Великая отечественная война в плакатах

Искусство плаката в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагических страниц в истории нашей страны. Война стала страшным испытанием для всего советского народа.

Но одновременно она и раскрыла лучшие качества народа: мужество, стойкость, сплоченность, готовность до конца сражаться за свою свободу и независимость. В годы войны сражения велись не только на фронте. Составной частью боевых действий была информационная война.

И самым эффективным средством здесь оказался яркий, доходчивый, образный плакат, призывавший к действию, к защите Родины, сообщавший о событиях на фронте и в тылу.

К плакату в годы войны обратились многие художники, которые ни до этого, ни после им не занимались. Из-за нехватки времени не все плакаты были выполнены качественно, но они выражали главное – искреннюю веру в победу над врагом.

Где издавались плакаты? Практически везде: в Московском и Ленинградском отделении государственного издательства «Искусство», во всех крупных городах, военных типографиях и редакциях газет и даже рисовались от руки или по трафарету в полевых условиях.

Плакаты распространялись не только на передовой, но и в тылу, и даже на оккупированной территории.

Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами. Когда мы говорим о Великой Отечественной войне, то в нашем сознании возникает образ женщины – матери с плаката И.

Тоидзе «Родина- мать зовет!» Образ матери является символом самых светлых ассоциаций в мире насилия и крови. В американском плакате чаще встречается образ не матери, а привлекательной женщины – боевой подруги.

В советском же плакате прославляется мужественность, стойкость матери-героини, готовой на любые лишения ради победы над врагом.

Женщина на советских плакатах часто изображается в мужской одежде (муж ушел на фронт, она заняла его место у станка, в поле), сильные ее руки сжимают оружие (она готова сражаться бок о бок с мужчинами за Родину), лицо ее выражает спокойную сосредоточенность, решимость идти на любые жертвы ради победы. Немецкие художники в качестве символа изображали на плакатах орла – знак тысячелетнего рейха. Долгие годы силуэт этой птицы олицетворял для жителей Европы и СССР войну, смерть и разруху. Кроме орла немцы активно использовали воина-крестоносца, подчинявшегося девизу «Моя преданность – моя честь».

Американцы, как символ преемственности идей демократии и свободы, выводят на плакат «Дядю Сэма», одетого в «звезды и полосы» и призывающего поступить на военную службу. В пропаганде активно использовались гротескно-сатирические образы Гитлера и Сталина. Лидеры СССР и Германии изображались своими противниками так, чтобы внушить к ним отвращение, вызвать неодолимое желание уничтожить.

В этом плане показателен плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», на котором изображен Гитлер, в голову которого советский воин вонзает штык.

Советские плакаты учитывали психологические особенности восприятия визуальной информации: при взгляде на картину, газетную или журнальную страницу, плакат зритель прежде всего фиксирует взгляд на правой верхней части листа, а уже потом на остальных частях изображения.

Именно поэтому на советских плакатах в этой части располагаются красноармейцы, а немцы в нижней левой части. Грамотное использование этой особенности зрительного восприятия позволяло глубже раскрыть содержание и повысить эмоциональное воздействие на аудиторию.

В отличие от немецких и американских плакатов, в советском военном плакате много внимания уделяется событиям на фронте. Так, плакаты Кукрыниксов позволяют создать образное представление о главных событиях Второй мировой войны.

Например, на плакате «Клещи в клещи» изображен Гитлер, пытающийся руками-клещами окружить Москву, но их пережимают другие «клещи» – силы нашей Красной Армии.

Плакат «Потеряла я колечко…(а в колечке – 22 дивизии)» Кукрыниксов посвящен Сталинградской битве. Форма «колечка» на плакате схожа с аналогичным кольцом на карте битвы, а Гитлер изображен жалким, растерянным и плачущим.

Или, например, плакат «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», на котором Гитлер изображен в виде тигра, попавшего в капкан – Курскую дугу. И действительно, попав в такой «капкан» Гитлер не смог оказать поддержку итальянским войскам. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» определил характер плакатов на тыловые темы.

Призыв все отдать фронту ярко выражен в советском плакате И. Мора «Ты чем помог фронту?» и сходном с ним американском плакате «Victory begins at home» («Победа начинается дома»), призывающем увеличить производство продукции для обеспечения победы.

Женщины на этих плакатах изображаются полными оптимизма и веры в скорую победу над врагом, готовыми сделать все для ее приближения. Звали плакаты и к отмщению за страдания и смерть жен и детей.

Манера выполнения плакатов немецкими и советскими художниками была различна, но часто они заимствовали друг у друга отдельные элементы или идеи плакатов.

Так, работы советских художников выполнялись без фона, преимущественно с применением только черного и красного цветов, изображаемые фигуры имели плоскостной силуэт. Немцев часто изображали в виде животных, либо в сатирическом виде, либо поверженными и очень уродливыми.

Немецкие художники предпочитали коричневый и красный цвета, подчеркивали арийские черты лица германского солдата и т.д.

Плакат в годы войны был самым доступным видом изобразительного искусства. В этот период были созданы сотни и тысячи плакатов, которые оперативно, просто и понятно сообщали о важнейших событиях, звали на ратные и трудовые подвиги.

Многие из военных плакатов них стали классикой советского искусства. По силе эмоционального воздействия плакат оказался одним из самых эффективных средств пропаганды и агитации в годы Великой Отечественной войны.

Даже спустя годы, плакаты помогают более образно представить историю войны, детализируют её, воссоздают атмосферу того времени.

Список использованных источников: 1. Алпатов М.В, Ростовцев Н.М. Искусство. – М.: 1989. 2. Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России. Учебник. – М.: 2006. 3. Кукрыниксы втроем. – М.

: Издательство «Советский художник», 1975. 4. Соколов Н. Наброски по памяти. – М.: 1987. 5. Соколова Н. Кукрыниксы. – М.: Издательство академии художеств СССР, 1962. 6.

Читайте также:  16 идей поделок из пластиковых бутылок для дачи + фото

Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство. – М.: Мысль, 1995.

Фомичева А.В., Нечаева Т.Ю. Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=53575

Плакаты времен Великой Отечественной войны

Недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны: гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов…

Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага.

Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен на плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне.

Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, — и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.

Пропагандистские материалы были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например агитплакат «Все для фронта, все для победы»!

«Все для фронта! Все для победы». Автор плаката — Лазарь Лисицкий. 1942 год.

Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.

Тогда же на улицах советских городов появился знаменитый плакат «Родина-мать зовет» работы Ираклия Тоидзе. Собирательный образ русской матери, призывающей сыновей на борьбу с врагом, стал одним из самых узнаваемых образцов советской пропаганды.

Репродукция плаката «Родина-мать зовет!», 1941 год. Автор Ираклий Моисеевич Тоидзе

Плакаты отличались по качеству и по содержанию. Немецкие солдаты изображались карикатурно, жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и несломленную веру в победу.

В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковали за чрезмерную жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии.

В 1941–1942 гг.

, когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и единоборствами, они подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с партией, с армией, они призывали уничтожить противника.

Один из популярных мотивов — обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев — Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.

Художники Виктор Иванов «Наша правда. Бейтесь до смерти!», 1942 год.

Художники Дмитрий Моор «Ты чем помог фронту?», 1941 год.

«Победа будет за нами», 1941 год

«Таран — оружие героев». Автор — А.Волошин, 1941 год

Плакат В.Б. Корецкого, 1941 год.

На поддержку красной армии — могучее народное ополчение!

Плакат В. Правдина, 1941 год.

Плакат художников Бочкова и Лаптева, 1941 год.

Источник: https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/fakty-i-tsifry/plakaty-vremen-velikoj-otechestvennoj-vojny.html

История Великой Отечественной войны в плакатах и листовках. Новости. Первый канал

В эти дни вспоминают не только фронтовиков, но и тех, кто ковал победу в тылу — людей самых разных профессий. В том числе, казалось бы, далёких от военного дела, например, художников. Порой их работы били как самое точное оружие. Недаром Гитлер некоторых из них считал своими личными врагами.

Скупые, четкие штрихи, более резкие, чем на художественных портретах. Призывы, которым верили — эмоции на лицах неподдельные. Один из самых известных плакатов Великой Отечественной войны — «Родина-мать зовет!».

Ираклий Тоидзе придумал его, когда в мастерскую вбежала жена со словами: «Война началась!». Уже через несколько минут художник сделал первый набросок.

«Родина зовет своих сыновей. В такое страшное время, когда напали на нас, хотели нас уничтожить, этот плакат, конечно, сработал тогда. Не только тогда, он и сейчас работает», — говорит племянник Ираклия Тоидзе, Гиви Тоидзе.

Героями художников становились солдаты, труженики тыла, блокадники. Всеволод Инчик вспоминает: в Ленинграде, он тогда был ребенком, выходил на улицу после бомбежек и видел, как на домах расклеивают плакаты. А потом бережно собирал их, чтобы сохранить.

«Я видел, что плакаты расклеиваются в городе, который практически уже умирал. А если плакаты расклеивались, ходили расклейщицы, работали типографии и все остальные, кто принимал участие в выпуске плакатов, значит, город продолжал жить», — вспоминает Всеволод Инчик.

Типографии не справлялись — плакаты трафаретили вручную. В Москве, в мастерской «Окна ТАСС» днем и ночью трудились десятки художников и поэтов.

«Окна ТАСС» работали в Московском доме художника. Они были организованы на следующий день после начала войны. Еще через день был готов первый плакат. С этого момента плакаты в «Окнах» обновлялись почти ежедневно.

За 4 года плакатисты создали более 1250 работ. На сообщения Совинформбюро реагировали мгновенно: художники тут же набрасывали эскизы, поэты писали стихи.

Когда немцев разбили под Москвой, уже через сутки листовки опережали отступающего врага, их сбрасывали на оккупированные территории. В Харькове партизаны полностью заклеили «Окнами ТАСС» здание местного гестапо. Противник был в бешенстве. Руку карикатуристов Кукрыниксов и Бориса Ефимова узнавали и по ту сторону фронта.

Чтобы комичность была еще и достоверной, тассовцы подолгу изучали немецкую хронику, обращали внимание на жесты и походку лидеров Третьего рейха. Параноик с крючковатыми пальцами и растрепанными волосами — таким Гитлер смотрел с плакатов на своих солдат.

«Гитлер составил так называемый черный список гестапо, что после взятия Москвы найти и повесить. — «Вы входили в этот список?» — Входил, да. Это считается для меня комплиментом», — говорит Борис Ефимов.

Читайте также:  5 способов выровнять пол под отделку в квартире или доме

Многие художники надолго пережили и Гитлера, и весь Третий рейх. С каждым шагом к Берлину лица на плакатах становились все радостнее. 9 мая 1945-го на стены начали клеить последние плакаты военного времени, посвященные Победе, за которую бились не только штыком, но и пером.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2011-05-06/121323-istoriya_velikoy_otechestvennoy_voyny_v_plakatah_i_listovkah

Советские плакаты времён Великой Отечественной войны Автор презентации – ученик 11 класса МОУ СОШ 7 Афлятунов Евгений Маратович. — презентация

1 Советские плакаты времён Великой Отечественной войны Автор презентации – ученик 11 класса МОУ СОШ 7 Афлятунов Евгений Маратович.<\p>

2 План Советские плакаты Советские плакаты Родина — мать зовёт ! Родина — мать зовёт ! Популярные темы : Популярные темы : – В атаку ! В атаку ! – За спиной Москва ! За спиной Москва ! – Карикатура Карикатура – Все для фронта, все для победы ! Все для фронта, все для победы ! – Смерть детоубийцам ! Смерть детоубийцам ! – На Запад ! На Запад ! – Победа ! Победа ! Окна ТАСС Окна ТАСС Борис Ефимович Ефимов Борис Ефимович Ефимов Кукрыниксы Источники информации Источники информации<\p>

3 Советские плакаты Советские плакаты военных лет стали мощным оружием наравне с военной техникой. Яркий и образный плакат стал на борьбу с врагом, напутствуя, просвещая и поддерживая защитников. Плакаты времен Великой Отечественной войны — это часть культурного наследия Советского Союза.<\p>

4 Главный военный плакат «Родина-мать зовёт!» самый известный плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в июне 1941 года.<\p>

5 Родина — мать зовёт ! По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.<\p>

6 В атаку ! Это наиболее популярная тема плакатов времен Великой Отечественной войны. На плакатах часто изображалась военная техника, например, танк Т-34, 5-башенный танк Т-35, самолеты ИЛ-2 и ПО-2. Кроме того, на плакатах часто изображали известных русских полководцев и вождей революции.<\p>

7 За спиной Москва ! Плакаты темы «За спиной Москва» появились в 1941 году в связи с тяжелой ситуацией на фронте. В таких плакатах защитники часто изображены плечом к плечу, готовые стоять насмерть, не делая ни шагу назад.<\p>

8 Карикатура Наряду с крупноформатно-изданными плакатами большую роль в наглядной агитации и пропаганде играла политическая карикатура.<\p>

9 Карикатура<\p>

10 Все для фронта, все для победы ! В тылу было очень важно поддержать порядок среди населения, призвать его к помощи фронту для скорейшего окончания войны.<\p>

11 Смерть детоубийцам ! С точки зрения общечеловеческих ценностей эти плакаты имеют сильный эффект на восприятие.<\p>

12 На Запад ! Плакаты этой темы отличало необыкновенное сочетание героизма и лиричности при создании образов советского воина<\p>

13 Победа ! Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года<\p>

14 Окна ТАСС «Окна ТАСС» — это Союз Художников, созданный 24 июня 1941 года. Именно этот союз создал большую часть агитационных плакатов Великой Отечественной войны<\p>

15 Окна ТАСС В создании плакатов участвовали многие талантливые художники: П. Крылов Б. Пророков, Б. Иогансон, Д. Моор, А. Кокорин, Л. Голованов, Ю. Непринцев, В. Климашев, Б. Ефимов — всего 125 художников-профессионалов.<\p>

16 Борис Ефимович Ефимов Народный художник СССР, личный враг Гитлера, сотрудничал в журнале «Крокодил» и в газете «Труд», работал над плакатами и листовками. В 1943 году создал альбом сатирических «портретов» главарей фашистского рейха и назвал его «Гитлер и его свора»<\p>

17 Новый порядок в Европе, 1942 год<\p>

18 Кукрыниксы Кукрыниксы – это наиболее известная группа художников, создавшая огромное количество сатирических плакатов. В эту группу входили Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов.<\p>

19 Источники информации Википедия — свободная энциклопедия — Красный плакат — Кукрыниксы. Политическая сатира. М, 1973 «Великая Отечественная война », Энциклопедия, М, 1985 г. Плакаты военного времени (Галерея искусств).<\p>

20 Спасибо за внимание !<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/519084/

Плакаты Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: из собрания Национального музея Республики Татарстан

Плакаты периода Великой Отечественной войны являются реликвиями, которые ярко и эмоционально передают атмосферу военного времени. В собрании Национального музея РТ представлены плакаты, изданные в центральных издательствах в Москве и Ленинграде, а также в Казани в годы Великой Отечественной войны на русском и татарском языках.

            С  первых дней войны  советский политический плакат являлся одним из главных средств наглядной пропаганды и агитации, действенным средством мобилизации народа на борьбу с фашизмом.

             Крупнейшими центрами массового издания плакатов в 1941-1945 годах были Московское и Ленинградское отделения государственного издательства «Искусство», «Боевой карандаш», студия имени М.Б.

Грекова, издательства в республиках Средней Азии и Закавказья, городах Сибири и Дальнего Востока, выездные редакции центральных газет и бригады художников, созданные при творческих союзах, художественных институтах, специальные отделы политорганов РККА и ВМФ.

             Татарское государственное издательство, которое в годы войны находилось в Казани в здании Дома печати на улице Баумана, приступило к выпуску антифашистских плакатов с первых месяцев войны. Это были перепечатанные плакаты художников В.Н. Дени, Д.С. Моора, Н.Н. Ватолиной и др. Текст на плакатах печатался на русском или на татарском языках.

 Сохранились и плакаты, выполненные по рисункам  художников Татарского государственного издательства Б.М. Альменова, Р.Ф. Сайфуллина, Н.М. Сокольского, А.М. Родионова и др. Только за первый год войны Татарское государственное издательство выпустило и распространило плакаты, тиражом свыше полмиллиона экземпляров[1].

В них показывался героизм воинов, трудовые подвиги тружеников тыла, разоблачалась античеловеческая сущность фашизма.

Гельмс Э.Б. Победные салюты «Окно сатиры Татхудожника» № 120. …

             Кроме типографского плаката, в Казани вручную, в технике трафарета, было изготовлено около 170 номеров «Окон сатиры». Инициаторами их выпуска стали художники И.Е. Бобровицкий, Н.М.

Сокольский и поэт Бруно Зернит. «Окна сатиры» выходили по 4 номера ежемесячно, тиражом до 300 экземпляров.

Эти плакаты являлись самыми оперативными и общедоступными, они устанавливались во всех многолюдных местах города и отражали последние события внутренней и международной жизни.

 В годы Великой Отечественной войны получили развитие два основных вида плаката: плакат героический, агитационный, прославляющий героя, призывающий на подвиг на фронте и в тылу, и плакат сатирический, разоблачительный, бичующий врага, раскрывающий его слабые стороны, колко издевающийся над ними.

         Лучшие плакаты отличались четкостью силуэта центральной группы; применяемые цвета были яркие и в своем сочетании усиливали выразительность изображения.

Приоритетной являлась тема героизма советских людей на фронтах и их самоотверженный труд в тылу, а также тема единства фронта и тыла и важности трудового вклада всего народа в достижение победы. Часть плакатов, созданных художниками Татарстана была посвящена событиям, происходящим на фронте.

Значительное число плакатов Татгосиздата было посвящено  теме помощи тыла фронту: «Хлеб – фронту», «Не оставляй! (художник Б. Альменов), «За высокий урожай!», «Красной Армии – теплые вещи!»  (художник Р. Сайфуллин)  и другие.

На плакатах запечатлены советские женщины-труженицы, которые пришли на смену мужчинам-бойцам, ушедшим на фронт.

Альменов Б.М. Не оставляй! г. Казань.

           Плакат Б. Альменова «Не оставляй» является одним из лучших казанских плакатов по выразительности, лаконизму и мастерству исполнения. Изображена  кисть руки, указывающая на упавший колос. Этому способствует раскраска в два цвета – красный и черный, и энергичный, краткий текст-обращение.

           С первых дней войны  плакаты  призывали к бдительности. Широко известен выполненный в июне 1941 года Н. Ватолиной и Н. Денисовым  плакат «Не болтай!», который, благодаря лаконизму изображения и лозунга, стал вершиной пропаганды актуальной темы и пережил время своего создания.

Основой для плаката послужили стихи С. Маршака: «Будь начеку,  в такие дни подслушивают стены.  Недалеко от болтовни  и сплетни  до измены». Сохранился также созданный в начальный период войны казанским художником А.

Родионовым плакат «Болтун», на котором сатирически изображен болтун с длинным языком.

         Тема мести захватчикам звучит в творчестве художников-плакатистов. Таков, например, плакат Н. Сокольского «Канга кан! Улемгә улем!» (Кровь за кровь! Смерть за смерть!) (1941). Графическое изображение на плакате дополнено вмонтированными фотографиями, обличающими фашизм.  

Сайфуллин Р.Ф., Бедный Д. Каждый колос – удар по врагу! Казань….

         Массовыми тиражами издавались плакаты, посвященные армии и тылу, идеологической и практической роли руководства страны и, в первую очередь, И. Сталина.

Некоторые плакаты состоят из текстов докладов и приказов, призывов, лозунгов, обращений, иногда сопровождающихся фотографиями. Между тем они помогают реально ощутить, как и чем жила страна в те годы.    

         В плакатах изданных в Казани, как и в других городах Советского Союза, большое значение имело сатирическое разоблачение коварного и хищного врага.

Фашистские захватчики, изображались карикатурно, в виде змей, скорчившихся под гусеницами могучих советских танков, под обстрелом самолетов и задыхающихся от удара воинов Красной армии или в схватке партизанами.

Так, например, как на плакате «Ларионова И.А. Фашист хәшәрәтләрне юк итик! (Уничтожим фашистских тварей!) (1941 г.)». 

         Художник Татгосиздата Б.М. Альменов в плакате «Фашизма кровавого сатрапы» создал образ вооруженного до зубов зверя – Гитлера с оскаленной пастью, вытянувшего свои длинные когтистые лапы.

Образ, созданный в острой гротескной манере вскрывал звериную сущность фашизма. Выполненный вскоре после начала войны, плакат Б.

Альменова был отпечатан тиражом в 1500 экземпляров и являлся метким залпом художника по врагу[2].

        Большую популярность в годы Великой Отечественной войны получили агитационно-пропагандистские плакаты сатирического содержания художника-графика Р.Ф. Сайфуллина: «Наполеон и Гитлер», «Вороны в павлиньих перьях», «Новый порядок в Европе», «Гитлеровская виселица», «Каждое зерно — удар по врагу».

        Многие плакаты Татгосиздата выпускались на русском и на татарском языках. Таков, например, плакат Р.Ф. Сайфуллина «Каждое зерно – удар по врагу». На плакате по диагонали изображены штык-нож от винтовки, рядом с колоском, которые вместе наносят удар по ненавистному врагу. Композиция простая и наглядная. Изображение дополняется выразительными стихотворными строчками Демьян Бедного:

«…Военно-оборонное

приобрели значение

и каждая крупиночка,

и каждое зерно».

Выполненные очень эмоционально, плакаты Р. Сайфуллина издавались большим тиражом, до 30 000 экземпляров.

      Велика роль плаката в деле поднятия морального боевого духа на фронте и в тылу. Без плакатов нельзя представить себе города и села времен Великой Отечественной войны. Они были всюду – на стенах домов, на заводах, вокзалах, в избах. Изданные массовыми тиражами военные агитационные плакаты излучают силу и уверенность народа в неизбежности разгрома врага.    

       Мощное оружие агитации, плакат в тяжелые годы Великой Отечественной войны достиг высокого художественного уровня.

Благодаря своей оперативности, приближению к реальным событиям жизни и широте обобщений он сумел выразить в образах сильных и взволнованных самое важное, что было характерно для жизни народа, выразить живо, непосредственно, шаг за шагом.

Плакаты рассказывают о ходе самой Великой Отечественной войны, о подвигах тружеников тыла, о зверствах фашистов на захваченной территории.

Они являются средством пропаганды и  агитации, и в то же время — важнейшим источником, который знакомит нас с механизмами агитации и методами формирования общественного сознания. Образы  героев на плакатах были примерами мужества и стойкости, напоминали о родном крае, формировали ненависть к фашизму.   

     Плакатами художники непосредственно откликались на запросы военного времени, воздействовали на чувства и мысли людей, тем самым, внося свой вклад в Победу.

Иванова В.В. 

 

[1] См. Гильманов З.И. Татарская АССР в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). Казань: Татарское кн.изд-во, 1977. – с. 232

[2] См. Файнберг А.Б. Политический плакат казанских художников 1941-1945 гг. – Казань: Татарское кн.изд-во, 1965

Источник: http://tatfrontu.ru/content/plakaty-velikoy-otechestvennoy-voyny-1941-1945-gg-iz-sobraniya-nacionalnogo-muzeya

Ссылка на основную публикацию