рвется к купцу царский слуга, готовый выполнить приказ — «привесь его пред лицо своё».

изображен момент перед началом боя. Спиной к зрителям стоит Кирибеевич, напротив него мы видим Калашникова, лицо которого выражает упорство и решимость. Художником тщательно выписаны все детали костюма бойцов, убранство царского шатра, башня Московского Кремля вдалеке.

, наоборот, минимум деталей. Художник сосредотачивает своё внимание на динамике картины. Стоящий к нам лицом Кирибеевич слегка подался назад после удара, который он нанес Калашникову. Фигура купца, с головы которого упала шапка, исполнена напряжения. Чувствуется, что купец преодолевает боль, но, отшатнувшись, всё же устремляется вперед

Поэма “Песня про…” – романтическая национально-историческая поэма, написанная в фольклорной традиции. Попробуем это доказать.

В центре романтические характеры – Кирибеевич и Калашников. Каждый герой – носитель романтической страсти. Калашников отстаивает свою честь, Кирибеевич борется за свою любовь.

Структурный основной элемент, как и во многих романтических поэмах, – поединок. В этой поэме – бой равных. Калашников побеждает, потому что это является типичным фольклорным разрешением конфликта.

Степан представлен нам русским богатырём, честным, отважным, сильным духом.

Исторической поэма является потому, что рассказывает об определённой исторической эпохе русского государства, действующими лицами являются исторические лица, показаны реалии жизни того загадочного времени и быта. Например: Иван Грозный, опричник, показано купечество, семейная жизнь Степана Калашникова…

Фольклорные традиции прослеживаются в манере повествования. Ведут рассказ гусляры, которые на Руси всегда являлись хранителями преданий, носителями народного сознания. А также есть запев в поэме:

Ох, ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы…

Припев:

Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте – дело разумейте..

Концовка:

Красно начинали – красно и кончайте,Каждому правдою и честью воздайте.Тароватому боярину слава!И красавице боярыне слава!

И всему народу христианскому слава!

Нетрудно заметить, что песенным ритмом проникнута вся поэма. Лермонтов создаёт оригинальную ритмическую систему стиха, использует языковые средства, которые сближают с фольклорным началом произведение, такие, как: устаревшая лексика, просторечные обороты, обращения, олицетворения, постоянные эпитеты и другие.

В поэме Лермонтов поднимает такие проблемы, как: проблемы чести, свободы, протеста против несправедливости, проблему правды, семейных взаимоотношений.

Мы на распутье…Но сейчас мы пытаемся понять Калашникова.

Почему он выбрал такой путь? Был ли у него выбор? — Перед каким выбором автор ставит героев и что определяет их выбор? Или герой был обречен?«Чему быть суждено, то и сбудется?..

» (Даже если человек не свободен в выборе своей судьбы, её конечных результатов, он свободен в выборе между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, правдой и ложью – свободен нравственно)

18. ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ:

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я………..

Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-po-poeme-myulermontova-pesnya-pro-kupca-kalashnikova-2184118.html

Ссылка на основную публикацию